Jump to content

Раду Розетти

Раду Розетти
Рожденный ( 1853-09-14 ) 14 сентября 1853 г.
Умер 12 февраля 1926 г. (1926-02-12) (72 года)
Другие имена Родольф Розетти, Веракс
Академическая работа
Эра 19 и 20 века
Школа или традиция
Основные интересы
Известные работы Земля, селяне и хозяева в Молдове (1906 г.)
За что бунтовали крестьяне? (1907)
Под влиянием Константин Доброжану-Гереа , Раду Р. Розетти

Раду Розетти ( Французский Родольф Розетти ; [ 1 ] 14 сентября 1853 — 12 февраля 1926) — молдаванин , позднее румын , политик, историк и писатель, отец генерала Раду Р. Розетти и видный член семьи Розетти . С самого начала придерживаясь традиционалистского консерватизма , он принял прогрессивные аграрные позиции и экспериментировал с модернизацией своего поместья в Кайуцах . Молдавский регионалист, занимающий левую позицию в Консервативной партии , он более или менее формально сотрудничал с национал-либеральной оппозицией во время своего пребывания на посту префекта городов Роман , Брэила и Бакэу . Также проработав два срока в Ассамблее депутатов и некоторое время проработав генеральным директором тюрем, Розетти придерживался антиэлитарной и реформистской позиции. Это настроило его против лидеров консерваторов, таких как Николае Филипеску и Титу Майореску , но его защищал Ласкэр Катарджиу , а позже - Петре П. Карп .

Розетти был финансово разорен из-за плохих инвестиций в торговлю зерном , и с 1898 года перешел на второстепенную работу в Министерстве иностранных дел . Хотя ему не хватало формального образования, он был ценным полиглотом и приобрел известность как ученый и социальный критик. Его ранние исследования были сосредоточены на правовой и социальной истории Молдавии, но позже он затронул более политически окрашенные темы. Умеренный антисемит и противник еврейской эмансипации , Розетти затем обратился к критике своего собственного класса и его манориализма , создав влиятельную парадигму в прогрессивной историографии. Принятый в ряды левого попоранизма в 1906 году, он предложил радикальную земельную реформу и предсказал крестьянское восстание 1907 года .

На ранних этапах Первой мировой войны, когда Румыния сохраняла нейтралитет , Розетти проводил кампанию на стороне Центральных держав . Он выступал против любого союза с Российской империей , опасаясь панславизма и поддерживая притязания Румынии на Бессарабию . Он был разочарован, когда страна встала на сторону России , и остался в Бухаресте , когда тот был оккупирован Центральными державами; вместе с Карпом и другими консерваторами он организовал коллаборационистскую бюрократию и служил в ней эфором гражданских больниц . Такой выбор контрастировал с выбором его сына, который стал героем войны. Воссоединившись с ним в послевоенной Великой Румынии , Розетти продолжил свою литературную карьеру, получив похвалы за свои последние работы как мемуарист и рассказчик. Одну из его «Молдавских сказок» экранизировал его зять Виктор Бельдиман .

Биография

[ редактировать ]

Молодость и ранние связи

[ редактировать ]

Будущий историк родился в Яссах , в ныне снесенном дворце, построенном Григоре Александру Гикой князем Молдавии в 1854–1856 годах и дедушкой Раду по материнской линии. [ 2 ] По отцовской линии он принадлежал к боярской семье Розетти , в которую входил Антоний Русет , который был молдавским князем-регентом с 1675 по 1678 год. Вопреки семейной легенде, он происходил не непосредственно от князя Антония, а скорее от брата Антония, Купара. Константин. [ 3 ] Прадедом ученого был Ласкарач Русет, а дедом - логофет Рэдукану Русет (1762–1838). [ 4 ] [ 5 ] Карьера последнего достигла пика во время русского вторжения 1806 года , когда, по словам Ивана Липранди , он показал себя «простым, но честным [и] всеми любимым человеком». [ 6 ] В 1809 году он произвел юридическую защиту против поселения русских в Молдавии и на этом основании добился своей собственной грамоты на Ковасну . [ 7 ] Во время греческой войны за независимость , которая частично велась на молдавской земле, помогал Гаврилу Истрати организовать партизанское движение против Священного отряда . [ 8 ] По окончании войны он также завладел землей, принадлежавшей запрещенной семье Морузи , но отправил им часть доходов; Александру Константин Морузи стал его зятем. [ 9 ]

Отец Розетти, администратор Рэдукану Русет Младший, изучал философию в Мюнхенском университете . [ 4 ] [ 10 ] Его мать Аглае Гика была второй женой Русета. Известная своей физической красотой, она получила художественное образование в Вене и по возвращении стала ярой румынской националисткой . [ 11 ] Ее муж изначально был особенно «диким» сторонником молдавского либерального радикализма . [ 12 ] Рэдукану-младший начал свою политическую карьеру в 1839 году в качестве Исправника Яссского уезда , затем некоторое время занимал пост главы администрации Верхней страны (1843). [ 13 ] Он стал близким другом и спонсором Костача Негри , вместе с которым он организовал в 1847 году протест против принца Михаила Стурдзы ; [ 14 ] в том же году он присоединился и к боярскому проекту создания коммерческого банка. [ 15 ] Хотя он превратился в консерватора, он всегда чувствовал солидарность со своими фермерами-арендаторами и требовал отмены барщины . [ 16 ]

Рэдукану и его брат Ласкар затем приняли участие в неудавшейся революции 1848 года и были ненадолго депортированы в Дунайский вилайет вместе с Александру Иоаном Кузой и их зятем Морузи. [ 17 ] Вернувшись после того, как Григоре Александру занял молдавский трон, Рэдукану служил молдавским Ворником в 1852 году, когда он курировал ранние этапы проекта по публикации полного корпуса государственных архивов. [ 18 ] В 1855 году он был Логофетом , или главой Министерства юстиции Молдавии. [ 13 ] Во время слияния Молдавии с соседней Валахией в Объединенные княжества Ласкэр поддержал прогрессивную Национальную партию . [ 19 ] в то время как Рэдукану стал одним из лидеров консервативной фракции в законодательном собрании Молдавии, объединившись с бывшими сепаратистами. [ 20 ]

Семья владела большим поместьем Кайуцы , недалеко от курортов Сланик-Молдова , которое было домом детства Раду и его братьев и сестер (брата и нескольких сестер, в том числе Аны и Марго Розетти). [ 21 ] Беспокойный и предприимчивый ребенок, Раду подтолкнул своего отца Рэдукану построить клетку, чтобы содержать его. [ 22 ] Позже, в юности, он обратился к более сидячему образу жизни. Носитель румынского языка, он выучил греческий язык у своей бабушки по отцовской линии; Позже он свободно владел французским (его любимым языком выражения), немецким, итальянским и испанским языками, а также имел практические знания латыни, а с 1888 года - старославянского языка . [ 23 ] Он также изучал английский язык, который считал «сплавом» французского и немецкого, неоднократно читая один и тот же непереведенный роман: «На десятом чтении я выучил английский». [ 24 ] Он учился в Яссах, Женеве, Тулузе (где окончил среднюю школу) и Париже. [ 4 ] его единственный диплом - степень бакалавра . [ 25 ]

