Jump to content

Фрэнсис Райнер

Франциско Джозеф Райнер
Райнер в 1914 году
Рожденный ( 1874-12-28 ) 28 декабря 1874 г.
Умер 4 августа 1944 г. ( 1944-08-04 ) (69 лет)
Национальность румынский
Альма-матер Университет Бухареста
Известный основание румынской анатомической и антропологической школ
Супруг Марта Транку-Райнер
Научная карьера
Поля
Учреждения
Научные консультанты Виктор Бэбс
Известные студенты Георге Брэтеску , Винтила Чокалтеу , Залман Ягнов , Бенедикт М. Менкеш , Штефан Милку , Джордж Эмиль Паладе , Григоре Т. Попа , Альфред Тейтель , Ион Цурай
Подпись

Франциск Иосиф Райнер (28 декабря 1874 - 4 августа 1944) был австро-венгерского происхождения румынским патологом, физиологом и антропологом . Выходец из семьи иммигрантов, он рано получил признание за свою экспериментальную работу в области анатомии и помог реформировать румынскую медицинскую науку. Большую часть своей юности он провел, изучая анатомическую патологию и различные области естествознания , приобретая непосредственный опыт работы микробиологом, хирургом и военным врачом. Занимая преподавательские должности в Яссском и Бухарестском университетах , где он основал специализированные секции, Райнер стал известным пропагандистом науки и новатором в своей области. Он особенно поддерживал и ввел анатомическое изучение «функциональных структур» и был особенно озабочен вопросами, касающимися онтогенеза и кинезиологии . Оказав интеллектуальное влияние на несколько поколений врачей, его женой была Марта Транку-Райнер , первая женщина-хирург в Румынии.

Помимо своего экспериментального подхода, Райнера помнят как талантливого педагога и оратора, который публично выступал в защиту своих социальных и культурных идеалов. Поносимый крайне правыми за его левую позицию, он смешал прогрессизм с генетическим детерминизмом и, хотя и был адептом евгеники , осуждал научный расизм . В частности, он принимал участие в Дмитрия Густи проекте по сельской социологии , внося антропологические данные о нескольких изолированных деревнях на склонах Карпат . Еще при жизни Райнер собрал большую коллекцию черепов и скелетов, которая стала центральным экспонатом его бухарестского отдела антропологии.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Франциск Райнер был уроженцем города Рогозна , недалеко от Черновиц , на , находившейся под властью Австрии Буковине . Его родители были лютеранами , но крестили сына католиком . [1] Его отец, Густав Адольф Игнац Райнер, эмигрировал в Румынское Старое Королевство в качестве сотрудника компании Струсберг , построившей Бухарест Джурджу первую в стране железную дорогу . Оставшись там, он получил должность в администрации национальной железнодорожной компании . [2] Его мать Мария (или Ана) происходила из духовной семьи. [1] и была домохозяйкой. [3] Начальное образование мальчик получил дома у родителей, позже посещал среднюю школу Святого Саввы в Бухаресте. Среди учителей, которые особенно помогли, был Сабба Штефанеску, преподаватель естественных наук. [4] Райнер много читал, изучал латынь и древнегреческий язык и увлекся литературными произведениями Гете и философией Артура Шопенгауэра . Он постепенно отказался от влияния последнего, когда открыл Гераклита , Эрнста Геккеля и классическую материалистическую мысль. [5] Такие работы отвлекли его от первоначальной цели стать католическим миссионером . [3]

В 1892 году он поступил на медицинский факультет Бухарестского университета. Еще будучи студентом, Райнер получил важные задания от профессора своей гистологической лаборатории. В 1896 году он был назначен младшим ассистентом в медицинской клинике больницы Кольцеа [ ro ] ; он оставался там почти два десятилетия. [6] В это время, обеспокоенный «великими проблемами Космоса», он наложил на себя строгую программу обучения и упражнений (включая езду на велосипеде, альпинизм и фехтование ). [7] Хотя Райнер изо всех сил пытался свести концы с концами, он углубил свои анатомические исследования, внимательно изучая морфологию человека и экспериментируя с методами исследования во время вскрытий , основав Румынское анатомическое общество с целью обмена результатами. [8] Он также посещал лекции Анхеля Салиньи по химии в Школе Бриджеса , работал химиком в лаборатории Константина Истрати , затем патологоанатомом в Ветеринарной школе . [9] Он перемещался между Колцеей, Филаретом [ ro ] и школой помощников хирургов, принимая участие в кампании против туберкулеза . [10] Летом 1900 и 1901 годов он принимал участие в антихолерной кампании в дельте Дуная , что также позволило ему изучить местную флору и фауну. [11]

