Матей Донич
Матей Донич | |
---|---|
![]() Донич г. против 1870 | |
Рожденный | |
Умер | 26 сентября 1921 г. | (74 года)
Национальность | Русский (1847–1917) Румынский (1918–1921) |
Род занятий | Помещик, солдат, поэт |
Политическая партия | Национальная Молдавская партия Молдавская прогрессивная партия |
Матей Донич (англ. Румынское произношение: [maˈtej ˈdonitʃʲ] ; Русский : Матвей Степанович Донич , латинизированный : Матвей Степанович Донич ; 8 января 1847 — 26 сентября 1921) — румынский поэт, генерал Российской императорской армии и политик из Бессарабии . Он родился в то время, когда его родной регион, восточная половина Молдавии , был захвачен Российской империей и организован в Бессарабскую губернию ; его семья принадлежала молдавскому боярству , сумев сохранить свои имения. Стремясь и добившись интеграции в русское дворянство , Доничи тайно культивировали румынский национализм , который сформировал собственный взгляд Матея на политику. В конце 1860-х годов, после того как его выгнали из российской системы образования, он провел некоторое время в Одессе и в своем бессарабском поместье, сочиняя стихи, в которых говорилось о молдаванах как о подгруппе румын и которые включали в себя резкую критику царского самодержавия. .
Донич пытался избегать русификации , но в конечном итоге был вынужден сделать военную карьеру и поэтому был вынужден сохранять осмотрительность в отношении своих националистических идеалов, хотя он продолжал поддерживать связи с членами зарождающегося румынского движения, включая, в частности, землевладельца Василе Строеску . Окончив кавалерийский кадет в 1874 году, Донич участвовал в боях с Королевской сербской армией в сербской войне за независимость , а затем был призван на русско-турецкую войну . Оба конфликта также привели его в Объединенные княжества (основное государство современной Румынии) и позволили ему напрямую связаться с основной румынской литературой . Получив ранение головы и постоянный шрам в бою на Шипкинском перевале , он продолжил продвигаться по служебной лестнице. Он был призван кавалерийским полковником на Русско-японскую войну , но попал в плен к Императорской японской армии . После этого он стал генералом.
Донич был политически активизирован румынским Бессарабским собранием во время Февральской революции 1917 года: уже в свои семьдесят лет Донич был одним из основателей Национальной молдавской партии (НМ) в Кишиневе , а также был связан с Молдавской прогрессивной партией в Одессе. На заключительном этапе Первой мировой войны произошло объединение Бессарабии с Румынией ; эти усилия были поддержаны на международном уровне его племянницей Еленой Донич. Сам Доничи считался идеологом ПНМ Онисифором Гибу довольно некомпетентным и слабым защитником дела. Он дожил до объединения, но вскоре умер в Тигине как подданный Румынского королевства .
