Николае Багдасар
Николае Багдасар | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 21 апреля 1971 г. | (75 лет)
Альма-матер | Университет Бухареста Берлинский университет |
Занятие | философ |
Работодатель(и) | Университет Бухареста Университет Ясс |
Родственники | Думитру Багдасар (брат) |
Николае Багдасар (5 февраля 1896–21 апреля 1971) был румынским философом. Он родился в крестьянской семье к северу от Бырлада и участвовал в Первой мировой войне, а затем поступил в Бухарестский университет и получил докторскую степень в Германии. Он начал преподавать в университете Бухареста в 1928 году, но стал профессором только в 1942 году, когда начал преподавать историю философии и эпистемологии в Яссах . В следующем году он стал членом Румынской академии , но потерял это звание в 1948 году, при зарождающемся коммунистическом режиме , и был отстранен от преподавания в 1949 году. Оставшуюся часть своей карьеры он провел на более низкой должности, проводя исследования в различных областях. Начитанный ученый, Багдасар является автором первой истории румынской философии среди нескольких известных текстов. И в межвоенный период, и во время Второй мировой войны он руководил издательствами, причем последнее время вызывало немилость со стороны коммунистических властей.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Родился в семье армянского происхождения в Рошиешти , селе в бывшем уезде Фэлчу . [ 1 ] его родителями были Янку Багдасар и его жена Смаранда ( урожденная Афтени). После него родились еще шесть братьев и сестер, а его мать умерла, родив двенадцатого ребенка, в 1911 году. Его родители были зажиточными крестьянами, входившими в верхушку деревенского общества; его отец занимал пост мэра пять сроков подряд, что составило двадцать лет. Его мать была неграмотной, но ценила образование и призывала всех своих детей учиться. Поскольку он считал учителя в Рошештах некомпетентным, его отец отправил Николае посещать начальную школу в соседней деревне Идричи вместе со своим старшим братом Думитру , к которому он был очень привязан. Затем он поступил в престижную среднюю школу имени Георгия Рошки Кодряну в Бырладе , которую окончил в 1916 году. Он начал публиковаться в журнале Neamul Românesc в 1915 году, еще будучи студентом, подписываясь как Бэрдеску. Находясь в Бырладе, он поддерживал себя репетиторством. [ 2 ]
В октябре 1916 года, вскоре после вступления Румынии в Первую мировую войну , он начал учиться в школе офицеров запаса в Ботошани . С весны 1917 по март 1918 года он воевал на фронте в звании старшего сержанта. Позже он вспоминал свой военный опыт в Аминтири. Автобиографические ноты , указывающие на абсурдность и бесполезность многих действий армии. Он обнаружил, что офицеры вместо того, чтобы судить по обстоятельствам, прятались за правилами, и что деятельность войск практически не подвергалась реальному надзору. [ 3 ] В октябре 1918 года, ближе к концу войны, он поступил на факультет литературы и философии Бухарестского университета , который окончил в 1922 году. Первоначально намереваясь изучать социологию, он передумал, когда обнаружил, что его профессор Ион А. Рэдулеску-Погоняну сделал это. не знать материала. Затем Багдасар выбрал историю философии, которую преподавал юный Мирча Флориан , которого он нашел эрудированным. Будучи студентом, он был редактором газеты Gazeta Transilvaniei , базирующейся в Брашове , в недавно приобретенном регионе Трансильвания . После окончания школы с помощью Михая Поповича он получил стипендию в Берлинском университете , где учился с 1922 по 1926 год. [ 4 ] В Берлине он посещал курсы у Карла Штумпфа , Генриха Майера и Макса Дессуара , а также принимал активное участие в обществе «Кант-Гезельшафт» . Он также приобрел прочную основу в кантианстве . Он получил докторскую степень в 1926 году; он назывался Der Begriff des theoretischen Wertes bei Rickert («Понятие теоретической ценности у Риккерта »). [ 5 ]
Ранняя карьера в образовании
