Jump to content

Элизабет (библейский персонаж)


Элизабет
Елизавета (слева) в гостях у Марии во время визита , картина Филиппа де Шампейна.
Праведный
Рожденный 1 век до н.э.
Один из холмов Иудеи
Умер I век до нашей эры (или начало нашей эры)
Почитается в
канонизирован Предварительная Конгрегация
Праздник
  • 5 ноября (римско-католический)
  • 5 сентября (православные, лютеране, англиканцы)
Покровительство Беременные женщины

Елизавета (также пишется Элизабет ; иврит : אֱלִישֶׁבַע «Мой Бог — изобилие», стандартный иврит : Elišévaʿ , тиверийский иврит : ʾĔlîšéḇaʿ ; греческий : Ἐλισάβετ Элизабет / Елисавет ) была матерью Иоанна Крестителя , жены Захарии . и тётя по материнской линии Мария, мать Иисуса , согласно Евангелию от Луки и в исламской традиции. Когда она зачала и родила Джона, она уже вышла из нормального детородного возраста.

Библейское повествование

[ редактировать ]

Согласно Евангелию от Луки, глава 1 , Елисавета была «из дочерей Аарона». Она и ее муж Захария/Захария были «праведны пред Богом, поступая во всех заповедях и постановлениях Господних непорочно» ( 1:5–7 ), но бездетными. Пока Захария находился в храме Господнем ( 1:8–12 ), его посетил ангел Гавриил :

Но ангел сказал ему: «Не бойся, Захария; жена твоя Елисавета родит тебе сына, и ты назовешь его Иоанном. Он будет вам радостью и отрадой, и многие о рождении его возрадуются, ибо велик будет он пред очами Господними. Ему никогда не следует употреблять вино или другой ферментированный напиток , и он наполнится Святым Духом еще до своего рождения.

- Луки 1:13–15.

Дата, когда это произошло, по словам теолога Адама К. Инглиша, «24 сентября, на основе вычислений по еврейскому календарю в соответствии с 23-й главой книги Левит относительно Дня искупления ». [1]

Захария сомневался, откуда он мог знать это, поскольку и он, и его жена были старыми. Ангел назвал себя Гавриилом и сказал Захарии, что он будет «нем и не сможет говорить», пока слова не исполнятся, потому что он не поверил. Когда дни его служения подошли к концу, он вернулся в свой дом ( Луки 1:16–23 ).

После этого его жена Елизавета забеременела и пять месяцев оставалась в затворничестве. «Господь сделал это для меня», — сказала она. «В эти дни он проявил свою благосклонность и снял с меня позор среди народа».

- Луки 1:24–25.

Согласно сообщению, ангел Гавриил затем был отправлен в Назарет в Галилее к своему родственнику. [2] Мария , дева, обручилась с человеком по имени Иосиф и сообщила ей, что зачнёт от Святого Духа и родит сына, которого назовут Иисусом . Марии также сообщили, что ее «родственница Елисавета» начала шестой месяц беременности, и Мария отправилась в «город в горной стране Иуды», чтобы навестить Елисавету ( Луки 1:26–40 ).

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, младенец вскочил в ее утробе, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Громким голосом она воскликнула: «Благословенна Ты среди женщин, и благословен плод чрева Твоего. уши мои, младенец во чреве моем запрыгал от радости. Блаженна уверовавшая, что Господь исполнит свои обещания, данные ей!»

- Луки 1:41–45.
XV века Изображение Рождества Иоанна Крестителя с Елизаветой слева.

Мэтью Генри комментирует: «Мария знала, что Елизавета была беременна, но похоже, что Елизавете не сказали ничего о том, что ее родственница Мария была задумана как мать Мессии; и, следовательно, то знание, которое она, по-видимому, имела об этом, должно было иметь придет откровение, которое будет большим ободрением для Мэри». [3] После того, как Мария услышала благословение Елизаветы, она произнесла слова, ныне известные как Магнификат ( Луки 1:46–55 ).

Мария прожила с Елизаветой около трёх месяцев, а затем вернулась домой.
Когда Елизавете пришло время рожать ребенка, она родила сына. Ее соседи и родственники услышали, что Господь оказал ей великую милость, и разделили ее радость.
На восьмой день пришли обрезать ребенка и собирались назвать его в честь отца его Захарией, но мать его заговорила и сказала: «Нет! Его будут звать Джон».
Они сказали ей: «Среди твоих родственников нет никого с таким именем».
Тогда они сделали знак отцу, чтобы узнать, как бы он хотел назвать ребенка. Он попросил планшет и, ко всеобщему удивлению, написал: «Его зовут Джон». Тотчас же уста его открылись и язык его освободился, и он начал говорить, славя Бога.

