Jump to content

Жак Белланж

Офорт «Три святые женщины» , подпись Белланджелуса. Экес /В. фе. [1]

Жак Белланж (ок. 1575–1616) был художником и гравером из герцогства Лотарингского (тогда независимого, но теперь входившего в состав Франции ), чьи гравюры и некоторые рисунки сегодня являются его единственными надежно идентифицированными работами. Они являются одними из самых ярких северного маньеризма гравюр старых мастеров , в основном на католические религиозные темы и в очень индивидуальном стиле. Он проработал четырнадцать лет в столице Нанси придворным художником у двух герцогов Лотарингии , прежде чем умер в возрасте около сорока лет, и почти все его гравюры были созданы за три или четыре года до его смерти. Известно, что ни одна из его картин не сохранилась, но гравюры стали известны коллекционерам вскоре после его смерти, хотя большую часть этого периода они не пользовались одобрением критиков. В 20 веке они пользовались гораздо большим уважением, хотя Белланж до сих пор не является широко известной фигурой.

По словам Гриффитса и Хартли, место рождения и семейное происхождение Белланжа неизвестны. [2] но большинство французских источников предполагают, что он родился в регионе Бассиньи , также, очевидно, известном как «Белланж», на юге герцогства вокруг укрепленной деревни Ла Мот, где он впервые упоминается в 1595 году. [3] Деревня была полностью разрушена в 1645 году французскими войсками после осады во время завоевания Лотарингии и больше не существует. [4]

В 1595 году записано, что он живет «в настоящее время» в Ла Моте; он отправился в Нанси, где взял себе ученика, и предполагается, что для этого ему должно было быть не менее 20 лет, отсюда и его приблизительная дата рождения. [5] Полное отсутствие упоминаний в записях о его семье, его быстрое восхождение с 1602 года при дворе Нанси и использование им титула «рыцаря» привели к предположению, что он мог быть внебрачным сыном какого-то придворного лица. [6]

» Белланжа «Пьета — своего рода образец оценки его стиля.

После рекорда 1595 года наблюдается полный разрыв до 1602 года, хотя одной из причин этого, вероятно, является разрушение Ламота. Ученые предположили, что Белланж путешествовал либо в этот период, либо до 1595 года. Связь с Криспином де Пассом в Кельне (см. Ниже) может означать, что он посетил этот город. На восьми гравюрах Белланжа его подпись описывает его как «всадника» или «рыцаря», но кажется очевидным, что этот титул не был дан герцогами Лотарингскими. Не исключено, что в этот период он приобрел ее при каком-то другом дворе и вернулся в Лотарингию около 1602 года с престижем художника с международным опытом. [7]

Судя по всему, он работал придворным художником в Нанси в 1602 году, а после этого регулярно фигурировал в судебных отчетах до 1616 года, года его смерти. После выполнения своего первого заказа по росписи комнаты во дворце, в 1603 году ему наняли зарплату в 400 франков, что в два раза больше, чем платили любому предыдущему придворному художнику, и ему было присвоено второе звание из пяти придворных живописцев с дополнительная функция или звание камердинера гардероба . [8]

Некоторые работы для двора требовали дополнительной оплаты: в 1606 году он перекрасил за 1200 франков Галерею Серфов , главное общественное пространство дворца, которое, среди прочего, использовалось как суд. Он, по-видимому, повторил предыдущую схему сцен охоты. В том же году ему было поручено (1700 франков, доля) выполнить, но не спроектировать, временную триумфальную арку для королевского въезда , Маргариты Гонзаги новой жены Анри , наследника герцогства, унаследовавшего после смерти его отец Чарльз в 1608 году. Это была первая классическая триумфальная арка Лотарингии, увенчанная статуей Вергилия дома невесты в честь мантуанского . Белланж также изготовил автомобиль для использования в балете, подготовленном для торжеств, с 12 из папье-маше путти . [9]

В марте 1608 года, незадолго до смерти старого герцога, Белланжу дали 135 франков на поездку во Францию, чтобы увидеть новые королевские художественные комиссии, его единственное задокументированное путешествие за пределы Лотарингии. Не записано, что он работал над организацией похорон в середине мая, поэтому, вероятно, его еще не было. Его самый крупный зарегистрированный заказ на 4000 франков в 1610 году заключался в украшении Нового зала дворца сценами из Овидия . [10]

В 1612 году он женился на Клоде Бержероне, 17-летней дочери известного аптекаря из Нанси , от которой у него было трое сыновей. Приданое составило 6000 франков с обещанием, что загородный дом Бержеронов перейдет паре.