В 1903 году он защитил докторскую диссертацию по теме особой формы цирроза печени . Проведя многочисленные вскрытия в больнице, он сам сделал оригинальное открытие; По окончании дебатов диссертационной комиссии двое ее членов, д-р Стойческу из Кольцеа и Виктор Бабеш , передали Райнеру коллегиальное приветствие. [1] Помимо этой пары, его профессорами были Александру Обрегия [ ro ] , Николае Калиндеру [ ro ] , Тома Ионеску [ ro ] , Георге Маринеску , Иоан Кантакузино и Мина Миновичи . [12] Также в 1903 году Райнер, недавно натурализованный румын , женился на Марте Транку , румынском враче армянского происхождения, которая работала с ним в Колцеа. [13] Они интенсивно переписывались на научные и культурные темы, прежде чем у них завязались романтические отношения. [14] После завершения учебы Марта стала первой женщиной-хирургом в Румынии. [15] Их единственный ребенок, дочь София, родилась в мае 1904 года. [13] [16]

Стажер Райнер (в темном костюме, сидит) присутствует на вскрытии, проведенном Николае Миновичем , ок. 1900 г.

За этот период Райнер дважды посетил Германию . Первый, в 1906 году, включал работу в Берлинском в университете имени Фредерика Вильяма лабораториях Федора Краузе и Оскара Гертвига , а также изучение эмбриологии и сравнительной анатомии . Его эксперименты на животных были в первую очередь сосредоточены на процессе окостенения . В анатомическом институте под руководством Генриха Вильгельма Вальдейера он анализировал мозг лиц, принадлежащих к разным расам. [17] Второй визит, состоявшийся в 1911 году, включал посещение Немецкого музея гигиены в Дрездене , анатомического института Йенского университета и Лейпцига . Ближе к завершению поездки, находясь в Веймаре , он посетил дом Гете . [18]

Яссская карьера и Первая мировая война

[ редактировать ]

По возвращении в 1912 году Райнер стал доцентом в Бухаресте. [1] В следующем году по рекомендации Константина Иона Паргона [19] он стал заведующим кафедрой анатомии медицинского факультета Ясского университета. Вскоре после назначения, с началом Второй Балканской войны , он был мобилизован в медицинскую службу Сухопутных войск Румынии . Ему едва удалось спастись, когда его автомобиль упал с понтонного моста в Никополе . [20] По возвращении он занялся организацией своего отделения в Яссах, поставляя профессорско-преподавательскому составу микроскопы, микротомы, термостаты, коллекции журналов и проектор. [21] Между тем, в этот период он занимался научными публикациями, входил в редакционную коллегию Spitalul , писал для Румынии Medicală , а в 1911 году помогал основать парижский журнал Annales de Biologie . [22]

По словам самой Марты Райнер, переезд ее мужа в Яссы в возрасте сорока лет ознаменовал конец «затянувшегося подросткового возраста», поставив Райнера на путь профессионального успеха. [23] Как отмечал сам Райнер, преподавание было главной обязанностью: «Я всегда придерживался убеждения, что нет такого великого чувства, такой обширной и глубокой мысли, которые не могли бы достучаться до молодых умов и сердец». [24] Он поставил перед собой цель ответить на некоторые «великие проблемы человечества» «длительными действиями по укреплению моего духа». [25] В своих университетских лекциях Райнер учил, что целью медицинской науки является прогресс человечества, «чтобы мы всегда могли достичь чего-то более высокого». [26] Он также считал, что «каждый из нас должен обществу больше, чем общество должно нам». [27]

Находясь в Яссах, Райнер присоединился к левому литературному кружку, сформировавшемуся вокруг журнала Viata Românească , для которого он писал заметки по медицинской науке. [28] Он подружился со старейшиной группы Гарабетом Ибраиляну , которого лечил от проблем с легкими. Райнер убедил Ибраиляну, двоюродного брата Марты, [29] проводить курсы румынского языка и литературы два вечера в неделю для студентов-медиков. Его намерением было развивать культурных врачей, и студенты слушали лекции Михаила Садовяну , Джордже Топырчану и Титу Майореску . [30] Он также водил их на экскурсии на природу, чтобы они могли наблюдать биологические явления за пределами лаборатории. [31] Сам Райнер после 1914 года много путешествовал: среди его первых поездок был рабочий визит в Одона де Буэна океанографический институт в Пальма-де-Майорка . [32]

