Стефан Зелетин

Штефан Зелетин (урожденный Штефан Моташ ; 19 июня 1882 — 20 июля 1934) — румынский философ , социолог, либеральный экономист и политический теоретик.
Биография
[ редактировать ]Кириак) родилась в Бурдушачи уезда Бакэу Его мать Катинка Моташ ( урожденная и была дочерью Штефанака Кириака, местного чиновника греческого происхождения из соседней деревни Урса . Ее муж, постельник Думитраче Моташ, умер за шестнадцать лет до рождения Зелетина. Отец последнего неизвестен (возможно, местный мэр и зажиточный землевладелец Некулаке Брэеску), и он оставался чувствительным к факту своего незаконного рождения, приняв псевдоним (в честь реки Зелетин , протекающей через Бурдушачь), чтобы дистанцироваться от муж его матери. Он вырос в крестьянской семье буржуазии, которую позже проанализирует в своем творчестве. [ 1 ]
Он учился в средней школе Кодряну в Бырладе и духовной семинарии в Романе . Его высшее образование проходило в Ясском университете (1906 г.), Берлинском университете (1907–1908 г.), Париже (1909–1910 г.), Лейпцигском (1910 г.), Берлинском (1910–1911 г.) и Эрлангенском (1911 г.) университетах. [ 1 ] [ 2 ] После получения докторской степени в последнем университете в 1912 году по теме идеализма в современной английской философии по рекомендации Ричарда Фалькенберга , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] он вернулся в Румынию и преподавал немецкий язык в Кодряну. Вскоре после этого он начал публиковаться: Evanghelia naturii («Евангелие природы») вышло в Яссах в 1915 году, а Din tara măgarilor («Из страны ослов») появилось в 1916 году. [ 2 ] Аллегорическое произведение о популяции «ослов», граничащей с болгарами, вызвало гневную реакцию Николае Йорги , подписавшего свою рецензию «тот, кто не осел»; другие похвалили брошюру за глубокий анализ румынского общества. [ 4 ] Одной из целей работы было высмеивать притязания Румынии на Южную Добруджу , которую страна получила в результате Второй Балканской войны . [ 5 ] Он переехал в столицу страны Бухарест в 1920 году, продолжая работать учителем немецкого языка. [ 2 ] в средней школе Михая Витязула . [ 1 ]
Его самый важный том по социологии, Burghezia română («Румынская буржуазия»), был опубликован в 1925 году. Два года спустя он стал профессором философии в Яссском университете. [ 2 ] Его последняя книга, «Нирвана» (1928), посвящена его пониманию философии в сочетании с поэзией, влиянию философии на его мировоззрение и тому, что она является для него источником вдохновения. Работа вновь обратилась к темам, найденным в более ранней Evanghelia naturii . [ 6 ] Сторонник Национал-либеральной партии , а ведущий член Винтила Брэтиану поддерживал его теории, Зелетин, тем не менее, присоединился к Народной партии . [ 2 ] Он вел переписку с несколькими выдающимися интеллектуалами, в том числе Йоргой, Василе Богря , Гарабетом Ибраиляну , Георге И. Брэтиану , Николае Багдасаром и его близким другом Цезарем Папакостя . [ 1 ] Он тяжело заболел в 1930 году и умер четыре года спустя. [ 2 ] Он был похоронен на кладбище Сфынта Винери в Бухаресте своим братом Димитри Моташем при поддержке Папакости и Багдасара. Он никогда не был женат и не имел детей. [ 7 ] Популярный теоретик неолиберализма в 1930-х и 1940-х годах, его идеи стали избегать после прихода к власти коммунистического режима в 1947 году. Его работы снова начали публиковаться как часть антологий в 1970-х годах, когда его работа по теории социального развития была переиздана. оценено. После падения коммунизма в 1989 году его работы вновь появились в должной форме, и его идеи вновь стали предметом дискуссий о политической идеологии и национальной идентичности. [ 2 ]
Работа
[ редактировать ]В интеллектуальных дебатах в межвоенной Румынии доминировали «традиционалисты», которые утверждали, что страна должна обратиться к своему прошлому в поисках пути к развитию; и «европеисты», заявившие, что промышленно развитый и урбанизированный Запад указывает экономический и социальный путь вперед. Среди последнего лагеря, в то время как Евгений Ловинеску писал о преобразующей силе идей, Зелетин сосредоточил внимание на важности экономики в Бургеции Романа . [ 8 ] Там он утверждал, что Адрианопольский договор 1829 года освободил Дунайские княжества от сдерживающего влияния длительного османского господства, вызвав фундаментальные экономические изменения, которые привели к возникновению современной Румынии. [ 9 ] Он указывал, как после Союза княжеств 1859 года массовые западные инвестиции привели к появлению буржуазного среднего класса, состоящего из бояр , обратившихся к торговле, и капиталистической экономики. Более того, он утверждал, что продолжение индустриализации и внедрение европейских технологий под руководством этого класса необходимы Румынии, чтобы избежать сокращения расходов. