Кемак люди
![]() Жители Кемака на рынке в Ацабе , Восточный Тимор , около 1968–1970 годов. | |
Общая численность населения | |
---|---|
71,000 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Тимор : | |
![]() | 61,969 (2010) [ 2 ] |
![]() | 10,800 [ 3 ] |
Языки | |
Кемак , индонезийский , купанг-малайский , тетум , португальский | |
Религия | |
Христианство (94% в Тиморе-Лешти , 90% в Индонезии ), Народная религия (6% в Тиморе-Лешти , 10% в Индонезии ) | |
Родственные этнические группы | |
Народ мамбаи (Тимор) , народ токодеде, народ тетум, австронезийцы , меланезийцы |
Кемак острова ( португальский : Quémaque , также известный как Эма ) — этническая группа, насчитывающая 80 000 человек, проживающая на северо-центральной части Тимор . В основном они проживают в округе Бобонаро в Восточном Тиморе , а остальные проживают в провинции Восточная Нуса-Тенгара в Индонезии .
Они близки к народу тетум. [ нужны разъяснения ] Кемакцы говорят на кемакском языке . Они являются одной из самых маленьких из 14 австронезийских подгрупп Тимора . [ 4 ] Большинство из них являются приверженцами традиционных верований, а часть исповедует католическую веру. Территориальную общину возглавляет вождь, разделенный на роды. Существует три уровня соединений. «Частный» тип группы соответствует уровню ума или дома. Речь идет не только о жилище, но и о том, что в его категорию входят экзогамные группы старших и младших братьев, имеющих общего предка. К «коллективному» типу относится община моробе , охватывающая 7 деревень, содержащих преимущественно 3 дома и объединенных общим ритуальным циклом. [ 5 ]
Район расселения
[ редактировать ]По большей части народ кемаков проживает в Атабае , Кайлако , Малиане ( район Бобонаро , 39 000 кемаков) и Ацабе ( район Эрмера , 18 500 кемаков), но также частично в округе Кова Лима (2100 кемаков) Восточного Тимора и в Белу. Регентство , Восточная Нуса Тенгара в Индонезии . Согласно переписи населения Восточного Тимора 2010 года , 61 969 человек считают язык кемак своим родным языком. [ 6 ] В 1970 году их было 45 084 человека. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Кемакцы из Ацабе
[ редактировать ]
До колониального периода Ацабе был одним из центров Тимора под властью коронел боте (что означает « короли» ) Ацабе Кемака, который доминировал над всей населенной кемаками территорией Восточного Тимора до колониального периода. Районы Кемака включают север современного Бобонаро , северный Айнаро и район Суай , которые были притоком Ацабе . Небольшая кемакская империя Маробо располагалась на периферии, поэтому народ кемаков там на протяжении поколений смешивался с соседним народом бунак . Ацабе был частью сложной системы союзов посредством ритуалов, браков и торговли, благодаря которым был основан народ Тетун Дили из Вехали со столицей Ларан. Ларан был одновременно духовным центром всего острова. Помимо людей Тетум Дили и Кемак, народы Бунак и Мамбаи из Айлеу частью этой союзной системы также были . Вместе с востоком острова португальцы называли эту местность Белу (также Белос или Фиаларан).
Согласно устным традициям народа Ацабе кемаков, они относительно поздно попали под колониальное португальское правление. Одной из причин могло быть сильное расселение жителей и непроходимость горного ландшафта. Только в 19 веке португальско-ангольские войска впервые вторглись в этот район. Тогдашний король Томас Пинто выступил против захватчиков. Но Дом Томас потерпел поражение и был вынужден отправиться в Атамбуа, чтобы бежать в Западный Тимор. Португальские источники упоминают регион Ацабе и Люрай только в середине XIX века. Правители Ацабе были особенно склонны к восстанию против колониальных лидеров и их присутствия на острове. Двое внуков Дома Томаса, Най Рези и Най Сама, позже боролись за власть. В то время как Най Рези выступил против португальских колонизаторов, Най Сама поддержал португальцев. В конце концов Най Сама был казнен своими людьми, а Най Рези был схвачен португальцами в Хатулии и также казнен. [ 9 ]
Португальцев сначала считали еще одним народом со своим правителем. После того, как сопротивление им потерпело неудачу, народ Кемака принял лидеров португальцев как часть своей высшей иерархии, которая предоставила им более крупную армию, святых людей, католических священников и более крупного Лулича (практикующего ритуалы). Флаг Португалии и даже его флагшток считались священными предметами. [ 10 ] Колониальные правители, утвержденные в качестве администраторов Португалии, снова были узаконены путем передачи флага.
