Раду Розетти
Раду Розетти | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 12 февраля 1926 г. | (72 года)
Другие имена | Родольф Розетти, Веракс |
Академическая работа | |
Эра | 19 и 20 века |
Школа или традиция | |
Основные интересы | |
Известные работы | Земля, селяне и хозяева в Молдове (1906 г.) За что бунтовали крестьяне? (1907) |
Под влиянием | Константин Доброжану-Гереа , Раду Р. Розетти |
Раду Розетти ( Французский Родольф Розетти ; [ 1 ] 14 сентября 1853 — 12 февраля 1926) — молдаванин , позднее румын , политик, историк и писатель, отец генерала Раду Р. Розетти и видный член семьи Розетти . С самого начала придерживаясь традиционалистского консерватизма , он принял прогрессивные аграрные позиции и экспериментировал с модернизацией своего поместья в Кайуцах . Молдавский регионалист, занимающий левую позицию в Консервативной партии , он более или менее формально сотрудничал с национал-либеральной оппозицией во время своего пребывания на посту префекта городов Роман , Брэила и Бакэу . Также проработав два срока в Ассамблее депутатов и некоторое время проработав генеральным директором тюрем, Розетти придерживался антиэлитарной и реформистской позиции. Это настроило его против лидеров консерваторов, таких как Николае Филипеску и Титу Майореску , но его защищал Ласкэр Катарджиу , а позже - Петре П. Карп .
Розетти был финансово разорен из-за плохих инвестиций в торговлю зерном , и с 1898 года перешел на второстепенную работу в Министерстве иностранных дел . Хотя ему не хватало формального образования, он был ценным полиглотом и приобрел известность как ученый и социальный критик. Его ранние исследования были сосредоточены на правовой и социальной истории Молдавии, но позже он затронул более политически окрашенные темы. Умеренный антисемит и противник еврейской эмансипации , Розетти затем обратился к критике своего собственного класса и его манориализма , создав влиятельную парадигму в прогрессивной историографии. Принятый в ряды левого попоранизма в 1906 году, он предложил радикальную земельную реформу и предсказал крестьянское восстание 1907 года .
На ранних этапах Первой мировой войны, когда Румыния сохраняла нейтралитет , Розетти проводил кампанию на стороне Центральных держав . Он выступал против любого союза с Российской империей , опасаясь панславизма и поддерживая притязания Румынии на Бессарабию . Он был разочарован, когда страна встала на сторону России , и остался в Бухаресте , когда тот был оккупирован Центральными державами; вместе с Карпом и другими консерваторами он организовал коллаборационистскую бюрократию и служил в ней эфором гражданских больниц . Такой выбор контрастировал с выбором его сына, который стал героем войны. Воссоединившись с ним в послевоенной Великой Румынии , Розетти продолжил свою литературную карьеру, получив похвалы за свои последние работы как мемуарист и рассказчик. Одну из его «Молдавских сказок» экранизировал его зять Виктор Бельдиман .
Биография
[ редактировать ]Молодость и ранние связи
[ редактировать ]Будущий историк родился в Яссах , в ныне снесенном дворце, построенном Григоре Александру Гикой — князем Молдавии в 1854–1856 годах и дедушкой Раду по материнской линии. [ 2 ] По отцовской линии он принадлежал к боярской семье Розетти , в которую входил Антоний Русет , который был молдавским князем-регентом с 1675 по 1678 год. Вопреки семейной легенде, он происходил не непосредственно от князя Антония, а скорее от брата Антония, Купара. Константин. [ 3 ] Прадедом ученого был Ласкарач Русет, а дедом - логофет Рэдукану Русет (1762–1838). [ 4 ] [ 5 ] Карьера последнего достигла пика во время русского вторжения 1806 года , когда, по словам Ивана Липранди , он показал себя «простым, но честным [и] всеми любимым человеком». [ 6 ] В 1809 году он произвел юридическую защиту против поселения русских в Молдавии и на этом основании добился своей собственной грамоты на Ковасну . [ 7 ] Во время греческой войны за независимость , которая частично велась на молдавской земле, помогал Гаврилу Истрати организовать партизанское движение против Священного отряда . [ 8 ] По окончании войны он также завладел землей, принадлежавшей запрещенной семье Морузи , но отправил им часть доходов; Александру Константин Морузи стал его зятем. [ 9 ]
Отец Розетти, администратор Рэдукану Русет Младший, изучал философию в Мюнхенском университете . [ 4 ] [ 10 ] Его мать Аглае Гика была второй женой Русета. Известная своей физической красотой, она получила художественное образование в Вене и по возвращении стала ярой румынской националисткой . [ 11 ] Ее муж изначально был особенно «диким» сторонником молдавского либерального радикализма . [ 12 ] Рэдукану-младший начал свою политическую карьеру в 1839 году в качестве Исправника Яссского уезда , затем некоторое время занимал пост главы администрации Верхней страны (1843). [ 13 ] Он стал близким другом и спонсором Костача Негри , вместе с которым он организовал в 1847 году протест против принца Михаила Стурдзы ; [ 14 ] в том же году он присоединился и к боярскому проекту создания коммерческого банка. [ 15 ] Хотя он превратился в консерватора, он всегда чувствовал солидарность со своими фермерами-арендаторами и требовал отмены барщины . [ 16 ]
Рэдукану и его брат Ласкар затем приняли участие в неудавшейся революции 1848 года и были ненадолго депортированы в Дунайский вилайет вместе с Александру Иоаном Кузой и их зятем Морузи. [ 17 ] Вернувшись после того, как Григоре Александру занял молдавский трон, Рэдукану служил молдавским Ворником в 1852 году, когда он курировал ранние этапы проекта по публикации полного корпуса государственных архивов. [ 18 ] В 1855 году он был Логофетом , или главой Министерства юстиции Молдавии. [ 13 ] Во время слияния Молдавии с соседней Валахией в Объединенные княжества Ласкэр поддержал прогрессивную Национальную партию . [ 19 ] в то время как Рэдукану стал одним из лидеров консервативной фракции в законодательном собрании Молдавии, объединившись с бывшими сепаратистами. [ 20 ]
Семья владела большим поместьем Кайуцы , недалеко от курортов Сланик-Молдова , которое было домом детства Раду и его братьев и сестер (брата и нескольких сестер, в том числе Аны и Марго Розетти). [ 21 ] Беспокойный и предприимчивый ребенок, Раду подтолкнул своего отца Рэдукану построить клетку, чтобы содержать его. [ 22 ] Позже, в юности, он обратился к более сидячему образу жизни. Носитель румынского языка, он выучил греческий язык у своей бабушки по отцовской линии; Позже он свободно владел французским (его любимым языком выражения), немецким, итальянским и испанским языками, а также имел практические знания латыни, а с 1888 года - старославянского языка . [ 23 ] Он также изучал английский язык, который считал «сплавом» французского и немецкого, неоднократно читая один и тот же непереведенный роман: «На десятом чтении я выучил английский». [ 24 ] Он учился в Яссах, Женеве, Тулузе (где окончил среднюю школу) и Париже. [ 4 ] его единственный диплом - степень бакалавра . [ 25 ]
Во время своего пребывания в Швейцарии Розетти косвенно стал свидетелем падения Франции с капитуляцией Восточной армии ; Затем он увлекся консервативной и легитимистской политикой, занимаясь контрабандой оружия в Наварру во время Третьей Карлистской войны . [ 26 ] Вернувшись домой, он смягчил свою реакционную позицию. Как отметил Раду-младший, его отец стал «прогрессивным консерватором», восхищавшимся « государственным социализмом ». [ 27 ] Сообщается, что Раду-старший , выступая против традиционалистов и элитистов, таких как представители школы Джунимеа , считал, что боярские привилегии являются проклятием, и настаивал на том, что аристократы тоже должны зарабатывать себе на жизнь трудом. [ 28 ] Хотя он поддерживал Объединенные княжества (а с 1881 года - Королевство Румыния ), он сохранял консервативную неприязнь к валашцам, считая молдаван структурно превосходящими. [ 29 ] Раду унаследовал Кайуцы после смерти Рэдукану в июне 1872 года и использовал его лес для охоты, которую он обычно делал верхом на лошади. [ 30 ] Он принимал важных фигур румынской общественной жизни, в том числе Димитри Гика-Комэнешти , Димитри А. Грециану , Димитри Розетти Тескану , Анхеля Салиньи и Александру Б. Штирбей - таким образом, он культивировал как членов Национал-либеральной партии (НЛП), так и оппозиционной Консервативной партии . [ 31 ] Пожертвовав своей мечтой стать инженером, чтобы контролировать свое наследство, [ 16 ] Розетти питал надежды на модернизацию Кайуца во время перехода от манориализма к полному капитализму. Не имея возможности адаптировать свой образ жизни, он в конце концов поддался давлению рынка. [ 32 ]
Префект и писатель
