Земство
Земство ( русское : земство , IPA: [ˈzʲɛmstvə] , мн. земства, земства ) [а] институт местного самоуправления , созданный в ходе освободительной реформы 1861 года, проведенной в императорской России императором Александром II . Николай Милютин разработал идею земства, и первые земские законы вступили в силу в 1864 году. После Октябрьской революции земская система была закрыта большевиками и заменена многоуровневой системой рабочих и крестьянских советов (« советов »). ).
Земское собрание
[ редактировать ]Система выборных органов местного самоуправления в Российской империи на низшем уровне была представлена миром и волостью и продолжалась в 34 губерниях старой России в выборном округе и волости. губернские собрания (земства). Целью земской реформы было создание местных органов самоуправления на выборной основе, обладающих достаточными полномочиями и самостоятельностью для решения местных экономических проблем. [1] Собрания могли назначать депутатов для выполнения приказов и задач в ответ на вопросы, рассматриваемые земством. [2]
Александр II учредил эти органы, по одному для каждого уезда и по одному для каждой губернии или правительства, в 1864 году. Закон о создании земства определил 14 задач, которые должно было выполнить каждое земство. [3]
- Самоуправление земским имуществом и доходами
- Самостоятельное содержание земского имущества
- Общественная продовольственная безопасность
- Управление благотворительностью, общественным благосостоянием и содержанием церковных зданий
- Взаимное страхование имущества
- Контролировать развитие торговли и промышленности.
- Экономическое участие государственного образования, общественного здравоохранения и тюремной системы
- Сотрудничество по профилактике болезней крупного рогатого скота и посевов
- Выполнение гражданских, военных и почтовых требований.
- Распределение государственных налоговых фондов, закрепленных за земством
- Установление, сбор и распределение местных налогов
- Информируйте общественность о местных возможностях социального обеспечения и гражданских правах.
- Провести выборы
- Специальные чартеры
Выборы
[ редактировать ]Они состояли из представительного совета ( земского собрания ) и исполнительного совета ( земской управы ), назначаемого первым. Совет состоял из пяти классов членов:
- крупные землевладельцы (дворяне, владеющие 590 акрами (2,4 км²) 2 ) и старше), сидевшие лично
- доверенные лица мелких землевладельцев , в том числе духовенство в качестве помещиков.
- доверенные лица богатых горожан
- представители менее богатых городских классов
- доверенные лица крестьян , избираемые волостью [б]
Дворяне получили больший вес при голосовании за земство, хотя дворяне составляли незначительное меньшинство населения. [4] [5] Уездные земства должны были избирать 40% своего собрания крестьянами, но губернские собрания избирались от округа без такой квоты. Это привело к гораздо более низкому представительству крестьян на провинциальном уровне. [6] [7]
В земства не допускались лица моложе 25 лет, находящиеся под уголовным розыском, осужденные преступники и иностранцы. [8] Женщины, имевшие достаточно собственности, чтобы получить место в земстве, могли назначить доверенного лица-мужчину, чтобы голосовать за них. [9] К 1913 году 20–40% имевших право избирателей в Тульской области составляли женщины в зависимости от выборов. Женщинам де-факто было отказано в праве быть депутатами, что было подтверждено де-юре в 1903 году. [10]
Перед каждыми выборами списки избирателей, имеющих право голоса по данному земству, публиковались для общественного обсуждения. Избиратели могли быть поражены земством или добавлены в список на основании общественного мнения. Избиратели должны были присутствовать, чтобы лично проголосовать за кандидатов, выдвинутых самостоятельно. Избирательным органам не разрешалось давать указания о том, как кандидаты должны действовать после избрания. Губернатор мог возразить против разбирательства и приостановить принятие решений по выборам. Избирательная реформа 1890 года привела к созданию отдельных избирательных органов для благородных и незнатных избирателей. В это время духовенство, евреи и бесземельные крестьяне были лишены права голоса на земских выборах. Частично мотивацией избирательной реформы было снижение земельной собственности дворян, в результате чего слишком мало дворян могли выполнять функции депутатов и собраний. Эти избирательные реформы уменьшили размер собраний и количество депутатов на 20-30%.