Принятие кемаками устоявшегося католицизма было тесно связано с их пониманием персонифицированной святости. Эта импортированная концепция святости рассматривается как более сильное расширение существующей местной традиции люли. Католическим священникам дали землю для строительства часовен и разрешили заниматься миссионерской работой. Но успех обращения был достигнут не столько из-за отсутствия друзей, сколько из-за того, что можно было увеличить собственные духовные силы.
Сын Наи Рези, Дом Сиприано Гонсалвес (Дом Сиприану) стал правителем Ацабе с 1912 по 1943 год. Во время японской оккупации Тимора [ 11 ] он и население Ацабе оказали пассивное сопротивление. Поэтому Сиприану вместе с шестью его родственниками были взяты в заложники японцами, а затем казнены.
Поскольку португальская система образования была предназначена для правящего класса, они также смогли занять ведущие позиции в колониальной администрации. То же самое было и позже, во время индонезийской оккупации, границы сотрудничества и очевидного сотрудничества для защиты собственного народа были очевидны. Восточнотиморское сопротивление также нашло здесь частичную поддержку.
Сын Сиприану и последний правитель , Дом Гильерме Мария Гонсалвес стал в 1974 году соучредителем проиндонезийской партии Тиморской народно-демократической ассоциации (АПОДЕТИ), которая призвала Индонезию поддержать Тимор Восточный Ацабе . Во время индонезийской оккупации Дом Гильерме был губернатором индонезийского Тимора Тимура с 1978 по 1982 год. Позже он дистанцировался от Индонезии и отправился в португальское изгнание. После того, как жители Восточного Тимора высказались на референдуме 1999 года за независимость от Индонезии , проиндонезийские ополченцы напали на членов семей и союзников бывшего коронела боте (что означает «правители»). Поводом стало подозрение в том, что бывший правитель поддерживал движение за независимость.
Другие сообщества Кемака
[ редактировать ]Весной 1867 года народ Кемаков из Лермена (сегодня муниципалитет округа Эрмера ) под верховенством Маубары восстал против португальских колониальных хозяев. Губернатор Франсиско Тейшейра да Силва в неравной борьбе победил оппозицию. В решающем бою, продолжавшемся 48 часов, повстанцам пришлось защищаться от превосходящей огневой силы. Пятнадцать деревень были взяты и сожжены. Число жертв среди тиморцев неизвестно, а португальцы подсчитали собственные потери: двое убитых и восемь раненых. Территория Лермеана была разделена на соседние королевства. [ 12 ] [ 13 ]
В 1868 году португальцы направили военный отряд в Суко Санирин (Санир/Санири), чьи лиураи (правитель) отказались платить налоги, а форт в Суко Батугаде был превращен в центр военных действий. Кемаки Суко Санирина официально были данниками подрайона Балибо под военным командованием Батугаде. [ 12 ]
Между 1894 и 1897 годами несколько империй восстали на западе португальской колонии. В ходе карательных действий Португалии были практически уничтожены несколько империй Кемака, такие как Санирин, Котубаба и Дерибате. Тысячи жителей бежали в Западный Тимор из Голландской Ост-Индии и поселились там в Белу . Еще больше последовало в период между 1900 и 1912 годами. Расследования предполагают наличие как минимум 12 000 беженцев. [ 14 ]
Религия и социальная структура
[ редактировать ]
Как и другие этнические группы Восточного Тимора , народ Кемака сегодня в значительной степени является приверженцем католической веры. Так, в административном посту Ацабе почти все жители — католики. Особенно оно распространилось во время индонезийской оккупации Восточного Тимора (1975–1999 гг.) как граница между большинством мусульманских захватчиков. Церковь предлагала защиту, критиковала жестокое поведение оккупантов и была средством мирного протеста. Почитание Девы Марии, особенно в небольших городах, особенно отмечено многочисленными религиозными обрядами в церквях и гротах .