- Луки 1:56–64.

Это последнее упоминание об Елизавете, которая не упоминается ни в одной другой главе Библии. Глава продолжается пророчеством Захарии (известного как Бенедикт ) и заканчивается примечанием о том, что Иоанн «возрастал и укреплялся духом, и находился в пустынях», пока не началось его служение Израилю; поэтому неизвестно, как долго прожили после этого Елизавета и ее муж ( Лк. 1:65–80 ).

Со времен Средневековья приветствие Елизаветы: «Благословенна Ты среди женщин, и благословен плод чрева Твоего» составляло вторую часть молитвы «Радуйся, Мария » . [4]

Традиционная «гробница Елизаветы» показана во францисканском монастыре Святого Иоанна в пустыне недалеко от Иерусалима.

Мариотто Альбертинелли , на снимке с Мэри. Элизабет (справа) в представлении

Апокрифы

[ редактировать ]

Элизабет упоминается в нескольких книгах апокрифов , наиболее заметно в « Протевангелионе Иакова» , в котором описано рождение ее сына, последующее убийство ее мужа, а также чудесное спасение ее и Иоанна во время резни невинных .

Святость

[ редактировать ]

Елизавета почитается как святая в Римско-католической церкви 5 ноября, а в православной , лютеранской и англиканской традициях 5 сентября, в один день со своим мужем Захарией/ Захарией . Ее поминают как матриарха в Календаре Святых (5 сентября) Синода Лютеранской церкви Миссури , а Захарию поминают как пророка . [5]

Ее также поминают 30 марта в Восточной Православной Церкви ( Посещение ). [6] [7]

Элизабет (араб. Иша , дочь Факуда ), жена Закарии , мать Яхьи , — почитаемая женщина в исламе . [8] Хотя сам Захария часто упоминается по имени в Коране , Элизабет, хотя и не упоминается по имени, все же упоминается. Она почитается мусульманами как мудрая, набожная и верующая личность, которая, как и ее родственница Мария , была возведена Богом на высокое положение. [8] Она жила в доме Имрана и, как говорят, была потомком пророка и священника Харуна . [9]

Захария и его жена были набожными и стойкими в своих обязанностях. Однако они оба были очень стары и у них не было сына. Поэтому Захария часто молился Богу о сыне. [10] Это было не только из желания иметь сына, но и потому, что он хотел, чтобы кто-то продолжил службы Храма молитвы и продолжил проповедь Господней вести детям Израиля до своей смерти. Бог исцелил Елизавету от бесплодия и даровал Захарии сына Яхью ( Иоанна Крестителя ), который стал пророком. [11] Таким образом, Бог исполнил желание пары благодаря их вере, доверию и любви к Богу. В Коране Бог говорит о Захарии, его жене и Иоанне и описывает троих как смиренных слуг Господа:

Мы ответили на его молитву, даровали ему Иоанна и сделали его жену плодородной. Действительно, они спешили делать добро и взывали к Нам с надеждой и страхом, совершенно смиряясь перед Нами.

В суннитских исламских сообщениях ат-Табари и аль-Масуди говорится, что Элизабет была дочерью Имрана и, следовательно, сестрой Марии. Поэтому их дети Иисус ( Иса ) и Иоанн ( Яхья ) считаются двоюродными братьями. В других источниках Элизабет считается дочерью Факуда и сестрой жены Имрана Ханны. [12]

В шиитском хадисе ее зовут Ханана, и она идентифицируется как сестра матери Марии, Ханны. Абу Басир записал, что имам Джафар ас-Садик , правнук исламского пророка Мухаммеда , заявил: « Ханна , жена Имрана, и Ханана, жена Захарии, были сестрами. Далее он говорит, что Мария родился от Анны, а Иоанн родился от Ананы. Мария родила Иисуса , и он был сыном дочери тети Иоанна. Иоанн был сыном тети Марии, а тетя матери подобна своей тете». [13]

мандеизм

[ редактировать ]