Герб Рэдукану Русета

Во время своего пребывания в Швейцарии Розетти косвенно стал свидетелем падения Франции с капитуляцией Восточной армии ; Затем он увлекся консервативной и легитимистской политикой, занимаясь контрабандой оружия в Наварру во время Третьей Карлистской войны . [ 26 ] Вернувшись домой, он смягчил свою реакционную позицию. Как отметил Раду-младший, его отец стал «прогрессивным консерватором», восхищавшимся « государственным социализмом ». [ 27 ] Сообщается, что Раду-старший , выступая против традиционалистов и элитистов, таких как представители школы Джунимеа , считал, что боярские привилегии являются проклятием, и настаивал на том, что аристократы тоже должны зарабатывать себе на жизнь трудом. [ 28 ] Хотя он поддерживал Объединенные княжества (а с 1881 года - Королевство Румыния ), он сохранял консервативную неприязнь к валашцам, считая молдаван структурно превосходящими. [ 29 ] Раду унаследовал Кайуцы после смерти Рэдукану в июне 1872 года и использовал его лес для охоты, которую он обычно делал верхом на лошади. [ 30 ] Он принимал важных фигур румынской общественной жизни, в том числе Димитри Гика-Комэнешти , Димитри А. Грециану , Димитри Розетти Тескану , Анхеля Салиньи и Александру Б. Штирбей - таким образом, он культивировал как членов Национал-либеральной партии (НЛП), так и оппозиционной Консервативной партии . [ 31 ] Пожертвовав своей мечтой стать инженером, чтобы контролировать свое наследство, [ 16 ] Розетти питал надежды на модернизацию Кайуца во время перехода от манориализма к полному капитализму. Не имея возможности адаптировать свой образ жизни, он в конце концов поддался давлению рынка. [ 32 ]

Префект и писатель

[ редактировать ]

В июне 1876 года в православной церкви Святого Спиридона в Яссах Розетти женился на Генриете Богдан, ультраконсервативной внучке поэта Николае Димаша . [ 33 ] Ее отец, молдавский артиллерийский офицер Ласкэр Богдан, умер много лет назад, и ее сопровождал родственник Григоре Стурдза ; ее сестра Елена была замужем за уланским офицером Мишой Стурдза. [ 34 ] Розетти, которого хорошо любили фермеры-арендаторы и страстно стремился продвигать их дела, занимал пост мэра Кайуц. [ 35 ] Именно там Генриета родила детей: Раду (в 1877 г.), Анри (1879 г.), Эжена (1881 г.) и Магдалену (1882 г.). [ 36 ] Однако в 1888 году Розетти и вся его семья покинули поместье и поселились в Тыргу-Окне . Их новым домом стал таунхаус, когда-то принадлежавший Негри. [ 37 ] Этот шаг последовал за долгим спором о земле между Розетти и его сестрами, когда Раду взял на себя владение Рэдукэнени и уступил свое поместье Ане; оба поместья были в долгах и в конечном итоге были перепроданы, оставив Розетти безутешным до самой смерти. [ 38 ] Он продолжал осуществлять свою мечту земледельца, инвестируя свои деньги (вопреки совету Генриеты), чтобы заняться арендным сельским хозяйством в Урдештах , на земле, принадлежащей Джорджу Диаманди . [ 39 ]

С декабря 1888 года, поощряемый историками Иоаном Биану и Богданом Петричеику Хасдеу , Розетти опубликовал свои первые работы по генеалогии и аграрной истории в периодическом издании Revista Nouă . [ 40 ] Формально присоединившись к консерваторам, [ 41 ] его первый важный государственный пост был префектом графства Роман в августе 1889 года. Это последовало за приходом к власти премьер-министра Ласкара Катарджиу , который назначил Розетти в надежде обуздать социалистическую агитацию в этом районе. Он подал в отставку после довольно короткого перерыва после смещения Катарджиу. На протяжении большей части 1890 года он тяжело болел после приема таблеток от ожирения и лечился у Жан-Мартена Шарко в Париже. [ 42 ] Он вернулся в 1891 году и был избран в Собрание депутатов от округа Фэлчу в 3-й коллегии выборщиков, а затем переизбран в 1892 году . Это были интенсивные кампании, в которых Розетти противостоял оппозиционному Раду Раля. [ 43 ]

В октябре он был назначен префектом округа Брэила , и на эту должность он устроился, поскольку ухудшающееся здоровье его жены требовало передовых медицинских услуг. Как посторонний, Катарджиу попросил его провести аудит местного отделения консерваторов, к неудовольствию младшего партийного лидера Николае Филипеску . Филипеску начал саботировать работу Розетти; последний связался с Биану и через него с председателем НЛП Димитри Стурдзой , чтобы помочь ему назначить двухпартийный совет авторитетных людей. Когда новости об этой попытке партнерства разошлись по всей стране, консерваторы были раздражены. [ 44 ] После очередной серии проблем, включая пандемию холеры (с которой в конечном итоге справился Якоб Феликс ), наводнения на Дунае и забастовки докеров, [ 45 ] Розетти перешел на аналогичную должность в округе Бакэу в октябре 1893 года. Он инициировал антикоррупционную кампанию и различные общественные работы, но также апеллировал к кумовству, например, когда он обеспечил победу своего протеже Г.И. Донича в выборы в Ассамблею. [ 46 ] К апрелю 1894 года агитаторы НЛП подстрекали крестьян против консервативной налоговой реформы, что вызвало беспорядки в Ардеоани и Ракэчуни . Голоса в его собственной партии назвали Розетти ответственным за 17 раненых жандармов и неизвестное количество крестьян, подвергшихся жестокому обращению во время возмездия. [ 47 ]

Во время своего пребывания в Бакэу Розетти нажил еще одного врага: своего племянника, местного босса консерваторов Ойгена Гика-Комэнешть , который категорически возражал против программы реформ. [ 48 ] В январе 1895 года, когда Катарджиу все еще был премьер-министром, Розетти подал заявление на вакантную государственную должность - генерального директора тюрем. Он получил свое назначение и вместе с Василикой Розетти (родственником, работающим в румынской полиции ) попытался реформировать тюремную бюрократию и подавить мелкую коррупцию. [ 49 ] В то время газета НЛП « Воинца Националэ» опубликовала статью, согласно которой он жестоко сковывал заключенных Мэргинени ; Розетти отверг обвинения. [ 50 ]

В октябре того же года, когда правительство перешло к правительству НЛП во главе со Стурдзой, Розетти был уволен по традиции, согласно которой смена власти привела к массовой замене государственных служащих сторонниками нового руководства. [ 51 ] К тому времени его проект Урдешти оказался провальным: Розетти потерял большую часть своих инвестиций из-за падения цен на зерно. [ 52 ] Не имея постоянного места жительства, Розетти жил со своими родственниками Богдана в Градинцах , затем в ретрите в Агапии , в то время как его сыновья учились в Яссах и Бухаресте . Именно здесь он начал работу над своим первым историческим романом «Cu palořul » («С длинным мечом»). [ 53 ] описывающая жизнь и приключения I. Богдана [ 54 ] Впервые он появился как фельетон в консервативной ежедневной газете Epoca . [ 55 ]

Архивариус, геодезист и антисемитский полемист.

[ редактировать ]
Гравюра 1876 года, в которой говорится о насилии в отношении евреев Ясс , переиздана "Verax" с комментарием, в котором утверждается, что инцидента "никогда не было".

Попав в беду из-за того, что у него не было средств на достойную жизнь, а отсутствие университетского образования означало, что он не мог стать юристом или профессором, Розетти искал профессиональную работу, относительно безопасную от превратностей политики. [ 56 ] Одним из таких оазисов в то время было Министерство иностранных дел . Он подал заявление туда, и в апреле 1898 года, когда Стурдза был одновременно премьер-министром и министром иностранных дел, его наняли помощником архивариуса, чему снова помог Биану. [ 57 ] Другим его сторонником был Георге Васеску, друг лидера фракции НЛП Иона И.С. Брэтиану . [ 58 ] Хотя эта новая должность была низкой в ​​министерской иерархии, его свободное знание нескольких языков (что само по себе является обязательным условием для работы в служении) [ 59 ] и его склонность к исторической интерпретации помогла Розетти продвинуться вперед. Тем не менее продвижение по службе происходило с унизительной медлительностью, и, имея на своем содержании жену, трех сыновей и дочь, зарплата ему показалась недостаточной. [ 60 ] Хотя консерваторы вернулись к власти в 1899 году, их новым лидером стал Георге Григоре Кантакузино — покровитель Розетти Катарджиу внезапно умер в том же году, оставив его практически без друзей в партии. [ 61 ]

