Фрэнсис Райнер
Франциско Джозеф Райнер | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 4 августа 1944 г. | (69 лет)
Национальность | румынский |
Альма-матер | Университет Бухареста |
Известный | основание румынской анатомической и антропологической школ |
Супруг | Марта Транку-Райнер |
Научная карьера | |
Поля | |
Учреждения | |
Научные консультанты | Виктор Бэбс |
Известные студенты | Георге Брэтеску , Винтила Чокалтеу , Залман Ягнов , Бенедикт М. Менкеш , Штефан Милку , Джордж Эмиль Паладе , Григоре Т. Попа , Альфред Тейтель , Ион Цурай |
Подпись | |
Франциск Иосиф Райнер (28 декабря 1874 - 4 августа 1944) был австро-венгерского происхождения румынским патологом, физиологом и антропологом . Выходец из семьи иммигрантов, он рано получил признание за свою экспериментальную работу в области анатомии и помог реформировать румынскую медицинскую науку. Большую часть своей юности он провел, изучая анатомическую патологию и различные области естествознания , приобретая непосредственный опыт работы микробиологом, хирургом и военным врачом. Занимая преподавательские должности в Яссском и Бухарестском университетах , где он основал специализированные секции, Райнер стал известным пропагандистом науки и новатором в своей области. Он особенно поддерживал и ввел анатомическое изучение «функциональных структур» и был особенно озабочен вопросами, касающимися онтогенеза и кинезиологии . Оказав интеллектуальное влияние на несколько поколений врачей, его женой была Марта Транку-Райнер , первая женщина-хирург в Румынии.
Помимо своего экспериментального подхода, Райнера помнят как талантливого педагога и оратора, который публично выступал в защиту своих социальных и культурных идеалов. Поносимый крайне правыми за его левую позицию, он смешал прогрессизм с генетическим детерминизмом и, хотя и был адептом евгеники , осуждал научный расизм . В частности, он принимал участие в Дмитрия Густи проекте по сельской социологии , внося антропологические данные о нескольких изолированных деревнях на склонах Карпат . Еще при жизни Райнер собрал большую коллекцию черепов и скелетов, которая стала центральным экспонатом его бухарестского отдела антропологии.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Франциск Райнер был уроженцем города Рогозна , недалеко от Черновиц , на , находившейся под властью Австрии Буковине . Его родители были лютеранами , но крестили сына католиком . [1] Его отец, Густав Адольф Игнац Райнер, эмигрировал в Румынское Старое Королевство в качестве сотрудника компании Струсберг , построившей Бухарест — Джурджу первую в стране железную дорогу . Оставшись там, он получил должность в администрации национальной железнодорожной компании . [2] Его мать Мария (или Ана) происходила из духовной семьи. [1] и была домохозяйкой. [3] Начальное образование мальчик получил дома у родителей, позже посещал среднюю школу Святого Саввы в Бухаресте. Среди учителей, которые особенно помогли, был Сабба Штефанеску, преподаватель естественных наук. [4] Райнер много читал, изучал латынь и древнегреческий язык и увлекся литературными произведениями Гете и философией Артура Шопенгауэра . Он постепенно отказался от влияния последнего, когда открыл Гераклита , Эрнста Геккеля и классическую материалистическую мысль. [5] Такие работы отвлекли его от первоначальной цели стать католическим миссионером . [3]
В 1892 году он поступил на медицинский факультет Бухарестского университета. Еще будучи студентом, Райнер получил важные задания от профессора своей гистологической лаборатории. В 1896 году он был назначен младшим ассистентом в медицинской клинике больницы Кольцеа ; он оставался там почти два десятилетия. [6] В это время, обеспокоенный «великими проблемами Космоса», он наложил на себя строгую программу обучения и упражнений (включая езду на велосипеде, альпинизм и фехтование ). [7] Хотя Райнер изо всех сил пытался свести концы с концами, он углубил свои анатомические исследования, внимательно изучая морфологию человека и экспериментируя с методами исследования во время вскрытий , основав Румынское анатомическое общество с целью обмена результатами. [8] Он также посещал лекции Анхеля Салиньи по химии в Школе Бриджеса , работал химиком в лаборатории Константина Истрати , затем патологоанатомом в Ветеринарной школе . [9] Он перемещался между Колцеей, Филаретом и школой помощников хирургов, принимая участие в кампании против туберкулеза . [10] Летом 1900 и 1901 годов он принимал участие в антихолерной кампании в дельте Дуная , что также позволило ему изучить местную флору и фауну. [11]
В 1903 году он защитил докторскую диссертацию по теме особой формы цирроза печени . Проведя многочисленные вскрытия в больнице, он сам сделал оригинальное открытие; По окончании дебатов диссертационной комиссии двое ее членов, д-р Стойческу из Кольцеа и Виктор Бабеш , передали Райнеру коллегиальное приветствие. [1] Помимо этой пары, его профессорами были Александру Обрегия , Николае Калиндеру , Тома Ионеску , Георге Маринеску , Иоан Кантакузино и Мина Миновичи . [12] Также в 1903 году Райнер, недавно натурализованный румын , женился на Марте Транку , румынском враче армянского происхождения, которая работала с ним в Колцеа. [13] Они интенсивно переписывались на научные и культурные темы, прежде чем у них завязались романтические отношения. [14] После завершения учебы Марта стала первой женщиной-хирургом в Румынии. [15] Их единственный ребенок, дочь София, родилась в мае 1904 года. [13] [16]
