Пламя Парижа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2018 г. ) |
Пламя Парижа | |
---|---|
![]() Наталья Осипова в отрывке из спектакля «Пламя Парижа » на гала-концерте открытия Большого театра, 2011 г. | |
Хореограф | Василий Вайнонен |
Музыка | Boris Asafyev |
На основе | книга Феликса Граса |
Премьера | 7 ноября 1932 г. Kirov Theatre , Leningrad |
Персонажи | Мирей Пуатье Джером Жанна Тереза Мистраль Людовик XVI Мария Антуанетта |
Параметр | Французская революция |
Бориса Пламя Пари́жа в четырёх по ) совместно — полнометражный балет действиях, поставленный Василием Вайноненом с режиссёром Сергеем Радловым на музыку Асафьева мотивам песен Великой Французской революции. Либретто Николая Волкова и Владимира Дмитриева адаптировано по книге Феликса Гра . Премьера спектакля состоялась в Кировском театре в Ленинграде 7 ноября 1932 года с Натальей Дудинской в роли Мирей де Пуатье, Вахтангом Чабукиани в роли Жерома, Ольгой Жордан в роли Жанны, Ниной Анисимовой в роли Терезы и Константином Сергеевым в роли Мистраля.
Премьера балета Большого театра состоялась 6 июля 1933 года в Большом театре в Москве с Алексеем Ермолаевым (Жером), Анастасией Абрамовой (Жанна), Надеждой Капустиной (Тереза) и Мариной Семеновой (Мирей де Пуатье). Дирижером был Юрий Файер .
Новая постановка (с использованием части оригинальной хореографии) была поставлена в 2008 году Алексеем Ратманским для балета Большого театра и доступна на DVD с участием Ивана Васильева и Натальи Осиповой .
В 2013 году Михаил Мессерер поставил трехактную реконструкцию балета Вайнонена для Михайловского театра Санкт-Петербурга. Он основан на версии 1947 года, выполненной Вайноненом для Большого театра.
Фон
[ редактировать ]«Пламя Парижа» — так называемый «революционный» балет, сюжетом которого является Французская революция , включая в сценарий штурм дворца Тюильри революционными солдатами и их победоносное шествие на Париж. Сюжет взят из Феликса Гра провансальского романа 1896 года «Li Rouge dou Miejour» , который переводится на французский язык как «Les Rouges du Midi» («Красные Юга») .
Хотя действие балета происходит во Франции восемнадцатого века, он является прекрасной иллюстрацией советского балета 1920-х и 1930-х годов, когда предпринимались решительные усилия найти в мировой истории сюжеты, которые отражали бы более непосредственную ситуацию в Советском Союзе . чтобы показать, что Октябрьская революция была частью более универсальных движений и исторических событий.
Схема сюжета
[ редактировать ]Эта канва отличается от сюжета балетной версии, возрожденной Алексеем Ратманским для балета Большого театра.
Действие балета начинается в лесу недалеко от Марселя , где крестьянин Гаспар и его дети Жанна и Пьер собирают дрова. Когда прибывают граф и его охотничий отряд, крестьяне расходятся, но Жанна привлекает внимание графа, который пытается ее обнять. Когда вмешивается ее отец, слуга графа избивает его и увозит. Далее на городской площади Марселя Жанна рассказывает народу о том, что случилось с ее отцом, и возмущение народа несправедливостью аристократии растет. Они штурмуют тюрьму и освобождают узников маркиза де Борегарда.
При дворе Версаля представление придворного театра сопровождается пышным банкетом. Придворные чиновники подают королю официальную петицию с просьбой разрешить расправиться с непокорными революционерами. Антуан Мистраль, актер театра, обнаружив этот секретный документ, убит маркизом де Борегаром, но перед смертью ему удается передать прошение Мирей де Пуатье, которая сбегает из дворца, когда звуки Марсельезы. слышны через окна.
Сцена переносится на площадь Парижа, где готовится восстание и штурм дворца. Мирей врывается с документом, раскрывающим заговор против революции, и ее храбрость приветствуется. В разгар этой сцены на площадь выходят офицеры маркиза; Жанна, узнав человека, оскорбившего ее в лесу, подбегает и бьет его по лицу. Вслед за этим толпа нападает на аристократов. Под звуки революционных песен народ штурмует дворец и врывается на лестницу передней залы. Жанна нападает на маркиза, которого затем убивает ее брат, а баскскую девушку Терезу застреливают.
Наконец, вернувшись на парижскую площадь, люди празднуют победу над защитниками старого режима .
Анализ
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( февраль 2018 г. ) |
Создавая хореографию этого балета, Василий Вайнонен опирался на множество различных источников, как и композитор Борис Асафьев. «Пламя Парижа» сочетает в себе классические и характерные танцы, придворные и народные танцы, пантомиму, сольные выступления и групповые сцены.
Например, на роль Терезы Вайнонен выбрал характерную танцовщицу Нину Анисимову, которая демонстрировала сильные, выразительные народные движения, символизирующие энергию и дух толпы. С другой стороны, танцы Филиппа (первоначально Жерома), одного из марсельцев, и его невесты почти чисто классические: оба персонажа танцуют па-де-де , которое хотя и напоминает хореографическую манеру Петипа , но явно более современно и героический для мужчины.
В качестве дальнейшего приема постановки классического танца на сцене Вайнонен придумал роли пары актеров Мирей де Пуатье и Антуана Мистраля, приглашенных королем выступить на банкете. Первоначально они были исполнены Натальей Дудинской и Константином Сергеевым и предназначены для выдающихся артистов балета, способных проявить свою виртуозность в классическом па-де-де. Эти персонажи, конечно, на стороне революционной толпы, так что после штурма дворца и смерти Антуана Мистраля Мирей де Пуатье присоединяется к группе в танцах, включающих вариации, коды и участие огромного кордебалета, состоящего из 24, а позже и 32 танцоров. В сцене во дворце Людовика XVI много пантомимы, в то время как Мирей де Пуатье танцует менуэт, что само по себе является прекрасным хореографическим произведением.
Записи
[ редактировать ]- 1953, «Звезды русского балета» , советский кинофильм, содержащий отрывки из балетов «Лебединое озеро» , «Бахчисарайский фонтан» , «Пламя Парижа» . [ 1 ] Доступен на DVD.
- 2010, Bolshoi Ballet, with Natalia Osipova (Jeanne), Ivan Vasiliev (Philippe), Denis Savin (Jérôme), Yuri Klevtsov (Marquis de Beauregard), Pavel Sokorin (conductor). Available on DVD.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Источники
- Бремстер, Марта, изд. (1993). Международный словарь балета (Том 1 и 2). Детройт: Сент-Джеймс Пресс. ISBN 1-55862-084-2
- Балеты, действие которых происходит в XVIII веке.
- Балеты, действие которых происходит в Париже
- Балеты, действие которых происходит во Франции
- Балеты Василия Вайнонена
- Балеты Бориса Асафьева
- Премьеры балета 1932 года
- Балеты о Французской революции
- Культурные изображения Людовика XVI
- Культурные изображения Марии-Антуанетты
- Балеты на основе реальных событий