Jump to content

Александр Клавдиан

Александр Клавдиан
(фото опубликовано в 1985 году)

Александру Клавдиан (также называемый Ал. Клавдиан ; 8 апреля 1898 г. - 16 октября 1962 г.) был румынским социологом, политическим деятелем и поэтом. Студент и практик марксизма , он работал школьным учителем, академиком начального уровня, исследователем и журналистом, прежде чем, наконец, получил должность профессора в Яссском университете . Антифашист центру к концу 1940 - , Клавдиан вступил в ряды Румынской социал-демократической партии в межвоенный период, приблизился к антикоммунистическому х годов и стал главным теоретиком этой фракции. Его осуждение марксизма и тоталитаризма сделало его врагом коммунистического режима , который заключил его в тюрьму на несколько лет и держал под наблюдением до самой смерти.

Работа Клавдиана в области социологии культуры и истории идей основывалась на предположении социального детерминизма , обсуждая социальные причины, стоящие за платонизмом или позитивизмом . Его вклад был хорошо принят научным сообществом, но его изоляция от других социологических школ и его общая скрытность привели к его относительному забвению. Поэзия Клавдиана, оторванная от его научных занятий, в целом носит интроспективный характер и лиризирует ностальгию писателя.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Родился в Чернаводэ , его родителями были Флору Клавдиан, генерал румынской армии, выходец из рабочей семьи, и его жена Евфимия ( урожденная Чернатеску), чьи предки были олтенскими боярами и участниками Валашской революции 1848 года . [1] Дядя Евфимии, Петр Чернэтеску, был ученым и зажиточным землевладельцем. [2] Брат Александру Ион получил образование врача. [3] а позже заработал репутацию диетолога и историка еды. [4] Дядя по отцовской линии, который также был армейским офицером, был родным отцом Александру Кристиана Телля , поэта и политического деятеля. [5]

Семья передвигалась по стране, поскольку генерал Клавдиан занимал различные должности. Александру был зачислен в средние школы в Каракале , Бузэу и, наконец, в столице Бухаресте , первоначально поступил в школу Михая Витязула . [6] В 1918 году [7] он окончил школу, будучи студентом Национального колледжа Святого Саввы . Получив диплом факультета литературы и философии Бухарестского университета в 1922 году, [7] [8] он встретил там и влюбился в свою коллегу Зою Д. Соломонеску. Уроженка Бухарестра, она также происходила из низшего сословия, и старшие клавдианцы поначалу возражали против их романтических встреч. [9] Тем не менее в марте 1923 года они поженились. [10]

Литературным дебютом Клавдиана стали стихи, опубликованные в Санилевича Хенрика журнале «Curentul Nou» в 1920 году. [7] В дальнейшем некоторые из его стихов были подписаны псевдонимом Антон Костин, особенно те, которые были опубликованы в Jurnalul Literar . [10] Другие журналы, для которых он писал, включают Facla Literară , Viaa Literară , Viaa Românească , Minerva , Pasul Vremii , Revista de Filosofie , Revista Română и Iaşul Literar . [7]

Первоначально Клавдиан работал учителем французского языка в школах Бухареста, а в 1922 году переехал в Яссы , чтобы занять должность в Высшей военной школе. [11] Он работал в Социальном институте Дмитрия Густи , секретарем которого был (1928–1929). [11] и вместе с женой Зоей принял участие в «монографической» кампании Густи по сельской социологии в Fundu Moldovei . [12] Начиная с 1928 года, в своей альма-матер Клавдиан проводил семинары по истории доктрин, но через год ушел. [13] В 1929 году он также принял участие в структурированных дебатах, целью которых была инвентаризация, систематизация и сопоставление полевых данных, полученных Густи и его командой. [14]

Университет Ясс

[ редактировать ]