Происхождение и детство
[ редактировать ]Доничи, самым известным представителем которых был баснописец начала XIX века Алеку Донич , были кланом бояр из старой Молдавии; они поднялись до аристократии все еще независимого княжества, хотя, по мнению ученого Петре В. Ханеша , в конечном итоге произошли от румынских православных священников Молдавской митрополии . [ 1 ] Их первый известный патриарх, «сын Доне», уже установил свое присутствие в восточной половине (будущая Бессарабия или Молдова ), женившись на Оргея Пыркэлаба дочери . На основе этой и других супружеских связей к 1620 году Доничи приобрели крупные бессарабские поместья, в том числе в Клишовой , Криулень , Хрушовой , Ишновац , Лопатне , Милешть , Онишкань и Слобозия-Душка . [ 2 ] Молдавия была в конечном итоге В 1812 году разделена на части , а восточная половина стала российской Бессарабской губернией . На пике русификации семья продолжала культивировать румынский язык. Как отметил историк Штефан Чобану , румынский язык был выбран на их надгробиях на кладбище Рышкань . [ 3 ]
Еще в 1814 году Столник Матей Донич, дедушка поэта, [ 4 ] участвовал в составлении письма протеста с требованием введения Бессарабского самоуправления в соответствии с Боярским диваном и Кодексом Юстиниана . [ 5 ] После упорных усилий ему удалось добиться признания себя и своих восьми детей также принадлежащими к русскому дворянству . [ 6 ] Чобану считает Доничи «одной из немногих боярских семей, сохранивших свои национальные особенности на протяжении всего столетия иностранного владычества». [ 7 ] Сам Алеку уехал из Бессарабии в Западную Молдавию , которая к моменту его смерти вошла в румынское национальное государство — Соединённые княжества . Таким образом, он внес непосредственный вклад в румынскую литературу - по оценке Чобану, его работы в ней были специфически бессарабскими, но оставались практически неизвестными бессарабским читателям вплоть до ХХ века. [ 8 ]
Матей-младший родился 8 января 1847 года (точная дата была опубликована в 2010-х годах, после повторного обнаружения его свидетельства о рождении); он был крещен в Русской Православной Церкви 16 января. [ 9 ] что местом его рождения было вторичное имение его семьи в Брэнешть Известно , Белецкого уезда . [ 10 ] Сын Штефана и Екатерины Донич, которые сами были признаны русскими дворянами только после 1850 года, у него было два младших брата Виктор (род. Ноябрь 1850 г.) и Василе (январь 1858 г.), а также сестра Ана. [ 11 ] Среди историографов румынского национализма в Бессарабии Ион Пеливан утверждает, что будущий генерал, должно быть, был воспитан в националистическом духе еще в раннем детстве, будучи родственником землевладельцев Георге Донича и Николае Штефана Кассо , оба из которых глубоко возмущались русским правлением. [ 12 ]
Ранние биографические записи, к которым обратился Чобану, сообщают, что Матей сначала посещал среднюю школу в областной столице Кишиневе (тогда Кишинев ), но также и то, что он так и не окончил ее; затем его отправили в ремесленное училище в Москве , но бросили его в 1868 году. [ 13 ] Эти источники противоречат рассказу румынского друга Донича Штефана Дана, который был убежден, что Донич получил образование юриста в Санкт-Петербургском государственном университете и планировал открыть практику в Кишиневе. [ 14 ] В другом отчете, который историк Георге Безвичони назвал «легкомысленным», утверждается, что в 1863 году Кассо поручил шестнадцатилетнему Доничу пробраться в Объединенные княжества и связаться с их правителем Александру Иоаном Кузой , якобы для того, чтобы заручиться румынской поддержкой для Антирусское восстание в Бессарабии. [ 15 ]
Поэтическое творчество и литературная карьера
[ редактировать ]В 1869 году Донич жил у дяди в Одессе , а затем вернулся в Брэнешты. [ 16 ] Именно на этом этапе он встретил богатого филантропа Василе Строеску , который возглавил усилия по смягчению русификации. [ 17 ] Этот интервал стал свидетелем документально подтвержденного поворота Донича к румынскому национализму и его дебюта как поэта. Рукописные произведения Донича, написанные латинским алфавитом (используемым в Западной Молдавии, в отличие от румынской кириллицы , до сих пор популярной в Бессарабии), иногда включают в себя намеки на то, что он сознательно бросил вызов царскому самодержавию и риску быть депортированным в Сибирь, если тексты когда-либо попадали в руки компетентных органов. [ 18 ] Одна часть, написанная в Одессе в августе 1869 года, включает его плач:
