Александр Клавдиан
Александру Клавдиан (также называемый Ал. Клавдиан ; 8 апреля 1898 г. - 16 октября 1962 г.) был румынским социологом, политическим деятелем и поэтом. Студент и практик марксизма , он работал школьным учителем, академиком начального уровня, исследователем и журналистом, прежде чем, наконец, получил должность профессора в Яссском университете . Антифашист центру к концу 1940 - , Клавдиан вступил в ряды Румынской социал-демократической партии в межвоенный период, приблизился к антикоммунистическому х годов и стал главным теоретиком этой фракции. Его осуждение марксизма и тоталитаризма сделало его врагом коммунистического режима , который заключил его в тюрьму на несколько лет и держал под наблюдением до самой смерти.
Работа Клавдиана в области социологии культуры и истории идей основывалась на предположении социального детерминизма , обсуждая социальные причины, стоящие за платонизмом или позитивизмом . Его вклад был хорошо принят научным сообществом, но его изоляция от других социологических школ и его общая скрытность привели к его относительному забвению. Поэзия Клавдиана, оторванная от его научных занятий, в целом носит интроспективный характер и лиризирует ностальгию писателя.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Родился в Чернаводэ , его родителями были Флору Клавдиан, генерал румынской армии, выходец из рабочей семьи, и его жена Евфимия ( урожденная Чернатеску), чьи предки были олтенскими боярами и участниками Валашской революции 1848 года . [1] Дядя Евфимии, Петр Чернэтеску, был ученым и зажиточным землевладельцем. [2] Брат Александру Ион получил образование врача. [3] а позже заработал репутацию диетолога и историка еды. [4] Дядя по отцовской линии, который также был армейским офицером, был родным отцом Александру Кристиана Телля , поэта и политического деятеля. [5]
Семья передвигалась по стране, поскольку генерал Клавдиан занимал различные должности. Александру был зачислен в средние школы в Каракале , Бузэу и, наконец, в столице Бухаресте , первоначально поступил в школу Михая Витязула . [6] В 1918 году [7] он окончил школу, будучи студентом Национального колледжа Святого Саввы . Получив диплом факультета литературы и философии Бухарестского университета в 1922 году, [7] [8] он встретил там и влюбился в свою коллегу Зою Д. Соломонеску. Уроженка Бухарестра, она также происходила из низшего сословия, и старшие клавдианцы поначалу возражали против их романтических встреч. [9] Тем не менее в марте 1923 года они поженились. [10]
Литературным дебютом Клавдиана стали стихи, опубликованные в Санилевича Хенрика журнале «Curentul Nou» в 1920 году. [7] В дальнейшем некоторые из его стихов были подписаны псевдонимом Антон Костин, особенно те, которые были опубликованы в Jurnalul Literar . [10] Другие журналы, для которых он писал, включают Facla Literară , Viaa Literară , Viaa Românească , Minerva , Pasul Vremii , Revista de Filosofie , Revista Română и Iaşul Literar . [7]
Первоначально Клавдиан работал учителем французского языка в школах Бухареста, а в 1922 году переехал в Яссы , чтобы занять должность в Высшей военной школе. [11] Он работал в Социальном институте Дмитрия Густи , секретарем которого был (1928–1929). [11] и вместе с женой Зоей принял участие в «монографической» кампании Густи по сельской социологии в Fundu Moldovei . [12] Начиная с 1928 года, в своей альма-матер Клавдиан проводил семинары по истории доктрин, но через год ушел. [13] В 1929 году он также принял участие в структурированных дебатах, целью которых была инвентаризация, систематизация и сопоставление полевых данных, полученных Густи и его командой. [14]
Университет Ясс
[ редактировать ]Клавдиан начал преподавать в Яссском университете в конце 1929 года, первоначально предлагая курсы античной философии на факультете литературы и философии. [13] Он и Зоя заняли временный дом в Пакурари ; ей приходилось ездить в Тыргу-Фрумос , где она также работала школьной учительницей. [15] Вскоре пара рассталась, и Клавдиан стал преследовать других женщин. Никогда не разводясь со своей «первой и единственной настоящей любовью» и не отказываясь от брачного имени, Зоя оставалась его доверенным лицом и секретарем до самой его смерти. [16]
