Думитру К. Морузи
Думитру Константин Морузи Dmitry Konstantinovich Muruzi | |
---|---|
![]() Морузи за своим письменным столом, ок. 1912 год | |
Рожденный | Яссы , Молдова | 1 июля 1850 г.
Умер | 9 октября 1914 г. Яссы, Королевство Румыния | ( 64 года
Занятие | Государственный служащий, композитор, переводчик, журналист |
Национальность | Молдавский (1850–1854) Императорский Русский (1854–1883) Румынский (1883–1914) |
Период | что. 1863–1914 гг. |
Жанр | Очерк , социальный роман , исторический роман , повесть , мемуары , сатира , лирика . |
Литературное движение | Неоклассицизм , Сеятель |
Подпись | |
![]() |
Думитру Константин Морузи (также известный как Дмитрий Морузи или Морузи ; русский : Дмитрий Константинович Мурузи , Дмитрий Константинович Мурузи ; 1 или 2 июля 1850 — 9 октября 1914) — аристократ молдавского происхождения императорский российский и румынский , государственный служащий и писатель. Отпрыск престижных семей Муруси и Стурдза , он был сыном авантюриста Константина Д. Морузи, который менял свою преданность между Молдавией, Россией и Объединенными княжествами . Дядей Думитру был Александр «Алеку» Морузи , который некоторое время возглавлял молдавское правительство, а его двоюродная сестра Наталья Кешко какое-то время была королевой Сербии . Думитру был также дядей по материнской линии историка Георге И. Брэтиану .
Литератор, получивший образование во Франции, Морузи занимал должность в российской военной бюрократии во время турецкой войны 1877 года . своего отца Вопреки русофилии , он сделал выбор в пользу румынского национализма и при этом потерял свои родовые поместья в Бессарабии . Он эмигрировал в недавно образованное Королевство Румыния и принял румынское гражданство в 1880-х годах. Затем он помогал управлять Северной Добруджей , сыграв важную роль в модернизации Сулины , а также в этнической колонизации региона.
Именно в Сулине Морузи заболел болезнью, из-за которой он в конечном итоге стал глухим и прикованным к постели. Будучи бедным в финансовом отношении, он пытался зарабатывать на жизнь оперным композитором, прежде чем стать журналистом. Морузи начал писать анализ царской автократии во время русской революции 1905 года , когда он утверждал, что многонациональная империя распадется по этническому признаку. Эти сериализованные эссе постепенно завоевали внимание и энтузиазм более видных националистов, в том числе историка Николае Йорги . Последний познакомил Морузи со своим саманатористским кругом, разместив его мемуары и статьи в Neamul Românesc и Unirea и приветствуя его в рядах Демократической националистической партии .
Основным литературным вкладом Морузи являются социальные романы , описывающие историю его семьи и, в целом, общую судьбу бессарабской элиты. В таких произведениях послание национализма и консерватизма, переходящего в антисемитизм и антимасонство , сочетается с классической традицией повествования. Они были распространены среди румынской интеллигенции по обе стороны границы и заслужили признание критиков, но не оказали существенного влияния на культуру. Посмертно подвергшийся цензуре как в коммунистической Румынии , так и в Советском Союзе , Морузи был восстановлен после 1993 года, будучи признанным одним из первых авторов как румынской , так и молдавской литературы .
Биография
[ редактировать ]Происхождение и детство
[ редактировать ]Думитру Морузи принадлежал к семье Мурусис , которая была частью волны греческих иммигрантов в Молдавию ; объединенные местной аристократией или боярством , они возникли в Трапезундской империи и поселились в Стамбуле в 17 веке. [ 1 ] [ 2 ] Он был прямым потомком королевской семьи фанариотов , его прапрадед Константин Мурусис , служивший князем Молдавии в 1777–1782 годах. [ 3 ] Первенец Константина Александр также поднялся на эту должность и ненадолго занял трон Валахии княжеский . И он, и его отец были интеллектуалами и модернизаторами, а Александра помнят как одного из основателей румынского масонства. [ 4 ] и спонсор неоклассической архитектуры . [ 5 ]
Братом Александра был Бейзадеа Дмитрий, который служил драгоманом Османской империи и участвовал в составлении Бухарестского договора 1812 года . Благодаря этому Молдавия уступила Бессарабию Российской империи — эпизод, который, по-видимому, указывал на разделение лояльности Димитрия. [ 6 ] [ 7 ] Его неспособность защитить интересы Османской империи привела к его янычарами Шумлы повешению . [ 7 ] В 1820 году должность Драгомана занимал его племянник Константин, казненный аналогичным образом за то, что не донес на своих друзей в Филики Этерии . [ 8 ] Семье пришлось бежать с территории Османской империи, включая Дунайские княжества , после того, как несколько ее членов участвовали в греческой войне за независимость . Они стали гражданами России, но сумели сохранить свои молдавские поместья хитростью — формально передав их ветви семьи Розетти . [ 9 ] Претензии на молдавское наследство заявил один из дядей Думитру по отцовской линии, Александру «Алеку» Морузи ( ок. 1815–1878 ). [ 10 ] женившийся на дочери Хатмана Рэдукану Русета (Розетти). Историк и полемист Михаил Когэлничану утверждал, что к 1861 году семья все еще была полностью греческой, а их связь с Розетти была «слабым основанием» для их претензий на молдавские корни. Также, по словам Когэлничану, в 1830-х годах у Морузи были российские паспорта , и Алеку просил, чтобы к нему обращались немолдавским титулом, как Князь Морузи. [ 9 ]
