Jump to content

Сэм Ратуланги

Сэм Ратуланги
первый губернатор Сулавеси
В офисе
1945–1949
Президент Сукарно
Предшественник Никто
Преемник Бернар Вильгельм Лапиан
Личные данные
Рожденный
Герунган Саул Сэмюэл Джейкоб Ратуланги

( 1890-11-05 ) 5 ноября 1890 г.
Тондано , Северный Сулавеси , Голландская Ост-Индия
Умер 30 июня 1949 г. ( 1949-06-30 ) (58 лет)
Джакарта , Индонезия
Национальность индонезийский
Супруг (а) Эмили Сюзанна Хаутман
(м. до 1926 г.)
Мария Катарина Жозефина Тамбаджонг
(м. 1928)
Дети 5
Образование Университет Цюриха

Герунган Саул Самуэль Джейкоб Ратуланги (также известный как Рату Ланги ; 5 ноября 1890 — 30 июня 1949), известный как Сэм Ратуланги , был минахасским учителем, журналистом, политиком и национальным героем из Северного Сулавеси , Индонезия . Он был членом комитета, ратифицировавшего Конституцию Индонезии , и был первым губернатором Сулавеси .

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Ратуланги (справа) со своим двоюродным братом в 1910 году.

Сын Джозиаса Ратуланги и Августины Герунган, оба из богатых и уважаемых семей Минахаса, Сэм Ратуланги родился 5 ноября 1890 года в Тондано в Северном Сулавеси, который в то время был частью Голландской Ост-Индии . [ 1 ] Джозиас был учителем в школе Хофден (средняя школа для детей старост местных деревень) в Тондано. Он получил педагогическое образование в Харлеме , Нидерланды, около 1880 года. [ 2 ] Августина была дочерью Якоба Герунгана, майора (главы округа) Тондано-Туляна. [ 3 ]

Ратуланги был одаренным учеником, который учился в местной начальной школе с нидерландским языком обучения (ELS или Europeesche Lagere School ), а затем в школе Хофдена. [ 4 ] В 1904 году он покинул свой дом, чтобы поступить в СТОВИА (медицинскую школу на Яве ), получив от школы стипендию. Оказавшись в Батавии (ныне Джакарта ), он передумал и решил поступить в техническую среднюю школу Конингин Вильгельмина . [ 5 ] Ратуланги окончил учебу в 1908 году и начал работать на строительстве железной дороги в южной части Приангана на Западной Яве . Там он столкнулся с неравным обращением в заработной плате и жилье для сотрудников по сравнению с людьми индо-евразийского происхождения. [ 6 ]

Время в Европе

[ редактировать ]

Обучение в Нидерландах и Швейцарии

[ редактировать ]

В 1911 году Ратуланги вернулся домой, так как его мать тяжело заболела. Его мать умерла 19 ноября 1911 года. Его отец умер, когда он был на Яве. После смерти матери Ратуланги и две его сестры разделили наследство своих родителей. Ратуланги планировал использовать полученные деньги для финансирования своего образования в Европе. [ 7 ] Он прибыл в Амстердам в 1912 году и продолжил обучение, начатое на Яве, которое было прервано из-за болезни его матери. В 1913 году он получил сертификат преподавателя математики на уровне средней школы ( Middelbare Acte Wiskunde en Paedagogiek ). [ 8 ]

Ратуланги продолжил обучение в университете [ Примечание 1 ] в Амстердаме еще два года. Однако завершить учебу он не смог, поскольку ему запретили сдавать экзамен. В университете требовался аттестат об уровне средней школы, которого у Ратуланги не было, поскольку он так и не закончил обучение ни в Hogere Burgerschool (HBS) , ни в Algemene Middelbare School (AMS) . [ 9 ] По совету г-на Абенданона, голландца, симпатизировавшего [ Примечание 2 ] называлось Индией Для выходцев из Индонезии или того, что в то время , Ратуланги подал заявление и был принят в Цюрихский университет в Швейцарии . [ 10 ] В 1919 году он получил в университете степень доктора математики и естественных наук. [ 11 ]