В 1916 году, после вступления Румынии в Первую мировую войну , Райнер вернулся в Бухарест и воссоединился с Мартой, будучи призванным на медицинскую службу в звании полковника. [33] Во время контрнаступления 1916 года Райнерс открыли хирургические отделения в госпиталях, которые были переполнены ранеными в результате битвы при Туртукая и атаки дирижабля на Бухарест. [34] Позже, во время оккупации Бухареста центральными державами , Франциск Райнер открыл временные больницы в школах. Он продолжал преподавать под немецкой администрацией, чтобы его ученики не пропустили ни года, но был также обязан вести отдельные курсы для немецких студентов. Ему удалось помешать оккупационным властям реквизировать имущество факультета. [35] Считавшиеся политическими подозреваемыми, Райнеры были выбраны для интернирования в Болгарии , но их спасло вмешательство Миновича от его имени. [36] Марта Райнер, которая руководила военными госпиталями, организовала бригады хирургов, чтобы помочь справиться с гуманитарным кризисом, и работала без перерыва в чрезвычайно холодную зиму 1917–1918 годов. [37]

После выхода Румынии из войны Райнер возобновил контакты с румынскими врачами, оказавшимися на незанятой территории. Его работа в области экспериментальной хирургии во время войны привлекала молодых мужчин и женщин, в том числе некоторых из его бывших студентов в Яссах. В их число входил Григоре Т. Попа , который был выбран в постоянную команду Райнера в 1918 году. [38] Другими первыми участниками были Флорика Чернатеску (невеста Попы) и Илие Т. Рига. [39] К концу 1918 года Райнер задумал реформу образования, стремясь сжать теоретические аспекты и «рутинную» работу, одновременно предоставляя студентам как можно больше лабораторного опыта. Его идеи были со скептицизмом восприняты физиологом Иоанном Афанасиу , который стоял за классический подход. [40]

В 1919 году Райнер на некоторое время вернулся к преподаванию в Яссах, где возобновил и свою деятельность по борьбе с туберкулезом. [41] После того, как ноябрьское перемирие ознаменовало возвращение к миру во всем мире, Райнеру пришлось отражать обвинения и гневные студенческие демонстрации, утверждая, что он был перебежчиком и пособником немцев. В 1919 году комиссия по расследованию очистила его имя, отметив, что он проявил «абсолютную лояльность» законному румынскому правительству. [42] Он сам поручился за свою коллегу Екатерину Арборе , арестованную за ее революционно-социалистическую воинственность. [43] После того, как всеобщую забастовку 1920 года власти разогнали , Райнер входил в состав следственной комиссии, которая установила, что организатор профсоюзов Гершку Аронеану был избит до смерти. [44]

Создание Бухарестской школы анатомии

[ редактировать ]
Райнер в своей лаборатории с образцом шейных позвонков (1926 г.)

В 1920 году Райнер поступил на работу на новый факультет анатомии и эмбриологии, созданный в Бухарестском университете. Страдая глухотой, вызванной длительным воздействием формальдегида , он продолжал работать в том же темпе, но был заметно отстранен от общественной жизни. [45] Когда Райнер пришел к власти, секция анатомии существовала только номинально. Райнер лично взял на себя ответственность за его обустройство, в конце концов собрав большую коллекцию черепов и полных скелетов, заслужившую уважение западных коллег, таких как Эжен Питтар , [46] Карлтон С. Кун , Анри Виктор Валлуа и Курт Варнекрос . [47] Его поддержал его преданный ученик и крестник, эндокринолог Штефан Мильку (в конце концов он покинул команду Райнера в 1932 году после того, как у него развилась аллергия на формальдегид). [48] Другими важными фигурами среди учеников и сотрудников Райнера были Джордж Эмиль Паладе. [49] [50] и Винтила Чокалтеу , [51] отличились за свою работу в США. В различные периоды в команду также входили хирург Ион Цурай , фармаколог Альфред Тейтель , эмбриолог Бенедикт М. Менкеш и анатом Залман Ягнов . [50] [52]