[ редактировать ]В июне 1876 года в православной церкви Святого Спиридона в Яссах Розетти женился на Генриете Богдан, ультраконсервативной внучке поэта Николае Димаша . [ 33 ] Ее отец, молдавский артиллерийский офицер Ласкэр Богдан, умер много лет назад, и ее сопровождал родственник Григоре Стурдза ; ее сестра Елена была замужем за уланским офицером Мишой Стурдза. [ 34 ] Розетти, которого хорошо любили фермеры-арендаторы и страстно стремился продвигать их дела, занимал пост мэра Кайуц. [ 35 ] Именно там Генриета родила детей: Раду (в 1877 г.), Анри (1879 г.), Эжена (1881 г.) и Магдалену (1882 г.). [ 36 ] Однако в 1888 году Розетти и вся его семья покинули поместье и поселились в Тыргу-Окне . Их новым домом стал таунхаус, когда-то принадлежавший Негри. [ 37 ] Этот шаг последовал за долгим спором о земле между Розетти и его сестрами, когда Раду взял на себя владение Рэдукэнени и уступил свое поместье Ане; оба поместья были в долгах и в конечном итоге были перепроданы, оставив Розетти безутешным до самой смерти. [ 38 ] Он продолжал осуществлять свою мечту земледельца, инвестируя свои деньги (вопреки совету Генриеты), чтобы заняться арендным сельским хозяйством в Урдештах , на земле, принадлежащей Джорджу Диаманди . [ 39 ]
С декабря 1888 года, поощряемый историками Иоаном Биану и Богданом Петричеику Хасдеу , Розетти опубликовал свои первые работы по генеалогии и аграрной истории в периодическом издании Revista Nouă . [ 40 ] Формально присоединившись к консерваторам, [ 41 ] его первый важный государственный пост был префектом графства Роман в августе 1889 года. Это последовало за приходом к власти премьер-министра Ласкара Катарджиу , который назначил Розетти в надежде обуздать социалистическую агитацию в этом районе. Он подал в отставку после довольно короткого перерыва после смещения Катарджиу. На протяжении большей части 1890 года он тяжело болел после приема таблеток от ожирения и лечился у Жан-Мартена Шарко в Париже. [ 42 ] Он вернулся в 1891 году и был избран в Собрание депутатов от округа Фэлчу в 3-й коллегии выборщиков, а затем переизбран в 1892 году . Это были интенсивные кампании, в которых Розетти противостоял оппозиционному Раду Раля. [ 43 ]
В октябре он был назначен префектом округа Брэила , и на эту должность он устроился, поскольку ухудшающееся здоровье его жены требовало передовых медицинских услуг. Как посторонний, Катарджиу попросил его провести аудит местного отделения консерваторов, к неудовольствию младшего партийного лидера Николае Филипеску . Филипеску начал саботировать работу Розетти; последний связался с Биану и через него с председателем НЛП Димитри Стурдзой , чтобы помочь ему назначить двухпартийный совет авторитетных людей. Когда новости об этой попытке партнерства разошлись по всей стране, консерваторы были раздражены. [ 44 ] После очередной серии проблем, включая пандемию холеры (с которой в конечном итоге справился Якоб Феликс ), наводнения на Дунае и забастовки докеров, [ 45 ] Розетти перешел на аналогичную должность в округе Бакэу в октябре 1893 года. Он инициировал антикоррупционную кампанию и различные общественные работы, но также апеллировал к кумовству, например, когда он обеспечил победу своего протеже Г.И. Донича в выборы в Ассамблею. [ 46 ] К апрелю 1894 года агитаторы НЛП подстрекали крестьян против консервативной налоговой реформы, что вызвало беспорядки в Ардеоани и Ракэчуни . Голоса в его собственной партии назвали Розетти ответственным за 17 раненых жандармов и неизвестное количество крестьян, подвергшихся жестокому обращению во время возмездия. [ 47 ]
Во время своего пребывания в Бакэу Розетти нажил еще одного врага: своего племянника, местного босса консерваторов Ойгена Гика-Комэнешть , который категорически возражал против программы реформ. [ 48 ] В январе 1895 года, когда Катарджиу все еще был премьер-министром, Розетти подал заявление на вакантную государственную должность - генерального директора тюрем. Он получил свое назначение и вместе с Василикой Розетти (родственником, работающим в румынской полиции ) попытался реформировать тюремную бюрократию и подавить мелкую коррупцию. [ 49 ] В то время газета НЛП « Воинца Националэ» опубликовала статью, согласно которой он жестоко сковывал заключенных Мэргинени ; Розетти отверг обвинения. [ 50 ]
В октябре того же года, когда правительство перешло к правительству НЛП во главе со Стурдзой, Розетти был уволен по традиции, согласно которой смена власти привела к массовой замене государственных служащих сторонниками нового руководства. [ 51 ] К тому времени его проект Урдешти оказался провальным: Розетти потерял большую часть своих инвестиций из-за падения цен на зерно. [ 52 ] Не имея постоянного места жительства, Розетти жил со своими родственниками Богдана в Градинцах , затем в ретрите в Агапии , в то время как его сыновья учились в Яссах и Бухаресте . Именно здесь он начал работу над своим первым историческим романом «Cu palořul » («С длинным мечом»). [ 53 ] описывающая жизнь и приключения I. Богдана [ 54 ] Впервые он появился как фельетон в консервативной ежедневной газете Epoca . [ 55 ]
Архивариус, геодезист и антисемитский полемист.
[ редактировать ]
Попав в беду из-за того, что у него не было средств на достойную жизнь, а отсутствие университетского образования означало, что он не мог стать юристом или профессором, Розетти искал профессиональную работу, относительно безопасную от превратностей политики. [ 56 ] Одним из таких оазисов в то время было Министерство иностранных дел . Он подал заявление туда, и в апреле 1898 года, когда Стурдза был одновременно премьер-министром и министром иностранных дел, его наняли помощником архивариуса, чему снова помог Биану. [ 57 ] Другим его сторонником был Георге Васеску, друг лидера фракции НЛП Иона И.С. Брэтиану . [ 58 ] Хотя эта новая должность была низкой в министерской иерархии, его свободное знание нескольких языков (что само по себе является обязательным условием для работы в служении) [ 59 ] и его склонность к исторической интерпретации помогла Розетти продвинуться вперед. Тем не менее продвижение по службе происходило с унизительной медлительностью, и, имея на своем содержании жену, трех сыновей и дочь, зарплата ему показалась недостаточной. [ 60 ] Хотя консерваторы вернулись к власти в 1899 году, их новым лидером стал Георге Григоре Кантакузино — покровитель Розетти Катарджиу внезапно умер в том же году, оставив его практически без друзей в партии. [ 61 ]
Розетти жил в Бухаресте, где сначала снимал комнаты в доме Ольбрихта на улице Сфынтул Ионикэ, затем переехал с женой и дочерью на улицу Михая Водэ, в Липскани и, наконец, в 1903 году, на бульвар Скиту Мэгуряну. [ 62 ] К 1899 году он был переведен из архива в отдел специальных проектов, а также работал в составе наблюдательной комиссии по обследованию границы между Румынией и Австро-Венгрией (отправленной в Ватру Дорней летом 1900 года). [ 63 ] Он был назначен главой специальных проектов в апреле 1902 года, когда он также начал обследование границы между Северной Добруджей и Королевством Болгария . [ 64 ]
Розетти вернулся к своим исследованиям истории с генеалогией семьи Гика , опубликованной в 1902 году издательством Convorbiri Literare . Это стало предметом споров, доказав, что ветвь Гика-Комэнешть, включая его соперника Евгения, была узурпаторами княжеского имени и происходила из семьи Сульдджароглу. [ 64 ] К 1905 году он выпустил Cu paloşul , имевший значительный успех. [ 65 ] как том, наряду с другими историческими очерками: монографиями Рэдукэнени-Боготина и Васкани , обзором молдавского католицизма и Чангов , а также генеалогией Рэдукэнени Розеттис. [ 66 ] [ 67 ] Некоторое время его исследования были сосредоточены на Бессарабии , бывшей молдавской провинции, отошедшей к Российской империи . В 1903 году он выступил в полемике с местным земством , которое требовало уступки румынских монастырских имений в этом регионе. [ 68 ]
По приказу Иоанна Лаховари он также начал исследовать трактат по истории евреев в Румынии . Опубликовано на французском языке под названием La Roumanie et les Juifs под псевдонимом «Веракс», затем переведено самим Розетти на английский язык. [ 69 ] это превратилось в полемику с Вселенским израильским альянсом (AIU), и особенно с публицистом Эдмоном Синрусусом . [ 70 ] Историк-националист Николае Йорга (который первоначально отказался назвать Розетти автором, поскольку «я не имею права говорить») рассматривал результат как образец пропаганды НЛП. Он раскритиковал эту работу как слишком научную и умеренную, отметив, что она принимает официальную статистику за чистую монету и при этом недооценивает количество евреев, фактически проживающих в Румынии. [ 71 ] По словам Раду-младшего, который помогал отцу со статистикой, эта работа стала ответом на «еврейскую кампанию против Румынии» и «расстроила евреев, как местных, так и иностранных». Он утверждает, что «совершенно объективная» брошюра защищает румынский антисемитизм как экономическую защиту, а не как расовые предрассудки . [ 72 ] Обзор в Journal des Débats выдвинул на первый план тот же основной аргумент, но с осторожностью относился к нейтралитету Веракса. В нем текст Розетти описывается как «скорее часто цитируемый призыв, чем результат беспристрастного расследования». [ 73 ] Со стороны AIU полемисты утверждали, что La Roumanie et les Juifs представляет собой пропаганду или отвлечение внимания. В реакции 1904 года, опубликованной The Jewish Chronicle , отмечалось, что «в Румынии слова «веракс» и «лжец» являются синонимами». [ 74 ] По сообщению L'Univers Israélite , «ядовитое перо» Веракса вызвало «почти официальный ответ румынского правительства». [ 70 ]
