Сэм Ратуланги
Сэм Ратуланги | |
---|---|
![]() | |
первый губернатор Сулавеси | |
В офисе 1945–1949 | |
Президент | Сукарно |
Предшественник | Никто |
Преемник | Бернар Вильгельм Лапиан |
Личные данные | |
Рожденный | Герунган Саул Сэмюэл Джейкоб Ратуланги 5 ноября 1890 г. Тондано , Северный Сулавеси , Голландская Ост-Индия |
Умер | 30 июня 1949 г. Джакарта , Индонезия | (58 лет)
Национальность | индонезийский |
Супруг (а) | Эмили Сюзанна Хаутман (м. до 1926 г.) Мария Катарина Жозефина Тамбаджонг (м. 1928) |
Дети | 5 |
Образование | Университет Цюриха |
Герунган Саул Самуэль Джейкоб Ратуланги (также известный как Рату Ланги ; 5 ноября 1890 — 30 июня 1949), известный как Сэм Ратуланги , был минахасским учителем, журналистом, политиком и национальным героем из Северного Сулавеси , Индонезия . Он был членом комитета, ратифицировавшего Конституцию Индонезии , и был первым губернатором Сулавеси .
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Сын Джозиаса Ратуланги и Августины Герунган, оба из богатых и уважаемых семей Минахаса, Сэм Ратуланги родился 5 ноября 1890 года в Тондано в Северном Сулавеси, который в то время был частью Голландской Ост-Индии . [ 1 ] Джозиас был учителем в школе Хофден (средняя школа для детей старост местных деревень) в Тондано. Он получил педагогическое образование в Харлеме , Нидерланды, около 1880 года. [ 2 ] Августина была дочерью Якоба Герунгана, майора (главы округа) Тондано-Туляна. [ 3 ]
Ратуланги был одаренным учеником, который учился в местной начальной школе с нидерландским языком обучения (ELS или Europeesche Lagere School ), а затем в школе Хофдена. [ 4 ] В 1904 году он покинул свой дом, чтобы поступить в СТОВИА (медицинскую школу на Яве ), получив от школы стипендию. Оказавшись в Батавии (ныне Джакарта ), он передумал и решил поступить в техническую среднюю школу Конингин Вильгельмина . [ 5 ] Ратуланги окончил учебу в 1908 году и начал работать на строительстве железной дороги в южной части Приангана на Западной Яве . Там он столкнулся с неравным обращением в заработной плате и жилье для сотрудников по сравнению с людьми индо-евразийского происхождения. [ 6 ]
Время в Европе
[ редактировать ]Обучение в Нидерландах и Швейцарии
[ редактировать ]В 1911 году Ратуланги вернулся домой, так как его мать тяжело заболела. Его мать умерла 19 ноября 1911 года. Его отец умер, когда он был на Яве. После смерти матери Ратуланги и две его сестры разделили наследство своих родителей. Ратуланги планировал использовать полученные деньги для финансирования своего образования в Европе. [ 7 ] Он прибыл в Амстердам в 1912 году и продолжил обучение, начатое на Яве, которое было прервано из-за болезни его матери. В 1913 году он получил сертификат преподавателя математики на уровне средней школы ( Middelbare Acte Wiskunde en Paedagogiek ). [ 8 ]
Ратуланги продолжил обучение в университете [ Примечание 1 ] в Амстердаме еще два года. Однако завершить учебу он не смог, поскольку ему запретили сдавать экзамен. В университете требовался аттестат об уровне средней школы, которого у Ратуланги не было, поскольку он так и не закончил обучение ни в Hogere Burgerschool (HBS) , ни в Algemene Middelbare School (AMS) . [ 9 ] По совету г-на Абенданона, голландца, симпатизировавшего [ Примечание 2 ] называлось Индией Для выходцев из Индонезии или того, что в то время , Ратуланги подал заявление и был принят в Цюрихский университет в Швейцарии . [ 10 ] В 1919 году он получил в университете степень доктора математики и естественных наук. [ 11 ]
Националистический активизм
[ редактировать ]Во время своего пребывания в Амстердаме Ратуланги часто встречался с Сосрокартоно ( братом Р.А. Картини ) и тремя основателями партии Индише : Эрнестом Доувесом Деккером , Тджипто Мангоенкоэсоэмо и Соеварди Сёрджанинграт . Ратуланги также принимал активное участие в ассоциации индонезийских студентов ( Indische Vereeniging или Perhimpunan Indonesia ). Он был избран председателем ассоциации в 1914 году. Он пригласил ораторов, симпатизировавших индонезийскому делу, таких как Конрад Теодор ван Девентер и Жак Анри Абенданон. [ 12 ] В Швейцарии он был активным членом Ассоциации азиатских студентов ( Associations d'étudiants asiatiques ), где познакомился с Джавахарлалом Неру из Индии . [ 13 ]
