Григоре Т. Попа
Григоре Т. Попа | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 18 июля 1948 г. | (56 лет)
Национальность | румынский |
Другие имена | Грегор Т. Попа |
Альма-матер | Университет Ясс |
Известный | исследование гипофизарной портальной системы |
Дети | Тудорел Попа |
Научная карьера | |
Поля | Морфология Эндокринология Нейроморфология |
Учреждения | |
Научные консультанты | Николае Хортоломей , Франциск Райнер |
Известные студенты | Константин Бэлэчану-Стольники , Джордж Эмиль Паладе |
Григоре Т. Попа (иногда англизированное как Грегор Т. Попа ; 1 мая 1892 г. - 18 июля 1948 г.) был румынским врачом и общественным интеллектуалом. Будучи выходцем из простого крестьянина, он сумел получить университетское образование и стать профессором двух ведущих университетов своей страны. Анатом по специальности, Попа работал над популяризацией современной науки, реформированием систем медицины и высшего образования, а также в военных госпиталях в качестве награжденного и общепризнанного практикующего врача. Его работы в области эндокринологии и нейроморфологии ценились за рубежом, а дома он помог подготовить поколение ведущих врачей.
Подвергаясь жестокому обращению со стороны сменявших друг друга фашистских диктатур, Попа придерживался умеренных левых идеалов и пропагандировал их в своем обзоре « Însemnări Ieşene» . Он критиковал марксизм так же, как и научный расизм , но осудил участие Румынии в войне против Советов , а в 1944 году присоединился к движению протеста видных учёных. В последние годы его антикоммунизм и христианско-демократические позиции привели его к конфликту с властями. Коммунистический румынский режим лишил его преподавательской должности и преследовал его до самой его смерти в среднем возрасте. После восстановления демократии его альма-матер и школа, в которой он преподавал большую часть своей карьеры, были названы в его честь .
Биография
[ редактировать ]Происхождение и начало карьеры
[ редактировать ]Его родители Мария и Тоадер родились в Шурэнешти уезда Васлуй , были бедными разешами , крестьянами, владевшими собственным участком земли. [ 1 ] Семья была родственником Эмиля Кондурачи , будущего историка и археолога. [ 2 ] Григоре, одиннадцатый ребенок пары. [ 3 ] был интеллектуально не по годам развит. Его мать рано заметила его способности, и, несмотря на большие материальные трудности, в том числе продажу земли, чтобы он мог окончить среднюю школу, родителям удалось дать ему образование. [ 1 ] Как утверждает историк Лучиан Бойя , скромное происхождение Попы и его успешная карьера являются свидетельством «восходящей социальной мобильности до 1944 года » в Королевстве Румыния . [ 4 ]
Выросший в румынской православной семье , Попа сочетал свою веру в основные христианские принципы с интересом к науке. [ 5 ] В возрасте пятнадцати лет он перевел Эрнста Геккеля » «Общую морфологию на румынский язык и получил письменное разрешение автора на публикацию. [ 3 ] перевел «Анатомию Грея» . Позже он также [ 3 ] [ 6 ] Попа окончил Национальный колледж в Яссах и поступил на факультет естественных наук местного университета . Однако, поскольку у его родителей уже не было денег на его обучение и не осталось стипендий, он перешел на медицинский факультет, где была одна стипендия, хотя эта сфера его не привлекала. [ 1 ]
Увидев, как трупы препарируют впервые, он потерял сознание, и ассистенту пришлось его реанимировать холодной водой. Однако он упорствовал в учебе, и ему, в частности, помогали два профессора, Николае Хортоломей и Франциск Райнер , которые после окончания учебы стали ассистентом последнего. [ 7 ] Как позже отметил хирург Илие Т. Рига, который был его коллегой по команде Райнера, «мы годами жили в самой избранной атмосфере, какую только может породить образование»: «Именно [Райнеру] мы обязаны своим характером, пробуждением нашего научного интереса». [ 8 ] Во время Первой мировой войны Попа ухаживал за ранеными и больными в госпитале Сфынтул Спиридон в Яссах , что принесло ему рыцарское звание Ордена Короны . [ 9 ] В мае 1918 года, после выхода Румынии из войны , Попа подал заявку на воссоединение с командой Райнера в Бухаресте , где Райнер проводил экспериментальные операции на раненых солдатах. [ 10 ] В конце 1918 года Попа также присоединился к интеллектуалов под руководством А. Кузы региональной группе молдавских — «Братству единой Молдавии». Возглавляя студенческий центр Братства, он публично рассказал о 60-летии Объединённых княжеств , выразив сожаление по поводу того, что в Яссах это событие не отмечалось как национальный праздник. [ 11 ]