Розетти жил в Бухаресте, где сначала снимал комнаты в доме Ольбрихта на улице Сфынтул Ионикэ, затем переехал с женой и дочерью на улицу Михая Водэ, в Липскани и, наконец, в 1903 году, на бульвар Скиту Мэгуряну. [ 62 ] К 1899 году он был переведен из архива в отдел специальных проектов, а также работал в составе наблюдательной комиссии по обследованию границы между Румынией и Австро-Венгрией (отправленной в Ватру Дорней летом 1900 года). [ 63 ] Он был назначен главой специальных проектов в апреле 1902 года, когда он также начал обследование границы между Северной Добруджей и Королевством Болгария . [ 64 ]

Розетти вернулся к своим исследованиям истории с генеалогией семьи Гика , опубликованной в 1902 году издательством Convorbiri Literare . Это стало предметом споров, доказав, что ветвь Гика-Комэнешть, включая его соперника Евгения, была узурпаторами княжеского имени и происходила из семьи Сульдджароглу. [ 64 ] К 1905 году он выпустил Cu paloşul , имевший значительный успех. [ 65 ] как том, наряду с другими историческими очерками: монографиями Рэдукэнени-Боготина и Васкани , обзором молдавского католицизма и Чангов , а также генеалогией Рэдукэнени Розеттис. [ 66 ] [ 67 ] Некоторое время его исследования были сосредоточены на Бессарабии , бывшей молдавской провинции, отошедшей к Российской империи . В 1903 году он выступил в полемике с местным земством , которое требовало уступки румынских монастырских имений в этом регионе. [ 68 ]

По приказу Иоанна Лаховари он также начал исследовать трактат по истории евреев в Румынии . Опубликовано на французском языке под названием La Roumanie et les Juifs под псевдонимом «Веракс», затем переведено самим Розетти на английский язык. [ 69 ] это превратилось в полемику с Вселенским израильским альянсом (AIU), и особенно с публицистом Эдмоном Синрусусом . [ 70 ] Историк-националист Николае Йорга (который первоначально отказался назвать Розетти автором, поскольку «я не имею права говорить») рассматривал результат как образец пропаганды НЛП. Он раскритиковал эту работу как слишком научную и умеренную, отметив, что она принимает официальную статистику за чистую монету и при этом недооценивает количество евреев, фактически проживающих в Румынии. [ 71 ] По словам Раду-младшего, который помогал отцу со статистикой, эта работа стала ответом на «еврейскую кампанию против Румынии» и «расстроила евреев, как местных, так и иностранных». Он утверждает, что «совершенно объективная» брошюра защищает румынский антисемитизм как экономическую защиту, а не как расовые предрассудки . [ 72 ] Обзор в Journal des Débats выдвинул на первый план тот же основной аргумент, но с осторожностью относился к нейтралитету Веракса. В нем текст Розетти описывается как «скорее часто цитируемый призыв, чем результат беспристрастного расследования». [ 73 ] Со стороны AIU полемисты утверждали, что La Roumanie et les Juifs представляет собой пропаганду или отвлечение внимания. В реакции 1904 года, опубликованной The Jewish Chronicle , отмечалось, что «в Румынии слова «веракс» и «лжец» являются синонимами». [ 74 ] По сообщению L'Univers Israélite , «ядовитое перо» Веракса вызвало «почти официальный ответ румынского правительства». [ 70 ]

Розетти выразил симпатию к сионизму , но главным образом потому, что рассматривал его как подтверждение того, что евреи неассимилируемы . [ 75 ] Поэтому в эссе настаивалось, что эмансипация евреев невозможна, «сосредотачивая внимание на прямом контакте между евреями и румынским крестьянством». [ 76 ] По мнению Розетти, евреи не позволили румынам стать предпринимательским средним классом. Однако, как утверждает экономист А. Буэ, он опроверг свое предположение, отметив, что румын необходимо «подтолкнуть» государственными расходами к «торговле, коммерции и промышленности». [ 75 ] Сравнивая еврейских иммигрантов с ойтландцами Трансвааля , но утверждал , , Розетти признал историю погромов что они эквивалентны другим видам насилия, вызванным экономической конкуренцией. [ 73 ] В книге также содержится уважительная дань уважения признанным еврейским талантам, отмечая, что «невозможно говорить плохо о мастере этой расы», «неутомимом работнике, [который] не оставляет места для критики»; [ 77 ] Раду-младший отмечает, что его семья рассматривала евреев в целом как угрозу, но приветствовала ассимилированных евреев и не одобряла жестокий антисемитизм. [ 78 ]

Аграрный историк и восстание 1907 года

[ редактировать ]
Похороны , картина попораниста Октава Бэнчилэ 1908 года , якобы изображающая резню во время недавнего крестьянского восстания.

Розетти овдовел с сентября 1905 года, но пользовался моральной и материальной поддержкой взрослых сыновей: Раду-младшего был офицером, Анри - юристом. [ 79 ] в то время как Эжен бросил школу и занимался поиском нефти в Standard Oil . [ 80 ] Сам он пополнял свой доход в качестве страхового следователя , оценивая ущерб, нанесенный градом . [ 81 ] В это время он был озабочен надвигающимся социальным кризисом. [ 82 ] Первой из его работ, открыто затрагивающих проблему аграрного неравенства и напряженности в отношении земли, была Despre originea şi Transformările clasei stăpânitoare din Молдова («О происхождении и трансформации молдавского правящего класса»). [ 66 ] [ 83 ] Его диссертация обращалась к источникам влахского права , предполагая, что все древние румыны были свободными людьми, организованными в обши , что латифундии были навязаны боярским воровством и что крепостное право было закреплено только волей Михаила Храброго в конце 16 века. [ 66 ] [ 84 ] конкретно о генеалогических притязаниях румынской знати, Розетти различал Урадель князей и Говоря более более поздний слой фанариотов , причем последний включал его собственную родословную. [ 85 ]

Как отметил медиевист Штефан Штефанеску , этот отчет был в корне неточным, но Розетти все же имел «заслугу [...] оторваться от традиционной румынской историографии, которая идеализировала прошлое». [ 66 ] Историк культуры З. Орнеа также подчеркивает, что «резкость» Розетти, хотя и «не совсем уникальная», выделяла его среди других боярских литераторов. [ 86 ] Его «ругань», утверждает Орнеа, «имеет горький источник в его собственной биографии». [ 16 ] Попутно Розетти затронул и спорные темы более далекого прошлого, предложив свой взгляд на римскую Дакию и происхождение румын . Он считал первоначальную римскую колонизацию слабой и считал, что нация была создана вторгшимися южными славянами и пленниками из Дакийской епархии . Эта теория была немедленно оспорена Димитри Ончулом , который процитировал ранние источники, которые, казалось, противоречили Розетти. [ 87 ]

Хотя Розетти сохранил свой пост в другом кабинете Стурдзы, возвращение Кантакузино в 1904 году ознаменовало его падение. Его пророчество о надвигающейся катастрофе противоречило оптимизму консерваторов, и до апреля 1906 года на него вынудили уйти в отставку. [ 88 ] Не вступая в НЛП, Розетти теперь симпатизировал ее левому крылу и, за его пределами, зарождающемуся попоранистскому движению, заявляя, что ему не нравится Национальная выставка консерваторов 1906 года. [ 89 ] В декабре [ 81 ] издал трактат « Земля, селяне и господа в Молдавии» . В 1940-х годах Траян Херсени назвал ее «одной из самых ценных работ» того периода, новаторским вкладом в сельскую социологию . [ 90 ] Как отметил сын Розетти, Стурдза высоко оценил эту работу, но она представляла собой атаку на «священные принципы» консервативных теоретиков — прежде всего Титу Майореску и Дуилиу Замфиреску , но также и Филипеску, «нераскаявшегося реакционера»; [ 91 ] Орнеа также отмечает, что Майореску был раздосадован и мстителен. [ 92 ] Однако в 1907 году, отклонив возражения Майореску и Иоана Каллиндеру , Румынская академия проголосовала за присуждение Розетти премии Нэстурела Хереску. [ 93 ]