Точная дата и причина смерти Белланжа в 1616 году неизвестны. Его вдова снова вышла замуж за другого придворного в 1620 году и родила еще пятерых детей, доживших до 1670-х годов. Похоже, она пренебрегала своими сыновьями от первого брака, двое из которых, похоже, умерли молодыми; Анри, самый старший, был отдан в ученики в 1626 году у Клода Деруэ , старого ученика своего отца, и был второстепенным художником, в последнее время переехавшим в Париж. [6]

«Поклонение волхвов» размером 596 x 429 мм — самая крупная гравюра Белланжа.

Принято считать, что сохранилось 47 или 48 гравюр Белланжа, и вместе с рядом рисунков это, возможно, все, что осталось от его искусства сегодня. [11] Вероятно, он занялся офортом, чтобы распространить свою репутацию за пределы довольно маленького мира Нэнси, и преуспел в этом.

Его стиль представляет собой очень личную версию нидерландского или северного маньеризма таких художников, как Бартоломеус Шпрангер и Хендрик Гольциус , но с использованием техники, заимствованной у итальянских офортистов, таких как Федерико Бароччи и Вентура Салимбени , а не нидерландской гравюры . [12] Сью Уэлш Рид больше связывает свой стиль и технику с гравюрами школы Фонтенбло . [13] в то время как для А. Хаятта Мэра он объединил итальянские элементы «с тотальной немецкой эмоцией и сложной женской элегантностью, полностью французской». [14] Энтони Блант следовал линии критики 20-го века, которая рассматривала его работу как:

последний в долгой эволюции того особого типа маньеризма, в котором частная мистическая форма религиозного чувства выражается в терминах, которые на первый взгляд кажутся просто выражениями пустой аристократической элегантности. Основателем этой традиции был Пармиджанино , который изобрел многие формулы, используемые его преемниками, такие как вытянутость фигур, маленькие головы на длинных шеях, широкие драпировки, напряженные, нервные позы рук и сладкая восторженная улыбка, которую людям протестантского воспитания трудно не считать болезненной и неискренней, но которая включает в себя особый вид мистического чувства. [15]

В его творчестве нет уступок реализму. Преобладают женские фигуры; большинство, но не Дева, одетые в фантастическую смесь современной придворной моды и старинных платьев. Мужчины в основном носят фантастические версии древнеримской парадной униформы, смешанной с восточными элементами, включая самую изысканную обувь, встречающуюся в искусстве. Его работа при дворе по созданию костюмов для масок и балетов может оказать здесь влияние, и было высказано предположение, что четыре женщины-«садовника» связаны с конкретными дизайнами костюмов. [16] Регулярные спецэффекты в его композициях включают манипуляцию пространством и множество крупных фигур, видимых сзади на переднем плане работ; В наборе одиночных фигур как Апостолов, так и Волхвов есть те, которые видны только сзади, без видимого лица. [17] Технически он широко использует пунктирность и полировку для достижения световых эффектов и передачи текстуры. [18]

Игрок на шарманке , атакующий паломника , одна из двух репродукций жанровой сцены .

Две его гравюры с шарманщиком происходят из совершенно другого мира жанровых произведений и реализма, а жестокость более крупной из них была оригинальной для того времени, предвосхищая темы, которые в последующие десятилетия поднимет чуть более молодой лотарингский художник Жак. Калло и др. [19]

Его первым опытом в области офорта, похоже, стал одиночный автопортрет, вставленный в большой отпечаток, изображающий церемониальный въезд нового герцога Анри в Нанси в 1610 году. Известный гравёр Фридрих Брентель и его молодой помощник Маттиас Мериан — позже крупный производитель карт и виды города — были привезены для создания серии гравюр, изображающих похороны старого герцога Карла в 1608 году, а также завершение празднования нового герцога после траура. На пластине 10 этой серии изображена большая группа конных придворных в составе процессии, и в 1971 году выяснилось, что одна из фигур и его лошадь выгравированы в совершенно другом стиле, который может быть связан с другими гравюрами Белланжа. . Сейчас общепризнано, что Белланж убедил Брентеля (или наоборот) изобразить самого себя. [20] Это было бы в 1611 году, а экслибрис, который выглядит как ранняя попытка, датирован 1613 годом; после этого ни одна из его отпечатков не датирована, хотя большинство из них подписаны. [21]

