пепельница
Ашрей ( иврит : אַשְׁרֵי ) — это молитва, которую читают не менее трех раз в день в еврейских молитвах : дважды во время Шахарита (утренней службы) и один раз во время Минхи (послеобеденной службы). Молитва состоит в основном из Псалма 145 целиком, с добавлением Псалмов 84:5 и Псалмов 144:15 в начале и Псалмов 115:18 в конце. Первые два добавленных стиха начинаются с еврейского слова ашрей (что переводится как «счастлив тот, кто...», «достоин похвалы» или «удачливый»), отсюда и название молитвы. [ 1 ]
псалм В Талмуде упоминается не под (нынешним) названием Ашрей, а скорее как вступительные слова, Техилла л'Давид . [ 2 ]
Время чтения
[ редактировать ]Ашрей читается три раза в день в течение всего курса еврейских молитв, в соответствии с утверждением Талмуда , что тому, кто читает Ашрей три раза в день, гарантировано место в Мире Будущем . [ 3 ] По этой причине Ашрей не только читается эти три раза, но и многие из его стихов встречаются на протяжении всей литургии. [ 4 ]
Ашрей читается дважды во время Шахарита (один раз во время Песукей Д'Зимра и один раз между Тахануном / чтением Торы и Псалом 20 / Ува Лецион или в этом месте, когда какое-либо из них опущено), и один раз в качестве вступления к Минхе; его также читают во многих обычаях в начале службы Слихот . В Йом Кипур евреи -ашкенази читают его во время Неила, а не во время Минха, тогда как сефарды и италким читают его как во время Минха, так и во время Неила. [ 5 ]
Текст
[ редактировать ]на иврите В Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Блаженны живущие в доме твоем.
Большую часть Ашрея составляет Псалом 145 полностью. Псалом 145 представляет собой алфавитный акростих из 21 стиха, каждый из которых начинается с отдельной буквы еврейского алфавита, расположенной в алфавитном порядке. Это облегчает запоминание Ашрея. [ 6 ] Единственная еврейская буква, которая не начинает стих 145-го псалма, — это нун (נ). Это упущение более подробно обсуждается в статье Википедии о Псалме 145. Хотя в Септуагинте и некоторых других немассоретских версиях Библии есть такая строка, ни один еврейский молитвенник не вставляет строку, начинающуюся с нун . [ 7 ]
Первые два стиха взяты из Псалмов 84:4-5 и Псалмов 144:15 соответственно. Последний стих — Псалом 115:18. Римская литургия добавляет к этому Псалму 119:1, а Махзор Витри (12 век) добавляет еще четыре (возможно, пять) других стихов, начинающихся с того же слова («Ашрей») (а именно Псалмы 119:1-2, 84:6, 112: 1 и 89:16), и, похоже, первоначально общепринятой практикой было иметь больше вступительных стихов, чем два, которые сейчас используются евреями-ашкенази и сефардами. [ 8 ]
Прихожане обычно сидят во время чтения Ашрея, поскольку вступительный стих «Счастливы люди, живущие в Твоем доме» описывает прихожан как часть семьи, а не чужих или простых посетителей, поэтому они сидят, чтобы продемонстрировать эта связь. Слово ישב, переведенное здесь как «пребывать», также означает «сидеть» (как в Исход 17:12, 3 Царств 2:12 и Псалом 122:5). [ нужна ссылка ]
Стих 7 (ז): Это было замечено [ 9 ] что, хотя в большинстве еврейских Библий первое слово этого стиха пишется с долгой гласной — זֵכֶר ( зайхер ), во многих молитвенниках это слово печатается с короткой гласной — זֶכֶר ( зехер ) — оба варианта описываются как «пять точек». " и "шесть точек" соответственно. Разницы в значении нет, оба варианта означают одно и то же: «воспоминание» или «напоминание», и оба встречаются в других местах еврейской Библии, хотя форма долгих гласных встречается чаще. [ 10 ]
