Панихида в Восточной Православной Церкви
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
( Поминальная служба греч . mnemonosynon , «памятник»? [ 1 ] Slavonic : панихида, panikhída , from Greek παννυχίς, pannychis , " vigil "; [ 2 ] [ 3 ] Румынский : parastas и сербский parastos, parastos , от греческого parastasis, parastasis ) [ 4 ] — литургическое торжественное богослужение по упокоению усопших в Восточно-православном и византийско- католическом храмах.
Услуга
[ редактировать ]В Восточной Церкви различные молитвы об усопших имеют своей целью моление об упокоении усопших, утешение живущих, напоминание живущим о собственной бренности и краткости этой земной жизни. По этой причине поминальные службы имеют вид покаяния . [ 5 ] Их, как правило, подают чаще в течение четырех сезонов поста. [ примечание 1 ]
Если служба предназначена для отдельного человека, ее часто проводят у могилы усопшего. Если это общее поминовение всех усопших или если могила отдельного человека находится не рядом, то служба совершается в церкви, перед специальным небольшим отдельно стоящим «поминальным столиком», к которому прикрепляется вертикальный столик. распятие и канделябр, чтобы верующие могли поставить зажженные свечи.
Диакон (или, если диакона нет, священник) размахивает кадильницей почти всю службу , при этом все стоят с зажженными свечами. Ближе к концу службы, во время заключительного тропаря , все либо гасят свои свечи, либо ставят их в подсвечник у поминального стола. Каждая свеча символизирует индивидуальную душу, которую каждый человек как бы держит в своей руке. Погашение (или оставление) свечи в конце службы символизирует тот факт, что каждому человеку в конце жизни придется отдать свою душу.
Служба состоит из псалмов , ектений (ектений), гимнов и молитв. По своей схеме он следует общему порядку утрени. [ примечание 2 ] и, по сути, представляет собой усеченную панихиду . Одними из наиболее примечательных частей службы являются Кондак об усопших. [ примечание 3 ] и финальное пение « Вечной Памяти » (славянский: Вечная Память ).
Панихида чаще всего совершается по окончании Божественной литургии ; однако ее также можно совершать после Вечерни , Утрени или как отдельную службу. Если служба совершается отдельно, то идут чтения из Павловых посланий и Евангелий, которые распределяются по дням недели; однако никакие чтения не назначаются на воскресенье, потому что воскресенье должно подчеркивать воскресение Христа, а не усопших.
Движущийся
[ редактировать ]
На панихиду часто готовят коливу (ритуальную еду из вареной пшеницы ) и ставят перед поминальным столом или иконой Христа. После этого священник благословляет его и окропляет святой водой . [ примечание 4 ] Затем коливу относят в трапезную и раздают всем присутствовавшим на службе.
Случаи
[ редактировать ]После смерти православного христианина священник произносит особые «Молитвы об отшествии души». Затем члены семьи или друзья усопшего омывают и одевают тело и помещают его в гроб, после чего совершается специальная расширенная панихида, называемая Первой панихидой , после чего читается Псалтирь. [ примечание 5 ] начинается и продолжается непрерывно до похорон.
Традиционно, помимо службы в день смерти, панихида совершается по просьбе родственников отдельного ушедшего человека в следующих случаях:
- Третий день после смерти [ примечание 6 ]
- Девятый день
- Сороковой день
- Три месяца
- Шесть месяцев
- Первая годовщина смерти
- Третья годовщина (некоторые будут просить поминать каждый год в годовщину смерти)
Его также подают на многочисленных субботах души в течение года. [ примечание 7 ] В эти дни не только совершается панихида, но и совершаются особые обряды на Вечерне , Утрене и Божественной Литургии . Дни всеобщих поминок это:
- Мясная суббота (за две субботы до начала Великого поста) - в некоторых традициях семьи и друзья совершают панихиду за своих близких в течение предыдущей недели, кульминацией которой является общее поминовение в субботу.
