Константин Гане
Константин Гане | |
---|---|
![]() Гейн в юности, ок. 1910 год | |
Рожденный | Ботошани , Королевство Румыния. | 27 марта 1885 г.
Умер | 13 мая 1962 г. Тюрьма Аюд , Клужский регион , Румынская Народная Республика | (77 лет)
Занятие |
|
Период | 1914–1947 |
Жанр |
Константин Гане (27 марта 1885 — 13 мая 1962) — румынский писатель, историк-любитель, биограф и мемуарист. Родившийся в боярской аристократии Западной Молдавии , он работал юристом в Бухаресте , добившись литературной известности благодаря своим воспоминаниям о Второй Балканской войне и румынском фронте Первой мировой войны . К 1930-м годам он был прежде всего писателем на исторические и генеалогические темы, известным своим вкладом в женскую историю . Апологет румынского консерватизма и юнимизма , Гейн также завершил в 1936 году биографию Петре П. Карпа . Он был редактором Convorbiri Literare и обозревателем Cuvântul , а также выпускал собственную литературную газету Sânziana .
Конец 1930-х годов привлек Гэйна в фашистскую политику, что побудило его присоединиться к « Железной гвардии» . Это, в свою очередь, привело к его маргинализации и интернированию правительством Фронта национального возрождения , но ему была предоставлена свобода в 1940 году, когда он и другие гвардейцы присоединились к самому Фронту (переименованному в «Партию нации»). Вернувшись к известности в 1940–1941 годах, когда Гвардия создала свое Национальное легионерское государство , Гейн служил послом Румынии в Королевстве Греция . Он ушел из политики до конца Второй мировой войны и возобновил свою работу в литературе. Снова репрессированный после установления румынского коммунистического режима , он провел 13 лет в заключении и в конечном итоге умер в тюрьме Аюд в 1962 году. Его работы были запрещены коммунистическими цензорами , а затем выборочно восстановлены в 1969 году . десятилетия , хотя интерес к нему оставался незначительным.
Биография
[ редактировать ]Юность и писательский дебют
[ редактировать ]Константин родился в Ботошани и был сыном Штефана («Штефаника») Гане. [ 1 ] и у него был старший брат Георге или «Жорж» (1883 или 1884 – август 1941), который получил образование инженера. [ 2 ] Писатель неоднократно заявлял о множественном происхождении от старинного боярского рода молдавского Гэнешть. По словам специалиста по генеалогии Михая Сорина Рэдулеску, его единственная доказанная связь с этим кланом была через его бабушку по отцовской линии. [ 3 ] Благодаря этой связи семья была связана с Постельником Матеем Гане и писателем-политиком Николае Гане . [ 4 ] а также, более отдаленно, этнографу Артуру Горовею . Последний жил в доме Николае Гане в Фэлтиченах и помогал Константину в генеалогических исследованиях. [ 5 ] Штефана Гане первоначально звали «Гани». Он также происходил из боярства, но имел более позднее греко-румынское происхождение, восходящее к периоду фанариотов . [ 3 ] В 1860-х годах он посещал Французскую гимназию в Берлине . [ 6 ] Будучи второстепенным юнимистом (известно, что он принимал активное участие в секции «маленькой игры» этого движения, каракуде ), он познакомился и подружился с крестьянским рассказчиком Ионом Крянгэ . [ 7 ]
Матерью писателя была Констанца, урожденная Канано, одна из последних выживших членов молдавской знатной семьи. [ 8 ] Позже Константин утверждал, что она была потомком византийской аристократии - теория, которую Рэдулеску отверг как самовозвеличивание. [ 9 ] Он также считал, что канано имели более отдаленные итальянские корни, в отличие от авторов, которые предполагают, что они были « левантийцами ». Специалист по генеалогии Михай Джиковяну предполагает, что его предположение может быть правильным, связывая Гане с другой семьей Канано, засвидетельствованной в Ферраре в 11 веке; Патриархом молдавских кананос был Каминар Константин, действовавший в конце 17 века, хотя Гейн утверждал, что проследил свое происхождение по материнской линии от Постельника Константина Чобанула, что засвидетельствовано около 1560 года. [ 10 ] Принадлежность семьи к законному пэру была подтверждена в январе 1742 года после проверки боярской комиссии, в которую входил Ион Некулце . [ 11 ] Историк Павел Черноводяну рассматривает кананцев как фанариотов, а точнее, как один из 36 второразрядных боярских кланов фанариотов (непосредственно ниже господарей ) . [ 12 ]
По его собственным воспоминаниям, Константин вырос с увлечением рассказыванием историй, собирая рассказы от семейного повара, старшего цыгана (и бывшего раба ), и от своей бабушки по материнской линии, которая была энтузиастом Наполеона . [ 13 ] После посредственного и неуправляемого начала в школе он улучшил себя и занял первые места, во многом мотивируясь книгами, которые предлагались выпускникам с самым высоким рейтингом. [ 14 ] Он окончил среднюю школу AT Laurian в 1903 году и продолжил изучать право в Германии , получив докторскую степень в Университете Ростока в 1910 году. [ 15 ] [ 16 ] Вернувшись домой, он около пятнадцати лет работал юристом как в своем родном городе, так и в столице страны Бухаресте . [ 16 ] В начале 1910-х годов его проза публиковалась в журнале «Viaa Romînească» . [ 17 ]