Отец Думитру, Константин Морузи (1816–1886), или Костаче Моруз Печану, [ 11 ] был офицером греческого флота . [ 9 ] у него был сын От первой жены Пульерии Кантакузино : российский дипломат Александру К. Морузи (1842–1900). [ 12 ] Константин унаследовал поместья как в Молдавии, так и в Валахии, в том числе Фэурей , уезд Вранча . Привлеченный либеральными идеями, он, как сообщается, пытался освободить своих рабов-цыган , но был вынужден отказаться от этого, когда они восстали. [ 13 ] Цыгане были организованы в частную армию, которая в 1846 году подготовилась к походу на Яссы против правящего молдавского князя Михаила Стурдзы . [ 14 ] Позже братья Морузи участвовали в Молдавской революции 1848 года , когда Константин лично встретился с князем Стурдзой, чтобы передать ему письмо, подписанное сотнями протестующих. [ 15 ] Алеку был быстро арестован и депортирован в Дунайский вилайет ; Константин стал преступником, и многие подозревали его в сборе еще одной частной армии, прежде чем его схватили и выслали в Россию. [ 16 ] Колоритный персонаж, однажды он появился в испанском костюме на балконе одесской гостиницы , провозгласив себя последним потомком трапезундских императоров. [ 1 ] Он заявил, что такой красивый мужчина, как он, появляется только раз в столетие. [ 1 ] [ 10 ]

Вернувшись домой в 1850-х годах, Константин женился во второй раз, на княгине Екатерине Стурдза . Сообщается, что эта внучка принца Иоанна Стурдзы была очень некрасивой, но в то же время очень умной и энергичной; она была матерью Думитру. [ 1 ] Родился в Яссах, [ 17 ] Думитру провел свои первые четыре года в Фэуреи, который позже объявил своим любимым местом в мире. [ 18 ] За это время его отец стал соперником принца Григоре Александру Гики . [ 19 ] По-прежнему имея российское гражданство, он, возможно, действовал как российский агент влияния в Молдавии. [ 20 ] В 1854 году, в разгар Крымской войны , Константин и его семья перебрались из Молдавии в Бессарабию (к тому времени российскую губернию ). Это было сделано по приказу австрийских оккупационных властей. [ 1 ] [ 21 ] по просьбе османской армии , [ 22 ] или, альтернативно, от самого принца Гики. [ 23 ] В 1860-х годах Константин принимал непосредственное участие в российской цензуре молдавских либеральных газет и журналов. [ 24 ]
В марте 1857 года, после смерти Каймакама Теодора Балша , Алеку Морузи приписывали реальные шансы стать его преемником на посту принца, но регентство было продлено и перешло к Николае Вогориде . [ 25 ] По словам Когэлничану, Алеку был отсутствующим домовладельцем и аполитичной фигурой на протяжении большей части десятилетия, прежде чем, наконец, занять место в Ассамблее 1858 года ; [ 26 ] другие источники предполагают, что он сплотился с Национальной партией , прежде чем стать гражданским администратором Галаца . [ 10 ] Остальные морузи вернулись в тот же период, пока Молдавия объединялась с Валахией в Объединенные княжества , однако они все еще ездили в Бессарабию, где теперь владели поместьем Данушени . Как и его брат, Константин поддержал Национальную партию, подружившись с ее кандидатом на княжеский пост Александру Иоаном Кузой . [ 27 ]
Изгнание и возвращение
[ редактировать ]Тем временем князь Алеку некоторое время возглавлял молдавское правительство и сохранил свое место в Скупщине, хотя его право на участие, включая гражданство, было открыто поставлено под сомнение Когэлничану. [ 28 ] Последний в конечном итоге спровоцировал падение кабинета министров. [ 29 ] Затем Алеку работал в первом объединенном правительстве Румынии в качестве министра финансов , но подал в отставку всего через несколько дней. [ 30 ] Кузы и Когэлничану Он присоединился к другим боярам в сопротивлении проекту земельной реформы , отдавая предпочтение более консервативному предложению, также выдвинутому в парламенте Димитри Гикой и Апостолом Арсаке . [ 31 ] Алеку устроил последний бой бояр, вплоть до того, что обратился за посредничеством к Австрии. [ 32 ] У него было четверо детей от браков с русской и европейской аристократией. [ 33 ] включая Марию, которая вышла замуж за сына Кузы, самозванца Александру «Саша» Кузы . Позже она всего на один день вышла замуж за румынского политика Иона И.С. Брэтиану , родив ему сына, историка Георге И. Брэтиану . [ 34 ]
Куза и Морузи расходились во мнениях по аграрным вопросам, но оставались близкими по другим вопросам политики. Алеку подписывал своим именем различные акты, укрепляющие Молдо-Валашский союз . [ 35 ] и, ярый сторонник свободной торговли , входил в совет директоров Румынского банка. [ 36 ] В начале 1866 года ему предсказывали, что он сменит Николае Крегулеску на посту премьер-министра Румынии в кабинете министров, который должен был быть «русофильским». [ 37 ] Этот план рухнул в том же году с возникновением « чудовищной коалиции » против Кузы, которая свергла Домнитора . Позже в том же году Морузи перешли на сторону молдавского сепаратизма. Самое противоречивое то, что оба брата вместе с Калиником Миклеску спровоцировали беспорядки молдавских сепаратистов. [ 21 ] [ 38 ] Нежеланный в Румынии, с 1869 года Константин был признан князем и принят в российское дворянство . [ 39 ] занимал должность депутата земства Бельцкого уезда , где поддерживал бессарабский автономизм. [ 40 ] Бессарабские Морузи спонсировали литературные собрания, музыкальные вечера и благотворительные организации, а в 1870-х годах принимали писательницу Ольгу Наку . [ 41 ]
Остаток своего детства Дмитрий провел в Кишиневе (Кишинев) и в поместьях своего отца Косэуцы и Чирипкэу , оба в окрестностях Сорок . Его мать научила его элементарным понятиям математики, литературы и французской грамматики, пробудив понимание Мольера , Пьера Корнеля и Жана Расина . Он выучил русский язык, а затем французский язык, а его формальное образование началось в Яссах. [ 1 ] В юности он путешествовал и знакомился с крупными городами Империи, включая Санкт-Петербург , Москву и Киев . [ 42 ] Его очаровала Одесса, куда он приехал по приглашению своей тети по материнской линии Профирицы Морузи-Кешко. Одними из его первых литературных попыток являются стихи, написанные в честь этого города. [ 43 ] Вскоре после этого Профирица умерла, оставив свою дочь Наталью Кешко на воспитание Константину и Екатерине, как сводную сестру Думитру и Александру. [ 44 ]