- Вторая суббота Великого поста
- Третья суббота Великого поста
- Четвертая суббота Великого поста
- В русской традиции Радоница — вторник после Фоминого воскресенья ; т.е. второй вторник после Пасхи (Пасхи) [ примечание 8 ]
- Суббота перед Пятидесятницей — в некоторых традициях семьи и друзья совершают панихиду за своих близких в течение предыдущей недели, кульминацией которой является общее поминовение в субботу.
- В русской традиции Димитриева суббота (суббота, ближайшая к празднику святителя Димитрия , 26 октября), поминовение воинов, павших в Куликовской битве (1380 г.), под предводительством святителя Димитрия Донского . [ 6 ] Димитриева суббота наблюдается и в других славянских церквях, а также у славяноязычных северной Греции .
Совершение панихид запрещено с Великого четверга до Светлой седмицы и по всем воскресеньям в течение года.
Литий
[ редактировать ]сокращенная форма панихиды называется Лития (или или Лития ) от греч Очень , Лити . она состоит только из заключительной части обычной поминальной службы. Часто это празднуется в притворе церкви в обычные будние дни (т. е. когда нет более высокого по порядку праздника ), особенно во время Великого поста .
В фильме
[ редактировать ]В румынском фильме «Сиераневада» 2016 года с документальной точностью изображена параста в бухарестской квартире. [ 7 ] Пока приходит священник, семья спорит по нескольким вопросам. Наконец прибывают священник и его помощники, они поют и благословляют дом и еду, которая будет раздаваться в качестве милостыни. Валашский ритуал с использованием костюма также является сюжетным элементом.
См. также
[ редактировать ]- Христианские погребальные обряды в Византии
- Молитва за умерших (восточное христианство)
- Движущийся
- Пробуждение (церемония)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Великий пост , Рождественский пост , Апостольский пост и Успенский пост.
- ↑ Отсюда происходит греческое название «парастас» , обозначающее стояние всю ночь на бдении, что в первые дни происходило буквально.
- ^ Кондак усопших: «Со святыми упокой, Христе, душу(и) раба(ов) Твоего, где нет ни болезни, ни скорби, ни воздыхания, но жизнь вечная».
- ^ в Болгарской Церкви также принято, чтобы священник полил вино на коливу и на могилу.
- ^ или Евангелия, если усопший был священником
- ^ При подсчете количества дней за первый день считается фактический день смерти. По мнению преподобного Макария Великого , причина этих дней такова: с третьего дня по девятый день после смерти душе усопшего показывают обители Рая (похороны совершаются обыкновенно на третий день); с девятого по сороковой дни душе показаны адские муки ; а в сороковой день душа предстает перед престолом Божиим, чтобы подвергнуться Особому Суду , и ей назначается место, где она будет ожидать Второго Пришествия . По этой причине сороковой день считается самым важным. В некоторых традициях также отмечают полугодовщину (шесть месяцев).
- ^ Суббота обычно является днем молитвы за усопших, потому что Христос лежал мертвым во Гробе в субботу. В некоторых монастырях и крупных церквях принято служить панихиду каждую субботу, если только в этот день не приходится большой праздник .
- ^ В связи со святостью дней совершение панихид во время Страстной и Светлой седмиц запрещено .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ поминальная служба . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
- ^ παννυχίς . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей»
- ^ Кросс, Флорида Кросс; Ливингстон, Э.А., ред. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. Доступно (ограниченно) онлайн на сайте Oxford Reference.
- ^ [1] «Парастас - Православная терминология - Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости - Мэйс Лендинг, Нью-Джерси», дата обращения 29 июня 2013 г.
- ^ Например, в Панихиде нет пения «Бог Господь...», как в Молебне ; но вместо этого, как и на утрене по субботам, когда поминают умерших, вместо слов «Бог есть Господь» используется « Аллилуйя » мертвых.
- ^ [2] «Православная Церковь в Америке - Жития святых», дата обращения 29 июня 2013 г.
- ^ (на румынском языке) Сераневада. Апофеотическая сплетня нашего народа , Андрей Крэчун , 11 сентября 2016, Метрополис .