Лауренсия (балет)
«Лауренсия» — балет , созданный Вахтангом Чабукиани на музыку Александра Крейна по мотивам оперы Лопе де Веги « Фуэнтеовехуна » . Созданный в то время, когда «хореодрама» считалась в Советском Союзе единственной приемлемой формой современного балета , он восходит к подлинной драме, в которой движение было средством выражения смысла, а танец мог служить как дивертисментом, так и драматической целью. В то же время история крестьянской революции была явно идеальной темой для советского балета. Вахтанг Чабукиани был одним из первых, кто создал новый хореографический язык посредством своего особого сочетания народного танца и классического танца. Он раз и навсегда подтвердил важность мужского танца, развивая, в частности, идею «героического» мужского танца.
История выступлений
[ редактировать ]Премьера «Лауренсии» состоялась 22 марта 1939 года в Кировском театре оперы и балета . Солико Вирсаладзе разработал декорации и костюмы. Главные партии исполнили Наталья Дудинская (Лауренсия), Вахтанг Чабукиани (Фрондосо), Элене Чикваидзе (Хасинта), Михаил Дудко (Командир) и Татьяна Вечеслова (Паскуала). 14 ноября 1948 года он был поставлен на сцене Тбилисского государственного театра оперы и балета имени З. Палиашвили. Заглавную партию исполнила грузинская прима-балерина Вера Цигнадзе, известная своим выдающимся и неповторимым техническим стилем. В 1956 году балет был поставлен на сцене Большого театра. Здесь партнером Вахтанга Чабукиани была Майя Плисецкая .
Лауренсия имела большой успех везде, где исполнялась – в бывшем СССР и других странах. В 1979 году Вахтанг Чабукиани вновь возродил балет для Тбилисского государственного театра оперы и балета. И. Аскурава разработал декорации и костюмы. Ирина Джандиери (Премьера), Марина Алексидзе, Наталья Папинашвили, Владимир Джоулухадзе (Премьера), Русудан Абашидзе, Светлана Гочиашвили, Валерий Абуладзе, Захария Амонашвили, Нукри Магалашвили, Нугзар Махатели и Сергей Терещенко. Главные роли исполнили [ 1 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт I
[ редактировать ]сцена 1
- В Фуэнте-Овехуна, деревне в Испании, на главной площади собралась праздничная толпа. Местные жители танцуют, ожидая возвращения своего командира с боя. Молодежь дразнит Лауренсию и влюбленного в нее Фрондосо. Лауренсия сама дразнит Фрондозо. Входит Менго, скрипач, и друг Лауренсии, Паскуала, просит его сыграть на скрипке. Молодёжь снова танцует. Военная музыка слышна издалека. Входит Командир, и жители деревни послушно приветствуют его, но он не отвечает на их приветствия. Его внимание привлекла очаровательная Лауренсия. Командир ухаживает за девушкой, но она отвечает равнодушием. Он выходит из себя и в ярости покидает деревню вместе со своими солдатами.
сцена 2
- Берег реки. Фрондозо раскрывается Лауренсии в своих чувствах, но девушка не дает ему вразумительного ответа. Слышен звук трубы. Это охотничий отряд Командира. Он входит и пытается похитить Лауренсию, но Фрондозо храбро защищает девушку от ее ненавистного поклонника. Командир клянется отомстить им обоим. Деревенские девушки, которым больше интересны беседы и танцы, чем работа, относят белье к реке. А вот и веселый скрипач Менго. Девочки встречают его с радостью. Закончив работу, девушки возвращаются в деревню, но Хасинта остается со своим бельем. Внезапно появляются солдаты Командора и нападают на нее. Менго бесстрашно защищает девушку от солдат. Когда входит Командующий, он приказывает своим людям арестовать Менго и наказать его. Хасинта отдается в руки солдат. Лауренсия теперь уверена в храбрости, любви и преданности Фрондосо и дает ему свое согласие выйти замуж.
Акт II
[ редактировать ]сцена 3
- Вся деревня празднует свадьбу Лауренсии и Фрондозо. Веселые танцы сменяют друг друга ко всеобщему удовольствию, но празднество резко прекращается, когда на площадь выходит свирепый Командор. Он здесь, чтобы применить свою власть, приказав солдатам посадить Фрондосо в тюрьму и отвезти Лауренсию в его замок. Ярость жителей деревни зашкаливает.
сцена 4
- Жители деревни собираются в лесу. Они знают, что с тиранией Командующего необходимо бороться, но слишком его боятся. Они стоят, потерянные в страхе и отчаянии, и только проклинают тирана. Входит измученная Лауренсия. Ее сердце горит чувством законной мести. Она стыдит деревенских мужчин за их страх и призывает к восстанию. Ее страстный голос покоряет местных жителей. Вместе с ней готовы сражаться даже деревенские женщины. Люди, вооруженные ножами, серпами и копьями, устремляются к замку Командора.
сцена 5
- Жители деревни врываются в замок Командора. Они освобождают Фрондосо и убивают тирана. Народ празднует свою победу.