Jump to content

Думитру К. Морузи

Думитру Константин Морузи
Dmitry Konstantinovich Muruzi
Морузи за своим письменным столом, ок. 1912 год
Морузи за своим письменным столом, ок. 1912 год
Рожденный ( 1850-07-01 ) 1 июля 1850 г.
Яссы , Молдова
Умер 9 октября 1914 г. ) ( 1914-10-09 ) ( 64 года
Яссы, Королевство Румыния
Занятие Государственный служащий, композитор, переводчик, журналист
Национальность Молдавский (1850–1854)
Императорский Русский (1854–1883)
Румынский (1883–1914)
Период что. 1863–1914 гг.
Жанр Очерк , социальный роман , исторический роман , повесть , мемуары , сатира , лирика .
Литературное движение Неоклассицизм , Сеятель
Подпись

Думитру Константин Морузи (также известный как Дмитрий Морузи или Морузи ; русский : Дмитрий Константинович Мурузи , Дмитрий Константинович Мурузи ; 1 или 2 июля 1850 — 9 октября 1914) — аристократ молдавского происхождения императорский российский и румынский , государственный служащий и писатель. Отпрыск престижных семей Муруси и Стурдза , он был сыном авантюриста Константина Д. Морузи, который менял свою преданность между Молдавией, Россией и Объединенными княжествами . Дядей Думитру был Александр «Алеку» Морузи , который некоторое время возглавлял молдавское правительство, а его двоюродная сестра Наталья Кешко какое-то время была королевой Сербии . Думитру был также дядей по материнской линии историка Георге И. Брэтиану .

Литератор, получивший образование во Франции, Морузи занимал должность в российской военной бюрократии во время турецкой войны 1877 года . своего отца Вопреки русофилии , он сделал выбор в пользу румынского национализма и при этом потерял свои родовые поместья в Бессарабии . Он эмигрировал в недавно образованное Королевство Румыния и принял румынское гражданство в 1880-х годах. Затем он помогал управлять Северной Добруджей , сыграв важную роль в модернизации Сулины , а также в этнической колонизации региона.

Именно в Сулине Морузи заболел болезнью, из-за которой он в конечном итоге стал глухим и прикованным к постели. Будучи бедным в финансовом отношении, он пытался зарабатывать на жизнь оперным композитором, прежде чем стать журналистом. Морузи начал писать анализ царской автократии во время русской революции 1905 года , когда он утверждал, что многонациональная империя распадется по этническому признаку. Эти сериализованные эссе постепенно завоевали внимание и энтузиазм более видных националистов, в том числе историка Николае Йорги . Последний познакомил Морузи со своим саманатористским кругом, разместив его мемуары и статьи в Neamul Românesc и Unirea и приветствуя его в рядах Демократической националистической партии .

Основным литературным вкладом Морузи являются социальные романы , описывающие историю его семьи и, в целом, общую судьбу бессарабской элиты. В таких произведениях послание национализма и консерватизма, переходящего в антисемитизм и антимасонство , сочетается с классической традицией повествования. Они были распространены среди румынской интеллигенции по обе стороны границы и заслужили признание критиков, но не оказали существенного влияния на культуру. Посмертно подвергшийся цензуре как в коммунистической Румынии , так и в Советском Союзе , Морузи был восстановлен после 1993 года, будучи признанным одним из первых авторов как румынской , так и молдавской литературы .

Биография

[ редактировать ]

Происхождение и детство

[ редактировать ]

Думитру Морузи принадлежал к семье Мурусис , которая была частью волны греческих иммигрантов в Молдавию ; объединенные местной аристократией или боярством , они возникли в Трапезундской империи и поселились в Стамбуле в 17 веке. [ 1 ] [ 2 ] Он был прямым потомком королевской семьи фанариотов , его прапрадед Константин Мурусис , служивший князем Молдавии в 1777–1782 годах. [ 3 ] Первенец Константина Александр также поднялся на эту должность и ненадолго занял трон Валахии княжеский . И он, и его отец были интеллектуалами и модернизаторами, а Александра помнят как одного из основателей румынского масонства. [ 4 ] и спонсор неоклассической архитектуры . [ 5 ]

Братом Александра был Бейзадеа Дмитрий, который служил драгоманом Османской империи и участвовал в составлении Бухарестского договора 1812 года . Благодаря этому Молдавия уступила Бессарабию Российской империи — эпизод, который, по-видимому, указывал на разделение лояльности Димитрия. [ 6 ] [ 7 ] Его неспособность защитить интересы Османской империи привела к его янычарами Шумлы повешению . [ 7 ] В 1820 году должность Драгомана занимал его племянник Константин, казненный аналогичным образом за то, что не донес на своих друзей в Филики Этерии . [ 8 ] Семье пришлось бежать с территории Османской империи, включая Дунайские княжества , после того, как несколько ее членов участвовали в греческой войне за независимость . Они стали гражданами России, но сумели сохранить свои молдавские поместья хитростью — формально передав их ветви семьи Розетти . [ 9 ] Претензии на молдавское наследство заявил один из дядей Думитру по отцовской линии, Александру «Алеку» Морузи ( ок. 1815–1878 ). [ 10 ] женившийся на дочери Хатмана Рэдукану Русета (Розетти). Историк и полемист Михаил Когэлничану утверждал, что к 1861 году семья все еще была полностью греческой, а их связь с Розетти была «слабым основанием» для их претензий на молдавские корни. Также, по словам Когэлничану, в 1830-х годах у Морузи были российские паспорта , и Алеку просил, чтобы к нему обращались немолдавским титулом, как Князь Морузи. [ 9 ]

Отец Думитру, Константин Морузи (1816–1886), или Костаче Моруз Печану, [ 11 ] был офицером греческого флота . [ 9 ] у него был сын От первой жены Пульерии Кантакузино : российский дипломат Александру К. Морузи (1842–1900). [ 12 ] Константин унаследовал поместья как в Молдавии, так и в Валахии, в том числе Фэурей , уезд Вранча . Привлеченный либеральными идеями, он, как сообщается, пытался освободить своих рабов-цыган , но был вынужден отказаться от этого, когда они восстали. [ 13 ] Цыгане были организованы в частную армию, которая в 1846 году подготовилась к походу на Яссы против правящего молдавского князя Михаила Стурдзы . [ 14 ] Позже братья Морузи участвовали в Молдавской революции 1848 года , когда Константин лично встретился с князем Стурдзой, чтобы передать ему письмо, подписанное сотнями протестующих. [ 15 ] Алеку был быстро арестован и депортирован в Дунайский вилайет ; Константин стал преступником, и многие подозревали его в сборе еще одной частной армии, прежде чем его схватили и выслали в Россию. [ 16 ] Колоритный персонаж, однажды он появился в испанском костюме на балконе одесской гостиницы , провозгласив себя последним потомком трапезундских императоров. [ 1 ] Он заявил, что такой красивый мужчина, как он, появляется только раз в столетие. [ 1 ] [ 10 ]

Фамильный герб Морузи с изображением орла России и молдавских зубров.