В какой-то момент до 1915 года Гейн был секретарем Консервативной партии политика Иоанна Лаховари . [ 18 ] В 1913 году принял участие добровольцем. [ 16 ] во Второй Балканской войне , уничтожив перед отъездом на фронт свои литературные тетради. [ 13 ] С 1916 г. [ 16 ] он также участвовал в кампаниях Первой мировой войны в составе 8-го егерского полка, дислоцированного в Мэнэстирея Кашин . [ 19 ] Его боевой опыт описан в книгах Amintirile unui fostholeric («Воспоминания о бывшем больном холерой», 1914; премия Румынской академии ) и Prin viroage şi coclauri («Через овраги и задворки», 1922). За этим в 1923 году последовала семейная история Pe aripa vremei («На крыле времени»). [ 16 ] Брат Константина Георгий женился на бессарабской красавице Елене Морариу-Андреевич. Она была племянницей Сильвестру Морариу Андриевича , епископа Буковины , и правнучкой поэта Константина Стамати . [ 20 ] Это сделало Константина дядей по отцовской линии архитектора Штефана Раду Гане (1923–1988). [ 21 ]

В зрелом возрасте Гейн продолжал увлекаться историей, путешествуя по стране и за рубежом, роясь в архивах и библиотеках, посещая музеи и художественные памятники и исследуя устные традиции. [ 16 ] Он публиковал прозу (особенно исторического характера), статьи, заметки и обзоры, переписку, отчеты о путешествиях, пьесы и фрагменты романов в Epoca , Universul Literar , Curentul , Cele Trei Crisuri , Politica , Revista Fundaatiilor Regale , Luceafărul and Flacăr , Convorbiri . литература , [ 16 ] некоторое время работал в 1926 году редактором последнего. [ 22 ] Он вернулся в 1927 году с заметками о «Важных событиях», за которыми последовала серия исторических романов и трактатов: «Бывшие жизни королев и принцесс», 3 тома, 1932–1939); Чармы («Чары», 1933); «Сто лет назад » («Сто лет назад», 2 тома, 1935 г.); П. П. Карп и его место в политической истории страны (" П. П. Карп и его место в политической истории страны", 2 тома, 1936); Мисс Александрина Гика и граф Д'Антрег («Принцесса Александрина Гика и граф Д'Антрег », 1937); Beyond the Fretting of an Era («За пределами беспокойства эпохи», 1939). [ 16 ]
Участие ультраправых в должности посла
[ редактировать ]Гейн также проводил конференции и, между 1929 и 1937 годами, серию лекций Радио Бухареста на исторические, культурные и литературные темы, включая первый суд над Михаилом Когэлничану , Димитри Кантемиром и романами Стефана Цвейга . [ 16 ] Другие подобные лекции были посвящены деталям семейной жизни Михни Туркитула или подробным теориям о значении родовой баллады Миорица . [ 23 ] В последнем случае Гейн утверждал, что народная поэзия зафиксировала взаимную вражду между Молдавией и Валахией , включая их территориальные конфликты из-за округа Путна . Это позволило ему датировать Миорицу 1400-ми годами или ранее. [ 23 ] Он также внес свой вклад в Иона Гигурту , Libertatea где опубликовал исследование о формировании политических партий Румынии (январь 1934 г.). [ 24 ] и генеалогический очерк Мориса Палеолога (февраль 1935 г.). [ 25 ]
До 1934 года Гане жил на улице Эней, после чего переехал в дом на Каля Гривицей, недалеко от Гара де Норд . [ 26 ] он вступил в Общество румынских писателей . В том же году [ 15 ] [ 16 ] а с июня начал публиковать свои исследования женских ветвей семьи Каллимачи в виде сериала для Realitatea Ilustrată . [ 27 ] 9 октября 1937 г. [ 28 ] Гейн начал выпускать «Санциана» литературную газету в Бухаресте. Частично это предприятие отразило его генеалогическую озабоченность, выпустив отрывки из мемуаров отца Василе Григореску о жизни в Фэлтиченах, некоторые из которых рассказывали о семье Гане. [ 29 ] В это время Гейн также опубликовал историческую колонку в газете Cuvântul . [ 30 ] В политическом отношении он тяготел к крайне правым и присоединился к « Железной гвардии» в 1937 году — его вербовка в качестве интеллектуала, «приверженного гвардейскому образу мыслей», была отмечена в январе 1938 года коллегой Мирчей Стрейнулом . [ 31 ] Другой автор «Гвардии», Михаил Косма, дал положительную оценку « Санциане» как «румынской газете, написанной румынскими христианскими журналистами», противопоставив ее « иудео-румынской прессе, [которая] держит всех политиков в постоянном терроре, ограничивая их деятельность как политических мыслителей». и их политическое поведение». Косма отметил Санзиану за собственный вклад Гейна как исторического обозревателя, а также за статьи приглашенных писателей Михаила Полихрониады и Николае Тоту. [ 32 ]
