Мамре
Альтернативное название | Мамбре. Для объекта Рамат эль-Халиль: Рамат эль-Халиль, Рамет эль-Халил (Рамет эль-Халил), Харам Рамет эль-Халиль, Бейт Халил эр-Рахман, Бейт эль-Халиль («Дом Авраама»). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
---|---|
Расположение | Иудея , Западный Берег , Хеврона район |
Координаты | 31 ° 33'24 "N 35 ° 06'19" E / 31,556536 ° N 35,105336 ° E |
История | |
Основан | Городище Рамат-эль-Халиль: сомнительно по последним данным: 9–8 века до н.э., Иудейское царство ; [ 5 ] I век до н.э., Ирод Великий ; 130 г. н.э., император Адриан ; 324 г. н.э., Константин Великий ; [ 6 ] сомнительно: 12 век, крестоносцы [ 6 ] [ 2 ] [ 7 ] |
Примечания к сайту | |
Археологи | Рамат эль-Халил: Андреас Эварист Мадер (1926–1928), Сайф ад-Дин Хаддад (1977), Абд эль-Азиз Арджуб (1984–1985), [ 2 ] Ицхак Маген (1986–1988) [ 8 ] |
Мамре ( / ˈ m æ m r i / ; иврит : מַמְרֵא ), полное еврейское имя Элоней Мамре , « Дубы Мамре» , относится к древнему религиозному объекту, первоначально сосредоточенному на одном святом дереве, растущем «с незапамятных времен» в Хевроне. в Ханаане . [ 9 ] В своем первом месте, Хирбет Нимра, языческий культ дерева возник еще до библейского повествования. [ 10 ] Он наиболее известен из библейской истории об Аврааме и трех посетителях . [ 11 ] Дерево, под которым он разбил свою палатку, известно как дуб или терпентин Мамре. Современные ученые определили три памятника недалеко от Хеврона, которые в разные исторические периоды последовательно назывались Мамре: Хирбет-Нимра (небольшое раскопанное поселение персидского и эллинистического периода), Рамат-эль-Халиль (наиболее известное поселение, процветавшее со времен Ирода до византийский период) и Хирбет эс-Сибте . В последнем находился старый дуб, идентифицированный относительно новой традицией как Дуб Мамре , который рухнул в 2019 году и находился на территории русского православного монастыря .
Еврейско-римский историк Иосиф Флавий , а также христианские и еврейские источники византийского периода находят Мамре на месте, позже переименованном по-арабски в Рамат-эль-Халиль, в 4 км к северу от исторического Хеврона и примерно на полпути между этим городом и Халхулом . Ирод Великий , по-видимому, инициировал идентификацию этого места евреями с Мамре, возведя там монументальную ограду. Это была одна из трех самых важных « ярмарок » или рынков в Иудее , где ярмарка проводилась рядом с почитаемым деревом, сопровождаясь межконфессиональным фестивалем, к которому со временем присоединились евреи, язычники и христиане. Это побудило императора Константина Великого безуспешно попытаться положить конец этой практике, возведя там христианскую базилику .
Еврейская Библия
[ редактировать ]Имена и события
[ редактировать ]Мамре — это место, где Авраам разбил шатры для своего стана, построил жертвенник ( Бытие 13:18 ) и получил божественную весть в облике трех ангелов о Бытие беременности Сарры ( 18:1–15 ).