За этот период Райнер дважды посетил Германию . Первый, в 1906 году, включал работу в Берлинском в университете имени Фредерика Вильяма лабораториях Федора Краузе и Оскара Гертвига , а также изучение эмбриологии и сравнительной анатомии . Его эксперименты на животных были в первую очередь сосредоточены на процессе окостенения . В анатомическом институте под руководством Генриха Вильгельма Вальдейера он анализировал мозг лиц, принадлежащих к разным расам. [17] Второй визит, состоявшийся в 1911 году, включал посещение Немецкого музея гигиены в Дрездене , анатомического института Йенского университета и Лейпцига . Ближе к завершению поездки, находясь в Веймаре , он посетил дом Гете . [18]
Яссская карьера и Первая мировая война
[ редактировать ]По возвращении в 1912 году Райнер стал доцентом в Бухаресте. [1] В следующем году по рекомендации Константина Иона Паргона [19] он стал заведующим кафедрой анатомии медицинского факультета Ясского университета. Вскоре после назначения, с началом Второй Балканской войны , он был мобилизован в медицинскую службу Сухопутных войск Румынии . Ему едва удалось спастись, когда его автомобиль упал с понтонного моста в Никополе . [20] По возвращении он занялся организацией своего отделения в Яссах, поставляя профессорско-преподавательскому составу микроскопы, микротомы, термостаты, коллекции журналов и проектор. [21] Между тем, в этот период он занимался научными публикациями, входил в редакционную коллегию Spitalul , писал для Румынии Medicală , а в 1911 году помогал основать парижский журнал Annales de Biologie . [22]
По словам самой Марты Райнер, переезд ее мужа в Яссы в возрасте сорока лет ознаменовал конец «затянувшегося подросткового возраста», поставив Райнера на путь профессионального успеха. [23] Как отмечал сам Райнер, преподавание было главной обязанностью: «Я всегда придерживался убеждения, что нет такого великого чувства, такой обширной и глубокой мысли, которые не могли бы достучаться до молодых умов и сердец». [24] Он поставил перед собой цель ответить на некоторые «великие проблемы человечества» «длительными действиями по укреплению моего духа». [25] В своих университетских лекциях Райнер учил, что целью медицинской науки является прогресс человечества, «чтобы мы всегда могли достичь чего-то более высокого». [26] Он также считал, что «каждый из нас должен обществу больше, чем общество должно нам». [27]
Находясь в Яссах, Райнер присоединился к левому литературному кружку, сформировавшемуся вокруг журнала Viata Românească , для которого он писал заметки по медицинской науке. [28] Он подружился со старейшиной группы Гарабетом Ибраиляну , которого лечил от проблем с легкими. Райнер убедил Ибраиляну, двоюродного брата Марты, [29] проводить курсы румынского языка и литературы два вечера в неделю для студентов-медиков. Его намерением было развивать культурных врачей, и студенты слушали лекции Михаила Садовяну , Джордже Топырчану и Титу Майореску . [30] Он также водил их на экскурсии на природу, чтобы они могли наблюдать биологические явления за пределами лаборатории. [31] Сам Райнер после 1914 года много путешествовал: среди его первых поездок был рабочий визит в Одона де Буэна океанографический институт в Пальма-де-Майорка . [32]
В 1916 году, после вступления Румынии в Первую мировую войну , Райнер вернулся в Бухарест и воссоединился с Мартой, будучи призванным на медицинскую службу в звании полковника. [33] Во время контрнаступления 1916 года Райнерс открыли хирургические отделения в госпиталях, которые были переполнены ранеными в результате битвы при Туртукая и атаки дирижабля на Бухарест. [34] Позже, во время оккупации Бухареста центральными державами , Франциск Райнер открыл временные больницы в школах. Он продолжал преподавать под немецкой администрацией, чтобы его ученики не пропустили ни года, но был также обязан вести отдельные курсы для немецких студентов. Ему удалось помешать оккупационным властям реквизировать имущество факультета. [35] Считавшиеся политическими подозреваемыми, Райнеры были выбраны для интернирования в Болгарии , но их спасло вмешательство Миновича от его имени. [36] Марта Райнер, которая руководила военными госпиталями, организовала бригады хирургов, чтобы помочь справиться с гуманитарным кризисом, и работала без перерыва в чрезвычайно холодную зиму 1917–1918 годов. [37]
После выхода Румынии из войны Райнер возобновил контакты с румынскими врачами, оказавшимися на незанятой территории. Его работа в области экспериментальной хирургии во время войны привлекала молодых мужчин и женщин, в том числе некоторых из его бывших студентов в Яссах. В их число входил Григоре Т. Попа , который был выбран в постоянную команду Райнера в 1918 году. [38] Другими первыми участниками были Флорика Чернатеску (невеста Попы) и Илие Т. Рига. [39] К концу 1918 года Райнер задумал реформу образования, стремясь сжать теоретические аспекты и «рутинную» работу, одновременно предоставляя студентам как можно больше лабораторного опыта. Его идеи были со скептицизмом восприняты физиологом Иоанном Афанасиу , который стоял за классический подход. [40]