Националистический активизм

[ редактировать ]

Во время своего пребывания в Амстердаме Ратуланги часто встречался с Сосрокартоно ( братом Р.А. Картини ) и тремя основателями партии Индише : Эрнестом Доувесом Деккером , Тджипто Мангоенкоэсоэмо и Соеварди Сёрджанинграт . Ратуланги также принимал активное участие в ассоциации индонезийских студентов ( Indische Vereeniging или Perhimpunan Indonesia ). Он был избран председателем ассоциации в 1914 году. Он пригласил ораторов, симпатизировавших индонезийскому делу, таких как Конрад Теодор ван Девентер и Жак Анри Абенданон. [ 12 ] В Швейцарии он был активным членом Ассоциации азиатских студентов ( Associations d'étudiants asiatiques ), где познакомился с Джавахарлалом Неру из Индии . [ 13 ]

Ратуланги также активно писал статьи. В одной статье под названием «Сарекат Ислам», опубликованной в «Онзе Колониен » (1913 г.), Ратуланги писал о росте Сарекат Ислам (кооператива местных торговцев в Индонезии), а также хвалил движение Боэди Отомо в Индонезии. Ближе к концу статьи Ратуланги написал следующее:

История не знает ни одной нации, которая была бы колонизирована навсегда. Остаётся надеяться, что неизбежное разделение (Индии и Нидерландов) пройдёт мирным путём, что должно сделать возможным и после этого хорошее взаимодействие культурных элементов между Индией и Нидерландами, которые были переплетены на протяжении многих столетий. история, может продолжаться. [ 14 ]

Борьба за независимость

[ редактировать ]

Вернуться в Индонезию

[ редактировать ]
Ратуланги с Сукарно в 1948 году.
Ратуланги с другими перед зданием Минахаса Раад
Ратуланги собирается произнести речь в Фольксрааде в 1927 году.

По возвращении в Индонезию в 1919 году Ратуланги переехал в Джокьякарту, чтобы преподавать математику и естественные науки в технической средней школе Prinses Juliana School . [ 15 ] После трех лет преподавания он переехал в Бандунг и основал страховую компанию Assurantie Maatschappij Indonesia вместе с Роландом Тумбелакой, врачом по профессии и коллегой из Минахасана. Название компании содержало первый известный случай использования слова «Индонезия» в официальных документах. [ 16 ] Отмечается, что Сукарно впервые встретился с Ратуланги, когда находился в Бандунге на конференции. Он заметил в названии компании Ратуланги «Индонезия». Ему было любопытно узнать о владельце бизнеса, и он встретил Ратуланги в его офисе. [ 17 ]

Вернуться в Минахасу

[ редактировать ]

В 1923 году Ратуланги был выдвинут партией Союза Минахаса ( Perserikatan Minahasa ) на должность секретаря регионального представительного органа Минахасы в Манадо ( Minahasa Raad ). Он занимал эту должность с 1924 по 1927 год. Во время своего пребывания на посту секретаря Ратуланги лоббировал дополнительные права для минахасцев. Ему приписывают то, что он убедил колониальное правительство отменить принудительный труд ( herendiensten ) в Минахасе. Он также сыграл важную роль в открытии районов Модоиндинг и Канаром на юге Минахасы для переселения и создании фонда для поддержки образования студентов с финансовыми потребностями. [ 18 ]

