Jump to content

Вахтанг Чабукиани

зель Чабукиани Вахтанг Михеилис ( артист . 6 апреля 1992) — советский и грузинский балета , хореограф и педагог 12 марта 1910 — Он считается одним из самых влиятельных артистов балета 20-го века и известен созданием хореографии нескольких самых известных мужских вариаций классического балетного репертуара, например, в «Корсаре» , «Баядерке» и «Лебедином озере».

Он также известен возрождением им и Владимиром Пономаревым в 1941 году «Баядерки» для Кировского балета , которая до сих пор сохраняется в репертуаре труппы и послужила основой для многих последующих постановок в России и за рубежом.

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Чабукиани родился в Тбилиси в семье грузина и латышки . В 1924 году окончил местную балетную студию Марии Перини . С 1926 по 1929 год продолжил обучение в Ленинградском государственном хореографическом институте (ныне Академия имени Вагановой). Дебютировал в Кировском театре. Государственный академический театр оперы и балета (ныне Марринский балет) в Ленинграде в 1929 году, а в 1930-е годы принял участие в первых гастролях советских балетов в Италии и США. Он быстро зарекомендовал себя как искусный артист и стал ведущим солистом Кировского театра.

Ленинград

[ редактировать ]

Возвышение Чабукиани к известности в 1930-х годах позволило ему объединить классический балет с традициями грузинского народного танца , чтобы создать уникальную грузинскую форму танца. Героизм и романтизм были характерны для его стиля как танцора, так и хореографа. Он также регулярно бросал вызов изысканной деликатности балета и отводил танцорам-мужчинам активную ведущую роль в работе. [1]

16 мая 1930 года Чабукиани исполнил партию Зигфрида в «Лебедином озере» . Галина Уланова , известная своими выступлениями в роли Одетты, писала: «Такой партнер, как Константин Сергеев, придает моей танцевальной интерпретации больше лиризма, а, с другой стороны, - Чабукиани добавляет больше темперамента». Он также выступил в «Дон Кихоте» 16 ноября 1930 года. Он стал известен не только в Ленинграде, но и во всем СССР. Когда тенор Леонид Собинов впервые увидел его, он воскликнул: «Это чудо природы». Советская пресса писала:

Чабукиани родился с танцем в крови и, вероятно, вернул танцу часть своей спины... Его мужественную внешность, взрывной темперамент, мощь и откровенно виртуозный танец, символизирующий героическое начало, был ожидаем советским балетом. Танцовщица не растворялась на фоне партнеров, [а] словно вызывая всеобщее соревнование, упивалась свободой, парила в полетах-прыжках, [поднималась] в безумных, кажущихся бесконечными вращениях... [ нужна ссылка ]

В своей книге «Советский балет» (1945) английская писательница и журналистка Айрис Морли писала:

...[Пытаясь] описать этого необычного и великолепного танцора, [я] испытал ту же трудность, что и при попытке описать торнадо. Он овладевает всей сценой, предает чудесную ярость, иногда затухая так, что ошеломленный зритель видит тело, словно высеченное Роденом, видит орла, упавшего на скалы Кавказа... Он одновременно великий классический танцовщик, наследник всех традиций Ленинграда и воплощение богатого фольклора родной Грузии… [ нужна ссылка ]

Перед американским турне Чабукиани и его партнерша Вечеслова Татьяна « дали концерты в Латвии и Эстонии , где исполнили па-де-де из «Пламя Парижа» , «Корсара» и Дон Кихота» .

В 1938 году Кировцы исполнили собственный балет Чабукиани «Сердце гор » на музыку Андрия Баланчивадзе (брата Джорджа Баланчина ). В 1939 году Чабукиани создал балет «Лауренсия » по пьесе «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега и музыке Александра Крейна . В этом спектакле Чабукиани предпринял попытку соединить принципы хореодрамы и виртуозного классического танца.

Когда репортер спросил Майю Плисецкую, что положило начало советскому балету, она ответила: «Балоты Чабукиани…» [2] [3] [4]

В 1941 году Чабукиани и Владимир Пономарёв (хореограф) [ ru ] поставили в Кировском театре возрожденную «Баядерку» , которая до сих пор сохраняется в репертуаре труппы. Он послужил основой для многих постановок в России и за рубежом, в том числе Рудольфа Нуриева и Натальи Макаровой .