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Он опирался на теории Вернера Зомбарта , который утверждал, что иностранцы приносят капитализм в страны, вступающие на курс модернизации, которые на более позднем этапе восстают против предполагаемого иностранного господства. [ 12 ] Зелетин поместил Румынию начала 1920-х годов на этот второй этап, объясняя тем самым «национализм реакции», который был «ксенофобским, в частности антисемитским», направленным против еврейской общины страны . [ 13 ] Он пророчески предположил, что румыны «попытаются освободиться от иностранного покровительства, чтобы жить своими силами»; он умер до того, как проявилась худшая ксенофобская и антисемитская реакция в стране. [ 14 ]
Он считал либеральные формы, принятые страной, не искусственными, а хорошо адаптированными к нынешнему этапу развития его общества. Приняв полумарксистский дискурс , Зелетин считал современный капитализм «исторической необходимостью», неизбежной и не подлежащей критике. [ 11 ] Напротив, он считал традиционную румынскую культуру реакционной. [ 15 ] Среди поклонников румынской буржуазии были Ибраиляну, Тудор Виану , Александру Клавдиан и Константин Нойка . [ 3 ]
В «Неолиберализме» (1927) он предложил научное определение неолиберализма, перечислил его последствия и определил препятствия на пути его получения политического значения в Румынии — популярные предрассудки, с одной стороны, и, с другой, такие доктрины, как юнимизм , национализм, попоранизм и социализм. Константин Рэдулеску-Мотру , Наэ Ионеску , Вирджил Маджеру и Николае Рошу обвинили его в приверженности материалистическим, марксистским или социалистическим взглядам. [ 3 ]
Библиография
[ редактировать ]- Евангелие природы (1915)
- Из страны ослов. Заметки (1916)
- Румынская буржуазия (1925)
- Неолиберализм (1927)
- Нирвана. Мысли о мире и жизни (1928)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и (на румынском языке) Михай Сорин Рэдулеску, «Книга о Штефане Зелетине» , в «Литературной Румынии» , No. 39/2002
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эрсой, стр.198
- ^ Перейти обратно: а б с Констандаш, стр.289
- ^ Эрсой, стр.199
- ^ (на румынском языке) Джордж Унгуряну, «Четырехсторонняя проблема - территориальный референдум и имагологические ориентиры (1913-1940)» , Restituiri , 3/2007
- ^ Констандаш, стр.290.
- ^ Зелетин, стр.47
- ^ Хитчинс 2013, стр.10.
- ^ Перейти обратно: а б Хитчинс 2014, стр.162
- ^ Делетант, стр.88-89.
- ^ Перейти обратно: а б Мишкова и Даскалов, стр.44
- ^ Петреу, стр.193
- ^ Петреу, стр.194
- ^ Петреу, стр.194-95.
- ↑ Мишкова и Даскалов, с.45.
Ссылки
[ редактировать ]- (на румынском языке) Г. Г. Констандаке, «Штефан Зелетин - Нирвана или панегирик мечтательности» , в книге «Медицина и философия» , том. LVII, 4/2010, с. 289-91
- Деннис Делетант , «Возвращение Румынии в Европу. Между политикой и культурой», в книге Раймона Детреза, Барбары Сегерт (ред.), « Европа и историческое наследие на Балканах» . Питер Ланг, Берн, 2008 г. ISBN 978-90520-137-4-9
- Ахмет Эрсой и др. (ред.), Модернизм: представления национальной культуры . Издательство Центрально-Европейского университета, Будапешт, 2010. ISBN 978-96373-266-4-6
- Кейт Хитчинс ,
- «Межвоенная Юго-Восточная Европа противостоит Западу: Новое поколение: Чоран, Янев, Попович», в Костикэ Брэдацане (ред.), « Философия, общество и хитрость истории в Восточной Европе» . Рутледж, Лондон, 2013 г. ISBN 978-11357-611-6-5
- Краткая история Румынии . Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2014. ISBN 978-05218-723-8-6
- Диана Мишкова и Румен Даскалов, «Формы без содержания»: дебаты о переносе западных моделей на Балканы», в Румен Даскалов, Диана Мишкова (ред.), Запутанные истории Балкан , том. II. Брилл, Лейден, 2014 г. ISBN 978-90042-619-0-7
- Марта Петреу , Чоран или угасшее прошлое . МинтРайт, 2011. ISBN 978-97346-208-7-6
- CD Зелетин , Штефан Зелетин: документальные материалы . Corgal Press, Бакэу, 2002. ISBN 978-97380-174-7-4
- 1882 рождения
- 1934 смерти
- Люди из уезда Бакэу
- Румынский народ греческого происхождения
- Выпускники Национального колледжа Георге Рошки Кодряну
- Выпускники Университета Эрланген-Нюрнберг
- Академический состав Университета Александру Иоана Кузы
- румынские школьные учителя
- Румынские социологи
- румынские экономисты
- Румынские политические философы
- Румынские философы ХХ века
- Похороны на кладбище Сфынта Винери.