Тем не менее, христианские обряды все еще несут следы анимистической, традиционной религии. Составляющими древней религии являются культ предков, поклонение реликварию и представление о священных ( кемакский язык : лули , тетумский язык : люлик ) места. Одним из них является гора Дар Лау, которая является мифическим местом происхождения народа Ацабе Кемак. По легенде, именно здесь когда-то соединялись небо и земля. Христианские священники, соблюдавшие анимистические практики, почитаются как святые люди, обладающие духовными силами ( лули ). Такие духовные силы передаются через благословение. При этом эти духовные силы исходят не только от служения, но и от людей, которым приписывают духовные силы, чтобы присоединиться к священству.
Существуют небольшие различия в церемониях между различными группами общин кемаков, такими как народы Ацабе Кемак и Маробо Кемак.
Общество характеризуется иерархическим разделением по семьям, «домам». Дом Коронель ( язык тетум : лиурай ), традиционная королевская власть, имел свою власть, основанную на их происхождении от отцов-основателей и их люли . Последнее могло быть как в самом человеке, так и в священных предметах. То же самое относится и к традиционным жрецам ( газы убу ), которые утверждали свою позицию на основании своего происхождения и ритуальных знаний. Они были хранителями священной истории и традиций. Только царь превосходит их в святости. Он также хранит большую часть святынь, переданных от отцов-основателей. Но власть жрецов ограничивается ритуалами. Однако не исключено, что человек обладал как светской властью, например, как сельский староста, так и одновременно священником. Король Ацабе обладал обеими властями. Кроме того, королевский дом обеспечил ему власть посредством стратегической политики браков, обмена женщинами и материальными благами, а также формирования армии для участия в региональных распрях и охоте за головами.
Священные дома строятся вместе всеми мужчинами, принадлежащими к племени. Они встречаются по выходным, раз в месяц, в течение одиннадцати месяцев. В конце месячной работы всегда отмечается небольшой ритуальный праздник. Священные дома состоят из семи уровней, каждый с четырьмя ступенями. Ограничение доступа зависит от степени родства. Простые гости допускаются только на самый нижний уровень дома, друзья - как минимум на второй уровень, женатые родственники - на третий, родственники из соседних деревень - на четвертый и частично на пятый, женатые в деревне - на шестой и только Лулик Наин (что означает «Повелитель Святого») до седьмого уровня. Он хранитель дома и священных предметов, хранящихся здесь. При открытии дома приносят в жертву буйвола и отмечают большой праздник. [ 15 ]
Похороны
[ редактировать ]
Церемонии погребения народа Кемак ( Тау Тана Мате ) делятся на три фазы, а именно Хуку боу , Леко-чицир лиа и Коли нугу . Церемонии погребения называются черными ритуалами ( Метама но ). Это один из случаев соприкосновения живых со своими предками, что также приводит к обновлению и перестройке социальных связей между живыми и умершими, а также между партнерами по союзу, которых связывает брак. Дом «дарителей невесты» ( ай мэа ) и дом «принимающих невесты» играют центральную роль в погребальных церемониях, как и в других важных событиях. Пока не приехали все члены семьи, ритуал начинать нельзя. Кровь жертвенных животных, которую пожертвовали ай-меа, используется для очистки ритуальных предметов и могилы. Во времена многоженства присутствие вторых жен и их участие ( бэй-бэй ) является абсолютным требованием. Кроме того, присутствует также присутствие всех сторон семьи, например, представителей старшего и младшего дома ( каара-алири ), которые связаны узами брака и дружественными и союзническими.