Выселение из Кирова

[ редактировать ]

В начале Второй мировой войны советское правительство потребовало работ, поддерживающих политику СССР. Одним из таких балетов был «Тарас Бульба » в адаптации Ростислава Захарова из рассказа «Тарас Бульба» Николая Гоголя . Премьера состоялась 12 декабря 1940 года в Кировском театре. Чабукиани исполнил роль отрицательного персонажа Андрея. Он настолько хорошо сыграл роль, что его отрицательный персонаж стал восприниматься как положительный. Коммунистические лидеры обвинили его в неправильной игре; Дело приобрело политический характер, и Чабукиани исключили из компании и перевели в Тбилиси.

Возвращение в Тбилиси

[ редактировать ]

В 1941 году Чабукиани вернулся в Грузию и работал главным танцовщиком и хореографом Тбилисского театра оперы и балета до 1973 года, когда возглавил Тбилисское хореографическое училище. Он сыграл важную роль в развитии балета в Грузии и в подготовке нового поколения танцоров. Среди учеников Чабукиани были Владимир Джулухадзе , Ирина Джандиери, Нино (Нина) Ананиашвили , Ирма Ниорадзе , Николай Цискаридзе и Игорь Зеленский , а также Давид Махатели , Элене Глурджидзе , Лали Канделаки и Захария Амонашвили. «Мои принципы остаются неизменными, - утверждал он, - Грузинский классический балет должен быть создан на национальной основе, элементы фольклора должны органично сливаться с классическими, но пропорции должны быть тщательно распределены и строго определены…».

В своем документальном фильме «Волшебник танца: Вахтанг Чабукиани » Котэ Махарадзе вспоминает о тбилисской премьере балета «Сердце гор »: «Грузинский народный танец воинов «Хоруми» из третьего действия, обогащенный неожиданными пассажами, аккордами и каскадами. балетных па, завершался зажигательным танцем «Мтиулури (Горный танец)» в исполнении Чабукиани в дуэте с выдающимся народным танцовщиком, основателем Национального балета Илико Сухишвили, и когда два великих мастера, обладая разной пластикой, пересеклись. их руки на сцене искусства становились настоящим фейерверком танца… Именно этот танец стал первым камнем в строительстве возбужденного Национального балета Грузии…»

Чабукиани также работал над несколькими фильмами и ставил балеты по всему миру: «Слава Кирова» (1940), «Звезды русского балета» (1953), «Мастера грузинского балета» (1955) и «Венецианский мавр: Отелло '1960»).

В 1958 году в Москве его балета « Венецианский мавр: Отелло» на музыку Александра Мачавариани и сценографию Симона Вирсаладзе по случаю Десятилетия грузинского искусства состоялась премьера исполняли он сам, Вера и Зура Кикалеишвили . Цигнадзе ; главные роли Он был удостоен Ленинской премии , второй артист балета после Галины Улановой в 1957 году. Майя Плисецкая писала: «Мавр в персонификации Вахтанга Чабукиани бесподобен. Его Отелло олицетворяет простоту, незамысловатость, мудрость и детскую наивность. Это слава народа». кто создал этот незабываемый шедевр». Кировская премьера « Отелло» была отмечена прессой как поистине « шаляпинский спектакль». Говард Томпсон в газете New York Times обзоре киноверсии 1960 года в назвал ее «Шекспиром с электричеством». Чабукиани пригласил Михаила Дудко исполнить роль Брабанцио в киноверсии, хотя его карьера была прервана советской властью.

В 1961 году Чабукиани поставил Мориса Равеля » «Болеро ; в 1967 году — новый балет «Восход солнца » на партитуру Ф. Глонти; а в 1980 году — одноактный балет «Аппассионата » на музыку Сонаты для фортепиано №№ Людвига ван Бетховена . 23 .

За свою карьеру Чабукиани получил множество наград и званий, в том числе Заслуженный артист РСФСР (1939), Заслуженный артист Грузинской ССР (1943), Народный артист СССР (1950), Сталинскую премию (1941, 1948, 1951) и Ленинская премия (1958). [5] [6] [7]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Считается, что Чабукиани был гомосексуалистом и в какой-то момент подвергался преследованиям со стороны советского политического руководства Грузии, отчасти из-за своей сексуальной ориентации. [8] Некоторые использовали Чабукуани как пример грузинской толерантности к гомосексуалистам, в отличие от проблем, с которыми сталкиваются права ЛГБТ в стране . [9]

Фильм Венецианский мавр - Отелло 1960 г.