Клавдиан получил докторскую степень в Яссах в 1930 году; [7] [11] его диссертация была посвящена аграрной проблеме в России до 1917 года и роли марксизма в социальных преобразованиях, претерпевших Россию и Германию в 1917–1918 годах. [13] Фрагмент работы, подробно описывающий освобождение крепостных , миры и идеологический толчок к коллективизации , был опубликован в 1931 году издательством Viata Românească . По мнению социолога Виктора Годяну, оно уже устарело: хотя работа Клавдиана была формально «идеальной», его последние упоминания были датированы 1925 годом, что упускало из виду «непрерывные социальные преобразования в Советской России». [17]
Это были годы его сотрудничества с двумя ведущими фигурами социологических кругов Ясс: Штефаном Зелетиным и Петре Андреем - Клавдиан последовательно был их помощником. [18] В 1937–1938 годах находился в Париже по стипендии французского правительства; [7] находясь там, он работал с Максимом Леруа и Анри Гуье . [13] Активный участник социалистического движения своей страны, которого историк Лучиан Настасэ называет «одним из немногих настоящих марксистов нашей страны». [19] он публиковал политические эссе в «Шантье» , журнале левого крыла Румынской социал-демократической партии (ПСДР). [20] Вскоре после убийства премьер-министра Иона Г. Дуки в декабре 1933 года фашистской Железной гвардией Клавдиан начал сотрудничать с Gândul Vremii , либеральным националистическим журналом. Его тексты были явно антифашистскими и антигитлеровскими , предполагая интернационалистический подход к «спасению человеческой цивилизации». [21]
Член социологической школы Ясс и, по мнению Траяна Херсени , носитель наследия Зелетина, Клавдиан предложил социально-исторический анализ философских систем в книге Cercetări filosofice şi социологии 1935 года («Философские и социологические исследования»). [7] [22] Он применил эту концепцию в двух книгах: Colectivismul în filosofia lui Platon («Коллективизм в философии Платона ») и Origineasocială a filosofiei lui Auguste Comte («Социальное происхождение философии Огюста Конта »), опубликованных в 1936 году. Cunoaştere şi suflet («Знание и дух», 1940) представляет свой подход к социологии знания . [7] Он так и не смог найти работу по своей специальности, но в январе 1937 г. ему предложили должность преподавателя кафедры логики. Он принял это предложение, хотя и назвал его Тудору Виану «довольно идиотским», признавшись, что подумывал вообще уйти из академической среды. [23] Клавдиан какое-то время был связан и, возможно, спонсировался диссидентской левой фракцией румынского масонства , руководителем которой был Михаил Садовяну . [24]
Вторая мировая война и PSDI
[ редактировать ]После установления в 1938 году однопартийной диктатуры Фронта национального возрождения Клавдиан оставался активным членом полулегальной ПСДР, постоянным автором ее газеты Lumea Nouă . [25] Тем временем его брат Ион и двоюродный брат Александр Телль вступили в фашистскую оппозицию Фронту, открыто присоединившись к Железной гвардии. Телль был казнен в сентябре 1939 года в отместку за убийство премьер-министра Фронта национального возрождения Армана Кэлинеску . [26]
гвардии В 1941 году, во время перерыва в деятельности Национальной легионерской , Клавдиан стал профессором кафедры социологии и этики, заменив склонного к суициду Андрея. [7] [27] также преподает специализированные занятия по социологии войны , социологии религии и изучению социальной стратификации . [18] Он заменял других коллег, находившихся в отпуске или призванных в армию, а также преподавал в Высшей педагогической школе. [28]
Ученый Адриан Марино , который в то время был его учеником, скептически относился к Клавдиану и его коллеге Дэну Бэдэрэу , утверждая, что их классы игнорировали реалии войны и политики. [29] Однако в 1944 году Клавдиан продемонстрировал свою публичную оппозицию режиму Иона Антонеску и его союзу с нацистской Германией , подписав свое имя под публичной запиской, в которой требовалось прекратить войну. [30] Несколько месяцев спустя он следил за университетом, который был эвакуирован в Трансильванию , участвовал в наборе новых сотрудников и сыграл важную роль в выборах ученика Виану Александру Димы . [31] К концу Второй мировой войны, с началом советской оккупации , Клавдиан опубликовал Antisemitismul şi cauzele luisociale , социологическое исследование феномена антисемитизма. [7] [18]