В июле 1918 года он женился на Флорике Чернэтеску, однокурснице по университету. Уроженка Хуши , ее дед по материнской линии был химиком Петру Пони . [ 6 ] Также обучен Райнером [ 12 ] и сама награжденный военный врач, [ 6 ] на протяжении многих лет она стала доцентом кафедры гистологии и его ближайшим научным сотрудником. У пары было два сына и две дочери. [ 3 ] [ 13 ] В конце концов Попа последовал за Райнером на медицинский факультет Бухарестского университета в 1920 году и был назначен доцентом. [ 7 ] Под руководством Райнера в качестве научного руководителя Попа получил степень доцента , описывая функциональную структуру твердой мозговой оболочки . [ 14 ] За время его карьеры среди его учеников было около двадцати двух профессоров университетов и членов Румынской академии , в том числе Джордж Эмиль Паладе. [ 15 ] [ 16 ] и Константин Бэлэчану-Стольники . [ 17 ]
Подняться к известности
[ редактировать ]Райнера К январю 1924 года, когда предполагаемое еврейское происхождение сделало его объектом антисемитской агитации среди студентов, Попа стал голосом Райнера в профессиональных спорах. Таким образом, он обвинил яссского анатома Виктора Папиляна в плагиате и опубликовал свою точку зрения по этому поводу в бухарестской ежедневной газете Adevărul . [ 18 ] Папилиан ответил обвинениями в сектантстве в адрес Попы, Райнера и всей «бухарестской школы»: «бесплодной и завистливой школы», «большого общества взаимных поклонников, в котором учителя и ученики объявляли друг друга гениями». [ 19 ] Попа отождествил Яссы с крайним национализмом и в статье 1925 года для студенческого обозрения Viaa Universitară обвинил крайне правую Лигу национально-христианской защиты в лицемерии. Как он отметил, ее «ненависть и жестокость» были направлены не только против евреев, но и против румын, прибывших из Бессарабии , поскольку последние якобы были социалистами. [ 20 ]
С помощью Райнера [ 21 ] Попа получил стипендию Фонда Рокфеллера в 1925 году. Он имел непосредственный опыт Америки и того, что он любил называть « управляемой демократией ». [ 22 ] что было редкостью среди румын его поколения и которое он подробно записал в дневниках, которые намеревался опубликовать. [ 16 ] Первый год он провел в Чикаго , второй — в Морской биологической лаборатории в Вудс-Хоуле , а закончил изучением анатомии и эмбриологии в 1927–1928 годах в Медицинской школе больницы Университетского колледжа под руководством Графтона Эллиота Смита . Его научная деятельность после работы над твердой мозговой оболочкой была сосредоточена на трех областях: гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось , реформа медицинского образования на университетском уровне, [ 23 ] и физиология спонтанного движения ( подвижности ) сперматозоидов . [ 24 ] Что касается первой области, то он работал в Лондоне вместе с австралийкой Уной Филдинг ; вместе они открыли сосудистую связь между гипоталамусом и гипофизом, опубликовав свои открытия о гипофизарной портальной системе в медицинских журналах между 1930 и 1935 годами и представив их Королевскому медицинскому обществу в 1935 году. [ 25 ] Работая вместе со своим румынским коллегой Евгением Лунеску, Попа также вернулся к анатомии с исследованием «механоструктуры» перикарда . [ 26 ]
В 1928 году Попа стал профессором анатомии в Яссах. [ 7 ] город, связанный со своими соперниками. В течение многих лет он преподавал гистологию, анатомическую патологию и судебную медицину по мере необходимости. [ 27 ] а также был хранителем больницы Сфынтул Спиридон , а также главой Общества врачей и натуралистов. [ 16 ] Его конфронтация с ультраправыми антисемитами города стала прямой. В конце 1929 года он возглавлял комиссию, которой было поручено расследовать расовые беспорядки на медицинском факультете Ясс. Он обнаружил, что еврейские и румынские студенты подвергались расовой сегрегации во время занятий, что способствовало возникновению напряженности, но не смог определить студентов, непосредственно ответственных за инцидент. [ 28 ]
Со временем Попа стал известным оратором в поддержку модернизации и популяризатором западной науки. В 1931 году он прочитал публичную лекцию на тему «Бывшее и нынешнее положение Ясс», в которой признал, что с 1866 года город сильно пришел в упадок в материальном и культурном отношении. Он объяснил этот упадок психологическими факторами (город с «депрессией», «бескорыстных» и «грязных» жителей), но и к клиентелизму и чрезмерным полномочиям центрального правительства. [ 29 ] В день рождения Вашингтона в 1932 году он обсуждал тему «Научный дух в Америке и Европе» в обществе «Друзья Америки» в Бухаресте. [ 30 ] Поклонник британской образовательной модели, он был научным сотрудником по Кембриджского университета четыре-шесть месяцев в году в 1927–1930, 1932 и 1935–1938 годах. [ 7 ] Он также был единственным представителем Румынии на мероприятии столетия Лондонского университета в 1936 году. [ 22 ]
Член-корреспондент Румынской академии с 1936 г. [ 31 ] Григоре Т. Попа был деканом Ясского медицинского факультета в течение двух лет, с 1938 по 1940 год. [ 27 ] Примерно в это же время он отошел от своего наставника Райнера, и отношения между ними стали «напряжёнными». [ 32 ] Согласно популярному сообщению, которое Попа неоднократно оспаривал, Райнер заявил об открытии гипофизарной портальной системы за несколько лет до Попы и Филдинга. [ 33 ]