[ редактировать ]

Фильм-балет по Уильяма Шекспира трагедии «Отелло» . [10]

Режиссер и хореограф: Вахтанг Чабукиани.
Художник-постановщик: Симон (Солико) Вирсаладзе.
Composer: Aleksandr Machavariani
Дирижер: Одиссеас Димитриадис
Оркестр: имени Закария Палиашвили . Государственный оркестр Тбилисской оперы
Продюсер фильма: Тбилисская киностудия.

Роль Исполнитель
Отелло Вахтанг Чабукиани
Дездемона Вера Цигнадзе
Яго Зураб Кикалеишвили
Эмилия Лейла Митиашвили
Бьянка Этер Чабукиани
Кассий Бекар Монавардишвили
Брабант Михаил Дудко

Вариации

[ редактировать ]
Сегодня «Баядерка» исполняется в основном в версиях, заимствованных либо из возрождения Чабукиани и Владимира Пономарева 1941 года для Кировского балета , либо из версии Натальи Макаровой 1980 года для Американского театра балета , которая сама по себе является производной от версии Чабукиани и Пономарева.
В 1941 году Чабукиани переставил для себя вариацию Солора в grand pas d'action третьего акта. Его и сегодня танцуют все исполнители партии Солора.
Сегодня вариация па -д'эсклава исполняется с хореографией, созданной Чабукиани в 1931 году.
Чабукиани также решительно переработал мужской танец па-де-де «Корсара» во время своих выступлений в роли Раба (или Раба, как персонаж был известен в России) в Кировской возрождении 1936 года Агриппины Вагановой , придав мужской роли более спортивную и виртуозную хореографическую форму. элементы. Его интерпретация мужской роли стала стандартной и по сей день, с более поздними изменениями из возрождения Петра Гусева 1955 года для Малого театра .
«Черного лебедя», исполненная принцем Зигфридом, Знаменитая вариация па-де-де исторически приписывалась Чабукиани, который, как говорят, был первым, кто станцевал ее в 1930-х годах, хотя, скорее всего, он научился этому у Александра Алексеевича Горского . Сегодня партитура Мариинского балета « Лебединое озеро » имеет эту вариацию под названием «Вариация Чабукиани». Этот вариант используется почти каждой труппой, хотя часто бывают различия в оркестровке от постановки к постановке: например, версия Мариинского театра в начале оркестрована для соло гобоя, тогда как на Западе обычно на протяжении всего времени играет вся партия скрипки. .
Агриппина Ваганова в своем возрождении Кирова 1935 года добавила «новый» пасс действия для Галины Улановой и Чабукиани, который она аранжировала на музыку Па де Дианы в балете Мариуса Петипа 1868 года « Царь Кандавл » (или «Король Кандавле» ). Чезаре Пуни и Риккардо Дриго Сегодня оно известно как па-де-де Дианы и Актеона .
Когда Чабукиани исполнял это произведение в 1930-х годах, он также добавлял музыку из оригинальной партитуры Пуни в качестве вариации для себя в другом произведении, « Па-де-де Эсмеральды» . Сегодня вариация сохранилась в балете и пользуется популярностью у танцоров.

Выдержки из статей

[ редактировать ]

«Нью-Йорк Таймс» , 13 января 1934 г. — «Взяла Нью-Йорк штурмом, совершив САМЫЙ СЕНСАЦИОННЫЙ УСПЕХ СЕЗОНА!»