Вернувшись домой в 1850-х годах, Константин женился во второй раз, на княгине Екатерине Стурдза . Сообщается, что эта внучка принца Иоанна Стурдзы была очень некрасивой, но в то же время очень умной и энергичной; она была матерью Думитру. [ 1 ] Родился в Яссах, [ 17 ] Думитру провел свои первые четыре года в Фэуреи, который позже объявил своим любимым местом в мире. [ 18 ] За это время его отец стал соперником принца Григоре Александру Гики . [ 19 ] По-прежнему имея российское гражданство, он, возможно, действовал как российский агент влияния в Молдавии. [ 20 ] В 1854 году, в разгар Крымской войны , Константин и его семья перебрались из Молдавии в Бессарабию (к тому времени российскую губернию ). Это было сделано по приказу австрийских оккупационных властей. [ 1 ] [ 21 ] по просьбе османской армии , [ 22 ] или, альтернативно, от самого принца Гики. [ 23 ] В 1860-х годах Константин принимал непосредственное участие в российской цензуре молдавских либеральных газет и журналов. [ 24 ]

В марте 1857 года, после смерти Каймакама Теодора Балша , Алеку Морузи приписывали реальные шансы стать его преемником на посту принца, но регентство было продлено и перешло к Николае Вогориде . [ 25 ] По словам Когэлничану, Алеку был отсутствующим домовладельцем и аполитичной фигурой на протяжении большей части десятилетия, прежде чем, наконец, занять место в Ассамблее 1858 года ; [ 26 ] другие источники предполагают, что он сплотился с Национальной партией , прежде чем стать гражданским администратором Галаца . [ 10 ] Остальные морузи вернулись в тот же период, пока Молдавия объединялась с Валахией в Объединенные княжества , однако они все еще ездили в Бессарабию, где теперь владели поместьем Данушени . Как и его брат, Константин поддержал Национальную партию, подружившись с ее кандидатом на княжеский пост Александру Иоаном Кузой . [ 27 ]

Изгнание и возвращение

[ редактировать ]

Тем временем князь Алеку некоторое время возглавлял молдавское правительство и сохранил свое место в Скупщине, хотя его право на участие, включая гражданство, было открыто поставлено под сомнение Когэлничану. [ 28 ] Последний в конечном итоге спровоцировал падение кабинета министров. [ 29 ] Затем Алеку работал в первом объединенном правительстве Румынии в качестве министра финансов , но подал в отставку всего через несколько дней. [ 30 ] Кузы и Когэлничану Он присоединился к другим боярам в сопротивлении проекту земельной реформы , отдавая предпочтение более консервативному предложению, также выдвинутому в парламенте Димитри Гикой и Апостолом Арсаке . [ 31 ] Алеку устроил последний бой бояр, вплоть до того, что обратился за посредничеством к Австрии. [ 32 ] У него было четверо детей от браков с русской и европейской аристократией. [ 33 ] включая Марию, которая вышла замуж за сына Кузы, самозванца Александру «Саша» Кузы . Позже она всего на один день вышла замуж за румынского политика Иона И.С. Брэтиану , родив ему сына, историка Георге И. Брэтиану . [ 34 ]

Куза и Морузи расходились во мнениях по аграрным вопросам, но оставались близкими по другим вопросам политики. Алеку подписывал своим именем различные акты, укрепляющие Молдо-Валашский союз . [ 35 ] и, ярый сторонник свободной торговли , входил в совет директоров Румынского банка. [ 36 ] В начале 1866 года ему предсказывали, что он сменит Николае Крегулеску на посту премьер-министра Румынии в кабинете министров, который должен был быть «русофильским». [ 37 ] Этот план рухнул в том же году с возникновением « чудовищной коалиции » против Кузы, которая свергла Домнитора . Позже в том же году Морузи перешли на сторону молдавского сепаратизма. Самое противоречивое то, что оба брата вместе с Калиником Миклеску спровоцировали беспорядки молдавских сепаратистов. [ 21 ] [ 38 ] Нежеланный в Румынии, с 1869 года Константин был признан князем и принят в российское дворянство . [ 39 ] занимал должность депутата земства Бельцкого уезда , где поддерживал бессарабский автономизм. [ 40 ] Бессарабские Морузи спонсировали литературные собрания, музыкальные вечера и благотворительные организации, а в 1870-х годах принимали писательницу Ольгу Наку . [ 41 ]

Остаток своего детства Дмитрий провел в Кишиневе (Кишинев) и в поместьях своего отца Косэуцы и Чирипкэу , оба в окрестностях Сорок . Его мать научила его элементарным понятиям математики, литературы и французской грамматики, пробудив понимание Мольера , Пьера Корнеля и Жана Расина . Он выучил русский язык, а затем французский язык, а его формальное образование началось в Яссах. [ 1 ] В юности он путешествовал и знакомился с крупными городами Империи, включая Санкт-Петербург , Москву и Киев . [ 42 ] Его очаровала Одесса, куда он приехал по приглашению своей тети по материнской линии Профирицы Морузи-Кешко. Одними из его первых литературных попыток являются стихи, написанные в честь этого города. [ 43 ] Вскоре после этого Профирица умерла, оставив свою дочь Наталью Кешко на воспитание Константину и Екатерине, как сводную сестру Думитру и Александру. [ 44 ]