16 августа 1927 года Ратуланги и Р. Тумбелака основали партию «Единство Минахаса» ( Персатуан Минахаса ). Ее предшественница, партия «Союз Минахаса» ( Персерикатан Минахаса ), включала как гражданских, так и военных членов. Некоторые военнослужащие восстали против голландцев, и поэтому им было запрещено участвовать в политических организациях. Ратуланги и Тумбелака решили сформировать новую партию, партию «Единство Минахаса», в которую войдут только гражданские члены. [ 19 ] Существование этой партии, представляющей конкретный регион Сулавеси, придавало ее членам местную идентичность, но также служило цели содействия национальному единству. Партия «призвала к «солидарности всех групп населения Индонезии»». [ 20 ] В 1939 году Ассоциация Минахаса была одной из политических партий, образовавших Индонезийскую политическую федерацию (ГАПИ или Индонезийская политическая федерация ). Другими были Гериндо ( Индонезийское народное движение ), Париндра ( Партия Великой Индонезии ), Пасундан, PPKI ( Ассоциация индонезийской католической партии ) и PSII ( Индонезийская исламская ассоциация сарекат ). [ 21 ]

Член Фольксрада

[ редактировать ]

Назначенный в Народный совет Фольксраад в 1927 году для представления избирателей Минахасы, Ратуланги продолжал агитировать за равные права и защищать индонезийский национализм, присоединившись к Националистическому собранию ( Фракси Кебангсаан ), основанному Мохаммадом Хусни Тамрином . Он был соавтором петиции Соэтардджо , в которой выражалось стремление к политической автономии посредством постепенных реформ в течение десяти лет. [ 22 ] Петиция прошла Фольксраад , но не была принята колониальным правительством. Этот ответ на петицию привел к созданию ГАПИ (описано ранее). [ 23 ] Ратуланги без колебаний критиковал власти и в конечном итоге стал для них угрозой. Он продолжал служить в Фольксраде до 1937 года, когда был арестован из-за растущих политических взглядов. Он был заключен в тюрьму на несколько месяцев в Сукамискине в Бандунге. [ 24 ]

В 1932 году Ратуланги был одним из основателей Объединения учёных Индонезии ( Vereniging van Indonesische Academici ). [ 25 ] Он также входил в группу церковных лидеров и националистов (включая Б. В. Лапиана и А. А. Марамиса ), которые хотели создать церковную деноминацию, которая была бы свободной и отдельной от официального церковного учреждения Голландской Ост-Индии (называемого Protestantsche Kerk в Nederlandsch-Indie или Индише Керк ). В марте 1933 года был основан независимый Конвент протестантских церквей Минахасы (KGPM или Kerapatan Gereja Protestan Minahasa ). [ 26 ]

В июне 1937 года вышла книга Ратуланги «Индонезия в Тихом океане». [ 27 ] Книга считалась провидческой по своему содержанию, в которой Ратуланги предостерег от милитаризации Японии и предвидел возможность вторжения Японии на индонезийский архипелаг из-за его природных ресурсов, которых у Японии нет. Он описал ведущую роль, которую могут сыграть Индонезия и другие страны Юго-Восточной Азии вокруг Азиатско-Тихоокеанского региона: Тихий океан может сравняться по важности с Атлантическим.

После освобождения из тюрьмы в 1938 году Ратуланги стал редактором журнала Nationale Commentaren , новостного и тематического журнала на голландском языке. [ 28 ] Он использовал журнал, чтобы писать мнения против несправедливых действий колониального правительства, а также для того, чтобы донести до своих соотечественников-индонезийцев информацию о нынешнем состоянии. Среди подписчиков журнала были канцелярии премьер-министра Нидерландов, министерства колоний Нидерландов и генерал-губернатора Голландской Ост-Индии. [ 29 ]

Японская оккупация

[ редактировать ]