В 1863 году [ 1 ] Морузи отправили в лицей Сен-Луи в Париже. Вероятно, он учился в военной академии. [ 45 ] или впоследствии Сорбонну , вернувшись в Бессарабию в 1869 году как франкофил . [ 1 ] [ 46 ] В 1873 году, поощренный отцом, он поступил на службу к предводителю дворянства Сорокского уезда. [ 1 ] [ 10 ] В 1875 году он и его семья стали родственниками династии Обреновичей , правившей Княжеством Сербия : по заступничеству Константина Морузи Наталья вышла замуж за Милана I , с 1882 года короля Сербии . [ 47 ] В то время его дядя Алеку служил в Собрании депутатов Румынии , где он, хотя и условно, встал на сторону консервативного большинства. [ 48 ]
С 1877 года Дмитрий стал переводчиком дипломатической службы Российской империи. В этом качестве он сопровождал русские войска на различных полях сражений в Румелии во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов . [ 1 ] [ 49 ] В начале 1878 года он переехал в Кестенце , в оккупированной Россией Северной Добрудже . [ 10 ] Затем его отправили для дипломатической работы в столицу Румынии Бухарест . Там в апреле 1878 года он вошел в объединенную комиссию по анализу протестов румынского гражданского населения против транзита российских войск через страну, которая заседала более года, пока группа не была распущена. [ 1 ] В декабре доминатор Кароль I наградил его орденом Звезды Румынии . [ 1 ] [ 50 ] Кроме того, он получил орден Таковского креста от Милана I и орден Святого Александра от Александра I Болгарии . [ 1 ] Морузи оттолкнул своих родителей, когда отказался стать дипломатом, как его сводный брат. [ 1 ] обращение к румынскому национализму и кампания за включение Бессарабии в новое Королевство Румыния . Он также женился, против воли Константина, [ 51 ] французской гувернантке, которую он встретил в Бессарабии. Она родила сына. [ 1 ] Все трое навсегда покинули Россию и поселились в Бухаресте. [ 1 ] получение румынского гражданства в 1882 или 1883 году. [ 52 ] К тому времени российский император Александр II приказал лишить его российского гражданства и, формально, права наследования. [ 21 ]
Сулина и литературный дебют
[ редактировать ]
Морузи, который хвастался, что таким образом «проигнорировал состояние, превышающее два миллиона», [ 53 ] Вскоре после этого был назначен администратором округа Констанца , вернувшись на территорию, которая к тому времени была румынской Северной Добруджей. Он помогал строить дороги, школы и церкви, а также организовал нотариальную службу и назначил румынских мэров. [ 1 ] По его собственному заявлению, он также помогал румынизации « ассимилируемых» греков и болгар и неофициально колонизировал эту территорию валашами. [ 53 ] Эта работа была освещена в 1886 году ежедневной газетой România Liberă , которая назвала его «хорошим администратором». [ 54 ] но, как жаловался Морузи, в конечном итоге оно было отменено его преемником Василе Когэлничану . [ 53 ]
В июне 1887 г. [ 55 ] Морузи был назначен администратором и заместителем префекта порта Сулина в дельте Дуная , приняв меры по борьбе с наводнениями и организовав добровольную пожарную команду по австрийскому образцу. [ 1 ] [ 10 ] Особое внимание он уделял средней школе музыкантов, помогал строить театр и ремонтировать местную церковь. [ 1 ] и начал читать лекции по национализму в основанной им местной филармонии. [ 56 ] Политическая направленность Морузи также означала принятие мер по «ассимиляции всех, кто может ассимилироваться». [ 53 ] Его детский оркестр, для которого он обеспечивал одеждой и едой, находился под руководством чешского капельмейстера . [ 57 ] По его собственным словам, ему приходилось терпеть липован , которые выбрали своим врачом плохо обученного русского политического изгнанника Петра «Доктора Петра» Александрова и редко сообщали о смертях в обществе. [ 58 ] Его собственная борьба с пандемией холеры , которая достигла Сулины в 1892 году, была названа некомпетентной анонимным осведомителем с инициалами «ПА». Согласно этому источнику, Морузи никогда не модернизировал уборные своего административного дворца и никогда не дезинфицировал питьевую воду, вместо этого тратя деньги на «причудливые товары», включая театр, а также «пустые каюты на берегу моря». [ 59 ]
Константин Морузи умер в Одессе во время игры в карты и был похоронен в Дэнушанах, а Екатерина похоронена в Сулине. [ 1 ] В середине 1895 года сводный брат Думитру Александру посетил Сулину и провел там три недели; В печати ходили слухи, что два фрегата Российского императорского флота . все это время порт охраняли [ 60 ] К тому времени работа Думитру в администрации оказалась под угрозой из-за интриг Национал-либеральной партии политика Евгения Стэтеску , который хотел его понижения в должности. [ 61 ] Когда смена правительства предвещала понижение в должности и перевод в Мэчин , Думитру ушел с государственной службы. Наступил трудный период, особенно потому, что он потратил большую часть из 250 000 золотых леев, оставленных его матерью. [ 1 ] [ 10 ] В 1897 году, когда он жил на улице Зимбрулуй в Галаце, он подал в суд на одного из местных ломбардов, утверждая, что его обманули на 40 956 леев. [ 62 ] К тому времени Морузи женился и развелся с Терезой з Гижицкич (или Гизикой), которая написала биографию Морузи, в которой описывает его роман с другой женщиной. [ 1 ] В конце концов она присоединилась к сестрам Святого Семейства Назарета в Вадовице . [ 63 ]