Ратуланги также активно писал статьи. В одной статье под названием «Сарекат Ислам», опубликованной в «Онзе Колониен » (1913 г.), Ратуланги писал о росте Сарекат Ислам (кооператива местных торговцев в Индонезии), а также хвалил движение Боэди Отомо в Индонезии. Ближе к концу статьи Ратуланги написал следующее:
История не знает ни одной нации, которая была бы колонизирована навсегда. Остаётся надеяться, что неизбежное разделение (Индии и Нидерландов) пройдёт мирным путём, что должно сделать возможным и после этого хорошее взаимодействие культурных элементов между Индией и Нидерландами, которые были переплетены на протяжении многих столетий. история, может продолжаться. [ 14 ]
Борьба за независимость
[ редактировать ]Вернуться в Индонезию
[ редактировать ]


По возвращении в Индонезию в 1919 году Ратуланги переехал в Джокьякарту, чтобы преподавать математику и естественные науки в технической средней школе Prinses Juliana School . [ 15 ] После трех лет преподавания он переехал в Бандунг и основал страховую компанию Assurantie Maatschappij Indonesia вместе с Роландом Тумбелакой, врачом по профессии и коллегой из Минахасана. Название компании содержало первый известный случай использования слова «Индонезия» в официальных документах. [ 16 ] Отмечается, что Сукарно впервые встретился с Ратуланги, когда находился в Бандунге на конференции. Он заметил в названии компании Ратуланги «Индонезия». Ему было любопытно узнать о владельце бизнеса, и он встретил Ратуланги в его офисе. [ 17 ]
Вернуться в Минахасу
[ редактировать ]В 1923 году Ратуланги был выдвинут партией Союза Минахаса ( Perserikatan Minahasa ) на должность секретаря регионального представительного органа Минахасы в Манадо ( Minahasa Raad ). Он занимал эту должность с 1924 по 1927 год. Во время своего пребывания на посту секретаря Ратуланги лоббировал дополнительные права для минахасцев. Ему приписывают то, что он убедил колониальное правительство отменить принудительный труд ( herendiensten ) в Минахасе. Он также сыграл важную роль в открытии районов Модоиндинг и Канаром на юге Минахасы для переселения и создании фонда для поддержки образования студентов с финансовыми потребностями. [ 18 ]
16 августа 1927 года Ратуланги и Р. Тумбелака основали партию «Единство Минахаса» ( Персатуан Минахаса ). Ее предшественница, партия «Союз Минахаса» ( Персерикатан Минахаса ), включала как гражданских, так и военных членов. Некоторые военнослужащие восстали против голландцев, и поэтому им было запрещено участвовать в политических организациях. Ратуланги и Тумбелака решили сформировать новую партию, партию «Единство Минахаса», в которую войдут только гражданские члены. [ 19 ] Существование этой партии, представляющей конкретный регион Сулавеси, придавало ее членам местную идентичность, но также служило цели содействия национальному единству. Партия «призвала к «солидарности всех групп населения Индонезии»». [ 20 ] В 1939 году Ассоциация Минахаса была одной из политических партий, образовавших Индонезийскую политическую федерацию (ГАПИ или Индонезийская политическая федерация ). Другими были Гериндо ( Индонезийское народное движение ), Париндра ( Партия Великой Индонезии ), Пасундан, PPKI ( Ассоциация индонезийской католической партии ) и PSII ( Индонезийская исламская ассоциация сарекат ). [ 21 ]
Член Фольксрада