Розетти выразил симпатию к сионизму , но главным образом потому, что рассматривал его как подтверждение того, что евреи неассимилируемы . [ 75 ] Поэтому в эссе настаивалось, что эмансипация евреев невозможна, «сосредотачивая внимание на прямом контакте между евреями и румынским крестьянством». [ 76 ] По мнению Розетти, евреи не позволили румынам стать предпринимательским средним классом. Однако, как утверждает экономист А. Буэ, он опроверг свое предположение, отметив, что румын необходимо «подтолкнуть» государственными расходами к «торговле, коммерции и промышленности». [ 75 ] Сравнивая еврейских иммигрантов с ойтландцами Трансвааля , но утверждал , , Розетти признал историю погромов что они эквивалентны другим видам насилия, вызванным экономической конкуренцией. [ 73 ] В книге также содержится уважительная дань уважения признанным еврейским талантам, отмечая, что «невозможно говорить плохо о мастере этой расы», «неутомимом работнике, [который] не оставляет места для критики»; [ 77 ] Раду-младший отмечает, что его семья рассматривала евреев в целом как угрозу, но приветствовала ассимилированных евреев и не одобряла жестокий антисемитизм. [ 78 ]
Аграрный историк и восстание 1907 года
[ редактировать ]
Розетти овдовел с сентября 1905 года, но пользовался моральной и материальной поддержкой взрослых сыновей: Раду-младшего был офицером, Анри - юристом. [ 79 ] в то время как Эжен бросил школу и занимался поиском нефти в Standard Oil . [ 80 ] Сам он пополнял свой доход в качестве страхового следователя , оценивая ущерб, нанесенный градом . [ 81 ] В это время он был озабочен надвигающимся социальным кризисом. [ 82 ] Первой из его работ, открыто затрагивающих проблему аграрного неравенства и напряженности в отношении земли, была Despre originea şi Transformările clasei stăpânitoare din Молдова («О происхождении и трансформации молдавского правящего класса»). [ 66 ] [ 83 ] Его диссертация обращалась к источникам влахского права , предполагая, что все древние румыны были свободными людьми, организованными в обши , что латифундии были навязаны боярским воровством и что крепостное право было закреплено только волей Михаила Храброго в конце 16 века. [ 66 ] [ 84 ] конкретно о генеалогических притязаниях румынской знати, Розетти различал Урадель князей и Говоря более более поздний слой фанариотов , причем последний включал его собственную родословную. [ 85 ]
Как отметил медиевист Штефан Штефанеску , этот отчет был в корне неточным, но Розетти все же имел «заслугу [...] оторваться от традиционной румынской историографии, которая идеализировала прошлое». [ 66 ] Историк культуры З. Орнеа также подчеркивает, что «резкость» Розетти, хотя и «не совсем уникальная», выделяла его среди других боярских литераторов. [ 86 ] Его «ругань», утверждает Орнеа, «имеет горький источник в его собственной биографии». [ 16 ] Попутно Розетти затронул и спорные темы более далекого прошлого, предложив свой взгляд на римскую Дакию и происхождение румын . Он считал первоначальную римскую колонизацию слабой и считал, что нация была создана вторгшимися южными славянами и пленниками из Дакийской епархии . Эта теория была немедленно оспорена Димитри Ончулом , который процитировал ранние источники, которые, казалось, противоречили Розетти. [ 87 ]
Хотя Розетти сохранил свой пост в другом кабинете Стурдзы, возвращение Кантакузино в 1904 году ознаменовало его падение. Его пророчество о надвигающейся катастрофе противоречило оптимизму консерваторов, и до апреля 1906 года на него вынудили уйти в отставку. [ 88 ] Не вступая в НЛП, Розетти теперь симпатизировал ее левому крылу и, за его пределами, зарождающемуся попоранистскому движению, заявляя, что ему не нравится Национальная выставка консерваторов 1906 года. [ 89 ] В декабре [ 81 ] издал трактат « Земля, селяне и господа в Молдавии» . В 1940-х годах Траян Херсени назвал ее «одной из самых ценных работ» того периода, новаторским вкладом в сельскую социологию . [ 90 ] Как отметил сын Розетти, Стурдза высоко оценил эту работу, но она представляла собой атаку на «священные принципы» консервативных теоретиков — прежде всего Титу Майореску и Дуилиу Замфиреску , но также и Филипеску, «нераскаявшегося реакционера»; [ 91 ] Орнеа также отмечает, что Майореску был раздосадован и мстителен. [ 92 ] Однако в 1907 году, отклонив возражения Майореску и Иоана Каллиндеру , Румынская академия проголосовала за присуждение Розетти премии Нэстурела Хереску. [ 93 ]
, Февральское крестьянское восстание которое, казалось, подтвердило предсказание Розетти, вспыхнуло за пределами Харлау , но вскоре распространилось по всей стране, что привело к возвращению Стурдзы на пост премьер-министра. Во время этих событий Раду-младшему было поручено защищать еврейскую собственность в Бухаресте от антисемитской реакции. [ 94 ] Позже, в 1907 году, Розетти опубликовал еще один ключевой исторический труд под названием « Pentru ce s-au răsculat tsăranii?». («Почему крестьяне восстали?»), В нем утверждалось, что восстание ознаменовало реакцию против латифундий и арендаторов. Опираясь на более ранние наблюдения, он задокументировал сохранение крепостных повинностей под прикрытием нового режима. Как он отметил, крестьян заставляют платить за корм, неофициально принуждают или терроризируют, чтобы они возместили барщину , и часто доводят их до апатии и алкоголизма. [ 95 ]
Благодаря этому трактату Розетти также стал сторонником радикальной земельной реформы . [ 96 ] утверждая, что капитализм превращает деревню в «плутократическую сборку». [ 97 ] Как подчеркнул историк экономики Георге Зане , Розетти открыто выступал против предыдущих реформистов, которые допускали сохранение боярских привилегий, но также признавали, что некоторые крупные поместья, «модернизированные и ограниченные в размерах», необходимо будет сохранить, чтобы обеспечить производительность сельского хозяйства. . [ 98 ] Его интерпретация стала ортодоксальной в румынской историографии. [ 99 ] признал Розетти ученый Лючиан Бойя «омолаживающим средством». [ 65 ] который «дал попоранизму историческую основу». [ 100 ] Критик Шербан Чокулеску считает, что Розетти поддерживал Динику Голеску в критике своего собственного социального класса. Он противопоставляет обе взгляды, стандартизированные Михаем Эминеску , согласно которым древние бояре действовали из лучших побуждений, в то время как землевладельцы, набранные из этнических меньшинств, обратились к эксплуатации крестьян. [ 101 ] Философ Константин Доброжану-Гереа , который придумал термин «неокрепостничество» для описания румынских трудовых отношений, считал эту работу «замечательной», «просветляющей» и фундаментально совместимой с его собственной марксистской социологией . [ 102 ]
По мнению социолога Анри Х. Сталя , Розетти имел подавляющее влияние на Гереа, и это было неоправданно: «[Розетти] никогда должным образом не разбирался в этом вопросе, поскольку нельзя действительно утверждать, что понимаешь сельскую жизнь только на основе документов и личного опыта; нужен усердный и строго научные полевые исследования». [ 103 ] Однако Гереа также сомневался в предвзятости Розетти. Он утверждал, что Розетти в душе остался боярином, мечтавшим о румынском « юнкеризме » и отвергавшим идею помощи крестьянам доступными кредитами. [ 104 ] Более того, Гереа утверждал, что Розетти не подчеркнул конфликт ценностей и морали между землевладельцами и крестьянами, поскольку каждый класс имел свои собственные представления о справедливости и возмездии. Вместо этого Розетти обвинил социалистических агитаторов в том, что крестьяне прибегли к террору и вандализму. [ 105 ] Точно так же Орнеа отмечает, что Розетти сохранял «тщетную надежду», что земельный вопрос будет решен королем Каролем I , и что он частично подписывался под дискредитировавшей себя теорией, согласно которой еврейские арендаторы, наряду с социалистами, несут большую ответственность за «кризис». . [ 106 ]
Антироссийский участник кампании
