Призрак розы
Призрак розы | |
---|---|
Хореограф | Michel Fokine |
Музыка | Гектора Берлиоза « Оркестровка Приглашения Карла Марии фон Вебера » на танец как L'Invitation à la Valse |
Либретто | Жан-Луи Водуайе |
На основе | Теофиля Готье « Поэма Призрак розы». |
Премьера | 19 апреля 1911 г. Театр Монте-Карло |
Оригинальная балетная труппа | Дягилева » «Русский балет |
Персонажи | Молодая девушка Роза |
Дизайн | Леон Бакст |
Параметр | Спальня молодой девушки, около 1830 г. |
Создано для | Тамара Карсавина Вацлав Нижинский |
Жанр | Фантастика |
Тип | Неоклассический балет |
«Призрак розы» ( «Дух розы» ) — короткий балет о молодой девушке, которая мечтает потанцевать с духом сувенирной розы со своего первого бала. [ 1 ] Балет был написан Жаном-Луи Водуайе , который основал рассказ на стихах Теофиля Готье и использовал музыку Карла Марии фон Вебера фортепианной пьесы Aufforderung zum Tanz (Приглашение к танцу) в оркестровке Гектора Берлиоза .
Премьера балета состоялась в Монте-Карло 19 апреля 1911 года в постановке балетной труппы Ballets Russes . Мишель Фокин был хореографом, а Леон Бакст разработал оригинальные декорации и костюмы в стиле бидермейер . Нижинский танцевал «Розу», а Тамара Карсавина танцевала «Девушку». Это был большой успех. Призрак стал всемирно известным благодаря впечатляющему прыжку Нижинского через окно в конце балета.
Источник
[ редактировать ]В 1911 году Ballets Russes продюсер Сергей Дягилев надеялся представить балет Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» . Он не был готов к сцене, поэтому ему нужен был другой балет, чтобы заменить его. Этот балет был идеей писателя Жана-Луи Водуайе. В 1910 году он отправил идею балета художнику по костюмам и декорациям Ballets Russes Леону Баксту . Его идея была основана на стихах Теофиля Готье « Призрак розы» и Aufforderung zum Tanz , произведении для фортепиано Карла Марии фон Вебера, оркестрованном Гектором Берлиозом в 1841 году. Дягилеву понравилась идея Водуайе. Он думал, что он легко сможет заменить Фавна . Он сразу же пустил идею Водуайе в развитие. [ 1 ] [ 2 ] Дягилеву понравилась идея балета по мотивам «Призрака» Готье, поскольку его можно было привязать к столетнему юбилею со дня рождения Готье. [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Занавес поднимается в спальне девочки. Девушка входит в комнату, одетая в белую шляпку и бальное платье. Она вернулась домой после своего первого бала. Она держит розу на память о вечере. Она падает в кресло и засыпает. Роза выпадает из ее пальцев на пол. В окне виден Дух Розы. Он спускается на пол и приближается к Девушке. Все еще спящая, она встает и танцует с ним. Он ведет ее обратно к креслу, целует, затем прыгает через окно в ночь. Девушка просыпается и встает. Она поднимает оброненную розу и целует ее. Занавес падает. [ 4 ] [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]В 1819 году Карл Мария фон Вебер написал произведение для фортепиано под названием Aufforderung zum Tanz . Он также написал к этому произведению программу о юноше и девушке, которые встречаются, танцуют и расстаются на балу. Тихая музыка на открытии Aufforderung сопровождается красивыми (и насыщенными) мелодиями вальса, прежде чем произведение заканчивается вступительной музыкой. [ 6 ] В 1841 году Гектор Берлиоз оркестровал «Aufforderung» . Эта версия музыки была использована для короткого балета в опере Вебера «Вольный стрелок» в Парижской опере . [ 7 ] Это была версия Берлиоза оригинальной фортепианной пьесы, которая была использована в балете «Призрак розы» .