В 1919 году Райнер на некоторое время вернулся к преподаванию в Яссах, где возобновил и свою деятельность по борьбе с туберкулезом. [41] После того, как ноябрьское перемирие ознаменовало возвращение к миру во всем мире, Райнеру пришлось отражать обвинения и гневные студенческие демонстрации, утверждая, что он был перебежчиком и пособником немцев. В 1919 году комиссия по расследованию очистила его имя, отметив, что он проявил «абсолютную лояльность» законному румынскому правительству. [42] Он сам поручился за свою коллегу Екатерину Арборе , арестованную за ее революционно-социалистическую воинственность. [43] После того, как всеобщую забастовку 1920 года власти разогнали , Райнер входил в состав следственной комиссии, которая установила, что организатор профсоюзов Гершку Аронеану был избит до смерти. [44]
Создание Бухарестской школы анатомии
[ редактировать ]В 1920 году Райнер поступил на работу на новый факультет анатомии и эмбриологии, созданный в Бухарестском университете. Страдая глухотой, вызванной длительным воздействием формальдегида , он продолжал работать в том же темпе, но был заметно отстранен от общественной жизни. [45] Когда Райнер пришел к власти, секция анатомии существовала только номинально. Райнер лично взял на себя ответственность за его обустройство, в конце концов собрав большую коллекцию черепов и полных скелетов, заслужившую уважение западных коллег, таких как Эжен Питтар , [46] Карлтон С. Кун , Анри Виктор Валлуа и Курт Варнекрос . [47] Его поддержал его преданный ученик и крестник, эндокринолог Штефан Мильку (в конце концов он покинул команду Райнера в 1932 году после того, как у него развилась аллергия на формальдегид). [48] Другими важными фигурами среди учеников и сотрудников Райнера были Джордж Эмиль Паладе. [49] [50] и Винтила Чокалтеу , [51] отличились за свою работу в США. В различные периоды в команду также входили хирург Ион Цурай , фармаколог Альфред Тейтель , эмбриолог Бенедикт М. Менкеш и анатом Залман Ягнов . [50] [52]
После своего переезда Райнер начал расширять сферу своего вклада и передал своим ученикам особый взгляд на науку, решительно материалистический, рационалистический и антиметафизический . [53] В частности, Райнер отвергал интуиционизм Анри Бергсона , пользовавшийся всплеском популярности. [54] Среди его интеллектуальных героев и образцов исследователей были Клод Бернар , Рудольф Вирхов и особенно Гете. [55] Врач и левый политический деятель Ион Витнер пишет, что понимание Райнером человеческого тела, находящееся под сильным влиянием работ Вильгельма Ру , было сосредоточено на «жизни», «движении», «функции» и, в конечном итоге, « онтогенезе », а не о «статическом каталоге» анатомии XIX века. [56]
Это мировоззрение просочилось в исследования Райнера, предполагавшего существование «точной генетической программы» соматического развития человека . [57] Свое внимание он сосредоточил на соотношении деятельности различных органов и понимании их как «функциональных структур». [58] Это помогло ему и его ученикам сделать новаторские открытия в таких областях, как твердая мозговая оболочка , черепные нервы , латеральные аортальные лимфатические узлы и гипофизарная портальная система . [59] В своем исследовании спондилопатии Райнер лично задокументировал наличие артрита в атланте . [60]
Врач И. Шпильман с восхищением описывает Райнера как « полигистора » со «страстным представлением о том, что такое истина». [61] По словам студента, историка медицины Георге Брэтеску , Райнер был выдающимся педагогом и оратором, чьи уроки анатомии были очень вдохновляющими, но чье пренебрежение своим публичным появлением могло оттолкнуть молодежь. [62] Он пишет: «Показав нам, что медицинская наука — это наука наблюдения, но на практике она предполагает непрерывные эксперименты, и почему это скорее ремесло, требующее медицинского инстинкта, Райнер предоставил нам единственную эффективную меру для ее поддержания: непрерывное самообследование». [63] Витнер также отметил предпочтение Райнера устной речи, объяснив это «чрезвычайным страхом перед письменным словом». [64] Между тем другие специалисты отвергли идеи и подход Райнера. По словам анатома Виктора Папилиана (которого Райнер назвал плагиатором), школа Райнера была «бесплодной и завистливой школой» самопровозглашенных «гениев». По словам Папилиана, Райнер свободно переключался между предметами, выходящими за пределы его компетенции, включая палеонтологию Леонардо да Винчи и новейшие открытия в астрономии. [65]
Несмотря на его постепенное отстранение от общественной жизни, Райнер постепенно стал известен как публичный интеллектуал. Помимо работы в университете, он снова работал с Viata Românească и с 1920 года был одним из попечителей журнала. [66] Преподавал кинезиологию в Институте физкультуры и художественную анатомию в Школе изящных искусств . [67] Его лекции по антропологии, проводимые Институтом физического воспитания с 1923 года, считаются старейшей формой антропологического образования в Румынии. [68] Также в том же году Райнер внес заметный вклад в биологическую антропологию , опубликовав свои находки о средневековых княжеских останках, раскопанных в Куртя-де-Арджеш . [69] Он проводил и другие подобные исследования румынского прошлого, включая краниометрию и Михаила Храброго описание древних гробниц, раскопанных в Турну-Северине . [70]
