Часы Сфорца

« Часы Сфорца» ( Британская библиотека , Лондон, Add. MS 34294) — богато иллюминированная книга часов , инициированная Боной Сфорца , вдовой Галеаццо Сфорца , герцога Миланского, около 1490 года, которая заказала иллюминатору Джованни Пьетро Бираго . Книга оставалась в незавершенном состоянии в течение 30 лет, пока Маргарита Австрийская , регент Нидерландов, не заказала ее завершение в 1517–1520 годах художнику Жерару Хоренбоуту . Таким образом, книга содержит художественное оформление высочайшего качества, выполненное двумя художниками. Он представляет собой уникальный пример Северного Возрождения реакции иллюминаторов начала XVI века на миланское искусство позднего Кватроченто . История «Часов Сфорца» также включает в себя один из самых ранних зарегистрированных примеров кражи произведений искусства . [1]
Он находится в Британской библиотеке с 1893 года.
История
[ редактировать ]1490–1504
[ редактировать ]
Бона заказала Часослов около 1490 года, через четырнадцать лет после убийства своего мужа Галеаццо Сфорца. Завершение книги, вероятно, было прекращено в 1494 году, когда Бона оказалась отстраненной от власти ее зятем Людовико Сфорца после смерти ее сына Джана Галеаццо . В родную Савойю она вернулась в 1495 году в качестве гостя у своего племянника Филиберта Савойского . Бона умер в 1503 году, а Филиберт также умер в следующем году, после чего книга стала собственностью его вдовы Маргариты Австрийской . [2]
Кража
[ редактировать ]Бона Савойская и Маргарита Австрийская были идентифицированы как первоначальные владельцы книги в 1894 году на основании девизов и надписей на различных листах. В это же время было обнаружено письмо Бираго, опубликованное в 1885 году. Письмо, датированное примерно 1490 годом, было адресовано неназванному корреспонденту, «вашему превосходительству», у которого была украденная часть рукописи. Таким образом, письмо Бираго делает «Часы Сфорца» одним из самых ранних зарегистрированных примеров кражи произведений искусства. В письме Бираго утверждает, что монах фра Йоханн Якопо украл неполный Часослов. Бираго требует, чтобы Якопо оставался в тюрьме до тех пор, пока вор не заплатит за украденные вещи. По словам Бираго, украденный Якопо материал стоил более 500 дукатов. В то время это была огромная сумма, которая свидетельствовала о современной ценности «Часов Сфорца». [3]
Неизвестно, получил ли Бираго компенсацию за кражу части книги и что случилось с большей частью украденных страниц. По нынешнему состоянию книги можно убедиться, что страницы, украденные у Бираго, включали в себя весь календарь, листы из Евангельских уроков, Часы Крестные, Часы Святого Духа, Часы Богородицы, Страсти по святому Луке, три молитвы Богородице и молитвы святых. [4]
1506–1520
[ редактировать ]Маргарита, дочь Габсбурга Максимилиана I, императора Священной Римской империи , переехала в Нидерланды в 1506 году в качестве регента при своем племяннике Карле и стала там одной из великих покровительниц Северного Возрождения ( Портрет Арнольфини был примечательным экспонатом в ее коллекция). [5] В 1517 году она инициировала завершение создания часов Сфорца. Французский писец Этьен де Лаль первым делом занялся заменой недостающих страниц текста. Эти страницы были выполнены закругленным итальянским готическим почерком в попытке имитировать оригинальный сценарий книги. Затем Жерару Хоренбоу было поручено нарисовать шестнадцать миниатюр и две рамки. [6]