Сам князь Деалул удалился в однокомнатную, без мебели, квартиру на Спирии . [ 64 ] пробует свои силы в качестве композитора. Комическая опера Морузи в трех действиях « Пескарий дин Сулина» («Рыбаки Сулины») была показана в Национальном театре Бухареста в феврале 1902 года. [ 1 ] [ 65 ] Он получил плохую оценку журналиста Эмиля Фагуре , который отметил, что в целом оно напоминало кафе-шантант , и что Петре Лициу , представленный как еврейский стереотип , не мог надеяться спасти спектакль. [ 65 ] К 1903 году последняя надежда Морузи на работу заключалась в сыне Натальи, короле Сербии Александре , но последний был убит в том же году. [ 1 ] [ 61 ] Наталья купила ему дом в квартале Тэтэраши города Яссы. [ 1 ] расположен недалеко от кладбища Этернитатеа . [ 66 ] В тот момент ему пришлось зарабатывать на жизнь писательством — практикой, которую он занялся не только из-за долга, но и из чувства долга сохранить исчезнувший мир. [ 1 ] [ 67 ] По словам журналиста Корнелиу Карпа, хотя он и был «немощным», его первые годы в Татараши, «одном из самых приятных» пригородов [Ясс], были безмятежными и «почти монашескими». Однако «никто не знает, что происходит в его жизни, даже его зажиточные родственники с их законным княжеским великолепием; лишь изредка к нему навещают молодые студенты, стремящиеся узнать из его сладкого старческого голоса истории своих родителей». Бессарабия». [ 45 ]
По мере того как Морузи старел, болезни, появившиеся во времена его пребывания в Дельте, обострялись, и он постепенно терял слух, а также его мучили проблемы с деньгами. [ 1 ] [ 66 ] Он начал интенсивную работу в журналистике с книги Basarabia şi viitorul ei 1812–1905 («Бессарабия и ее будущее 1812–1905»), впервые опубликованной в газете Cronica с февраля 1905 года, а позже в том же году в виде книги. [ 1 ] [ 68 ] Под влиянием январской русской революции Морузи предположил, что Россия рухнет, что приведет к освобождению Польши-Литвы или к независимой « Малой России », но заявил, что «я определенно не намерен продвигать румынский ирредентизм». [ 68 ] Тем не менее, он призвал бессарабских румын заняться «производительным трудом» и «возродить бессарабский гений». [ 68 ] [ 69 ] Он также раскритиковал румынское государство за то, что оно не занимается распространением пропаганды в регионе, отметив, что Бессарабию и Румынию разделяет «великая стена». [ 68 ] За этим текстом в том же году последовала серия статей под названием «Руши» («Русские»). Сборнику Ruşii şi românii («Русские и румыны», 1906) предшествовал влиятельный историк Николае Йорга . [ 1 ] [ 70 ] и тайно распространялся среди бессарабской интеллигенции. [ 71 ]
«Социологический» романист
[ редактировать ]Йорга, который выразил восхищение «острым умом Морузи», [ 72 ] сохранял свою связь с Бессарабией в течение следующего десятилетия. При поддержке Йорги Морузи начал писать мемуары и литературные фрагменты для газеты «Униря» и ее литературного приложения. [ 73 ] По словам самого писателя, покровительство Йорги заставило его родственников Морузи понять, что он не «бездельник и зануда», и побудило их обеспечить ему пенсию. [ 74 ] Йорги Он присоединился к Демократической националистической партии (ПНД) после ее создания в 1910 году, но отказался читать устав, просто полагая, что он соответствует его собственному национализму. [ 53 ] Он по-прежнему критиковал антиэлитарные фракции внутри НДП; Историк Флорин Маринеску считает его «убежденным антисемитом». [ 1 ] Морузи заявил, что «работу по натравливанию классов друг на друга следует оставить жидам и социалистам». [ 53 ] Он также предложил создать «христианское масонство», чтобы противостоять влиянию настоящих масонов. [ 53 ]
Опубликовано литературным издательством ННД « Нямул Романеск» , [ 75 ] Основные произведения Морузи — «Инстраинации». Studiusocial in formă de roman («Отчужденные люди. Социальное исследование в форме романа», 1910) и «Прибеги в царе рэпите». Римский социальный басараб («Изгои на украденной земле. Бессарабский социальный роман», 1912). Как объяснил сам Морузи, эти произведения следует читать не как романы, а как документы; для своих сторонников он был «мыслителем и социологом». [ 76 ] Сам Йорга рекомендовал Морузи, наряду с Анри Сталем , Ромулом Чиофлеком и Ионом Агарбичану , как каноника традиционалистского письма в прозе в Неамуле Романеске . [ 77 ] Как отметил в 2015 году критик Рэзван Вонку , такие стандарты делают Морузи опоздавшим в самэнатористское движение Йорги. [ 21 ] Тем не менее, Морузи в частном порядке жаловался, что Нямул Романеск подвергал цензуре его призывы к классовому сотрудничеству , а также его выпады против социалистов в Факле . [ 78 ]
Главными героями «Инстраинации» являются его отец Константин, выступающий в роли боярина Агапия Варлаама, и сам Дмитрий, которого здесь зовут Артур. Рассказ охватывает события 1848 и 1854 годов, но в основном известен взглядами на великосветскую жизнь Бессарабии и Молдавии в целом. [ 79 ] В своем вступительном манифесте книга описывала опасности русификации и франкизации , особенно среди высших классов: крестьяне, как отмечал Морузи, все еще были румынскими по языку и обычаям, тогда как бессарабские бояре показаны, игнорируя свой родной язык ради престижных языков . [ 80 ] Другие части книги, показывающие дебаты между Варлаамами и принцем Гикой или Александру Иоаном Кузой , занимают более консервативную позицию, настаивая на классовом сотрудничестве; рассказчик хвалит Кэрол и Ласкара Катарджиу за то, что они нашли и сохранили умеренный курс. [ 81 ]

«Прибеги в башне» была написана на основе отмеченных документальных материалов Ионом Пеливаном , бессарабским активистом. [ 82 ] Частично это ответ на Павла Крушевана собственный роман «Миллионы » и дань уважения Бессарабии к столетнему юбилею ее присоединения к России . [ 83 ] Морузи, включая брата Думитру Александру, предстают как клан Маврокоста, и роман углубляется в их политические убеждения и интимные дела. В книге также описываются события, связанные с Кешками и бессарабским анархистом Замфиром Арборе ; [ 84 ] последний был знаком с отцом автора и находился под его защитой. [ 85 ] Константин Морузи появляется и как он сам, и как патриарх Маврокоста (они зятья). [ 86 ] Здесь русификация изображена в более серьезных тонах, приведшая к массовому импорту обычаев и созданию новых пиджин- диалектов. Маврокоста разрывается между своей лояльностью к России и своим молдавским патриотизмом. [ 87 ] Снова проявляется консерватизм автора, направленный против революционных идеологий. Например, Морузи восхваляет рациональность и дух социал-демократии, противопоставляя их русскому нигилизму . [ 45 ]