В 1863 году [ 1 ] Морузи отправили в лицей Сен-Луи в Париже. Вероятно, он учился в военной академии. [ 45 ] или впоследствии Сорбонну , вернувшись в Бессарабию в 1869 году как франкофил . [ 1 ] [ 46 ] В 1873 году, поощренный отцом, он поступил на службу к предводителю дворянства Сорокского уезда. [ 1 ] [ 10 ] В 1875 году он и его семья стали родственниками династии Обреновичей , правившей Княжеством Сербия : по заступничеству Константина Морузи Наталья вышла замуж за Милана I , с 1882 года короля Сербии . [ 47 ] В то время его дядя Алеку служил в Собрании депутатов Румынии , где он, хотя и условно, встал на сторону консервативного большинства. [ 48 ]

С 1877 года Дмитрий стал переводчиком дипломатической службы Российской империи. В этом качестве он сопровождал русские войска на различных полях сражений в Румелии во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов . [ 1 ] [ 49 ] В начале 1878 года он переехал в Кестенце , в оккупированной Россией Северной Добрудже . [ 10 ] Затем его отправили для дипломатической работы в столицу Румынии Бухарест . Там в апреле 1878 года он вошел в объединенную комиссию по анализу протестов румынского гражданского населения против транзита российских войск через страну, которая заседала более года, пока группа не была распущена. [ 1 ] В декабре доминатор Кароль I наградил его орденом Звезды Румынии . [ 1 ] [ 50 ] Кроме того, он получил орден Таковского креста от Милана I и орден Святого Александра от Александра I Болгарии . [ 1 ] Морузи оттолкнул своих родителей, когда отказался стать дипломатом, как его сводный брат. [ 1 ] обращение к румынскому национализму и кампания за включение Бессарабии в новое Королевство Румыния . Он также женился, против воли Константина, [ 51 ] французской гувернантке, которую он встретил в Бессарабии. Она родила сына. [ 1 ] Все трое навсегда покинули Россию и поселились в Бухаресте. [ 1 ] получение румынского гражданства в 1882 или 1883 году. [ 52 ] К тому времени российский император Александр II приказал лишить его российского гражданства и, формально, права наследования. [ 21 ]

Сулина и литературный дебют

[ редактировать ]
Сулина в 1877 году ( гравюра Le Monde Illustré )

Морузи, который хвастался, что таким образом «проигнорировал состояние, превышающее два миллиона», [ 53 ] Вскоре после этого был назначен администратором округа Констанца , вернувшись на территорию, которая к тому времени была румынской Северной Добруджей. Он помогал строить дороги, школы и церкви, а также организовал нотариальную службу и назначил румынских мэров. [ 1 ] По его собственному заявлению, он также помогал румынизации « ассимилируемых» греков и болгар и неофициально колонизировал эту территорию валашами. [ 53 ] Эта работа была освещена в 1886 году ежедневной газетой România Liberă , которая назвала его «хорошим администратором». [ 54 ] но, как жаловался Морузи, в конечном итоге оно было отменено его преемником Василе Когэлничану . [ 53 ]

В июне 1887 г. [ 55 ] Морузи был назначен администратором и заместителем префекта порта Сулина в дельте Дуная , приняв меры по борьбе с наводнениями и организовав добровольную пожарную команду по австрийскому образцу. [ 1 ] [ 10 ] Особое внимание он уделял средней школе музыкантов, помогал строить театр и ремонтировать местную церковь. [ 1 ] и начал читать лекции по национализму в основанной им местной филармонии. [ 56 ] Политическая направленность Морузи также означала принятие мер по «ассимиляции всех, кто может ассимилироваться». [ 53 ] Его детский оркестр, для которого он обеспечивал одеждой и едой, находился под руководством чешского капельмейстера . [ 57 ] По его собственным словам, ему приходилось терпеть липован , которые выбрали своим врачом плохо обученного русского политического изгнанника Петра «Доктора Петра» Александрова и редко сообщали о смертях в обществе. [ 58 ] Его собственная борьба с пандемией холеры , которая достигла Сулины в 1892 году, была названа некомпетентной анонимным осведомителем с инициалами «ПА». Согласно этому источнику, Морузи никогда не модернизировал уборные своего административного дворца и никогда не дезинфицировал питьевую воду, вместо этого тратя деньги на «причудливые товары», включая театр, а также «пустые каюты на берегу моря». [ 59 ]

Константин Морузи умер в Одессе во время игры в карты и был похоронен в Дэнушанах, а Екатерина похоронена в Сулине. [ 1 ] В середине 1895 года сводный брат Думитру Александру посетил Сулину и провел там три недели; В печати ходили слухи, что два фрегата Российского императорского флота . все это время порт охраняли [ 60 ] К тому времени работа Думитру в администрации оказалась под угрозой из-за интриг Национал-либеральной партии политика Евгения Стэтеску , который хотел его понижения в должности. [ 61 ] Когда смена правительства предвещала понижение в должности и перевод в Мэчин , Думитру ушел с государственной службы. Наступил трудный период, особенно потому, что он потратил большую часть из 250 000 золотых леев, оставленных его матерью. [ 1 ] [ 10 ] В 1897 году, когда он жил на улице Зимбрулуй в Галаце, он подал в суд на одного из местных ломбардов, утверждая, что его обманули на 40 956 леев. [ 62 ] К тому времени Морузи женился и развелся с Терезой з Гижицкич (или Гизикой), которая написала биографию Морузи, в которой описывает его роман с другой женщиной. [ 1 ] В конце концов она присоединилась к сестрам Святого Семейства Назарета в Вадовице . [ 63 ]