Антифашизм
[ редактировать ]В январе 1936 года вместе с писателями Михаилом Садовяну , Джорджем Топырчану и Михаем Кодряну Попа основал Însemnări Ieşene комментаторский журнал («Записи из Ясс»). Благодаря его заступничеству в первоначальную группу вошли другие интеллектуалы, в том числе философ Ион Петрович. [ 34 ] и врач-романист И.И. Миронеску . [ 35 ] Он также использовал журнал для популяризации антропологических работ своего бывшего учителя Эллиота Смита. [ 36 ] Инсемнэри Ешене баллотировался на выборах четыре года, что совпало с пиком политических потрясений. Он позаимствовал вдохновение у Viata Românească , классической румынской трибуны социальной критики , и Попа присоединился к этой тенденции. Как утверждал в 2012 году автор Константин Корою, Попа расширил сферу деятельности журнала за пределы культурных вопросов: «Он поднимает проблемы, анализирует и критикует образ мышления, нравы, инерцию, трусость, серьезные недостатки характера и, более того, бедствия румынского языка, и даже европейское общество в его дни и с тех пор». [ 22 ]
В Инсемнэри Ешене , которая под руководством Топирчану прилагала усилия для сохранения своей политической независимости, [ 35 ] Попа занял твердую позицию против жестокой фашистской « Железной гвардии» и осудил научный расизм . [ 3 ] [ 37 ] Как отметил Бойя, Попа «занимал умеренно левые позиции и [был] настойчив в защите демократии». [ 38 ] По словам его ученика Бэлэчану-Стольнича, он имел «левую ориентацию британского лейбористского толка». [ 17 ] Ссылаясь на необходимость интеллектуальной свободы, он публично защищал Садовяну, подвергшегося нападкам со стороны его крайне правых коллег, в статьях в левой газете Dimineaa . [ 39 ] Хотя он активно участвовал в таких делах гражданского общества, он никогда не был членом политической партии. [ 27 ] а также подверг критике истеблишмент Национальной крестьянской партии . В своих статьях для «Însemnări Ieşene» он обвиняет «Национальных крестьян» в коррупции и политиканстве. [ 35 ]
Попа раскритиковал распад румынской демократии и создание диктатуры Фронта национального возрождения (ФРН) в 1938 году, назвав это «беспрецедентным безумием или фактическим извращением руководства». [ 40 ] Он осудил новую авторитарную конституцию как акт капитуляции перед «политической воинственностью и культурной неполноценностью», даже несмотря на то, что его коллеги из литературного мира поддержали ее. [ 22 ] В том же году в некрологе врачу-социалисту Иоану Кантакузино Попа изложил свое собственное гуманистическое видение науки как «священного огня». По его мнению, материальная цивилизация развивалась быстрее, чем культура, невольно порождая своего рода «псевдокультуру», противостоящую прогрессу. [ 41 ] Он объединил взгляд Герберта Спенсера на социокультурную эволюцию с определенной долей генетического детерминизма и, вопреки психологическому нативизму , предположил, что все концепции морали были созданы эволюцией и посредством нее; он также считал, что примитивное общество и «полуцивилизованный» фашизм регулировались стволом мозга , тогда как цивилизация была сферой коры головного мозга . [ 42 ] Когда в 1940 году Попа сотрудничал с журналом режима ФРН « Muncă şi Voe Bună» , это должно было подчеркнуть его вклад в благосостояние рабочего класса . [ 43 ]
В октябре 1939 года, вскоре после вторжения в Польшу и начала Второй мировой войны , Инсемнэри Ешене опубликовал свою статью, в которой сожалел о возвращении человека к своей «звериной» природе и выражал опасения, что современная жизнь сделала солдат безразличными к трансцендентальному . [ 44 ] Попа был свидетелем дальнейшего развития событий со стороны. Фронт национального возрождения отошел от власти после того, как согласился на территориальные потери в пользу Венгрии и Советского Союза . Он был членом Большого собрания университета, которое выразило сдержанный протест против уступки Северной Трансильвании . [ 45 ] В специальном выпуске и статьях в «Însemnări Ieşene» Попа также оплакивал потерю Бессарабии и Северной Буковины . [ 46 ] Преследуемый Железной гвардией, которая занесла его в черный список за убийство, [ 3 ] [ 47 ] Попе удалось пережить режим « Национального легионерского государства », провозглашенный в сентябре 1940 года. Однако Инсемнэри Иешене был запрещен, [ 3 ] вместе с некоторыми сотрудниками перешла в фашистское издание Cetatea Moldovei . [ 48 ] Комиссия по чистке медицинского факультета Ясс, возглавляемая бойцами Железной гвардии, предложила перевести Попа «в другое научное учреждение», сославшись на «левые идеи» Попы в качестве обоснования. [ 38 ]