, Февральское крестьянское восстание которое, казалось, подтвердило предсказание Розетти, вспыхнуло за пределами Харлау , но вскоре распространилось по всей стране, что привело к возвращению Стурдзы на пост премьер-министра. Во время этих событий Раду-младшему было поручено защищать еврейскую собственность в Бухаресте от антисемитской реакции. [ 94 ] Позже, в 1907 году, Розетти опубликовал еще один ключевой исторический труд под названием « Pentru ce s-au răsculat tsăranii?». («Почему крестьяне восстали?»), В нем утверждалось, что восстание ознаменовало реакцию против латифундий и арендаторов. Опираясь на более ранние наблюдения, он задокументировал сохранение крепостных повинностей под прикрытием нового режима. Как он отметил, крестьян заставляют платить за корм, неофициально принуждают или терроризируют, чтобы они возместили барщину , и часто доводят их до апатии и алкоголизма. [ 95 ]

Благодаря этому трактату Розетти также стал сторонником радикальной земельной реформы . [ 96 ] утверждая, что капитализм превращает деревню в «плутократическую сборку». [ 97 ] Как подчеркнул историк экономики Георге Зане , Розетти открыто выступал против предыдущих реформистов, которые допускали сохранение боярских привилегий, но также признавали, что некоторые крупные поместья, «модернизированные и ограниченные в размерах», необходимо будет сохранить, чтобы обеспечить производительность сельского хозяйства. . [ 98 ] Его интерпретация стала ортодоксальной в румынской историографии. [ 99 ] признал Розетти ученый Лючиан Бойя «омолаживающим средством». [ 65 ] который «дал попоранизму историческую основу». [ 100 ] Критик Шербан Чокулеску считает, что Розетти поддерживал Динику Голеску в критике своего собственного социального класса. Он противопоставляет обе взгляды, стандартизированные Михаем Эминеску , согласно которым древние бояре действовали из лучших побуждений, в то время как землевладельцы, набранные из этнических меньшинств, обратились к эксплуатации крестьян. [ 101 ] Философ Константин Доброжану-Гереа , который придумал термин «неокрепостничество» для описания румынских трудовых отношений, считал эту работу «замечательной», «просветляющей» и фундаментально совместимой с его собственной марксистской социологией . [ 102 ]

По мнению социолога Анри Х. Сталя , Розетти имел подавляющее влияние на Гереа, и это было неоправданно: «[Розетти] никогда должным образом не разбирался в этом вопросе, поскольку нельзя действительно утверждать, что понимаешь сельскую жизнь только на основе документов и личного опыта; нужен усердный и строго научные полевые исследования». [ 103 ] Однако Гереа также сомневался в предвзятости Розетти. Он утверждал, что Розетти в душе остался боярином, мечтавшим о румынском « юнкеризме » и отвергавшим идею помощи крестьянам доступными кредитами. [ 104 ] Более того, Гереа утверждал, что Розетти не подчеркнул конфликт ценностей и морали между землевладельцами и крестьянами, поскольку каждый класс имел свои собственные представления о справедливости и возмездии. Вместо этого Розетти обвинил социалистических агитаторов в том, что крестьяне прибегли к террору и вандализму. [ 105 ] Точно так же Орнеа отмечает, что Розетти сохранял «тщетную надежду», что земельный вопрос будет решен королем Каролем I , и что он частично подписывался под дискредитировавшей себя теорией, согласно которой еврейские арендаторы, наряду с социалистами, несут большую ответственность за «кризис». . [ 106 ]

Антироссийский участник кампании

[ редактировать ]

В течение года восстания Розетти также публиковал монографии о цензуре в Молдавии начала XIX века, в том числе о подавлении еврейской литературы во время режима Regulamentul Organic . [ 107 ] а также молчаливая поддержка националистической пропаганды при Григоре Александру Гике и ее репрессии со стороны Мехмеда Фуада-паши . [ 108 ] Его вклад в эту узкую область остается признанным наиболее важным за более чем столетние исследования, хотя ученые с тех пор отмечают многочисленные ошибки в цитировании и хронологии. [ 109 ] Его кооптировали попоранисты на Viata Românească , где размещались его ответы критикам, в частности Джорджу Пану . [ 110 ] Как отметил попоранист Михаил Севастос , редакция, в том числе Гарабет Ибрэляну , была в восторге от Розетти и его «живого духа». [ 111 ] Это также было почвой для столкновений с правым популистом Йоргой, против которого Розетти выступал как авторитет, в результате чего Йорга отозвал свои статьи для Viata Românească . [ 112 ] Как вспоминал Йорга в 1934 году, Розетти был человеком «непревзойденного тщеславия» и «умным дилетантом в вопросах истории». [ 113 ]

Розетти возобновил свою литературную деятельность к 1909 году, участвуя в еженедельнике «Минерва» » Йорги , а затем в «Sămănătorul . [ 114 ] Когда его старший сын женился на Иоане Штирбей (осиротевшей дочери Александру Б. Штирбея и сестре более известной Элизы ), Розетти стал родственником Иона И.С. Брэтиану , который теперь был лидером НЛП, заменив Стурдзу на посту главы правительства. [ 115 ] Иоана умерла в 1914 году, оставив Раду-младшему управлять ее значительными поместьями. [ 116 ] [ 117 ] Магдалена Розетти вышла замуж за актера Виктора Бельдимана — брата дипломата Александру Ала. Бельдиман . [ 118 ] Вновь принятый в министерство иностранных дел в 1909 году, Раду-старший стал директором департамента при консерваторе Петре П. Карпе , но снова ушел в отставку в 1912 году, когда его соперник Майореску занял пост премьер-министра. [ 119 ] Он оставался активным учёным, опубликовав в 1909 году две книги о войне 1806 года в Бессарабии и дипломатических усилиях Молдавии, а также две другие монографии о Молдавии и Валахии за тот же период. Он также изучил микроисторию имущественных споров, опубликовав книгу земельных претензий своих предков, а в 1910 году двухтомный отчет о конфликте 1850-х годов между молдавским правительством и монастырем Нямц . [ 107 ]

Вернувшись как «Веракс», Розетти подробно описал конфликт между Румынией и Королевством Греция в брошюре Grèce et Roumanie , напечатанной в Париже; под своим настоящим именем он также вернулся к « еврейскому вопросу », выпустив трактат о событиях до 1909 года. [ 120 ] Этот вопрос также был затронут в статье Un proces de sacrilegiu la 1836 în Молдова («Суд над святотатством в Молдавии 1836 года»), где он предположил, что румыны по природе своей терпимы, а евреи в целом фанатичны. [ 121 ] Роман Păcatele sulgeriului («Грехи слизняка » ), вышедший в 1912 году, был призван проиллюстрировать теории Розетти по земельному вопросу. На нем изображен храбрый, но трагически испорченный Михалаче и боярин XVIII века, который накапливает украденные у йоменов земли и наказан судьбой. [ 122 ] [ 123 ] Эта работа является одной из нескольких, в которых Розетти описывает «совершенно презренное» право сеньора , предположительно применяемое боярами в отношении достигших совершеннолетия рабов-цыган . [ 124 ]

Хотя он все еще исповедовал свою франкофилию , Розетти не доверял России, тосковал по Бессарабии и с 1870-х годов хотел, чтобы Румыния поддержала Тройственный союз и центральные державы . [ 125 ] Он придерживался этой позиции на ранних этапах Первой мировой войны, когда Румыния сохраняла нейтралитет . Его брошюра 1914 года Nici într-un чип cu Rusia («Никогда, но никогда с Россией») подчеркивала угрозу панславизма и информировала общественность о том, что союз с Россией вскоре превратится в валютный союз , протекторат и, в конечном итоге, в аннексия Румынии. [ 126 ] Розетти особенно болел за Германскую империю , поскольку не мог усмотреть в ее политике «ничего, что было бы во вред нашим собственным интересам», а скорее «нашего собственного спасения от русской опасности». [ 127 ]