Сам князь Деалул удалился в однокомнатную, без мебели, квартиру на Спирии . [ 64 ] пробует свои силы в качестве композитора. Комическая опера Морузи в трех действиях « Пескарий дин Сулина» («Рыбаки Сулины») была показана в Национальном театре Бухареста в феврале 1902 года. [ 1 ] [ 65 ] Он получил плохую оценку журналиста Эмиля Фагуре , который отметил, что в целом оно напоминало кафе-шантант , и что Петре Лициу , представленный как еврейский стереотип , не мог надеяться спасти спектакль. [ 65 ] К 1903 году последняя надежда Морузи на работу заключалась в сыне Натальи, короле Сербии Александре , но последний был убит в том же году. [ 1 ] [ 61 ] Наталья купила ему дом в квартале Тэтэраши города Яссы. [ 1 ] расположен недалеко от кладбища Этернитатеа . [ 66 ] В тот момент ему пришлось зарабатывать на жизнь писательством — практикой, которую он занялся не только из-за долга, но и из чувства долга сохранить исчезнувший мир. [ 1 ] [ 67 ] По словам журналиста Корнелиу Карпа, хотя он и был «немощным», его первые годы в Татараши, «одном из самых приятных» пригородов [Ясс], были безмятежными и «почти монашескими». Однако «никто не знает, что происходит в его жизни, даже его зажиточные родственники с их законным княжеским великолепием; лишь изредка к нему навещают молодые студенты, стремящиеся узнать из его сладкого старческого голоса истории своих родителей». Бессарабия». [ 45 ]

По мере того как Морузи старел, болезни, появившиеся во времена его пребывания в Дельте, обострялись, и он постепенно терял слух, а также его мучили проблемы с деньгами. [ 1 ] [ 66 ] Он начал интенсивную работу в журналистике с книги Basarabia şi viitorul ei 1812–1905 («Бессарабия и ее будущее 1812–1905»), впервые опубликованной в газете Cronica с февраля 1905 года, а позже в том же году в виде книги. [ 1 ] [ 68 ] Под влиянием январской русской революции Морузи предположил, что Россия рухнет, что приведет к освобождению Польши-Литвы или к независимой « Малой России », но заявил, что «я определенно не намерен продвигать румынский ирредентизм». [ 68 ] Тем не менее, он призвал бессарабских румын заняться «производительным трудом» и «возродить бессарабский гений». [ 68 ] [ 69 ] Он также раскритиковал румынское государство за то, что оно не занимается распространением пропаганды в регионе, отметив, что Бессарабию и Румынию разделяет «великая стена». [ 68 ] За этим текстом в том же году последовала серия статей под названием «Руши» («Русские»). Сборнику Ruşii şi românii («Русские и румыны», 1906) предшествовал влиятельный историк Николае Йорга . [ 1 ] [ 70 ] и тайно распространялся среди бессарабской интеллигенции. [ 71 ]

«Социологический» романист

[ редактировать ]

Йорга, который выразил восхищение «острым умом Морузи», [ 72 ] сохранял свою связь с Бессарабией в течение следующего десятилетия. При поддержке Йорги Морузи начал писать мемуары и литературные фрагменты для газеты «Униря» и ее литературного приложения. [ 73 ] По словам самого писателя, покровительство Йорги заставило его родственников Морузи понять, что он не «бездельник и зануда», и побудило их обеспечить ему пенсию. [ 74 ] Йорги Он присоединился к Демократической националистической партии (ПНД) после ее создания в 1910 году, но отказался читать устав, просто полагая, что он соответствует его собственному национализму. [ 53 ] Он по-прежнему критиковал антиэлитарные фракции внутри НДП; Историк Флорин Маринеску считает его «убежденным антисемитом». [ 1 ] Морузи заявил, что «работу по натравливанию классов друг на друга следует оставить жидам и социалистам». [ 53 ] Он также предложил создать «христианское масонство», чтобы противостоять влиянию настоящих масонов. [ 53 ]

Опубликовано литературным издательством ННД « Нямул Романеск» , [ 75 ] Основные произведения Морузи — «Инстраинации». Studiusocial in formă de roman («Отчужденные люди. Социальное исследование в форме романа», 1910) и «Прибеги в царе рэпите». Римский социальный басараб («Изгои на украденной земле. Бессарабский социальный роман», 1912). Как объяснил сам Морузи, эти произведения следует читать не как романы, а как документы; для своих сторонников он был «мыслителем и социологом». [ 76 ] Сам Йорга рекомендовал Морузи, наряду с Анри Сталем , Ромулом Чиофлеком и Ионом Агарбичану , как каноника традиционалистского письма в прозе в Неамуле Романеске . [ 77 ] Как отметил в 2015 году критик Рэзван Вонку , такие стандарты делают Морузи опоздавшим в самэнатористское движение Йорги. [ 21 ] Тем не менее, Морузи в частном порядке жаловался, что Нямул Романеск подвергал цензуре его призывы к классовому сотрудничеству , а также его выпады против социалистов в Факле . [ 78 ]

Главными героями «Инстраинации» являются его отец Константин, выступающий в роли боярина Агапия Варлаама, и сам Дмитрий, которого здесь зовут Артур. Рассказ охватывает события 1848 и 1854 годов, но в основном известен взглядами на великосветскую жизнь Бессарабии и Молдавии в целом. [ 79 ] В своем вступительном манифесте книга описывала опасности русификации и франкизации , особенно среди высших классов: крестьяне, как отмечал Морузи, все еще были румынскими по языку и обычаям, тогда как бессарабские бояре показаны, игнорируя свой родной язык ради престижных языков . [ 80 ] Другие части книги, показывающие дебаты между Варлаамами и принцем Гикой или Александру Иоаном Кузой , занимают более консервативную позицию, настаивая на классовом сотрудничестве; рассказчик хвалит Кэрол и Ласкара Катарджиу за то, что они нашли и сохранили умеренный курс. [ 81 ]

Ирредентистский герб Бессарабии со штампом Стальной короны Румынии , изображенный на обложке Pribegi în Řărărapită , 1912 г.