Затем Гейн якобы входил в наблюдательный совет Железной гвардии, или «Сенат». [ 33 ] 15 февраля 1938 года в Бухаресте Ной он присутствовал на свадьбе художника-гардиста Александру Бассараба и школьной учительницы Елены Кантарагиу; Среди других гостей были лидер гвардии Корнелиу Зеля Кодряну , а также Полихрониада, Хайг Актериан , Ион Зеля Кодряну и Мирча Элиаде . [ 34 ] Такие ассоциации с революционным фашизмом сделали его объектом репрессий со стороны короля Кароля II и его Фронта национального возрождения . Этот режим не позволял политическим подозреваемым работать, и, согласно дневникам Виктора Слэвеску , Гане «не имел средств к существованию»; [ 35 ] Санзиана была запрещена в начале 1938 года. [ 30 ] Когда банки отказались дать Гане взаймы деньги, Славеску предложил ему подарки, которые Гане пообещал погасить книгами из своей собственной коллекции. [ 35 ] К сентябрю 1939 года, одновременно со Второй мировой войной, между Фронтом и Гвардией разразилась гражданская война. Гейн был арестован вместе со многими другими гвардейцами и содержался в заключении в Меркуря Чук . [ 30 ] но вскоре был освобожден по просьбе Петре П. Панайтеску и Раду Р. Розетти . [ 35 ] Позже в том же месяце он путешествовал по Румынии с Кэрол Виктор , номинальным принцем Албании . Они посетили дочь Лаховари, Марту Бибеско , на ее вилле в Комарнике ; она описала Гейна как «типичного Бухареста 1900 года, находящегося под влиянием парижской моды 1890-х годов ». [ 18 ]
В середине 1940 года Гвардия достигла взаимопонимания с Фронтом: 23 июня две группы объединились в «Партию нации», и лидер Гвардии Хория Сима выразил свою преданность Кэрол. Гане, Панайтеску и Николае Петрашку были одними из первых, кто зарегистрировался на новой платформе. [ 36 ] В 1940–1941 годах, после того как Кэрол отказалась от власти, Железная гвардия взяла на себя управление страной и основала « Национальное государство легионеров ». Получив повышение в этот период, Гейн вернулся к радиожурналистике, занимаясь пропагандой для социальной службы Гвардии, Ajutorul Legionar . [ 37 ] В конце октября 1940 года он объявил, что отправляется в расширенную ознакомительную поездку по Королевству Греции . [ 38 ] 1 ноября, [ 39 ] Премьер-министр Ион Антонеску назначил его послом в Греции. 11 ноября он все еще находился в Бухаресте, когда присутствовал на панихиде двух полицейских и членов «Гвардии», Евгения Некрелеску и Арона Валериу, проходивших в церкви Сфынтул Илие Горгани . [ 40 ]
По словам Рэдулеску, Гане мог быть выбран для дипломатической миссии из-за его греческого происхождения; [ 9 ] тем не менее, находясь в Афинах , он выступал от имени арумынского меньшинства . [ 15 ] [ 16 ] [ 41 ] Он оставался в этом районе на протяжении всей греко-итальянской войны и во время немецкого вторжения в Грецию , и его наконец отозвали 15 июня 1941 года. [ 42 ] Вернувшись в Румынию, он на короткое время принял участие в культурной жизни Приднестровья, выделенного Румынией из Советской Украины после операции «Барбаросса» . В феврале 1942 года, как владеющему русским языком, ему было приказано помогать Иону Раду Мирче в сборе и переводе исторических документов, хранящихся в Одессе , но он не явился на это задание. [ 43 ] Оставаясь в Румынии до конца Второй мировой войны, Гейн сосредоточил свое биографическое исследование на боярах Мавродина из округа Телеорман , и в 1942 году был опубликован актуальный том. [ 44 ]
Коммунистические репрессии и смерть
[ редактировать ]Гейн также выпустил в 1943 году продолжение « Прошлых жизней» под названием «Горько-сладкие жизни дам и боярочек». Исторический роман «Рэдэчини» («Корни») был опубликован в 1947 году и остается его последней работой. [ 16 ] В начале 1944 года он выпускал специализированный журнал Arhiva Genealogică Română , который он охарактеризовал как продолжение работ Севера Зотты . [ 45 ] и чтение лекций от имени YMCA в Бухарестском Атенеуме . [ 46 ] Вскоре после того, как Румыния объявила о перемирии с Советской Россией , он был снова арестован, а затем отправлен в концентрационный лагерь в Каракале , где делил камеру с Панайтеску и священником-миссионером Иларионом Феля. По словам Фелеи, условия в целом были суровыми, а еды было мало. [ 47 ] В 1946 году ряд его книг был официально запрещен приказом министра пропаганды Петре Константинеску-Яссы . [ 48 ] Гейн был освобожден из лагеря в 1948 году, но подвергся репрессиям со стороны коммунистического режима . Агенты Секуритате идентифицировали его как деятеля крайне правого антикоммунистического сопротивления , сообщив, что Гейн действовал как советник Петрашку. [ 33 ]
Гейн был повторно арестован в декабре 1948 года в рамках репрессий. [ 33 ] и осужден в 1949 г. [ 16 ] Его отправили в тюрьму Аюд в районе Клуж , где он подвергался жестокому обращению и доводился до истощения. Хотя он, как сообщается, сохранял чувство юмора и был физически силен, его отказ пройти перевоспитание сделал его объектом особого насилия: его отправили в одиночную камеру в неотапливаемую камеру и заставляли стоять на ногах в течение всего рабочего дня. Он жаловался на истощение и сказал тюремщику, что находится на грани смерти; в конечном итоге они освободили его после того, как другие заключенные начали стучать в двери их камер и требовать пощады Гейна. [ 15 ] Секуритате обещало ему лечение его заболеваний, если он согласится писать статьи, восхваляющие режим, но Гейн отказался это сделать. [ 49 ] В 1962 году, когда он все еще выздоравливал, власти, как сообщается, выдали документы, позволяющие его освободить из тюрьмы. [ 15 ]