Та же идеология была использована в трех более поздних трактатах: в 1914 году « Политическая позиция России в отношении румынских земель, изложенная по французским официальным каналам», изложенная французскими официальными органами ; в 1915 году « «Настоящие зачинщики» и Позиция Румынии в нынешней войне ». [ 128 ] Здесь он предположил, что конфликт был результатом русских интриг и британского империализма , обвиняя при этом румын в плохой информированности о своем выборе, «безразличии к тяжелому положению Бессарабии и бессарабцев». [ 129 ] В число этих румын входил Раду-младший, который открыто поддерживал Антанту. [ 130 ] Все подобные работы были опубликованы в сотрудничестве с изданием Viata Românească , которое в 1916 году также опубликовало ответ Розетти ученому Василе Пырвану , в котором он подтвердил свои взгляды на происхождение румын. [ 66 ] [ 120 ] Розетти также был автором газеты Карпа « Молдавия» , трибуны для антироссийских и германофильских молдаван. [ 131 ]

Сотрудничество во время войны

[ редактировать ]

Сообщается, что король Фердинанд I прочитал «Nici într-un Chip cu Rusia» и одобрил его содержание, хотя и нашел его несколько «чрезмерным». [ 132 ] Однако даже в 1915 году Розетти ясно мог прочитать, что и он, и премьер-министр Брэтиану склонялись к державам Антанты . [ 133 ] В конце концов, в середине 1916 года Румыния объявила войну Центральным державам . После неудавшегося нападения на Австро-Венгрию Румыния подверглась вторжению центральных держав, потерпев крупные поражения при Туртукая и Бухаресте . Король Фердинанд и армия вместе с массой беженцев отошли в Яссы; Румыния, при прямой поддержке русских, удержала лишь родную Молдавию Розетти. Как солдат-лоялист, Раду-младший сражался с отличием и был тяжело ранен при Разоаре-Мэрэшешть , заслужив звание полковника. [ 117 ] [ 134 ]

Розетти-старший остался в оккупированном Бухаресте, где воссоединился с ячейкой консерваторов, в которую входили бывшие премьер-министры Карп и Майореску, а также Бельдиманы. Самым спорным шагом в его карьере было открытое сотрудничество с немцами и германофилами: в июне 1917 года он был назначен министром в предполагаемом правительстве Карпа. [ 135 ] В конечном итоге он принял более второстепенную должность под руководством Лупу Костаки , став Эфором гражданских больниц . По словам его зятя Виктора Бельдимана и его друга Биану, Розетти показал себя стойким и достойным администратором, отказавшись подчиняться немцам. [ 136 ] Тем не менее, он также участвовал в интригах, разделявших бухарестских консерваторов. Он поддержал Карпа против Костаки и Александра Маргиломана и, как утверждает последний, продвинулся до таких высоких постов, как Ян Заплахта. [ 137 ] Тем временем вместе с Бельдиманом он также начал собирать доказательства для «досье Брэтиану», которое будет использоваться для разоблачения руководителя НЛП. [ 138 ]

В мае 1918 года, когда Маргиломан был назначен главой кабинета консерваторов и германофилов, Фердинанд I признал поражение, и Румыния потребовала мира . Розетти невзлюбил Маргиломана и сразу же подал в отставку с административной должности, но тем не менее воспринял этот момент как подтверждение своих предсказаний, призвав Карпа заменить Маргиломана и вывести Румынию на орбиту Германии. [ 139 ] В открытом письме, признаваясь в возродившейся «ненависти к немцам», он потребовал свержения короля Фердинанда и его королевского дома . Как отмечал монархист Йорга, этот документ, продукт «дурной моды», причинил королеве Марии большое горе . [ 140 ] В течение этого перерыва Розетти также начал писать авторские статьи в Димитрия С. Ненишеску газете Renaşterea , где он делал выговоры своему бывшему другу Брэтиану и другим политикам НЛП. [ 141 ] Другим местом его проведения была «Избанда» , «независимая демократическая газета». [ 142 ] который подвергся жесткой цензуре со стороны администрации Маргиломана. [ 143 ]

К сентябрю Центральные державы потерпели поражение на македонском фронте , что возродило надежды Румынии на победу Антанты. Был вновь зачислен во французскую армию как ярый антигерманец. [ 144 ] Раду-младший выступал посредником между Фердинандом и Армией Востока . [ 145 ] Ситуация в Румынии значительно улучшилась после заключения в Германии перемирия 11 ноября , которое ознаменовало падение Маргиломана. Раду-старший безуспешно баллотировался на место в Ассамблее на выборах 18 ноября . По словам Йорги, он по-прежнему пользовался значительной поддержкой населения Бухареста. [ 146 ] В то время Ренастеря опубликовал свои проекты земельной реформы. Критикуя Маргиломана за его уступки крестьянам, они вернулись к его прежнему радикализму, предложив сохранить некоторые крупные поместья в надежде, что это обеспечит конкурентоспособность и модернизацию сельского хозяйства. [ 147 ]

В декабре Раду-младший вернулся в Румынию вместе с генералом Бертло и миссией Антанты. [ 148 ] прежде чем провести два года в качестве военного атташе в Лондоне. [ 117 ] Его отец затем дожил до создания Великой Румынии , которая подтвердила ожидания сторонников Антанты, но, благодаря Маргиломану, включила также Бессарабию . Как отмечает Раду-младший, он был «благодарен» и не испытывал никакой обиды по отношению к НЛП, находясь в этом ряду отдельно от других консерваторов. [ 149 ] Севастос цитирует его слова: «Вы даже не представляете, как я рад, что моя германофилия оказалась неправа», — хотя он также предупреждает, что любые достигнутые успехи все еще хрупкие. [ 150 ] Между тем его идеи по аграрным вопросам оказали длительное влияние на поздний попоранизм, который в межвоенный период стал официальной доктриной Крестьянской партии , а затем Национальной крестьянской партии . [ 151 ] По словам политэконома Иона Веверки, Розетти, Йорга и Доброжану-Гереа также были представителями этапа в румынской экономической теории, между классической экономикой и культурным релятивизмом . [ 152 ] Более того, работа Розетти по истории молдавского села стала источником для Йоргу Иордана исследований по региональной топонимике . [ 153 ]

Мемуары и последние годы

[ редактировать ]
Плакат к мировой премьере « Цыганки» в алькове кинотеатра Cinema Clasic в Бухаресте , декабрь 1923 года.

В первые 1920-е годы Розетти-старший проводил лето за писательством, приглашенный другом-землевладельцем разделить свои поместья в Траяне и Филипешти ; Сообщается, что он работал над своими томами по недавней истории, которые включали (никогда не публиковавшийся) объемистый отчет о войне, который он должен был назвать O partidă de stos («Игра в бассет », насмехаясь над политическими сделками Брэтиану). [ 154 ] Его договор об аренде распался, когда администратор поместья заподозрил гостя и заставил его уйти. Он жил на шоссе Штефан чел Маре в Бухаресте, «скромном, обшарпанном месте, убежище ученого». [ 154 ] Розетти вернулся к издательскому делу в 1920–1921 годах с двумя избранными «Молдавскими сказками» ( Poveşti moldoveneşti ). [ 4 ] [ 155 ] Затем он написал мемуары 1922 года «Аминтири» . Йорга признал его «драгоценным» источником. [ 156 ] а писатель Артур Сильвестри назвал его сборником «исключительного качества». [ 157 ] Часть его использовалась как устная история , собирая свидетельства старейшин Розетти, включая подробности еврейской терпимости и погромов , а также грабежей и изнасилований со стороны мародерствующих османов. [ 158 ] и смешение румын и рабов-цыган. [ 124 ] [ 157 ] В своих полемических фрагментах он показал проблески русофобии автора и критику манориализма с насмешками в адрес землевладельцев, таких как Косташ Коначи . [ 159 ]