[ редактировать ]Назначенный в Народный совет Фольксраад в 1927 году для представления избирателей Минахасы, Ратуланги продолжал агитировать за равные права и защищать индонезийский национализм, присоединившись к Националистическому собранию ( Фракси Кебангсаан ), основанному Мохаммадом Хусни Тамрином . Он был соавтором петиции Соэтардджо , в которой выражалось стремление к политической автономии посредством постепенных реформ в течение десяти лет. [ 22 ] Петиция прошла Фольксраад , но не была принята колониальным правительством. Этот ответ на петицию привел к созданию ГАПИ (описано ранее). [ 23 ] Ратуланги без колебаний критиковал власти и в конечном итоге стал для них угрозой. Он продолжал служить в Фольксраде до 1937 года, когда был арестован из-за растущих политических взглядов. Он был заключен в тюрьму на несколько месяцев в Сукамискине в Бандунге. [ 24 ]
В 1932 году Ратуланги был одним из основателей Объединения учёных Индонезии ( Vereniging van Indonesische Academici ). [ 25 ] Он также входил в группу церковных лидеров и националистов (включая Б. В. Лапиана и А. А. Марамиса ), которые хотели создать церковную деноминацию, которая была бы свободной и отдельной от официального церковного учреждения Голландской Ост-Индии (называемого Protestantsche Kerk в Nederlandsch-Indie или Индише Керк ). В марте 1933 года был основан независимый Конвент протестантских церквей Минахасы (KGPM или Kerapatan Gereja Protestan Minahasa ). [ 26 ]
В июне 1937 года вышла книга Ратуланги «Индонезия в Тихом океане». [ 27 ] Книга считалась провидческой по своему содержанию, в которой Ратуланги предостерег от милитаризации Японии и предвидел возможность вторжения Японии на индонезийский архипелаг из-за его природных ресурсов, которых у Японии нет. Он описал ведущую роль, которую могут сыграть Индонезия и другие страны Юго-Восточной Азии вокруг Азиатско-Тихоокеанского региона: Тихий океан может сравняться по важности с Атлантическим.
После освобождения из тюрьмы в 1938 году Ратуланги стал редактором журнала Nationale Commentaren , новостного и тематического журнала на голландском языке. [ 28 ] Он использовал журнал, чтобы писать мнения против несправедливых действий колониального правительства, а также для того, чтобы донести до своих соотечественников-индонезийцев информацию о нынешнем состоянии. Среди подписчиков журнала были канцелярии премьер-министра Нидерландов, министерства колоний Нидерландов и генерал-губернатора Голландской Ост-Индии. [ 29 ]
Японская оккупация
[ редактировать ]После того, как голландцы сдали голландскую Ост-Индию японцам, 20 марта 1942 года японские власти запретили любую политическую деятельность. [ 30 ] Поскольку все политические организации были распущены, Ратуланги участвовал в оказании помощи семьям солдат голландской колониальной армии ( KNIL или Koninklijk Nederlands Indisch Leger ). В 1943 году Ратуланги был назначен советником оккупационного военного правительства. [ 31 ] В 1944 году он был переведен для консультирования военного правительства в Макассар в Южном Сулавеси , который был частью восточной территории, контролировавшейся японским флотом . [ 32 ] В июне 1945 года Ратуланги основал организацию под названием «Источник народной крови» (СУДАРА или Самбер Дарах Ракьят ). Название очень близко к индонезийскому слову «саудара», что означает «брат/сестра» . Ратуланги использовал эту организацию для активизации националистических настроений в Сулавеси в ожидании возможной независимости в ближайшем будущем. [ 33 ]
После независимости
[ редактировать ]Подготовительный комитет независимости Индонезии
[ редактировать ]В начале августа 1945 года Ратуланги был назначен одним из членов Подготовительного комитета независимости Индонезии (ППКИ или Подготовительный комитет независимости Индонезии ) от Сулавеси. [ 34 ] 17 августа 1945 года Сукарно объявил о провозглашении независимости Индонезии . Ратуланги уже прибыл в Батавию вместе с другими назначенцами ППКИ с восточной территории для встреч и, следовательно, присутствовал на церемонии провозглашения. [ 35 ] Последующие заседания PPKI, начавшиеся на следующий день после провозглашения, привели к принятию Конституции Индонезии и назначению Сукарно и Мохаммада Хатты президентом и вице-президентом соответственно путем аккламации. В ходе встреч страна также была разделена на административные регионы, где Ратуланги был назначен губернатором Сулавеси. [ 36 ]
