Послепраздник
Послепраздник , или Постолпраздник, — это период празднования, приуроченный к одному из Великих праздников, отмечаемых Православной христианской и Восточно-католической церквями (в некоторой степени аналогичный тому, что в западном христианстве называется Октавой ) .
Празднование Великих праздников церковного года продлевается на несколько дней в зависимости от конкретного праздника. Каждому дню Послепраздника будут посвящены определенные гимны, продолжающие тему празднуемого Праздника. На каждом богослужении в Попразднество читают или поют тропарь и кондак праздника. Канон . праздника обычно читается в каждый день Попразднества (если в день праздника пелись два канона, то в дни Попраздника они чередуются)
К большинству этих Великих праздников также предусмотрен день или более подготовки, называемый Предпразднством (большинство праздников, входящих в подвижный пасхальный цикл , не имеют Предпразднства). Предпразднества и Попразднества повлияют на структуру богослужений в Канонические часы . Некоторые из Великих праздников Господних имеют особый канон, состоящий всего из трех песнопений, называемый Триоди , который обычно поется на повечерии в каждый день Предпразднства. (Однако Триодь Предпразднства Преображения произносится на Утрени .)
Последний день Послепраздника называется Аподосис ( по -древнегречески «прощание», букв. «Отдача») Праздника. На Аподосисе повторяется большинство гимнов, исполнявшихся в первый день Праздника. В Аподосис праздников Богородицы Послание и Евангелие со дня праздника повторяются еще раз за Божественной литургией . В Благовещение, Сретение и Вербное воскресенье Аподосис может совершаться часть дня, на Вечерне , остальные службы этого дня выпадают за пределы праздничного периода. Это указано в таблице ниже как 1 ⁄ 2 в день.
Предпразднества и Попразднества распределяются следующим образом:
Дни
Предпразднство |
Имя
Праздник |
Дата | Дни
праздничный период |
---|---|---|---|
1 | Рождество Богородицы | 8 сентября | 5 |
1 | Воздвижение Креста | 14 сентября | 8 |
1 | Въезд Богородицы | 21 ноября | 5 |
5 [1] | Рождество нашего Господа | 25 декабря | 7 |
4 [2] | Богоявление Господа нашего | 6 января | 9 |
1 [3] | Встреча нашего Господа | 2 февраля | 1 1 ⁄ 2 –8 |
0 [4] | Вербное воскресенье | Воскресенье перед Пасхой | 1 ⁄ 2 |
1 [5] | Благовещение Богородицы | 25 марта | 1 1 ⁄ 2 –2 |
0 [6] | Песах | Воскресенье Воскресения | 39 |
0 | Середина Пятидесятницы [7] | Двадцать пятый день Пасхи | 8 |
1 [8] | Вознесение Господа нашего | Сороковой день Пасхи | 9 |
0 | Пятидесятница ( Троицкое воскресенье ) | Пятидесятый день Пасхи | 7 |
1 | Преображение Господа нашего | 6 августа | 8 |
1 | Успение Пресвятой Богородицы | 15 августа | 9 |
Пять из этих Попразднств имеют особое поминовение на следующий день после Праздника, называемое Синаксисом . В этом контексте Собор посвящен памяти святого, который тесно связан с празднуемым Праздником. Четыре синаксиса:
- Собор св. Иоаким и Анна (9 сентября — на следующий день после Рождества Богородицы)
- Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря — на следующий день после Рождества Господня)
- Собор Предтечи ( 7 января — на следующий день после Богоявления Господня)
- Собор св. Симеон Богоприимец и Анна Пророчица (3 февраля — на следующий день после Сретения Господня)
- Собор Архангела Гавриила (26 марта — на следующий день после Благовещения). Если Благовещение приходится на Страстную неделю, Собор не проводится.
Другие великие праздники, у которых есть послепраздники (хотя и не предпраздничные):
- Рождество Предтечи (24 июня)
- Усекновение главы Предтечи (29 августа)
- Праздник святых апостолов Петра и Павла (29 июня).
У каждого из этих троих только 1 день послепраздника и нет аподоса. Они не входят в число Двенадцати Великих праздников (т. е. Великих праздников Господних или Богородицы).
Праздник Крестного хода (1 августа), хотя и не считается Великим праздником, имеет один день Предпразднства и отсутствие Попразднества.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сочельник — особый день строгого поста и подготовки к празднику, называемый Парамонией .
- ^ Накануне Богоявления также является Парамонией.
- ↑ Попразднство Сретения Господня имеет переменную продолжительность в зависимости от даты Пасхи: Попразднство обычно должно закончиться до начала Великого поста . Однако его никогда не опускают полностью, а можно сократить до части постного дня.
- ↑ Накануне Вербного воскресенья Лазареву субботу можно считать своего рода предпразднством Вербного воскресенья.
- ^ Предпразднство опускается, если оно приходится на третье воскресенье Великого поста (Крестопоклонение) или на любой день позже Лазаревой субботы . (Для православных последнее время возможно только для православных церквей, которые продолжают следовать юлианскому календарю , поскольку 25 марта по пересмотренному юлианскому календарю выпадает слишком рано, чтобы быть настолько близким даже к самой ранней дате Пасхи . Для восточных католиков Византийский обряд , применяются те же правила, что и в православном непересмотренном юлианском календаре, поскольку по григорианскому календарю Пасха может наступить уже 22 марта.) Аподосис празднуется на Вечерне вечером праздника, если следующий день приходится на Постный будничный день или Лазарева суббота. Если следующий день выпадает на субботу или воскресенье, праздник отмечается два дня.
- ↑ Великую субботу можно рассматривать как предпразднство Пасхи, но Светлое Христово Воскресение настолько превосходит обычный уровень Великих праздников, что само по себе попадает в отдельную категорию. Однако у него есть Послепраздник, и именно поэтому он рассматривается в этой таблице.
- ^ Середина Пятидесятницы уникальна тем, что это праздник, который попадает в праздник (так же, как и в Попразднство Пасхи).
- ^ Предпразднство Вознесения совпадает с Аподосисом Пасхи. В современной практике Предпразднство часто пропускают или отмечают на повечерии.