Процедура
[ редактировать ]Земские собрания собирались не реже одного раза в год продолжительностью не более двадцати дней. Чрезвычайные собрания земства требовали разрешения министра внутренних дел и могли рассматривать только те конкретные вопросы, по которым министр их разрешал. Губернские собрания открывал и закрывал местный губернатор, а уездные собрания открывал и закрывал предводитель дворянства . Эти земства обычно создавали небольшое количество делегаций для принятия решений, принимаемых собранием. Одной из таких типичных делегаций был исполнительный совет, работавший круглый год. Нередко один человек занимал пост предводителя дворянства и председателя исполнительной власти в течение ряда лет. [11]
Постановления земств обычно требовали одобрения губернатора или министра внутренних дел. В этих одобрениях могло быть отказано на том основании, что принятие закона было либо незаконным, либо противоречило государственным интересам. В случае, если постановления не были одобрены, губернаторы должны были уведомить собрание и обсудить поправки к постановлению, которые позволили бы ему принять. Если компромисс не будет найден, дело будет рассматривать Сенат. Ожидалось, что губернатор выступит истцом и докажет несправедливость постановления земства. Губернатор также мог отозвать их одобрение и начать этот процесс после вступления постановления в силу. [12] [13] После 1890 г., расширив надзорные полномочия, Министерство внутренних дел стало последовательно препятствовать работе губернских земств. [14]
Налогообложение
[ редактировать ]Одной из основных задач была 10-я задача — распределение государственных средств, закрепленных за земствами. Около 20% годовых государственных доходов России в первые годы отводилось земствам. Земства могли собирать налоги из самых разных источников и на самые разные цели. Трудно резюмировать, как выглядит типичное земское налогообложение. Например, земельный налог составлял от 3 до 90 процентов доходов земства в зависимости от земства и года. Во многих уездах полиция должна была собирать урожай от имени земства. Однако на самом деле сбор средств представлял собой значительные трудности, поскольку земство не имело контроля над полицией, а собраниям запрещалось награждать полицию, в том числе даже благодарить ее. [15]
В начале земской системы естественные повинности, такие как дорожные работы, и подобные натуральные налоги, такие как пшеница, волновали крестьян больше, чем денежное налогообложение. Эти налоги были непопулярны и составляли значительную часть ресурсов земства. Со временем они в основном конвертировались в денежные налоги. [16] Эта политика также не пользовалась популярностью, поскольку современные крестьяне часто считали земства бесполезными учреждениями, которые собирали много налогов. [17] [18]
Третий элемент
[ редактировать ]Земские управы принимали активное участие в управлении земскими кадрами. Эти сотрудники были профессиональными экспертами из интеллигенции, известной как «третий элемент». Помимо медицинских и педагогических работников, агрономы распространенными профессиями третьего элемента были и статистики. Эти специалисты получали прибыль от трудоустройства, но они также жертвовали своим временем на гражданской службе. [4] [19] [20] [21] Третий элемент был источником значительного недоверия к земствам со стороны центральной власти. В отличие от земских администраторов (первый элемент) и депутатов (второй элемент), третий элемент часто происходил из крестьянского сословия. За это их заподозрили в том, что они либеральные радикалы (а некоторые так и были), что повлекло за собой преследования со стороны полиции. [22]
Термин «третий элемент» был придуман вице-губернатором Владимиром Кондойди в 1900 году для обозначения радикальных земских служащих Самары . Он заявил, что третий элемент в значительной степени взял под контроль реальную деятельность земства.
«Земскому правлению ничего не остается, как полагаться исключительно на третий элемент, так как никакого участия в собрании нет вообще. В этом отношении предстоящая сессия меня пугает». - Дмитрий Шипов, частное письмо 1902 г.
Впоследствии самарский губернатор провел расследование, в ходе которого выяснилось, что более половины нынешних земских служащих так и не были представлены на утверждение губернатору, как того требует закон. [23]
Образование
[ редактировать ]За время существования земства грамотность выросла с 10% до 68%. [24] Система земского образования строилась на основе существовавшей системы крестьянского и церковного образования. С 1907 по 1917 год Министерство просвещения развивало контроль над системой образования.