После того, как голландцы сдали голландскую Ост-Индию японцам, 20 марта 1942 года японские власти запретили любую политическую деятельность. [ 30 ] Поскольку все политические организации были распущены, Ратуланги участвовал в оказании помощи семьям солдат голландской колониальной армии ( KNIL или Koninklijk Nederlands Indisch Leger ). В 1943 году Ратуланги был назначен советником оккупационного военного правительства. [ 31 ] В 1944 году он был переведен для консультирования военного правительства в Макассар в Южном Сулавеси , который был частью восточной территории, контролировавшейся японским флотом . [ 32 ] В июне 1945 года Ратуланги основал организацию под названием «Источник народной крови» (СУДАРА или Самбер Дарах Ракьят ). Название очень близко к индонезийскому слову «саудара», что означает «брат/сестра» . Ратуланги использовал эту организацию для активизации националистических настроений в Сулавеси в ожидании возможной независимости в ближайшем будущем. [ 33 ]

После независимости

[ редактировать ]

Подготовительный комитет независимости Индонезии

[ редактировать ]

В начале августа 1945 года Ратуланги был назначен одним из членов Подготовительного комитета независимости Индонезии (ППКИ или Подготовительный комитет независимости Индонезии ) от Сулавеси. [ 34 ] 17 августа 1945 года Сукарно объявил о провозглашении независимости Индонезии . Ратуланги уже прибыл в Батавию вместе с другими назначенцами ППКИ с восточной территории для встреч и, следовательно, присутствовал на церемонии провозглашения. [ 35 ] Последующие заседания PPKI, начавшиеся на следующий день после провозглашения, привели к принятию Конституции Индонезии и назначению Сукарно и Мохаммада Хатты президентом и вице-президентом соответственно путем аккламации. В ходе встреч страна также была разделена на административные регионы, где Ратуланги был назначен губернатором Сулавеси. [ 36 ]

Губернатор Сулавеси

[ редактировать ]

Вернувшись в Макассар и официально объявив о провозглашении независимости, Ратуланги столкнулся с весьма щекотливой ситуацией. Японцы изначально не были готовы сдать оружие. [ 37 ] Союзные войска под командованием австралийского бригадного генерала Ивана Догерти прибыли в сентябре 1945 года с назначением военным губернатором. Вместе с ним пришли элементы Гражданской администрации Нидерландской Индии (NICA или Nederlandsch-Indische Civiele Administratie ), которые были готовы принять на себя государство Голландской Ост-Индии, как и до войны. Вместе с NICA прибыли солдаты KNIL, чтобы помочь гражданскому правительству Нидерландов. Несмотря на весь приток иностранцев, местная молодежь Сулавеси была готова бороться любой ценой за сохранение независимости Индонезии. [ 38 ] Кроме того, Ратуланги получил поддержку со стороны местных традиционных вождей ( раджа-раджа ), в том числе Султаната Кости и Королевства Луву , которые присягнули на верность недавно созданной республике. [ 39 ]

Ратуланги смог провести переговоры, пытаясь сохранить мир, но они продлились всего два месяца. Тем не менее, ему удалось организовать некое подобие регионального правительства, которое действовало девять месяцев. 5 апреля 1946 года Ратуланги и несколько его сотрудников были вывезены из домов и задержаны голландской военной полицией. Они были заключены в тюрьму на три месяца, пока их не сослали на остров Серуи в архипелаге Япен в западной части Новой Гвинеи . [ 40 ]

Изгнание в Серуи

[ редактировать ]
Ратуланги с другими сосланными в Серуи

Ратуланги был сослан в Серуи вместе с шестью своими сотрудниками и их семьями: Йозефом Латумахиной, Ланто Даенг Пасевангом, Виллемом Сумампоу Танодом «Вим» Пондаагом, Суварно, И. П. Лумбаном Тобингом и Интье Салехом Даенг Томпо. [ 41 ] В Серуи группа искала возможности для деятельности и взаимодействия с местным сообществом. Они основали местную школу и общественную организацию для помощи женщинам в обществе. [ 42 ] В политическом плане Ратуланги участвовал в создании Индонезийской Партии независимости Ириана (PKII) в Ириане, которую возглавлял Сайлас Папаре с Ратуланги в качестве советника. [ 43 ]

Возвращение из изгнания и смерти

[ редактировать ]
Ратуланги с Сукарно , Фатмавати и Хаттой в 1948 году.
Гроб Ратуланги прибывает в Манадо в 1949 году.