Клавдиан начал преподавать в Яссском университете в конце 1929 года, первоначально предлагая курсы античной философии на факультете литературы и философии. [13] Он и Зоя заняли временный дом в Пакурари ; ей приходилось ездить в Тыргу-Фрумос , где она также работала школьной учительницей. [15] Вскоре пара рассталась, и Клавдиан стал преследовать других женщин. Никогда не разводясь со своей «первой и единственной настоящей любовью» и не отказываясь от брачного имени, Зоя оставалась его доверенным лицом и секретарем до самой его смерти. [16]

Клавдиан получил докторскую степень в Яссах в 1930 году; [7] [11] его диссертация была посвящена аграрной проблеме в России до 1917 года и роли марксизма в социальных преобразованиях, претерпевших Россию и Германию в 1917–1918 годах. [13] Фрагмент работы, подробно описывающий освобождение крепостных , миры и идеологический толчок к коллективизации , был опубликован в 1931 году издательством Viata Românească . По мнению социолога Виктора Годяну, оно уже устарело: хотя работа Клавдиана была формально «идеальной», его последние упоминания были датированы 1925 годом, что упускало из виду «непрерывные социальные преобразования в Советской России». [17]

Это были годы его сотрудничества с двумя ведущими фигурами социологических кругов Ясс: Штефаном Зелетиным и Петре Андреем - Клавдиан последовательно был их помощником. [18] В 1937–1938 годах находился в Париже по стипендии французского правительства; [7] находясь там, он работал с Максимом Леруа и Анри Гуье . [13] Активный участник социалистического движения своей страны, которого историк Лучиан Настасэ называет «одним из немногих настоящих марксистов нашей страны». [19] он публиковал политические эссе в «Шантье» , журнале левого крыла Румынской социал-демократической партии (ПСДР). [20] Вскоре после убийства премьер-министра Иона Г. Дуки в декабре 1933 года фашистской Железной гвардией Клавдиан начал сотрудничать с Gândul Vremii , либеральным националистическим журналом. Его тексты были явно антифашистскими и антигитлеровскими , предполагая интернационалистический подход к «спасению человеческой цивилизации». [21]

Член социологической школы Ясс и, по мнению Траяна Херсени , носитель наследия Зелетина, Клавдиан предложил социально-исторический анализ философских систем в книге Cercetări filosofice şi социологии 1935 года («Философские и социологические исследования»). [7] [22] Он применил эту концепцию в двух книгах: Colectivismul în filosofia lui Platon («Коллективизм в философии Платона ») и Origineasocială a filosofiei lui Auguste Comte («Социальное происхождение философии Огюста Конта »), опубликованных в 1936 году. Cunoaştere şi suflet («Знание и дух», 1940) представляет свой подход к социологии знания . [7] Он так и не смог найти работу по своей специальности, но в январе 1937 г. ему предложили должность преподавателя кафедры логики. Он принял это предложение, хотя и назвал его Тудору Виану «довольно идиотским», признавшись, что подумывал вообще уйти из академической среды. [23] Клавдиан какое-то время был связан и, возможно, спонсировался диссидентской левой фракцией румынского масонства , руководителем которой был Михаил Садовяну . [24]

Вторая мировая война и PSDI

[ редактировать ]

После установления в 1938 году однопартийной диктатуры Фронта национального возрождения Клавдиан оставался активным членом полулегальной ПСДР, постоянным автором ее газеты Lumea Nouă . [25] Тем временем его брат Ион и двоюродный брат Александр Телль вступили в фашистскую оппозицию Фронту, открыто присоединившись к Железной гвардии. Телль был казнен в сентябре 1939 года в отместку за убийство премьер-министра Фронта национального возрождения Армана Кэлинеску . [26]

гвардии В 1941 году, во время перерыва в деятельности Национальной легионерской , Клавдиан стал профессором кафедры социологии и этики, заменив склонного к суициду Андрея. [7] [27] также преподает специализированные занятия по социологии войны , социологии религии и изучению социальной стратификации . [18] Он заменял других коллег, находившихся в отпуске или призванных в армию, а также преподавал в Высшей педагогической школе. [28]