Губернатор Сулавеси
[ редактировать ]Вернувшись в Макассар и официально объявив о провозглашении независимости, Ратуланги столкнулся с весьма щекотливой ситуацией. Японцы изначально не были готовы сдать оружие. [ 37 ] Союзные войска под командованием австралийского бригадного генерала Ивана Догерти прибыли в сентябре 1945 года с назначением военным губернатором. Вместе с ним пришли элементы Гражданской администрации Нидерландской Индии (NICA или Nederlandsch-Indische Civiele Administratie ), которые были готовы принять на себя государство Голландской Ост-Индии, как и до войны. Вместе с NICA прибыли солдаты KNIL, чтобы помочь гражданскому правительству Нидерландов. Несмотря на весь приток иностранцев, местная молодежь Сулавеси была готова бороться любой ценой за сохранение независимости Индонезии. [ 38 ] Кроме того, Ратуланги получил поддержку со стороны местных традиционных вождей ( раджа-раджа ), в том числе Султаната Кости и Королевства Луву , которые присягнули на верность недавно созданной республике. [ 39 ]
Ратуланги смог провести переговоры, пытаясь сохранить мир, но они продлились всего два месяца. Тем не менее, ему удалось организовать некое подобие регионального правительства, которое действовало девять месяцев. 5 апреля 1946 года Ратуланги и несколько его сотрудников были вывезены из домов и задержаны голландской военной полицией. Они были заключены в тюрьму на три месяца, пока их не сослали на остров Серуи в архипелаге Япен в западной части Новой Гвинеи . [ 40 ]
Изгнание в Серуи
[ редактировать ]
Ратуланги был сослан в Серуи вместе с шестью своими сотрудниками и их семьями: Йозефом Латумахиной, Ланто Даенг Пасевангом, Виллемом Сумампоу Танодом «Вим» Пондаагом, Суварно, И. П. Лумбаном Тобингом и Интье Салехом Даенг Томпо. [ 41 ] В Серуи группа искала возможности для деятельности и взаимодействия с местным сообществом. Они основали местную школу и общественную организацию для помощи женщинам в обществе. [ 42 ] В политическом плане Ратуланги участвовал в создании Индонезийской Партии независимости Ириана (PKII) в Ириане, которую возглавлял Сайлас Папаре с Ратуланги в качестве советника. [ 43 ]
Возвращение из изгнания и смерти
[ редактировать ]

23 марта 1948 года, после подписания Ренвильского соглашения , голландцы освободили Ратуланги и его коллег. [ 44 ] Их переправили в Сурабаю , а затем препроводили до демаркационной линии возле Моджокерто и Джомбанга , откуда они направились в столицу республики Джокьякарту. [ 45 ] По прибытии в Джокьякарту их тепло встретили, и Сукарно устроил прием, на котором присутствовали многие индонезийские лидеры. [ 46 ] Ратуланги был назначен специальным советником индонезийского правительства и членом индонезийской делегации на переговорах с голландцами. Он также посетил войска в Восточной Яве и посетил финансовую конференцию в Калиуранге. [ 47 ] Примерно в это же время у него возникли проблемы со здоровьем. [ 48 ]
объявило манифест 10 ноября 1948 года Радио Республики Индонезия , в котором призывался народ восточной Индонезии, находившийся под контролем голландцев, сохранять единство с Республикой Индонезия, чтобы однажды стать полностью независимым на всей территории Индонезии. Манифест назывался Manifes Ratulangie или Manifes Djokja и помимо Ратуланги его подписали также И Густи Кетут Пуджа , Сукарджо Вириопраното и другие. [ 49 ] Первый пункт манифеста гласит:
Что борьба, которую сейчас ведет Республика Индонезия, затрагивает не только материальные, умственные, моральные и политические основы той части индонезийского народа, ограниченной Республикой Индонезия, но также национальную свободу и национальные права. достоинство всего индонезийского народа и признание основных прав этого народа жить как свободная и независимая нация на земле и в той части мира, которую даровал им Всемогущий Бог. [ 50 ]