Продолжая свою карьеру в больницах Бухареста, Марта позже была личным врачом Елены Греческой , жены короля Румынии Карола II . [71] В личной жизни Райнеры испытали разочарование: получив образование в Румынии, София Райнер уехала в Англию, чтобы поступать в Бристольский университет ; она отдалилась от семьи после замужества с англичанином Арчибальдом Филипом Лэнгом Гордоном. [37]
Биологическая антропология
[ редактировать ]Взгляды Райнера в конечном итоге поставили его в противоречие с зарождающимся крайне правым и антисемитским движением 1920-х годов. В то время, когда базирующаяся в Яссах Лига национальной христианской защиты (LANC), стремящаяся изгнать евреев из румынских университетов, набирала обороты в Бухаресте, студент назвал Райнера евреем и выступил с заявлениями, отрицающими заслуги его стипендии. [65] По словам Витнера, Райнер был диаметральной противоположностью своего соперника из Ясс, расиста и члена LANC Николае Паулеску , который выступал за «темный и отсталый сциентизм ». [72] Витнер также вспоминает, что ультраправые даже стреляли в Райнера, чтобы он больше не популяризировал свои «демократические убеждения». [73] Некоторое время Райнер находился под постоянной охраной жандармской охраны. [65]
Тем не менее, Райнер сам был активным сторонником « наследственного детерминизма » и евгеники , которые он считал краеугольным камнем политики социального обеспечения. [74] Как он выразился: «В красочной массе генов, несущих те характеристики, которые мы унаследовали от наших предшественников, можно найти заложенные [...] даже сами наши человеческие судьбы». [7] Убежденный физиогномист , [75] он считал, что «только на фенотип могут в определенной степени влиять наше окружение и наше образование». [7] В июне 1929 года газета «Адевэрул» опубликовала одно из критических эссе Райнера о земельной реформе 1923 года . В нем Райнер утверждал, что система перераспределения земель оказалась игнорированной евгенических и биополитических принципов. [76] Тем не менее, как предполагают читатели его работ, Райнер помог сохранить баланс в антропологии, также изучая факторы окружающей среды , ставя тем самым под сомнение идеологическое превосходство научного расизма . [77]
В 1920-х и начале 30-х годов Райнер часто впадал в депрессию, считая, что его вклад в медицинскую науку в значительной степени незначителен. [78] Он также был расстроен тем, что различные его ученики, в том числе Даниэль Даниэлополу , больше не признавали его в своих трактатах о «науке жизни», что казалось ему случаем плагиата . [79] Он делил свое время между Бухарестом и курортом Кейя , где ему принадлежал небольшой участок земли. [80]
Впоследствии Райнер в основном сосредоточился на антропологической работе и популяризации антропологической науки. Наряду с такими социологами, как Димитри Густи , Анри Х. Шталь , Сабин Мануила , Мирча Вулканеску и Ксения Коста-Фору , он входил в преподавательский состав частной школы Ветурии Мануилэ, где читал лекции по анатомии женским классам, готовившимся к карьера в социальных службах. [81] Между 1928 и 1932 годами Райнер также участвовал в Густи по сельской социологии проекте в Карпатах . Присоединившись к команде Густи в качестве антропометриста , он заслужил признание научного сообщества своего времени благодаря Enquêtes anthropologiques dans trois Villages roumains des Carpathes («Антропологические запросы в трех румынских деревнях Карпат»). [82] Опубликованный в 1937 году, он остается одним из четырех отзывов, написанных членами команды Густи. [83]
Находясь в Нереджу , Дрэгуше и Фунду Молдове , он расширил канон антропометрии, начал регистрировать группу крови , исследовал наличие и распространение сифилиса , а также оказывал крестьянам бесплатные медицинские консультации. [84] Райнер и его специализированное подразделение, в том числе специалисты по социальной гигиене , задокументировали ужасные условия сельской жизни. В Фунду Молдовей, где некоторые деревни были полностью отрезаны от внешнего мира, Райнер обнаружил, что до 50% его образцов показали заражение сифилисом, что вынудило его раздать запасы неосальварсана . [85] Шталь, который подружился с Райнером в Fundu Moldovei, вспоминает, что заявленной целью визита Райнера была попытка соединить физиологию и социологию: «он еще не понимал, в чем может заключаться эта связь, но любое исследование должно проводиться строго, чтобы кто знает, может прийти другое поколение, более опытное, чем мы, и использовать его». [86]
Антропометрическая работа Райнера, в которой для постоянного учета использовались крестьянские фотографии, большей частью сделанные Мильку. [87] остается проблемным аспектом социологии Густиана. Как отмечает историк культуры З. Орнеа (по воспоминаниям Шталя), Райнер «невозмутимо проводил свои антропометрические исследования, хотя он не был адептом расовой науки и понятия не имел, что такое антропометрия и химия крови [...] И все же великий профессор гистологии ежегодно возвращался в деревни, которые изучали монографические группы, и проводил это исследование без цели и без окончательности». [88] Антрополог Винтилэ Михайлеску также отмечает, что сочетание социологии Густи и физической антропологии Райнера было «домашней этнологией », «самореферентной» и «предвзятой», но, тем не менее, «важным инструментом» для более поздней культурной антропологии. [89]