Ученые попытались установить предварительную хронологию гравюр, в основном в период с 1613 по 1616 год, основываясь главным образом на растущей уверенности Белланжа и его мастерстве в области офорта, который обычно дополнялся ограниченным количеством гравюр и, в некоторых случаях, прикосновения сухой иглы . Однако Гриффитс и Хартли слишком осторожны, чтобы сделать это, отмечая, что различия в технике могут возникать как из-за разных требований к отдельным пластинам, так и из-за развития навыков. [22] Сью Уэлш Рид, с другой стороны, много комментирует предполагаемое место отдельных гравюр в хронологии, помещая такие работы, как « Благовещение» и «Пьета», в число последних, а также отмечая возрастающее мастерство композиции по мере развития последовательности. [23]

Зарегистрировано, что вдова Белланжа владела 22 его гравированными пластинами в 1619 году; вероятно, в их число входили 18 экземпляров, которые позже были переизданы парижским издателем Жаном Леблоном, который добавил на табличку свое имя. Это говорит о том, что при жизни Белланж сам руководил печатью оттисков; По крайней мере, с 1615 года в Нанси существовал печатный станок для глубокой печати на меди (оборудование, отличное от книжного станка). Распространение отпечатков через сеть дилеров по всей Европе уже становилось достаточно эффективным. Матиас Мериан, которого Белланж, должно быть, знал по своему визиту в 1610/11 году, изготовил 11 пиратских копий гравюр Белланжа для издателя в Страсбурге , вероятно, еще в 1615 году — стандартный признак успешной гравюры в те дни. Впечатление от «Пьеты» Белланжа свидетельствует о том, что она была куплена Джоном Эвелин в Риме в 1645 году, а Кассиано даль Поццо купил там несколько гравюр и копий Белланжа к 1650-м годам. [24]

Темы Белланжа можно резюмировать следующим образом: [25]

  • Пять больших гравюр на религиозные сюжеты: « Поклонение волхвов» , «Христос, несущий крест» , «Мученичество святой Люсии» , «Воскрешение Лазаря» , «Три женщины/Мария у гроба».
  • Религиозные гравюры меньшего размера с несколькими Мадоннами с Младенцем.
  • Неполный набор фигурок Христа, Святого Павла и Двенадцати Апостолов , несколько в двух вариантах, всего шестнадцать.
  • Набор из трех фигурок Трех Волхвов.
  • Четыре фигурки женщин-садовниц или Хортулан.
  • Два субъекта шарманщиком с
  • Две сцены из классической мифологии: « Смерть Порции и Дианы и Охотника (или Ориона)» и «Военные фигуры за пределами города» , что либо является каприччио , либо изображает классический сюжет, который сейчас неясен.
Нищий смотрит сквозь шляпу в Художественном музее Уолтерса , в Балтиморе приписывают Белланжу.

Ни одна картина Белланжа, однозначно приписываемая авторству, не сохранилась; все дворцовые украшения, которые были его основными заказами, были уничтожены. Ему приписывают ряд станковых картин, но среди историков искусства нет единого мнения относительно правильности этих атрибуций, а работы в разной степени связаны с идиосинкразическим стилем офортов Белланжа. «Оплакивание Христа в Эрмитаже» приписывают Белланжу с 1970-х годов, и связанный с ним рисунок, вероятно, принадлежит Белланжу, но само эрмитажное полотно Гриффитс и Хартли описывают как «довольно противный предмет с мрачными телесными тонами и многие отказывались верить, что это могло быть от руки Белланжа». [26] Другими ведущими кандидатами являются Святой Франциск в экстазе, поддерживаемый двумя ангелами в Нанси, и пара панно с изображением Богородицы и Ангела Благовещения в Карлсруэ . [27]

Современникам из Нэнси Белланж, должно быть, был известен главным образом как художник, но полезных описаний его работ не сохранилось. Записано, что он написал несколько портретов, но ни один из них не сохранился. [28] « Нищий , смотрящий сквозь шляпу» в Художественном музее Уолтерса , в Балтиморе которую они приписывают Белланжу, была подарена бывшим советским шпионом Майклом Стрейтом (1931–2004): «Учитывая скрытный характер изображенного человека, всматривающегося в нас сквозь дыра в его шляпе, картина, возможно, имела особую привлекательность для своего предыдущего владельца", - предполагают в музее. [29] Было высказано предположение, что некоторые из его гравюр являются версиями его картин, но доказательств этому нет, а свидетельства композиционных изменений, внесенных в процессе офорта в некоторых гравюрах, противоречат этой теории. [30]