И я догадывался |
Мог ли я когда-нибудь зачать |
По крайней мере, одно произведение из этой череды предназначалось для прочтения: оно посвящено местному помещику Павлу Розети. Эта идиллия относится к бессарабской деревне Пепенешть, населенной цыганами во[и]ници («толстые румыны»); он описывает всю губернию как «бессарабскую землю, которую русские поработили» ( tara Bessarabă, ce[a] de Ruşi făcută roabă ), и идентифицирует всех восточных молдаван как «христианский народ с румынским именем» ( poporul creştinesc [ce] poartă nume românesc ). [ 20 ] В той же работе прославляется самоуправление, в том числе с его неформальными институтами, выражая снисходительный и ностальгический взгляд на встречи деревенской знати в местном пабе. [ 21 ] Другие разрозненные фрагменты более классически идилличны, с меланхолическими видениями крестьянской жизни в долине Рэут . [ 22 ]
Чобану утверждает, что, как и Андрей Накко и другие немногие бессарабские поэты своего времени, Донич смог сделать лишь небольшую нотку протеста против русификации, а его собственные стихи остались незнакомы «широким народным массам». Их литературный отпечаток был «прекрасным поступком», выражением любви к простому народу, но не имевшим никаких конечных последствий. [ 23 ] Сам Донич сделал общественную карьеру на российской службе. Около 1870 года он был принят в кавалерийское училище в Твери , которое окончил в 1874 году. [ 24 ] Дэн предполагает, что он был насильно завербован Российской императорской армией , которую предупредили о его причастности к румынскому националистическому движению. По его мнению, вербовка рассматривается как форма наказания и русификации: он отмечает, что Донич провел в Киеве около семи лет , за это время его способность говорить по-румынски резко ухудшилась. [ 25 ]
По словам Дэна, Доничу наконец разрешили вернуться в Кишинев, после чего Строеску взял на себя его образование, спрятав его на чердаке и заставив читать и перечитывать текст на румынском языке под названием Visul Maicii Domnului , что позволило ему заново выучить язык. . [ 26 ] Позже в том же году Донич пошел добровольцем на службу в Королевскую сербскую армию и принял участие в сербской войне за независимость . [ 27 ] Он воевал при Алексинаце , после чего восстановился в столице Румынии Бухаресте , где возбудил любопытство местных жителей своими языковыми способностями, контрастирующими со своей русской формой. [ 28 ] Дэн, который был среди тех, кого познакомили с ним в то время, расширил свой список чтения на румынском языке, подарив ему работы Николае Бэлческу , Димитрие Болинтяну и Иона Гики . [ 29 ] Донич вернулся на Балканы в 1877 году, когда Россия и Румыния вели войну против Османской империи (которая одновременно стала румынской войной за независимость ). Имел звание ротмистра драгунского полка , получил осколочное ранение головы в бою на Шипкинском перевале . К июлю 1877 года он выздоравливал в больнице Брынковенеск в Бухаресте под присмотром В. Гики; он и Дэн воссоединились, обсуждая различные культурные темы и обращаясь к поэзии Василе Александри последнего (Донич держал при себе книгу румынского фольклора , следя за тем, чтобы его русские коллеги никогда ее не увидели). [ 30 ] Прежде чем вернуться на фронт, Донич также посетил местный художественный музей и посетил премьеры в Национальном театре Бухареста , увидев народные танцы в постановке Георге Мочану . [ 31 ]
Узник Японии и фигура ПНМ