В конечном итоге «Железная гвардия» была свергнута в гражданской войне в январе 1941 года , что привело к установлению более мягкой фашистской диктатуры Иона Антонеску . В июне того же года власти привлекли Попа к участию в перевоспитании сторонников гвардейцев. Вместе с Галой Галактион , Цицероном Теодореску и Юлиу Скрибаном он читал студентам семинарии Яссы Костачи лекции о крайностях догмы гвардейцев. [ 49 ] Он продолжал высказывать свое мнение, в частности, возражая против участия Румынии во Второй мировой войне вместе с нацистской Германией . Он был, как отмечает Бойя, «непреклонным антифашистом, [который] естественно вписывался бы в любой заговор против режима». [ 50 ] В 1942 году, после выхода Райнера на пенсию, его перевели в Бухарест, где он проработал профессором четыре года. [ 17 ] [ 51 ] После смерти Райнера в 1944 году он также взял на себя управление Антропологическим институтом и присоединил его к медицинской школе. [ 52 ] Находясь там, Попа написал исследование, показывающее отсутствие какой-либо научной основы арийства и утверждающее, что не было никаких причин притеснять евреев. Траян Сэвулеску , боясь обидеть Антонеску, отказался публиковать его; Тем не менее Попа прочитал произведение в академии в конце 1943 года. Слушатели, немногие из которых были пронемецкими, отреагировали положительно. [ 3 ] Однако обращение в январе 1944 года было воспринято как завуалированная атака на диктатора, которому члены партии в значительной степени симпатизировали, и в результате вызвало более холодную реакцию. [ 3 ] Одна из его конференций в академии Reforma Spiritului. Řtiina ca bază de primenire a omului («Духовная реформа. Наука как основа улучшения человечества») возражал против экономической зависимости Румынии , утверждая, что румыны рискуют вернуться в число «земледельческих народов», «обреченных на вечное невежество». [ 53 ] К тому времени служба безопасности « Госбезопасность » держала Попу под постоянным наблюдением. [ 54 ]
В апреле 1944 года вместе с другими видными интеллектуалами Попа подписал петицию с просьбой к Антонеску добиться мира с союзниками и немедленно прекратить войну. [ 55 ] Как отмечает Бойя, этот «меморандум академиков» был запоздалым и не подвергал его подписавших его каким-либо особым преследованиям, поскольку Красная Армия уже была готова вторгнуться в Румынию . [ 56 ] Его отцовство долгое время оспаривалось между полуактивной Национальной крестьянской партией, которая полагалась на дружелюбие Попы, и репрессированной Румынской коммунистической партией . Согласно национальной крестьянской версии событий, текст был составлен еще в 1943 году Попа и Иоаном Худицэ и представлен только коммунистам на подпись. [ 57 ] [ 58 ] Тем не менее, обе версии сходятся во мнении, что Попа сыграл фундаментальную роль в секретных переговорах между центристами и коммунистами. [ 58 ]
Антикоммунизм
[ редактировать ]Попа осторожно приветствовал переворот августа 1944 года, в результате которого был свергнут Антонеску, назвав его «возвращением Румынии к нормальной жизни». [ 40 ] По общему мнению, он был назначен министром образования в одном из вариантов кабинета министров, перетасованных после переворота, но свергнут через 15 минут после назначения советскими представителями. [ 16 ] С 1944 по 1946 гг. [ 59 ] он был деканом медицинского факультета Бухареста, выбранный на эту должность Штефаном Войцем , министром образования социал-демократов . [ 60 ] С началом советской оккупации и приходом к власти правительства, возглавляемого Коммунистической партией, он продолжал отстаивать свои принципы. Перед комитетами по чистке, управляемыми коммунистами, он на профессиональных основаниях защищал своих коллег, обвиненных в поддержке фашизма, и призывал к восстановлению академической свободы . [ 61 ] В январе 1945 года «Демократия ежедневная газета либерально-демократическая » опубликовала интервью Иона Бибери с Попа, в котором последний высказывает мнение, что истинно демократический режим «не может быть терпимым к любой форме экстремизма». [ 62 ]
Его бескомпромиссная позиция ошеломила членов кабинета Петру Грозы , в частности Войтека. [ 63 ] На конференции в 1945 году он похвалил британскую и американскую университетские системы, получив резкое письмо с упреком от Константина Иона Паргона , который считал советскую модель оптимальной. [ 64 ] Как отметил в 2009 году историк Богдан Кристиан Якоб, позиция Попы демонстрировала «вопиющее отсутствие чувства времени», «неспособность понять, что Академия и университет не подвергались, по крайней мере первоначально, нападкам на основании полученных стипендий». но с политических позиций». По словам Якоба, Попа поступил бессердечно, не проявив готовности предъявить обвинения тем из своих коллег по медицинскому факультету, которые работали в «Железной гвардии». [ 65 ]