Премьера
[ редактировать ]Премьера «Призрака» состоялась 19 апреля 1911 года «Русским балетом» Дягилева в Театре Монте-Карло Карло в Монте- . Тамара Карсавина танцевала «Девушку», а Нижинский танцевал «Розу». [ 8 ] Грейс Роберт пишет, что Spectre имел «немедленный успех». [ 4 ] Дягилев был удивлен; он считал «Призрак» пустяком, не заслуживающим внимания, но этот маленький балет стал одним из самых любимых постановок «Русского балета». [ 9 ]
Танец
[ редактировать ]Михаил Фокин выполнил танец за три-четыре репетиции. Позже он писал, что балет был почти импровизацией. [ 10 ] Грейс Роберт пишет в «Книге балетов борзых» , что «Призрак» - это па-де-де , но не тот вид па-де-де , который восходит к сложной технике и виртуозности XIX века. Напротив, это дальновидный современный танец постоянного движения и выразительности. [ 11 ]
Фокин отказался от порт де бюстгальтеров классического балета , создавая танцы для Нижинского. Вместо этого он использовал изогнутые, похожие на усики движения рук и пальцев. Нижинский стал в этом балете андрогинным персонажем, демонстрирующим мужскую силу в ногах и женскую нежность в руках. [ 12 ] Некоторые из его жестов, как пишет Оствальт в книге «Нижинский: Прыжок в безумие» , «придавали персонажу женскую ауру». [ 13 ]
костюм Нижинского
[ редактировать ]Шелковый эластичный костюм Нижинского был разработан Леоном Бакстом. Костюм был усыпан шелковыми лепестками роз. Костюм Нижинского шили для каждого выступления. [ 14 ] После каждого показа костюмерша подкрашивала лепестки щипцами для завивки. [ 14 ]
Нижинского Грим был важной частью дизайна костюма. Ромула де Пульски , позже ставшая его женой, писала, что он был похож на «небесное насекомое, его брови напоминали какого-то красивого жука». [ 15 ] Оствальд пишет, что костюм Нижинского был похож на костюм балерины. [ 13 ]
Иногда лепестки расшатывались и падали на пол сцены. Слуга Нижинского Василий собирал лепестки и продавал их на сувениры. Говорили, что он построил большой дом под названием Le Château du Spectre de la Rose . на доходы от продажи лепестков [ 16 ]
Прыжок Нижинского
[ редактировать ]Балет прославился прыжком Нижинского через одно из двух больших окон в глубине сцены. Несмотря на видимость обратного, а также спортивную грацию и мастерство Нижинского, высота прыжка была иллюзией. Нижинский сделал пять беговых шагов с середины сцены и на шестой ступеньке прыгнул в окно. Плинтус (плинтус) под окном был очень низким, создавая иллюзию того, что прыжок выше, чем был на самом деле. За съемочной площадкой четверо мужчин поймали Нижинского в воздухе и тут же окутали его теплыми полотенцами. Никто из зрителей никогда не видел, как Нижинский приземлился, поэтому тщательно продуманные аранжировки создавали впечатление, что он парил бесконечно. Созданию иллюзии способствовал дирижер в оркестровой яме, державший предпоследний аккорд . При этом прыжку придавалось ощущение большей длины и высоты. [ 1 ]
Другие постановки
[ редактировать ]С момента создания балета роль Розы исполняли многие танцоры-мужчины, но обычно считается, что ни один из них не может по-настоящему сравниться с блеском Нижинского, отчасти потому, что балет был специально разработан с учетом его особых талантов. [ 4 ] [ 17 ] Девушку называли «забытой балетной женщиной», и со временем эта роль стала рутинной. [ 18 ] К середине 20-го века «Призрак» превратился в трюковой балет: люди платили только за то, чтобы увидеть прыжок в окно. [ 19 ]
«Призрак» был одним из первых балетов, которые Рудольф Нуреев станцевал на Западе после отъезда из России. Это было для немецкого телевидения в 1961 году. Впервые он станцевал «Розу» на сцене (24 раза) в Нью-Йорке в Джоффри дягилевской программе балета в 1979 году. «Призрак» был последним балетом, который Нуриев и Марго Фонтейн танцевали вместе. Это было в июне 1979 года, когда балерине было 60 лет. Он танцевал «Розу» в Париже в 1981 и 1982 годах, а последний раз танцевал эту партию в августе 1987 года в лондонском Колизее с балетом Нэнси. [ 20 ]
Впервые балет был показан в Австралии в 1936 году, когда он был частью программы «Русский балет Монте-Карло». [ 21 ] В 1962 году Марго Фонтейн танцевала «Молодую девушку» в рамках своего турне по Австралии в 1962 году. [ 21 ] В 2006 году Австралийский балет представил балет как один из трёх, показывающих творчество Фокина. [ 21 ] [ 22 ]
Дань
[ редактировать ]Уникальный розовый бриллиант, обнаруженный и ограненный в Москве и оцененный Геммологическим институтом Америки минимум в 60 миллионов долларов, получил название «Призрак Розы» как дань уважения легендарной русской балетной миниатюре. [ 23 ] [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Шувалов 1997 , с. 67
- ^ Лифарь 1940 , с. 252–53
- ^ Грескович 1998 , с. 400
- ^ Jump up to: а б с Роберт 1949 , с. 303
- ^ Бомонт 1940 , стр. 26–27.