Райнер также совершал частые поездки в Западную Европу и на Балканы . В 1930 году он находился в Швеции , присутствовал на Физиологическом конгрессе в качестве делегата Института физического воспитания и посетил Институт расовой биологии . [90] В 1931 и 1933 годах он был в Греции вместе со скульптором Маком Константинеску , собирая материал о художественных изображениях людей в микенский период . [91] В 1935 году он читал лекции в румынском Атенеуме о связях между платонизмом и современной наукой, и его представил там зоолог Константин Кирицеску (одна из нескольких популяризирующих конференций, которые Райнер проводил в Атенеуме, Даллес-холле и в различных провинциальных городах). [92] Он держал свою депрессию под контролем, совершая поездки в Турцию, а затем снова в Грецию, где посвятил себя изучению обычаев и классического искусства. [93] По возвращении Райнер открыл свою коллекцию костей для публики в качестве постоянного музея во время Бухарестского международного конгресса антропологии и доисторической археологии в 1937 году. Она насчитывала около 6000 костных реликвий и слепков. [94]
Последние годы
[ редактировать ]Своей деятельностью в академических кругах Райнер выступал против кумовства , публично выступая против произвольных назначений в преподавании и разрушая свои отношения с истеблишментом. [95] В то время, когда румынская школа антропологии делилась между центристами и сторонниками фашистской « Железной гвардии» , [88] [96] он снова столкнулся с крайне правыми. Райнер был против фашистской молодежи, члены которой выступали за академическую цензуру в его университетской программе. Во время одного из таких инцидентов в начале 1938 года Райнер неподвижно стоял за своим столом, пока некоторые из его фашистских учеников, в том числе сын художника Николае Тоница , [50] зажгли петарды и швырнули в его сторону яйца. Однако он отказался просить о санкциях против них и в конце концов получил от них письмо с извинениями. [97]
После 1939 года, хотя Румыния формально присоединилась к нацистской Германии , Райнер выступил против нацистской расовой науки . В своих публичных лекциях он отверг утверждение нацистов о том, что головные указатели являются хорошим предиктором интеллекта. [98] Его опубликованные тексты, которые историк Адриан Маджуру считал «смелыми», принимали идею расы, но отрицали концепцию «чистой расы», отвергали научные утверждения арийства и утверждали, что европейская цивилизация обязана своим существованием семитским народам . [99] По мнению Райнера, расы были скорее фенотипическими изолятами только одного вида, homo sapiens recens , одного и того же генетического возраста; не существовало никакой расовой иерархии. [100]
В 1940 году, в разгар Второй мировой войны , Райнер помог основать антропологический исследовательский центр, почетным директором которого он был до самой смерти. [101] [102] В том же году он и его организация были приняты во Французское доисторическое общество. [103] В 1941 году, после вступления Румынии вместе с Германией в войну против Советского Союза , Райнер добился освобождения своей бригады врачей от призыва на военную службу. [50]
Позже в том же году Райнер ушел из преподавания, достигнув предельного возраста. Студенты потребовали и добились, чтобы ему разрешили читать дополнительные лекции по общим вопросам и биологии человека, несмотря на проблемную глухоту Райнера. [50] [104] Тем временем Г.Т. Попа, который продолжал анатомическую работу Райнера в Яссах между 1928 и 1942 годами, занял его кафедру в Бухаресте. [105] Напряженность между Попой и его наставником уже проявлялась публично. [106] при этом Попа парировал обвинения в том, что он взял на себя ответственность за работу Райнера над гипофизарной портальной системой . [107]
В мае 1943 года Райнер стал почётным членом Румынской академии . [108] Он продолжал публиковать антропологические материалы, в том числе описание 1942 года (в с Ионом Т. Симионеску соавторстве ) Чокловинского черепа , первой такой палеолитической находки на румынской земле. [109] Он также внес главу о «живом веществе» в синтез Виктора Вылковичи 1943 года « Materia şi viaa» («Материя и жизнь»). [110] Он по-прежнему оставался ярым противником нацистского режима. Поддерживая философскую переписку с медиевистом Альфонсом Дюпроном , который застрял в оккупированной Франции , он описал нацистскую эпоху как «империю страданий», подтвердив свою убежденность в «будущем человечества». [111] Он был среди тех, кто подписал письмо протеста, адресованное диктатору Иону Антонеску , в котором ставилось под сомнение участие Румынии в антисоветской войне. [112]
В те же месяцы Райнер диагностировал у себя рак легких , что стало еще одним вероятным следствием его длительного воздействия паров формальдегида. [108] Он пытался скрыть это от жены и друзей, утверждая, что его проблема — всего лишь случай пареза . [113] Его дом едва не пострадал во время бомбардировки в апреле 1944 года , и ему пришлось переехать в дом бывшего помощника Иона Цураи . Позже его перевели в больницу № 303, где у него появились метастазы в мозг. [114]