Сохранилось от 80 до 100 рисунков, приписываемых Белланжу, хотя многие из них не были приняты всеми властями; нет . каталога-резонне пока [31] Концентрация на религиозной тематике в гравюрах менее выражена в рисунках. Сохранился только один рисунок, который явно является подготовительным рабочим рисунком для офорта, « Мадонна с Младенцем, Магдалиной и Святой Анной в Йельском университете», над которым интенсивно работали и, по-видимому, перерисовывали слепым (бесчернильным) стилусом для передачи основного текста. контуры на пластине в начале травления. Рисунок в Лувре представляет собой группу фоновых фигур для другой гравюры. [32] и многие рисунки похожи на офорты, но другой композиции, возможно, предварительные наброски; «они почти всегда спонтанны, быстры и напряжены», и часто в основном в стирке. [33]

Другие рисунки, не связанные с его гравюрами, сохранились, и в 1600–1602 годах, задолго до того, как стало известно, что он гравировал себя, Белланж предоставил плодовитому фламандскому граверу Криспину де Пассу , наиболее известному в Британии своей гравюрой « Пороховые заговорщики» несколько лет спустя. который тогда жил в Кельне , с рисунками для восьми гравюр, которые выгравировал де Пасс, приписывая Белланжу рисунок ( инв. или инвенит ) на пластине. [34] Пять из них представляли собой серию под названием Mimicarum aliquot fecetiarum iconos ad habitum italicum expressi, или «Изображения некоторых забавных острот, выполненные в итальянской манере». [35]

Рисунок единственной фигуры, описанной тогда как Геракл, в 2001 году за примечательную цену в 542 500 фунтов стерлингов был продан на аукционе Sotheby's . [36] и сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, который решил, что он представляет Самсона . [37]

Репутация

[ редактировать ]
Три Марии у гроба

Репутация Белланжа получила довольно широкое распространение вскоре после его смерти, по-видимому, в основном благодаря его гравюрам. Подражания Мериана и других, репринты Леблонда в Париже и большое количество сохранившихся отпечатков, многие из которых были с пластин, изношенных большим количеством оттисков, - все это означает, что его гравюры имели здоровый рынок. На многих рисунках есть ранние надписи, приписывающие их ему, которые часто не поддерживаются современными учеными, что позволяет предположить, что приписывание Белланжу было желательно. В 1620 году Бальтазар Гербье , ведущий фламандский агент таких коллекционеров, как герцог Бекингемский и Карл I , и друг Рубенса, написал памятное стихотворение Гольциусу , часть которого переводится как: «Италия гордится Рафаэлем и Микеланджело, Германия — Альбрехтом». Дюрер, Франция Белланж». В другом стихотворении 1652 года, написанном в Париже, Белланж включен в аналогичный список великих имен искусства. [38]

К этому времени, однако, вкус французского искусства к прохладной и классической форме барокко, возникший с 1620-х годов, уже снизил оценку Белланжа, чья репутация продолжала падать, как и репутация маньеризма в целом. По той же причине нет художников, на которых можно было бы увидеть прямое влияние стиля Белланжа. В отличие от голландцев и итальянцев, французские художники не имели большой коллекции биографий до конца века, но великому коллекционеру гравюр Мишелю де Маролю было известно о 47 или 48 гравюрах Белланжа, большинство из которых находились в его коллекциях; они не будут в точности такими же, как 47 или 48 в современных работах, но в значительной степени таковыми. [39] К середине XVIII века великий французский авторитет Пьер-Жан Мариетт относился пренебрежительно и пренебрежительно: «Белланж — один из тех живописцев, чья распущенная манера, совершенно далекая от должного стиля, заслуживает большого недоверия. Она тем не менее имела своих почитателей, и Белланж имели большую моду... Известно несколько его произведений, на которые невозможно смотреть, настолько плох их вкус». [40] Многие биографические сборники его просто не упоминали, даже в 1920-х годах. Другое решение 1767 года было с одобрением процитировано АПФ Робер-Дюменьлем в его биографическом словаре Le Peintre-Graveur Français (1841), в котором он жаловался, что в офортах Белланжа «гораздо больше причудливости, чем суждений, и очень мало правильности». Однако Робер-Дюменьль признавал, что его стиль имеет что-то общее с романтикой. [41]