В Бытии 13:18 Авраам поселился у «больших деревьев Мамре». Судя по текстовому варианту, сохранившемуся в Септуагинте , первоначальная еврейская традиция относилась к единственному огромному дубу, который Иосиф Флавий называл Огигесом . [ 9 ] Мамре, возможно, был амореем , вождем племени, в честь которого была названа роща. Бытие связало его с Хевроном или местом неподалеку от этого города. [ 12 ] Мамре часто ассоциировался с Пещерой Патриархов . По мнению одного ученого, в библейском повествовании существует значительная путаница, касающаяся не только Мамре, но также Махпелы, Хеврона и Кирьят-Арбы , все четыре из которых неоднократно совпадают. [ 13 ] В Бытии Мамре также отождествляется с самим Хевроном ( Бытие 23:19, 25:27 ). [ 14 ] [ 15 ] Христианская традиция отождествлять разрушенное место, окруженное стенами и называемое по-арабски Рамет эль-Халил («Холм Друга», что означает «друг Божий», то есть Авраам), с ветхозаветным Мамре восходит к самые ранние христианские паломники в 4 веке нашей эры и связаны с традицией времен Ирода (1 век до нашей эры). [ 3 ]
В другом месте ( Бытие 14:13 ) [ 16 ] [ нужны разъяснения ] его называют «Теребинфы Мамре Аморреянина», [ 17 ] [ 18 ] [ нужны разъяснения ] Мамре — имя одного из трех вождей амореев, которые объединили свои силы с войсками Авраама в погоне за Кедорлаомером , чтобы спасти Лота (Быт. 14:13,24). [ 19 ] [ 20 ]
Предполагаемое несоответствие часто объясняется как отражение несоответствия между различными традициями переписчиков, лежащими в основе составления Пятикнижия , первая из которых относится к яхвистской редакции , вторая — к элохистской редакции , согласно документальной гипотезе современной науки. [ 21 ]
Идентификация
[ редактировать ]Судя по всему, существует три основных места, которые в разные периоды истории были известны как Мамре. Это в хронологическом порядке:
- Хирбет-Нимра , археологический памятник рядом с Хевроном и в 2,5 км к северу от Рамат-эль-Халиля, идентифицированный как Мамре персидского и эллинистического периода. [ 10 ]
- Рамат эль-Халиль , также называемый Рамет эль-Хулиль, — это место, идентифицированное как Мамре во времена царя Ирода (1 век до н. э.), Константина Великого (4 век н. э.) и — некоторые сильно оспаривают — Королевства крестоносцев Иерусалим (12-13 вв. н. э.). Талмудические источники называют это место Бет Иланим или Ботна . Руины постройки Ирода и Константина стали также известны на арабском языке как Бейт-эль-Халиль , что означает « Дом Авраама ».
- Хирбет эс-Сибте (также Айн-Себта ), современное место так называемого Дуба Мамре , в 2 км к юго-западу от Рамат-эль-Халиля, с XIX века считается христианами местом, где Авраам увидел ангелы. [ 22 ] Это место размечает современный русский православный монастырь.
История и археология
[ редактировать ]Хирбет Нимра: персидский и эллинистический Мамре
[ редактировать ]По словам Джерике, среди других, персидский и эллинистический Мамре находился в Хирбет-Нимре, в 1 км к северу от современного Хеврона, где языческий культ дерева предшествовал составлению библейского повествования об Аврааме. [ 10 ]
Рамат эль-Халиль
[ редактировать ]Исследования и анализ
[ редактировать ]Археологический памятник Рамат-эль-Халиль (номер сетки 160300/107200) был впервые раскопан Андреасом Эваристом Мадером в 1926–1928 годах, за ним последовали Сайф ад-Дин Хаддад (1977), Абд эль-Азиз Арджуб (1984). –1985), [ 2 ] и Ицхак Маген (1986–1988), [ 8 ] Маген опубликовал свои выводы в 1991 и 2003 годах. [ 2 ] Гринберг и Кейнан, резюмируя предыдущие отчеты о раскопках, перечисляют выдающиеся компоненты этого места, такие как большой корпус римской эпохи, византийская церковь и церковь крестоносцев. [ 2 ] Однако анализ исторических и археологических источников, проведенный Денисом Принглом , приводит к твердому выводу, что церковь Троицы времен крестоносцев, упомянутая средневековыми паломниками, стояла у подножия холма, а не на его вершине и уж точно не на вершине. Рамат-эль-Халиль, где в 1926 году были обнаружены остатки Константиновской церкви, нетронутые более поздними постройками. [ 7 ] Гринберг и Кейнан перечисляют основные периоды заселения: ранний римский, поздний римский, византийский и крестоносный, с менее существенными находками, относящимися к железному веку IIc и эллинистическому периоду. [ 2 ] Однако Ицхак Маген, последний, кто проводил раскопки на этом месте, утверждает, что находки, ранее приписываемые библейским временам царей железного века и эллинистических Хасмонеев , на самом деле относятся к гораздо более поздней дате, византийской или более поздней. [ 5 ]
Бронзовый век
[ редактировать ]раннего бронзового века керамики Черепки , найденные на стоянке Рамат-эль-Халиль, могут указывать на то, что какое-то культовое святилище использовалось с 2600 по 2000 год до нашей эры. [ 23 ] но нет никаких археологических свидетельств того, что это место было заселено с первой половины второго тысячелетия до конца железного века. [ 12 ] – то есть, в самом широком смысле, между 2000 и 600 гг. до н.э.