Райнер попросил, чтобы его перевели в его таунхаус, где он и умер утром 4 августа 1944 года. Он предсказал точное время своей смерти и написал точные инструкции по бальзамированию своего тела . [115] Это произошло всего за девятнадцать дней до дворцового переворота , положившего конец союзу Румынии с державами оси . С началом советской оккупации левая позиция Райнера была подчеркнута в его официальных поминках. Брэтеску, который также был активистом коммунистической молодежи , опубликовал такие почести в газете Tribuna Poporului и рассказал о Райнере в Студенческом обществе. [116] В последнем обращении он подчеркнул, что Райнер был антифашистом и читателем политических произведений Иосифа Сталина . [117]
Наследие
[ редактировать ]Райнер в целом пользовался большим уважением со стороны коммунистического режима , существовавшего в Румынии до революции 1989 года . Его тексты о науке и обществе были собраны и сохранены вопреки последнему желанию Райнера сжечь их все. [66] Некоторые из них были опубликованы в первых выпусках журнала Contemporanul Review за сентябрь 1946 года. [118] В 1948 году корпус был опубликован академией в четырех томах вместе с критическими эссе и мемуарами под редакцией Марты Райнер и Михаила Севастоса . [119] Однако его антропологический музей, закрепленный за Попой, а затем за Милку, был плохо укомплектован коммунистическими руководителями и подлежал закрытию. Коммунистические руководители, такие как Михаил Роллер, подозревали, что Райнер создал антропологический исследовательский центр для пропаганды расизма, но Милку смог убедить их в обратном и даже получил средства для антропологического исследования румынского этногенеза . [120] Несмотря на другие политические препятствия и коммунистическое неприятие антропологии как «абстрактной интеллектуальной игры», культурный антрополог Василе Карамеля смог получить разрешение на дальнейшие исследования и расширил вклад института в социальные науки. [121]
Биография Райнера была опубликована Илие Т. Рига, 1966 год, Editura ştiințifică . Это открыло публике проблески дневников Райнера, которые сохранила Марта Райнер. [122] Другой панегирик, подписанный Т. Энэческу, увидел печать в академическом журнале «Антропологические исследования и исследования» в 1970 году. [123] В 1979 году в Editura Eminescu Брэтеску и Михай Нягу Басараб опубликовали дневники и письма Райнера, которые были встречены с большим интересом интеллектуальным сообществом, в том числе Гео Богза , Константином Нойкой и Николае Стейнхардтом . [124] но с меньшим энтузиазмом со стороны широкой публики. Как позже заметил Брэтеску, постоянные читатели сочли мысли Райнера о «связности Космоса» «претенциозными банальностями». [125]
Райнер продолжал пользоваться большим уважением после революции, когда был пролит свет на различные другие аспекты его работы. Выставка его коллекции черепов в 2001 году в Galeria Catacomba стала целью вновь представить его работы культурным кругам того времени. [126] Антропологический центр, который помог создать Райнер, был переименован в его честь в 2007 году. [101] улица в районе Котрочень Его именем также названа в Бухаресте.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Замфиреску, стр.155
- ^ Рига и Калин, стр. 21–22; Замфиреску, стр.155
- ^ Перейти обратно: а б Рига и Калин, стр.22
- ^ Рига и Калин, стр. 23–24; Замфиреску, стр.155
- ^ Рига и Калин, стр. 16–18, 22–26, 40, 121.
- ^ Маджуру, стр. 281–282; Рига и Калин, стр. 24, 28–32, 177; Замфиреску, стр.155
- ^ Перейти обратно: а б с Расширенный, стр. 282
- ^ Рига и Калин, стр. 29–32, 38–39, 137.
- ^ Рига и Калин, стр. 33, 35.
- ^ Рига и Калин, стр. 36, 177.
- ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр.35
- ^ Хигану, стр.157; Рига и Калин, стр. 24, 26–28, 35, 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Анаис Нерсесян, «Личность румынской медицины. Доктор Марта Транку Райнер (1)», в Арарате , №2/2006, стр.4.
- ^ Рига и Калин, стр. 32–34.
- ^ Николае Йорга , Переписка , т.3, стр.143. Издательство «Минерва» , Бухарест, 1991 г., ISBN 978-973210-168-1 ; Рига и Калин, стр. 31–34, 35–36.
- ^ Рига и Калин, стр. 35–36.
- ^ Рига и Калин, стр. 37–38, 107, 109; Хигану, с.158
- ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр. 39–40.
- ^ Рига и Калин, стр.46.
- ^ Рига и Калин, стр.47.
- ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр.47
- ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр.39
- ^ Вперед, стр.281.
- ^ Маджуру, стр. 281; Рига и Калин, стр.93
- ^ Рига и Калин, стр. 47–48.
- ^ Свидетели, стр.104.
- ^ Маджуру, стр. 288; Рига и Калин, стр. 90–91.
- ^ Рига и Калин, стр. 62–63.
- ^ Рига и Калин, стр. 60–61.
- ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр. 61–62.
- ^ Хигану, стр.158
- ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр.64
- ^ Рига и Калин, стр.67.
- ^ Хигану, стр. 158–159; Рига и Калин, стр. 65–67.
- ^ Хигану, стр. 158–159; Рига и Калин, стр. 68–70.
- ^ Рига и Калин, стр. 69, 72.
- ^ Перейти обратно: а б Анаис Нерсесян, «Личность румынской медицины. Доктор Марта Транку Райнер (3)», в Арарате , №4/2006, стр.6
- ^ Хигану, стр.159; Попа, стр. 230; Рига и Калин, стр. 69–70.
- ^ Рига и Калин, стр. 69–70, 180.
- ^ Рига и Калин, стр. 111–113.
- ^ Рига и Калин, стр. 72–75.
- ^ Рига и Калин, стр. 70–71.
- ^ Рига и Калин, стр.73.
- ^ Рига и Калин, стр. 74–75.