Начиная с 1886 г. и на протяжении всего существования земств центральная бюрократия искала и обретала дополнительный контроль над начальным образованием. Это началось со специальных школьных проверок, которые могли привести к закрытию неудовлетворительных школ. Предводителю дворянства были предоставлены особые привилегии, такие как инспекция школ, единоличное право открывать новые школы и должности председателей школьных советов в соответствии с законодательством о начальной школе 1874 года, но эти привилегии не оказали большого влияния на школы, поскольку большинство земств никогда не уступали финансовые средства. контроль над школами передал школьным советам, и многие из предполагаемых проверок просто никогда не проводились. Крестьяне в основном поддерживали земские школы, а не существующие школы, созданные короной или духовенством. Число школ, находящихся в ведении Синода , упало с 24 000 в 1886 году до 4 000 к 1880 году. [25]
Земская школьная система строилась на основе существовавшей крестьянской системы образования. До 1870 года крестьянские общины были обязаны предоставлять необходимые помещения, а земства не платили учителям надежно. В 1870-х годах земства перешли на надежную зарплату и начали предоставлять дополнительные материалы, такие как классные доски. Переход от финансирования этих школ крестьянскими общинами к земским бюджетам занял несколько десятилетий. Земство даже не достигло бюджетного паритета с местными крестьянскими общинами до 1889 года. После этого бюджеты земств быстро расширились, и образование стало самой большой долей бюджета. В 1893 году общие расходы земства на образование составляли 9 миллионов рублей, в 1913 году — почти 90 миллионов рублей. [26]
Учащиеся земских училищ по усмотрению земства могли подвергаться экзаменам в конце года. Процент сдачи этих экзаменов использовался для оценки успеваемости учителей, а сдавшие их студенты мужского пола должны были проходить меньшую военную службу. [27]
Земские учителя в основном были выходцами из среднего класса. Среди учителей были как мужчины, так и женщины, которые склонялись к женщинам. Учителей объединяла низкая заработная плата, изоляция в незнакомых им сообществах и незамужность. В 1911 году только 17% учителей-женщин были замужем, а 47% учителей-мужчин были женаты. [28]
Хор был популярным способом повысить учебную активность. Почти все остальные формы обучения подвергались критике, но обучение студентов чтению текстов и запоминанию мелодий церковных песнопений воодушевляло всех. [29]
В 1907 году Дума создала фонд для открытия школы в каждой деревне России. Эти средства распределялись через земства на существующие школы или передавались школьным попечителям, что часто приводило к строительству новых школ. Так возник новый класс «государственных школ», не связанных с земствами. В 1910 году Министерство просвещения создало национальный пенсионный фонд, в котором могли участвовать все учителя. Дополнительные административные меры в 1913 году привели к тому, что существующие земские школы оказались под большим влиянием Министерства просвещения, чем самих земств. В 1914 году земства потеряли право руководить школьными учителями, а министерство получило право увольнять любых школьных учителей, которых они считали непригодными. [30]
Лекарство
[ редактировать ]До появления земской медицинской системы русские крестьяне в основном полагались на целителей, специализировавшихся на магических песнопениях и лечебных средствах. Земства считали оказание поддержки медицинской системе своей первой и важной задачей. Таким образом, земская медицинская система стала столь же народным движением за поддержку идеала, как и за реальную услугу. Для достижения этой цели земства продвигали политику, ограничивающую прямые затраты на медицинскую помощь и направленную на компенсацию поставщикам медицинских услуг за счет налоговых фондов. Медицинские эксперты, поддерживаемые земствами, уделяли большое внимание гигиеническому просвещению и профилактической медицине. [31] Земские чиновники и практикующие врачи понимали, насколько сложно не только заставить неграмотных, богобоязненных крестьян доверять преимущественно светской медицинской системе, основанной на рациональном анализе, но и заставить их вообще понять это различие. [32]
Рост медицинской системы был медленным и зависел от роста третьего элемента. Первые земские бюрократические аппараты для управления различными оплачиваемыми должностями, связанными с земством, возникли только в 1870-х годах. Рост числа наемных работников неизбежно ведет к росту бюджетов. В некоторые моменты раннего земского периода соответствующий бюджет приводил к оттеснению и увольнению практикующих специалистов. [33] К 1910 году почти во всех округах соотношение врачей и пациентов было хуже 1 к 10 000. [34]
