Jump to content

Григорианский антифонарий

Григорианский антифонарий был раннехристианским антифонарием , то есть книгой хоровой музыки, петь которую нужно было антифонно на службах; он традиционно ассоциируется с Папой Григорием I.

В рассматриваемый ранний период устной традиции могло быть достаточно для передачи определенного количества музыкальных формул. Когда впоследствии церковные песнопения были согласованы, оказалось необходимым снабдить их обозначениями.

Приписывание Папе Григорию I (590–604) официальной кодификации собрания антифонов, происходящего в Божественной канцелярии, неоднократно будоражило остроумие ученых. В конце девятого века Иоанн Диакон (ок. 882 г.) приписал Григорию I составление музыкальных книг, которыми пользовалась schola cantorum , учрежденная в Риме этим папой.

Споры об атрибуции

[ редактировать ]

Заявление, каким бы формальным оно ни было, оставило место для дискуссий. Пьер Гуссенвиль был первым, кто выразил (1685 г.) сомнение в подлинности григорианского антифонария. За ним последовали Эллис дю Пэн , Дени де Сент-Март [ это ] и Казимир Уден , который не добавил ничего примечательного к аргументам Гуссенвиля.

В 1729 году Иоганн Георг фон Экхарт предложил папу Григория II (715–731) как автора произведения, которое традиция на протяжении веков приписывала Григорию I; его аргументы были более или менее тривиальны. В 1749 году Доминик Георги встал на защиту традиционного мнения; среди других аргументов он выдвинул текст, полное значение которого он, похоже, едва ли уловил. Это был текст Эгберта Йоркского , который Георгий перенес в конец своей книги в виде примечания, чтобы его никто не видел и не использовал. Когда три года спустя Веццоци снова взялся за этот вопрос, он также проглядел этот конкретный текст и добровольно лишил себя важного аргумента в пользу авторства Григория I. В 1772 году Галличоли пошел по стопам Веццоци, но возобновил уступки последнего противникам Григория I, и он не скрывал своего удивления молчанием Григория Турского , Исидора Севильского и Беды относительно литургических и музыкальных трудов этого папы. Будучи убежден лишь частично, он воздержался от каких-либо выводов и оставил вопрос нерешенным.

Он был вновь открыт Мартином Гербертом в 1774 году и Заккарином в 1781 году, последний из которых наконец-то наткнулся на текст Эгберта. Между 1781 и 1890 годами, похоже, никто критически не обсуждал приписывание антифонария какому-либо конкретному папе. Действительно, вопрос должен был быть решен открытием самого антифонария, который, как утверждалось, был не чем иным, как рукописью Святого Галла 359 девятого или десятого века, содержащей антифонарий между страницами 24 и 158. Эта иллюзия прошел различные фазы с 1837 по 1848 год, когда Данжу , в свою очередь, обнаружил григорианский антифонарий в монпельеской рукописи десятого или одиннадцатого века. В 1851 году иезуит Ламбиллот опубликовал факсимиле рукописи Святого Галла, но григорианский вопрос не получил реального прогресса.

Дискуссия по поводу антифонария была внезапно возобновлена ​​в 1890 году после публичной лекции, прочитанной Франсуа-Огюстом Жеваром перед Бельгийской академией 27 октября 1899 года . Его аргументы резюмировал Жермен Морен :

«Плодотворный период церковного музыкального искусства простирается от понтификата св. Целестины (422–432) примерно до 700 года и делится на две эпохи. Эпоха простого пения, новейшего развития греко-римской музыки, включает в себя последние годы Западной империи и весь период существования Готского королевства (425–563 гг.). Второй период, период богато украшенных песнопений, совпадает с преобладанием в Риме византийской политики и искусства. На протяжении всей истории мы встречаем только одно имя. последней эпохи, с которой, по-видимому, связано создание римского антифонария; именно Сергию I (687-701) принадлежит честь не только внести последний штрих в римские литургические сборники, но и переработать все древние песнопения в соответствии с единым мелодическим стилем, в гармонии с тенденциями и вкусами византийского влияния. Наконец, вероятнее всего, это был сириец Григорий III (731-741), предпоследний из греческих пап. скоординировал и объединил все песнопения Мессы в сборник, подобный тому, который его предшественник Агафон приказал собрать для гимнов Дневных часов. Что касается первого Григория, то никакие свидетельства, предшествующие Иоанну Диакону, не намекают на приписываемую ему роль. Но есть свидетельства того, что папы греческого происхождения жили в конце восьмого века, особенно Агафон и Лев II. Действительно, что касается церковного песнопения, весьма вероятно, что великий папа не проявлял непосредственного интереса к этой части богослужения; тем более антифонарий и сакраментарий, носящие его имя, каким-либо образом согласуются с церковным календарем времен св. Григория; если их вообще правильно называть григорианскими, то это должно относиться либо к Григорию II (715–731), либо, что более вероятно, к его преемнику Григорию III, умершему в 741 году».

Эта теория вызвала множество опровержений. Морен поставил перед собой задачу доказать, что традиционное приписывание вполне обосновано. С этой целью он составил в хронологическом порядке своего рода катену исторических текстов, на которых основывалась традиция. В дополнение к высказыванию Иоанна Диакона он привел высказывание Валафрида Страбона (ум. 840), смысл которого совершенно ясен. Однако эти тексты относятся к более позднему времени. Ранее упомянутый текст Эгберта, епископа Йоркского (732–766), написан почти на сто лет раньше. В своем диалоге, озаглавленном De Institutione ecclesiasticâ , и в проповеди для второго поста четвертого месяца Эгберт формально приписывает Григорию, автору обращения Англии, состав как антифонария, так и сакраментария: noster Didascalus Beatus Gregorius .