[ редактировать ]Достигнув звания полковника , Донич остался отмеченным большим шрамом на лбу. [ 32 ] Он командовал 55-м стрелковым полком, базировавшимся в Подольске . Его последние сражения произошли во время Русско-японской войны 1904–1905 годов: он попал в плен в битве при Мукдене . [ 33 ] и интернирован Императорской японской армией . После Портсмутского договора он был одним из русских офицеров, освобожденных во Владивостоке ; [ 33 ] впоследствии он ушел с действительной военной службы. [ 34 ] К тому времени его сестра Ана, вышедшая замуж за семью Енгалычевых , была признана виновной в неустановленных преступлениях и депортирована в Олонецкую губернию . [ 35 ] Один из его братьев, Виктор, переехал в недавно образованное Королевство Румыния . Страдая паралитическим слабоумием , в апреле 1897 года он был насильно помещен в психиатрическую больницу недалеко от Ясс . [ 36 ] После Февральской революции 1917 года Матей, дослужившийся до генерала, вновь появился в общественной жизни как член Национальной молдавской партии Пеливана (ПНМ) и посещал собрания, организованные газетой «Кувант Молдовенеск» . Он производил впечатление необычной фигуры: у него была густая борода, он носил на работе генеральскую форму и никогда не подавал никаких намеков на то, что он был литератором. [ 37 ]
К апрелю 1917 года генерал Донич председательствовал на заседаниях наблюдательного совета ПНП, которому было поручено разработать партийную платформу. Во время них он лично потребовал «широчайшей автономии» Бессарабии с будущим российским государством, попросил участия румынско -украинской общины и проголосовал за организацию крупномасштабной демонстрации румынских националистов в Одессе. [ 38 ] Идеолог группы Онисифор Гибу позже заметил, что Донич появился неожиданно и принял предложение остальных стать временным председателем. Этот шаг был опрометчивым:
Старый генерал Донич был бы хорошим генералом на войне, но как президент он не был хорош. Без энергии, без умения вести собрание его присутствие было скорее помехой для хода собрания, чем преимуществом. Он не умел ничем руководить, но у него была честная, красивая и молдавская душа. [ 32 ] | Этот генерал Донич, возможно, был хорошим генералом военного времени, но как президент он нас подвел. У него не было ни энергии, ни компетентности для ведения собрания, его присутствие было скорее препятствием на ходе собрания, а не преимуществом. Он ничем не мог руководить, но у него была честная душа, прекрасная душа, молдавская душа. |
5 апреля 1917 года ПНМ избрала свой руководящий комитет, исполнительным председателем которого стал Строеску; Сам Доничи был одним из шестнадцати постоянных членов этого совета. [ 38 ] Сразу после нового назначения Донич заявил, что уезжает в Тигину (Бендеры) , а оттуда переправится в Одессу, чтобы лично организовать митинг националистов. Эту новость приветствовали другие активисты ПНМ; Гибу и Пан Халиппа подготовили речь, которую он должен был произнести в поддержку одесского движения. [ 39 ] Параллельно он был связан с Молдавской прогрессивной партией , основанной в Одессе Эманоилом Кателли . [ 40 ]
Донич дожил до объединения Бессарабии с Румынией и создания Великой Румынии и умер 26 сентября 1921 года в своем новом доме в Тигине. [ 41 ] Его брат Василе был еще жив в середине 1920-х годов; Матей оставил свои статьи, в том числе поэтические произведения, для публикации своей племяннице Елене Донич (она уже провела время в Румынии, окончив Яссский университет ), которая затем передала их Пеливану. [ 42 ] Семья вымирала; Будучи одним из последних представителей, Елена приняла румынский национализм из своего места ссылки в Париже , выступая за признание Великой Румынии во время международной мирной конференции . [ 43 ] полурусский родственник, писатель и активист Леон Донич-Добронравов . Аналогичной деятельностью перед своей смертью в 1926 году занимался и [ 44 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ханес, стр. 448.
- ^ Герасим, с. 86.
- ^ Чобану, стр. 151, 252–253
- ^ Чобану, стр. 254; Герасим, стр. 87–88.
- ^ Константин и др. , стр. 86–87, 346–350
- ^ Герасим, стр. 86–88.
- ^ Чобану, стр. 253. См. также Герасим, стр. 88.
- ^ Чобану, стр. 194–195, 253
- ^ Герасим, с. 88.
- ^ Чобану, стр. 253–254
- ^ Герасим, стр. 87, 88.
- ^ Константин и др. , с. 119
- ^ Чобану, стр. 254.
- ^ И, с. 3
- ^ Георге Безвичони, «Два «юнимиста» из Бессарабии», в Convorbiri Literare , Vol. LXXIV, выпуски 11–12, ноябрь – декабрь 1941 г., стр. 1448. См. также Константин и др. , стр. 274–276.
- ^ Чобану, стр. 254.
- ^ И, с. 3
- ^ Чобану, стр. 255–257
- ^ Чобану, стр. 255–256
- ^ Чобану, стр. 258. См. также Константин и др. , стр. 120
- ^ Чобану, стр. 258–260
- ^ Чобану, стр. 262–263
- ^ Шеперд, стр. 263.