Ученый Адриан Марино , который в то время был его учеником, скептически относился к Клавдиану и его коллеге Дэну Бэдэрэу , утверждая, что их классы игнорировали реалии войны и политики. [29] Однако в 1944 году Клавдиан продемонстрировал свою публичную оппозицию режиму Иона Антонеску и его союзу с нацистской Германией , подписав свое имя под публичной запиской, в которой требовалось прекратить войну. [30] Несколько месяцев спустя он следил за университетом, который был эвакуирован в Трансильванию , участвовал в наборе новых сотрудников и сыграл важную роль в выборах ученика Виану Александру Димы . [31] К концу Второй мировой войны, с началом советской оккупации , Клавдиан опубликовал Antisemitismul şi cauzele luisociale , социологическое исследование феномена антисемитизма. [7] [18]

Будучи близким соратником Константина Тителя Петреску , антикоммунистического руководителя ПСДР, он стал известен как партийный идеолог и ведущий сотрудник ее прессы, отвергая предложения о сотрудничестве с Коммунистической партией . [18] Еще в январе 1945 года он писал в «Либертатеа» против «жестокого запугивания» и «упрощенных, демагогических идей» «врагов демократии, социализма и рабочих»; Журналист Виктор Фрунзэ заявил, что этот текст направлен против коммунистов. [32] В начале 1946 года, когда левые ПСДР присоединились к избирательному альянсу, возглавляемому Коммунистической партией, он оставался активным в новой Независимой социал-демократической партии Петреску (НСДП), заняв третье место в ее списке на всеобщих выборах в ноябре . Под его руководством PSDI объявила себя немарксистским реформистским движением, «партией революции, но не революционной партией», явно направленной против радикальных идеологий, принятых Гвардией и Коммунистической партией. [33]

Репрессии и последние годы

[ редактировать ]

В 1948 году зарождающийся коммунистический режим запретил преподавание социологии, и Клавдиан прибег к преподаванию занятий по детской психологии на медицинском факультете . [27] Позже в том же году он и его жена были арестованы. [34] Зою освободили, но Клавдиана, снова арестованного в августе 1952 г., [33] содержался в заключении сначала в тюрьме Аюд , затем в трудовых лагерях «Полуостров» и «Поарта Альбэ» , на канале Дунай-Черное море . [35] Тем временем Ион Клавдиан сбежал в антикоммунистическую группировку маки , присоединившись к Николае Дабидже , прежде чем бежать на Запад в 1950 году. [3]

Между его освобождением в 1954 и 1960 гг. [7] Клавдиан работал исследователем в отделении Румынской академии в Яссах, ведя замкнутый образ жизни в своем доме на холме Копоу или в доме своего друга Мирчи Спиридоняну. [33] и часто воссоединяюсь с Зоей в Бухаресте. [36] С 1957 года на него завела дело полиция Секуритате , обеспокоенная его ночными контактами с боевиками СПДИ, некоторые из которых были ее собственными информаторами. Они подозревали его в «подрыве государства» и пропаганде «западного политического режима», но не смогли проникнуть в его самый близкий круг друзей и подумывали о прослушивании его телефона. [33]

Клавдиан умер 16 октября 1962 года в урологической больнице, где за ним присматривала Зоя. [36] Две объемные работы по социологии литературы остались в рукописной форме; один посвящен классическому французскому театру, другой — французской прозе XIX века. (Фрагменты появились в 1957–1958 годах в журналах «Iaşul Literar» и « Studii şi Cercetări ştiințifice» .) [7] В 1972 году Эдитура Минерва выпустила «Сенин» («Безмятежный»), отрывок Зои Клавдиан из стихов ее мужа. [37] написана в лирико-интеллектуальном стиле, проблемы поставлены в иронично-философской манере. [7]