[ редактировать ]По возвращении из Германии в сентябре 1926 года он не смог найти должность в университете, но Министерство народного просвещения попросило его преподавать немецкий язык в румынской коммерческой школе в Салониках . Он сразу же согласился на работу в качестве заместителя профессора и преподавал в греческом городе с ноября по апрель следующего года. [ 6 ] После возвращения домой и до 1930 года Багдасар преподавал в Коммерческом училище Николае Крецулеску в Бухаресте ; он также десять лет проработал в частной средней школе принца Кэрола. С осени 1928 года по весну 1930 года он работал библиотекарем в Дмитрия Густи . Румынском социальном институте [ 7 ]
Багдасар смог поступить на преподавательскую работу в университет в 1928 году: благодаря настоянию заведующего кафедрой Константина Рэдулеску-Мотру он был назначен помощником психотехника в лаборатории экспериментальной психологии Бухарестского университета. Год спустя он согласился вести курс логики за пониженную зарплату. Его согласие было неохотным, так как он не хотел расстраивать профессора курса Наэ Ионеску , который мог напасть на него в газете Cuvântul . [ 8 ] Таким образом, в 1929 году он стал ассистентом преподавателя логики и эпистемологии и оставался на этой должности до 1941 года. Он преподавал логику студентам подготовительного курса и эпистемологию студентам остальных курсов. В 1938 году, когда кафедра была реорганизована, он на два года прекратил преподавание и подал заявку на должность историка философии в Черновицком университете , но не был принят на работу. В начале 1940 года он был втянут в скандал о плагиате с участием Александру Посеску, который годом ранее опубликовал введение в философию в типографии Багдасара. В конце 1939 года Николае Тату обвинил Посеску в плагиате П. П. Негулеску ; Посеску подал в суд на «Тату» в январе 1940 года, а также назвал Багдасара моральным автором выдвинутых против него обвинений. Багдасар был окончательно очищен в 1945 году. [ 9 ]
Зрелость и последующие годы
[ редактировать ]После того, как Рэдулеску-Мотру был вынужден уйти в отставку в октябре 1940 года, во времена Национального легионерского государства , Багдасар стал помощником Иона Петровича , который недавно перешёл в Бухарест из Ясского университета . В декабре 1941 года он был назначен администратором Casa Řcoalelor , Министерства культуры издательства . Летом 1942 года он стал профессором в Яссах на кафедре истории новой и новейшей философии, эпистемологии и метафизики факультета литературы и философии. Этому шагу способствовал Петрович, тогдашний министр образования. [ 10 ] Он оставался на этом посту до марта 1949 года, когда после реформы образования, проведенной ранним коммунистическим режимом в прошлом году, он был назначен научным консультантом в Бухарестском институте истории и философии. Политически не вовлеченный и левый, его отношения с Рэдулеску-Мотру и Петровичи, а также его работа в Casa Řcoalelor , вероятно, способствовали его смещению. Между тем, в мае 1943 года по предложению Рэдулеску-Мотру он был избран членом-корреспондентом Румынской академии . Когда коммунистические власти реконструировали академию в 1948 году, его лишили членства . В 1970 году он был избран членом Академии социальных и политических наук. [ 11 ]
С 1949 по 1950 год работа Багдасара была сосредоточена на истории румынской философии; отделения академии Затем его перевели в исторический отдел Ясского , где он исследовал историю румынской литературы. руководил Ethos журналом Находясь там, он вместе со Штефаном Бырсэнеску . Вернувшись в Бухарест в 1956 году, он произнес панегирик в марте следующего года на кладбище Беллу в честь Рэдулеску-Мотру. [ 12 ] В 1950-е годы он находился в некоторой маргинализации и испытывал определенную степень бедности. Ему повысили зарплату, когда он приехал в столицу страны, чтобы работать над Dictionarul explicativ al libii române , но продолжал ездить на трамвае вторым классом в течение года и покупал черный хлеб, а не багеты. Багдасар умер в 1971 году. [ 13 ] Улицы в Бырладе и Фокшанах теперь носят его имя.