Как отметил историк литературы Джордж Кэлинеску , в целом сериал показал, что класс бояр «невероятно устарел», «ослеплен» «новым либеральным обществом»; Стиль Розетти был «всегда приятным». [ 160 ] Точно так же Орнеа заключает, что «симпатическую реконструкцию [они предлагают] можно считать вполне надежным документом», но также и «настоящей литературой». [ 161 ] Критик Евгений Ловинеску хвалит Розетти как одного из великих и отчетливо молдавских рассказчиков, ставя его рядом с Георге Сионом и Думитру К. Морузи . [ 123 ] в то время как Сильвестри сравнивает Розетти и его современника Константина Гане как двух людей, пересказавших историю с «выдающейся эпической жилкой». [ 157 ] «Сказки», изображающие более отдаленное прошлое Молдавии, были заметно более смелыми в тематике и конфликте. Кэлинеску хвалил их за свои совершенные повествования, они включали эпизоды двойной игры в отношении земельной собственности, мстительной кастрации и насильственного обращения в религию. [ 162 ]

К апрелю 1923 года он снова часто посещал Viata Românească в новом клубе попоранистов в Бухаресте. Модернист Феликс Адерка , который также нанес визит, вспоминает, что «лилейно-белый» Розетти проявлял признаки старости, описывая средневековые генеалогии мастеру переплетной мастерской. [ 163 ] Также в том же году Розетти косвенно внес свой вклад в историю румынского кино , поскольку одна из его новелл стала основой для » Альфреда Хальма «Цыганки в алькове . Утраченный фильм в адаптации Бельдимана (который также появляется в нем как Тавернер Штрул), [ 164 ] он известен тем, что в главных ролях снялись Эльвира Попеску и Ион Финтештяну , [ 165 ] а также за изображение сексуального насилия бояр над своими рабынями. [ 124 ] [ 157 ] Это был один из самых популярных румынских фильмов того периода, превзошедший успех большинства зарубежных импортных фильмов. [ 166 ]

Последней научной работой Розетти была статья 1923 года о средневековой Молдавии от Лацку до Александра I. [ 66 ] за ним в 1924 году вышло третье издание Cu paloşul . [ 155 ] Его литературному успеху помешала серьезная болезнь сердца. Эта болезнь также не позволяла ему заниматься своими любимыми занятиями, в том числе пешими походами и фотографированием жизни в румынских Карпатах . [ 167 ] Вместо этого он обратился к графологии , создавая удостоверения личности дочерей Севастоса на основе их почерка. [ 168 ] В последние годы жизни он опубликовал некоторые из своих фрагментарных мемуаров в журнале Adevărul Literar şi Artistic , выпущенном его другом Севастосом. Как вспоминает последний, стареющий писатель больше не мог подниматься по лестнице Адевэрула офисного здания . Ему также было трудно забираться в бухарестские трамваи, которые ему часто приходилось останавливаться, чтобы прийти в себя от учащенного сердцебиения. [ 150 ] Как отмечал Сильвестри, он был «почти забыт современниками», заперт в своем «изысканном, но не богатом доме». [ 12 ] Розетти умер 12 февраля 1926 года в санатории в Бухаресте. По словам Севастоса, его смерть была безболезненной, хотя до конца он оставался «одиноким, несчастным, что не смог завершить намеченные дела». [ 150 ] Его тело было похоронено на кладбище Беллу , участок 97. [ 169 ]

Наследие

[ редактировать ]

В своем некрологе для Viata Românească социолог Михай Раля приветствовал покойного Розетти как боярина, ставшего прогрессивным, и, следовательно, как воплощение щедрости. По словам Раля, он был ответом Румынии Филиппу Эгалите и Уильяму Юарту Гладстону ; «В литературе Раду Розетти сыграл роль румынского Вальтера Скотта ». [ 170 ] Вторая и последняя часть «Аминтири» вышла в 1927 году. [ 123 ] с «Молдавскими сказками», пародированными на Viaa Românească Пасторелом Теодореану . [ 171 ] Старший сын историка, с 1924 года бригадный генерал Розетти, продолжил научную деятельность и в 1927 году поступил в Румынскую академию, возглавив библиотеку Академии вместо Биану. [ 117 ] [ 172 ] Хотя он ненавидел фашизм, [ 173 ] он согласился служить министром образования при Ионе Антонеску в 1941 году. По словам Бойя, предупреждение Розетти о России в 1914 году было неточным для своего времени, но «ужасно близко к фактам», если рассматривать его в связи с советской оккупацией 1944–1958 годов . [ 127 ] Причастный к делу Антонеску на основании доктрины коллективной ответственности , Розетти-младший был приговорен Румынским народным трибуналом . [ 174 ] Он умер в тюрьме Вэкэрешть . [ 117 ] [ 175 ] и разделяет могилу своего отца в Беллу. [ 169 ]