Его сверстники описывали его как «тонкого интеллектуала», «парализованного скрытностью». [10] или «замкнутый ученый без широкой публичной личности», [38] Клавдиан был уважаемой, но часто упускаемой из виду фигурой в румынской социологии - по мнению З. Орнеа , это произошло «вероятно, потому, что, хотя он и принимал участие в одном ежегодном исследовании, он не был связан с монографической школой Димитрия Густи». [18] То же самое отметил ученик Густи, Анри Х. Шталь , который считал Клавдиана «безусловно одним из наших лучших социологов», но связывал его прежде всего с Зелетиным, Андреем и Санелевичем. [39] (Сообщается, что Клавдиан особенно хвалил Санилевича как «гениального» антрополога). [40]

В своей относительной изоляции Клавдиан потратил много времени на выявление социально детерминистских установок философских доктрин, «коллективных тенденций и стремлений», которые формировали индивидуальные позиции, «часто без того, чтобы сам мыслитель наверняка осознавал это». Например, Клавдиан рассмотрел переход от платоновского дискурса о коллективистском правительстве при королях-философах в республике к более индивидуалистическому идеализму номоев ; первый отражал коллективный республиканский идеал, а второй отражал отрезвляющий опыт правления Платона при Дионисии Сиракузском . Точно так же он понимал Конта как «диссидента» либерала, чья теоретическая работа, примиряющая радикализм и антииндустриализм, была сформирована его разочарованием в правых орлеанистах . [41] Последнее исследование было охарактеризовано историком Николае Йоргой как «превосходное», но чрезмерно полагающееся на вторичные источники и порой ошибочное: «Было бы оценено еще немного истории». [42]

Его размышления об антисемитизме, хотя и опубликованные после Холокоста, не касались этой темы и пытались объяснить более ранние явления через сетку Маркса , Каутского и их исторического материализма . [18] Эта общая интерпретация, утверждает Орнеа, была «хрупкой и неубедительной»; однако критик считает, что некоторые отрывки по-прежнему актуальны. Орнеа ссылается на неприятие Клавдианом научного расизма (со ссылками на Мориса Фишберга ), его корреляцию антисемитизма с системной бедностью и его критику теории Зомбарта о «еврейском коммерциализме». [18] Клавдиан объяснил антисемитские вспышки христианской завистью к другим избранным качествам евреев, включая их «трудолюбие, умеренность, сильную волю, настойчивость». [43]

Клавдиан считал себя «социологом и философом (своего рода)», а также «авантюристом». [44] Его «интегральная» и «социальная история идей», отмечает Герсени, вышла из социологии и заняла классическую позицию в истории идей, но могла пойти и обратным путем. [45] По мнению Орнеа, Клавдиан имел заслуги как учёного, так и теоретика: «Если бы социал-демократии было позволено существовать, Клавдиан, несомненно, стал бы социолого-культурной личностью, которую люди уважают и которой дорожат». [18] По словам Марино, книга была «бесспорно правильной», но «в атмосфере того времени [...] полностью игнорировалась». [46]