Будучи близким соратником Константина Тителя Петреску , антикоммунистического руководителя ПСДР, он стал известен как партийный идеолог и ведущий сотрудник ее прессы, отвергая предложения о сотрудничестве с Коммунистической партией . [18] Еще в январе 1945 года он писал в «Либертатеа» против «жестокого запугивания» и «упрощенных, демагогических идей» «врагов демократии, социализма и рабочих»; Журналист Виктор Фрунзэ заявил, что этот текст направлен против коммунистов. [32] В начале 1946 года, когда левые ПСДР присоединились к избирательному альянсу, возглавляемому Коммунистической партией, он оставался активным в новой Независимой социал-демократической партии Петреску (НСДП), заняв третье место в ее списке на всеобщих выборах в ноябре . Под его руководством PSDI объявила себя немарксистским реформистским движением, «партией революции, но не революционной партией», явно направленной против радикальных идеологий, принятых Гвардией и Коммунистической партией. [33]
Репрессии и последние годы
[ редактировать ]В 1948 году зарождающийся коммунистический режим запретил преподавание социологии, и Клавдиан прибег к преподаванию занятий по детской психологии на медицинском факультете . [27] Позже в том же году он и его жена были арестованы. [34] Зою освободили, но Клавдиана, снова арестованного в августе 1952 г., [33] содержался в заключении сначала в тюрьме Аюд , затем в трудовых лагерях «Полуостров» и «Поарта Альбэ» , на канале Дунай-Черное море . [35] Тем временем Ион Клавдиан сбежал в антикоммунистическую группировку маки , присоединившись к Николае Дабидже , прежде чем бежать на Запад в 1950 году. [3]
Между его освобождением в 1954 и 1960 гг. [7] Клавдиан работал исследователем в отделении Румынской академии в Яссах, ведя замкнутый образ жизни в своем доме на холме Копоу или в доме своего друга Мирчи Спиридоняну. [33] и часто воссоединяюсь с Зоей в Бухаресте. [36] С 1957 года на него завела дело полиция Секуритате , обеспокоенная его ночными контактами с боевиками СПДИ, некоторые из которых были ее собственными информаторами. Они подозревали его в «подрыве государства» и пропаганде «западного политического режима», но не смогли проникнуть в его самый близкий круг друзей и подумывали о прослушивании его телефона. [33]
Клавдиан умер 16 октября 1962 года в урологической больнице, где за ним присматривала Зоя. [36] Две объемные работы по социологии литературы остались в рукописной форме; один посвящен классическому французскому театру, другой — французской прозе XIX века. (Фрагменты появились в 1957–1958 годах в журналах «Iaşul Literar» и « Studii şi Cercetări ştiințifice» .) [7] В 1972 году Эдитура Минерва выпустила «Сенин» («Безмятежный»), отрывок Зои Клавдиан из стихов ее мужа. [37] написана в лирико-интеллектуальном стиле, проблемы поставлены в иронично-философской манере. [7]
Работа
[ редактировать ]Его сверстники описывали его как «тонкого интеллектуала», «парализованного скрытностью». [10] или «замкнутый ученый без широкой публичной личности», [38] Клавдиан был уважаемой, но часто упускаемой из виду фигурой в румынской социологии - по мнению З. Орнеа , это произошло «вероятно, потому, что, хотя он и принимал участие в одном ежегодном исследовании, он не был связан с монографической школой Димитрия Густи». [18] То же самое отметил ученик Густи, Анри Х. Шталь , который считал Клавдиана «безусловно одним из наших лучших социологов», но связывал его прежде всего с Зелетиным, Андреем и Санелевичем. [39] (Сообщается, что Клавдиан особенно хвалил Санилевича как «гениального» антрополога). [40]
В своей относительной изоляции Клавдиан потратил много времени на выявление социально детерминистских установок философских доктрин, «коллективных тенденций и стремлений», которые формировали индивидуальные позиции, «часто без того, чтобы сам мыслитель наверняка осознавал это». Например, Клавдиан рассмотрел переход от платоновского дискурса о коллективистском правительстве при королях-философах в республике к более индивидуалистическому идеализму номоев ; первый отражал коллективный республиканский идеал, а второй отражал отрезвляющий опыт правления Платона при Дионисии Сиракузском . Точно так же он понимал Конта как «диссидента» либерала, чья теоретическая работа, примиряющая радикализм и антииндустриализм, была сформирована его разочарованием в правых орлеанистах . [41] Последнее исследование было охарактеризовано историком Николае Йоргой как «превосходное», но чрезмерно полагающееся на вторичные источники и порой ошибочное: «Было бы оценено еще немного истории». [42]