Виктор Бельдиман пережил своего тестя на два десятилетия и умер в июле 1946 года. [ 176 ] - он не дожил до провозглашения коммунистического режима в Румынии в 1948 году. Магдалена Розетти-Бельдиман пережила коммунистические преследования, укрывая вдову Брэтиану в собственной квартире. [ 177 ] У ее брата генерала остались три дочери и один сын, которого тоже звали Раду. [ 117 ] который провел время в тюрьме и под наблюдением за контакты с философом-диссидентом Константином Нойкой . [ 178 ] В то время Розетти-старший, хотя его все еще считали авторитетом в аграрных вопросах, был официально назначен «историком буржуазии и землевладельцев». [ 179 ] В его включении в обзор румынских исторических писаний Константина К. Анхелеску 1964 года дата его рождения была указана как неизвестная, а также опущено упоминание о La Roumanie et le Juifs - ошибки, о которых сообщил официальный журнал Studii . [ 180 ] Двенадцать лет спустя Сильвестри отметил: «Человек, ныне стертый из литературной памяти, слывет любителем, создавшим так называемые исторические романы, свободно фантазирующие на основе какой-то документации. Не так! [...] Раду Розетти [был] интеллектуалом с самыми разнообразными интересами и, несомненно, исключительным писателем». [ 12 ] После падения коммунизма вклад Розетти был пересмотрен, а их работы переизданы, включая переиздание «Аминтири» 2011 года с предисловием Неагу Джувара . [ 181 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ангелуцэ и др. , с. 125; Маргиломан, IV, с. 166.
  2. ^ Сорин Ифтими, «Старые башни Ясс», в Monumentul , Vol. IV, 2002, [np]
  3. ^ Сорин Ифтими, «Геральдика и архитектура», в Monumentul , Vol. VII, 2006, с. 498.
  4. ^ Jump up to: а б с д Александру Пиру , «Розетти Раду», в Ауреле Сасу (ред.), Биографический словарь румынской литературы , Том. II, с. 492. Питешть: Издательство «Паралела» 45 , 2004. ISBN   973-697-758-7
  5. ^ Орнеа (1988), стр. 84–86.
  6. ^ Джорджета Филитти, «Fiche de cadres la 1828», в Magazin Historic , май 2001 г., стр. 36.
  7. ^ Стела Мариеш, «Владение недвижимостью иностранных граждан из Молдовы в дорегулятивный период», в журнале History Magazine , выпуск 11/1975, стр. 1681–1682.
  8. ^ Джордж Мисаил , «13 сентября [ так в оригинале ] 1848 года. Заключение», в Revista Literară , Vol. XIX, выпуск 33, ноябрь 1898 г., с. 517.
  9. ^ Михаил Когэлничану , «Я выступал против избрания и правомочности г-на Александру К. Моруди», в Românul ŭ , 26 декабря 1861 г., стр. 1134.
  10. ^ Богдан-Дуйка, стр. 805–807; Кэлинеску, с. 677; Орнеа (1988), с. 85.
  11. ^ Бельдиман, стр. 139–143; Орнеа (1988), стр. 85–86.
  12. ^ Jump up to: а б с Сильвестри, с. 1.
  13. ^ Jump up to: а б Михай Рэзван Унгуряну (редактор), Великая архондология бояр Молдавии (1835–1856) , с. 175. Яссы: Университет Александру Иоана Кузы , 2014. ISBN   978-606-714-007-1
  14. ^ Пол Пэлтэнеа, «Из оригинальной переписки Косташа Негри», в Carpica , Vol. XXII, 1991, с. 12.
  15. ^ Николае Йорга , Исторические свидетельства о жизни и правлении Штирбей-Водэ (По итогам переписки Штирбей-Водэ, I) , стр. 361–363. Бухарест: Институт графических искусств и издательство Минерва, 1905 г. ОСЛК   555620005
  16. ^ Jump up to: а б с Орнеа (1988), с. 87.
  17. ^ Николае Йорга , История румын. Том 9: Объединители , стр. 124–128. Бухарест и Валении-де-Мунте: румынское графическое поселение Датина, 1938 год. ОСЛК   490479129
  18. ^ Мариус Челку, «Найден архив: цензурные файлы из Библиотеки Академии», в Журнале Библиотеки Румынской Академии , Vol. Т. 2, выпуск 1, январь – июнь 2017 г., с. 88–89.
  19. ^ Богдан-Дуйка, с. 812.
  20. ^ Симион-Александру Гавриш, «Молдавский консерватизм в «федералистской» интерлюдии (1859–1862): Ласкэр Катарджиу», в Archiva Moldavia , Vol. Х, 2018, с. 94–95, 100–104.
  21. ^ Розетти, стр. 9–14, 30–31.
  22. ^ Севастос, с. 217.
  23. ^ Розетти, стр. 100-1. 16, 45. См. также Орнеа (1988), стр. 100–1. 87–88, 95–96; Севастос, с. 215.
  24. ^ Севастос, с. 215.
  25. ^ Палач (2010), с. 292; Орнеа (1988), стр. 87–88, 89–90.
  26. ^ Розетти, стр. 14–16.
  27. ^ Розетти, стр. 15, 24, 56.
  28. ^ Розетти, стр. 14–15, 172–173.
  29. ^ Палач (2010), стр. 67–68; Розетти, с. 15.
  30. ^ Розетти, с. 14.
  31. ^ Розетти, стр. 22–25.
  32. ^ Орнеа (1988), стр. 87–89; Розетти, стр. 11–14, 21–22, 29–30.
  33. ^ Розетти, стр. 18, 20–21, 24–25.
  34. ^ Розетти, стр. 10, 18–20, 27–28, 41, 68–71.
  35. ^ Розетти, с. 18.
  36. ^ Розетти, с. 21.
  37. ^ Розетти, с. 32.
  38. ^ Розетти, стр. 13, 20, 29–32. См. также Орнеа (1988), стр. 87–89.
  39. ^ Розетти, стр. 44–45.
  40. ^ Орнеа (1988), стр. 95–98; Розетти, стр. 45, 189. См. также Йорга, «История литературы...» , с. 11.
  41. ^ Розетти, стр. 36, 45.
  42. ^ Розетти, стр. 45–46.
  43. ^ Розетти, с. 46.
  44. ^ Розетти, стр. 47–51, 58.
  45. ^ Розетти, стр. 51–56.
  46. ^ Розетти, стр. 71–73, 77.
  47. ^ Розетти, стр. 73–75.
  48. ^ Розетти, стр. 77–78.
  49. ^ Розетти, стр. 76, 78–81.
  50. ^ Розетти, с. 81.
  51. ^ Орнеа (1988), с. 90; Розетти, стр. 80–81.
  52. ^ Розетти, стр. 58, 82.
  53. ^ Розетти, стр. 82–83, 89–95.
  54. ^ Кэлинеску, с. 678; Сильвестри, с. 2.
  55. ^ Орнеа (1988), с. 98.
  56. ^ Орнеа (1988), с. 90.
  57. ^ Орнеа (1988), с. 90; Розетти, с. 106.
  58. ^ Розетти, с. 106.
  59. ^ Паприка (2010), с. 292; Орнеа (1988), с. 90.
  60. ^ Орнеа (1988), стр. 90–92.
  61. ^ Розетти, с. 113.
  62. ^ Розетти, стр. 106, 113–114, 132–133, 167, 169, 182.
  63. ^ Розетти, стр. 114, 136.
  64. ^ Jump up to: а б Розетти, с. 162.
  65. ^ Jump up to: а б Бойя (2010), с. 292.
  66. ^ Jump up to: а б с д и ж Штефан Штефанеску , «Розетти, Раду И.», в Энциклопедии румынской историографии , стр. 284. Бухарест: Научно-энциклопедическое издательство , 1978.
  67. ^ Ангелуцэ и др. , стр. 121, 122; Орнеа (1988), стр. 97–98; Розетти, с. 183.
  68. ^ Ангелуцэ и др. , с. 122; Орнеа (1988), с. 97.
  69. ^ Розетти, с. 165.
  70. ^ Jump up to: а б «Элиас Шварцфельд», в L'Univers Isra Elite , том 71, выпуск 19, июль 1915 г., стр. 465–466.
  71. ^ Николае Йорга , Еврейская проблема в палате и заметки о старшинстве евреев в стране , стр. 16–17. Валений де Мунте: Румынская нация , 1910.
  72. ^ Розетти, стр. 164–165.
  73. ^ Jump up to: а б А.Г., «Новые книги. Румыния и евреи , автор Веракс», в Journal des Débats , выпуск 248/1903, стр. 3.
  74. ^ «Обзор прессы. Доктор Гастер и евреи Румынии», в L'Echo Zioniste , Vol. 5, выпуск 6, июнь 1904 г., с. 108.
  75. ^ Jump up to: а б А. Буэ, «Отчеты. Румыния и евреи Веракса», в Journal des Économistes , Vol. I, выпуск 1, январь 1904 г., стр. 130–131.
  76. ^ Заключительный отчет , стр. 29–30.
  77. ^ Оитяну (2009), с. 159.
  78. ^ Розетти, стр. 56–57, 67.
  79. ^ Ангелуцэ и др. , с. 120.
  80. ^ Розетти, стр. 182–183.
  81. ^ Jump up to: а б Розетти, с. 188.
  82. ^ Розетти, стр. 183–190.
  83. ^ Орнеа (1988), с. 97; Розетти, с. 183.
  84. ^ Херсени, с. 491–493. См. также Бойя (1982), стр. 262–263.
  85. ^ Паприка (1982), стр. 262–263; Марсель Катринар, «Дворянство и крестьянство в хронике Григоре Уреке. Исторические интерпретации», в Сучаве. Ежегодник Музейного комплекса Буковины , Тт. XXIX–XXX, II, 2004, стр. 19–20.