оценил их Опубликованные стихи Клаудиана отражают различные озабоченности: Джордж Кэлинеску как « интимистические » и «типично интеллектуальные», затрагивая такие темы, как школьные грезы, размышления о том, что могло бы быть, и тайные мысли ностальгического персонажа, которому приходится действовать. его настоящий возраст. Кэлинеску описывает такие работы как «удивительно молодые, живые», а также «тонко эмоциональные». [10] В одном из таких фрагментов говорится:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Клавдиан, стр. vii. См. также Настаса (2007), стр. 143.
  2. ^ Настаса (2007), стр. 143; (2010), стр. 63.
  3. ^ Jump up to: а б Настаса (2010), с. 407.
  4. ^ (на румынском языке) Гео Шербан , «Возвышение Дольфи Троста» , в Observator Culture , No. 576, май 2011 г.; Михаэла Стойка Ноэми Варга, «Диета румын прошлого: Михаил Храбрый по прозвищу «Мэлай-Водэ» , в Historia , февраль 2011 г.
  5. ^ Настаса (2010), стр. 94.
  6. ^ Настаса (2007), стр. 143–144.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Аурел Сасу (редактор), Биографический словарь румынской литературы , Том I, стр. 355. Питешти: Издательство Паралела 45 , 2004. ISBN   973-697-758-7
  8. ^ Настаса (2007), стр. 144, 353.
  9. ^ Настаса (2010), стр. 63.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Джордж Кэлинеску , История румынской литературы от ее истоков до наших дней , стр. 854. Бухарест: Издательство Минерва , 1986.
  11. ^ Jump up to: а б с Настаса (2007), стр. 353.
  12. ^ Шталь, стр. 98, 106.
  13. ^ Jump up to: а б с д (на румынском языке) Александру Клавдиан на Университета Александру Иоана Кузы сайте
  14. ^ Шталь, стр. 174–175.
  15. ^ Настаса (2010), стр. 382.
  16. ^ Настаса (2010), стр. 63, 83, 290–291.
  17. ^ Виктор Годяну, «Литературные, юридические, социальные журналы», в Adevărul , 9 апреля 1931 г., стр. 5.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час З. Орнеа , «Книга об антисемитизме 1945 года». Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 21/2001
  19. ^ Настаса (2010), стр. 471.
  20. ^ Овидий Кромэлничану , Румынская литература между двумя мировыми войнами , Том I, стр. 159. Бухарест: Editura Minerva , 1972. ОСЛК   490001217
  21. ^ Джордж Михаил Замфиреску , «Хроники Ешене», в журнале Royal Foundations Review , № 1/1934, стр. 674.
  22. ^ Херсени, стр. 544–545, 548–550.
  23. ^ Настаса (2007), стр. 107, 354.
  24. ^ Раду Чернэтеску, «Садовяну и масонство», в Orizont , No. 6/2010, стр. 17.
  25. ^ Константин Титель Петреску , Социализм в Румынии. 1835 – 6 сентября 1940 , стр. 457–460. Бухарест: Дачия Траяна, [Нью-Йорк]
  26. ^ Настаса (2010), стр. 95, 407.
  27. ^ Jump up to: а б Настаса (2007), стр. 354.
  28. ^ Настаса (2010), стр. 367.
  29. ^ Марино, с. 32
  30. ^ (на румынском языке) Соломон Маркус , «Hallucinantul an 1944». Архивировано 22 июля 2015 г. в Wayback Machine , Literary Румыния , No. 45/2004
  31. ^ Настаса (2007), стр. 411–412.
  32. ^ Лист, стр. 244–245.
  33. ^ Jump up to: а б с д Адриан Некулау, «Титель Петреску и группа из Ясс» , в Ziarul de Iasi , 27 января 2012 г.
  34. ^ Настаса (2010), стр. 290.
  35. ^ Настаса (2010), стр. 290, 407. См. также Клавдиан, стр. ix; Лист, стр. 391–392.
  36. ^ Jump up to: а б Настаса (2010), стр. 290, 471.
  37. ^ Настаса (2010), стр. 291.
  38. ^ Херсени, с. 548.
  39. ^ Сталь, с. 98
  40. ^ Мирча Элиаде , Автобиография: 1907-1937, Путешествие на Восток, Путешествие на Запад , с. 93. Чикаго: Издательство Чикагского университета , 1990. ISBN   0-226-20407-3
  41. ^ Херсени, стр. 548–550.
  42. Николае Йорга , «Cronică», в «Историческом обозрении» , No. 10–12.1936, с. 371.
  43. ^ Андрей Ойштяну , Изобретая еврея. Антисемитские стереотипы в румынской и других культурах Центральной и Восточной Европы , с. 160. Линкольн: Университет Небраски Press , 2009. ISBN   978-0-8032-2098-0
  44. ^ Настаса (2007), стр. 107.
  45. ^ Херсени, стр. 548–549, 550.
  46. ^ Марино, стр. 32–33.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2fa799938bab5aa32d72812add0b480__1711939320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/80/a2fa799938bab5aa32d72812add0b480.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexandru Claudian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)