23 марта 1948 года, после подписания Ренвильского соглашения , голландцы освободили Ратуланги и его коллег. [ 44 ] Их переправили в Сурабаю , а затем препроводили до демаркационной линии возле Моджокерто и Джомбанга , откуда они направились в столицу республики Джокьякарту. [ 45 ] По прибытии в Джокьякарту их тепло встретили, и Сукарно устроил прием, на котором присутствовали многие индонезийские лидеры. [ 46 ] Ратуланги был назначен специальным советником индонезийского правительства и членом индонезийской делегации на переговорах с голландцами. Он также посетил войска в Восточной Яве и посетил финансовую конференцию в Калиуранге. [ 47 ] Примерно в это же время у него возникли проблемы со здоровьем. [ 48 ]

объявило манифест 10 ноября 1948 года Радио Республики Индонезия , в котором призывался народ восточной Индонезии, находившийся под контролем голландцев, сохранять единство с Республикой Индонезия, чтобы однажды стать полностью независимым на всей территории Индонезии. Манифест назывался Manifes Ratulangie или Manifes Djokja и помимо Ратуланги его подписали также И Густи Кетут Пуджа , Сукарджо Вириопраното и другие. [ 49 ] Первый пункт манифеста гласит:

Что борьба, которую сейчас ведет Республика Индонезия, затрагивает не только материальные, умственные, моральные и политические основы той части индонезийского народа, ограниченной Республикой Индонезия, но также национальную свободу и национальные права. достоинство всего индонезийского народа и признание основных прав этого народа жить как свободная и независимая нация на земле и в той части мира, которую даровал им Всемогущий Бог. [ 50 ]

Во время операции «Краай» (вторая военная агрессия Нидерландов против Индонезии) Джокьякарта была захвачена, а индонезийские лидеры, включая Сукарно и Хатту, были схвачены и сосланы в Бангку . Ратуланги был захвачен голландцами 25 декабря 1948 года. 12 января 1949 года он был переведен в Джакарту, а затем переведен в Бангку. Однако из-за слабого здоровья ему разрешили остаться в Джакарте под домашним арестом. [ 51 ] Ратуланги умер 30 июня 1949 года. Ратуланги был временно похоронен в Танах Абанге , Джакарта. [ 52 ] 23 июля 1949 года его останки были перевезены в Манадо на KPM корабле Swartenhondt . [ 53 ] 1 августа 1949 года корабль достиг Манадо. На следующий день останки Ратуланги были перевезены и похоронены в его родном городе Тондано. [ 54 ]

Ратуланги, Тамбаджонг и две их дочери

Ратуланги был женат дважды. Он женился на Эмили Сюзанне Хаутман и имел двоих детей, Корнеля Хосе Альберта «Оди» Ратуланги и Эмилию Августину «Зус» Ратуланги. Ратуланги и Хаутман развелись в 1926 году. Ратуланги женился на Марии Катарине Жозефине «Тьен» Тамбаджонг в 1928 году. У них было трое детей: Милия Мария Матуланда «Милли» Ратуланги, Эвердина Августина «Лани» Ратуланги и Вулан Ругиан Манампира «Уки» Ратуланги. [ 55 ]

У Ратуланги было две старшие сестры, Вулан Кайес Рэйчел Вильгельмина Ратуланги и Вулан Рэйчел Вильгельмина Мария Ратуланги. Оба имели заметные достижения. Вулан Кейс была первой индонезийской женщиной, сдавшей экзамен Кляйн-Амбтенаарс для приема на государственные должности низкого уровня в 1898 году. Ее оценки были выше, чем у мужчин, сдававших этот экзамен. Вулан Рэйчел была первой индонезийской женщиной, получившей базовый сертификат hulpacte для начального образования на голландском языке в 1912 году. [ 56 ]

Почести и наследие

[ редактировать ]
Марка Ратуланги 1962 года
Банкнота номиналом 20 000 рупий с изображением Сэма Ратуланги, выпущенная в 2022 году.