Культурные связи с СССР возобновились вчера вечером, когда Вечеслова и Чабукиани из Маринского театра в Ленинграде дебютировали в Америке на самых веселых мероприятиях, украшавших танцевальную площадку за многие сезоны. Чабукиани – смуглый молодой гигант с лихой манерой поведения и способностью выполнять невероятные технические трюки. Его прыжки, его повороты, его подъемы феноменальны. Вечеслова поддерживает его в том же духе.
Политическое влияние советских танцев не должно вызывать беспокойства. Его свобода и обезоруживающий дух чрезвычайно сильны. Публика просто обожала это и искренне бравировала весь вечер. Представление можно назвать бунтом!
  • Джулиан Симан
Начало успеха! Своей молодостью и энергичностью Вечеслова и Чабукиани завоевали немедленное и громкое одобрение многолюдного зала. Оба прошли обучение в традициях Императорского балета; оба имели большой опыт работы в своей стране и в других странах; оба — художники самого первого ранга. Редко увидишь такую ​​совершенную координацию и контроль над человеческим телом. В их движениях было что-то настолько изящное и энергичное, что я аплодировал вместе со всеми. Я не знаю лучшего способа восстановить веру в старинный балет, чем увидеть эту юную девушку из советского мира.
  • Генриетта Вебер
Большая публика собралась в Карнеги-холле и устроила им бурные аплодисменты. Они это заслужили. Оба — опытные танцоры, хорошо обученные техники. Чабукиани выглядит потрясающе и обладает магнетизмом, который проявляется на публике. Вечеслова также чрезвычайно хорошо обучена и опытна.
  • Генри Беккет
Вечеслова и Чабукиани умеют прыгать выше и кружиться быстрее, чем, пожалуй, любые ныне живущие танцоры, и вчера вечером их ловкость и азарт вызвали огромный восторг у публики в Карнеги-холле. Судя по энтузиазму, это мероприятие, несомненно, имело кассовый успех. Это пикантно и блестяще.
  1. ^ Рубин, Дон; Надь, Питер; Руайе, Филипп (11 сентября 2001 г.). Всемирная энциклопедия современного театра: Европа . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9780415251570 . Получено 11 сентября 2022 г. - через Google Книги.
  2. ^ Даннинг, Дженнифер (16 апреля 1992 г.). «Умер Вахтанг Чабукиани, 82 года, советский балетмейстер и танцор» . Получено 11 сентября 2022 г. - через NYTimes.com.
  3. ^ Красовская, Вера (Sep 11, 1956). "Вахтанг Чабукиани" . Iskusstvo . Retrieved Sep 11, 2022 – via Google Books.
  4. ^ Makharadze, Konstantin Ivanovich (Sep 11, 2001). Репортаж без микрофона . ОЛМА Медиа Групп. ISBN  9785224031894 . Получено 11 сентября 2022 г. - через Google Книги.
  5. ^ МакКоли, Мартин (1997), Кто есть кто в России с 1900 года , с. 59. Рутледж, ISBN   0-415-13898-1 .
  6. ^ Микаберидзе, Александр (ред., 2007). Чабукиани, Вахтанг . Словарь грузинской национальной биографии . Доступ 6 сентября 2007 г.
  7. ^ «Тбилисский театр оперы и балета – история театра» . Проверено 11 сентября 2022 г.
  8. ^ «Новая политика - 3 июля, часть I» , Formula TV: 3 июля 2021 г., 15 минут 29 секунд, обсуждая права ЛГБТ в Грузии, Тако Чарквиани рассказывает из первых рук о опыте своей семьи с Вахтангом Чабукиани, которого поддерживал весь их круг художников. когда государство преследовало его за сексуальность и другие «преступления».
  9. ^ «Гомофоб» означает «мужоненавистник», и неприятие мужчин с волосами не имеет ничего общего с «мужоненавистью» , 15 мая 2020 г.: «ЛГБТ-типы никогда не преследовались в Грузии. Даже в советской Грузии, где «отцовство» было наказуемым деянием по Уголовному кодексу, эта статья почти ни к кому не применялась. Ведь господин Вахтанг Чабукян похоронен в Мтацминдском пантеоне и его уважают все - и гомофобы, и альтруисты". Русский : «В Грузии ЛГБТ никогда не преследовались... Ведь у нас есть г-н. Вахтанг Чабукиани похоронен в Мтацминдском пантеоне и все его уважают..."
  10. ^ Отелло на IMDb
[ редактировать ]
Ссылки на видео
Часть 1 на YouTube
Часть 2 на YouTube
Фридрих Гульда и Вахтанг Чабукиани - Концерт Моцарта для фортепиано с оркестром № 20 ре мажор К.466 - 2. Романс на YouTube
Клара Хаскил и Вахтанг Чабукиани. - И.С. Бах «Токката ми минор BWV 914» на YouTube
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2770064ceb317309405794045caa7bb6__1721466960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/b6/2770064ceb317309405794045caa7bb6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vakhtang Chabukiani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)