Работа
[ редактировать ]Наиболее важными работами Багдасара являются: «Современная философия истории» (том I, 1930), «Из проблем европейской культуры» (1931), «История румынской философии» (опубликована как отдельный том в 1940 году и как часть румынской философии от ее истоков до наших дней). , сам том V «Истории современной философии» , 1941), «Теория познания» (том I, 1941; том II, 1942) и «Теоретики цивилизации» (1969). Он был одним из трех соавторов Философской антологии 1943 года. Иностранные философы . Вместе с Петровичем он написал «Manualul de psihologie» , учебник для средней школы, который появлялся ежегодно в период с 1934 по 1945 год. Он написал девять исследований в обзоре Societatea de maine и другие в Revista de filosofie , Minerva , Convorbiri Literare , Archive for Reform and Social Science. и Этос . [ 14 ] Между 1930 и 1940 годами он редактировал специальные выпуски Revista de filosofie, посвященные Баруху Спинозе , Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю , Рэдулеску-Мотру, Негулеску, Штефану Зелетину , Рене Декарту , Петровичи и Титу Майореску . В 1969 году он опубликовал перевод « Критики» . чистого разума ; «Критика практического разума» и «Метафизика морали» появились посмертно в 1973 году. Его первой работой в Румынии было исследование Эдмунда Гуссерля , опубликованное в журнале «Revista de filosofie» в 1928 году; последовали статьи о Пауле Наторпе , Вильгельме Виндельбанде и Риккерте, ранее неизвестных в Румынии. [ 15 ]
С точки зрения философского мировоззрения Багдасар объединил кантианство, неокантианство Гуссерля и феноменологию . Хорошо информированный, постоянно изучающий события в этой области, он стремился пролить свет на рационалистические тенденции в философии, принимая при этом во внимание быстрый научный прогресс своей эпохи, чтобы поставить под сомнение пределы Огюста Конта позитивизма . В Teoria cunoştinței он критически проанализировал эпистемологические теории, такие как релятивизм, агностицизм и позитивизм, систематически представляя философские доктрины познания. Filosofia contemporană a istoriei , один из запланированных трех томов был завершен, посвящен подходу зарубежных философов к истории, а также обсуждает размышления Александру Димитрия Ксенопола и Николае Йорги по этой теме. Его «История философии романеши» была первой работой, в которой анализировалась эволюция философских концепций в Румынии. [ 16 ]
Рэдулеску-Мотру выбрал Багдасара секретарем-редактором журнала Revista de filosofie , который он превратил в самое важное философское периодическое издание страны. [ 17 ] начиная с его появления в новом формате в марте 1928 года. [ 18 ] После перезапуска журнала он получил согласие Рэдулеску-Мотру на активизацию Румынского философского общества, которое в тот момент проводило небольшие спорадические собрания. Под его руководством в качестве секретаря общество провело публичные конференции в амфитеатре имени Кароля I. Фонда университета Эти мероприятия, открытые для тех, кто платил за вход, проходили каждую осень с 1928 по 1938 год. [ 19 ] Конференции прошли очень успешно: аудитория заполнилась представителями общественности; более того, к началу 1929 года общество имело прочную финансовую основу благодаря продаже билетов, членству, субсидиям и подпискам, а также продажам Revista de Filosofie , которым удалось покрыть расходы на печать. [ 20 ] Он основал первое в стране издательство, посвященное философии; Спинозы его первой книгой была «Этика» . За этим последовали работы над Рэдулеску-Мотру и Негулеску; Джорджа Беркли и «Трактат о принципах человеческого познания» « » Дэвида Юма , Исследование о человеческом понимании представленные Багдасаром; Лукреция « De rerum natura» и комментарий Марсилио Фичино к «Пиру о любви» Платона . [ 21 ] В 1935 году он основал типографию Tiparul Universitar; все книги общества были напечатаны там в течение следующего десятилетия. Наиболее важной из них была «История современной философии» , вышедшая в пяти томах в период с 1937 по 1941 год и объединившая материалы всех академических центров страны под руководством Рэдулеску-Мотру и при координации Багдасара. [ 22 ] В 1930 году он отредактировал праздничный том, посвященный 35-летию преподавания Рэдулеску-Мотру в университете; В книге собраны материалы ведущих ученых, в том числе Георге Владеску-Ракоаса , Евгений Сперанция , Михай Раля , Тудор Виану , Мирча Джувара , Петровичи и Густи, а также Багдасар. [ 23 ]