Чтение кратких гласных (шесть точек) действительно встречается в этом стихе в нескольких важных ранних изданиях еврейской Библии, таких как первые четыре издания полной еврейской Библии, а также Комплутенская полиглотта и Первая раввинская Библия (от Pratensis). Но чтение долгих гласных (пять точек) встречается практически во всех более поздних и более авторитетных изданиях, включая Алеппский кодекс, Ленинградский кодекс, Вторую раввинистическую Библию (Бен-Хайима), издание Леттериса, издания Гинзбурга, издание Koren, Biblia Hebraica Stuttgartensia и т. д. Сиддуримы, в которых читается краткая гласная, включают, среди прочего, широко используемый ArtScroll Siddur (хотя в изданиях ArtScroll Библии и Псалмов здесь присутствует чтение долгих гласных). Похоже, что цитаты из молитвенников из Библии иногда копируются так, как они появлялись в более ранних молитвенниках, без двойной проверки самой Библии (похожий эффект был замечен в изданиях англиканской книги общих молитв XIX и XX веков, в которых увековечивались цитаты из Библии). Библию епископов вместо использования формулировки версии короля Иакова). [ нужна ссылка ]
Стих 16 (פ). «Ты открываешь Свою руку…» Это самый важный стих, и общепринятая практика заключается в том, что его нужно произносить с большой концентрацией на его значении и с искренностью. [ 11 ] На утренних службах в будние дни, особенно среди ашкенази, когда верующие носят тфилин , принято с благоговением прикасаться к тфилину на руке в первой половине стиха («Твоя рука»), а затем к тфилину на голове во второй половине ( «его желание»). [ 12 ] В других случаях, когда тфилин не носят, помимо концентрации на значении стиха, существует обычай (в первую очередь Мизрахи, но также практикуемый и другими) поднимать поднятые вверх руки, как будто для получения даров Божиих. [ 13 ]
Последний стих молитвы — Псалом 115:18 . Еще со времен Седера Рав Амрам Гаон это объяснялось как установленное для того, чтобы обеспечить заключительное «Аллилуйя» псалма в соответствии с образцом Псалмов 146–150. Кроме того, дополнение расширяет псалом, говоря «мы», а не только «я». [ 14 ]
Концепции
[ редактировать ]Ашрей — это три концепции. Это: [ 6 ]
- Люди счастливы, когда они близки к Богу .
- Бог заботится о бедных и угнетенных.
- Бог вознаграждает хорошее поведение и наказывает зло.
Псалом восхваляет Бога, чья справедливость и милость распространяются на все народы. В стихе 9 (ט) нам сказано: «Благ Господь ко всем , и милость Его простирается на все, что Он создал». Стихом 21 (ת) – «Всякая плоть прославит имя Твое…» – все человечество выражает свою благодарность. [ 15 ]
Также важно то, что эта молитва целиком и полностью восхваляет Бога, ни о чем не прося. [ 16 ]
В Ашрее также подчеркивается царствование Бога над всей вселенной; в частности, Псалом 144:1 — это единственное использование в Библии фразы «Бог - Царь» (в отличие от многих случаев употребления слов «мой царь» или «наш царь»). [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]
- Псалом 145
- Ашрей. Структура Псалма 145 . myjewishlearning.com
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рассел, Джеймс (сентябрь 2017 г.). «Восстановление Нагорной проповеди: О составе молитвы Ашрей» . Реальное и воображаемое: взаимодействие во времени и пространстве; Формирование культуры в диаспоре .
- ^ Эппл, Рэймонд (2016). «Дополнения к 145-му псалму» . Еврейская Библия Ежеквартально . 44 (4): 227. ISSN 0792-3910 .
- ↑ Талмуд Бавли , Трактат Берахот 4б:16.
- ^ 1001 вопрос и ответ о Рош ха-Шана и Йом Кипур Джеффри М. Коэн, страницы 164-65
- ^ Нулман, Мэйси, Энциклопедия еврейской молитвы (1993, Нью-Джерси, Джейсон Аронсон) св. Эшрея , страницы 42-43.