Несколько раньше Альдхельм из Шерберна (ум. 709) также свидетельствовал об авторстве Григория сакраментария, но ничего не сказал об антифонарии. В другом эссе Морен критически рассмотрел все тексты, относящиеся к антифонарию, известному как григорианский. Хотя в основном они датированы поздним периодом, благодаря взаимному согласию они имеют значительную историческую ценность. Существуют, однако, другие, более древние тексты, которые, казалось бы, должны положить конец спору. Катена Морена, кажется, заканчивается Эгбертом, между которым и Григорием I был интервал, по крайней мере, в сто десять лет.

Тишина, как оказалось, была не такой полной, как предполагалось. В тот самый год (732 г.), когда Эгберт был возведен на кафедру Йорка, другой прелат, Акка Хексемский , был вынужден уйти в отставку с должности, которую он занимал с 709 г. Беда, по-видимому, с тех пор был одним из друзей Эгберта. что позволяет ему сообщить нам (HE, V, 20), что Акка выучил церковное песнопение у некоего Мабана, который сам усвоил его, живя в Кенте, от преемников учеников папы Григория. На самом деле Акка провел двенадцать лет в школе Мабана. Если принять 732 год за последний из этих двенадцати лет, то первые уроки, данные Мабаном, относятся к 720 году, когда Мабан успел пройти обучение у преемников учеников Папы Григория. Григорий II стал папой в 715 году; пятилетний срок, очевидно, нелегко совместить с простым смыслом того, что говорит Беда.

Таким образом, кажется, что эти слова Беды были эквивалентны раннему англосаксонскому приписыванию церковного песнопения папе Григорию I.

Говоря о Путте, епископе Рочестерском (669-676), тот же историк говорит (HE, IV, 2):

«Прежде всего он был искусным в искусстве церковного пения по римскому образцу, которому он научился у учеников блаженного Папы Григория».

В этом случае не может быть никакого сомнения, и речь не может идти ни о ком, кроме Григория I.

Следует ли из этого, что Григорий был, как говорит Иоанн Диакон, составителем антифонария? По крайней мере, есть веские причины так думать. В его пользу можно привести еще один последний аргумент. Ряды антифонов в антифонарии, предназначенном для пения при Причастии во время Великого поста, большей частью взяты из Книги Псалмов. Их порядок раскрывает идею, которая руководила их выбором. За некоторыми исключениями, о которых мы поговорим ниже, антифоны следуют друг за другом в порядке номеров псалмов, из которых они взяты. Полученный таким образом ряд начинается в Пепельную среду и заканчивается в пятницу Страстной седмицы, образуя регулярную последовательность Псалмов от 1 до 26, за исключением перерывов, вызванных (1) вставками и (2) лакунами.

Эти вставки влияют на (1) пять воскресений, (2) шесть четвергов, (3) субботу, следующую за Пепельной средой. Исключение воскресенья объясняется принятием последовательности праздничных дней, или будних дней; что касается четвергов, простым наблюдением, что четверги не были включены в литургическую систему Великого поста в период, когда Псалмы с 1 по 26 были разделены между другими днями недели. Из Liber Pontificalis мы узнаем, что именно Григорий II ввел четверг каждой недели в литургическую систему постных месс. Теперь оказывается, что именно эти четверги нарушают порядок, который в противном случае имели бы остальные дни недели. Никакого более точного и решительного накопления доказательств невозможно и желать. Таким образом, мы улавливаем хронологический элемент в момент его вставки в самое сердце антифонария. Григорий II, а тем более Григорий III, не является первоначальным автором компиляции, на которую он оставил свой след, неправильно поняв принцип, управлявший ее первоначальным формированием.

Таким образом, музыкальный сборник, известный как антифонарий, принадлежит не Григорию II, и не от него он стал известен как григорианский антифонарий. О его существовании до него свидетельствует чередование четвергов, прерывающих непрерывность гармоничного устройства, на которое Григорий II не обращал внимания, хотя, возможно, он скорее желал уважать его как произведение, отныне не поддающееся реформированию, как традиционное произведение. депозит, который он отказался нарушить и повторно заказать. Нелегко сказать или даже передать представление о том, что могло содержать это примитивное издание антифонария; но не может быть сомнения, что оно содержало в своем действительном порядке постные причастия-антифоны и, несомненно, предшествует Григорию III и Григорию II. Уже один этот факт доказывает существование антифонного сборника, известного как Григорианский антифонарий, до времен Папы Григория II.

  • Франсуа-Огюст Жевар , «Литургическая песня Латинской церкви» , в Bien Public (23, 24 декабря 1889 г.);
  • Жермен Морен , Роль святого Григория Великого в формировании музыкального репертуара латинской церкви , в Revue Bénédictine (1890, стр. 62 и сл.; 193–294; 289–323; 337–369). Некоторые из этих эссе собраны под названием « Истинное происхождение григорианского песнопения» (Маредсу, 1895, октаво; 2-е изд., 1904);
  • Хартманн Гризар [ де ] , историк. Григорий Великий реформировал церковное пение в «Журнале католического богословия» (1890 г.);
  • Франсуа-Огюст Жевар, Древнее пение в пении латинской церкви (Гент, 1895, октаво);
  • Анри Леклерк , в Dict. арх. хрет. св антифонер (I, кол. 2440-62).
[ редактировать ]

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Григорианский антифонарий ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b987ae8ad01c0444350501f4b84fa78b__1706531400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/8b/b987ae8ad01c0444350501f4b84fa78b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gregorian Antiphonary - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)