Гейн умер в Аюде прежде, чем это могло произойти, и был похоронен в безымянной могиле. [ 15 ] [ 50 ] [ 51 ] Принято считать, что его смерть произошла в апреле 1962 года, но семья Гейн записывает дату 13 мая. [ 51 ] В 1969 году относительная либерализация позволила упоминать покойного писателя, а его племянник Георге Гане-младший (1925–2008) опубликовал краткую биографию в журнале «Клопотул» из Ботошани. он также хранил генеалогический архив своего дяди в гараже в Бухаресте До эмиграции в Западную Германию ; некоторые из этих документов затем были сохранены специалистом по генеалогии и другом семьи Штефаном Горовеем. [ 52 ] Племянник Штефан Раду также эмигрировал в 1974 году, проведя 1980-е годы в качестве видного критика городского планирования в коммунистической Румынии . [ 53 ]
«Прошлые жизни дам и господ» был переиздан Editura Junimea в 1971–1973 годах, хотя и затронут коммунистической цензурой . [ 50 ] В некоторых контекстах его все еще хвалили, в том числе Luceafărul журналист Артур Сильвестри , который писал, что Гейн и его современник Раду Розетти пересказали исторические события с «выдающейся эпической жилкой». [ 54 ] Историк Джордж Потра заметил в 1980 году, что Гейн не упоминался в справочных изданиях, несмотря на то, что он был «ценным автором». [ 55 ] Такое обращение было прекращено Румынской революцией 1989 года , которая позволила полностью пересмотреть работу Гейна. В Ботошани освящена улица Константина Гане. [ 51 ] а в 2006 году книга «Горькая и счастливая жизнь» была переиздана в издательстве Георге Марина Спетяну в Бухаресте. Хотя это был в основном проект семьи Спетеану и, следовательно, «не первоклассный», Рэдулеску выразил надежду, что он возродит интерес к творчеству Гане. [ 56 ] Тем не менее, как утверждает Горовей, к 2011 году Гейн все еще был «полностью вне сферы общественного внимания». [ 51 ] Humanitas опубликовала полное издание « Прошлые жизни» в 2014 году. [ 50 ] За этим в 2016 году последовало переиздание « Горькой и счастливой жизни » в Editura Corint . [ 57 ]
Работа
[ редактировать ]Писатель и биограф
[ редактировать ]Дебют Гейна состоялся как юморист — талантливый, по словам коллеги-писателя-историка Николае Йорги . [ 17 ] Военные мемуары отличались искренностью и патриотическим акцентом. В его первой книге содержалось подробное описание его болезни холерой , которой он заразился во время боевых действий в Болгарии . [ 16 ] Это было одно из первых литературных свидетельств Второй Балканской войны в Румынии - наряду с произведениями Йорги, Ал. Ласкаров-Молдовану и Хараламб Лекка ; [ 58 ] а также одна из старинных книг, передающая румынские впечатления о Болгарии. Таким образом, Гейн резко критикует болгарское общество, описывая бесплодный ландшафт как фундаментально уступающий соответствующему румынскому берегу Дуная . [ 59 ] После публикации « Аминтириле уни фост холерик» воспринял его писатель Михаил Садовину как точное описание «печальной и горькой реальности» экспедиции 1913 года. [ 55 ] В целом, он выделяется своей защитой кампании, описывая массы солдат как полных энтузиазма по поводу войны. [ 60 ] Как утверждает Гейн, Румыния «восстановила мир» и заслужила уважение Европы; это контрастирует с заявлениями других ветеранов, в том числе В. Драгошеску, который утверждал, что кампания может только навредить Румынии в долгосрочной перспективе. [ 61 ] Prin viroage şi coclauri — это источник из первых рук о жизни во время позиционной войны , подробно описывающий вечеринки и суеверия солдат, ведущих такой образ жизни. [ 19 ] Întâmplarea cea mare — более сдержанный рассказ о путешествии, в котором автор отвлекается на размышления о румынской и зарубежной истории. Артефакты Древнего Египта и особенно Греции приводят его к литературным и мифологическим размышлениям; он также описывает сегодняшние реалии этих стран, иногда в юмористическом тоне. [ 16 ]
Когда Гане писал об истории Румынии, его исторические и литературные интересы объединились, чтобы создать запоминающиеся социальные и политические портреты. В 1947 году литературный критик Перпесициус утверждал, что Гейн внес «исключительную ноту в нашу историческую литературу», перемещаясь между «романтизированным документом» и самим романом - в обоих произведениях рассказчик выступает как «сдержанный» участник, с подсказки и размышления. [ 62 ] Pe aripa vremei прослеживает генеалогическое древо своей семьи вплоть до основания Молдавии , а Acum o sută de ani рассказывает об основных событиях, произошедших в Дунайских княжествах веком ранее (1834–1835). [ 16 ] Его интерес к человеческому характеру был исследован в «Фармесе» , рассказе о деспоте Водэ ; и в Dincolo de zbuciumul veacului , в котором выбираются грандиозные и трагические фигуры бурного Средневековья . [ 16 ] Семейная сага, сосредоточенная в поместье Мэчишень , Рэдэчини не оказала большого влияния. [ 16 ] хотя Перпессиций положительно отозвался о нем. Последний похвалил талант Гейна в изобретении символических персонажей, чтобы сжать и подчеркнуть социальную историю, хотя и предположил, что некоторые примечания «звучат фальшиво». [ 63 ] Единственная пьеса Гейна, «Фринея» , до сих пор находится в рукописной форме. [ 16 ]