Практикующие страдали от отсутствия доверия со стороны земств. Такие рекомендации, как финансирование модернизации больниц, будут сопоставляться с идеями ассамблеи. Практикующие врачи предприняли несколько попыток создать национальную организацию по развитию медицины, но это было отложено до 1885 года. Одной из целей, которых должна была достичь эта национальная система, является унификация медицинских записей для поддержки анализа случаев из других провинций. Практикующие также потребовали перейти от кольцевой системы, в которой они проводили большую часть своего времени, путешествуя в каждую отдаленную деревню, чтобы принять пациентов, к стационарной системе, в которой они проводили обычные часы в медицинском центре. Земства выступали против стационарной системы на протяжении 1870-х годов на том основании, что жители отдаленных деревень, платившие налоги на медицинское обслуживание, не получали равного доступа. В 1880-х годах стационарная система стала более популярной по мере роста числа практикующих. [35]
По мере исчезновения окружной системы в земствах шли жаркие споры о том, что делать с фельдшерами . Эти позиции представляли собой разрыв между идеальной медицинской помощью, к которой стремилась земская система, и практическими ограничениями того, что могло быть предоставлено. Для фельдшеров были наложены такие ограничения, что большая часть их повседневной работы стала технически незаконной, но оказывать медицинскую помощь больше было некому. Это было широко известно и всеми терпимо, но растущая преступность фельдшерской работы символизировала то, чего еще предстояло достичь земской медицинской системе. Одной из причин противодействия земств фельдшерам было то, что они стирали границы между традиционной духовной медициной и современной медициной. Вместо того, чтобы исчезнуть, фельдшерская практика была открыта для женщин в 1871 году для удовлетворения растущих потребностей. Наряду с ростом числа фельдшеров рос их профессионализм за счет более формальной подготовки в качестве помощников врачей. [36]
Санитарные советы начали собираться в 1870-х годах, но действовали только после 1879 года, когда земства получили право издавать санитарные законы, обязательные для всех граждан. Москва была особым лидером в создании санитарных советов, а затем и штатных бюро санитарных специалистов. [37]
В земский период акушерство было широко известной проблемой, поскольку почти каждый второй крестьянский ребенок не достигал совершеннолетия. Это примечательная область, в которой земства потерпели неудачу. На пике развития акушерства при земстве присутствовало лишь 2% родов. Основная причина этой неудачи заключалась в том, что крестьянки не хотели, чтобы к их работе привлекались посторонние. [38]
История
[ редактировать ]Земства были созданы в рамках более крупных Великих реформ . В 1864 году императором был издан первый закон о земствах, определявший полномочия земств. Эти полномочия были административными и сосредоточены на местных вопросах, которые по большей части не решались существующими институтами. [39] В 1865 г. земства были открыты в девятнадцати губерниях, а в период с 1866 по 1876 г. было создано еще шестнадцать. [1] Двенадцать губерний не имели земств, три Прибалтийских губернии и девять западных губерний, аннексированных у Польши Екатериной II . [40] Созданные в 1875 году после долгих консультаций с казачьими чиновниками, земства Воеводства Донского распались и были упразднены после шести лет существования. [1]
Первоначально земствам было запрещено устанавливать обязательные правила для каждого гражданина, находящегося под их юрисдикцией. В 1873 г. земствам было разрешено устанавливать для каждого гражданина обязательное постановление строго в целях предотвращения пожаров. Эти полномочия были расширены в 1879 году, чтобы обеспечить регулирование предотвращения распространения эпидемий и зоологических заболеваний. [41]
С 1864 по 1889 год земства избирали мировых судей . [42] В этот период была создана должность земского начальника. Земский начальник назначался местным дворянством, но земство обязано было выплачивать ему жалованье. Это было непопулярно среди земства. Собрание попыталось снизить зарплату, что стало предметом нескольких исков в Сенате. [43]