«Прибеги в башне» была написана на основе отмеченных документальных материалов Ионом Пеливаном , бессарабским активистом. [ 82 ] Частично это ответ на Павла Крушевана собственный роман «Миллионы » и дань уважения Бессарабии к столетнему юбилею ее присоединения к России . [ 83 ] Морузи, включая брата Думитру Александру, предстают как клан Маврокоста, и роман углубляется в их политические убеждения и интимные дела. В книге также описываются события, связанные с Кешками и бессарабским анархистом Замфиром Арборе ; [ 84 ] последний был знаком с отцом автора и находился под его защитой. [ 85 ] Константин Морузи появляется и как он сам, и как патриарх Маврокоста (они зятья). [ 86 ] Здесь русификация изображена в более серьезных тонах, приведшая к массовому импорту обычаев и созданию новых пиджин- диалектов. Маврокоста разрывается между своей лояльностью к России и своим молдавским патриотизмом. [ 87 ] Снова проявляется консерватизм автора, направленный против революционных идеологий. Например, Морузи восхваляет рациональность и дух социал-демократии, противопоставляя их русскому нигилизму . [ 45 ]

Помимо Йорги, сочинения Морузи также привлекли внимание А.Д. Ксенопола и Георгия Кардаша , которые приветствовали его привязанность к Бессарабии и ее прошлому, а также к природе. [ 1 ] Раду Розетти , соперник Йорги на Виаце Роминеаскэ , также признал Морузи «талантливым писателем», а его технику «ясной и красивой». [ 88 ] По словам Евгения Ловинеску , Морузи и Розетти входили в ряд великих молдавских рассказчиков наряду с Георге Сионом . [ 89 ] Критик Мариана Конта-Кернбах хвалит «плавный и мрачный стиль» Морузи, называя его одним из неоклассицистов , преемником революционно-оптимистического поколения его отца. [ 90 ] Джордж Кэлинеску написал о нем лишь краткую заметку, указав неправильный год рождения; Петре В. Ханеш в своем исследовании бессарабских писателей 1942 года уделяет гораздо больше места анализу произведений Морузи. [ 91 ] Другие комментаторы отмечают, что его романы, в частности, имеют определенное русское влияние, вероятно, из-за прочтения автором Ивана Тургенева и Льва Толстого . [ 1 ] Идеология просачивается в «Прибеги в царской рапите », что побудило историка литературы Георгия Безвичони предложить исключить его «бесполезные, совершенно бесполезные диалоги» из будущих изданий. По словам Безвикони, более описательные части «изысканны». [ 92 ] Напротив, Ловинеску считает, что в творчестве Морузи художественная литература «сведена к минимуму, и это фактически единственный аспект, который раздражает читателя». [ 93 ] Вонку также утверждает, что «хотя [Морузи] и не обладал большим литературным талантом, он обладал культурным и политическим сознанием». [ 21 ]

Последние годы

[ редактировать ]

Другие произведения Морузи охватывают различные жанры, включая образцы саманаторской поэзии. [ 21 ] Трехактная комедия, название которой неизвестно, была опубликована в 1911 году. [ 1 ] примерно в то же время что и сатирическая повесть , « Пе вискол» («Во время метели»). Последний показал уклончивость боярина, который по своему усмотрению переходит от либерализма к консерватизму. [ 94 ] В 1912 году появился «Нравственный этюд» с прологом и тремя действиями (« Поцелуй Иуды, или Иуда в боярском жилище», «Иуда в деревнях» , «Иуда в столице» и «Иуда в образе парвеню»). [ 1 ] В том же году, ознаменовавшем столетие российского управления в Бессарабии, он опубликовал книгу « Basarabia noastră» и сборник народных песен « Cântece basarabene» . [ 1 ] [ 70 ] Он участвовал в публичной полемике, как, например, по поводу смерти и похорон Александрова в августе 1911 года. Он заявил, что возмущен тем, что Румынская православная церковь разрешила провести «гражданские похороны» Александрова на христианском кладбище, и выразил дополнительное потрясение по поводу того, что бессарабцы Арборе и Константин Стере согласился присутствовать. [ 95 ]

Представленный как «профессор университета», Морузи также присоединился к Ясскому комитету, который готовил празднование аннексии Бессарабии; его коллегами там были Ксенопол, Стере, Шумуляну и Unirea из Корнелиу AC Cuza . Группа, действуя в унисон с Культурной лигой единства всех румын , предложила всем румынам нести румынский триколор и « бессарабский красно-синий флаг », оба с черными полосами траура. [ 96 ] Также тогда Морузи был вовлечен в диалог с российским историком Николаем Николаевичем Дурново, отцом лингвиста . Дурново положительно отзывался о румынском национализме, пытаясь заручиться поддержкой Румынии в надвигающейся войне между Россией и Тройственным союзом ; он также предлагал разделить Бессарабию и Буковину между двумя союзными странами. [ 97 ] Морузи, считавший, что Дурново выступает от имени российского правительства , приветствовал изменение политики. Он признал, что либеральная Россия была удобным союзником для Румынии, но попросил гарантий обуздания российского империализма. [ 97 ] Он также обвинил Дурново в лицемерии, отметив, что Бессарабия не была традиционно русской, а была колонизирована « хохлами ». Поэтому он принципиально отверг раздел. [ 97 ]

Как вспоминал Йорга, оба романа Морузи были завершены и «пронизаны юношеским, смелым национализмом», но при этом «почти никогда не брались и не читались». [ 64 ] По мнению критика Раду Драгня, Морузи не соответствовал стилистическому образцу 1910-х годов, «как будто не существует литературы, которую он мог бы признать»; [ 98 ] также, по словам Карпа, князь ненавидел творчество румынских символистов , показывая в этом сходство с такими традиционалистами, как Ион Горун , Джордж Пану и Михаил Садовяну . [ 99 ] Поэтому Драгня пришел к выводу, что Морузи «пишет не для нас, своих современников, которые ничем не удовлетворены [...]. Вся его работа будет ценным документом в ближайшие дни». [ 100 ] Неоднократно отказываясь писать настоящую автобиографию, [ 101 ] Морузи начал работу над Moartea lui Cain («Смерть Каина»), которая была опубликована только посмертно. В некотором смысле это продолжение « Înstrăinații» , оно подробно описывает крестьянское восстание 1907 года . [ 102 ] В марте 1914 года Морузи вернулся к антисемитским темам, внося свой вклад в полемику по поводу эмансипации евреев статьей « Проблема jidovească şi poporul român» Еврейский вопрос и румынский народ»). Называя себя «скромным самоучкой», Морузи утверждал, что румынские евреи менее квалифицированы для получения гражданства, чем этнические румыны из-за пределов Королевства. Он назвал натурализацию на таких основаниях «ложной, неестественной и чуждой». [ 103 ] Тем летом Униря опубликовал колонку о стиле румынской знати, в которой Морузи протестовал против бояр, принявших «иностранные титулы». [ 104 ]