Во время операции «Краай» (вторая военная агрессия Нидерландов против Индонезии) Джокьякарта была захвачена, а индонезийские лидеры, включая Сукарно и Хатту, были схвачены и сосланы в Бангку . Ратуланги был захвачен голландцами 25 декабря 1948 года. 12 января 1949 года он был переведен в Джакарту, а затем переведен в Бангку. Однако из-за слабого здоровья ему разрешили остаться в Джакарте под домашним арестом. [ 51 ] Ратуланги умер 30 июня 1949 года. Ратуланги был временно похоронен в Танах Абанге , Джакарта. [ 52 ] 23 июля 1949 года его останки были перевезены в Манадо на KPM корабле Swartenhondt . [ 53 ] 1 августа 1949 года корабль достиг Манадо. На следующий день останки Ратуланги были перевезены и похоронены в его родном городе Тондано. [ 54 ]
Семья
[ редактировать ]
Ратуланги был женат дважды. Он женился на Эмили Сюзанне Хаутман и имел двоих детей, Корнеля Хосе Альберта «Оди» Ратуланги и Эмилию Августину «Зус» Ратуланги. Ратуланги и Хаутман развелись в 1926 году. Ратуланги женился на Марии Катарине Жозефине «Тьен» Тамбаджонг в 1928 году. У них было трое детей: Милия Мария Матуланда «Милли» Ратуланги, Эвердина Августина «Лани» Ратуланги и Вулан Ругиан Манампира «Уки» Ратуланги. [ 55 ]
У Ратуланги было две старшие сестры, Вулан Кайес Рэйчел Вильгельмина Ратуланги и Вулан Рэйчел Вильгельмина Мария Ратуланги. Оба имели заметные достижения. Вулан Кейс была первой индонезийской женщиной, сдавшей экзамен Кляйн-Амбтенаарс для приема на государственные должности низкого уровня в 1898 году. Ее оценки были выше, чем у мужчин, сдававших этот экзамен. Вулан Рэйчел была первой индонезийской женщиной, получившей базовый сертификат hulpacte для начального образования на голландском языке в 1912 году. [ 56 ]
Почести и наследие
[ редактировать ]

посмертно удостоил Ратуланги звания Национального героя Индонезии . В августе 1961 года Сукарно [ 57 ] Он также получил посмертно Бинтанг Герилья в 1958 году, Бинтанг Махапутера Адипрадана в 1960 году и Бинтанг Сатьяланчана в 1961 году. [ 58 ]
Ратуланги пользуется большим уважением в регионе Минахаса на Северном Сулавеси. Главные магистрали всех городов Минахасы ( Битунг , Манадо, Томохон и Тондано) названы в честь Ратуланги. Манадо международный аэропорт В его честь также назван , как и государственный университет Манадо. Статуи и бюсты Ратуланги можно найти на пересечении улиц Джалан Сэм Ратуланги и Джалан Бетесда в Манадо, в кампусе Университета Сэма Ратуланги, рядом с могилой Ратуланги в Тондано, в Джакарте и Серуи и даже в парке города Давао . [ 59 ] ( Филиппины ), который расположен чуть севернее острова Сулавеси. В 2016 году Министерство финансов выпустило новые банкноты серии 2016 года , в которых номинал Rp. На лицевой стороне банкноты номиналом 20 000 монет изображен Ратуланги. [ 60 ] Сэм Ратуланги также фигурирует в новом сериале 2022 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Некоторые источники идентифицируют университет как Амстердамский университет ( University of Amsterdam ), в то время как другие источники идентифицируют его как VU University Amsterdam ( Vrije Universiteit Amsterdam ).
- ↑ Г-ну Абенданону дали прозвище «Друг Индии» ( Сахабат Хиндиа ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Масикури (1985) , стр. 5.
- ^ Стравер (2018) , с. 296.
- ^ Схоутен (1998) , с. 118.
- ^ Сондах (2002) , с. 118.
- ^ Масикури (1985) , с. 16.
- ^ Масикури (1985) , с. 17.
- ^ Масикури (1985) , с. 18.
- ^ Министерство социальных дел (1994) , с. 74.
- ^ Масикури (1985) , с. 19.
- ^ Паренгкуан (1982) , с. 31.
- ^ Соедарманта (2007) , с. 31.
- ^ Масикури (1985) , стр. 20, 21.
- ^ Пондааг (1966) , с. 25.
- ^ Поэз и др. (2008) , с. 100.
- ^ Масикури (1985) , с. 27.
- ^ Кюнклер (2017) , с. 181.
- ^ Масикури (1985) , с. 30.
- ^ Масикури (1985) , с. 32.
- ^ Лейрисса (1997) , стр. 48.
- ^ Элсон (2008) , с. 66.
- ^ Легге (1988) , с. 133.
- ^ Абаясекере (1973) , с. 84.
- ^ Абаясекере (1973) , с. 88.
- ^ Масикури (1985) , стр. 37–45.
- ^ Пондааг (1966) , с. 25.