На одной из текстовых иллюстраций Хоренбаута, датированных 1520 годом , есть портрет Карла с цепочкой Ордена Золотого руна . Поэтому широко распространено мнение, что Маргарет подарила часы Сфорца своему племяннику по случаю его коронации. как Карл V, император Священной Римской империи . [7]
1871–2004
[ редактировать ]Книга не появлялась на свет до 1871 года, когда С. Дж. Робинсон приобрел ее у священника в Мадриде за восемьсот фунтов. Затем он был продан Джону Малкольму из Полталлоха, который подарил его Британскому музею (библиотека которого сейчас является Британской библиотекой) в 1893 году, незадолго до своей смерти. [8]
Миниатюра из корпуса украденной у Бираго работы «Поклонение волхвов» (Британская библиотека, адрес 45722) была анонимно передана Британскому музею в 1941 году. [9]
В 1956 году Бираго был признан оригинальным художником «Часов Сфорца» после обнаружения его подписи на фронтисписе «Сфорциады » Джованни Симонетты 1490 года. [10]
В 1960 году была опубликована статья, в которой были идентифицированы две миниатюры календаря из «Часов Сфорца», принадлежавшие книготорговцу. [11] Вероятно, это были «Май» и «Октябрь» , которые позже были проданы Британской библиотеке частным коллекционером из Нью-Йорка: «Май» библиотека заплатила 191 000 фунтов стерлингов за октябрь . был приобретен в 1984 году, а в 2004 году [12]
Структура и содержание
[ редактировать ]
Книга состоит из 348 листов пергамента. Почти треть из них — замены. Книга спроектирована так, чтобы ее можно было легко носить с собой: поэтому ее страницы небольшие, размером 13,1 х 9,3 см. Содержит 64 полностраничные миниатюры и 140 текстовых страниц с декорированными рамками и небольшими миниатюрами. Переплет темно-красного марокко датируется примерно 1896 годом. [13]
Миниатюры Бираго выполнены в североитальянском антикварном стиле Андреа Мантеньи . [14] Дополнения Хоренбоута к «Часам Сфорца» демонстрируют целенаправленную попытку адаптировать его собственный стиль к более итальянскому, который дополнил бы существующие иллюминации Бираго. Хоренбаута «Святой Марк» Например, (лист 10.v) имеет сходные черты с «Святым Матфеем» Бираго (лист 7.r), такие как архитектурная обстановка итальянского Возрождения и свиток на переднем плане. [15] Обрамление миниатюр золотыми рамами с простой лепкой, имитирующими деревянные рамы современных панно , можно увидеть и во французских Grandes Heures Анны Бретонской 1503–1508 годов.
Календарь
[ редактировать ]только май (Британская библиотека, Add. MS 62997) и октябрь Из календаря известно, что существуют (Британская библиотека, Add. MS 80800) Бираго. Календарь, вероятно, принадлежал к украденной части рукописи, на которую Бираго жаловался в своем письме. [16]
Уроки Евангелия
[ редактировать ]Уроки Евангелия содержат следующие миниатюры: Св. Иоанн (л.1.р), Св. Лука (л.4.р), Св. Матфей Бираго и Св. Марк Хоренбоут (л.10.в). Половина содержания уроков Евангелия – это замены. [17]
Различное качество миниатюр Бираго в этом разделе является свидетельством обширного сотрудничества студии. [18]
Часы Креста
[ редактировать ]Сюда входит полностраничная миниатюра Хоренбаута с изображением Христа, пригвожденного к Кресту (л.12.v). Эту миниатюру сравнивают с панелью Джерарда Дэвида с тем же сюжетом (в Национальной галерее в Лондоне), но вполне возможно, что Хоренбут видел этот предмет в « Часословах Марии Бургундской» , где детали показаны аналогично картине Хоренбаута. [19]
В разделе также представлены 18 декорированных бордюров Бираго. [20]
Часы Святого Духа
[ редактировать ]Этот раздел сохранился полностью нетронутым. Он содержит Сошествие Святого Духа (л.28.р) и двадцать одну украшенную рамку работы Бираго.