Критическая реабилитация Белланжа произошла с общим возрождением интереса к маньеризму. Людвиг Бурхард написал о нем статью в 1911 году с несколько осторожной похвалой. Важная лекция венского историка искусства Макса Дворжака « Über Greco und den Manierismus » («О греко и маньеризме», опубликованная в 1921 году) была сосредоточена на четырех художниках: Микеланджело , Тинторетто , Белланже и почти столь же оскорбляемом Эль Греко . Белланж стал интеллектуальной модой, и его работы интерпретировались по-разному. Немецкий историк искусства Эрика Титце-Конрат придерживалась фрейдистской интерпретации: «То, как художник видит формы, сильно сексуально, извращенно сексуально; и совершенно искренне, поскольку оно отражает подсознание художника. В противном случае он никогда бы не нарисовал Святого Иоанна». в серии Апостолов в такой женственной манере...Ангел Благовещения - гермафродит , но не со смешанными, а с выраженными признаками того и другого пола...». Другая традиция, отраженная в приведенной выше цитате Энтони Бланта, последовала за Отто Бенеш помещает Белланжа в контекст готического мистицизма, проникшего в искусство французского Возрождения. [41]

Первая выставка, посвященная Белланжу, состоялась в 1931/32 году в Альбертине в Вене , за ней последовала американская выставка в 1975 году ( Де-Мойн , Бостон и Нью-Йорк ), основанная на превосходной коллекции, Бостонским музеем изящных искусств. собранной выше, чем в предыдущие десятилетия. [42] В 1997 году европейская выставка, основанная на американской частной коллекции, прошла в Британском музее , Рейксмузеуме в Амстердаме и Статенском музее в Копенгагене , а также в Художественном музее Карнеги в Питтсбурге . [43] В 2001 году прошла выставка в Ренне . [44] Белланж также занимал видное место на выставках более широкого масштаба в тот период, и теперь существует каталог-резонне гравюр Николь Вальх, Die Radierungen des Jacques Bellange , Мюнхен, 1971. [45]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Гриффитс и Хартли, 73 года: «Белланж, рыцарь, спроектировал и сделал это»
  2. ^ Гриффитс и Хартли, 9, 20 и т. д.
  3. ^ См., например, список имен художников Getty Union.
  4. ^ Гриффитс и Хартли, 21 год.
  5. ^ Гриффитс и Хартли, 9, 21; Это повторяется в большинстве источников, но см. Розенберга, который упоминает даты 1560-х годов.
  6. ^ Jump up to: а б Гриффитс и Хартли, 20 лет.
  7. Гриффитс и Хартли, 20, 36–38, см. также 28–29 — некоторые подписи «Eques», вероятно, принадлежат не самому Белланжу. Некоторые источники не уверены, что рыцарство было не лотарингским — см., например, Розенберга.
  8. ^ Гриффитс и Хартли, 18–21.
  9. ^ Гриффитс и Хартли, 19 лет.
  10. ^ Гриффитс и Хартли, 19–20.
  11. Стандартный каталог Николь Уолч отвергает «Святое семейство со святой Екатериной, святым Иоанном Богословом и ангелом» или, скорее, считает его завершенным другим художником, несмотря на подпись. Джейкобсон, 456 лет, соглашается, но Гриффитс и Хартли, 56 лет, принимают отпечаток и перечисляют каталожные номера Уолча на стр. 141. См. также «Йельский университет»; это отпечаток после их рисунка.
  12. ^ Гриффитс и Хартли, 38–39.
  13. ^ Джейкобсон, 445 и последующие страницы.
  14. ^ Мэр, нет. 453–454
  15. ^ Блант, 105; об этой традиции критики см. Griffiths and Hartley, 31, 43–44.
  16. ^ Гриффитс и Хартли, 30 лет; см. также этот рисунок в Британском музее.
  17. ^ Блант, 106; отпечатки — Walch 36 и 39 и Melchior , Walch 29.
  18. ^ Гриффитс и Хартли, 38–39; Якобсон 450–451, 461