Жизнь в почти полной изоляции после глухоты («самый жестокий из всех недугов», как он это определил), [ 105 ] Морузи также заболел астмой . [ 66 ] Он по-прежнему следил за политическими событиями на самых ранних этапах Первой мировой войны, когда Румыния выбрала нейтралитет . В одном из своих последних выступлений, опубликованном в журнале Evenimentul в июле 1914 года, Морузи просил страну самостоятельно объявить войну Австро-Венгрии , чтобы одновременно отстоять свои территориальные требования и насолить России. [ 106 ] Он умер в бедности в Яссах в октябре 1914 года, но его похороны прошли в Этернитатеа, где его друг Куза произнес панегирик. [ 1 ] [ 107 ] Куза назвал Морузи «человеком щедрого видения [и] искренних националистических идей», утверждая, что его мировоззрение было сформировано «истиной христианского учения» и приверженностью Румынской православной церкви. [ 107 ] В своем некрологе Йорга также отметил, что Морузи был примером для подражания, но также и остатком его возраста, возраста, «когда молодежь можно было найти только среди шестидесятилетних и когда те, кто работал на нацию, не получая вознаграждения, были окружены смертельная болезнь и беднейший среди бедных». [ 108 ]

Наследие

[ редактировать ]

У князя Думитру остался только сын, который жил в Париже как «князь Муруси» и, как отмечает Йорга, вел экстравагантный образ жизни. [ 64 ] Русская революция февраля 1917 года привела к созданию Бессарабской автономии, получившей название « Молдавская Демократическая Республика ». Во время Октябрьской революции , которая сделала возможным объединение Бессарабии с Румынией , Пеливан, к тому времени лидер Национальной молдавской партии , публично выразил почтение Морузи. В своем выступлении перед Сфатулом Цэрием он назвал Прибеги ын цэрэ рапитэ «чем-то вроде молдавского Евангелия». [ 109 ] В июне 1925 года делегация бессарабских культурных обществ осмотрела могилу Морузи и свергла венки. [ 110 ] Однако в 1936 году бывший коллега Пеливана, Эманойл Кателли , предположил, что Морузи предал дело бессарабских унионистов своим отъездом в Румынию, «капитулировав еще до того, как его борьба началась». [ 111 ] По словам литературного критика Александру Пиру , Морузи вдохновил Стере на написание собственных автобиографических романов 1920-х годов на бессарабскую тематику. [ 112 ]