Часы Богородицы
[ редактировать ]В эту часть вошли 8 полностраничных миниатюр Хоренбаута, в том числе « Посещение» (л.61.р) и « Поклонение волхвов» миниатюра Бираго « Поклонение волхвов» (л.97.р) ( также существует (Британская библиотека, доп. 45722)), а также 44 декорированных бордюра Бираго. [21]
« Посещение» включает портрет Маргариты Австрийской в образе кузины Богородицы Елизаветы . Возможно, у Маргарет было желание отождествить себя и свое положение с престарелой и бездетной Елизаветой. [22]
Дополнительная молитва Сальве Регина
[ редактировать ]Включает полностраничную миниатюру Хоренбаута «Богоматерь с младенцем во славе» (л.133.v). [23]
Страсти по Луке
[ редактировать ]В этом разделе представлены « Въезд во Иерусалим» (л.136.в) Хоренбута и 8 миниатюр, представляющих полный цикл «Страстей» Бираго. К ним относится впечатляюще составленная «Тайная вечеря» (л.138.v). [24]
Семь молитв святителя Григория
[ редактировать ]Эти молитвы содержат полностраничную миниатюру Мессы св. Григория (л.167.р) и 5 украшенных рамок работы Бираго, изображающих сцены Страстей. [25]
«Я умоляю Тебя» и «О Intemperata»
[ редактировать ]Значительная часть этого раздела состоит из замен. Бираго Однако «Успение Богородицы» (л.170.р) сохранилось. Существует также полностраничная миниатюра Хоренбаута «Богоматерь с младенцем» (л.177.v). [26]
Избирательное право святых
[ редактировать ]Это считается лучшим циклом декорирования «Часов Сфорца». Он содержит 25 ярких и динамичных миниатюр Бираго с изображением отдельных святых, расположенных в порядке важности, начиная со Святого Михаила (л. 186.v) и заканчивая Святой Марией Магдалиной (л. 211.v) (это неуместно в серия – она должна заканчиваться Святой Клэрой (л.210.в). [27]

В серию входит одна миниатюра Хоренбаута: Святой Андрей (л.189.в). [28]
Семь покаянных псалмов
[ редактировать ]В этом разделе представлена полностраничная миниатюра Хоренбута « Царь Давид в «Покаянии»» и шесть миниатюр Бираго на ту же тему. [29]
Есть также украшенный бордюр Бираго (л. 213.r), к которому Хоренбут добавил портрет Карла V. [30]
Литания
[ редактировать ]Более половины листов Литании заменены. В него входит одна миниатюра « Шествие святого Григория» (л.236.р) и 8 украшенных бордюров работы Бираго с изображением ветхозаветных героинь и святых женщин. [31]
Офис мертвых
[ редактировать ]В эту часть включена одна миниатюра Хоренбаута « Воскрешение Лазаря» (л.257.в). Есть одна миниатюра « Смерть Богородицы» и 41 украшенный бордюр Бираго. Почти треть этого раздела составляют замены. [32]
За Службой мертвых следует Молитва во имя Иисуса из посланий Святого Павла (листы 343.r-348.v), которая представляет собой неиллюстрированное дополнение около 1600 года. [33]
Галерея
[ редактировать ]- Святой Марк , Жерар (или Лукас ) Хоренбаут
- Святой Матфей Бираго
- «Тайная вечеря » Бираго
- Визит Хоренбаута. Маргарет Австрийская изображается как Елизавета .
- Христос, пригвожденный к кресту Хоренбаутом. Эта работа напоминает картину Джерарда Дэвида на ту же тему в Национальной галерее в Лондоне.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вудс, стр.119
- ^ Вудс, стр.120
- ^ Эванс, стр. 8–9.
- ^ Вудс, стр.119
- ^ Эванс, стр.25
- ^ Вудс, стр.121
- ^ Эванс, стр.12
- ^ Эванс, стр.8
- ^ Вудс, стр.128.
- ^ Эванс, стр.9
- ^ Эванс, стр.29
- ^ «Пропавшая страница найдена 500 лет спустя» . Би-би-си. 30 сентября 2004 года . Проверено 6 февраля 2012 года .
- ^ Эванс, стр.62
- ^ Эванс, стр.17
- ^ Вудс, стр.121
- ^ Эванс, стр.29
- ^ Эванс, стр.62
- ^ Эванс, стр.32
- ^ Вудс, стр.126
- ^ Эванс, стр.62
- ^ Эванс, стр.62
- ^ Вудс, стр. 124–126.
- ^ Эванс, стр.63
- ^ Эванс, стр.62
- ^ Эванс, стр.63
- ^ Эванс, стр.63
- ^ Эванс, стр. 44–45.
- ^ Эванс, стр.63
- ^ Эванс, стр.63
- ^ Эванс, стр.49
- ^ Эванс, стр.63
- ^ Эванс, стр.63
- ^ Эванс, стр.63
Ссылки
[ редактировать ]- Вудс, К.В., Ричардсон, К.М. и Лимберопулу, А., (редакторы) (2007) Просмотр искусства эпохи Возрождения , Нью-Хейвен, Йельский университет, ISBN 0-300-12343-4
- Эванс, М. (1992) Часы Сфорца , Лондон, Британская библиотека, ISBN 0-7123-0268-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]