  19. ^ Джейкобсон, 457–458; Мэр, 454 года; Гриффитс и Хартли, 113–118.
  20. ^ Гриффитс и Хартли, 26–28; 50–51. Джейкобсон, 445 лет; См. рисунок два вверху во втором ряду справа.
  21. ^ Гриффитс и Хартли, 28–29, 51–52.
  22. ^ Гриффитс и Хартли, 28–30.
  23. ^ Джейкобсон, 459–461 и далее.
  24. ^ Гриффитс и Хартли, 33–35, 42.
  25. ^ Гриффитс и Хартли, 30 лет, и записи в каталоге для каждого отпечатка.
  26. ^ Гриффитс и Хартли, 9; Изображение из Эрмитажа. Архивировано 7 марта 2010 г. в Wayback Machine . Сильвестр и Розенберг относятся к этой работе с большей симпатией.
  27. ^ Гриффитс и Хартли, 9; Розенберг и Сильвестр более благосклонно относятся к этим и другим упомянутым ими картинам.
  28. ^ Гриффитс и Хартли, 9 лет.
  29. ^ «Нищий, смотрящий сквозь шляпу» . Художественный музей Уолтерса. 2010 . Проверено 10 ноября 2010 г.
  30. ^ Гриффитс и Хартли, 29–30.
  31. ^ Сильвестр: «около восьмидесяти», Якобсон, 466: «около сотни»
  32. ^ Йель, 123–124 и примечание 2; Гриффитс и Хартли, 32, 54–56.
  33. ^ Сильвестр
  34. ^ Гриффитс и Хартли, 35–36.
  35. ^ «Я выразил ряд юмористических образов итальянской привычки / Приглашение к половому акту» . База данных коллекции Британского музея. Регистрационный номер БМ: 1877,0811.1035
  36. Sotheby's , продажа L01164, лот 19, Лондон, 11 июля 2001 г.
  37. ^ «Работа 26 из 27» . Метрополитен-музей. 2010 . Проверено 10 ноября 2010 г.
  38. ^ Гриффитс и Хартли, 39–41; цитата 39
  39. Он продал свою первую коллекцию Людовику XIV, а затем начал снова. Гриффитс и Хартли, 40–42 года.
  40. Гриффитс и Хартли, 9 (цитата), 42 года. Гравюры и рисунки были основной областью знаний Мариетт, поэтому он, по-видимому, имеет в виду именно их.
  41. ^ Jump up to: а б Гриффитс и Хартли, 42 года.
  42. ^ Гриффитс и Хартли, 44. Каталог: Офорты Жака Белланжа Сью Уэлш Рид и А.Н. Уортен, 1975.
  43. ^ Гриффитс и Хартли - каталог выставки 1997 года, см. Внешние ссылки на этап Карнеги.
  44. ^ Рассмотрено в Розенберге
  45. ^ Гриффитс и Хартли, 7, 44.
  • Блант, Энтони , Искусство и архитектура во Франции, 1500-1700 гг. , 2-е изд. 1957 г., Пингвин
  • Гриффитс, Энтони и Хартли, Крейг, Жак Белланж, ок. 1575–1616, гравер Лотарингии , British Museum Press, 1997, ISBN   0-7141-2611-X
  • Джейкобсон, Карен, изд. (часто ошибочно называют Джорджем Базелицем), записи Сью Уэлш Рид, «Французский ренессанс в гравюрах» , 1994, Грюнвальдский центр, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, ISBN   0-9628162-2-1
  • Хаятт Мэр, А. (1971). Гравюры и люди: социальная история печатных изображений . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN  9780870991080 .
  • Сильвестр, Мишель. «Белланж, Жак». В Grove Art Online. Oxford Art Online, требуется подписка (по состоянию на 8 ноября 2010 г.).
  • Розенберг, Пьер. Жак де Белланж поехал в Италию? Заметки о выставке в Ренне , октябрь 2001 г., The Burlington Magazine , Vol. 143, № 1183, стр. 631–634, JSTOR.
  • «Йельский университет»: Бурш, Сюзанна и Марчиари, Джон (редакторы), главные рисунки из Художественной галереи Йельского университета , 2006, издательство Йельского университета, ISBN   0-300-11433-8 , ISBN   978-0-300-11433-1 , книги Google
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a9beb989c424f5337dab6c3397f10e2__1701953520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/e2/0a9beb989c424f5337dab6c3397f10e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacques Bellange - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)