Помимо Йорги, сочинения Морузи также привлекли внимание А.Д. Ксенопола и Георгия Кардаша , которые приветствовали его привязанность к Бессарабии и ее прошлому, а также к природе. [ 1 ] Раду Розетти , соперник Йорги на Виаце Роминеаскэ , также признал Морузи «талантливым писателем», а его технику «ясной и красивой». [ 88 ] По словам Евгения Ловинеску , Морузи и Розетти входили в ряд великих молдавских рассказчиков наряду с Георге Сионом . [ 89 ] Критик Мариана Конта-Кернбах хвалит «плавный и мрачный стиль» Морузи, называя его одним из неоклассицистов , преемником революционно-оптимистического поколения его отца. [ 90 ] Джордж Кэлинеску написал о нем лишь краткую заметку, указав неправильный год рождения; Петре В. Ханеш в своем исследовании бессарабских писателей 1942 года уделяет гораздо больше места анализу произведений Морузи. [ 91 ] Другие комментаторы отмечают, что его романы, в частности, имеют определенное русское влияние, вероятно, из-за прочтения автором Ивана Тургенева и Льва Толстого . [ 1 ] Идеология просачивается в «Прибеги в царской рапите », что побудило историка литературы Георгия Безвичони предложить исключить его «бесполезные, совершенно бесполезные диалоги» из будущих изданий. По словам Безвикони, более описательные части «изысканны». [ 92 ] Напротив, Ловинеску считает, что в творчестве Морузи художественная литература «сведена к минимуму, и это фактически единственный аспект, который раздражает читателя». [ 93 ] Вонку также утверждает, что «хотя [Морузи] и не обладал большим литературным талантом, он обладал культурным и политическим сознанием». [ 21 ]
Последние годы
[ редактировать ]Другие произведения Морузи охватывают различные жанры, включая образцы саманаторской поэзии. [ 21 ] Трехактная комедия, название которой неизвестно, была опубликована в 1911 году. [ 1 ] примерно в то же время что и сатирическая повесть , « Пе вискол» («Во время метели»). Последний показал уклончивость боярина, который по своему усмотрению переходит от либерализма к консерватизму. [ 94 ] В 1912 году появился «Нравственный этюд» с прологом и тремя действиями (« Поцелуй Иуды, или Иуда в боярском жилище», «Иуда в деревнях» , «Иуда в столице» и «Иуда в образе парвеню»). [ 1 ] В том же году, ознаменовавшем столетие российского управления в Бессарабии, он опубликовал книгу « Basarabia noastră» и сборник народных песен « Cântece basarabene» . [ 1 ] [ 70 ] Он участвовал в публичной полемике, как, например, по поводу смерти и похорон Александрова в августе 1911 года. Он заявил, что возмущен тем, что Румынская православная церковь разрешила провести «гражданские похороны» Александрова на христианском кладбище, и выразил дополнительное потрясение по поводу того, что бессарабцы Арборе и Константин Стере согласился присутствовать. [ 95 ]
Представленный как «профессор университета», Морузи также присоединился к Ясскому комитету, который готовил празднование аннексии Бессарабии; его коллегами там были Ксенопол, Стере, Шумуляну и Unirea из Корнелиу AC Cuza . Группа, действуя в унисон с Культурной лигой единства всех румын , предложила всем румынам нести румынский триколор и « бессарабский красно-синий флаг », оба с черными полосами траура. [ 96 ] Также тогда Морузи был вовлечен в диалог с российским историком Николаем Николаевичем Дурново, отцом лингвиста . Дурново положительно отзывался о румынском национализме, пытаясь заручиться поддержкой Румынии в надвигающейся войне между Россией и Тройственным союзом ; он также предлагал разделить Бессарабию и Буковину между двумя союзными странами. [ 97 ] Морузи, считавший, что Дурново выступает от имени российского правительства , приветствовал изменение политики. Он признал, что либеральная Россия была удобным союзником для Румынии, но попросил гарантий обуздания российского империализма. [ 97 ] Он также обвинил Дурново в лицемерии, отметив, что Бессарабия не была традиционно русской, а была колонизирована « хохлами ». Поэтому он принципиально отверг раздел. [ 97 ]
Как вспоминал Йорга, оба романа Морузи были завершены и «пронизаны юношеским, смелым национализмом», но при этом «почти никогда не брались и не читались». [ 64 ] По мнению критика Раду Драгня, Морузи не соответствовал стилистическому образцу 1910-х годов, «как будто не существует литературы, которую он мог бы признать»; [ 98 ] также, по словам Карпа, князь ненавидел творчество румынских символистов , показывая в этом сходство с такими традиционалистами, как Ион Горун , Джордж Пану и Михаил Садовяну . [ 99 ] Поэтому Драгня пришел к выводу, что Морузи «пишет не для нас, своих современников, которые ничем не удовлетворены [...]. Вся его работа будет ценным документом в ближайшие дни». [ 100 ] Неоднократно отказываясь писать настоящую автобиографию, [ 101 ] Морузи начал работу над Moartea lui Cain («Смерть Каина»), которая была опубликована только посмертно. В некотором смысле это продолжение « Înstrăinații» , оно подробно описывает крестьянское восстание 1907 года . [ 102 ] В марте 1914 года Морузи вернулся к антисемитским темам, внося свой вклад в полемику по поводу эмансипации евреев статьей « Проблема jidovească şi poporul român» (« Еврейский вопрос и румынский народ»). Называя себя «скромным самоучкой», Морузи утверждал, что румынские евреи менее квалифицированы для получения гражданства, чем этнические румыны из-за пределов Королевства. Он назвал натурализацию на таких основаниях «ложной, неестественной и чуждой». [ 103 ] Тем летом Униря опубликовал колонку о стиле румынской знати, в которой Морузи протестовал против бояр, принявших «иностранные титулы». [ 104 ]