- ^ Jump up to: а б Руководство для каждого человека по еврейской молитве. Рональд Х. Айзекс, стр. 114.
- ^ См., например, Баер, Селигман, Сидур Аводат Исроэль (Редельхайм, 1868 г.), стр. 69.
- ^ Эльбоген, Исмар, Еврейская литургия: Всесторонняя история (ориг. 1913, английский перевод 1993, Филадельфия, Еврейское издательство), страницы 75 и 214, а также исследование Махзора Витри.
- ^ Например, в Mail-Jewish от 16 марта 2007 г., [1] .
- ↑ Например, из-за некоторых сомнений относительно правильных гласных для одного и того же слова во Второзаконии 25:19 ( глава Захор читает субботу перед Пуримом), некоторые авторитеты считали обязательным читать этот стих дважды, по одному разу в каждую сторону. Шерман, Носсон, Чумаш: Каменное издание (1993, Бруклин, Mesorah Publications), стр. 1067; Гелбард, Шмуэль Пинхас, Обряд и разум: 1050 еврейских обычаев и их источники (английский перевод, 1998, Израиль, Mifal Rashi Publ'g), стр. 161. Стандартные библейские словари иврита, такие как Furst, Brown-Driver-Briggs, Harkavy. и др. рассматривают эти две формы как одно и то же слово. Браун-Драйвер-Бриггс приводит лишь один пример краткой гласной, а в «Соглашении» Манделькерна эти две формы объединены вместе, образуя список из шести употреблений в любом случае — но во всех авторитетных еврейских Библиях (Бен-Хаим, Гинзбург, Biblia Hebraica Stuttgartensia , Корен, Ленинградский кодекс, Алеппский кодекс) все шесть экземпляров, перечисленных Манделькерном, включая тот, который указан Брауном, имеют долгую гласную.
- ^ Полный ArtScroll Сидур (Ашкеназ), страницы 68–69, 150–151, 232–233, 392–393, 502–503; Завершите ArtScroll Сидур (Сефард), страницы 72–73; 154-155, 254-255, 428-429, 496-497, 546-547.
- ^ Полный ArtScroll Сидур (Ашкеназ), страницы 68–69, 150–151; Полный ArtScroll Сидур (Сефард), страницы 72–73, 154–155; Нулман, Мэйси, Энциклопедия еврейской молитвы (1993, Нью-Джерси, Джейсон Аронсон) с Ашреем , стр. 43.
- ^ Орот-сефардский будничный день Сидур (1994), страницы 105, 233, 306; и [2] , описанные Беном Иш Чай (Багдад, 19 век); и Нулман, Мэйси, Энциклопедия еврейской молитвы (1993, Нью-Джерси, Джейсон Аронсон) св. Ашрей , стр. 43.
- ^ Эппл, Рэймонд, «Дополнения к Псалму 145», « Jewish Bible Quarterly », том 44, № 4, октябрь-декабрь 2016 г. [3] .
- ^ Абрахамс, Израиль, Сопутник авторизованного ежедневного молитвенника (2-е изд. 1922 г., Лондон), страница [36]; Кимельман, Реувен, Псалом 145: тема, структура и влияние, Журнал библейской литературы , том. 113, номер. 1 (весна 1994 г.), стр. 51. Действительно, раввин Давид Кимхи (13 век) считал, что этот стих означает, что все творение, включая животных, выражает хвалу Создателю. Джейкобсон, Бернхард С., Сидур в будние дни (2-е английское издание, 1978 г., Тель-Авив, Синай), стр. 95.
- ^ Абрахамс, Израиль, Сопутник авторизованного ежедневного молитвенника (2-е изд. 1922 г., Лондон), страница [36].
- ^ Кимельман, Реувен, Псалом 145: Тема, структура и влияние, Журнал библейской литературы , том. 113, номер. 1 (весна 1994 г.), стр. 40-41 (это уникальное явление было замечено Авраамом ибн-Эзрой в XII веке).