Jump to content

Стефан Зелетин

Стефан Зелетин

Штефан Зелетин (урожденный Штефан Моташ ; 19 июня 1882 — 20 июля 1934) — румынский философ , социолог, либеральный экономист и политический теоретик.

Биография

[ редактировать ]

Кириак) родилась в Бурдушачи уезда Бакэу Его мать Катинка Моташ ( урожденная и была дочерью Штефанака Кириака, местного чиновника греческого происхождения из соседней деревни Урса . Ее муж, постельник Думитраче Моташ, умер за шестнадцать лет до рождения Зелетина. Отец последнего неизвестен (возможно, местный мэр и зажиточный землевладелец Некулаке Брэеску), и он оставался чувствительным к факту своего незаконного рождения, приняв псевдоним (в честь реки Зелетин , протекающей через Бурдушачь), чтобы дистанцироваться от муж его матери. Он вырос в крестьянской семье буржуазии, которую позже проанализирует в своем творчестве. [ 1 ]

Он учился в средней школе Кодряну в Бырладе и духовной семинарии в Романе . Его высшее образование проходило в Ясском университете (1906 г.), Берлинском университете (1907–1908 г.), Париже (1909–1910 г.), Лейпцигском (1910 г.), Берлинском (1910–1911 г.) и Эрлангенском (1911 г.) университетах. [ 1 ] [ 2 ] После получения докторской степени в последнем университете в 1912 году по теме идеализма в современной английской философии по рекомендации Ричарда Фалькенберга , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] он вернулся в Румынию и преподавал немецкий язык в Кодряну. Вскоре после этого он начал публиковаться: Evanghelia naturii («Евангелие природы») вышло в Яссах в 1915 году, а Din tara măgarilor («Из страны ослов») появилось в 1916 году. [ 2 ] Аллегорическое произведение о популяции «ослов», граничащей с болгарами, вызвало гневную реакцию Николае Йорги , подписавшего свою рецензию «тот, кто не осел»; другие похвалили брошюру за глубокий анализ румынского общества. [ 4 ] Одной из целей работы было высмеивать притязания Румынии на Южную Добруджу , которую страна получила в результате Второй Балканской войны . [ 5 ] Он переехал в столицу страны Бухарест в 1920 году, продолжая работать учителем немецкого языка. [ 2 ] в средней школе Михая Витязула . [ 1 ]

Его самый важный том по социологии, Burghezia română («Румынская буржуазия»), был опубликован в 1925 году. Два года спустя он стал профессором философии в Яссском университете. [ 2 ] Его последняя книга, «Нирвана» (1928), посвящена его пониманию философии в сочетании с поэзией, влиянию философии на его мировоззрение и тому, что она является для него источником вдохновения. Работа вновь обратилась к темам, найденным в более ранней Evanghelia naturii . [ 6 ] Сторонник Национал-либеральной партии , а ведущий член Винтила Брэтиану поддерживал его теории, Зелетин, тем не менее, присоединился к Народной партии . [ 2 ] Он вел переписку с несколькими выдающимися интеллектуалами, в том числе Йоргой, Василе Богря , Гарабетом Ибраиляну , Георге И. Брэтиану , Николае Багдасаром и его близким другом Цезарем Папакостя . [ 1 ] Он тяжело заболел в 1930 году и умер четыре года спустя. [ 2 ] Он был похоронен на кладбище Сфынта Винери в Бухаресте своим братом Димитри Моташем при поддержке Папакости и Багдасара. Он никогда не был женат и не имел детей. [ 7 ] Популярный теоретик неолиберализма в 1930-х и 1940-х годах, его идеи стали избегать после прихода к власти коммунистического режима в 1947 году. Его работы снова начали публиковаться как часть антологий в 1970-х годах, когда его работа по теории социального развития была переиздана. оценено. После падения коммунизма в 1989 году его работы вновь появились в должной форме, и его идеи вновь стали предметом дискуссий о политической идеологии и национальной идентичности. [ 2 ]

В интеллектуальных дебатах в межвоенной Румынии доминировали «традиционалисты», которые утверждали, что страна должна обратиться к своему прошлому в поисках пути к развитию; и «европеисты», заявившие, что промышленно развитый и урбанизированный Запад указывает экономический и социальный путь вперед. Среди последнего лагеря, в то время как Евгений Ловинеску писал о преобразующей силе идей, Зелетин сосредоточил внимание на важности экономики в Бургеции Романа . [ 8 ] Там он утверждал, что Адрианопольский договор 1829 года освободил Дунайские княжества от сдерживающего влияния длительного османского господства, вызвав фундаментальные экономические изменения, которые привели к возникновению современной Румынии. [ 9 ] Он указывал, как после Союза княжеств 1859 года массовые западные инвестиции привели к появлению буржуазного среднего класса, состоящего из бояр , обратившихся к торговле, и капиталистической экономики. Более того, он утверждал, что продолжение индустриализации и внедрение европейских технологий под руководством этого класса необходимы Румынии, чтобы избежать сокращения расходов. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Он опирался на теории Вернера Зомбарта , который утверждал, что иностранцы приносят капитализм в страны, вступающие на курс модернизации, которые на более позднем этапе восстают против предполагаемого иностранного господства. [ 12 ] Зелетин поместил Румынию начала 1920-х годов на этот второй этап, объясняя тем самым «национализм реакции», который был «ксенофобским, в частности антисемитским», направленным против еврейской общины страны . [ 13 ] Он пророчески предположил, что румыны «попытаются освободиться от иностранного покровительства, чтобы жить своими силами»; он умер до того, как проявилась худшая ксенофобская и антисемитская реакция в стране. [ 14 ]