С 1866 по 1905 год земским чиновникам в основном запрещалось заключать контракты друг с другом на том основании, что это были местные организации. Периодические исключения делались для договоров пожарного перестрахования или продажи крупной сельскохозяйственной техники. [44] В 1902 году земские руководители обратились к Николаю II с ходатайством о том, чтобы голос земства достиг престола. Император посчитал это бессмысленной мечтой. [45] Министр внутренних дел категорически запретил тверским земским чиновникам связываться с другими губерниями по каким-либо вопросам национальной политики. [46]
В 1866 году Сенат постановил, что земствам не разрешено облагать налогом промышленную продукцию. [47]
Со временем на земства был возложен дополнительный губернаторский надзор. В 1867 году земствам было запрещено публиковать протоколы и дебаты без специального разрешения губернатора. В 1879 г. губернаторам было предоставлено право увольнять любого земского служащего по своему усмотрению. Самое крупное изменение земских полномочий произошло при Александре III (закон от 25 июня [ OS 12 июня] 1890 г.). [48] Закон 1890 г. учредил Бюро земских дел в качестве дополнительного надзора за земствами. Должностные лица бюро назначались императором и представителями местных органов власти, такими как предводитель дворянства, окружной прокурор и окружные суды. Процедуры по-прежнему возглавлял губернатор. За период с 1891 по 1892 год бюро отменило 116 земских постановлений, из них 51 из них – только Владимирского губернского собрания. [13] [49] Эта реформа также дала земствам право издавать обязательные правила поведения всех граждан за пределами волостей по широкому кругу вопросов. Взамен граждане получили право обжаловать земские постановления в Сенате. За последующие 15 лет Сенат рассмотрел 226 таких апелляций, в основном касающихся налоговых споров. Реформы изменили правовой статус мужчин, служивших в земстве, с частного лица на государственного чиновника. [50] Земские чиновники могли обеспечить соблюдение этих правил, привлекая нарушителей к уголовным судам. До 1890 года земские сессии часто прерывались из-за несоблюдения кворума собраний. Частично это произошло потому, что чиновникам не разрешалось получать зарплату или другую компенсацию за свою должность. [51]
Реформы 1890 года также расширили представительство дворянства в земствах с 55% в 1886 году до 72% к 1903 году. [52] Некоторые историки представляют равенство по количеству земель, представляемых одним членом земства. В 1877 году каждый член крестьянского собрания представлял в 1,76 раза больше земли, чем дворянин. К 1905 году каждый член крестьянского собрания представлял в 6,47 раза больше земли, чем представлял дворянин. [53]
Расходы земства выросли с 89,1 миллиона рублей в 1900 году до 290,5 миллиона рублей в 1913 году. Из последней суммы 90,1 миллиона рублей было потрачено на образование, 71,4 миллиона - на медицинскую помощь, 22,2 миллиона - на улучшение сельского хозяйства, 8 миллионов - на ветеринарные мероприятия. Главными источниками земских доходов были ставки на землю, лес, дачные жилища, фабрики, рудники и другую недвижимость. [54]
В 1897–1899 годах серьезно обсуждался вопрос о ликвидации уездных земств и централизации всех функций в составе губернских земств. Эти дебаты были особенно значимыми в Москве, где Дмитрий Шипов , председатель губернского земства, подал в отставку в знак протеста, чтобы привлечь внимание к дебатам. [55]
Первая официальная программа земского обучения была создана Министерством просвещения в 1897 году. Эта программа предусматривала еженедельное изучение Слова Божия в течение шести часов, трех часов Славянской Церкви, восьми часов русского языка, двух часов письма и пять часов арифметики. [56]
В 1902–1905 годах широко распространились сообщения о полной утрате самостоятельности крестьянских членов земств. Власть перешла к сухопутным капитанам . [57] [58] В этот период в земские дела все более активно вовлекались части правительства, более тесно связанные с центральной бюрократией, такие как губернаторские канцелярии, министры финансов, министры внутренних дел и специальные полицейские расследования. Это было непопулярно среди земских чиновников, многие из которых вносили свой вклад в либеральное конституционалистское политическое движение. Финансовое и практическое бремя русско-японской войны способствовало усилению напряженности со всех сторон. Растущее недоверие между центральной бюрократией и земствами было признано царем Николаем II в его манифесте 1903 года о губернском управлении. Этот манифест послужил общественной поддержкой реформ, возглавляемых министром внутренних дел Вячеславом фон Плеве . Целью реформ Плеве было усиление контроля над земцами посредством губернаторского надзора. Эти реформы столкнулись с серьезным сопротивлением со стороны земств, министров финансов и нескольких губернаторов. В Санкт-Петербурге Плеве смог заставить губернатора уйти в отставку из-за его несогласия с реформами. Плеве тесно сотрудничал с Департамент полиции России , которым он ранее руководил, вытеснил многих земцев. Несколько видных земских деятелей, в том числе Шипов, получили от царя формальный выговор. [59]