После своего переезда Райнер начал расширять сферу своего вклада и передал своим ученикам особый взгляд на науку, решительно материалистический, рационалистический и антиметафизический . [53] В частности, Райнер отвергал интуиционизм Анри Бергсона , пользовавшийся всплеском популярности. [54] Среди его интеллектуальных героев и образцов исследователей были Клод Бернар , Рудольф Вирхов и особенно Гете. [55] Врач и левый политический деятель Ион Витнер пишет, что понимание Райнером человеческого тела, находящееся под сильным влиянием работ Вильгельма Ру , было сосредоточено на «жизни», «движении», «функции» и, в конечном итоге, « онтогенезе », а не о «статическом каталоге» анатомии XIX века. [56]

Это мировоззрение просочилось в исследования Райнера, предполагавшего существование «точной генетической программы» соматического развития человека . [57] Свое внимание он сосредоточил на соотношении деятельности различных органов и понимании их как «функциональных структур». [58] Это помогло ему и его ученикам сделать новаторские открытия в таких областях, как твердая мозговая оболочка , черепные нервы , латеральные аортальные лимфатические узлы и гипофизарная портальная система . [59] В своем исследовании спондилопатии Райнер лично задокументировал наличие артрита в атланте . [60]

Врач И. Шпильман с восхищением описывает Райнера как « полигистора » со «страстным представлением о том, что такое истина». [61] По словам студента, историка медицины Георге Брэтеску , Райнер был выдающимся педагогом и оратором, чьи уроки анатомии были очень вдохновляющими, но чье пренебрежение своим публичным появлением могло оттолкнуть молодежь. [62] Он пишет: «Показав нам, что медицинская наука — это наука наблюдения, но на практике она предполагает непрерывные эксперименты, и почему это скорее ремесло, требующее медицинского инстинкта, Райнер предоставил нам единственную эффективную меру для ее поддержания: непрерывное самообследование». [63] Витнер также отметил предпочтение Райнера устной речи, объяснив это «чрезвычайным страхом перед письменным словом». [64] Между тем другие специалисты отвергли идеи и подход Райнера. По словам анатома Виктора Папилиана (которого Райнер назвал плагиатором), школа Райнера была «бесплодной и завистливой школой» самопровозглашенных «гениев». По словам Папилиана, Райнер свободно переключался между предметами, выходящими за пределы его компетенции, включая палеонтологию Леонардо да Винчи и новейшие открытия в астрономии. [65]

Несмотря на его постепенное отстранение от общественной жизни, Райнер постепенно стал известен как публичный интеллектуал. Помимо работы в университете, он снова работал с Viata Românească и с 1920 года был одним из попечителей журнала. [66] Преподавал кинезиологию в Институте физкультуры и художественную анатомию в Школе изящных искусств . [67] Его лекции по антропологии, проводимые Институтом физического воспитания с 1923 года, считаются старейшей формой антропологического образования в Румынии. [68] Также в том же году Райнер внес заметный вклад в биологическую антропологию , опубликовав свои находки о средневековых княжеских останках, раскопанных в Куртя-де-Арджеш . [69] Он проводил и другие подобные исследования румынского прошлого, включая краниометрию и Михаила Храброго описание древних гробниц, раскопанных в Турну-Северине . [70]

Продолжая свою карьеру в больницах Бухареста, Марта позже была личным врачом Елены Греческой , жены короля Румынии Карола II . [71] В личной жизни Райнеры испытали разочарование: получив образование в Румынии, София Райнер уехала в Англию, чтобы поступать в Бристольский университет ; она отдалилась от семьи после замужества с англичанином Арчибальдом Филипом Лэнгом Гордоном. [37]

Биологическая антропология

[ редактировать ]
Райнер выполняет антропометрию в Fundu Moldovei (1928).