Исторические отчеты Гейна страдают от мельчайших генеалогий, избытка документальных подробностей, полемических выступлений и запутанных или бессвязных отрывков. [ 16 ] Одной из устойчивых и плохо изученных черт была готовность Гейна связать свою семью с важнейшими событиями прошлого Молдавии. В 1939 году литературовед Джордж Кэлинеску описал Гане как автора «корпоративной литературы», который изложил защиту аристократии и включил себя в нее, «стремясь доказать свою принадлежность к этой касте». [ 64 ] Кэлинеску открыто высмеивал Гане за то, что он вложил в свои произведения мелочи о своей семье. Гейн ответил, что в его семье нет ничего банального. [ 57 ] Эти произведения действительно заслужили похвалу со стороны различных профессиональных историков, в том числе Йорги. [ 50 ] и позже Люциан Бойя ; последний считает Гэйна «историком-любителем, но вполне профессиональным с обширностью его документации и его непоколебимым повествованием». [ 65 ] Точно так же Пол Черноводяну описывает Гэйна как «публициста со страстью к истории и генеалогии», но также как «эксперта» и «исследователя». [ 66 ]
Посвящение Гэйна Петре П. Карпу в 1936 году известно своей « агиографической » защитой государственного деятеля, в том числе против оценок, что Карп был неправ, не национализировав нефтяную промышленность ; [ 67 ] некоторые главы, например глава, посвященная юнимейскому обществу, представляют документальный интерес. [ 16 ] Книга, и особенно ее первая глава, высветила столкновение консервативных взглядов между Йоргой и Гейном. В своем ответе Йорга посоветовал Гане воздержаться от написания политической истории, для которой он не имел квалификации. Йорга обосновал это утверждение, перечислив ошибки, предположительно обнаруженные в главе Гане, включая «клевету» относительно участия Александру Иоана Кузы в заговоре против Барбу Катарджиу . [ 68 ] Йорга также отмечает упрямство Гейна в отрицании свидетельств о скромном происхождении Карпа и в «преувеличении» его политической роли, но также хвалит его за то, что он заново открыл для себя первые опубликованные эссе Карпа. [ 69 ] Споры вокруг других подобных вкладов в биографический жанр. Перпесициус рассматривает работу Гейна о графе д'Антреге как «самый важный» вклад, высоко оценивая Гейна за его исследование городских архивов Дижона . [ 70 ] Однако более поздние рецензенты утверждали, что книга по большей части является невольной мистификацией. Черноводяну критикует Гане за то, что он основал всю свою книгу на «романтической» теории, которая отождествляла «принцессу Александрину Гику» с дочерью Григоре III ; по мнению Черноводяну, «принцесса» на самом деле была самозванкой, а д'Антрег - ее пособником. [ 71 ]
Женский историк
[ редактировать ]Непреходящим шедевром Гане является книга «Trecute vieşi de doamne şi domniбe» , первый том которой был удостоен премии Румынской академии. В книге представлен широкий спектр дворянских дам со времен первых воевод и до объединения княжеств на фоне хаотичных исторических событий. Среди наиболее запоминающихся фигур — Доамна Кьяжна и Элизабета Мовилэ , а трагический конец Домницы Руксандры вызвал похвалу. [ 16 ] Как отмечают критики, сюжеты необычны и увлекательны, раскрыты в ярких историях, изложенных языком архаичной энергии. [ 16 ] [ 50 ] В 1933 году теолог и журналист Григоре Т. Марку приветствовал «исключительный талант рассказчика» Гане, его голос просочился в пыльные хроники нашей нации, создав «живую фреску из жизни княжеских дам и детей». [ 72 ] Примерно 70 лет спустя писатель Георге Григорджу вновь обратился к «Трекуте вьечи» как к «одной из важнейших книг моего детства [...], с ее богатым литературным вкусом, пульсирующим в артериях сложных исторических реконструкций». [ 73 ] По словам литературного критика Иоана Миликэ, Гейн повторно использовал классические формулы повествования, напоминая Иона Будай-Деляну и Иона Крянгэ, в создании портретов-карикатур, например, портрета моряка-принца Николая Маврогенеса . [ 50 ] Любовные истории, похищения и освобождения, зрелищные казни (например, казни Константина Брынковяну и его сыновей), взлеты и падения сменяют друг друга в устойчивом ритме, воссоздающем атмосферу изображаемых периодов. [ 16 ]
Ученый Констанца Винтилэ-Гицулеску рассматривает исследование Гане как «веху» в истории румынских женщин , но также предупреждает, что оно принадлежит к «крошечному биографическому» жанру и часто переключает внимание на главных героев-мужчин. [ 74 ] В 2009 году медиевист Иоан Мариан Циплич отметил, что Trecute vieşi остается «единственной синтезирующей работой, посвященной средневековым женщинам во всей румыноязычной историографии, и даже эта работа сосредоточена на анализе супружеских связей и роли женщин [в установлении] таких связей. " [ 75 ] Как отметил историк Раду Мырза, «многие оценки [Гейна]», включая некоторые из его утверждений о Михаиле Храбром , Доамне Станке и Николае Патрашку , ошибочны и являются «скорее книжными, чем научными». [ 76 ] Точно так же славист Эмиль Турдяну пишет, что описание Гане брака Руксандры и Тимофея Хмельницкого «не только шаткое, но и контрфактическое». [ 77 ] Среди современников Гане специалисты по генеалогии Георге Г. Безвичони и Джордж Д. Флореску критиковали писателя за его чрезмерный энтузиазм и небрежность; Безвикони назвал «Трекуте вьеци» «романтизированной биографией». [ 78 ] Некоторые отрывки из Trecute vieśi также отражают полемику Гане против румынского католицизма с православной позиции. Это побудило католического писателя Мариу Теодоряна-Караду опубликовать « исправления », в которых утверждалось, что они разоблачают «ошибочные, иногда несправедливые» взгляды Гейна на этот вопрос. [ 79 ] По словам Марзы, книга Гейна в целом «серьезно исследована», но «не носит научного характера, а скорее популяризирующая работа». [ 80 ]