После столкновения с Пархоном Попа предпринял еще более радикальный шаг, выйдя из Румынского общества дружбы с Советским Союзом . [ 66 ] Также в 1945 году он начал помогать Константу Тонегару « Обществу Михая Эминеску », тайной оппозиционной группе , которая распространяла призывы о помощи на Запад. Он использовал кабинет своего декана как склад для такой антикоммунистической пропаганды. [ 3 ] [ 67 ] В этот период на него напала и ограбила группа из трех советских солдат, что он воспринял как предупреждение. [ 3 ]
Попа подписал свое имя под публичным протестом, осуждающим фальсификацию результатов голосования во время выборов в ноябре 1946 года ; было еще десять человек, подписавших соглашение, в том числе летчик Смаранда Брэеску и генерал армии Аурел Алдеа . Оно дошло до Союзной комиссии и после рассмотрения советскими представителями послужило компрометирующим доказательством репрессий против протестующих. [ 68 ] Последнее публичное выступление Попы приняло форму выступления перед академией в апреле 1947 года. Судя по скромному названию, подразумевавшему лекцию о «нервном напряжении и болезни века», [ 3 ] [ 40 ] он внезапно обратился к политической критике, сравнивая злоупотребления нацизма с злоупотреблениями коммунизма. Концепция Попы «нервного напряжения», теоретизированная Попа на основе текстов Гульельмо Ферреро , на самом деле была коллективным страхом, навязанным тоталитаризмом , который заставляет человека «скрывать ограничения, навязанные его сознанием». [ 69 ] Террор был неизбежен, но в конечном итоге неэффективен:
диктаторы [...] всегда будут бессильно арестованы на краю нашей медитативной нервной сети, которую они не могут контролировать и не могут деформировать. Там, в своей коре головного мозга, человек все еще терпит свободу [...]. Но если диктаторам, чтобы убедиться в его искоренении, придется распять [своих жертв], тогда дух своими невидимыми вибрациями пройдет путь от распятых к все еще скованным, и произойдет чудо нового станет возможным воскресение, воскресение свободы, без которой человечество вымерло бы. [ 70 ]
Попа вернулся к своим идеям о «полуцивилизации», описывая революцию как врага естественного отбора , либо в ее дарвинизме , либо в ламаркизме (Попа не поддерживал ни одну из последних теорий, считая их совместимыми). [ 71 ] Вместе с «расизмом» « исторический материализм » был «опасным упрощением» человеческой деятельности. [ 3 ] [ 72 ] Он предупредил, что коммунизм, как и нацизм, будет «уничтожать, пропагандируя ненависть и насилие по отношению к любой вере, кроме своей собственной». [ 73 ] Он также призывал к безнравственной, но «точной» науке, называя идеологов «учениками антихриста » : «В этой серьезной ситуации пришло время для любой еще чистой совести спросить себя: «Куда?» И ответ найти нетрудно: «Назад к христианской морали!»». [ 74 ] По мнению политолога Иоанна Станомира , этот образец « христианской демократии » сумел примирить политическое выражение румынского православия, ранее монополизированного крайне правыми, с «политической свободой, понимаемой как набор гарантий против идеологического и административного произвола». [ 74 ]
Коммунистическое преследование и смерть
[ редактировать ]По воспоминаниям самого Попы, во время выступления Попы зрители сидели с каменными лицами и бросились к выходу, как только она закончилась. [ 3 ] Более оптимистично Константин Рэдулеску-Мотру , коллега-академик-антикоммунист, написал, что те, кто сделал «показной» выход, были друзьями советского режима, такими как Садовяну и Пархон. Основная общественность аплодировала, как будто «Академия была охвачена восстанием, и [...] никто не считает само собой разумеющимся существование российской демократии — этой смеси диктатуры и бандитизма». [ 75 ] Как утверждает Станомир, Попа «высказывал недопустимые истины и давал ценностные оценки режиму, который только готовился навязать сталинскую ортодоксальность интеллектуалам. [...] Грядущий мир нашел свидетеля, который без колебаний поставит ему диагноз». ." [ 40 ] Через несколько дней Попе предложили присутствовать на встрече с министром внутренних дел коммунистом Теохари Георгеску , но он небрежно отказался. [ 17 ] Когда жандармов послали арестовать его в его резиденции на территории университетского кампуса, сотни студентов выстроились в цепочку и заблокировали им вход. [ 3 ] [ 17 ]
Его оппозиционная позиция привела к его исключению из академии при восторженном одобрении коллег-ученых Сэвулеску и Пархона. [ 9 ] с деканата, а в 1946 году — с преподавательской деятельности. [ 76 ] Это было достигнуто с помощью новой процедуры, которая формально устранила («сузила») должность преподавателя, но также выделила ответственное лицо для дальнейшего расследования. [ 77 ] Одним из тех, кто боролся за то, чтобы заставить Попа прекратить преподавание, был Симион Оэриу , коммунист без научной подготовки, который, тем не менее, был назначен профессором, несмотря на возражения Попы. Другим средством нападения на него было предложение принять сотни студентов, ставших жертвами нацистского притеснения в Северной Трансильвании, некоторые из которых не говорили по-румынски, и присвоить им докторские степени через два или три года. [ 63 ] Когда Попа отказался, его назвали «реакционером» и даже сторонником Железной гвардии. Первая попытка его уволить встретила сопротивление студентов-медиков, которые очень любили своего преподавателя. Когда его в конечном итоге уволили, он остался безработным; его давний друг Садовину не вмешался. [ 63 ]