Ирод: ограда
[ редактировать ]Ирод Великий перенес традицию Мамре на 2,5 км к северу, с городища Хирбет-Нимра (см. выше) на городище Рамет-эль-Халиль. [ 10 ] Это было частью превращения Иродом Хеврона в культовый центр, посвященный патриарху Аврааму, путем возведения двух святынь: одной у могилы Авраама и одной на месте, которое он связал со своим местом жительства, где патриарх обедал под деревом вместе с трое мужчин. [ 10 ] Было отмечено, что Хеврон и Мамре находились на территории Идумея , что и евреи, и идумеяне считали Авраама своим общим предком и что Ирод происходил из идумейской семьи, лишь недавно принявшей иудаизм. [ 24 ]
Каменная стена толщиной 2 м, окружающая территорию шириной 49 м и длиной 65 м, была построена Иродом, возможно, как культовое место поклонения. [ 25 ] [ 26 ] В нем находился древний колодец глубиной более 5 м. [ сомнительно – обсудить ] в диаметре, [ 27 ] [ 15 ] [ сомнительно – обсудить ] называемый колодцем Авраама. [ 28 ] [ сомнительно – обсудить ]
Иосиф Флавий: терпентинт
[ редактировать ]- Терпентиновое дерево Иосифа Флавия отличается от современного дуба Мамре и стояло в другом месте.
Иосиф Флавий (37 – ок. 100) записывает традицию, согласно которой терпентинт в Мамре был стар, как сам мир ( Война 4.534). Это место было овеяно легендой. Иудеи, христиане и язычники приносили на этом месте жертвы, сжигая животных, а дерево считалось невосприимчивым к пламени жертвоприношений. [ 29 ] Константин Великий (годы правления 302–337) все еще безуспешно пытался остановить эту традицию. [ 29 ]
Позднеримский период: храм Адриана.
[ редактировать ]Строение Ирода было разрушено армией Симона бар-Кохбы , но затем восстановлено римским императором Адрианом . Адриан возродил ярмарку, которая долгое время была важной, поскольку проходила на перекрестке, образующем транспортный и коммуникационный узел южных Иудейских гор. Этот меркатус (евр. йерид или шук : древнегреческий : πανήγυρις ), или «ярмарка, рынок», был одним из мест, согласно еврейской традиции, сохранившейся у Иеронима . [ 29 ] выбран Адрианом для продажи остатков разбитой армии Бар-Кохбы в рабство . [ нужна ссылка ]
Раввинская традиция
[ редактировать ]Из-за идолопоклоннического характера ритуалов на ярмарке раввины запретили евреям участвовать . [ 30 ] Согласно Иерусалимскому Талмуду :
Они запретили ярмарку только в случае проведения ярмарки в Ботне. Как этому учили в Таннаитской традиции. «Есть три ярмарки: ярмарка в Газе , ярмарка в Акре и ярмарка в Ботне, и самая отвратительная из них — ярмарка в Ботне». [ 29 ] [ 31 ] [ 32 ]
Позднеримский фестиваль и византийская базилика
[ редактировать ]Евсевий и Созомен описывают, как, несмотря на раввинский запрет, ко времени правления Константина Великого (302–337 гг.) рынок превратился в неофициальный межконфессиональный праздник, помимо своих функций торговой ярмарки, которую часто посещали христиане, евреи и язычники. [ 7 ] Культовая святыня была передана для использования христианами после того, как ее посетила Евтропия , теща Константина, и была шокирована ее языческим характером. [ 30 ] Константин, узнав об этих языческих обычаях, безуспешно пытался положить конец праздничным ритуалам, совершаемым вокруг дерева. [ 29 ] Он гневно написал Макарию , епископу Иерусалимскому, и всем другим епископам Палестины и увещевал их, сообщая им, что он приказал пришедшему Акакию уничтожить все языческие идолы и наказать держащихся языческих обычаев. [ 33 ] [ 34 ] Затем ограда была освящена, Константин приказал построить базилику, посвященную святому Георгию (фундамент ее виден до сих пор), а ограду Теребинфа Мамрийского перекрыть крышей. [ 30 ] [ 35 ]