Участники русской революции 1905 года во многом совпадали с участниками земства. [60] В 1905-6 году 66 уездов бойкотировали налоги в знак протеста против их слишком высоких размеров. Недовольство было наиболее сильным там, где земский налог на землю, отведенную крестьянам, облагался гораздо выше, чем на землю, находившуюся в частной собственности. [61] Notable participants in the 1905 revolution affiliated with the zemstvos include Dmitry Shipov , Dmitry Shakhovskoy , Georgy Lvov , Pavel Dolgorukov , and Fedor Redichev . [62] Некоторые из этих людей совпадают с членами «Беседа» : тайной организации либералов для обсуждения проблем земства. [63]
В ответ на восстание русских крестьян 1905–1906 годов земства стали резко консервативными. Георгий Львов был исключен из земства как «опасный либерал». Земские собрания, в которых все еще доминировало дворянство, были напуганы насилием 1905 года. Многие члены присоединились к Объединенному дворянству , и земства стали больше ориентироваться на защиту интересов дворянства, чем на решение проблем 1905 года. [64]
Правила выборов в земства были взяты за образец избирательного закона 1906 года и достаточно обозначены приведенным ниже изложением этого. Первоначально земствам были предоставлены большие полномочия в отношении налогообложения и таких вопросов, как образование, медицинская помощь, общественное благосостояние , снабжение продовольствием и содержание дорог в их населенных пунктах, но радикалы , такие как партия социалистов-революционеров и нигилисты , встретились с ними. относились к ним в штыки, считая, что реформы слишком незначительны. Тем не менее, в своей статье 1901 года « Что делать ?» Ленин выступал за краткосрочный союз с земствами против царского гнета.
В 1906 году каждое земство имело возможность избрать одного депутата, который представлял бы его в Государственном совете . [65] В этот период резко возросло количество прогулов, и многие земства считались хорошо посещаемыми, если на собрания приходила половина их членов. [66]
Будучи премьер-министром, Петр Столыпин предоставил земствам бюджет и полномочия, необходимые для реализации многих проектов его аграрной реформы. Его администрация увеличила количество земств с 34 до 43. Новый закон о выборах в Думу привел к тому, что 30% законодателей третьей и четвертой Думы были выходцами из земств. В период, предшествовавший революции 1905 года, и на протяжении всего правления Столыпина стиль дискуссий среди земской шляхты менялся; то, что началось как достижение консенсуса и оказание услуг друзьям и семье, превратилось в партийную парламентскую политику, более типичную для управления 20-го века. [67] [68] [69]
Всероссийский земский союз был создан в августе 1914 года как единый голос всех земств. Это была либеральная организация, действовавшая после 1915 года совместно с Союзом городов . [70]
В 1917 году сельские общества Ставрополя отказались платить налоги и бойкотировали школы, медицинские пункты и все другие учреждения после того, как здесь было впервые введено земство. Рост напряженности привел к тому, что трое протестующих были убиты полицией, а земство осталось у власти. Их губернатор сообщил:
Недовольство сельского населения введением земства проявилось почти повсеместно в губернии вскоре после раздачи податных списков. Крестьяне, будучи недостаточно информированными о налогах и сфере деятельности земских учреждений, существовавших только в первый год своего существования, заметили исключительное увеличение местных налогов. [71]
Во время русской революции земства потеряли всякую власть, и единственной реальной властью, оставшейся в России, были советы . [72] Земские выборы бойкотировались, поскольку народ считал Советы властью. Большая часть третьего элемента перестала появляться на назначенных им земских должностях и вместо этого работала в Советах. [73]
После Октябрьской революции единая система земств распалась. В некоторых местах, таких как Украина, институты сохранились и приняли более националистические формы. [74]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вольвенко, Алексей (2007). «Земская реформа, казачество и административная политика на Дону, 1864–1882». В Бербанке, Джейн; Фон Хаген, Марк; Ремнев А.В. (ред.). Российская Империя: Пространство, Люди, Власть, 1700-1930 гг . Издательство Университета Индианы. п. 348. ИСБН 9780253219114 .