[ редактировать ]В течение года восстания Розетти также публиковал монографии о цензуре в Молдавии начала XIX века, в том числе о подавлении еврейской литературы во время режима Regulamentul Organic . [ 107 ] а также молчаливая поддержка националистической пропаганды при Григоре Александру Гике и ее репрессии со стороны Мехмеда Фуада-паши . [ 108 ] Его вклад в эту узкую область остается признанным наиболее важным за более чем столетние исследования, хотя ученые с тех пор отмечают многочисленные ошибки в цитировании и хронологии. [ 109 ] Его кооптировали попоранисты на Viata Românească , где размещались его ответы критикам, в частности Джорджу Пану . [ 110 ] Как отметил попоранист Михаил Севастос , редакция, в том числе Гарабет Ибрэляну , была в восторге от Розетти и его «живого духа». [ 111 ] Это также было почвой для столкновений с правым популистом Йоргой, против которого Розетти выступал как авторитет, в результате чего Йорга отозвал свои статьи для Viata Românească . [ 112 ] Как вспоминал Йорга в 1934 году, Розетти был человеком «непревзойденного тщеславия» и «умным дилетантом в вопросах истории». [ 113 ]
Розетти возобновил свою литературную деятельность к 1909 году, участвуя в еженедельнике «Минерва» » Йорги , а затем в «Sămănătorul . [ 114 ] Когда его старший сын женился на Иоане Штирбей (осиротевшей дочери Александру Б. Штирбея и сестре более известной Элизы ), Розетти стал родственником Иона И.С. Брэтиану , который теперь был лидером НЛП, заменив Стурдзу на посту главы правительства. [ 115 ] Иоана умерла в 1914 году, оставив Раду-младшему управлять ее значительными поместьями. [ 116 ] [ 117 ] Магдалена Розетти вышла замуж за актера Виктора Бельдимана — брата дипломата Александру Ала. Бельдиман . [ 118 ] Вновь принятый в министерство иностранных дел в 1909 году, Раду-старший стал директором департамента при консерваторе Петре П. Карпе , но снова ушел в отставку в 1912 году, когда его соперник Майореску занял пост премьер-министра. [ 119 ] Он оставался активным учёным, опубликовав в 1909 году две книги о войне 1806 года в Бессарабии и дипломатических усилиях Молдавии, а также две другие монографии о Молдавии и Валахии за тот же период. Он также изучил микроисторию имущественных споров, опубликовав книгу земельных претензий своих предков, а в 1910 году двухтомный отчет о конфликте 1850-х годов между молдавским правительством и монастырем Нямц . [ 107 ]
Вернувшись как «Веракс», Розетти подробно описал конфликт между Румынией и Королевством Греция в брошюре Grèce et Roumanie , напечатанной в Париже; под своим настоящим именем он также вернулся к « еврейскому вопросу », выпустив трактат о событиях до 1909 года. [ 120 ] Этот вопрос также был затронут в статье Un proces de sacrilegiu la 1836 în Молдова («Суд над святотатством в Молдавии 1836 года»), где он предположил, что румыны по природе своей терпимы, а евреи в целом фанатичны. [ 121 ] Роман Păcatele sulgeriului («Грехи слизняка » ), вышедший в 1912 году, был призван проиллюстрировать теории Розетти по земельному вопросу. На нем изображен храбрый, но трагически испорченный Михалаче и боярин XVIII века, который накапливает украденные у йоменов земли и наказан судьбой. [ 122 ] [ 123 ] Эта работа является одной из нескольких, в которых Розетти описывает «совершенно презренное» право сеньора , предположительно применяемое боярами в отношении достигших совершеннолетия рабов-цыган . [ 124 ]
Хотя он все еще исповедовал свою франкофилию , Розетти не доверял России, тосковал по Бессарабии и с 1870-х годов хотел, чтобы Румыния поддержала Тройственный союз и центральные державы . [ 125 ] Он придерживался этой позиции на ранних этапах Первой мировой войны, когда Румыния сохраняла нейтралитет . Его брошюра 1914 года Nici într-un чип cu Rusia («Никогда, но никогда с Россией») подчеркивала угрозу панславизма и информировала общественность о том, что союз с Россией вскоре превратится в валютный союз , протекторат и, в конечном итоге, в аннексия Румынии. [ 126 ] Розетти особенно болел за Германскую империю , поскольку не мог усмотреть в ее политике «ничего, что было бы во вред нашим собственным интересам», а скорее «нашего собственного спасения от русской опасности». [ 127 ]
Та же идеология была использована в трех более поздних трактатах: в 1914 году « Политическая позиция России в отношении румынских земель, изложенная по французским официальным каналам», изложенная французскими официальными органами ; в 1915 году « «Настоящие зачинщики» и Позиция Румынии в нынешней войне ». [ 128 ] Здесь он предположил, что конфликт был результатом русских интриг и британского империализма , обвиняя при этом румын в плохой информированности о своем выборе, «безразличии к тяжелому положению Бессарабии и бессарабцев». [ 129 ] В число этих румын входил Раду-младший, который открыто поддерживал Антанту. [ 130 ] Все подобные работы были опубликованы в сотрудничестве с изданием Viata Românească , которое в 1916 году также опубликовало ответ Розетти ученому Василе Пырвану , в котором он подтвердил свои взгляды на происхождение румын. [ 66 ] [ 120 ] Розетти также был автором газеты Карпа « Молдавия» , трибуны для антироссийских и германофильских молдаван. [ 131 ]
Сотрудничество во время войны
[ редактировать ]Сообщается, что король Фердинанд I прочитал «Nici într-un Chip cu Rusia» и одобрил его содержание, хотя и нашел его несколько «чрезмерным». [ 132 ] Однако даже в 1915 году Розетти ясно мог прочитать, что и он, и премьер-министр Брэтиану склонялись к державам Антанты . [ 133 ] В конце концов, в середине 1916 года Румыния объявила войну Центральным державам . После неудавшегося нападения на Австро-Венгрию Румыния подверглась вторжению центральных держав, потерпев крупные поражения при Туртукая и Бухаресте . Король Фердинанд и армия вместе с массой беженцев отошли в Яссы; Румыния, при прямой поддержке русских, удержала лишь родную Молдавию Розетти. Как солдат-лоялист, Раду-младший сражался с отличием и был тяжело ранен при Разоаре-Мэрэшешть , заслужив звание полковника. [ 117 ] [ 134 ]
Розетти-старший остался в оккупированном Бухаресте, где воссоединился с ячейкой консерваторов, в которую входили бывшие премьер-министры Карп и Майореску, а также Бельдиманы. Самым спорным шагом в его карьере было открытое сотрудничество с немцами и германофилами: в июне 1917 года он был назначен министром в предполагаемом правительстве Карпа. [ 135 ] В конечном итоге он принял более второстепенную должность под руководством Лупу Костаки , став Эфором гражданских больниц . По словам его зятя Виктора Бельдимана и его друга Биану, Розетти показал себя стойким и достойным администратором, отказавшись подчиняться немцам. [ 136 ] Тем не менее, он также участвовал в интригах, разделявших бухарестских консерваторов. Он поддержал Карпа против Костаки и Александра Маргиломана и, как утверждает последний, продвинулся до таких высоких постов, как Ян Заплахта. [ 137 ] Тем временем вместе с Бельдиманом он также начал собирать доказательства для «досье Брэтиану», которое будет использоваться для разоблачения руководителя НЛП. [ 138 ]
В мае 1918 года, когда Маргиломан был назначен главой кабинета консерваторов и германофилов, Фердинанд I признал поражение, и Румыния потребовала мира . Розетти невзлюбил Маргиломана и сразу же подал в отставку с административной должности, но тем не менее воспринял этот момент как подтверждение своих предсказаний, призвав Карпа заменить Маргиломана и вывести Румынию на орбиту Германии. [ 139 ] В открытом письме, признаваясь в возродившейся «ненависти к немцам», он потребовал свержения короля Фердинанда и его королевского дома . Как отмечал монархист Йорга, этот документ, продукт «дурной моды», причинил королеве Марии большое горе . [ 140 ] В течение этого перерыва Розетти также начал писать авторские статьи в Димитрия С. Ненишеску газете Renaşterea , где он делал выговоры своему бывшему другу Брэтиану и другим политикам НЛП. [ 141 ] Другим местом его проведения была «Избанда» , «независимая демократическая газета». [ 142 ] который подвергся жесткой цензуре со стороны администрации Маргиломана. [ 143 ]
К сентябрю Центральные державы потерпели поражение на македонском фронте , что возродило надежды Румынии на победу Антанты. Был вновь зачислен во французскую армию как ярый антигерманец. [ 144 ] Раду-младший выступал посредником между Фердинандом и Армией Востока . [ 145 ] Ситуация в Румынии значительно улучшилась после заключения в Германии перемирия 11 ноября , которое ознаменовало падение Маргиломана. Раду-старший безуспешно баллотировался на место в Ассамблее на выборах 18 ноября . По словам Йорги, он по-прежнему пользовался значительной поддержкой населения Бухареста. [ 146 ] В то время Ренастеря опубликовал свои проекты земельной реформы. Критикуя Маргиломана за его уступки крестьянам, они вернулись к его прежнему радикализму, предложив сохранить некоторые крупные поместья в надежде, что это обеспечит конкурентоспособность и модернизацию сельского хозяйства. [ 147 ]