Хотя он был серьезно болен эссенциальной гипертонией и склерозом почек , он не смог попасть в больницу. [ 3 ] [ 15 ] Покинутый коллегами и под давлением властей, он ушел в полуподпольную жизнь. [ 15 ] Он и его старший сын в крестьянской одежде бежали в Шуранешты, а затем в дом друзей в Бая-Маре . [ 3 ] Постоянно меняя адреса и не выходя на улицу, Попа сумел избежать ареста и, наконец, в начале июля 1948 года был доставлен домой уже умирающим. [ 9 ] Власти знали о его присутствии, но больше не удосужились его задержать. [ 3 ] Его смерть вскоре наступила через несколько месяцев после коммунистического режима полного установления ; Руководство Бухарестского университета отказалось выставить его гроб на всеобщее обозрение. [ 15 ] [ 17 ] Новый декан Николае Г. Лупу приказал своей семье покинуть кампус. [ 17 ]
В течение коммунистического периода предпринимались согласованные усилия по изгнанию памяти о Попе. [ 3 ] хотя его петиция к Антонеску в 1944 году все еще официально упоминалась как свидетельство поддерживаемого коммунистами движения сопротивления фашизму. [ 56 ] В 1991 году, после румынской революции , Ясский медицинский институт, который к тому времени был отделен от главного университета, был переименован в Университет медицины и фармации имени Григоре Т. Попы . [ 78 ] В 2011 году в его честь также была переименована начальная школа в его родном селе. [ 79 ] Работы Попа о науке, культуре и идеологии были опубликованы его потомками под названием Reforma Spiritului («Духовная реформа») в 2002 году. [ 3 ] Другие эссе были собраны врачом Ричардом Константинеску в сборнике работ Иона Петровича и о нем в 2008 году . [ 16 ] [ 34 ] Это одна из нескольких монографий и антологий под редакцией Константинеску, в которых подробно описываются такие темы, как христианская вера Попа и его переписка с поэтом-медиком Винтилой Чокалтеу , а также его американский дневник (опубликован в 2014 году). [ 16 ]
Вдове Попы пришлось жить в крохотной квартирке на окраине Бухареста; она умерла в 1986 году, когда ей было около 90 лет. [ 3 ] [ 6 ] Один из сыновей пары, Григоре Гр., сам стал врачом, а другой, Тудорел , был актером. [ 3 ] В детстве Тудорел Попа и его сестра Марилена вместе со своим отцом участвовали в помощи антикоммунистическому подполью. [ 67 ] Сын Тудорела Попа, Влад Тудор Попа, химик, руководитель Института физической химии Румынской академии. [ 79 ] Григоре Гр. умер в 2006 году; его сын — писатель и критик Думитру Раду Попа . [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Петрован, стр.19
- ^ Настаса (2007), стр.160
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В (на румынском языке) Думитру Раду Попа , «Свободен при диктатуре: гр. Т. Попа» , Viaa Românească , No. 5-6/2010
- ^ Бойя, стр.341
- ^ Станомир, стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б с д (на румынском языке) Ричард Константинеску, «Доктор Флорика Чернэтеску-Попа» , Viaña Medicală , No. 38/2011
- ^ Jump up to: а б с д Петрован, стр.20
- ^ Рига и др. , стр.180
- ^ Jump up to: а б с Петреску, стр.371
- ^ Рига и др. , стр. 69–70.
- ^ Мариус Челку, «Воспоминания жителей Ясс в конце Великой войны. Тревоги и надежды на новое начало», в « Научных анналах Университета Александру Иоана Кузы в Яссах». История , Том LXIV, Специальный выпуск: «Великий союз румын (1918 г.) — история и современность», 2018, стр. 577, 579, 582.
- ^ Рига и др. , стр. 70, 180
- ^ Петреску, стр.372
- ^ Рига и др. , стр. 382, 383, 384
- ^ Jump up to: а б с д Петрован, стр.23
- ^ Jump up to: а б с д и ж (на румынском языке) «Выздоровления. Дневник румынского ученого в Америке » , Ziarul Financiar , 13 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г (на румынском языке) Константин Корою, «Интеллектуальный герой: гр. Т. Попа (I)». Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine , Культура , No. № 396, ноябрь 2012 г.
- ^ Константинеску, «Григоре Т. Попа и Виктор Папилян...», passim
- ^ Константинеску, «Григоре Т. Попа и Виктор Папилян...», стр.39
- ^ Ирина Ливезяну , Культурная политика в Великой Румынии . Издательство Корнеллского университета , Итака, 2000 г., ISBN 0-8014-8688-2 , стр.258
- ^ Рига и др. , стр. 70, 383
- ^ Jump up to: а б с д (на румынском языке) Константин Корою, «Интеллектуальный герой: гр. Т. Попа (II)». Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine , Культура , No. 397, ноябрь 2012 г.