посмертно удостоил Ратуланги звания Национального героя Индонезии . В августе 1961 года Сукарно [ 57 ] Он также получил посмертно Бинтанг Герилья в 1958 году, Бинтанг Махапутера Адипрадана в 1960 году и Бинтанг Сатьяланчана в 1961 году. [ 58 ]

Ратуланги пользуется большим уважением в регионе Минахаса на Северном Сулавеси. Главные магистрали всех городов Минахасы ( Битунг , Манадо, Томохон и Тондано) названы в честь Ратуланги. Манадо международный аэропорт В его честь также назван , как и государственный университет Манадо. Статуи и бюсты Ратуланги можно найти на пересечении улиц Джалан Сэм Ратуланги и Джалан Бетесда в Манадо, в кампусе Университета Сэма Ратуланги, рядом с могилой Ратуланги в Тондано, в Джакарте и Серуи и даже в парке города Давао . [ 59 ] ( Филиппины ), который расположен чуть севернее острова Сулавеси. В 2016 году Министерство финансов выпустило новые банкноты серии 2016 года , в которых номинал Rp. На лицевой стороне банкноты номиналом 20 000 монет изображен Ратуланги. [ 60 ] Сэм Ратуланги также фигурирует в новом сериале 2022 года.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Некоторые источники идентифицируют университет как Амстердамский университет ( University of Amsterdam ), в то время как другие источники идентифицируют его как VU University Amsterdam ( Vrije Universiteit Amsterdam ).
  2. Г-ну Абенданону дали прозвище «Друг Индии» ( Сахабат Хиндиа ).
  1. ^ Масикури (1985) , стр. 5.
  2. ^ Стравер (2018) , с. 296.
  3. ^ Схоутен (1998) , с. 118.
  4. ^ Сондах (2002) , с. 118.
  5. ^ Масикури (1985) , с. 16.
  6. ^ Масикури (1985) , с. 17.
  7. ^ Масикури (1985) , с. 18.
  8. ^ Министерство социальных дел (1994) , с. 74.
  9. ^ Масикури (1985) , с. 19.
  10. ^ Паренгкуан (1982) , с. 31.
  11. ^ Соедарманта (2007) , с. 31.
  12. ^ Масикури (1985) , стр. 20, 21.
  13. ^ Пондааг (1966) , с. 25.
  14. ^ Поэз и др. (2008) , с. 100.
  15. ^ Масикури (1985) , с. 27.
  16. ^ Кюнклер (2017) , с. 181.
  17. ^ Масикури (1985) , с. 30.
  18. ^ Масикури (1985) , с. 32.
  19. ^ Лейрисса (1997) , стр. 48.
  20. ^ Элсон (2008) , с. 66.
  21. ^ Легге (1988) , с. 133.
  22. ^ Абаясекере (1973) , с. 84.
  23. ^ Абаясекере (1973) , с. 88.
  24. ^ Масикури (1985) , стр. 37–45.
  25. ^ Пондааг (1966) , с. 25.
  26. ^ Тароре (2012) , с. 10
  27. ^ Тернер (2017) , с. 35
  28. ^ Пондааг (1966) , с. 135.
  29. ^ Масикури (1985) , стр. 45, 48.
  30. ^ Верёвки (2013) , с. 194.
  31. ^ Масикури (1985) , стр. 76.
  32. ^ Канахеле (1967) , с. 112.
  33. ^ Масикури (1985) , стр. 79.
  34. ^ Канахеле (1967) , с. 219.
  35. ^ Павлой (1987) , стр. 10.
  36. ^ Элсон (2008) , с. XIX.
  37. ^ Масикури (1985) , с. 93.
  38. ^ Павлой (1987) , стр. 86.
  39. ^ Абдулла (2009) , с. 153.
  40. ^ Агунг (1996) , с. 51.
  41. ^ Тоер и др. (2003) , стр. 135.
  42. ^ Масикури (1985) , стр. 103, 104.
  43. ^ Люминтанг (1997) , с. 85.
  44. ^ Агунг (1996) , с. 51.
  45. ^ Андоко и др. (1975) , с. 60.
  46. ^ Масикури (1985) , с. 105.
  47. ^ Пондааг (1966) , с. 135.
  48. ^ Тоер и др. (2003) , стр. 466.
  49. ^ Масикури (1985) , с. 105.
  50. ^ Масикури (1985) , стр. 105, 106.
  51. ^ Масикури (1985) , с. 108.
  52. ^ Масикури (1985) , с. 109.
  53. ^ Хет Дагблад (1949) .
  54. ^ Масикури (1985) , с. 109.
  55. ^ Масикури (1985) , с. 117.
  56. ^ Схоутен (1998) , с. 118.
  57. ^ Мирнавати (2012) , с. 162.
  58. ^ Сувондо (1978) , с. 122
  59. ^ Работа (2017) .
  60. ^ Секретариат Кабинета министров Республики Индонезия (2016) .