На плане 1957 года и реконструкции этого места, сделанной после раскопок, проведенных немецким ученым А.Э. Мадером в 1926-1928 годах, показана Константиновская базилика вдоль восточной стены ограды Харам Рамет эль-Халиль с колодцем, алтарем и деревом в некрытая западная часть вольера. [ 4 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
Почитаемое дерево было уничтожено посетителями-христианами, прихватившими сувениры, оставив только пень, который сохранился до седьмого века. [ 34 ] [ 39 ]
пятого века Отчет Созомена ( Historia Ecclesiastica Book II 4-54) представляет собой наиболее подробный отчет о практиках в Мамре в раннехристианский период. [ 34 ]
Это место ныне называется Теревинфом и находится на расстоянии пятнадцати стадий от Хеврона. ... Там каждый год летом проводится очень известный фестиваль, в котором принимают участие жители окрестностей, а также жители более отдаленных частей Палестины , а также финикийцы и арабы . Очень многие едут туда ради бизнеса, кто-то продать, кто-то купить. Праздник празднуется очень большим собранием иудеев, так как они хвалятся Авраамом как своим праотцом, язычников, поскольку туда пришли ангелы, христиан, поскольку там явился этому благочестивому человеку тот, кто должен родиться от Девы для спасения человечества. . Каждый почитает это место согласно своей религии: кто молится Богу, правителю всего, кто призывает ангелов и совершает возлияния вином, сжигает благовония или приносит в жертву вола, козла, овцу или петуха. ... Свекровь Константина (Евтропия), отправившись туда исполнить обет, известила обо всем этом императора. Поэтому он написал епископам Палестины, упрекая их в том, что они забыли свою миссию и позволили (sic) осквернить столь святое место возлияния и жертвоприношения». [ 40 ]
Виньетка Константиновской базилики с ее атриумом с колоннадой появляется на карте Мадабы VI века под частично сохранившейся греческой надписью «Арбо, также Теребинф. Дуб Мамбре». [ 4 ]
Антонин Пьяченцы в своем «Итинерариуме» , отчете о своем путешествии в Святую Землю (ок. 570 г. н.э.), комментирует базилику с ее четырьмя портиками и атриумом без крыши . Там молились и христиане, и евреи, разделенные небольшой ширмой ( canllus ). Еврейские верующие стекались туда, чтобы отпраздновать низложение Иакова и Давида на следующий день после традиционного дня рождения Христа. [ 41 ]
Константиновская базилика была разрушена во время персидского вторжения в 614 году. [ 6 ]
Ранний мусульманский период
[ редактировать ]Аркульф , франкский епископ, который путешествовал по Леванту примерно в 670–680 годах, стал свидетелем того, монастырь все еще действовал около 670 года, через несколько десятилетий после Умара завоевания как . [ 1 ] Он сообщил, указав на несколько ошибочное местоположение по отношению к Гробницам Патриархов:
В миле к северу от гробниц описанных выше находится очень травянистый и цветущий холм Мамбре, обращенный к Хеврону, лежащему к югу от него. Эта маленькая гора, называемая Мамбре, имеет ровную вершину, на северной стороне которой построена большая каменная церковь, на правой стороне которой, между двумя стенами этой великой базилики, дуб Мамбре, чудесный для относишься, в землю врос; его еще называют дубом Авраама, потому что под ним он когда-то гостеприимно принял Ангелов. Св. Иероним в другом месте сообщает, что это дерево существовало от начала мира до правления императора