- ^ Петрован, с.21
- ^ (на французском языке) Григоре Т. Попа, «О подвижности сперматозоидов у некоторых высших позвоночных (бык, баран, человек)» , в Еженедельных отчетах о сессиях Биологического общества и его дочерних компаний , Vol. 100, Masson et Cie. , Париж, 1929, стр. 45–46 (оцифровано Bibliothèque nationale de France Gallica цифровой библиотекой )
- ^ Салли О'Нил, «Филдинг, Уна Люси (1888–1969)» , Австралийский биографический словарь , Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет , 1996; Петровану, стр.21; Попа (1945), стр. 230–231.
- ^ Грегор Т. Попа, Евг. Лунеску, «Механоструктура перикарда» , Журнал анатомии , 67 (Часть 1), октябрь 1932 г., стр.78-107 (оцифровано Национальной медицинской библиотекой США )
- ^ Jump up to: а б с Петрован, стр.22
- ^ Лучиан Настаса, Университетский антисемитизм в Румынии (1919–1939) . Издательство Института изучения проблем национальных меньшинств, Клуж-Напока, 2011 г., ISBN 978-6-06-927445-3 , стр. 427–429.
- ^ Настаса (2007), стр. 292–293.
- ^ «Румыния», в истории празднования двухсотлетия Джорджа Вашингтона. Иностранное участие . Комиссия по празднованию 200-летия Джорджа Вашингтона, Вашингтон, округ Колумбия, 1932 г., OCLC 1947755 , стр.421
- ^ (на румынском языке) Члены Румынской академии с 1866 года по настоящее время на сайте Румынской академии; Петровану, стр. 21.
- ^ Бэлэчану-Стольники, стр.18; Г. Брэтеску , Что должно было быть. Автобиографические заметки . Humanitas , Бухарест, 2003 г., ISBN 973-50-0425-9 , стр.105.
- ^ Попа (1945), пассим ; Рига и др. , стр. 138, 383–384
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Перегринус, «Edituri Iaşene, autori Iaşeni». Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine , Literary Conversations , май 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Константин Корою, «Интеллектуальный герой: гр. Т. Попа (III)». Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine , Культура , № 1. 398, ноябрь 2012 г.
- ^ Петру Комарнеску , «Неисчислимо важная теория происхождения статуи-портрета и других искусств», Журнал Royal Foundations , No. 8/1944, с.468
- ^ Драганеску, стр.6
- ^ Jump up to: а б Боя, стр.185
- ^ Палач, стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б с д Станомир, стр.37
- ^ Ал. Миронеску, «Хроники. Памяти доктора Кантакузино», Журнал Королевских фондов , № 1. 3/1938, стр. 692–693.
- ^ Драганеску, стр. 2–7, 8–9.
- ^ «Журнал журналов. Все страдания рабочих нашли отклик в сердце короля», Журнал Royal Foundations , No. 7/1940, с. 217.
- ^ Иоана Урсу, Иоан Лэкустэ , «В Бухаресте вот уже 50 лет», Magazin Istoric , октябрь 1939 г., стр.46
- ^ Валериу Флорин Добринеску, «Вклад в знание положения студентов Ясс в период с 1 сентября 1939 г. по 6 сентября 1940 г.», Карпика. Издание Бакэуского историко-художественного музея , Том VI, 1973–1974, стр.203.
- ^ «Журнал журналов. Записки из Есене посвящены Бессарабии и Буковине», Revista Fundățiilor Regale , No. 10/1940, стр. 224–225.
- ^ Джейкоб, стр. 265; Петрован, стр.22
- ↑ Палач, стр. 244, 256.
- ^ Иоан Оприш, «Наказание мятежных богословов-легионеров», Annales Universitatis Apulensis. Серия Historica , Том 12, I, 2008, стр. 203–204.
- ^ Бойя, стр.237
- ^ Petrovanu, pp.22–23
- ^ Бэлэчану-Стольники, стр.15
- ^ Петру Комарнеску , «Гравюры Бухарестской социологической школы (II)», Журнал Royal Foundations , No. 8/1944, стр. 422–423.
- ↑ Палач, стр. 236–237.
- ^ Бойя, стр. 235; Джеймс, стр. 265; Петровяну, стр. 235–237.
- ^ Jump up to: а б Боя, стр.235
- ↑ Палач, стр. 235–236.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Соломон Маркус , «Галлюцинант в 1944 году» , «Литературная Румыния» , No. 45/2004
- ^ Бойя, стр.257
- ^ Джейкоб, стр.265
- ^ Паприка, стр.256-258; Джейкоб, стр. 264–266.
- ^ « Мир завтрашнего дня глазами г-на Д. Густи, П. П. Негулеску, гр. Т. Попа, М. Садовяну, Т. Аргези, М. Раля, Тудора Виану, Г. Кэлинеску и Ф. Адерка», Журнал Royal Foundations , Нет. 3/1945, стр. 691–692; Паприка, стр.287; Станомир, стр.36
- ^ Jump up to: а б с Петреску, стр.370
- ^ Петреску, стр.370. См. также Якоб, стр. 269.