Библиография

[ редактировать ]
  • Абдулла, Тауфик (2009). Индонезия: на пути к демократии . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN  978-981-230-366-0 .
  • Андоко, Эдиями; Асмуни, Сухарнингсих; Мухри (1975). Происхождение названий кораблей ВМС Индонезии: ] стратегический аспект (на индонезийском языке). Джакарта: Историческое управление ВМС Индонезии (Историческая служба TNI-AL).
  • Элсон, Роберт (2008). Идея Индонезии: история . Кембридж: Кембридж Пресс. ISBN  978-0-521-87648-3 .
  • Идея Анака Агунга Где Агунг (1996). От образования государства Восточная Индонезия к созданию Соединенных Штатов Индонезии . Джакарта: Индонезийский фонд библиотеки факелов.
  • Канахеле, Джордж (1967). Японская оккупация Индонезии: прелюдия к независимости (доктор философии). Корнелльский университет.
  • Кюнклер, Мирьям (2017). «Конституционализм, исламское право и религиозная свобода в Индонезии после обретения независимости». В Бали, Аслы; Лернер, Ханна (ред.). Написание конституции, религия и демократия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-110-707-051-6 .
  • Легг, Джон (1988). Интеллектуалы и национализм в Индонезии: исследование лиц, завербованных Сутаном Сяхриром во время оккупации Джакарты . Итака, Нью-Йорк: Проект Корнелла «Современная Индонезия». ISBN  0-8776-3034-8 .
  • Лейрисса, Р.З. (1997). Минахаса в начале войны за независимость Индонезии: красно-белый инцидент и его причины [ Минахаса в начале войны за независимость Индонезии: красно-белый инцидент и его причины ] (на индонезийском языке). Джакарта: Библиотека Синар Харапан и Фонд Малесунг Рондор. ISBN  9-7941-6465-8 .
  • Люминтанг, Онни (1997). Биографии национальных героев: Мартин Инди и Сайлас Папаре [ Биографии национальных героев: Мартин Инди и Сайлас Папаре ] (на индонезийском языке). Джакарта: Министерство образования и культуры Республики Индонезия (Департамент образования и культуры Республики Индонезия).
  • Лица и история борьбы национальных героев [ Лица и история борьбы национальных героев ] (на индонезийском языке). Джакарта: Министерство социальных дел Республики Индонезия (Департамент социальных дел Республики Индонезия). 1994.
  • Масикури (1985). Доктор ГССЖ. Ратуланги (на индонезийском языке). Джакарта: Министерство образования и культуры Республики Индонезия (Департамент образования и культуры Республики Индонезия).
  • Мирнавати (2012). героев ( Наиболее полное собрание индонезийских на индонезийском языке). Джакарта: Смарт Интерактив. ISBN  978-979-788-343-0 .
  • Паренгкуан, Фенди (1982). А.А. Марамис, С.Х. (на индонезийском языке). Джакарта: Министерство образования и культуры Республики Индонезия (Департамент образования и культуры Республики Индонезия).
  • Павлой, Сарита (1987). История борьбы 45-го поколения в Южном Сулавеси [ История борьбы поколений 1945 года в Южном Сулавеси ] (на индонезийском языке). Джакарта: партия 45.