Советская оккупация Бессарабии , а затем последствия Второй мировой войны вернули ему почти полную анонимность: Морузи индексировался и подвергался цензуре как в коммунистической Румынии , так и в Молдавской ССР . Как отметил Вонку: «Румынские коммунисты наложили запрет на сочинения Думитру Морузи, потому что они были одержимы бессарабским вопросом и бесстыдным поведением России. Для « молдовенистов » в Кишиневе Думитру Морузи был дважды противником: с одной стороны, он был «боярином», коньком коммунистической пропаганды, и, с другой стороны, тем, кто поддерживал идею о том, что Бессарабия была в высшей степени румынской страной». [ 21 ] Переоценка последовала за распадом Советского Союза , особенно в независимой Молдове . В 2001 году Юрий Колесник выпустил новое издание « Руши и романии» — первую из нескольких подобных книг, вышедших в «Сборнике Завета» издательства «Музей». [ 113 ] Еще в 1993 году филологи Василе Чокану и Андрей Хропотинский подготовили собрание сочинений; он был напечатан только в 2014 году, когда оба учёных уже были мертвы. [ 21 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также (на румынском языке) Флорин Маринеску, «Пылкий бессарабский писатель. Писатель Думитру К. Морузи» , на румынском языке , выпуски 5–6/2012
  2. ^ Безвикони, Бойримеа... , стр. 137; Корзина, стр. 399, 403; Пенелеа Филитти, стр. 60.
  3. ^ Корзина, стр. 403–405; Йорга (1935), стр. 131; М. Когэлничану, стр. 1134; Пенелеа Филитти, стр. 60, 62.
  4. ^ Пенелеа Филитти, стр. 61.
  5. ^ Михай Испир, Классицизм в румынском искусстве , стр. 21–23, 39. Бухарест: Издательство «Меридиан» , 1984. ОСЛК   251860309
  6. ^ Лазэреску, с. 50
  7. ^ Перейти обратно: а б Констанца Винтилэ-Гицелеску, «Дневник и поездка в Стамбул. Введение», в книге Димитрие Фоти Меришеску, « Юность дятла». Житие Димитрия Фоти Меришеску из Колентины, написанное им самим в 1817 году , с. 21. Бухарест: Хуманитас , 2019. ISBN   978-973-50-6444-0
  8. ^ Лазэреску, с. 51
  9. ^ Перейти обратно: а б с М. Когэлничану, с. 1134
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пенелеа Филитти, с. 62
  11. ^ Морузи (1909), стр. 520.
  12. ^ Безвикони, Бойримеа... , стр. 137; Коша, стр. 405–406.
  13. ^ Шелковица (1909), стр. 521–526.
  14. ^ Джордж Потра , Вклад в историю цыган в Румынии , стр. 110. Бухарест: Фонд Карола I , 1939.
  15. ^ Ион Булей , «Программные акты румынской революции 1848 года», в журнале «Исторический» , январь 1978 г., стр. 34.
  16. ^ Йорга (1938), стр. 125–127, 372.
  17. ^ Ворон, с. 75
  18. ^ Морузи (1909), стр. 521.
  19. ^ Безвичони, Профили... , стр. 241, 246; Пенелеа Филитти, стр. 62.
  20. ^ Безвичони, Профили... , стр. 241; Ворон, стр. 75; Йорга (1938), стр. 259–260; Ксенопол, стр. 483, 487; Завадщи, стр. 10.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час (на румынском языке) Рэзван Вонку , «Бессарабский сеятель» , в «Литературной Румынии» , выпуск 38/2015.
  22. ^ Ворон, стр. 75; Йорга (1938), стр. 259–260; Завадщи, стр. 10.
  23. ^ Безвичони, Профили... , стр. 241–242, 246, 250.
  24. ^ Мария Данилова, Пресса и цензура в Бессарабии. Документальный фильм (19 век – начало 20 века) , стр. 67–69. Кишинев: Понтос, 2012. ISBN   978-9975-51-143-8
  25. ^ Йорга (1938), стр. 229–300.
  26. ^ М. Когэлничану, стр. 1134–1135.
  27. ^ Безвичони, Профили... , стр. 242; Рэйвен, стр. 75–76, 80–84; Корзина, стр. 405.
  28. ^ М. Когэлничану, пасс.
  29. ^ Йорга (1938), стр. 372.
  30. ^ Деметриеску, с. 271
  31. ^ Деметриеску, стр. 341; Йорга (1938), стр. 369–370.
  32. ^ Александру Лапедату , «Австрия и аграрная реформа 1864 года», в «Воспоминаниях об историческом разделе» , том XXIX, 1946–1947, стр. 306.
  33. ^ Безвикони, Boierimea... , стр. 137–138.
  34. ^ Коша, стр. 410–411.
  35. ^ Йорга (1938), стр. 367–368
  36. ^ Георге Зане , «Экономическая политика княжеств в эпоху Союза и иностранного капитала», в сб. Исследования. Исторический журнал , Vol. XII, выпуск 1, 1959 г., стр. 234, 243, 258
  37. ^ Эжен Лами, «Принц Куза больше не правит в Румынии...», в журнале «Исторический журнал» , февраль 1996 г., стр. 6. См. также Йорга (1938), с. 396–397
  38. ^ Безвичони, Профили... , с. 242; Корзина, с. 405; Пенелеа Филитти, с. 62; Ксенопол, с. 483–488
  39. ^ Безвикони, Боиеримеа... , с. 137
  40. ^ Константин и др. (2012), стр. 260–262, 359
  41. ^ Безвикони, Профили... , стр. 147, 205
  42. ^ Ворон, с. 76
  43. ^ Безвикони, Профили... , стр. 251–253
  44. ^ Безвикони, Профили... , стр. 256–258
  45. ^ Перейти обратно: а б с Карп, с. 5
  46. ^ Ворон, с. 76; Завадский, с. 10
  47. ^ Пенелеа Филитти, с. 62. См. также Безвичони, Профили... , с. 257–258
  48. ^ «Бухарест, 22 июня 1875 г.», в Alegĕtorul Liber , выпуск 57/1875, стр. 1
  49. ^ Безвичони, Профили... , стр. 242–243; Пенелеа Филитти, стр. 62.
  50. ^ Безвикони, Профили... , стр. 242–243
  51. ^ Безвичони, Профили... , стр. 243, 250.
  52. ^ Безвичони, Профили... , стр. 243; Морузи, «Еврейский вопрос», стр. 2.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Коротко, стр. 74.
  54. ^ «Переписка Свободной Румынии », в Румынии Liberă , 10/22 мая 1886 г., стр. 2.
  55. ^ «Официальная часть. Министерство внутренних дел», в Monitorul Oficial , выпуск 57/1887, стр. 1353.
  56. ^ Димитрие Негруц, «Народные чайные и библиотеки», в Neamul Românesc , выпуск 45/1907, стр. 711.
  57. ^ Ион Преда, «Сулина редивива», в Туристическом альманахе 1980 , стр. 146.
  58. ^ Морузи (1911), стр. 1.
  59. ^ П.А., «Карантин в Сулине (Частная переписка газеты Лупта ). Гигиеническое состояние города», в Лупте ] , 2 октября 1892 г., стр. 2.
  60. ^ , в Лупте «Информация » , 21 октября 1895 г., стр. 2.
  61. ^ Перейти обратно: а б Безвичони, Профили... , стр. 243.
  62. ^ «Последняя информация. Из Галаца. Снова городской ростовщик», в Epoca , 18 июля 1897 г., стр. 3.
  63. ^ Данута Козел, «Сестры из Назарета в Вадовице», в Вадовиане. Przegląd Historyczno-kulturalny , выпуск 15, 2012 г., стр. 8.
  64. ^ Перейти обратно: а б с Йорга (1935), с. 132
  65. ^ Перейти обратно: а б Эмиль Фагуре , «Театральная хроника», в Адевэруле , 6 февраля 1902 г., с. 1
  66. ^ Перейти обратно: а б с Йорга (1935), с. 131
  67. ^ Безвикони, Профили... , стр. 244–245, 248–249
  68. ^ Перейти обратно: а б с д (на румынском языке) Виктор Дурня, «К. Стере и его действия в Бессарабии в 1906 году (I)» , в журнале Cultura , выпуск 361, февраль 2012 г.
  69. ^ Константин и др. (2011), с. 77; Константин и др. (2012), стр. 171, 210–211, 610