- ^ Вудстра, Бреннан и Шротт 2005 , стр. 1495
- ^ «Вебер: Приглашение на танец (ор. 65), оркестровка Берлиоза (Н 90)» . Сайт Гектора Берлиоза . Проверено 5 мая 2012 г.
- ^ Баланчин 1975 , с. 427
- ^ Пряжка 2012 , с. 207
- ^ Фокин и Фокин 1961 , стр. 180, 182.
- ^ Роберт 1949 , с. 302
- ^ Копельсон 1997 , стр. 107–16.
- ^ Jump up to: а б Оствальд 1991 , с. 48
- ^ Jump up to: а б Нижинский 1980 , с. 136
- ^ Нижинский 1980 , стр. 136–37.
- ^ Шувалов 1997 , с. 69
- ^ Шувалов 1997 , с. 70
- ^ Роберт 1949 , стр. 303–04.
- ^ Роберт 1949 , с. 304
- ^ Сирвин, Рене. «Призраки розы» . Нуриев.org . Фонд Рудольфа Нуриева . Проверено 4 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Призрак розы (австралийский контекст)» . Трове . Национальная библиотека Австралии. 2012 . Проверено 4 июня 2012 г.
- ↑ В 1985 году балет Парижской оперы представил «Призрака» с Мануэлем Легри в роли Розы и Клодом де Вульпианом в роли молодой девушки. Для постановки были воссозданы оригинальные танцы, декорации и костюмы. В 2012 году запись постановки была доступна на VHS в программе « Парижские танцы Дягильева» .
- ^ «Дух розы: Розовый бриллиант АЛРОСА может заработать более 60 миллионов долларов» . Алмазная лупа . 18 августа 2019 г. Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ «Дух розы» . Spiritofrose.alrosa.ru . Проверено 19 августа 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Баланчин, Джордж (1975), 101 история великих балетов , Нью-Йорк: Anchor Books, ISBN 0-385-03398-2
- Бомонт, Сирил В. (1940), Балет Дягилева в Лондоне , Лондон: Патнэм
- Бакл, Ричард (2012), Нижинский: Жизнь гения и безумия , Нью-Йорк: Open Road Media
- Фокин, Мишель; Фокин, Витале (пер.) (1961), Мемуары балетмейстера , Лондон: Констебль
- Грескович, Роберт (1998), Балет 101: полное руководство по изучению балета и любви к нему , Нью-Йорк: Гиперион, ISBN. 0-786-88155-0
- Копельсон, Кевин (1997), Странная загробная жизнь Вацлава Нижинского , Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, ISBN 978-0-7567-8762-2
- Лифарь, Серж (1940), Серж Дягилев: его жизнь, его творчество, его легенда , Лондон: Патнэм
- Нижинский, Ромола (1980), Нижинский , Лондон: Sphere Books, ISBN 0-722-16378-9
- Оствальд, Питер (1991), Вацлав Нижинский: прыжок в безумие , Лондон: Robson Books, ISBN 1-86105-250-2
- Роберт, Грейс (1949), Книга балетов борзых , Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф
- Шувалов, Александр (1997), Искусство русского балета , Нью-Хейвен и Нью-Йорк: Издательство Йельского университета, ISBN 0-300-07484-0
- Вудстра, Крис; Бреннан, Джеральд; Шротт, Аллен, ред. (2005), All Music Guide to Classic Music: полный путеводитель по классической музыке , Сан-Франциско, Калифорния: Backbeat Books, ISBN 0-87930-865-6