Он считал либеральные формы, принятые страной, не искусственными, а хорошо адаптированными к нынешнему этапу развития его общества. Приняв полумарксистский дискурс , Зелетин считал современный капитализм «исторической необходимостью», неизбежной и не подлежащей критике. [ 11 ] Напротив, он считал традиционную румынскую культуру реакционной. [ 15 ] Среди поклонников румынской буржуазии были Ибраиляну, Тудор Виану , Александру Клавдиан и Константин Нойка . [ 3 ]

В «Неолиберализме» (1927) он предложил научное определение неолиберализма, перечислил его последствия и определил препятствия на пути его получения политического значения в Румынии — популярные предрассудки, с одной стороны, и, с другой, такие доктрины, как юнимизм , национализм, попоранизм и социализм. Константин Рэдулеску-Мотру , Наэ Ионеску , Вирджил Маджеру и Николае Рошу обвинили его в приверженности материалистическим, марксистским или социалистическим взглядам. [ 3 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Евангелие природы (1915)
  • Из страны ослов. Заметки (1916)
  • Румынская буржуазия (1925)
  • Неолиберализм (1927)
  • Нирвана. Мысли о мире и жизни (1928)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и (на румынском языке) Михай Сорин Рэдулеску, «Книга о Штефане Зелетине» , в «Литературной Румынии» , No. 39/2002
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эрсой, стр.198
  3. ^ Перейти обратно: а б с Констандаш, стр.289
  4. ^ Эрсой, стр.199
  5. ^ (на румынском языке) Джордж Унгуряну, «Четырехсторонняя проблема - территориальный референдум и имагологические ориентиры (1913-1940)» , Restituiri , 3/2007
  6. ^ Констандаш, стр.290.
  7. ^ Зелетин, стр.47
  8. ^ Хитчинс 2013, стр.10.
  9. ^ Перейти обратно: а б Хитчинс 2014, стр.162
  10. ^ Делетант, стр.88-89.
  11. ^ Перейти обратно: а б Мишкова и Даскалов, стр.44
  12. ^ Петреу, стр.193
  13. ^ Петреу, стр.194
  14. ^ Петреу, стр.194-95.
  15. Мишкова и Даскалов, с.45.
  • (на румынском языке) Г. Г. Констандаке, «Штефан Зелетин - Нирвана или панегирик мечтательности» , в книге «Медицина и философия» , том. LVII, 4/2010, с. 289-91
  • Деннис Делетант , «Возвращение Румынии в Европу. Между политикой и культурой», в книге Раймона Детреза, Барбары Сегерт (ред.), « Европа и историческое наследие на Балканах» . Питер Ланг, Берн, 2008 г. ISBN   978-90520-137-4-9
  • Ахмет Эрсой и др. (ред.), Модернизм: представления национальной культуры . Издательство Центрально-Европейского университета, Будапешт, 2010. ISBN   978-96373-266-4-6
  • Кейт Хитчинс ,
    • «Межвоенная Юго-Восточная Европа противостоит Западу: Новое поколение: Чоран, Янев, Попович», в Костикэ Брэдацане (ред.), « Философия, общество и хитрость истории в Восточной Европе» . Рутледж, Лондон, 2013 г. ISBN   978-11357-611-6-5
    • Краткая история Румынии . Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2014. ISBN   978-05218-723-8-6
  • Диана Мишкова и Румен Даскалов, «Формы без содержания»: дебаты о переносе западных моделей на Балканы», в Румен Даскалов, Диана Мишкова (ред.), Запутанные истории Балкан , том. II. Брилл, Лейден, 2014 г. ISBN   978-90042-619-0-7
  • Марта Петреу , Чоран или угасшее прошлое . МинтРайт, 2011. ISBN   978-97346-208-7-6
  • CD Зелетин , Штефан Зелетин: документальные материалы . Corgal Press, Бакэу, 2002. ISBN   978-97380-174-7-4
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c3132620de71872c20f90d7045054cb__1725093600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/cb/2c3132620de71872c20f90d7045054cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ștefan Zeletin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)