- ^ Тароре (2012) , с. 10
- ^ Тернер (2017) , с. 35
- ^ Пондааг (1966) , с. 135.
- ^ Масикури (1985) , стр. 45, 48.
- ^ Верёвки (2013) , с. 194.
- ^ Масикури (1985) , стр. 76.
- ^ Канахеле (1967) , с. 112.
- ^ Масикури (1985) , стр. 79.
- ^ Канахеле (1967) , с. 219.
- ^ Павлой (1987) , стр. 10.
- ^ Элсон (2008) , с. XIX.
- ^ Масикури (1985) , с. 93.
- ^ Павлой (1987) , стр. 86.
- ^ Абдулла (2009) , с. 153.
- ^ Агунг (1996) , с. 51.
- ^ Тоер и др. (2003) , стр. 135.
- ^ Масикури (1985) , стр. 103, 104.
- ^ Люминтанг (1997) , с. 85.
- ^ Агунг (1996) , с. 51.
- ^ Андоко и др. (1975) , с. 60.
- ^ Масикури (1985) , с. 105.
- ^ Пондааг (1966) , с. 135.
- ^ Тоер и др. (2003) , стр. 466.
- ^ Масикури (1985) , с. 105.
- ^ Масикури (1985) , стр. 105, 106.
- ^ Масикури (1985) , с. 108.
- ^ Масикури (1985) , с. 109.
- ^ Хет Дагблад (1949) .
- ^ Масикури (1985) , с. 109.
- ^ Масикури (1985) , с. 117.
- ^ Схоутен (1998) , с. 118.
- ^ Мирнавати (2012) , с. 162.
- ^ Сувондо (1978) , с. 122
- ^ Работа (2017) .
- ^ Секретариат Кабинета министров Республики Индонезия (2016) .
Библиография
[ редактировать ]- Абдулла, Тауфик (2009). Индонезия: на пути к демократии . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-981-230-366-0 .
- Абаясекере, Сьюзен (апрель 1973 г.). «Петиция Соэтарджо». Индонезия . 15 : 81–107. дои : 10.2307/3350793 . JSTOR 3350793 .
- Андоко, Эдиями; Асмуни, Сухарнингсих; Мухри (1975). Происхождение названий кораблей ВМС Индонезии: ] стратегический аспект (на индонезийском языке). Джакарта: Историческое управление ВМС Индонезии (Историческая служба TNI-AL).
- Баса, Мик (17 августа 2017 г.). «В Давао парк «тихо» чтит индонезийского героя» . Давао сегодня . Проверено 21 мая 2018 г.
- «BI выпустит новые банкноты и монеты с изображением героев» . Секретариат Кабинета министров Республики Индонезия (Sekretariat Negara Republik Indonesia). 15 сентября 2016 года . Проверено 28 декабря 2016 г.
- Элсон, Роберт (2008). Идея Индонезии: история . Кембридж: Кембридж Пресс. ISBN 978-0-521-87648-3 .
- «Торжественные похороны доктора Ратуланги» [Торжественные похороны доктора Ратуланги] Помните] (на голландском языке). Ежедневная газета: издается голландской газетой Daily Press в Батавии. 23 июля 1949 года.
- Идея Анака Агунга Где Агунг (1996). От образования государства Восточная Индонезия к созданию Соединенных Штатов Индонезии . Джакарта: Индонезийский фонд библиотеки факелов.
- Канахеле, Джордж (1967). Японская оккупация Индонезии: прелюдия к независимости (доктор философии). Корнелльский университет.
- Кюнклер, Мирьям (2017). «Конституционализм, исламское право и религиозная свобода в Индонезии после обретения независимости». В Бали, Аслы; Лернер, Ханна (ред.). Написание конституции, религия и демократия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-110-707-051-6 .
- Легг, Джон (1988). Интеллектуалы и национализм в Индонезии: исследование лиц, завербованных Сутаном Сяхриром во время оккупации Джакарты . Итака, Нью-Йорк: Проект Корнелла «Современная Индонезия». ISBN 0-8776-3034-8 .
- Лейрисса, Р.З. (1997). Минахаса в начале войны за независимость Индонезии: красно-белый инцидент и его причины [ Минахаса в начале войны за независимость Индонезии: красно-белый инцидент и его причины ] (на индонезийском языке). Джакарта: Библиотека Синар Харапан и Фонд Малесунг Рондор. ISBN 9-7941-6465-8 .