Константина; но он не сказал, что оно совсем погибло, возможно, потому, что в то время, хотя все это огромное дерево не было видно так, как прежде, все же ложный ствол все еще оставался укорененным в земле, защищенный под крышей. церкви, ростом в два человека; от этого заброшенного ложного ствола, разрубленного со всех сторон топорами, мелкие щепки развозятся по разным провинциям мира, в честь почитания и памяти того дуба, под которым, как было сказано выше, находится тот знаменитый и знатный визит Ангелов был дарован патриарху Аврааму. [ 1 ]
Период крестоносцев
[ редактировать ]Ицхак Маген в 1993 году придерживался мнения, что во время крестовых походов это место могло использоваться церковью Троицы. [ 4 ] Денис Прингл решительно опровергает такую возможность, основываясь на анализе отчетов паломников. [ 7 ]
Авраам Негев считает, что последнее четкое определение и описание остатков византийской церкви в Рамат-эль-Халиле принадлежит русскому паломнику, известному как аббат Даниил , который посетил это место в 1106/8 году, и он уточняет другие средневековые отчеты, начиная с 12 века. поскольку неясно местоположение описываемого ими места. [ 6 ]
После 1150-х годов: разные еврейские и христианские места
[ редактировать ]После середины XII века сообщения становятся расплывчатыми, и местонахождение «Дуба Авраама», похоже, переместилось в одно или несколько мест, расположенных на дороге, соединяющей Рамат-эль-Халиль с Хевроном. [ 6 ] Традиционным местом расположения Дуба Авраама в настоящее время считается место, первоначально известное на арабском языке как Айн-Себта. [ 6 ] который раньше находился за пределами исторического Хеврона, но теперь находится на территории палестинского города.
Как написано в сноске к публикации отчета о паломничестве Аркулфа в 1895 году:
Дуб или Теребинф Авраама был показан в двух разных местах. Аркульф и многие другие (Иероним, Итин[эрариум] Иеросол[имитанум] , Созомен, Евхериус [возможно, Евхерий Лионский ], Вениамин Туделинский , аббат Даниил и т. д.), по-видимому, указывают на разрушение эр Рамеха. , рядом с которым находится Бейт-эль-Хулиль, или Дом Авраама, с прекрасным родниковым колодцем. Евреи до сих пор считают, что это дуб Мамре. Христиане указывают на другое место, Ballûtet Sebta , где [там] находится прекрасный образец синдского языка ( Quercus Pseudococcifera )». [ 1 ]
Баллут — арабское слово, обозначающее дуб.
Рамат-эль-Халиль сегодня
[ редактировать ]Палестинские власти сделали это место доступным для посетителей под названием Харам Рамат Аль Халил . [ 42 ]
Поскольку в исламе Кааба в Мекке священна как «дом Ибрагима/Авраама» (см. Коран 2:125), его традиция гостеприимства также переместилась в этот город, и под властью мусульман Мамре утратил свое историческое значение. значение как межрелигиозное место поклонения и праздника. [ 28 ] Это место было раскопано христианскими и еврейскими археологами 20-го века, а в 2015 году по инициативе Министерства туризма Палестины, к которому присоединились ООН и молодежь, принадлежащая ко всем трем общинам в этом районе — мусульманской, еврейской и христианской — это место было восстановлено для посетителей и построил новый «центр встреч». [ 28 ] Однако по состоянию на 2019 год центр еще не открылся, а посещаемость самого сайта невелика. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Дуб Мамре , древнее дерево, расположенное ок. на полпути между историческим Мамре и Хевроном, в отличие от «терпентинного дерева Мамре» Иосифа Флавия и Константиновского памятника.