- ^ Рига и Калин, стр. 19–20.
- ^ Хэппи, стр.78
- ^ Рига и Калин, стр. 85–86, 150–151.
- ^ Бэлэчану-Стольничи, стр. 11–12, 13.
- ^ Рига и Калин, стр.19, 186.
- ^ Перейти обратно: а б с д и (на румынском языке) Михай Нягу Басараб, «Доктор Наталья Нягу». Архивировано 6 октября 2014 г. в Wayback Machine , на Viata Medicală , № 3/2013.
- ^ (на румынском языке) CD Зелетин, «Vintila Ciocâlteu» , в «Литературной Румынии» , № 6/2002.
- ^ Рига и Калин, стр. 19, 129–130, 185–186; (на румынском языке) Франциск Шнайдер, «Evocări Timişorene» , в Realitatea Evreiască , n.360–361/2011, стр. 4
- ^ Брэтеску, стр. 102, 154; Рига и Калин, стр. 16–18, 43–46, 81–82, 90–93, 96–97, 110, 156–192; Витнер, стр. 101–102, 105–106.
- ^ Свидетели, стр.107.
- ^ Маджуру, стр. 287, 289; Рига и Калин, стр. 16, 18, 64, 110, 113, 122–123, 125–128, 131–132, 178.
- ^ Витнер, стр. 102–104. См. также Бэлэчану-Стольники, стр. 13; Маджуру, стр. 285; Рига и Калин, стр. 83–84, 103, 106–139.
- ^ Бэлэчану-Стольники, стр.13
- ^ Маджуру, стр.285; Рига и Кэлин, стр. 129–139; Уитнер, стр. 104–106.
- ^ Рига и Калин, стр. 137–139; Уитнер, стр. 104–106.
- ^ Рига и Калин, стр.138.
- ^ Вперед, стр.287
- ^ Брэтеску, стр. 74, 95, 97, 98, 101, 154, 285.
- ^ Брэтеску, стр.95
- ^ Свидетели, стр. 100–101.
- ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Ричард Константинеску, «Григоре Т. Попа и Виктор Папилян между «почетным жюри» и спорами» , в Revista Medicală Română , № 1/2011, стр. 39
- ^ Перейти обратно: а б Рига и Калин, стр.63
- ^ Маджуру, стр. 282–283, 284–285; Рига и Калин, стр.75, 186–191.
- ^ Маджуру, стр. 282–283, 286.
- ^ Рига и Калин, стр. 84, 150.
- ^ Рига и Калин, стр.94, 150–151.
- ^ Брэтеску, стр.125
- ^ Свидетели, стр.101.
- ^ Свидетели, стр. 107–108.
- ^ Букур, стр. 78–79, 110, 293–294. См. также Маджуру, стр. 285.
- ^ Брэтеску, стр. 102–103.
- ^ Букур, стр. 78–79, 143, 327, 356.
- ^ Уитнер, стр.105; Рига и Кэлин, стр. 147–149.
- ^ Рига и Калин, стр. 76, 77, 79–80.
- ^ Рига и Калин, стр. 113–117.
- ^ Рига и Калин, стр. 190–191.
- ^ Букур, стр. 15, 238–240; Шталь, стр.190
- ^ Букур, стр. 78; Маджуру, стр. 287; Рига и Калин, стр. 87–89, 152.
- ^ Цоне, стр.64, 65.
- ^ Маджуру, стр. 286–287; Шталь, стр. 48, 68–69, 88–90, 106, 148, 175; Один, пассим
- ↑ One, стр. 66, 71–72.
- ^ Сталь, стр.89
- ^ Бэлэчану-Стольники, стр. 18, 19.
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) З. Орнеа , «Захватывающее интервью с Его Величеством Сталем». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , № 23/2001.
- ^ Михайлеску, стр. 210–211.
- ^ Рига и Калин, стр. 75–76, 189–190.
- ^ Хигану, стр.159; Рига и Калин, стр.76
- ^ Рига и Калин, стр. 15, 16, 90–94.
- ^ Рига и Калин, стр. 76–78.
- ^ Маджуру, с. См. также Riga & Călin, стр. 84–8.
- ^ Рига и Калин, стр.79-80.
- ^ Шталь, стр. 23, 143–144, 157, 185, 214–221, 299–300, 313–315, 332–333.
- ^ Рига и Калин, стр. 80–81.
- ^ Бэлэчану-Стольники, стр.16
- ^ Маджуру, с. См. также Riga & Călin, стр. 89, 145–1.
- ^ Рига и Калин, стр. 145–147.
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) История. Архивировано 11 ноября 2013 г. на сайте Wayback Machine Института антропологии имени Франциска И. Райнера Румынской академии.
- ^ Хигану, стр.159; Маджуру, стр. 286; Михайлеску, стр. 210–211; Рига и Калин, стр. 84–87, 140.
- ^ «Совет директоров на 1940 и 1941 годы», в Bulletin de la Société Préhistoire de France , 38, № 1–2/1941, стр. 4.
- ^ Брэтеску, стр. 101–103, 106, 113–116; Рига и Калин, стр.91
- ^ Хигану, стр. 160–161.
