Jump to content

Норберт фон Ханненхайм

Норберт Вольфганг Стефан Ханн фон Ханненхайм (15 мая 1898, Надьшебен - 29 сентября 1945 в государственной больнице Обравальде недалеко от Мендзыжеча ) был композитором австро-венгерского происхождения немецким . Его считают одним из самых блестящих учеников Арнольда Шёнберга .

Член саксонской общины в Трансильвании , Ханненхайм родился в городе Надьсебен (по-немецки: Германштадт , современный Сибиу ). Он посетил немецкую среднюю школу в Германштадте и получил частные уроки игры на фортепиано. Ханненхайм занимался музыкой с детства и иногда писал сочинения как самоучка. В 1916 году он должен был исполнить часть своей сонаты для фортепиано, но этому помешал призыв в армию. К его ранним временам относятся некоторые тональные оформления стихотворений, которые он частично опубликовал сам. Он учился в Граце , Австрия , с 1922 по 1923 год, а затем у Пауля Гренера в Лейпциге . Здесь он сочинил произведения камерной музыки для разных ансамблей, пьесы для оркестра, один концерт для скрипки с камерным оркестром, один концерт для виолончели с камерным оркестром, одну симфонию для большого оркестра в одной части и концерт для большого оркестра. В 1925 году на конкурсе « Джордж Энеску -Прейс» Ханненхайм выиграл «Zweiten Nationalpreis für Komposition» («Вторая национальная премия в области композиции»). Прозвучавшая пьеса стала первой из шести сонат для скрипки, написанных в этом году. Для Ханненхайма по-прежнему характерно то, что он любил писать несколько пьес для одного и того же инструмента или ансамбля почти одновременно. В 1928/29 году он продолжил занятия композицией у Александр Емниц в Будапеште . Затем Ханненхайм учился на мастер-классе Шёнберга по композиции в Прусской академии художеств в Берлине (1929–1932). Шенберг высоко ценил его, называя «одной из самых интересных личностей, которых я когда-либо встречал». Возможно, Шёнберга особенно впечатлял Ханненхайм, потому что «он был едва ли не единственным, кто мог ему противоречить» ( Эрих Шмид ).

Ханненхайм был плодовитым композитором и придерживался техники двенадцати нот еще в студенческие годы. Его произведения исполнялись на концертах в Академии искусств (например, он дирижировал премьерой Симфонии на концерте, посвящённом ученикам Шенберга 20 мая 1930 года — она делила программу с произведениями его однокурсников Винфрида Циллига и Никоса Скалкоттаса). ). В это время он сочинил много произведений, но у него были большие проблемы с зарабатыванием достаточно денег, чтобы жить. В 1932 году он выиграл « Государственную премию Мендельсона ». В том же году у него случился нервный срыв, от которого он вскоре выздоровел. Его «2-й фортепианный концерт с малым оркестром» в одной части имел большой успех и транслировался многими радиостанциями по всему миру. Вместе с другими коллегами он выиграл премию « Эмиль Герцка -Прейс» в 1933 году. В «Дритте Рейхе» завершился его карьера. У него было всего несколько концертов. Но его произведения исполнялись как «румынский» композитор на предвоенных фестивалях ISCM (как румынский композитор, поскольку ISCM был формально запрещен Музыкальные авторитеты нацистской Германии ). Теперь он обратился к аранжировкам народной музыки. С начала Второй мировой войны мы очень мало знаем о Ханненхайме.

Долгое время считалось, что Ханненхайм погиб во время союзников воздушного налета на Берлин и что все его партитуры были уничтожены, но в последние годы стали известны многочисленные песни, фортепианные сонаты и струнные квартеты. И теперь выяснилось, что Ханненхайм, у которого были периодические, но острые психологические проблемы, был помещен в немецкую психиатрическую больницу в Берлине в 1944 году, а затем в больницу эвтаназии Обравальде недалеко от Мендзыжеча (сегодня Польша). Он пережил нацистский режим, но умер примерно через четыре месяца после окончания войны от болезни сердца (согласно свидетельству о смерти).

Ханненхайм зарегистрировал около 80 пьес для голоса и фортепиано в «Genossenschaft Deutscher Tonsetzer». Он использовал стихи таких художников, как Райнер Мария Рильке , Фридрих Гёльдерлин , Макс Даутендей , Отто Эрих Хартлебен , Герман Гессе , Фридрих Ницше , Кристиан Моргенштерн , Рудольф Г. Биндинг , Арно Хольц . Сегодня известны только 45 из более чем 230 экземпляров. Остальные были уничтожены в хаосе конца войны, забыты или сожжены в заблуждении самим Ханненхаймом.

Литература (Подборка - на немецком языке)

[ редактировать ]
  • Дитер Акер: Норберт фон Ханненхайм . В: «Мелос», журнал новой музыки . Том 36, № 1, Söhne Б. Шотта, Майнц, 1969, стр. 6–8.
  • Вольф Айхельбург: Рука над водой, композитор Норберт фон Ханненхайм . В: Трансильванская газета . 15 июля 1974 г., стр. 4.
  • Питер Граденвиц: Арнольд Шенберг и его магистранты, Берлин, 1925–1933 гг . Пол Жолнай, Вена, 1998 г., ISBN   3-552-04899-5 .
  • Людвиг Хольтмайер (редактор): «Берлинская школа» Арнольда Шенберга (= музыкальные концепции , выпуск 117/118), Мюнхен: текст издания + критика, октябрь 2002 г., ISBN   3-88377-715-3 .
  • Герберт Хенк: годовщина смерти Норберта фон Ханненхайма. Новые взгляды на судьбу трансильванского композитора в Мезериц-Обравальде . В: Юрген Ветцель (ред.): Берлин в прошлом и настоящем. Ежегодник Государственного архива Берлина, 2003 г. Редактор: Вернер Бройниг, Gebr. Mann Verlag, Берлин, 2003 г., стр. 109–135. ISBN   3-7861-2475-2 .
  • Герберт Хенк: Норберт фон Ханненхайм. Поиски трансильванского композитора и его творчества (Deinstedt: Kompost-Verlag, 2007).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e3a684134da3b0cc9215f4a5b58af9c__1708178760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/9c/2e3a684134da3b0cc9215f4a5b58af9c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Norbert von Hannenheim - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)