- Люминтанг, Онни (1997). Биографии национальных героев: Мартин Инди и Сайлас Папаре [ Биографии национальных героев: Мартин Инди и Сайлас Папаре ] (на индонезийском языке). Джакарта: Министерство образования и культуры Республики Индонезия (Департамент образования и культуры Республики Индонезия).
- Лица и история борьбы национальных героев [ Лица и история борьбы национальных героев ] (на индонезийском языке). Джакарта: Министерство социальных дел Республики Индонезия (Департамент социальных дел Республики Индонезия). 1994.
- Масикури (1985). Доктор ГССЖ. Ратуланги (на индонезийском языке). Джакарта: Министерство образования и культуры Республики Индонезия (Департамент образования и культуры Республики Индонезия).
- Мирнавати (2012). героев ( Наиболее полное собрание индонезийских на индонезийском языке). Джакарта: Смарт Интерактив. ISBN 978-979-788-343-0 .
- Паренгкуан, Фенди (1982). А.А. Марамис, С.Х. (на индонезийском языке). Джакарта: Министерство образования и культуры Республики Индонезия (Департамент образования и культуры Республики Индонезия).
- Павлой, Сарита (1987). История борьбы 45-го поколения в Южном Сулавеси [ История борьбы поколений 1945 года в Южном Сулавеси ] (на индонезийском языке). Джакарта: партия 45.
- Поэз, Гарри (2008). В стране колонизаторов: индонезийцы в Нидерландах, 1600–1950 гг. [ В стране колонизаторов: индонезийцы в Нидерландах, 1600–1950 гг. ] (на индонезийском языке). Джакарта: KPG совместно с KITLV-Jakarta.
- Пондааг, WST (1966). Герой национальной независимости Махапутера доктор. GSSJ Рату Ланги: История ее жизни и Perdjoangannnya [ Герой национальной независимости Махапутеры доктор. GSSJ Рату Ланги: ее биография и борьба ] (на индонезийском языке). Сурабая: Др. GSSJ Рату Ланги.
- Схоутен, Мике (1998). Лидерство и социальная мобильность в обществе Юго-Восточной Азии: Минахаса, 1677–1983 гг . Лейден: KITLV Press. ISBN 9-0671-8109-9 .
- Соедарманта, Дж.Б. (2007). Следы героев: клей к единству индонезийской нации [ Следы героев: что держит единство Индонезии ] (на индонезийском языке). Джакарта: Грамедиа Видиасарана, Индонезия. ISBN 978-979-759-716-0 .
- Сондах, Адольф (2002). Сиву, Ричард; Оинто, Райнер (ред.). Человек живет, чтобы очеловечить человека [ Человек живет, чтобы очеловечить человека ] (на индонезийском языке). Джакарта: Библиотека Синар Харапан. ISBN 9-7941-6757-6 .
- Стравер, Ганс (2018). Отцы и дочери: Молуккская история в голландской литературе девятнадцатого века и ее резонанс в Индонезии [ Отцы и дочери: Молуккская история в голландской литературе девятнадцатого века и ее резонанс в Индонезии ] (на голландском языке). Лейден: Потерян. ISBN 978-908-704-702-3 .
- Сувондо, Бамбанг (1978). История национального пробуждения Северного Сулавеси [ История национального пробуждения Северного Сулавеси ] (на индонезийском языке). Министерство образования и культуры Республики Индонезия (Департамент образования и культуры Республики Индонезия).
- Тароре, Освальд (26 января 2012 г.). «Пионер церкви и герой независимости из Минахасы: Бернард Вильгельм Лапиан» [Бернард Вильгельм Лапиан: пионер церкви и герой независимости Индонезии из Минахасы]. Адвентистское судно Восточной Индонезии (на индонезийском языке).
- Тоер, Прамоедья Ананта; Тоер, Коэсла Соебагье; Камил, Эдиати, ред. (2003). Хронология индонезийской революции . Том. 4. Джакарта: Популярная литература Грамедиа. ISBN 9-7990-2388-2 .
- Тувен-Баусма, Элли (2013). «Индонезийские националисты и японцы». В Сардесаи, Д.Р. (ред.). История Юго-Восточной Азии: основная литература . Боулдер, Колорадо: Westview Press.
- Тернер, Барри (2017). А. Х. Насутион и элиты Индонезии: «народное сопротивление» в войне за независимость и послевоенная политика . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN 978-149-856-011-5 .