Жизнь в почти полной изоляции после глухоты («самый жестокий из всех недугов», как он это определил), [ 105 ] Морузи также заболел астмой . [ 66 ] Он по-прежнему следил за политическими событиями на самых ранних этапах Первой мировой войны, когда Румыния выбрала нейтралитет . В одном из своих последних выступлений, опубликованном в журнале Evenimentul в июле 1914 года, Морузи просил страну самостоятельно объявить войну Австро-Венгрии , чтобы одновременно отстоять свои территориальные требования и насолить России. [ 106 ] Он умер в бедности в Яссах в октябре 1914 года, но его похороны прошли в Этернитатеа, где его друг Куза произнес панегирик. [ 1 ] [ 107 ] Куза назвал Морузи «человеком щедрого видения [и] искренних националистических идей», утверждая, что его мировоззрение было сформировано «истиной христианского учения» и приверженностью Румынской православной церкви. [ 107 ] В своем некрологе Йорга также отметил, что Морузи был примером для подражания, но также и остатком его возраста, возраста, «когда молодежь можно было найти только среди шестидесятилетних и когда те, кто работал на нацию, не получая вознаграждения, были окружены смертельная болезнь и беднейший среди бедных». [ 108 ]
Наследие
[ редактировать ]У князя Думитру остался только сын, который жил в Париже как «князь Муруси» и, как отмечает Йорга, вел экстравагантный образ жизни. [ 64 ] Русская революция февраля 1917 года привела к созданию Бессарабской автономии, получившей название « Молдавская Демократическая Республика ». Во время Октябрьской революции , которая сделала возможным объединение Бессарабии с Румынией , Пеливан, к тому времени лидер Национальной молдавской партии , публично выразил почтение Морузи. В своем выступлении перед Сфатулом Цэрием он назвал Прибеги ын цэрэ рапитэ «чем-то вроде молдавского Евангелия». [ 109 ] В июне 1925 года делегация бессарабских культурных обществ осмотрела могилу Морузи и свергла венки. [ 110 ] Однако в 1936 году бывший коллега Пеливана, Эманойл Кателли , предположил, что Морузи предал дело бессарабских унионистов своим отъездом в Румынию, «капитулировав еще до того, как его борьба началась». [ 111 ] По словам литературного критика Александру Пиру , Морузи вдохновил Стере на написание собственных автобиографических романов 1920-х годов на бессарабскую тематику. [ 112 ]
Советская оккупация Бессарабии , а затем последствия Второй мировой войны вернули ему почти полную анонимность: Морузи индексировался и подвергался цензуре как в коммунистической Румынии , так и в Молдавской ССР . Как отметил Вонку: «Румынские коммунисты наложили запрет на сочинения Думитру Морузи, потому что они были одержимы бессарабским вопросом и бесстыдным поведением России. Для « молдовенистов » в Кишиневе Думитру Морузи был дважды противником: с одной стороны, он был «боярином», коньком коммунистической пропаганды, и, с другой стороны, тем, кто поддерживал идею о том, что Бессарабия была в высшей степени румынской страной». [ 21 ] Переоценка последовала за распадом Советского Союза , особенно в независимой Молдове . В 2001 году Юрий Колесник выпустил новое издание « Руши и романии» — первую из нескольких подобных книг, вышедших в «Сборнике Завета» издательства «Музей». [ 113 ] Еще в 1993 году филологи Василе Чокану и Андрей Хропотинский подготовили собрание сочинений; он был напечатан только в 2014 году, когда оба учёных уже были мертвы. [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также (на румынском языке) Флорин Маринеску, «Пылкий бессарабский писатель. Писатель Думитру К. Морузи» , на румынском языке , выпуски 5–6/2012
- ^ Безвикони, Бойримеа... , стр. 137; Корзина, стр. 399, 403; Пенелеа Филитти, стр. 60.
- ^ Корзина, стр. 403–405; Йорга (1935), стр. 131; М. Когэлничану, стр. 1134; Пенелеа Филитти, стр. 60, 62.
- ^ Пенелеа Филитти, стр. 61.
- ^ Михай Испир, Классицизм в румынском искусстве , стр. 21–23, 39. Бухарест: Издательство «Меридиан» , 1984. ОСЛК 251860309
- ^ Лазэреску, с. 50
- ^ Перейти обратно: а б Констанца Винтилэ-Гицелеску, «Дневник и поездка в Стамбул. Введение», в книге Димитрие Фоти Меришеску, « Юность дятла». Житие Димитрия Фоти Меришеску из Колентины, написанное им самим в 1817 году , с. 21. Бухарест: Хуманитас , 2019. ISBN 978-973-50-6444-0
- ^ Лазэреску, с. 51
- ^ Перейти обратно: а б с М. Когэлничану, с. 1134
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пенелеа Филитти, с. 62
- ^ Морузи (1909), стр. 520.
- ^ Безвикони, Бойримеа... , стр. 137; Коша, стр. 405–406.
- ^ Шелковица (1909), стр. 521–526.
- ^ Джордж Потра , Вклад в историю цыган в Румынии , стр. 110. Бухарест: Фонд Карола I , 1939.
- ^ Ион Булей , «Программные акты румынской революции 1848 года», в журнале «Исторический» , январь 1978 г., стр. 34.
- ^ Йорга (1938), стр. 125–127, 372.
- ^ Ворон, с. 75
- ^ Морузи (1909), стр. 521.
- ^ Безвичони, Профили... , стр. 241, 246; Пенелеа Филитти, стр. 62.
- ^ Безвичони, Профили... , стр. 241; Ворон, стр. 75; Йорга (1938), стр. 259–260; Ксенопол, стр. 483, 487; Завадщи, стр. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час (на румынском языке) Рэзван Вонку , «Бессарабский сеятель» , в «Литературной Румынии» , выпуск 38/2015.
- ^ Ворон, стр. 75; Йорга (1938), стр. 259–260; Завадщи, стр. 10.
- ^ Безвичони, Профили... , стр. 241–242, 246, 250.
- ^ Мария Данилова, Пресса и цензура в Бессарабии. Документальный фильм (19 век – начало 20 века) , стр. 67–69. Кишинев: Понтос, 2012. ISBN 978-9975-51-143-8
- ^ Йорга (1938), стр. 229–300.
- ^ М. Когэлничану, стр. 1134–1135.
- ^ Безвичони, Профили... , стр. 242; Рэйвен, стр. 75–76, 80–84; Корзина, стр. 405.
- ^ М. Когэлничану, пасс.
- ^ Йорга (1938), стр. 372.
- ^ Деметриеску, с. 271
- ^ Деметриеску, стр. 341; Йорга (1938), стр. 369–370.
- ^ Александру Лапедату , «Австрия и аграрная реформа 1864 года», в «Воспоминаниях об историческом разделе» , том XXIX, 1946–1947, стр. 306.
- ^ Безвикони, Boierimea... , стр. 137–138.
- ^ Коша, стр. 410–411.