  86. ^ Орнеа (1988), с. 84.
  87. ^ Штефан Штефанеску , «Димитре Ончул – выдающийся историк поколения Великого Союза», в Димитрие Ончуле , Избранные сочинения (1856–1923) , стр. xiv–xv. Бухарест: Издательство Академии , 2006. ISBN   978-973-27-1322-8
  88. ^ Розетти, с. 183.
  89. ^ Розетти, с. 185.
  90. ^ Херсени, с. 491, 529, 592.
  91. ^ Розетти, стр. 188–190.
  92. ^ Орнеа (1988), стр. 91–92.
  93. ^ Розетти, с. 189. См. также Орнеа (1988), с. 98.
  94. ^ Розетти, стр. 192–193.
  95. ^ Доброжану-Гереа, стр. 61–62, 76, 80, 84, 92, 128–129.
  96. ^ Паприка (1982), стр. 263–264 и (2010), стр. 292, 295, 297; Херсени, с. 493; Сильвестри, с. 2.
  97. ^ Мэтью и Миок, с. 10.
  98. ^ Георге Зане , Исследования , стр. 470, 498, 525–527, 532–535. Бухарест: Издательство Эминеску , 1980.
  99. ^ Заключительный отчет , с. 29; Иван Т. Беренд , История сошла с рельсов: Центральная и Восточная Европа в долгом девятнадцатом веке , с. 250. Беркли: Калифорнийский университет Press , 2003. ISBN   978-052-093-209-8
  100. ^ Бойя (1982), с. 262.
  101. ^ Шербан Чокулеску , «Аспекты эминесской социальной критики. Маргиналы к «Письму III»», в Eminesciane Studies. 75 лет со дня смерти поэта , с. 250–251. Бухарест: Литературное издательство , 1965.
  102. ^ Доброжану-Гереа, стр. 65, 92, 95, 127, 175–177.
  103. ^ Анри Х. Шталь , Воспоминания и мысли из социологических монографий старой школы , с. 22. Бухарест: Издательство Минерва , 1981. ОСЛК   8929819
  104. ^ Доброжану-Гереа, стр. 176, 391–392.
  105. ^ Доброжану-Гереа, стр. 184–185, 189, 193–194, 208–209, 372. См. также Boia (1982), стр. 266–267.
  106. ^ Орнеа (1988), стр. 156–159, 165.
  107. ^ Jump up to: а б Ангелуцэ и др. , с. 121.
  108. ^ Роман, стр. 271, 281.
  109. ^ Роман, стр. 270, 276, 284.
  110. ^ Ангелуцэ и др. , с. 122; Паприка (1982), стр. 263–266; Йорга, История литературы... , с. 204; Розетти, с. 189.
  111. ^ Севастос, с. 214.
  112. ^ Йорга, История литературы... , с. 204.
  113. ^ Николае Йорга , Жизнь человека. Как было. Том II: Борьба , стр. 142. Бухарест: Издательство Н. Строилэ, 1934.
  114. ^ Байкулеску и др. , стр. 407, 602.
  115. ^ Палач (2010), с. 297; Розетти, стр. 194–195.
  116. ^ Николае Йорга , Люди, которые были , Vol. II, стр. 106–107. Бухарест: Издательство Royal Foundations , 1935.
  117. ^ Jump up to: а б с д и ж (на румынском языке) Николае Петреску-Реди, «Генерал Раду Р. Розетти, между небольшим поместьем - Брустуроаса и большим поместьем - Румыния» , в «Литературных беседах » , декабрь 2015 г.
  118. ^ Палач (2010), стр. 67–68, 295.
  119. ^ Палач (2010), с. 292; Орнеа (1988), стр. 91–92.
  120. ^ Jump up to: а б Ангелуцэ и др. , с. 122.
  121. ^ Ойштяну (2009), стр. 11, 32, 441.
  122. ^ Кэлинеску, с. 678.
  123. ^ Jump up to: а б с Евгений Ловинеску , История современной румынской литературы , стр. 200–201. Кишинев: Издательство «Литера» , 1998. ISBN   9975740502
  124. ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Андрей Ойштяну , «Ius primae noctis. Сексуальные привилегии бояр перед цыганками (I)» , в Revista 22 , выпуск 1184, ноябрь 2012 г.
  125. ^ Розетти, стр. 15–16.
  126. ^ Бойя (2010), с. 293.
  127. ^ Jump up to: а б Бойя (2010), с. 294.
  128. ^ Ангелуцэ и др. , стр. 120–121, 122; Палач (2010), стр. 100, 294–295.
  129. ^ Палач (2010), стр. 100, 294–295.
  130. ^ Палач (2010), стр. 55, 297–298.
  131. ^ (на румынском языке) Ион Агригороайи, «Петре П. Карп и газета Молдова » , в Revista Română ( ASTRA ), выпуск 3/2006.
  132. ^ Маргиломан, I, с. 299.
  133. ^ Бойя (2010), с. 295.
  134. ^ Бойя (2010), с. 297; Секретарь, с. 31.
  135. ^ Палач (2010), стр. 45, 295.
  136. ^ Палач (2010), стр. 295–296.
  137. ^ Маргиломан, II, стр. 391–392, 452.
  138. ^ Маргиломан, III, с. 206.
  139. ^ Бойя (2010), стр. 296.
  140. ^ Йорга, Мемуары , II, стр. 32–33.
  141. ^ Палач (2010), стр. 51, 296.
  142. ^ Байкулеску и др. , с. 343.
  143. ^ Канчиков, с. 645.
  144. ^ Канчиков, с. 649.
  145. ^ Йорга, Мемуары , II, стр. 105–106.
  146. ^ Йорга, Мемуары , II, с. 261.
  147. ^ Паприка (2010), с. 297. См. также Кэлинеску, с. 678.
  148. ^ Канчиков, с. 649; Маргиломан, IV, с. 166, 169–170.
  149. ^ Бойя (2010), с. 297.
  150. ^ Jump up to: а б с Севастос, с. 218.
  151. ^ Ливиу Неагое, «Третий путь»: аграризм и интеллектуальные дебаты в межвоенной Румынии», в Ежегоднике Института истории Г. Баритиу , Vol. XLVI, 2009, стр. 4, 16; Орнеа (1988), стр. 94–95, 159, 165–166.
  152. ^ Ион Веверка, «Экономическое мышление в Румынии. Попытка синтетического понимания», в Revista Fundaşiilor Regale , выпуск 9/1935, стр. 706–709.
  153. ^ Даниэла Бутнару, «Йоргу Иордан, топонимист», в Ежегоднике лингвистики и истории литературы , Vol. Л.В., 2016, с. 51–52.
  154. ^ Jump up to: а б Севастос, с. 217–218.
  155. ^ Jump up to: а б Кэлинеску, с. 1015.
  156. ^ Йорга, История литературы... , с.
  157. ^ Jump up to: а б с д Сильвестри, стр. 2.
  158. ^ Миронеску, с. 11; Оитяну (2009), стр. 33, 156, 399, 410.
  159. ^ Миронеску, с. 11.
  160. ^ Кэлинеску, с. 677.
  161. ^ Орнеа (1988), стр. 92–93.
  162. ^ Кэлинеску, стр. 677–678.
  163. ^ Александру Пиру , Жизнь Г. Ибраиляну , стр. 128–129. Бухарест: Издательство Royal Foundations , 1946.
  164. ^ Кэлин Станкулеску, Книга и фильм , с. 9. Издательство Бухарестской библиотеки, 2011. ISBN   978-606-8337-27-2
  165. ^ Михаэла Гранча, Раду Шербан, «Промышленность и искусство, этика и эстетика в межвоенном фильме. Некоторые реалии и мнения из румынской культурной среды», в Лучиане Настасе, Драгог Сдробиш (ред.), Культурная политика и интеллектуальные модели в Румынии , п. 42. Клуж-Напока: Издательство «Мега», 2013. ISBN   978-606-543-390-8
  166. ^ Олтея Василеску, «Фильм. Файлы из прошлого кинотеатра в Олтении (IV)», в Рамури , выпуск 1/1972, стр. 21.
  167. ^ Севастос, стр. 214–218.
  168. ^ Севастос, стр. 214–215.
  169. ^ Jump up to: а б Георгий Г. Безвичони, Столичный некрополь , с. 240. Бухарест: Институт истории Николае Йорги , 1972.
  170. ^ Михай Раля , «Разное. Смерть Раду Розетти», в Viaa Românească , Vol. XVIII, выпуски 2–3, с. 368.
  171. ^ Миронеску, с. 10.
  172. ^ Секретарь, стр. 31–32.
  173. ^ Секретарь, г-н. 32.
  174. ^ Заключительный отчет , с. 318.
  175. ^ Секретарь, г-н. 33.
  176. ^ «Последний час. Различные новости», в Адевэруле , 5 июля 1946 г., с. 4.
  177. ^ (на румынском языке) З. Орнеа , «Memoirile sotilor Brătianu» , в «Литературной Румынии» , выпуск 40/1999.
  178. ^ (на румынском языке) Габриэль Андрееску , «Предварительные сведения. Ученые, оппоненты и документы. Манипулирование архивом безопасности (фрагмент)» , в приложении «Культура» , выпуск 382, ​​январь 2013 г., стр. 12–13.
  179. ^ Мэтью и Миок, с. 13.
  180. ^ «Дискуссии. Современная историография Румынии. Тематические », в исследованиях. Журнал History , выпуск 4/1965, с. 925.
  181. ^ Миронеску, пассим .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff89b30675b69ff8df3b45528b8b3f79__1713079020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/79/ff89b30675b69ff8df3b45528b8b3f79.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Radu Rosetti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)