- ^ Джейкоб, стр.264-265.
- ^ Джейкоб, стр.266; Петреску, стр.370
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Алекс. Штефанеску , Чичероне Ионицойу, «Постоянный Тонегару - политзаключенный». Архивировано 28 июля 2011 г. в Wayback Machine , Литературная Румыния , № 1. 3/2002
- ^ Валериу Аврам, «Смаранда Брэеску - птица в воздухе», в журнале «Исторический» , май 2001 г., стр.62.
- ^ Станомир, стр. 37–38.
- ^ Станомир, стр. 39–40.
- ^ Драганеску, стр. 3–4.
- ^ Драгэнеску, стр.4
- ^ Станомир, стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б Станомир, стр.41
- ^ (на румынском языке) Кодрин Ливиу Кутитару, «Румынская историография и диктатура» , Observator Culture , No. 58 апреля 2001 г.
- ^ Палач, стр. 257–258; Джейкоб, стр. 268; Петрован, стр.23
- ^ Джейкоб, стр.268
- ^ (на румынском языке) Медицинско-фармацевтический университет имени Григоре Т. Попа на территории мэрии Ясс.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Ион Митикан, «У Медицинского университета имени Гр. Т. Попы есть младшая сестра в Данештии Васлуйулуй» , Curierul de Iasi , 20 июня 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Константин Бэлэчану-Стольнич , «Штефан Милку, модель», в книге Андрея Козмы, Кристианы Главце, Константина Бэлэчану-Стольнич (ред.), Антропология и междисциплинарность . Издательство Никулеску , Бухарест, 2014 г., ISBN 978-973-748-855-8
- Люциан Бойя , Ловушки истории. Румынская интеллектуальная элита между 1930 и 1950 годами . Humanitas , Бухарест, 2012 г., ISBN 978-973-50-3533-4
- (на румынском языке) Ричард Константинеску, «Григоре Т. Попа и Виктор Папилян между« почетным жюри »и полемикой» , Румынское медицинское обозрение , No. 1/2011, стр. 37–40.
- (на румынском языке) Михай Драгэнеску , «Григоре Т. Попа: мысль о знании, морали и обществе», Noema , No. 1/2002, стр. 2–9
- Богдан Кристиан Якоб, «Аватары румынской академии и исторического фронта: 1948 против 1955», в книге Владимира Тисмэняну (редактор), «Возвращение к сталинизму: установление коммунистических режимов в Восточно-Центральной Европе» . CEU Press , Будапешт, 2009, ISBN 978-963-9776-63-0
- Лучиан Настасэ, «Суверены» румынских университетов. Механизмы отбора и продвижения интеллектуальной элиты . I. Издательство Limes , Клуж-Напока, 2007 г., ISBN 978-973-726-278-3
- Аркадиу Петреску, «Профессор доктор Григоре Т. Попа», в Василе Игна (ред.), Подземные воспоминания . Издательство Universal Dalsi , Бухарест, 2001 г., ISBN 978-973815-751-4
- И. Петровану, «Григоре Т. Попа», Евгений Тырковяну, Константин Романеску, Михай Лицу (ред.), 125 лет высшего медицинского образования в Яссах . Эд. гр. Т. Попа, Яссы, 2004 г., ISBN 978-973790-670-0
- Григоре Т. Попа, «Заметки. Об открытии гипофизарной портальной системы», журнал Royal Foundations , No. 1/1945, с. 229–231
- Дан Рига, Сорин Рига, Илие Т. Рига, Георгий Кэлин, Анатомия и антропология. Очерки и синтезы . Университетская книга, Бухарест, 2008 г., ISBN 978-973-731-610-3
- Иоан Станомир , «Сотворение мира», Пол Чернат , Ион Манолеску , Анджело Митчиевич , Иоан Станомир, Исследования румынского коммунизма . Полиром , Яссы, 2004 г., ISBN 973-681-817-9
- 1892 рождения
- 1948 смертей
- румынские анатомы
- Румынские эндокринологи
- Румынские педагоги ХХ века
- Румынские теоретики образования
- Выпускники Университета Александру Иоана Куза
- Академический состав Университета Александру Иоана Кузы
- Академический состав Бухарестского университета
- Деканы (академические)
- Члены-корреспонденты Румынской Академии
- Критики марксизма
- Рыцари Ордена Короны (Румыния)
- Румынские академические администраторы
- Администрация румынской больницы
- эссеисты 20-го века
- Румынские эссеисты
- Румынские переводчики
- Переводчики 20-го века
- Англо-румынские переводчики
- Немецко-румынские переводчики
- Основатели румынского журнала
- Румынские писатели-медики
- Румынские научные писатели
- Румынские писатели-путешественники
- Авторы правды
- Румынский народ Первой мировой войны
- Румынский народ Второй мировой войны
- Румынские христианские социалисты
- Теистические эволюционисты
- Антифашисты
- Румынские антикоммунисты
- Люди из уезда Васлуй
- Члены Румынской Православной Церкви
- Восточно-православные социалисты
- Румынские дневники XX века