- Свято-Троицкий монастырь Авраамова Дуба — русский православный монастырь, расположенный в месте, которое, согласно более поздней традиции, называется « Дубом Мамре ».
- Институт Мамре , израильский исследовательский институт, целью которого является обеспечение точного доступа к еврейским религиозным текстам, включая еврейскую Библию, представленную как на иврите, так и на английском языке.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Макферсон (1895), с. 33–34 , сн. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гринберг и Кейнан (2009)
- ^ Jump up to: а б Джерике (2003), стр. 1.
- ^ Jump up to: а б с д Маген, Дюваль, Доннер, Багатти, Ди Сеньи (2000)
- ^ Jump up to: а б Дрбал (2017)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Негев и Гибсон (2001)
- ^ Jump up to: а б с д Прингл (1998), с. 203
- ^ Jump up to: а б Стивен Лангфур, Византийский Мамре
- ^ Jump up to: а б Неселовский-Спано (2016).
- ^ Jump up to: а б с д и Хейден (2016)
- ^ Бытие 18: 1–8.
- ^ Jump up to: а б Паголу (1998)
- ^ Ставракопулу (2011)
- ^ Джерике с. 4 : Книга Бытия, 23:19; 25:27.
- ^ Jump up to: а б Летелье (1995)
- ^ Гитлиц и Дэвидсон (2006)
- ^ Альтер (1996)
- ^ Хорн (1856)
- ^ Миллс и Буллард (1998), стр. 543 .
- ^ Харан (1985)
- ^ Харан (1985): Третья, Священническая редакция исключает любую подобную привязанность Авраама к культу Теребинфа.
- ^ Джерике стр. 2 .
- ^ Тейлор (1993), с. 92.
- ^ Ричардсон (1996)
- ^ Мерфи-О'Коннор (2008)
- ^ Робинсон (1856)
- ^ Джерике п.?.
- ^ Jump up to: а б с д Хейден (2020)
- ^ Jump up to: а б с д и Адлер (2013)
- ^ Jump up to: а б с Сафрай (1994), с. 254
- ^ Нойснер (1982)
- ^ Розенфельд (2005)
- ^ Евсевий, Жизнь Константина , стр.301.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор (1993), стр. 86–95.
- ^ Фергюссон, Джеймс (2004)
- ^ Живот (1993)
- ^ Сафрай (1994), стр.249
- ^ Нетцер и Лорейс-Чачи (2006)
- ^ Стэнли (1856), с. 142
- ^ Фрейзер (2003), стр.336.
- ^ Джейкобс (2004), с. 130
- ↑ Мамре (Харам Рамат аль-Халил) , VisitPalestine.com, получено 13 апреля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адлер, Уильям (2013). Эдесское королевство и создание христианской аристократии . В книге Натали Б. Дорманн, Аннетт Йошико Рид (ред.) «Евреи, христиане и Римская империя: поэтика власти в поздней античности» , University of Pennsylvania Press, стр. 43–62 стр. 57 .
- Адамнанус , De Locis Sanctis — см. перевод Макферсона
- Альтер, Роберт (1997). Бытие: перевод и комментарии . Нью-Йорк, Лондон: WW Norton & Co. 60. ИСБН 9780393070262 . Проверено 19 октября 2021 г.
- Дрбал, Властимил (2017). «Паломничество и мультирелигиозное поклонение: палестинский Мамре в поздней античности». У Кристенсена — Троэльс Мируп; Фризе, Вибке (ред.). Паломничество с раскопками: археологические подходы к священным путешествиям и перемещениям в древнем мире . Исследования Рутледжа в области паломничества, религиозных путешествий и туризма. Тейлор и Фрэнсис. стр. 245–264 (247). ISBN 9781351856263 . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- Евсевий . Жизнь Константина . Аверил Кэмерон и Стюарт Джордж Холл (тр., редактор), Oxford University Press (1999) ISBN 0-19-814917-4
- Фергюссон, Джеймс (1873). Поклонение дереву и змее: или иллюстрации мифологии и искусства Индии первого и четвертого веков после Рождества Христова . Лондон: Музей Индии. п. 7. ISBN 81-206-1236-1 . Проверено 19 октября 2021 г. - через переиздание второго издания 1873 г. за 2004 г., выпущенное Asian Educational Services, Нью-Дели.