Заключительные части Trecute vieśi подверглись критике со стороны Йорги, отметив, что их «новаторские заметки» были представлены в форме «легкого анекдота о серьезных людях». [ 81 ] Разделы этих книг в значительной степени основаны на новых архивных материалах, в том числе на письмах Марии Морузи Комнен. [ 82 ] Автор также взял интервью у Марты Бибеско , которая подробно рассказала о психическом заболевании, преследующем Зою Брынковяну и приведшем к ее разводу с принцем Георге Бибеску . [ 83 ] В рамках своего исследования Гейн нашел и опубликовал портреты Смаранды Вогориде, принцессы-супруги Михаила Стурдзы . [ 84 ] и леди Марицыки Вэкэреску-Бибеску ; [ 81 ] он также помог записать жизнь Сафты Костаче Талпана. [ 85 ] Тем не менее, исследования Гейна XIX века по-прежнему содержали сомнительный материал. Как отметил историк Павел Стрихан, Гейн поверил городским легендам о принце Бибеску и Марице и дал неисторические объяснения их юридического конфликта с Валашским ординарным собранием . [ 86 ] Эти последние произведения как литературные достижения подверглись критике со стороны Йорги. Его озадачило решение Гейна включить рифмованное предисловие («любопытный стих, без которого можно обойтись»), а также добавить «весьма сомнительные» для читателя пояснения, опустив ряд библиографических источников. [ 81 ] Как утверждает рецензент Сорин Лаврик , Amărâte şi vesele vieěi является противовесом основным томам, косвенно показывающим относительную эмансипацию женщин при режиме Regulamentul Organic , но также и «низость» жизни в постаристократическую эпоху. [ 57 ] Он также имеет заметный регионалистский уклон: здесь 11 записей из Молдавии, 4 из Валахии и одна англичанка ( Мария Розетти ). [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Йорга (1934), с. 184; Обезьяна, с. 207; Рэдулеску, с. 212–213
- ^ «Последний час», в Universul , 20 августа 1941 г., с. 9
- ^ Jump up to: а б Рэдулеску, с. 212–213
- ^ Г. Урсу, «Родители Нику Гане», в «Литературных проблемах », выпуск 1/1942, стр. 3–8. См. также Горовей, с. 227–230
- ^ Горовей, с. 228
- ^ Мону, стр. 207.
- ↑ К. Сэтяну, «Кое-что об Ионе Крянгэ», в Adevărul , 31 декабря 1935 г., стр. 3
- ^ Горовей, с. 232; Рэдулеску, с. 212–213
- ^ Jump up to: а б с Рэдулеску, с. 213
- ^ Михай Джиковяну, «Jitnicerul Gheorghe Canano şi familia sa», в журнале Северной Молдавии , Vol. 18, 2019, с. 203–204
- ^ Михай-Богдан Атанасиу, Из мира летописца Иона Некулце. Просопографическое исследование , с. 96–97. Яссы: Университет Александру Иоана Кузы , 2015. ISBN 978-606-714-193-1
- ^ Пол Черноводяну, «Мобильность и традиционализм: эволюция боярского класса в румынских княжествах в 18 веке», в Revue des Études Sud-Est Européennes , Vol. XXIV, выпуск 3, июль – сентябрь 1986 г., с. 251
- ^ Jump up to: а б Гане, с. 4
- ^ Гейн, с. 8
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кристина Чоабэ, «Лица жертвы», в «Слове, которое строит». Воскресная газета прихода Щербан-Водэ , вып. VII, выпуск 13, март 2017 г., с. 4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Евгений Симион (ред.), Общий словарь румынской литературы , Том 6, стр. 243–244. Бухарест: Энциклопедическое издательство «Универс» , 2007. ISBN 973-637-070-4
- ^ Jump up to: а б Йорга (1934), стр. 184.
- ^ Jump up to: а б Марта Бибеско , Политический журнал 1939–1941 , стр. 97. Бухарест: Политическое издательство , 1979.
- ^ Jump up to: а б Бьянка Мэрмуряну, «Фронтовая жизнь бойцов румынской армии в 1917 году. Деятельность вне противостояния с врагом», в Archiva Moldaviae , Том III, 2011, стр. 133–135.
- ^ Горовей, с. 225. См. также Харитон, с. 30
- ^ Харитон, стр. 30.
- ^ «Книги, журналы, газеты. Литературные беседы», в Societatea de Maine , выпуск 17/1926, стр. 324
- ^ Jump up to: а б Георгий Г. Лонгинеску , «В наушниках. IV», в журнале Nature. Журнал по распространению науки , Vol. 19, выпуск 4, апрель 1930 г., стр. 22–23
- ^ «Книги и журналы. Специализированный журнал, утверждающий себя», в Observatorul. Обзор общей культуры , Том VII, выпуски 1–2, январь – февраль 1934 г., с. 71
- ^ Неагу Джувара , Между Востоком и Западом. Румынские страны в начале современной эпохи , с. 347, 377. Бухарест: Humanitas , 1995. ISBN 973-28-0523-4
- ^ Горовей, стр. 230, 232.
- ↑ Вступительное примечание к К. Гейну, «Дамы из семьи Каллимачи, I», в Realitatea Ilustră , № 385, 10 июня 1934 г., стр. 11.
- ^ Мирча Стрейнул , «Культура, Люди, Факты. Гнезда света», в Buna Vestire , 8 октября 1937 г., стр. 2.
- ^ Г. Урсу, «Учитель Иона Крянгэ в Фолтичени: отец Василе Григореску Катихетул», в Convorbiri Literare , Vol. LXXV, выпуски 5–6, май – июнь 1942 г., стр. 327.
- ^ Jump up to: а б с Горовей, стр. 235.
- ^ Мирча Стрейнул , «Культура, Люди, Факты. Легионерская книга и публикации», в Buna Vestire , 1 января 1938 г., стр. 2.