В мандеизме Энишбай ( классический мандейский язык : ࡏࡍࡉࡔࡁࡀࡉ , латинизированный: ʿnišbai ) — мандейское имя Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. Энишбай упоминается в главах 18, 21 и 32 Мандейской книги Иоанна . [14] [15]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Инглиш, Адам К. (14 октября 2016 г.). Рождество: богословские ожидания . Wipf и Stock Publishers . стр. 70–71. ISBN  978-1-4982-3933-2 . Во-первых, нам следует изучить библейские свидетельства относительно времени зачатия .   [...] Ангел Гавриил явился Захарии, мужу Елисаветы и отцу Иоанна Крестителя, в тот день, когда он был избран по жребию войти во святилище Господне и принести фимиам (Лк. 1:9). Захария принадлежал к колено Левия, единственное колено, специально избранное Господом для служения священниками. Не ограничиваясь территорией какого-либо одного племени, священники-левиты рассеялись по всей земле Израиля. Тем не менее, многие предпочитали жить недалеко от Иерусалима, чтобы выполнять обязанности в Храме, как и Захария, который жил в соседнем Эйн-Кареме. Регулярно бросали жребий для решения любого количества священнических обязанностей: подготовки жертвенника, принесения жертвы, уборки пепла, возжигания утреннего или вечернего фимиама. Тем не менее, учитывая драматизм события, похоже, что он вошел в святилище Храма в самый высокий и святой день в году, День Искупления, Йом Кипур. Там, у алтаря Господня, лучезарный ангел возвестил о рождении ребенка у Елисаветы. Дата, рассчитанная для этого события, — 24 сентября, на основе вычислений по еврейскому календарю в соответствии с 23-й главой книги Левит относительно Дня искупления. Согласно Луки 1:26, благовещение Гавриила Марии произошло на «шестом месяце» беременности Елизаветы. То есть Мария зачала через шесть месяцев после Елизаветы. Лука повторяет уникальность времени в стихе 36. Отсчитывая шесть месяцев от 24 сентября, мы приходим к 25 марта, наиболее вероятной дате благовещения и зачатия Марии. Через девять месяцев мы переходим к 25 декабря, что оказывается на удивление подходящей датой для дня рождения.  [...] В Палестине ноябрь отмечается сезон дождей, единственное время в году, когда овцы могут найти свежую зеленую траву для пастись. В остальные десять месяцев года животные должны довольствоваться сухой соломой. Таким образом, предположение о том, что пастухи могли остаться на полях со своими стадами в конце декабря, в разгар сезона дождей, не только разумно, но и вполне вероятно.
  2. ^ Луки 1:36
  3. Весь библейский комментарий Мэтью Генри. Архивировано 19 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Терстон, Герберт. «Радуйся, Мария». Католическая энциклопедия. Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 10 января 2021 г.
  5. ^ Лютеранская церковь – Синод штата Миссури (2006 г.). Лютеранская богослужебная книжка . Сент-Луис, Миссури: Издательство Concordia. стр. x – xiii. ISBN  978-0-7586-1217-5 . }
  6. ^ "СРЕТЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ - Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 2022-06-25 .
  7. ^ "ЕЛИСАВЕТА ПРАВЕДНАЯ - Древо" . drevo-info.ru (in Russian) . Retrieved 2022-06-25 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Стовассер, Барбара Фрейер (1994). Женщины в Коране, традициях и интерпретации . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 68–69. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195111484.001.0001 . ISBN  9780199879694 .
  9. ^ Луки 1:5 : «Был во дни Ирода, царя Иудейского, некий священник, именем Захария, из рода Авии; и жена его [была] из дочерей Аарона, и имя ей [было] Элизабет."
  10. Коран 21:89 : «И «помни», когда Захария воззвал к своему Господу: «Господь мой! Не оставляй меня бездетным, хотя Ты — лучший из преемников».
  11. Коран 19:12 : «Позже было сказано: «О Иоанн! Твердо держись Писаний». И Мы даровали ему мудрость, когда он был еще ребенком».
  12. ^ Виккио, Стивен Дж. (01 июля 2008 г.). Библейские персонажи исламской веры . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-55635-304-8 .
  13. ^ Мунтазир Каим, Махди (2007). Иисус через Коран и шиитские повествования (двуязычное издание). Куинс, Нью-Йорк: Тахрик Тарсил Коран. стр. 14–15. ISBN  978-1879402140 .
  14. ^ Хеберль, Чарльз Г .; МакГрат, Джеймс Ф. (2019). Мандейская книга Иоанна: текст и перевод (PDF) . Версия открытого доступа. Берлин/Бостон: Де Грюйтер.
  15. ^ Гельберт, Карлос (2017). Учение мандея Иоанна Крестителя . Фэрфилд, Новый Южный Уэльс, Австралия: Книги о живой воде. ISBN  9780958034678 . OCLC   1000148487 .
[ редактировать ]
Элизабет (библейский персонаж)
Предшественник Новый Завет
События
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d2cf0b79b4a516b8fc33e479a8569d4__1719233100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/d4/5d2cf0b79b4a516b8fc33e479a8569d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elizabeth (biblical figure) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)