- Фрейзер, Джеймс Джордж (2003). Фольклор в Ветхом Завете. Исследования сравнительной религии, легенд и права: исследования сравнительной религии, легенд и права. Kessinger Publishing» . ISBN 0-7661-3238-2
- Гитлиц, Дэвид М.; Дэвидсон, Линда Кей (2006). Паломничество и евреи . Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 9780275987633 .
- Гринберг, Рафаэль; Кейнан, Ади (2009). Израильская археологическая деятельность на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме 1967–2007 гг.: Справочник (PDF) . Остракон Пресс. п. 130. ИСБН 978-965-91468-0-2 . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- Харан, Менахем (1985). Храмы и храмовая служба в Древнем Израиле . Айзенбраунс, ISBN 0-931464-18-8 , с. 53 .
- Хорн, Томас Хартвелл (1856). Введение в критическое изучение и познание Священного Писания» . Лонгман, Браун, Грин, Лонгманс и Робертс
- Хейден, Катарина (2020). «Строительство, функционирование и интерпретация общего святого места: случай позднеантичного Мамре (Рамат аль-Халил)» . Запутанные религии . 11 (1). дои : 10.13154/er.11.2020.8557 . S2CID 225915645 . Проверено 22 марта 2021 г.
- Хейден, Катарина (2016). «Роща религий: Храм Авраама в Мамре как место встреч и locus theologicus». Любовь к иностранцам - страх перед иностранцами: Две академические речи о межрелигиозных встречах в поздней античности и современности (на немецком языке). Теологическое издательство Цюриха (TVZ). п. 21 (со сноской 10). ISBN 9783290178635 .
- Хорн, Томас Хартвелл (1856). Введение в критическое изучение и познание Священного Писания . Лонгман, Браун, Грин, Лонгманс и Робертс, с. 63. [ нужны разъяснения ]
- Джейкобс, Эндрю С. Остатки евреев: Святая земля и христианская империя в поздней античности . Издательство Стэнфордского университета, 2004.
- Джерике, Детлеф (2003). Авраам в Мамре: исторические и экзегетические исследования региона Хеврона и Бытия 11, 27-19, 38 [ Авраам в Мамре: исторические и экзегетические исследования региона Хеврона и Бытия 11, 27-19, 38 ]. Культура и история Древнего Ближнего Востока, Том 17 (на немецком языке). Лейден НЛ: БРИЛЛ. ISBN 90-04-12939-1 . Проверено 19 октября 2021 г.
- Летелье, Роберт Игнатиус (1995). День в Мамре, ночь в Содоме: Авраам и Лот в 18 и 19 главах Бытия . БРИЛЛ, ISBN 90-04-10250-7 [ нужны разъяснения ] [ сомнительно – обсудить ]
- Лаут, Эндрю и Оден, Томас К. и Конти, Марко. Древний христианский комментарий к Священному Писанию: Ветхий Завет . Межвузовская пресса ISBN 0-8308-1472-8 , стр. 60–66.
- Макферсон, Джеймс Роуз (тр., редактор) (1895). «Рассказ Аркульфа о святых местах, написанный Адамнаном. Книга I: X. – Холм и дуб Мамбре». Паломничество Аркульфа в Святую Землю (около 670 года нашей эры) . Публикации ППТС. Том. 33. Лондон: Общество текстов палестинских паломников (PPTS). стр. 33–34, сн. 1 . Проверено 15 июля 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Мадер, Андреас Эваристус (1954). Мамбре. Результаты раскопок в священном районе Рамет-эль-Халиль на юге Палестины 1926–1928 гг . 2 тома, Эрих Вевель Верлаг, Фрайбург-им-Брайсгау, на немецком языке.
