Мирча Флориан
Мирча Флориан (англ. Румынский: [ˈmirtʃe̯a florian] ; 1 апреля 1888 — 31 октября 1960) — румынский философ и переводчик. Действуя главным образом в межвоенный период , он был отмечен как один из ведущих сторонников рационализма , противопоставляя его траиристской философии Наэ Ионеску . Его работа, состоящая примерно из 20 книг, показывает Флориана как ученика центристов и рационалистов, таких как Константин Рэдулеску-Мотру и Титу Майореску .
Активно участвуя в независимой социал-демократической политике, философ стал политическим заключённым при коммунистическом режиме . Именно во время пребывания в тюрьме Флориан задумал свою философскую систему, опубликованную после его смерти в трактате Recesivitatea ca structură a lumii («Рецессивность как мировая структура»). В 1990 году он стал посмертным членом Румынской академии .
Биография
[ редактировать ]Флориан родился в Бухаресте , окончил факультет литературы и философии местного университета , где стал учеником Рэдулеску-Мотру и П. П. Негулеску . [1] Впоследствии он защитил докторскую диссертацию в Университете Грайфсвальда в Германской империи , защитив диссертацию о Анри Бергсона . понятии времени [1] В последующие годы он нашел работу ассистентом и заместителем профессора Бухарестского университета, читая лекции по истории философии. Доцент с 1916 года . [2]
Во время Первой мировой войны Флориан служил в Сухопутных войсках Румынии и попал в плен к немцам . Его перевезли в лагерь для интернированных в Крефельде вместе с такими фигурами, как Александру Д. Струрдза и Илие Московичи . [3] В конце концов Флориан был освобожден похитителями и ему разрешили читать лекции в Фонде короля Кэрола в Бухаресте, находящемся под немецким оккупационным правительством . Как позже указал Флориан, это стало возможным благодаря заступничеству -германофила ученого Александру Цигара-Самуркаша , который поручился за него, а также благодаря защите Константина Джуреску . [2] После ноябрьского перемирия , которое восстановило про- союзное правительство, Флориан, Цигара-Самуркаш и Рэдулеску-Мотру подверглись официальному расследованию и были обвинены в пособничестве . Университетские комиссии, созданные для этой задачи, оказались по большей части неэффективными, и среди обвиняемых Флориан был одним из немногих, кто явился на допрос. [4]
После войны Флориан поддерживал контакты с Ideea Europeană , журналом Рэдулеску-Мотру, и совершил свой конференц-тур вместе с Наэ Ионеску, Корой Иринеу , Октавом Оническу , Вирджилом Барбатом и Эманойлом . Букута . [5] Однако в последующие годы он оставался в значительной степени отрезанным от публики: говорят, он стеснялся читать лекции, вел частную жизнь и почти полностью посвятил себя исследованиям. [1]
За короткое время он написал большое количество работ, в том числе такие названия, как: ( «Философский спутник» «Цель и использование философии»), «Наука и рационализм »), «Греческая космология» (« ) веры Антиномии » , «Кант и Критический метод до Фихте (« Кант и критический метод до Фихте »), Познание и бытие («Познание и бытие»), Философская реконструкция , Метафизика и искусство , Мистика и вера . [1] Хотя Флориан был поглощен своей академической работой, он был связан с социал-демократией и был членом Социал-демократической партии , крыла Константина Тителя Петреску . [1]
Философия Флориана развивалась на основе идей, общих как для Рэдулеску-Мотру, так и для мыслителя XIX века Титу Майореску , провозвестника умеренного и критического подхода Румынии к философии. Таким образом, Флориан причисляется к «майоресканцам» третьего поколения и рассматривается как возрождающий дух литературного клуба Майореску « Юнимеа» . [1] [6] После Первой мировой войны наследие юнимистов вступило в прямое противоречие с критикой рационализма Наэ Ионеску, популярность которой росла и оказывала поддержку крайне правым движениям. [1] Устойчивая оппозиция Флориана Ионеску, как в концепции, так и в методе, была описана как «дуализм» межвоенной румынской философии . [1]