  • Поэз, Гарри (2008). В стране колонизаторов: индонезийцы в Нидерландах, 1600–1950 гг. [ В стране колонизаторов: индонезийцы в Нидерландах, 1600–1950 гг. ] (на индонезийском языке). Джакарта: KPG совместно с KITLV-Jakarta.
  • Пондааг, WST (1966). Герой национальной независимости Махапутера доктор. GSSJ Рату Ланги: История ее жизни и Perdjoangannnya [ Герой национальной независимости Махапутеры доктор. GSSJ Рату Ланги: ее биография и борьба ] (на индонезийском языке). Сурабая: Др. GSSJ Рату Ланги.
  • Схоутен, Мике (1998). Лидерство и социальная мобильность в обществе Юго-Восточной Азии: Минахаса, 1677–1983 гг . Лейден: KITLV Press. ISBN  9-0671-8109-9 .
  • Соедарманта, Дж.Б. (2007). Следы героев: клей к единству индонезийской нации [ Следы героев: что держит единство Индонезии ] (на индонезийском языке). Джакарта: Грамедиа Видиасарана, Индонезия. ISBN  978-979-759-716-0 .
  • Сондах, Адольф (2002). Сиву, Ричард; Оинто, Райнер (ред.). Человек живет, чтобы очеловечить человека [ Человек живет, чтобы очеловечить человека ] (на индонезийском языке). Джакарта: Библиотека Синар Харапан. ISBN  9-7941-6757-6 .
  • Стравер, Ганс (2018). Отцы и дочери: Молуккская история в голландской литературе девятнадцатого века и ее резонанс в Индонезии [ Отцы и дочери: Молуккская история в голландской литературе девятнадцатого века и ее резонанс в Индонезии ] (на голландском языке). Лейден: Потерян. ISBN  978-908-704-702-3 .
  • Сувондо, Бамбанг (1978). История национального пробуждения Северного Сулавеси [ История национального пробуждения Северного Сулавеси ] (на индонезийском языке). Министерство образования и культуры Республики Индонезия (Департамент образования и культуры Республики Индонезия).
  • Тароре, Освальд (26 января 2012 г.). «Пионер церкви и герой независимости из Минахасы: Бернард Вильгельм Лапиан» [Бернард Вильгельм Лапиан: пионер церкви и герой независимости Индонезии из Минахасы]. Адвентистское судно Восточной Индонезии (на индонезийском языке).
  • Тоер, Прамоедья Ананта; Тоер, Коэсла Соебагье; Камил, Эдиати, ред. (2003). Хронология индонезийской революции . Том. 4. Джакарта: Популярная литература Грамедиа. ISBN  9-7990-2388-2 .
  • Тувен-Баусма, Элли (2013). «Индонезийские националисты и японцы». В Сардесаи, Д.Р. (ред.). История Юго-Восточной Азии: основная литература . Боулдер, Колорадо: Westview Press.
  • Тернер, Барри (2017). А. Х. Насутион и элиты Индонезии: «народное сопротивление» в войне за независимость и послевоенная политика . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN  978-149-856-011-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 767ad69e0801c34f99ca9f57fec14c40__1722197760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/40/767ad69e0801c34f99ca9f57fec14c40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sam Ratulangi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)