Сухопутный капитан (Российская Империя)
Земельные капитаны ( русский : земские начальники , латинизированный : земские начальники ; единственное число: русский : земский начальник , латинизированный : земский начальник ) были должностными лицами, которым было поручено управлять крестьянскими общинами в Российской империи в период с 1889 по 1917 год. Статут земельного капитана Указ 1889 года, изданный во время правления императора Александра III , установил положение, которое «быстро стало основной единицей местного управления, сделав центральное правительство более тесным, чем когда-либо прежде, контактом с крестьянством». [ 1 ] Обладатели должности земельного капитана преимущественно происходили из дворянства .
История
[ редактировать ]В 1889 году царь Александр III издал Земельный капитанский статут 1889 года, упразднивший старую должность мирового судьи в областях Российской империи и создавший должность земельного капитана для осуществления различных административных и судебных функций в областях Российской империи. империя. [ 2 ] Статут оказал огромное влияние на жизнь русских крестьян и считается «выдающимся законодательным достижением правления Александра III». [ 3 ] Каждый земельный капитан был закреплен за волостью . В обязанности капитанов входило наблюдение за традиционными деревенскими собраниями и выполнение местных судебных функций, которые ранее были возложены на деревенские собрания. [ 4 ] Статуя 1889 года была воспринята не как мера по либерализации, а скорее как «контрреформа», направленная на сокращение крестьянского самоуправления и усиление государственного контроля над сельским крестьянством. [ 5 ] Несмотря на свою плохую репутацию, с точки зрения образования и способностей сухопутные капитаны, вероятно, в среднем были не хуже других царских чиновников, работавших в то время на местном уровне. [ 6 ]
По словам историка Орландо Файджеса, по всей Российской империи было 2000 сухопутных капитанов. [ 7 ] Несмотря на заявленную цель трудоустройства представителей дворянства с административным опытом, должность сухопутного капитана была малооплачиваемой и непривлекательной для талантливых дворян, а многие капитаны были малообразованными, неопытными и некомпетентными. [ 8 ] В Тульской губернии только за 1891—1899 годы земленачальниками было применено к крестьянству более 2000 наказаний за неповиновение. [ 9 ] Лишь около 30 процентов капитанов имели какое-либо высшее образование, в том числе военное. [ 6 ] В ответ на серьезную критику поведения капитанов со стороны царской элиты в 1905 году Министерство внутренних дел ввело свод правил, призванных лучше регулировать поведение капитанов и предотвращать произвольную жестокость. [ 10 ] Министерство приступило к лишению некоторых полномочий сухопутных капитанов, отменив их судебные полномочия, по крайней мере номинально, в 1912 году. [ 11 ]
После свержения царя в результате Февральской революции должность сухопутного капитана была упразднена Временным правительством в марте 1917 года. [ 12 ]
Оценка
[ редактировать ]Институт сухопутного капитана был воспринят крайне негативно. Введение земельных капитанов провалилось как попытка снизить авторитет крестьянских общин и укрепить государственный контроль над регионами. [ 13 ] Файджес писал, что земельные капитаны, будучи «центральными агентами царского режима в деревне до 1917 года», стали ненавидимы за то, что часто плохо обращались с подвластными им крестьянами и пороли их. [ 7 ] и были «широко поруганы» как «олицетворение самодержавия на местах». [ 4 ] По словам Мейси, как современные, так и последующие оценки сухопутных капитанов относились к ним с «почти всеобщей клеветой». [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэйси 1989 .
- ^ Пирсон, Томас С. (1984). «Российское право и сельская юстиция: Деятельность и проблемы российских мировых судей, 1865-1889» (PDF) . Jahrbücher für Geschichte Osteuropas . 32 (1): 53. JSTOR 41046759 . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Пирсон 1981 .
- ^ Перейти обратно: а б Файджес 2017 , с. 37.
- ^ Пирсон 1981 , с. 385.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэйси 1989 , с. 350-351.
- ^ Перейти обратно: а б Файджес 2017 , с. 152.
- ^ С. Пирсон, Томас (2004). Российское чиновничество в кризисе: самодержавие и местное самоуправление, 1861-1900 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 206–207. ISBN 0521894468 . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Пирсон 2004 , с. 206-207.
- ^ Мэйси 1989 , с. 334.
- ^ Пирсон 2004 , с. 207.
- ^ Гилл, Грэм Дж. (1978). «Провал сельской политики в России, февраль-октябрь 1917 г.» (PDF) . Славянское обозрение . 37 (2): 243. дои : 10.2307/2497603 . JSTOR 2497603 . S2CID 155155375 . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Адриано, Сильвестри (1993). «Контраст между земельной модернизацией и традицией: землевладение в последние десятилетия царской империи» . Обзор права Центральной и Восточной Европы . 19 (1): 26 . Проверено 23 мая 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Адриано, Сильвестри (1993). «Контраст между земельной модернизацией и традицией: землевладение в последние десятилетия царской империи» . Обзор права Центральной и Восточной Европы . 19 (1): 26 . Проверено 23 мая 2021 г.
- Файджес, Орландо (2017). Народная трагедия: история русской революции . Случайный дом. ISBN 9781448112647 . Проверено 22 мая 2021 г.
- Гилл, Грэм Дж. (1978). «Провал сельской политики в России, февраль-октябрь 1917 г.» (PDF) . Славянское обозрение . 37 (2): 243. дои : 10.2307/2497603 . JSTOR 2497603 . S2CID 155155375 . Проверено 22 мая 2021 г.
- Мейси, Дэвид Эй Джей (1989). «Сухопутные капитаны: заметки об их социальном составе, 1889–1913» (PDF) . Русская история . 16 (2–4): 327–351. дои : 10.1163/187633189X00167 . JSTOR 24656510 . Проверено 22 мая 2021 г.
- Пирсон, Томас С. (1981). «Происхождение сухопутных капитанов Александра III: новая интерпретация» (PDF) . Славянское обозрение . 40 (3): 384–403. дои : 10.2307/2496193 . JSTOR 2496193 . S2CID 159625091 . Проверено 22 мая 2021 г.
- Пирсон, Томас С. (1984). «Российское право и сельская юстиция: Деятельность и проблемы российских мировых судей, 1865-1889» (PDF) . Jahrbücher für Geschichte Osteuropas . 32 (1): 53. JSTOR 41046759 . Проверено 23 мая 2021 г.
- Пирсон, Томас С. (2004). Российское чиновничество в кризисе: самодержавие и местное самоуправление, 1861-1900 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 206–207. ISBN 0521894468 . Проверено 23 мая 2021 г.