В декабре Раду-младший вернулся в Румынию вместе с генералом Бертло и миссией Антанты. [ 148 ] прежде чем провести два года в качестве военного атташе в Лондоне. [ 117 ] Его отец затем дожил до создания Великой Румынии , которая подтвердила ожидания сторонников Антанты, но, благодаря Маргиломану, включила также Бессарабию . Как отмечает Раду-младший, он был «благодарен» и не испытывал никакой обиды по отношению к НЛП, находясь в этом ряду отдельно от других консерваторов. [ 149 ] Севастос цитирует его слова: «Вы даже не представляете, как я рад, что моя германофилия оказалась неправа», — хотя он также предупреждает, что любые достигнутые успехи все еще хрупкие. [ 150 ] Между тем его идеи по аграрным вопросам оказали длительное влияние на поздний попоранизм, который в межвоенный период стал официальной доктриной Крестьянской партии , а затем Национальной крестьянской партии . [ 151 ] По словам политэконома Иона Веверки, Розетти, Йорга и Доброжану-Гереа также были представителями этапа в румынской экономической теории, между классической экономикой и культурным релятивизмом . [ 152 ] Более того, работа Розетти по истории молдавского села стала источником для Йоргу Иордана исследований по региональной топонимике . [ 153 ]
Мемуары и последние годы
[ редактировать ]
В первые 1920-е годы Розетти-старший проводил лето за писательством, приглашенный другом-землевладельцем разделить свои поместья в Траяне и Филипешти ; Сообщается, что он работал над своими томами по недавней истории, которые включали (никогда не публиковавшийся) объемистый отчет о войне, который он должен был назвать O partidă de stos («Игра в бассет », насмехаясь над политическими сделками Брэтиану). [ 154 ] Его договор об аренде распался, когда администратор поместья заподозрил гостя и заставил его уйти. Он жил на шоссе Штефан чел Маре в Бухаресте, «скромном, обшарпанном месте, убежище ученого». [ 154 ] Розетти вернулся к издательскому делу в 1920–1921 годах с двумя избранными «Молдавскими сказками» ( Poveşti moldoveneşti ). [ 4 ] [ 155 ] Затем он написал мемуары 1922 года «Аминтири» . Йорга признал его «драгоценным» источником. [ 156 ] а писатель Артур Сильвестри назвал его сборником «исключительного качества». [ 157 ] Часть его использовалась как устная история , собирая свидетельства старейшин Розетти, включая подробности еврейской терпимости и погромов , а также грабежей и изнасилований со стороны мародерствующих османов. [ 158 ] и смешение румын и рабов-цыган. [ 124 ] [ 157 ] В своих полемических фрагментах он показал проблески русофобии автора и критику манориализма с насмешками в адрес землевладельцев, таких как Косташ Коначи . [ 159 ]
Как отметил историк литературы Джордж Кэлинеску , в целом сериал показал, что класс бояр «невероятно устарел», «ослеплен» «новым либеральным обществом»; Стиль Розетти был «всегда приятным». [ 160 ] Точно так же Орнеа заключает, что «симпатическую реконструкцию [они предлагают] можно считать вполне надежным документом», но также и «настоящей литературой». [ 161 ] Критик Евгений Ловинеску хвалит Розетти как одного из великих и отчетливо молдавских рассказчиков, ставя его рядом с Георге Сионом и Думитру К. Морузи . [ 123 ] в то время как Сильвестри сравнивает Розетти и его современника Константина Гане как двух людей, пересказавших историю с «выдающейся эпической жилкой». [ 157 ] «Сказки», изображающие более отдаленное прошлое Молдавии, были заметно более смелыми в тематике и конфликте. Кэлинеску хвалил их за свои совершенные повествования, они включали эпизоды двойной игры в отношении земельной собственности, мстительной кастрации и насильственного обращения в религию. [ 162 ]
К апрелю 1923 года он снова часто посещал Viata Românească в новом клубе попоранистов в Бухаресте. Модернист Феликс Адерка , который также нанес визит, вспоминает, что «лилейно-белый» Розетти проявлял признаки старости, описывая средневековые генеалогии мастеру переплетной мастерской. [ 163 ] Также в том же году Розетти косвенно внес свой вклад в историю румынского кино , поскольку одна из его новелл стала основой для » Альфреда Хальма «Цыганки в алькове . Утраченный фильм в адаптации Бельдимана (который также появляется в нем как Тавернер Штрул), [ 164 ] он известен тем, что в главных ролях снялись Эльвира Попеску и Ион Финтештяну , [ 165 ] а также за изображение сексуального насилия бояр над своими рабынями. [ 124 ] [ 157 ] Это был один из самых популярных румынских фильмов того периода, превзошедший успех большинства зарубежных импортных фильмов. [ 166 ]
Последней научной работой Розетти была статья 1923 года о средневековой Молдавии от Лацку до Александра I. [ 66 ] за ним в 1924 году вышло третье издание Cu paloşul . [ 155 ] Его литературному успеху помешала серьезная болезнь сердца. Эта болезнь также не позволяла ему заниматься своими любимыми занятиями, в том числе пешими походами и фотографированием жизни в румынских Карпатах . [ 167 ] Вместо этого он обратился к графологии , создавая удостоверения личности дочерей Севастоса на основе их почерка. [ 168 ] В последние годы жизни он опубликовал некоторые из своих фрагментарных мемуаров в журнале Adevărul Literar şi Artistic , выпущенном его другом Севастосом. Как вспоминает последний, стареющий писатель больше не мог подниматься по лестнице Адевэрула офисного здания . Ему также было трудно забираться в бухарестские трамваи, которые ему часто приходилось останавливаться, чтобы прийти в себя от учащенного сердцебиения. [ 150 ] Как отмечал Сильвестри, он был «почти забыт современниками», заперт в своем «изысканном, но не богатом доме». [ 12 ] Розетти умер 12 февраля 1926 года в санатории в Бухаресте. По словам Севастоса, его смерть была безболезненной, хотя до конца он оставался «одиноким, несчастным, что не смог завершить намеченные дела». [ 150 ] Его тело было похоронено на кладбище Беллу , участок 97. [ 169 ]
Наследие
[ редактировать ]В своем некрологе для Viata Românească социолог Михай Раля приветствовал покойного Розетти как боярина, ставшего прогрессивным, и, следовательно, как воплощение щедрости. По словам Раля, он был ответом Румынии Филиппу Эгалите и Уильяму Юарту Гладстону ; «В литературе Раду Розетти сыграл роль румынского Вальтера Скотта ». [ 170 ] Вторая и последняя часть «Аминтири» вышла в 1927 году. [ 123 ] с «Молдавскими сказками», пародированными на Viaa Românească Пасторелом Теодореану . [ 171 ] Старший сын историка, с 1924 года бригадный генерал Розетти, продолжил научную деятельность и в 1927 году поступил в Румынскую академию, возглавив библиотеку Академии вместо Биану. [ 117 ] [ 172 ] Хотя он ненавидел фашизм, [ 173 ] он согласился служить министром образования при Ионе Антонеску в 1941 году. По словам Бойя, предупреждение Розетти о России в 1914 году было неточным для своего времени, но «ужасно близко к фактам», если рассматривать его в связи с советской оккупацией 1944–1958 годов . [ 127 ] Причастный к делу Антонеску на основании доктрины коллективной ответственности , Розетти-младший был приговорен Румынским народным трибуналом . [ 174 ] Он умер в тюрьме Вэкэрешть . [ 117 ] [ 175 ] и разделяет могилу своего отца в Беллу. [ 169 ]
Виктор Бельдиман пережил своего тестя на два десятилетия и умер в июле 1946 года. [ 176 ] - он не дожил до провозглашения коммунистического режима в Румынии в 1948 году. Магдалена Розетти-Бельдиман пережила коммунистические преследования, укрывая вдову Брэтиану в собственной квартире. [ 177 ] У ее брата генерала остались три дочери и один сын, которого тоже звали Раду. [ 117 ] который провел время в тюрьме и под наблюдением за контакты с философом-диссидентом Константином Нойкой . [ 178 ] В то время Розетти-старший, хотя его все еще считали авторитетом в аграрных вопросах, был официально назначен «историком буржуазии и землевладельцев». [ 179 ] В его включении в обзор румынских исторических писаний Константина К. Анхелеску 1964 года дата его рождения была указана как неизвестная, а также опущено упоминание о La Roumanie et le Juifs - ошибки, о которых сообщил официальный журнал Studii . [ 180 ] Двенадцать лет спустя Сильвестри отметил: «Человек, ныне стертый из литературной памяти, слывет любителем, создавшим так называемые исторические романы, свободно фантазирующие на основе какой-то документации. Не так! [...] Раду Розетти [был] интеллектуалом с самыми разнообразными интересами и, несомненно, исключительным писателем». [ 12 ] После падения коммунизма вклад Розетти был пересмотрен, а их работы переизданы, включая переиздание «Аминтири» 2011 года с предисловием Неагу Джувара . [ 181 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ангелуцэ и др. , с. 125; Маргиломан, IV, с. 166.