Его размышления об антисемитизме, хотя и опубликованные после Холокоста, не касались этой темы и пытались объяснить более ранние явления через сетку Маркса , Каутского и их исторического материализма . [18] Эта общая интерпретация, утверждает Орнеа, была «хрупкой и неубедительной»; однако критик считает, что некоторые отрывки по-прежнему актуальны. Орнеа ссылается на неприятие Клавдианом научного расизма (со ссылками на Мориса Фишберга ), его корреляцию антисемитизма с системной бедностью и его критику теории Зомбарта о «еврейском коммерциализме». [18] Клавдиан объяснил антисемитские вспышки христианской завистью к другим избранным качествам евреев, включая их «трудолюбие, умеренность, сильную волю, настойчивость». [43]
Клавдиан считал себя «социологом и философом (своего рода)», а также «авантюристом». [44] Его «интегральная» и «социальная история идей», отмечает Герсени, вышла из социологии и заняла классическую позицию в истории идей, но могла пойти и обратным путем. [45] По мнению Орнеа, Клавдиан имел заслуги как учёного, так и теоретика: «Если бы социал-демократии было позволено существовать, Клавдиан, несомненно, стал бы социолого-культурной личностью, которую люди уважают и которой дорожат». [18] По словам Марино, книга была «бесспорно правильной», но «в атмосфере того времени [...] полностью игнорировалась». [46]
оценил их Опубликованные стихи Клаудиана отражают различные озабоченности: Джордж Кэлинеску как « интимистические » и «типично интеллектуальные», затрагивая такие темы, как школьные грезы, размышления о том, что могло бы быть, и тайные мысли ностальгического персонажа, которому приходится действовать. его настоящий возраст. Кэлинеску описывает такие работы как «удивительно молодые, живые», а также «тонко эмоциональные». [10] В одном из таких фрагментов говорится:
Письма, записки и небольшие бумажки Четита - в долгие дни торжества, Твоя тоска меня не ранит, А нежно и грустно ласкает по лбу. Записки, «мысли», скрытый бунт Подростковый, непонятый миром, Презрительный сарказм, шутки, И метафизическая тайна проникла. | Письма, заметки и мелкие кусочки бумаги, |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Клавдиан, стр. vii. См. также Настаса (2007), стр. 143.
- ^ Настаса (2007), стр. 143; (2010), стр. 63.
- ^ Jump up to: а б Настаса (2010), с. 407.
- ^ (на румынском языке) Гео Шербан , «Возвышение Дольфи Троста» , в Observator Culture , No. 576, май 2011 г.; Михаэла Стойка Ноэми Варга, «Диета румын прошлого: Михаил Храбрый по прозвищу «Мэлай-Водэ» , в Historia , февраль 2011 г.
- ^ Настаса (2010), стр. 94.
- ^ Настаса (2007), стр. 143–144.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Аурел Сасу (редактор), Биографический словарь румынской литературы , Том I, стр. 355. Питешти: Издательство Паралела 45 , 2004. ISBN 973-697-758-7
- ^ Настаса (2007), стр. 144, 353.
- ^ Настаса (2010), стр. 63.
- ^ Jump up to: а б с д и Джордж Кэлинеску , История румынской литературы от ее истоков до наших дней , стр. 854. Бухарест: Издательство Минерва , 1986.
- ^ Jump up to: а б с Настаса (2007), стр. 353.
- ^ Шталь, стр. 98, 106.
- ^ Jump up to: а б с д (на румынском языке) Александру Клавдиан на Университета Александру Иоана Кузы сайте
- ^ Шталь, стр. 174–175.
- ^ Настаса (2010), стр. 382.
- ^ Настаса (2010), стр. 63, 83, 290–291.
- ^ Виктор Годяну, «Литературные, юридические, социальные журналы», в Adevărul , 9 апреля 1931 г., стр. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час З. Орнеа , «Книга об антисемитизме 1945 года». Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 21/2001
- ^ Настаса (2010), стр. 471.
- ^ Овидий Кромэлничану , Румынская литература между двумя мировыми войнами , Том I, стр. 159. Бухарест: Editura Minerva , 1972. ОСЛК 490001217
- ^ Джордж Михаил Замфиреску , «Хроники Ешене», в журнале Royal Foundations Review , № 1/1934, стр. 674.
- ^ Херсени, стр. 544–545, 548–550.
- ^ Настаса (2007), стр. 107, 354.
- ^ Раду Чернэтеску, «Садовяну и масонство», в Orizont , No. 6/2010, стр. 17.