  70. ^ Перейти обратно: а б Коротко, с. 73
  71. ^ Константин и др. (2012), стр. 210–211; Дину Поштаренку, Мария Поштаренку, «Проникновение румынских публикаций в Бессарабию на правом берегу реки Прут под царским правлением», в BiblioScientia , выпуски 7–8/2012, стр. 30–31
  72. ^ Ворон, стр. 87; Йорга (1934), стр. 80.
  73. ^ Безвичони, Профили... , стр. 244–245, 248.
  74. ^ Краткое описание, стр. 73–74.
  75. ^ Карп, стр. 5; Краткое описание, стр. 75.
  76. ^ Безвичони, Профили... , стр. 245, 246.
  77. ^ Йорга (1934), стр. 209.
  78. ^ Краткое описание, стр. 74–75.
  79. ^ Безвичони, Профили... , стр. 247–249; Рэйвен, стр. 76–79.
  80. ^ Корбу, стр. 79, 85–86. См. также Константин и др. (2012), стр. 148, 247
  81. ^ Ворон, стр. 80–84
  82. ^ Константин и др. (2011), стр. 76–77
  83. ^ Безвичони, Профили... , с. 249
  84. ^ Безвикони, Профили... , стр. 250–252
  85. ^ Георге Г. Безвичони, "Замфир Ралли-Арбуре", в Analele Moldovei , Vol. II, выпуски 1–2, январь – июнь 1942 г., стр. 114–116
  86. ^ Завадский, с. 9–10, 15
  87. ^ Завадский, с. 11–13, 17–18
  88. ^ Розетти, с. 385
  89. ^ Ловинеску, с. 202
  90. ^ Безвикони, Профили... , стр. 243–244
  91. ^ Ворон, стр. 75, 87–89
  92. ^ Безвикони, Профили... , стр. 249–251
  93. ^ Ловинеску, с. 201
  94. ^ Драгнея, с. 3
  95. ^ Морузи (1911), пассим
  96. ^ Ангел Попа, «1812–1912. Столетие аннексии Бессарабии и ее последствия для румынской нации», в «Историческом обзоре », Vol. 7, выпуски 9–10, сентябрь – октябрь 1996 г., с. 751
  97. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Виктор Дурня, «Н. Н. Дурново, «русский с умом» или «манящий» лицемер? (Я)» , в «Литературных беседах » , октябрь 2014 г.
  98. ^ Драгнея, стр. 2.
  99. ^ Карп, стр. 5–6.
  100. ^ Драгнея, стр. 2–3
  101. ^ Безвичони, Профили... , с. 246
  102. ^ Безвичони, Профили... , стр. 246, 249.
  103. Морузи, «Еврейская проблема», passim
  104. ^ Розетти, пассим
  105. ^ Морузи, «Еврейская проблема», стр. 2.
  106. ^ Думитру К. Морузи, «Свободная трибуна. Наша политика», в Evenimentul , 25 июля 1914 г., стр. 1.
  107. ^ Перейти обратно: а б Безвичони, Профили... , стр. 245.
  108. ^ Йорга (1935), стр. 132–133.
  109. ^ Константин и др. (2011), стр. 77, 100; Константин и др. (2012), с. 148
  110. ^ Хорея Когэлничану, «Три дня празднования», в Cultura Poporului , 21 июня 1925 г., стр. 2.
  111. ^ Константин и др. (2012), с. 422
  112. ^ Александру Пиру , «Проблемы прозы. Сто лет романа», в Viaa Romînească , Vol. X, выпуск 6, июль 1957 г., стр. 172–173
  113. ^ (на румынском языке) «Издатели и редакторы из Бессарабии - тематическое приложение. Издательство «Музей» (интервью с Юрием Колесником и Андреем Гамартцем): Юрие Колесник, директор: «Издательство «Музей» стремится вернуть в оборот архивные материалы на уровне сегодняшнего требования '» , в Contrafort , выпуски 5–6 (103–104), май – июнь 2003 г.
  • Георгий Григорьевич Безвичони,
    • Молдавское дворянство между Прутом и Днестром , Том. II. Бухарест: Национальный институт истории, 1943.
    • Профили вчера и сегодня. Статьи . Бухарест: Издательство университетской библиотеки И. Карабаша, 1943.
  • Корнелиу Карп, «Литературная хроника. Бессарабский писатель Думитру К. Морузи и годовщина взятия Бессарабии. — Праздничное сочинение: Паломники в похищенной стране», в «Трибуне» , выпуск 168/1911, стр. 5–6.
  • Ион Константин, Ион Негрей, Георге Негру,
    • Ион Пеливан, отец национального движения в Бессарабии . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2011. ISBN   978-606-8337-04-3
    • Иоан Пеливан: историк национального движения в Бессарабии . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2012. ISBN   978-606-8337-39-5
  • (на румынском языке) Хараламбие Корбу, «Думитру К. Морузи (1850–1914), выдающийся бессарабский писатель, затерянный на окраине истории» , в журнале Philologia , выпуски 5–6, сентябрь – декабрь 2013 г., стр. 75–90.
  • Антон Коша, «Гербы семьи Морузи и гербовые стекла из Бакэу», в Carpica , Vol. XLII, 2013, стр. 399–432.
  • Ангел Деметриеску , «Барбу Катарджиу» и пояснительные примечания, в Барбу Катарджиу , Парламентские речи. 1859–1862 8 июня . Бухарест: Издательство Минерва , 1914. ОСЛК   8154101
  • Раду Драгня, «Последний бессарабский писатель: г-н Думитру К. Морузи», в «Трибуне» , выпуск 31/1912, стр. 1–3.
  • Николае Йорга ,
    • История современной румынской литературы. II: В поисках дна (1890–1934) . Бухарест: Издательство Adevĕrul , 1934.
    • Люди, которые были , Vol. II. Бухарест: Издательство Royal Foundations , 1935.
    • История румын. Том 9: Объединители . Бухарест и Валении-де-Мунте: румынское графическое поселение Датина, 1938 год. ОСЛК   490479129
  • Михаил Когэлничану , «Я выступал против избрания и правомочности г-на Александру К. Моруди», в Românulŭ , 26 декабря 1861 г., стр. 1133–1136.
  • Дэн Амедео Лазареску , «Великобритания снова интересуется румынскими странами», в журнале Magazin Istoric , февраль 1996 г., стр. 48–52.
  • Евгений Ловинеску , История современной румынской литературы . Кишинев: Издательство «Литера» , 1998. ISBN   9975740502
  • Думитру К. Морузи,
    • «Из воспоминаний старика. Событие, произошедшее до освобождения цыган», в Neamul Românesc Literar , выпуск 1/1909, стр. 520–526.
    • «Гражданские похороны», Evenimentul , 20 августа 1911 г., стр. 1–2.
    • «Еврейская проблема и румынский народ», в Românul (Арад) , выпуск 87/1914, стр. 2–3.
  • Джорджета Пенелеа Филитти, «Семейные хроники. Морузи: из деревни Морузанда - в княжеских резиденциях Бухареста и Ясс», в Magazin Istoric , март 1997 г., стр. 59–63.
  • Раду Розетти , «Журнал. Союз румынских женщин », в Viaa Romînească , выпуск 6/1914, стр. 385–389.
  • Николае Скурту, «Некоторые разъяснения к биографии Думитру К. Морузи», в «Письмах », выпуск 5/2011, стр. 73–75.
  • А.Д. Ксенопол , История политических партий в Румынии . Бухарест: Альберт Баер, 1910.
  • (на румынском языке) Ала Завадски, «Историография и художественная литература в творчестве Думитру К. Морузи (на основе романа Прибеги в похищенной стране , Яссы, 1912 г.)» , в журнале «Филология» , выпуски 3–4, май – август 2010 г. , стр. 9–18.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cfb9c288ccf7720ebba37df467f3ad93__1720620240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/93/cfb9c288ccf7720ebba37df467f3ad93.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dumitru C. Moruzi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)