- ^ Сорин Ифтими, «Старые башни Ясс», в Monumentul , Vol. IV, 2002, [np]
- ^ Сорин Ифтими, «Геральдика и архитектура», в Monumentul , Vol. VII, 2006, с. 498.
- ^ Jump up to: а б с д Александру Пиру , «Розетти Раду», в Ауреле Сасу (ред.), Биографический словарь румынской литературы , Том. II, с. 492. Питешть: Издательство «Паралела» 45 , 2004. ISBN 973-697-758-7
- ^ Орнеа (1988), стр. 84–86.
- ^ Джорджета Филитти, «Fiche de cadres la 1828», в Magazin Historic , май 2001 г., стр. 36.
- ^ Стела Мариеш, «Владение недвижимостью иностранных граждан из Молдовы в дорегулятивный период», в журнале History Magazine , выпуск 11/1975, стр. 1681–1682.
- ^ Джордж Мисаил , «13 сентября [ так в оригинале ] 1848 года. Заключение», в Revista Literară , Vol. XIX, выпуск 33, ноябрь 1898 г., с. 517.
- ^ Михаил Когэлничану , «Я выступал против избрания и правомочности г-на Александру К. Моруди», в Românul ŭ , 26 декабря 1861 г., стр. 1134.
- ^ Богдан-Дуйка, стр. 805–807; Кэлинеску, с. 677; Орнеа (1988), с. 85.
- ^ Бельдиман, стр. 139–143; Орнеа (1988), стр. 85–86.
- ^ Jump up to: а б с Сильвестри, с. 1.
- ^ Jump up to: а б Михай Рэзван Унгуряну (редактор), Великая архондология бояр Молдавии (1835–1856) , с. 175. Яссы: Университет Александру Иоана Кузы , 2014. ISBN 978-606-714-007-1
- ^ Пол Пэлтэнеа, «Из оригинальной переписки Косташа Негри», в Carpica , Vol. XXII, 1991, с. 12.
- ^ Николае Йорга , Исторические свидетельства о жизни и правлении Штирбей-Водэ (По итогам переписки Штирбей-Водэ, I) , стр. 361–363. Бухарест: Институт графических искусств и издательство Минерва, 1905 г. ОСЛК 555620005
- ^ Jump up to: а б с Орнеа (1988), с. 87.
- ^ Николае Йорга , История румын. Том 9: Объединители , стр. 124–128. Бухарест и Валении-де-Мунте: румынское графическое поселение Датина, 1938 год. ОСЛК 490479129
- ^ Мариус Челку, «Найден архив: цензурные файлы из Библиотеки Академии», в Журнале Библиотеки Румынской Академии , Vol. Т. 2, выпуск 1, январь – июнь 2017 г., с. 88–89.
- ^ Богдан-Дуйка, с. 812.
- ^ Симион-Александру Гавриш, «Молдавский консерватизм в «федералистской» интерлюдии (1859–1862): Ласкэр Катарджиу», в Archiva Moldavia , Vol. Х, 2018, с. 94–95, 100–104.
- ^ Розетти, стр. 9–14, 30–31.
- ^ Севастос, с. 217.
- ^ Розетти, стр. 100-1. 16, 45. См. также Орнеа (1988), стр. 100–1. 87–88, 95–96; Севастос, с. 215.
- ^ Севастос, с. 215.
- ^ Палач (2010), с. 292; Орнеа (1988), стр. 87–88, 89–90.
- ^ Розетти, стр. 14–16.
- ^ Розетти, стр. 15, 24, 56.
- ^ Розетти, стр. 14–15, 172–173.
- ^ Палач (2010), стр. 67–68; Розетти, с. 15.
- ^ Розетти, с. 14.
- ^ Розетти, стр. 22–25.
- ^ Орнеа (1988), стр. 87–89; Розетти, стр. 11–14, 21–22, 29–30.
- ^ Розетти, стр. 18, 20–21, 24–25.
- ^ Розетти, стр. 10, 18–20, 27–28, 41, 68–71.
- ^ Розетти, с. 18.
- ^ Розетти, с. 21.
- ^ Розетти, с. 32.
- ^ Розетти, стр. 13, 20, 29–32. См. также Орнеа (1988), стр. 87–89.
- ^ Розетти, стр. 44–45.
- ^ Орнеа (1988), стр. 95–98; Розетти, стр. 45, 189. См. также Йорга, «История литературы...» , с. 11.
- ^ Розетти, стр. 36, 45.
- ^ Розетти, стр. 45–46.
- ^ Розетти, с. 46.
- ^ Розетти, стр. 47–51, 58.
- ^ Розетти, стр. 51–56.
- ^ Розетти, стр. 71–73, 77.
- ^ Розетти, стр. 73–75.
- ^ Розетти, стр. 77–78.
- ^ Розетти, стр. 76, 78–81.
- ^ Розетти, с. 81.
- ^ Орнеа (1988), с. 90; Розетти, стр. 80–81.
- ^ Розетти, стр. 58, 82.
- ^ Розетти, стр. 82–83, 89–95.
- ^ Кэлинеску, с. 678; Сильвестри, с. 2.
- ^ Орнеа (1988), с. 98.
- ^ Орнеа (1988), с. 90.
- ^ Орнеа (1988), с. 90; Розетти, с. 106.
- ^ Розетти, с. 106.
- ^ Паприка (2010), с. 292; Орнеа (1988), с. 90.
- ^ Орнеа (1988), стр. 90–92.
- ^ Розетти, с. 113.
- ^ Розетти, стр. 106, 113–114, 132–133, 167, 169, 182.
- ^ Розетти, стр. 114, 136.
- ^ Jump up to: а б Розетти, с. 162.
- ^ Jump up to: а б Бойя (2010), с. 292.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Штефан Штефанеску , «Розетти, Раду И.», в Энциклопедии румынской историографии , стр. 284. Бухарест: Научно-энциклопедическое издательство , 1978.
- ^ Ангелуцэ и др. , стр. 121, 122; Орнеа (1988), стр. 97–98; Розетти, с. 183.
- ^ Ангелуцэ и др. , с. 122; Орнеа (1988), с. 97.
- ^ Розетти, с. 165.
- ^ Jump up to: а б «Элиас Шварцфельд», в L'Univers Isra Elite , том 71, выпуск 19, июль 1915 г., стр. 465–466.