- ↑ Михаил Косма, « Санциана », в Buna Vestire , 7 ноября 1937 г., стр. 1
- ^ Jump up to: а б с Флорика Добре, Флориан Бану, Камелия Иван Дуйкэ, Теодор Бэрбулеску, Ливиу Цэрану (ред.), Безопасность: каркасные конструкции; цели и методы. Том. Я (1948–1967) , с. 280. Бухарест: Энциклопедическое издательство , 2006. ISBN 973-45-0541-6
- ^ «Последний час. Свадьба художника Александру Бассараба», в Buna Vestire , 16 февраля 1938 г., стр. 6
- ^ Jump up to: а б с Бойя, с. 139
- ^ "Ultima ora. O chemare şi cele dintâi adeziuni", в Glasul Bucovinei , 25 июня 1940 г., стр. 4; «Urdareanu vezérkari beskéde», в Келети Уйсаг , 25 июня 1940 г., с. 1
- ^ Флорин Мюллер, «Легионерское движение, новые перспективы в исследованиях», в Revista Istorică , Том XXII, выпуски 1–2, 2011, стр. 29
- ^ «Писатель Констант Гане в Афинах», в Curentul , 25 октября 1940 г., стр. 3
- ^ «Д.Д. Гейн министр в Афинах», в Curentul , 3 ноября 1940 г., стр. 3
- ^ «Останки легионеров Евгения Некрелеску и Арона Валериу были захоронены в церкви Св. Илие Горгани», в Universul , 12 ноября 1940 г., стр. 3
- ^ Итак, с. 304
- ^ «Последний час. Завершается миссия г-на Н. [ sic ] Гане, румынского министра в Афинах», в Śara , Vol. I, выпуск 44, июнь 1941 г., с. 8
- ^ Корнелиу-Михаил Лунгу, Маричика Ифрим, Ана-Фелиция Диакону (ред.), Аурелиан Сакердоцяну. Переписка (1928–1974) , стр. 82, 84. Бухарест: Национальный архив Румынии , 2004. ISBN 973-8308-18-6
- ^ Стелуца Чефани-Пэтрашку, поместье Телеормэнень (1864–1949). Рост и упадок (Публикации Музея округа Телеорман, VI) , стр. 45–46. Бухарест: Ренессанс, 2011. ISBN 978-606-637-009-7
- ^ Ал. Андроник, «Журнал периодических публикаций. Румынский генеалогический архив », в «Исторических исследованиях », том XIX, 1946, стр. 240–241.
- ^ «Carnetul zilei. Культурное искусство. Литературные занятия», в Curentul , 11 января 1944 г., стр. 2.
- ^ Кристинель Иоха, «Иларион В. Фелеа – священник, богослов, исповедник – согласно автобиографическому дневнику », в Теологии , Том XII, Выпуск 1, 2008, стр. 55–56.
- ^ Леонард Чокан, « Журнал о классовой борьбе и проблема сталинской историографии», в Studia Universitatis Cibiniensis. Серия Historica , Том II, 2005, стр. 302.
- ^ Николае Иван, «Самоубийства в коммунистических тюрьмах Румынии», в Memoria. Журнал «Арестованная мысль» , выпуск 38, 2002 г., стр. 84.
- ^ Jump up to: а б с д и ж (на румынском языке) Иоан Миликэ, «Жизни прошли...» , в Ziarul de Iasi , 4 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Горовей, с. 225
- ^ Горовей, с. 225–226
- ^ Харитон, стр. 31.
- ^ Артур Сильвестри , «Старый писатель: Раду Розетти», в Luceafărul , Vol. XIX, выпуск 7, февраль 1976 г., с. 2
- ^ Jump up to: а б Джордж Потра , «Переписка. Другие письма», в Амфитеатре , Том. XV, выпуск 11, ноябрь 1980 г., с. 12
- ^ Радулеску, стр. 211–212
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Сорин Лаврик , «Низкая жизнь» , в «Литературной Румынии» , выпуск 48/2016.
- ^ Йорга (1934), с. 248
- ^ Дьяк, стр. 299, 302, 311–312
- ^ Андреа-Михаэла Крянгэ, «Балканские войны как медиа-спектакль: журналистский отчет», в Annales Banatului. Археология–История , Том XXIII, 2015, стр. 415.
- ^ Дьяк, стр. 305.
- ^ Перпессиций, стр. 94–95.
- ^ Перпессиций, стр. 95–96.
- ^ "Журнал: Româneşti. Jurnalul Literar , 2 апреля 1939 г. - Год I, № 14", в журнале Royal Foundations , том VI, выпуск 5, май 1939 г., стр. 479.
- ^ Палач, стр. 138–139
- ^ Черноводяну (2002), стр. 84–85
- ^ З. Орнеа , Junimea si junimismum , Vol. I, стр. 246, 305. Бухарест: Editura Minerva , 1998. ISBN 973-21-0562-3
- ^ Йорга (1936), с. 352
- ^ Йорга (1936), стр. 352–355
- ^ Перпесиций, с. 95
- ^ Черноводяну (2002), стр. 85–86
- ^ Григоре Т. Марку, «Витрина книги. Литературная хроника. К. Гане - Прошлые жизни дам и барышень - т. I изд. II», в Viata Ilustră , Vol. II, выпуск 1, январь 1935 г., стр. 23–24
- ^ (на румынском языке) Георге Григорку , «Роскошная книга (II)» , в «Литературной Румынии» , выпуск 22/2008.