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 44)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 45)
- ^ Jump up to: а б Ашер, Авраам (2014). Русская революция: Руководство для начинающих . Публикации Oneworld. п. 3.
- ^ Файджес, с. 47
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 84–85)
- ^ Файджес, с. 47
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 38)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 83)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 94–95)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 40–56)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 57–58)
- ^ Jump up to: а б Куликов, Владимир В. (3 июля 2014 г.). «Местное самоуправление и административный надзор: исторический опыт земства». Российские исследования по истории . 53 (3): 56–69. дои : 10.1080/10611983.2014.1020228 .
- ^ Файджес, с. 53
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 97–104)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 98)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 111)
- ^ Файджес, с. 52
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 53)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 120)
- ^ Файджес, с. 52
- ^ Файджес, с. 52-53
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 93)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 243)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 247–252)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 253–264)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 259–260)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 260–262)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 263)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 266–268)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 279–284)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 294)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 286–291)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 306)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 286–291)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 292–294)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 300–301)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 302)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 35)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 34)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 47)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 48)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 193–195)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 48)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 140)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 205)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 206)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 58)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 58)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 181–184)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 47–50)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 54)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 85–89)
- ^ РОССИЯ, СССР Полный справочник. 1933. Под редакцией П. Малевского-Малевича. п. 500.
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 195)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 260)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 118)
- ^ Файджес, с. 53
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 221–227)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 440)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 108)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 145–146)
- ^ Файджес, с. 165
- ^ Файджес, с. 207
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 48)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 118–119)
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 155–161)
- ^ Файджес, с. 50
- ^ Файджес, с. 354
- ^ «Союзы земств и городов» . Энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ Вучинич и Эммонс (1982 , стр. 109)
- ^ Файджес, с. 359
- ^ Файджес, с. 359
- ^ «Земство» . Энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований . Проверено 30 апреля 2024 г.
- Вучинич, Уэйн; Эммонс, Теренс (1982). Земство в России: эксперимент местного самоуправления . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521234166 .
- Файджес, Орландо. Народная трагедия: Русская революция 1891–1924 гг . Лондон: Голова Бодли. ISBN 9781847922915 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэрроу, Дэвид В. «Политика цифр: земская оценка земель и концептуализация сельской экономики России». Русское обозрение 59.1 (2000): 52-75.
- Эммонс, Теренс и Уэйн С. Вучинич, ред. Земство в России: эксперимент в местном самоуправлении ( Издательство Кембриджского университета , 1982), очерки ученых.
- Фэллоуз, Томас С. «Русская Фронда и земское движение: экономическая агитация и дворянская политика в середине 1890-х годов». Русское обозрение 44.2 (1985): 119-138. онлайн
- Портер, Томас и Уильям Глисон. «Земство» и общественная инициатива в позднеимперской России. История России 21.4 (1994): 419-437. онлайн
- Портер, Томас Эрл. Земство и возникновение гражданского общества в позднеимперской России 1864-1917 ( Эдвин Меллен Пресс , 1991).