- ^ Николае Йорга , Еврейская проблема в палате и заметки о старшинстве евреев в стране , стр. 16–17. Валений де Мунте: Румынская нация , 1910.
- ^ Розетти, стр. 164–165.
- ^ Jump up to: а б А.Г., «Новые книги. Румыния и евреи , автор Веракс», в Journal des Débats , выпуск 248/1903, стр. 3.
- ^ «Обзор прессы. Доктор Гастер и евреи Румынии», в L'Echo Zioniste , Vol. 5, выпуск 6, июнь 1904 г., с. 108.
- ^ Jump up to: а б А. Буэ, «Отчеты. Румыния и евреи Веракса», в Journal des Économistes , Vol. I, выпуск 1, январь 1904 г., стр. 130–131.
- ^ Заключительный отчет , стр. 29–30.
- ^ Оитяну (2009), с. 159.
- ^ Розетти, стр. 56–57, 67.
- ^ Ангелуцэ и др. , с. 120.
- ^ Розетти, стр. 182–183.
- ^ Jump up to: а б Розетти, с. 188.
- ^ Розетти, стр. 183–190.
- ^ Орнеа (1988), с. 97; Розетти, с. 183.
- ^ Херсени, с. 491–493. См. также Бойя (1982), стр. 262–263.
- ^ Паприка (1982), стр. 262–263; Марсель Катринар, «Дворянство и крестьянство в хронике Григоре Уреке. Исторические интерпретации», в Сучаве. Ежегодник Музейного комплекса Буковины , Тт. XXIX–XXX, II, 2004, стр. 19–20.
- ^ Орнеа (1988), с. 84.
- ^ Штефан Штефанеску , «Димитре Ончул – выдающийся историк поколения Великого Союза», в Димитрие Ончуле , Избранные сочинения (1856–1923) , стр. xiv–xv. Бухарест: Издательство Академии , 2006. ISBN 978-973-27-1322-8
- ^ Розетти, с. 183.
- ^ Розетти, с. 185.
- ^ Херсени, с. 491, 529, 592.
- ^ Розетти, стр. 188–190.
- ^ Орнеа (1988), стр. 91–92.
- ^ Розетти, с. 189. См. также Орнеа (1988), с. 98.
- ^ Розетти, стр. 192–193.
- ^ Доброжану-Гереа, стр. 61–62, 76, 80, 84, 92, 128–129.
- ^ Паприка (1982), стр. 263–264 и (2010), стр. 292, 295, 297; Херсени, с. 493; Сильвестри, с. 2.
- ^ Мэтью и Миок, с. 10.
- ^ Георге Зане , Исследования , стр. 470, 498, 525–527, 532–535. Бухарест: Издательство Эминеску , 1980.
- ^ Заключительный отчет , с. 29; Иван Т. Беренд , История сошла с рельсов: Центральная и Восточная Европа в долгом девятнадцатом веке , с. 250. Беркли: Калифорнийский университет Press , 2003. ISBN 978-052-093-209-8
- ^ Бойя (1982), с. 262.
- ^ Шербан Чокулеску , «Аспекты эминесской социальной критики. Маргиналы к «Письму III»», в Eminesciane Studies. 75 лет со дня смерти поэта , с. 250–251. Бухарест: Литературное издательство , 1965.
- ^ Доброжану-Гереа, стр. 65, 92, 95, 127, 175–177.
- ^ Анри Х. Шталь , Воспоминания и мысли из социологических монографий старой школы , с. 22. Бухарест: Издательство Минерва , 1981. ОСЛК 8929819
- ^ Доброжану-Гереа, стр. 176, 391–392.
- ^ Доброжану-Гереа, стр. 184–185, 189, 193–194, 208–209, 372. См. также Boia (1982), стр. 266–267.
- ^ Орнеа (1988), стр. 156–159, 165.
- ^ Jump up to: а б Ангелуцэ и др. , с. 121.
- ^ Роман, стр. 271, 281.
- ^ Роман, стр. 270, 276, 284.
- ^ Ангелуцэ и др. , с. 122; Паприка (1982), стр. 263–266; Йорга, История литературы... , с. 204; Розетти, с. 189.
- ^ Севастос, с. 214.
- ^ Йорга, История литературы... , с. 204.
- ^ Николае Йорга , Жизнь человека. Как было. Том II: Борьба , стр. 142. Бухарест: Издательство Н. Строилэ, 1934.
- ^ Байкулеску и др. , стр. 407, 602.
- ^ Палач (2010), с. 297; Розетти, стр. 194–195.
- ^ Николае Йорга , Люди, которые были , Vol. II, стр. 106–107. Бухарест: Издательство Royal Foundations , 1935.
- ^ Jump up to: а б с д и ж (на румынском языке) Николае Петреску-Реди, «Генерал Раду Р. Розетти, между небольшим поместьем - Брустуроаса и большим поместьем - Румыния» , в «Литературных беседах » , декабрь 2015 г.
- ^ Палач (2010), стр. 67–68, 295.
- ^ Палач (2010), с. 292; Орнеа (1988), стр. 91–92.
- ^ Jump up to: а б Ангелуцэ и др. , с. 122.
- ^ Ойштяну (2009), стр. 11, 32, 441.
- ^ Кэлинеску, с. 678.
- ^ Jump up to: а б с Евгений Ловинеску , История современной румынской литературы , стр. 200–201. Кишинев: Издательство «Литера» , 1998. ISBN 9975740502
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Андрей Ойштяну , «Ius primae noctis. Сексуальные привилегии бояр перед цыганками (I)» , в Revista 22 , выпуск 1184, ноябрь 2012 г.
- ^ Розетти, стр. 15–16.
- ^ Бойя (2010), с. 293.
- ^ Jump up to: а б Бойя (2010), с. 294.
- ^ Ангелуцэ и др. , стр. 120–121, 122; Палач (2010), стр. 100, 294–295.
- ^ Палач (2010), стр. 100, 294–295.
- ^ Палач (2010), стр. 55, 297–298.
- ^ (на румынском языке) Ион Агригороайи, «Петре П. Карп и газета Молдова » , в Revista Română ( ASTRA ), выпуск 3/2006.
- ^ Маргиломан, I, с. 299.
- ^ Бойя (2010), с. 295.
- ^ Бойя (2010), с. 297; Секретарь, с. 31.
- ^ Палач (2010), стр. 45, 295.
- ^ Палач (2010), стр. 295–296.
- ^ Маргиломан, II, стр. 391–392, 452.
- ^ Маргиломан, III, с. 206.
- ^ Бойя (2010), стр. 296.
- ^ Йорга, Мемуары , II, стр. 32–33.
- ^ Палач (2010), стр. 51, 296.
- ^ Байкулеску и др. , с. 343.
- ^ Канчиков, с. 645.
- ^ Канчиков, с. 649.
- ^ Йорга, Мемуары , II, стр. 105–106.
- ^ Йорга, Мемуары , II, с. 261.
- ^ Паприка (2010), с. 297. См. также Кэлинеску, с. 678.
- ^ Канчиков, с. 649; Маргиломан, IV, с. 166, 169–170.
- ^ Бойя (2010), с. 297.
- ^ Jump up to: а б с Севастос, с. 218.
- ^ Ливиу Неагое, «Третий путь»: аграризм и интеллектуальные дебаты в межвоенной Румынии», в Ежегоднике Института истории Г. Баритиу , Vol. XLVI, 2009, стр. 4, 16; Орнеа (1988), стр. 94–95, 159, 165–166.
- ^ Ион Веверка, «Экономическое мышление в Румынии. Попытка синтетического понимания», в Revista Fundaşiilor Regale , выпуск 9/1935, стр. 706–709.
- ^ Даниэла Бутнару, «Йоргу Иордан, топонимист», в Ежегоднике лингвистики и истории литературы , Vol. Л.В., 2016, с. 51–52.
- ^ Jump up to: а б Севастос, с. 217–218.
- ^ Jump up to: а б Кэлинеску, с. 1015.
- ^ Йорга, История литературы... , с.
- ^ Jump up to: а б с д Сильвестри, стр. 2.
- ^ Миронеску, с. 11; Оитяну (2009), стр. 33, 156, 399, 410.
- ^ Миронеску, с. 11.
- ^ Кэлинеску, с. 677.
- ^ Орнеа (1988), стр. 92–93.
- ^ Кэлинеску, стр. 677–678.
- ^ Александру Пиру , Жизнь Г. Ибраиляну , стр. 128–129. Бухарест: Издательство Royal Foundations , 1946.