Его пребывание в Casa Řcoalelor началось в декабре 1941 года, когда новый министр Петровичи убедил его принять правительственный пост. [ 24 ] Его первым действием была попытка увеличить бюджет. Эту идею Петрович встретил скептически, учитывая, что страна недавно вступила во Вторую мировую войну. Мирча Вулкэнеску из Министерства финансов отклонил это предложение, заявив, что все цели министерства направлены на военные действия. Багдасар обратился напрямую к министру, умоляя, чтобы на послевоенной мирной конференции румынское правительство могло доказать, что деятели культуры продолжали работать даже во время войны. Хотя министр Николае Стоэнеску был профессиональным военным, он согласился, установив бюджет в 70 миллионов леев . Это позволило Casa Řcoalelor стать крупнейшим издательством страны, выпустив за следующие три года больше наименований, чем за все время своего предыдущего существования. Багдасар ушел с поста директора в октябре 1944 года после переворота против проосевого диктатора Румынии. [ 25 ] При коммунизме 1950-х годов его привлекли к ответственности за принятие этой позиции, но он обосновал свое решение несколькими причинами. Он отметил, что ненавидит режим Иона Антонеску , а также Адольфа Гитлера , но хотел оказать услугу Петровичу, который знал о его антифашистских взглядах, но не выдвигал никаких условий. Он сказал, что хотел бы избежать частых учений и цензуры писем. Вероятно, под давлением, он извинился за то, что позволил Железной гвардии деятелю Траяну Брэиляну публиковать классические философы в переводе, отметив при этом, что несколько еврейских писателей ( Ион Аурел Кандреа , Нина Фасон и С. Кац) были опубликованы при его поддержке. статью Наконец, он отметил, что никогда не публиковал в Revista de filosofie идеолога гвардии Наэ Ионеску или его последователей, но это было неправдой, поскольку появились Вулкэнеску и Константин Нойка , оба ученики Ионеску. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мадлен Каракашян, Об армянах , том II, стр. 106. Бухарест: Editura Ararat, 2005, ISBN 978-973-772-7220.
- ^ Шифирнет, с. 197
- ^ Шифирнет, с. 197-8
- ^ Шифирнет, с. 198
- ^ Шифирнет, с. 199
- ^ Шифирнет, с. 199-200
- ^ Шифирнет, с. 200
- ^ Шифирнет, с. 200-01
- ^ Шифирнет, с. 201
- ^ Шифирнет, с. 201-02
- ^ Шифирнет, с. 202
- ^ Шифирнет, с. 203
- ^ Шифирнет, с. 203-04
- ^ Шифирнет, с. 204
- ^ Шифирнет, с. 205
- ^ Шифирнет, с. 206
- ^ Шифирнет, с. 208
- ^ Шифирнет, с. 209
- ^ Шифирнет, с. 210
- ^ Шифирнет, с. 211
- ^ Шифирнет, с. 211-12
- ^ Шифирнет, с. 212
- ^ Шифирнет, с. 213
- ^ Шифирнет, с. 214
- ^ Шифирнет, с. 214-15
- ^ Шифирнет, с. 215-16
Ссылки
[ редактировать ]- Константин Шифирнет , Современная румынская социология . Бухарест: Издательство Criterion Publishing, 2009. ISBN 978-973-8982-52-9
- 1896 рождений
- 1971 смертей
- Люди из уезда Васлуй
- Румынский народ армянского происхождения
- Выпускники Национального колледжа Георге Рошки Кодряну
- Выпускники Бухарестского университета
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Румынские военнослужащие Первой мировой войны
- Академический состав Бухарестского университета
- Академический состав Университета Александру Иоана Кузы
- Кантианские философы
- Эпистемологи
- Румынские историки философии
- Редакторы румынских газет
- румынские школьные учителя
- Румынские библиотекари
- Румынские переводчики
- Румынские авторы учебников
- Румынские книжные издатели (чел.)
- Члены-корреспонденты Румынской Академии
- Члены Румынской академии наук
- Румынские эмигранты в Германии
- Румынские эмигранты в Греции
- Переводчики 20-го века
- Румынские философы ХХ века