Ко времени Второй мировой войны Флориан все еще вел дебаты с двумя школами иррационализма, продвигаемыми Лучианом Блага и Константином Нойкой . Получив звание профессора в 1940 году, он был представлен в члены Румынской академии своим наставником Рэдулеску-Мотру, но это предложение не получило поддержки. [1] Блага дал плохие отзывы о своей работе в журнале Saeculum и, в одной (оспариваемой) интерпретации, возможно, изобразил его как неизвестного противника в ядовитом памфлете Săpunul filozofic («Философское мыло», 1943). [7] По мнению историка литературы З. Орнеа , относительная неизвестность Флориана несправедлива, поскольку его работы могут иметь более высокий рейтинг, чем работы Нойки или Блага. [6] Флориан также был противником официального фашизма до и во время диктатуры Иона Антонеску . Как Григоре Т. Попа , Константин И. Пархон , Александру Розетти , Михай Раля и ряд других ученых, он был в контакте с подпольной Румынской коммунистической партией и Союзом патриотов и, как таковой, находился под пристальным наблюдением Сигуранты . Статуальные агенты. [8]
Позиция Флориана и особенно его приверженность независимой социал-демократии сделали его подозреваемым после установления коммунистического режима в Румынии. Как отмечает исследователь Виктор Фрунзэ, Флориан и Александру Клавдианы принесли «высокую жертву», когда отказались поддаться «шантажу» и не присоединились к «Рабочой партии» (как называла себя Коммунистическая партия после поглощения социал-демократической партии). сочувствующие). [9] В 1948 году его лишили университетской кафедры. [1] [10] Находясь под постоянным наблюдением Секуритате , новой тайной полиции Румынии, он вскоре был арестован. Во время восьмимесячного заключения без суда к нему пришло откровение о «рецессивности как мировой структуре». [1] Новая система свидетельствовала о том, что Флориан пришел к критике некоторых основных предположений западной философии и понимания мира через учение генетики . [1] Его система делила существование на два равных, но чередующихся атрибута: доминантный признак, смягчаемый рецессивным (хотя и не деградировавшим); насилие к любви, рациональное к иррациональному, национализм к наднационализму . [1]
Говорят, что тюремное заключение было изнурительным опытом: якобы его жена Анджела больше не узнавала его, когда он вернулся в семейный дом. [1] Некоторое время спустя Флориан был частично реинтегрирован в академические круги и получил должность исследователя в Институте философии. Там он посвятил себя переводу Аристотеля » «Органона записывал на бумагу свою «Recesivitatea» . , а в свободное время [1]
«Речесивитатея» была опубликована только через 23 года после смерти Флориана вместе с Эдитурой Эминеску . Сообщается, что текст подвергся сокращениям и вмешательствам коммунистических цензоров . [1] Роль Флориана была пересмотрена главным образом после румынской революции 1989 года , когда он стал посмертным членом академии. [1] Его полная работа была представлена публике и рассмотрена философом Мирчей Флонтой в сборнике эссе 1998 года. [6]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д (на румынском языке) Оана-Джорджиана Энэческу, «Мирча Флориан - несправедливость судьбы». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , № 1. 13/2002
- ^ Перейти обратно: а б Бойя (2010), стр.350
- ^ (на румынском языке) Константин К. Гомбош, «Записки из немецкого плена» , в Historia , май 2006 г.
- ^ Бойя (2010), стр.347-356.
- ^ (на румынском языке) Георге Григорку , «Мемуары гедониста». Архивировано 4 августа 2016 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 41/2000
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) З. Орнеа , «Страстная книга философии» , в «Литературной Румынии» , No. 17/1999
- ^ (на румынском языке) Флориан Роатиш, «О споре Блага-Мотру» , в «Литературной Румынии» , No. 4/2009
- ^ Бойя (2012), стр.236-237.
- ^ Виктор Фрунзэ, История сталинизма в Румынии , Humanitas , Бухарест, 1990, стр.274. ISBN 973-28-0177-8
- ^ Бойя (2012), стр.302
Ссылки
[ редактировать ]- Люциан Бойя ,
- Подводные камни истории. Румынская интеллектуальная элита между 1930 и 1950 годами , Humanitas , Бухарест, 2012. ISBN 978-973-50-3533-4
- «Германофилы». Румынская интеллектуальная элита во время Первой мировой войны , Humanitas, Бухарест, 2010. ISBN 978-973-50-2635-6
- Румынские переводчики
- Рационалисты
- Писатели из Бухареста
- Выпускники Бухарестского университета
- Выпускники Грайфсвальдского университета
- Академический состав Бухарестского университета
- Румынские военнослужащие Первой мировой войны
- Военнопленные Первой мировой войны, удерживаемые Германией
- Румынские военнопленные
- Политики Румынской социал-демократической партии (1927–1948)
- Румынский народ Второй мировой войны
- Цензура в Румынии
- Члены Румынской академии избраны посмертно
- 1888 рождений
- 1960 смертей
- Переводчики 20-го века
- Румынские философы ХХ века