- ^ Чобану, стр. 254.
- ^ И, с. 3
- ^ И, с. 3–4
- ^ Чобану, стр. 254; Дэн, стр. 3, 4
- ^ И, с. 3
- ^ И, с. 3
- ^ И, с. 3, 4
- ^ И, с. 4
- ^ Jump up to: а б Онисифор Гибу , «Документы преемственности. В вихре русской революции (VI)», в Ватре , Том XXI, Выпуск 9, сентябрь 1991 г., стр. 10.
- ^ Jump up to: а б (in Russian) Проект "Список офицеров и чиновников Российской империи, вернувшихся из плена во Владивосток после подписания русско-японского мира в октябре 1905 г. - январе 1906 г." (два года спустя) , published by the Russian State Historical Archive of the Far East, 2022
- ^ Чобану, стр. 254.
- ^ Герасим, с. 88.
- ^ «Последняя информация», в Evenimentul , 19 апреля 1897 г., стр. 3.
- ^ Чобану, стр. 253, 254
- ^ Jump up to: а б Онисифор Гибу , «Три месяца из жизни Бессарабии», в Societatea de Maine , Vol. 1, выпуск 13, июль 1924 г., стр. 282.
- ^ Онисифор Гибу , «Документы преемственности. В вихре русской революции (VI)», в Ватре , Том XXI, Выпуск 10, октябрь 1991 г., стр. 11.
- ^ Иоан Рэдуча, «Исторические файлы. Румыны из Бужака», в Sud-Vest. Историко-культурный альманах на румынском языке для читателей юга Бессарабии , Том I, Выпуск 2, сентябрь 2012 г., стр. 3.
- ^ Чобану, стр. 254.
- ^ Чобану, стр. 253, 254–255; Константин и др. , стр. 138
- ^ Чобану, стр. 253. См. также Константин и др. , стр. 119, 274–275, 280–281, 397, 406–408.
- ^ Ханс, стр. 448–449
Ссылки
[ редактировать ]- Штефан Чобану , румынская культура в Бессарабии под властью России . Кишинев: Издательство Ассоциации Церковно-культурного союза, 1923.
- Ион Константин, Ион Негрей, Георге Негру, Иоан Пеливан: историки национального движения в Бессарабии . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2012. ISBN 978-606-8337-39-5
- Штефан Дан, «Из жизни Василе Строеску», в «Трибуне », выпуск 71/1910, стр. 3–4.
- Кристина Герасим, «Подтверждение дворянских титулов в Бессарабии после присоединения к Российской империи (дело семьи Донич)», в Георге Э. Кожокару (ред.), Укрепление и развитие верховенства права в контексте европейской интеграции . Издание 5 , с. 84–88. Кишинев: Издательство Bons Offices, 2011. ISBN 978-9975-4078-3-0
- Петре В. Ханеш , бессарабские писатели, 1850–1940 . Бухарест: Издательство Casei Řcoalelor, 1942. ОСЛК 935507473
- 1847 рождений
- 1921 смертей
- Поэты-мужчины из Российской Империи
- Молдавские писатели-мужчины
- Румынские поэты ХХ века
- Moldovan poets
- Христианские поэты
- Генералы Императорской Российской Армии
- Кавалерийские командиры
- Наемники из Российской Империи
- Солдаты Королевской сербской армии
- Русские эмигранты в Сербии
- Сербско-турецкие войны (1876–1878 гг.)
- Русские военнослужащие Русско-турецкой войны (1877–1878 гг.)
- Русские военнослужащие Русско-Японской войны.
- Военнопленные из Российской Империи
- Военнопленные, удерживаемые Японией
- Политики Национальной Молдавской партии
- Жители Белецкого уезда.
- Люди из Орхейского района
- Молдавское дворянство
- Дворянство Российской Империи
- Румынский народ молдавского происхождения
- Члены Русской Православной Церкви
- Члены Румынской Православной Церкви