- ^ Констанца Винтилэ-Гитулеску, «Румынское средневековье и история женщин (17-18 века)», в Ионеле Бэлуцэ, Иоане Кирсточа (ред.), Направления и темы исследований в области гендерных исследований в Румынии. Семинар Колледжа Новой Европы, Бухарест, 5 июля 2002 г. , стр. 29. Бухарест: Колледж Новой Европы, 2003 г. ISBN 973-85697-5-3
- ^ Иоан Мариан Циплик, «Археология 20-го века. Национализм, марксизм и феминизм», в Трансильвании , выпуск 7/2009, стр. 11
- ^ Вторник, с. 73, 74
- ^ Эмиль Турдяну, «Рукописи, порабощенные казаками (III)», в журнале «Исторический» , сентябрь 1993 г., стр. 44
- ^ Георге Г. Безвичони, «Люди и факты. Романтизированная биография», в « Из нашего прошлого» , том. VII, август – сентябрь 1939 г., с. 100
- ^ «Библиография. Исправление , де М. Теодориан-Карада», в Веститорул , Том. 9, выпуски 17–18, сентябрь 1933 г., с. 16
- ^ Марза, стр. 73.
- ^ Jump up to: а б с Николае Йорга , «Dări de siămă. К. Гейн, Прошлые жизни джентльменов [ sic ] и дам », в Revista Istorică , Vol. XXVII, выпуски 1–12, январь – декабрь 1941 г., стр. 165–166.
- ^ Светлана Сувейкэ, Петре Гуран, «Семья Крупенских и историческая элита Бессарабии», Мирча Чуботару, Лучиан-Валериу Лефтер (ред.), Михай Дим. Стурдза в 80 лет. Посвящение , стр. 339. Яссы: Издательство Университета Александру Иоана Куза , 2014. ISBN 978-606-714-055-2
- ^ Стрихан, стр. 68–69
- ^ Сорин Ифтими, « Дополнение к портрету Николо Ливадити (1830–1858)», в «Исторических исследованиях» , том XXXII, 2013, стр. 303, 314.
- ^ Мону, стр. 7.
- ^ Стрихан, стр. 69, 70
Ссылки
[ редактировать ]- Люциан Бойя , Ловушки истории. Румынская интеллектуальная элита между 1930 и 1950 годами . Бухарест: Хуманитас , 2012. ISBN 978-973-50-3533-4
- Пол Черноводяну, «Авантюрный граф и фальшивая принцесса», в журнале «Исторический» , июль 2002 г., стр. 83–86.
- Ралука-Симона Деак, «Репрезентации идентичности, себя и инаковости в румынских мемуарах о Балканских войнах (1912–1913)», в Philobiblion. Трансильванский журнал междисциплинарных гуманитарных исследований , Vol. XVIII, выпуск 2, июль – декабрь 2013 г., стр. 297–314.
- К. Гейн, «Слова на ветру», в Universul Literar , выпуск 6/1940, стр. 4, 8.
- Штефан К. Горовей, «Эпистолярный диалог Артур Горовей – Константин Гане», в Acta Moldaviae Septentrionalis , Vol. X, 2011, стр. 225–236.
- Дину Михаил Харитон, «События, сигналы, обзоры, воспоминания. Архитектор Штефан Раду Гане», в журнале «Архитектура» , выпуски 1–6/1990, стр. 30–31.
- Николае Йорга ,
- История современной румынской литературы. II: В поисках дна (1890–1934) . Бухарест: Издательство Adevĕrul , 1934.
- «Примечания. К. Гейн, П. П. Карп и его место в политической истории страны , I», в Revista Istorică , Vol. XXII, выпуски 10–12, октябрь – декабрь 1936 г., стр. 352–355.
- Раду Мырза, «Участие семьи в дипломатии с Михаем Витязулом: практика отправки собственной семьи в качестве заложника к политическим партнерам», в Revista Bistrişei , Vol. XII–XIII, 1999, стр. 73–83.
- Елена Мону, Семья Костачей. История и генеалогия . Бырлад: Издательство «Сфера», 2011. ISBN 978-606-573-162-2
- Перпесициус , «Критические комментарии. Критические упоминания. Хроника романов. Цезарь Петреску: Тапир — Дэн Петрашинку: Времена исполнились — К. Гейн: Рэдэчини. Роман о Мэчишенилоре », в Revista Fundătiliior Regale , Vol. XIV, выпуски 10–11, октябрь – ноябрь 1947 г., стр. 82–96.
- Михай Сорин Рэдулеску, «Книга истории. L'Histoire des femmes , долгожданное переиздание», в Viata Românească , выпуски 8–9/2008, стр. 211–213.
- Павел Стрихан, «Княжеский развод», в журнале «Исторический» , июнь 1969 г., стр. 68–71.
- 1885 рождений
- 1962 смертей
- Румынские биографы
- Румынские специалисты по генеалогии
- Румынские историки ХХ века
- Румынские медиевисты
- Румынские историки литературы
- Устные историки
- Румынские мемуаристы ХХ века
- Румынские писатели-мужчины ХХ века
- Румынские писатели-путешественники
- Румынские исторические романисты
- Женщины-историки
- Румынские юмористы
- Румынские обозреватели
- Основатели румынской газеты
- Редакторы румынских газет
- Основатели румынского журнала
- Редакторы румынских журналов
- Румынские пропагандисты
- Ведущие румынского радио
- Румынские юристы ХХ века
- Члены Железной гвардии
- Политики Фронта национального возрождения
- Послы Румынии в Греции
- Люди из Ботошани
- Румынский народ греческого происхождения
- Члены Румынской Православной Церкви
- Критики католической церкви
- Румынское дворянство
- Выпускники Ростокского университета
- Румынские военнослужащие времен Второй Балканской войны
- Румынские военнослужащие Первой мировой войны
- Румынский народ Второй мировой войны
- Заключенные тюрьмы Аюд
- Румынские жертвы пыток
- Заключенные, умершие в заключении Секуритате
- Румыны, умершие в тюрьме
- Цензура в Румынии
- Выпускники AT Laurian National College