- ^ Константин Титель Петреску , Социализм в Румынии. 1835 – 6 сентября 1940 , стр. 457–460. Бухарест: Дачия Траяна, [Нью-Йорк]
- ^ Настаса (2010), стр. 95, 407.
- ^ Jump up to: а б Настаса (2007), стр. 354.
- ^ Настаса (2010), стр. 367.
- ^ Марино, с. 32
- ^ (на румынском языке) Соломон Маркус , «Hallucinantul an 1944». Архивировано 22 июля 2015 г. в Wayback Machine , Literary Румыния , No. 45/2004
- ^ Настаса (2007), стр. 411–412.
- ^ Лист, стр. 244–245.
- ^ Jump up to: а б с д Адриан Некулау, «Титель Петреску и группа из Ясс» , в Ziarul de Iasi , 27 января 2012 г.
- ^ Настаса (2010), стр. 290.
- ^ Настаса (2010), стр. 290, 407. См. также Клавдиан, стр. ix; Лист, стр. 391–392.
- ^ Jump up to: а б Настаса (2010), стр. 290, 471.
- ^ Настаса (2010), стр. 291.
- ^ Херсени, с. 548.
- ^ Сталь, с. 98
- ^ Мирча Элиаде , Автобиография: 1907-1937, Путешествие на Восток, Путешествие на Запад , с. 93. Чикаго: Издательство Чикагского университета , 1990. ISBN 0-226-20407-3
- ^ Херсени, стр. 548–550.
- ↑ Николае Йорга , «Cronică», в «Историческом обозрении» , No. 10–12.1936, с. 371.
- ^ Андрей Ойштяну , Изобретая еврея. Антисемитские стереотипы в румынской и других культурах Центральной и Восточной Европы , с. 160. Линкольн: Университет Небраски Press , 2009. ISBN 978-0-8032-2098-0
- ^ Настаса (2007), стр. 107.
- ^ Херсени, стр. 548–549, 550.
- ^ Марино, стр. 32–33.
Ссылки
[ редактировать ]- Александру Клавдиан (редактор Константин Шифирнетэ ), Антисемитизм и его социальные причины . Бухарест: Издательство Альбатрос , 2000.
- Виктор Фрунзэ, История сталинизма в Румынии . Бухарест: Хуманитас , 1990. ISBN 973-28-0177-8
- Траян Херсени , «Социология», в книге Николае Багдасара , Траяна Херсени, С. С. Бырсанеску (ред.), Istoria filosofiei Contemporarye, V. Румынская философия от ее истоков до наших дней , стр. 437–598. Бухарест: Румынское философское общество, 1941.
- Адриан Марино , Жизнь одинокого человека . Яссы: Полиром , 2010. ISBN 978-973-46-1628-2
- Люциан Настаса,
- «Суверены» румынских университетов. Механизмы отбора и продвижения интеллектуальной элиты , Том I. Клуж-Напока: Издательство Limes , 2007. ISBN 978-973-726-278-3
- Интимность амфитеатров. Позы из частной жизни «литературных» академиков (1864–1948) . Клуж-Напока: Издательство Limes, 2010. ISBN 978-973-726-469-5
- Анри Х. Шталь , Воспоминания и мысли из социологических монографий старой школы . Бухарест: Издательство Минерва, 1981. ОСЛК 8929819
- 1898 рождений
- 1962 смертей
- Люди из Чернаводэ
- Румынское дворянство
- Выпускники Национального колледжа Святого Саввы
- Выпускники Бухарестского университета
- Румынские философы ХХ века
- Румынские поэты ХХ века
- эссеисты 20-го века
- Румынские эссеисты
- Румынские эссеисты-мужчины
- Румынские социологи
- Румынские философы
- Детерминисты
- Социологи науки
- Социологи религии
- Интеллектуальные историки
- Румынские историки-марксисты
- Румынские историки ХХ века
- Румынские историки литературы
- Румынские историки философии
- Историки России
- Румынские политические философы
- Академический состав Бухарестского университета
- Академический состав Университета Александру Иоана Кузы
- румынские школьные учителя
- Румынский народ Второй мировой войны
- Политики Румынской социал-демократической партии (1927–1948)
- Румынские масоны
- Румынские антикоммунисты
- Румынские диссиденты
- Румынские пленные и задержанные
- Заключенные тюрьмы Аюд
- Обитатели Дунайско-Черноморского канала