- ^ Кэлин Станкулеску, Книга и фильм , с. 9. Издательство Бухарестской библиотеки, 2011. ISBN 978-606-8337-27-2
- ^ Михаэла Гранча, Раду Шербан, «Промышленность и искусство, этика и эстетика в межвоенном фильме. Некоторые реалии и мнения из румынской культурной среды», в Лучиане Настасе, Драгог Сдробиш (ред.), Культурная политика и интеллектуальные модели в Румынии , п. 42. Клуж-Напока: Издательство «Мега», 2013. ISBN 978-606-543-390-8
- ^ Олтея Василеску, «Фильм. Файлы из прошлого кинотеатра в Олтении (IV)», в Рамури , выпуск 1/1972, стр. 21.
- ^ Севастос, стр. 214–218.
- ^ Севастос, стр. 214–215.
- ^ Jump up to: а б Георгий Г. Безвичони, Столичный некрополь , с. 240. Бухарест: Институт истории Николае Йорги , 1972.
- ^ Михай Раля , «Разное. Смерть Раду Розетти», в Viaa Românească , Vol. XVIII, выпуски 2–3, с. 368.
- ^ Миронеску, с. 10.
- ^ Секретарь, стр. 31–32.
- ^ Секретарь, г-н. 32.
- ^ Заключительный отчет , с. 318.
- ^ Секретарь, г-н. 33.
- ^ «Последний час. Различные новости», в Адевэруле , 5 июля 1946 г., с. 4.
- ^ (на румынском языке) З. Орнеа , «Memoirile sotilor Brătianu» , в «Литературной Румынии» , выпуск 40/1999.
- ^ (на румынском языке) Габриэль Андрееску , «Предварительные сведения. Ученые, оппоненты и документы. Манипулирование архивом безопасности (фрагмент)» , в приложении «Культура» , выпуск 382, январь 2013 г., стр. 12–13.
- ^ Мэтью и Миок, с. 13.
- ^ «Дискуссии. Современная историография Румынии. Тематические », в исследованиях. Журнал History , выпуск 4/1965, с. 925.
- ^ Миронеску, пассим .
Ссылки
[ редактировать ]- Итоговый отчет Международной комиссии по Холокосту в Румынии . Яссы: Полиром , 2004. ISBN 973-681-989-2
- Лукреция Ангелуцэ, Саломея Ротару, Лиана Миклеску, Марилена Апостолеску, Марина Вазака, Современная румынская библиография (1831–1918). Том. IV: РЗ . Бухарест: Научно-энциклопедическое издательство , 1996. ISBN 973-27-0501-9
- Джордже Байкулеску, Джорджета Рэдуйка, Неонила Онофрей, румынские периодические издания (газеты, газеты, журналы). Том. II: Алфавитный каталог 1907–1918 гг. Приложение 1790–1906 гг . Бухарест: Издательство Академии , 1969.
- Руксандра Бельдиман, «О портрете мисс Аглае Гика работы Эрнста Вильгельма Ритшеля. Портреты женских личностей из румынских стран в национальных костюмах середины XIX века», в журнале «История искусств». Изобразительное искусство , Том. 2, выпуск 46, 2012, с. 139–149.
- Георге Богдан-Дуйка , «Despre Costache Rolla, cumnatul lui V. Alecsandri», в Трансильвании , Vol. ЛИИ, выпуски 9–12, октябрь – декабрь 1921 г., стр. 799–813.
- Люциан Бойя ,
- «Аграрная проблема в румынской историографии в начале 20 века», в Revista de Istorie , выпуск 2/1982, стр. 257–271.
- «Германофилы». Румынская интеллектуальная элита в годы Первой мировой войны . Бухарест: Хуманитас , 2010. ISBN 978-973-50-2635-6
- Джордже Кэлинеску , История румынской литературы от ее истоков до наших дней . Бухарест: Издательство Минерва , 1986.
- Василе Т. Канчиков, Личные впечатления и мнения во время румынской войны , Том II. Бухарест: Atelierele Universul , 1921.
- Константин Доброжану-Гереа , Неойобэгия. Экономико-социологическое исследование нашей аграрной проблемы . Издатель книжного магазина Socec & Comp. , 1910.
- Траян Херсени , «Социология», Николае Багдасар , Траян Херсени, С.С. Бырсэнеску (ред.), История современной философии, V. Румынская философия от ее истоков до наших дней , стр. 437–598. Бухарест: Румынское философское общество, 1941.
- Николае Йорга ,
- Мемуары, Том. II: (Ежедневные заметки, май 1917 г. – март 1920 г.). Национальная война. Борьба за новую политическую жизнь . Бухарест: Национальное издательство Чорней , 1930. ОСЛК 493897808
- История современной румынской литературы. II: В поисках дна (1890–1934) . Бухарест: Издательство Adevĕrul , 1934.
- Александру Маргиломан , Политические заметки , Тт. I–IV. Бухарест: Издательство Института графических искусств Эминеску, 1927.
- Мистер. Матей, Дамашкин Миок, «Данные об аграрной проблеме в Румынии в конце XIX века», в сб. Исследования. Журнал History , выпуск 5/1958, стр. 5–31.
- (на румынском языке) Дорис Миронеску, «Раду Розетти, летописец старого мира» , в приложении «Культура » , выпуск 323, сентябрь 2011 г., стр. 10–11.
- Андрей Ойштяну , Изобретая еврея. Антисемитские стереотипы в румынской и других культурах Центральной и Восточной Европы . Линкольн: Университет Небраски Press , 2009. ISBN 978-0-8032-2098-0
- З. Орнеа , Интерпретации . Бухарест: Издательство Эминеску , 1988.
- Ливиу Юлиан Роман, «Вовлечение элиты Молдовы в отмену цезуры. Соображения по поводу первого закона о прессе на румынском пространстве - 13 мая 1856 г.», в «Радуц Билбие», Михаэла Теодор (ред.), Культурная элита и пресса (Национальный конгресс истории прессы, 6-е издание), стр. 268–285. Бухарест: Военное издательство , 2013. ISBN 978-973-32-0922-5
- Раду Р. Розетти , «Исповедь», И. Бухарест: Литературные беседы , 1933.
- (на румынском языке) Василе Секриеру, «Раду Р. Розетти - военный историк, академик и библиотекарь» , в Bibliographic Confluences , выпуски 1–2/2006, стр. 31–33.
- Михаил Севастос , Воспоминания из румынской жизни . Бухарест: Литературное издательство , 1966.
- Артур Сильвестри , «Старый писатель: Раду Розетти», в Luceafărul , Vol. XIX, выпуск 7, февраль 1976 г., стр. 1–2.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 1853 рождения
- 1926 смертей
- Писатели-мужчины XIX века
- Румынские историки XIX века
- Румынские романисты XIX века.
- Румынские историки ХХ века
- Румынские писатели ХХ века
- Историки Румынии
- Историки сельского хозяйства
- Историки евреев и иудаизма
- Историки России
- Историки рабства
- Историки права
- Румынские писатели-юристы
- Устные историки
- Румынские фермеры XIX века
- Румынские фермеры 20-го века
- Румынские аграрии
- румынские земледельцы
- Румынские архивисты
- Румынские специалисты по генеалогии
- Румынские медиевисты
- История цыган в Румынии
- Румынские социологи
- Экономические социологи
- Сельские социологи
- эссеисты XIX века
- эссеисты 20-го века
- Мужчины-эссеисты
- Румынские эссеисты
- Румынские журналисты общественного мнения
- Румынские пропагандисты
- Румынские писатели-мужчины
- Румынские исторические романисты
- Авторы рассказов XX века
- Румынские писатели рассказов мужского пола
- Румынские писатели рассказов
- Румынские мемуаристы
- Румынские писатели на французском языке
- Графологи
- Румынские фотографы XX века
- Путешественники
- Румынские эмигранты в Швейцарии
- Люди Третьей Карлистской войны
- Румынский народ Первой мировой войны
- Румынские контрабандисты
- Румынские государственные служащие
- Румынские геодезисты
- Префекты Румынии
- Мэры городов в Румынии
- Румынские тюремные чиновники
- Администрация румынской больницы
- Члены Палаты депутатов (Румыния)
- Политики Консервативной партии (Румыния, 1880–1918)
- Попоранисты
- Антироссийские настроения в Европе
- Антисемитизм в Румынии
- Авторы правды
- Политики из Ясс
- Писатели из Ясс
- Семья Розетти
- Молдавское дворянство
- Выходцы из Объединённых княжеств Молдавии и Валахии.
- Члены Румынской Православной Церкви
- Цензура в Румынии
- Похороны на кладбище Беллу