- ^ Йорга (1938), стр. 367–368
- ^ Георге Зане , «Экономическая политика княжеств в эпоху Союза и иностранного капитала», в сб. Исследования. Исторический журнал , Vol. XII, выпуск 1, 1959 г., стр. 234, 243, 258
- ^ Эжен Лами, «Принц Куза больше не правит в Румынии...», в журнале «Исторический журнал» , февраль 1996 г., стр. 6. См. также Йорга (1938), с. 396–397
- ^ Безвичони, Профили... , с. 242; Корзина, с. 405; Пенелеа Филитти, с. 62; Ксенопол, с. 483–488
- ^ Безвикони, Боиеримеа... , с. 137
- ^ Константин и др. (2012), стр. 260–262, 359
- ^ Безвикони, Профили... , стр. 147, 205
- ^ Ворон, с. 76
- ^ Безвикони, Профили... , стр. 251–253
- ^ Безвикони, Профили... , стр. 256–258
- ^ Перейти обратно: а б с Карп, с. 5
- ^ Ворон, с. 76; Завадский, с. 10
- ^ Пенелеа Филитти, с. 62. См. также Безвичони, Профили... , с. 257–258
- ^ «Бухарест, 22 июня 1875 г.», в Alegĕtorul Liber , выпуск 57/1875, стр. 1
- ^ Безвичони, Профили... , стр. 242–243; Пенелеа Филитти, стр. 62.
- ^ Безвикони, Профили... , стр. 242–243
- ^ Безвичони, Профили... , стр. 243, 250.
- ^ Безвичони, Профили... , стр. 243; Морузи, «Еврейский вопрос», стр. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Коротко, стр. 74.
- ^ «Переписка Свободной Румынии », в Румынии Liberă , 10/22 мая 1886 г., стр. 2.
- ^ «Официальная часть. Министерство внутренних дел», в Monitorul Oficial , выпуск 57/1887, стр. 1353.
- ^ Димитрие Негруц, «Народные чайные и библиотеки», в Neamul Românesc , выпуск 45/1907, стр. 711.
- ^ Ион Преда, «Сулина редивива», в Туристическом альманахе 1980 , стр. 146.
- ^ Морузи (1911), стр. 1.
- ^ П.А., «Карантин в Сулине (Частная переписка газеты Лупта ). Гигиеническое состояние города», в Лупте ] , 2 октября 1892 г., стр. 2.
- ^ , в Лупте «Информация » , 21 октября 1895 г., стр. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Безвичони, Профили... , стр. 243.
- ^ «Последняя информация. Из Галаца. Снова городской ростовщик», в Epoca , 18 июля 1897 г., стр. 3.
- ^ Данута Козел, «Сестры из Назарета в Вадовице», в Вадовиане. Przegląd Historyczno-kulturalny , выпуск 15, 2012 г., стр. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с Йорга (1935), с. 132
- ^ Перейти обратно: а б Эмиль Фагуре , «Театральная хроника», в Адевэруле , 6 февраля 1902 г., с. 1
- ^ Перейти обратно: а б с Йорга (1935), с. 131
- ^ Безвикони, Профили... , стр. 244–245, 248–249
- ^ Перейти обратно: а б с д (на румынском языке) Виктор Дурня, «К. Стере и его действия в Бессарабии в 1906 году (I)» , в журнале Cultura , выпуск 361, февраль 2012 г.
- ^ Константин и др. (2011), с. 77; Константин и др. (2012), стр. 171, 210–211, 610
- ^ Перейти обратно: а б Коротко, с. 73
- ^ Константин и др. (2012), стр. 210–211; Дину Поштаренку, Мария Поштаренку, «Проникновение румынских публикаций в Бессарабию на правом берегу реки Прут под царским правлением», в BiblioScientia , выпуски 7–8/2012, стр. 30–31
- ^ Ворон, стр. 87; Йорга (1934), стр. 80.
- ^ Безвичони, Профили... , стр. 244–245, 248.
- ^ Краткое описание, стр. 73–74.
- ^ Карп, стр. 5; Краткое описание, стр. 75.
- ^ Безвичони, Профили... , стр. 245, 246.
- ^ Йорга (1934), стр. 209.
- ^ Краткое описание, стр. 74–75.
- ^ Безвичони, Профили... , стр. 247–249; Рэйвен, стр. 76–79.
- ^ Корбу, стр. 79, 85–86. См. также Константин и др. (2012), стр. 148, 247
- ^ Ворон, стр. 80–84
- ^ Константин и др. (2011), стр. 76–77
- ^ Безвичони, Профили... , с. 249
- ^ Безвикони, Профили... , стр. 250–252
- ^ Георге Г. Безвичони, "Замфир Ралли-Арбуре", в Analele Moldovei , Vol. II, выпуски 1–2, январь – июнь 1942 г., стр. 114–116
- ^ Завадский, с. 9–10, 15
- ^ Завадский, с. 11–13, 17–18
- ^ Розетти, с. 385
- ^ Ловинеску, с. 202
- ^ Безвикони, Профили... , стр. 243–244
- ^ Ворон, стр. 75, 87–89
- ^ Безвикони, Профили... , стр. 249–251
- ^ Ловинеску, с. 201
- ^ Драгнея, с. 3
- ^ Морузи (1911), пассим
- ^ Ангел Попа, «1812–1912. Столетие аннексии Бессарабии и ее последствия для румынской нации», в «Историческом обзоре », Vol. 7, выпуски 9–10, сентябрь – октябрь 1996 г., с. 751
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Виктор Дурня, «Н. Н. Дурново, «русский с умом» или «манящий» лицемер? (Я)» , в «Литературных беседах » , октябрь 2014 г.
- ^ Драгнея, стр. 2.
- ^ Карп, стр. 5–6.
- ^ Драгнея, стр. 2–3
- ^ Безвичони, Профили... , с. 246
- ^ Безвичони, Профили... , стр. 246, 249.
- ↑ Морузи, «Еврейская проблема», passim
- ^ Розетти, пассим
- ^ Морузи, «Еврейская проблема», стр. 2.
- ^ Думитру К. Морузи, «Свободная трибуна. Наша политика», в Evenimentul , 25 июля 1914 г., стр. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Безвичони, Профили... , стр. 245.
- ^ Йорга (1935), стр. 132–133.
- ^ Константин и др. (2011), стр. 77, 100; Константин и др. (2012), с. 148
- ^ Хорея Когэлничану, «Три дня празднования», в Cultura Poporului , 21 июня 1925 г., стр. 2.