- Маген, Ицхак (1993). Новая энциклопедия археологических раскопок на Святой Земле , Иерусалим, сайт www.quondam.com, повторный доступ 19 октября 2021 г.
- Желудок, Ицхак; Дюваль, Рождество ; Доннер, Герберт; Багатти, Беллармино ; Сеньи, Лия (2000). «Арбо, также Теребинф. Дуб Мамбре - (Рамат аль-Халиль) » Карта Мадабы: виртуальное путешествие по святым местам Францисканское изучение Библии - Иерусалим. Архивировано из оригинала 0 марта 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Мерфи-О'Коннор, Джером (2008). Святая Земля: Оксфордский археологический справочник с древнейших времен до 1700 года . Оксфордские археологические справочники. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 370. ИСБН 978-0-19-923666-4 . Проверено 19 октября 2021 г.
- Негев, Авраам; Гибсон, Шимон (2001). «Мамре (Равнина) и Рамат-эль-Халиль». Археологическая энциклопедия Святой Земли . Нью-Йорк и Лондон: Континуум. стр. 312–313, 427–428. ISBN 0-8264-1316-1 . Проверено 22 марта 2021 г.
- Нетцер, Эхуд и Лорейс-Чачи, Рэйчел (2006). Архитектура Ирода, Великого Строителя . Мор Зибек, ISBN 3-16-148570-X , с. 231
- Нойснер, Джейкоб (1982). Абода Зара: предварительный перевод и объяснение . Талмуд Земли Израиля, Том 33. Издательство Чикагского университета. стр. 29-30, цитируя рабби Йоханана , Авода Зара , 1:4, 39г. ISBN 9780226576930 . Проверено 19 октября 2021 г.
- Неселовский-Спано, Лукаш (2016). Мифы о происхождении и святые места в Ветхом Завете: исследование этиологических повествований , Routledge, с. 132 .
- Паголу, Августин (1998). Религия патриархов , A&C Black, стр. 59–60 .
- Прингл, Д. (1998). Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев: LZ (за исключением Тира) . Том. II. Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-39037-0 .
- Ричардсон, Питер (1996). Ирод: царь иудеев и друг римлян . Исследования личностей Нового Завета. Издательство Университета Южной Каролины. стр. 61–62. ISBN 9781570031366 . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- Розенфилд, Бен-Цион; Джозеф Менирав, Хава Кассель. Рынки и маркетинг в Римской Палестине . Брилл, 2005 г. ISBN 90-04-14049-2
- Робинсон, Эдвард . Библейские исследования в Палестине, 1838–1852 гг.: Журнал путешествий 1838 года . стр. 215–216.
- Розенфельд, Бен Цион (2005). Рынки и маркетинг в Римской Палестине . БРИЛЛ. п. 63. ИСБН 90-04-14049-2 .
- Сафрай, Зеев (1994). Экономика Римской Палестины . Рутледж. ISBN 0-415-10243-Х . Проверено 22 октября 2008 г.
- Стэнли, Артур Пенрин (1856). Синай и Палестина в связи с их историей . Дж. Мюррей, Лондон
- Ставракопулу, Франческа (2011). Земля наших отцов: роль почитания предков в библейских земельных претензиях . Bloomsbury Publishing USA, стр. 51–52 : «На протяжении всей Книги Бытия все эти топонимы заполняют место захоронения предков, борясь за узнаваемость. Хотя часто предполагается, что все это, по сути, одно и то же место, часто происходит выравнивание, сглаживание или переименование мест. наводит на мысль об изменении или конкурировании прав собственности».
- Тейлор, Джоан Э. (1993). «Мамре» . Христиане и святые места: миф о еврейско-христианском происхождении . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814785-6 . Проверено 19 октября 2021 г.
- Миллс, Уотсон Э. и Буллард, Роджер Обри (1998). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсер, ISBN 0-86554-373-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии стоянки Мамре в Манар аль-Атар фотоархиве