Для народа Ацабе Кемак первая фаза захоронения, Хуку бо , состоит из принесения в жертву как минимум пяти водяных буйволов, нескольких коз и свиней. Затем умершего хоронят в христианской могиле. Вторая фаза, Leko-cicir lia , является наиболее затратным ритуалом кемакской культуры. Обычно это совершается совместно над несколькими умершими. Только мертвецы с высоким статусом, такие как Коронель , получают независимый ритуал. Ритуал обычно совершается перед началом посевного сезона (с августа по сентябрь), поскольку он сочетается с просьбой к предкам о богатом урожае. Согласно традиционному поверью, второй обряд над душой умершего еще не совершался, и говорят, что она остается возле его дома и деревни ( Аси наба коа пу ). Чем позже произойдет leko-cicir lia , тем больше будет стремиться одинокая душа к его обществу и потому будет призывать к себе души живых. Признаком такого случая считается скопление погибших в доме. Тем не менее, ритуал обычно проводится только спустя годы после первой фазы, поскольку дом мертвых сначала должен предоставить экономические средства для такого дорогостоящего ритуала. Особенно это усложняет концепция Второго Погребения. Кости умершего выкапывают, очищают и перезахороняют, а душу умершего направляют посредством ритуальных песен ( Неле ) священника деревни предков на Татамайлау , Восточного Тимора самой высокой горе . Песни могут длиться до 14 часов. Во время ритуала водяные буйволы снова приносятся в жертву животным. приносят глубоко в священные джунгли ( Ай лара хуэй Отрезанные половые органы всех жертвенных животных в конце церемонии ) и помещают там перед Биа Мата Ай Пун (происхождение весны и деревьев). Предков заклинают песней, посредством жертвоприношений животных, чтобы передать предкам души умерших. В конце кости погибших снова закапывают. Завершением теперь является христианская месса, единственное упоминание о новой вере. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кемак» . Этнолог . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Катарина Уильямс-ван Клинкен и Роб Уильямс (2015). «Картирование родного языка в Тиморе-Лешти: кто, что и где говорил в 2010 году?» (PDF) . Технологический институт Дили . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ «Кемаки в Индонезии» . Проект Джошуа . Проверено 17 сентября 2014 г.
- ^ Эндрю Тот (январь 1980 г.). «Негрито из Малакки; Тимор: Chants des Éma Бриджит Кламагиран». Этномузыкология . 24 (1): 142–145. дои : 10.2307/851330 . JSTOR 851330 .
- ^ Джейн Монниг Аткинсон (февраль 1986 г.). «Сообщество Эма на Тиморе. Бриджит Ренар-Кламажиран» . Журнал азиатских исследований . 45 (2): 464. дои : 10.2307/2055913 . JSTOR 2055913 .
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2010 года: Распределение населения по административным районам, том 2» (PDF) . Национальное статистическое управление и Фонд народонаселения ООН. 2010. Архивировано из оригинала (PDF) 5 января 2017 года . Проверено 2 ноября 2016 г.
- ^ Бриджит Ренар-Кламажиран (1982). Маробо: эма-общество Тимора . Издательство Питерс. ISBN 978-28-529-7123-3 .
- ^ «Статистическое управление Восточного Тимора, результаты переписи населения суко 2010 года» . Министерство финансов Тимора-Лешти. Архивировано из оригинала 23 января 2012 г. Проверено 8 марта 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Андреа К. Мольнар (2006). « «Умер на службе Португалии»: легитимность власти и динамика групповой идентичности среди Ацабе Кемак в Восточном Тиморе» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 37 (2): 335–355. дои : 10.1017/s0022463406000579 . hdl : 10843/13330 . JSTOR 20072713 . S2CID 161538895 .
- ^ Джеффри К. Ганн (1999). Тимор Лоро Саэ: 500 лет . Макао: Книги Востока. п. 284. ИСБН 972-9418-69-1 .
- ^ Андреа К. Мольнар (2011). Земля и жизнь в Тиморе-Лешти: этнографические очерки (Дарлау: происхождение и их значение для идентичности Ацабе Кемак) (PDF) . Австралийский национальный университет. п. 99. ИСБН 9781921862595 . Проверено 10 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Джеффри К. Ганн (1989). «История Тимора» (PDF) . Лиссабонская школа экономики и менеджмента ISEG. п. 86. Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2009 г. Проверено 14 апреля 2017 г.
- ^ Джеффри К. Ганн (1999). Тимор Лоро Саэ: 500 лет . Макао: Книги Востока. п. 166. ИСБН 972-9418-69-1 .
- ^ Андрей Дамаледо (2018). Разделенная лояльность: перемещение, принадлежность и гражданство восточнотиморцев в Западном Тиморе . АНУ Пресс. ISBN 978-176-04-6237-6 .
- ^ Мэтью Либбис (1 февраля 2013 г.). «Ритуалы, жертвоприношения и символизм в Тиморе-Лешти» . Бюллетень права и правосудия Восточного Тимора . Проверено 19 апреля 2017 г.
- ^ Андреа К. Мольнар (май 2005 г.). «Религия: католицизм и культы предков» . Университет Северного Иллинойса. Архивировано из оригинала 11 декабря 2016 г. Проверено 17 сентября 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]