- ^ Бэлэчану-Стольники, стр.18; Брэтеску, стр.105
- ^ Попа, пассим ; Рига и Калин, стр.138
- ^ Перейти обратно: а б Рига и Калин, стр.99
- ^ Думитру Берчу , «Примечания. Брат Райнер и И. Симионеску, Sur le premier crâne d'homme paléolithique trouvé en Roumanie », в Revista Istorică , № 7–12/1943, стр. 297–298; Рига и Калин, стр. 144, 150.
- ^ Н. Барбулеску, «Хроники. Материя и жизнь », в Гандирее , № 4–5/1944, стр. 239; Рига и Калин, стр.195
- ^ Рига и Калин, стр.96.
- ^ Рига и Калин, стр.18.
- ^ Рига и Калин, стр. 99–100.
- ^ Рига и Калин, стр.100.
- ^ Рига и Калин, стр. 100, 101.
- ^ Брэтеску, стр. 122–124, 134.
- ^ Брэтеску, стр.134
- ^ Иоан Лакуста , «В Бухаресте, 50 лет назад», в журнале Magazin Istoric , сентябрь 1996 г., стр.31.
- ^ Витнер, стр.100. См. также Riga & Călin, стр. 5–6, 14–15.
- ^ Бэлэчану-Стольничи, стр. 15–16.
- ^ Михайлеску, стр.212.
- ^ Рига и Калин, стр. 5–6.
- ^ Брэтеску, стр.318
- ^ Брэтеску, стр. 343, 365.
- ^ Брэтеску, стр.344
- ^ (на румынском языке) Павел Шусарэ , «Un patrimoniu de scăfîrlii». Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , № 9/2001.
Ссылки
[ редактировать ]- Константин Бэлэчану-Стольнич , «Штефан Милку, модель», в книге Андрея Козмы, Кристианы Главце, Константина Бэлэчану-Стольнич (ред.), Антропология и междисциплинарность . Издательство Никулеску , Бухарест, 2014, стр. 7 и далее. , ISBN 978-973-748-855-8
- Георге Брэтеску , Что должно было быть. Автобиографические заметки . Humanitas , Бухарест, 2003 г., ISBN 973-50-0425-9 ОСЛК 54985202
- Мария Букур , Евгеника и модернизация в межвоенной Румынии . Полиром , Яссы, 2005 г., ISBN 973-681-806-3
- М. Хигану, «Франциск Йозеф Райнер», Евгений Тырковяну, Константин Романеску, Михай Лицу (ред.), 125 лет высшего медицинского образования в Яссах . Эд гр. Т. Попа, Яссы, 2004 г., ISBN 978-973790-670-0
- Адриан Маджуру, «Райнер. Биография универсальной личности», в Revista Medicală Română , № 4/2013, стр. 281 и далее.
- Винтила Михайлеску , «Наследие «этнологии национального строительства»: Румыния», в книге Дорле Дракле, Иэна Р. Эдгара , Томаса К. Шипперса (ред.), «Истории образования европейской социальной антропологии» . Berghahn Books , Нью-Йорк и Оксфорд, 2003, с. 208 и далее. , ISBN 1-57181-905-3
- Григоре Т. Попа , «Заметки. Об открытии портальной системы гипофиза», в журнале Royal Foundations , № 1/1945, стр. 229 и далее.
- Илья Т. Рига, Георгий Калин, д-р о. И. Райнер . Научное издательство , Бухарест, 1966 г.
- Анри Х. Шталь , Воспоминания и мысли из социологических монографий старой школы . Издательство Минерва , Бухарест, 1981 г.
- Флорентина Цоне, «Восстановительные упражнения: Санитарный портрет коммуны Фундул Молдова летом 1928 года», в Трансильвании , № 11–12/2012, стр. 64 и далее.
- Ион Витнер , «Научная философия профессора Франциска Дж. Райнера», в «Исследованиях». Журнал «Наука-философия-искусство» , I, № 1/1948, стр. 100 и далее.
- Ион Замфиреску, «Отец Дж. Райнер (1874–1944)», в Revista Română de Sociologie , IX, n.1–2/1998, стр. 155 и далее.
- 1874 рождений
- 1944 смертей
- румынские анатомы
- Румынские антропологи
- Румынские микробиологи
- Румынские патологоанатомы
- румынские физиологи
- Румынские евгеники
- Физические антропологи
- Физиогномисты
- Детерминисты
- Материалисты
- Рационалисты
- Румынские теоретики образования
- Авторы правды
- Румынские дневники
- Румынские эссеисты
- Румынские научные писатели
- Румынские писатели-путешественники
- Румынские писатели на французском языке
- Выпускники Национального колледжа Святого Саввы
- Выпускники Бухарестского университета
- Академический состав Бухарестского университета
- Академический состав Университета Александру Иоана Кузы
- Почетные члены Румынской Академии
- Люди из Черновцов.
- Румынские католики
- Румынские атеисты
- Румынский народ австрийского происхождения
- Эмигранты из Австро-Венгрии в Румынию
- Натурализованные граждане Румынии
- Румынские военные врачи
- Офицеры Сухопутных войск Румынии
- Румынские военнослужащие Второй Балканской войны
- Румынские военнослужащие Первой мировой войны
- Румынский народ Второй мировой войны
- румынские социалисты
- Антифашисты
- Румынские глухие люди
- Глухие писатели
- Смертность от рака легких в Румынии
- Ученые с ограниченными возможностями
- Евгеники с ограниченными возможностями
- Австрийские евгеники