- ^ Константин и др. (2012), с. 422
- ^ Александру Пиру , «Проблемы прозы. Сто лет романа», в Viaa Romînească , Vol. X, выпуск 6, июль 1957 г., стр. 172–173
- ^ (на румынском языке) «Издатели и редакторы из Бессарабии - тематическое приложение. Издательство «Музей» (интервью с Юрием Колесником и Андреем Гамартцем): Юрие Колесник, директор: «Издательство «Музей» стремится вернуть в оборот архивные материалы на уровне сегодняшнего требования '» , в Contrafort , выпуски 5–6 (103–104), май – июнь 2003 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Георгий Григорьевич Безвичони,
- Молдавское дворянство между Прутом и Днестром , Том. II. Бухарест: Национальный институт истории, 1943.
- Профили вчера и сегодня. Статьи . Бухарест: Издательство университетской библиотеки И. Карабаша, 1943.
- Корнелиу Карп, «Литературная хроника. Бессарабский писатель Думитру К. Морузи и годовщина взятия Бессарабии. — Праздничное сочинение: Паломники в похищенной стране», в «Трибуне» , выпуск 168/1911, стр. 5–6.
- Ион Константин, Ион Негрей, Георге Негру,
- Ион Пеливан, отец национального движения в Бессарабии . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2011. ISBN 978-606-8337-04-3
- Иоан Пеливан: историк национального движения в Бессарабии . Бухарест: Издательство Бухарестской библиотеки, 2012. ISBN 978-606-8337-39-5
- (на румынском языке) Хараламбие Корбу, «Думитру К. Морузи (1850–1914), выдающийся бессарабский писатель, затерянный на окраине истории» , в журнале Philologia , выпуски 5–6, сентябрь – декабрь 2013 г., стр. 75–90.
- Антон Коша, «Гербы семьи Морузи и гербовые стекла из Бакэу», в Carpica , Vol. XLII, 2013, стр. 399–432.
- Ангел Деметриеску , «Барбу Катарджиу» и пояснительные примечания, в Барбу Катарджиу , Парламентские речи. 1859–1862 8 июня . Бухарест: Издательство Минерва , 1914. ОСЛК 8154101
- Раду Драгня, «Последний бессарабский писатель: г-н Думитру К. Морузи», в «Трибуне» , выпуск 31/1912, стр. 1–3.
- Николае Йорга ,
- История современной румынской литературы. II: В поисках дна (1890–1934) . Бухарест: Издательство Adevĕrul , 1934.
- Люди, которые были , Vol. II. Бухарест: Издательство Royal Foundations , 1935.
- История румын. Том 9: Объединители . Бухарест и Валении-де-Мунте: румынское графическое поселение Датина, 1938 год. ОСЛК 490479129
- Михаил Когэлничану , «Я выступал против избрания и правомочности г-на Александру К. Моруди», в Românulŭ , 26 декабря 1861 г., стр. 1133–1136.
- Дэн Амедео Лазареску , «Великобритания снова интересуется румынскими странами», в журнале Magazin Istoric , февраль 1996 г., стр. 48–52.
- Евгений Ловинеску , История современной румынской литературы . Кишинев: Издательство «Литера» , 1998. ISBN 9975740502
- Думитру К. Морузи,
- «Из воспоминаний старика. Событие, произошедшее до освобождения цыган», в Neamul Românesc Literar , выпуск 1/1909, стр. 520–526.
- «Гражданские похороны», Evenimentul , 20 августа 1911 г., стр. 1–2.
- «Еврейская проблема и румынский народ», в Românul (Арад) , выпуск 87/1914, стр. 2–3.
- Джорджета Пенелеа Филитти, «Семейные хроники. Морузи: из деревни Морузанда - в княжеских резиденциях Бухареста и Ясс», в Magazin Istoric , март 1997 г., стр. 59–63.
- Раду Розетти , «Журнал. Союз румынских женщин », в Viaa Romînească , выпуск 6/1914, стр. 385–389.
- Николае Скурту, «Некоторые разъяснения к биографии Думитру К. Морузи», в «Письмах », выпуск 5/2011, стр. 73–75.
- А.Д. Ксенопол , История политических партий в Румынии . Бухарест: Альберт Баер, 1910.
- (на румынском языке) Ала Завадски, «Историография и художественная литература в творчестве Думитру К. Морузи (на основе романа Прибеги в похищенной стране , Яссы, 1912 г.)» , в журнале «Филология» , выпуски 3–4, май – август 2010 г. , стр. 9–18.
- 1850 рождений
- 1914 смертей
- Неоклассические писатели
- Румынские романисты XIX века.
- Румынские писатели ХХ века
- Румынские писатели-мужчины
- Румынские исторические романисты
- Молдавские писатели
- Христианские романисты
- Румынские поэты XIX века
- Румынские поэты ХХ века
- Румынские обозреватели
- Молдавские обозреватели
- Румынские эссеисты
- Молдавские эссеисты
- Мужчины-эссеисты
- Румынские мемуаристы
- Молдавские мемуаристы
- Румынские драматурги и драматурги XX века
- Румынские драматурги и драматурги-мужчины
- Молдавские драматурги и драматурги
- Молдавские писатели-мужчины
- Румынские юмористы
- Румынские фольклористы
- Молдавский фольклорист
- Композиторы-классики XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Румынские композиторы-классики
- Молдавские композиторы
- Румынские композиторы-мужчины
- Русские композиторы-мужчины
- Румынские оперные композиторы
- Молдавские оперные композиторы
- Румынские государственные служащие
- Этнические румынские политики Бессарабской губернии
- Политики Демократической националистической партии (Румыния)
- Антимасонство
- Румынские филантропы
- Политики из Ясс
- Писатели из Ясс
- Семья Мурузис
- Румынский народ греческого происхождения
- Молдаване греческого происхождения
- Выходцы из Российской империи греческого происхождения
- Члены Румынской Православной Церкви
- Людей депортировали из Румынии
- Натурализованные граждане России
- Дворянство Российской Империи
- Русские военнослужащие Русско-турецкой войны (1877–1878 гг.)
- Переводчики из Российской Империи
- Эмигранты из Российской империи в Румынию
- Румынский народ молдавского происхождения
- Натурализованные граждане Румынии
- Кавалеры Ордена Звезды Румынии.
- Кавалеры ордена Таковского креста.
- Глухие писатели
- Румынские глухие люди
- Румынские писатели-инвалиды
- Молдавские люди с ограниченными возможностями
- Глухая королевская семья и дворянство
- Румынский народ Первой мировой войны
- Захоронения на кладбище Этернитатеа.
- Цензура в Румынии