Взгляды Райнера в конечном итоге поставили его в противоречие с зарождающимся крайне правым и антисемитским движением 1920-х годов. В то время, когда базирующаяся в Яссах Лига национальной христианской защиты (LANC), стремящаяся изгнать евреев из румынских университетов, набирала обороты в Бухаресте, студент назвал Райнера евреем и выступил с заявлениями, отрицающими заслуги его стипендии. [65] По словам Витнера, Райнер был диаметральной противоположностью своего соперника из Ясс, расиста и члена LANC Николае Паулеску , который выступал за «темный и отсталый сциентизм ». [72] Витнер также вспоминает, что ультраправые даже стреляли в Райнера, чтобы он больше не популяризировал свои «демократические убеждения». [73] Некоторое время Райнер находился под постоянной охраной жандармской охраны. [65]

Тем не менее, Райнер сам был активным сторонником « наследственного детерминизма » и евгеники , которые он считал краеугольным камнем политики социального обеспечения. [74] Как он выразился: «В красочной массе генов, несущих те характеристики, которые мы унаследовали от наших предшественников, можно найти заложенные [...] даже сами наши человеческие судьбы». [7] Убежденный физиогномист , [75] он считал, что «только на фенотип могут в определенной степени влиять наше окружение и наше образование». [7] В июне 1929 года газета «Адевэрул» опубликовала одно из критических эссе Райнера о земельной реформе 1923 года . В нем Райнер утверждал, что система перераспределения земель оказалась игнорированной евгенических и биополитических принципов. [76] Тем не менее, как предполагают читатели его работ, Райнер помог сохранить баланс в антропологии, также изучая факторы окружающей среды , ставя тем самым под сомнение идеологическое превосходство научного расизма . [77]

В 1920-х и начале 30-х годов Райнер часто впадал в депрессию, считая, что его вклад в медицинскую науку в значительной степени незначителен. [78] Он также был расстроен тем, что различные его ученики, в том числе Даниэль Даниэлополу , больше не признавали его в своих трактатах о «науке жизни», что казалось ему случаем плагиата . [79] Он делил свое время между Бухарестом и курортом Кейя , где ему принадлежал небольшой участок земли. [80]

Впоследствии Райнер в основном сосредоточился на антропологической работе и популяризации антропологической науки. Наряду с такими социологами, как Димитри Густи , Анри Х. Шталь , Сабин Мануила , Мирча Вулканеску и Ксения Коста-Фору , он входил в преподавательский состав частной школы Ветурии Мануилэ, где читал лекции по анатомии женским классам, готовившимся к карьера в социальных службах. [81] Между 1928 и 1932 годами Райнер также участвовал в Густи по сельской социологии проекте в Карпатах . Присоединившись к команде Густи в качестве антропометриста , он заслужил признание научного сообщества своего времени благодаря Enquêtes anthropologiques dans trois Villages roumains des Carpathes («Антропологические запросы в трех румынских деревнях Карпат»). [82] Опубликованный в 1937 году, он остается одним из четырех отзывов, написанных членами команды Густи. [83]

Находясь в Нереджу , Дрэгуше и Фунду Молдове , он расширил канон антропометрии, начал регистрировать группу крови , исследовал наличие и распространение сифилиса , а также оказывал крестьянам бесплатные медицинские консультации. [84] Райнер и его специализированное подразделение, в том числе специалисты по социальной гигиене , задокументировали ужасные условия сельской жизни. В Фунду Молдовей, где некоторые деревни были полностью отрезаны от внешнего мира, Райнер обнаружил, что до 50% его образцов показали заражение сифилисом, что вынудило его раздать запасы неосальварсана . [85] Шталь, который подружился с Райнером в Fundu Moldovei, вспоминает, что заявленной целью визита Райнера была попытка соединить физиологию и социологию: «он еще не понимал, в чем может заключаться эта связь, но любое исследование должно проводиться строго, чтобы кто знает, может прийти другое поколение, более опытное, чем мы, и использовать его». [86]

Антропометрическая работа Райнера, в которой для постоянного учета использовались крестьянские фотографии, большей частью сделанные Мильку. [87] остается проблемным аспектом социологии Густиана. Как отмечает историк культуры З. Орнеа (по воспоминаниям Шталя), Райнер «невозмутимо проводил свои антропометрические исследования, хотя он не был адептом расовой науки и понятия не имел, что такое антропометрия и химия крови [...] И все же великий профессор гистологии ежегодно возвращался в деревни, которые изучали монографические группы, и проводил это исследование без цели и без окончательности». [88] Антрополог Винтилэ Михайлеску также отмечает, что сочетание социологии Густи и физической антропологии Райнера было «домашней этнологией », «самореферентной» и «предвзятой», но, тем не менее, «важным инструментом» для более поздней культурной антропологии. [89]

Райнер также совершал частые поездки в Западную Европу и на Балканы . В 1930 году он находился в Швеции , присутствовал на Физиологическом конгрессе в качестве делегата Института физического воспитания и посетил Институт расовой биологии . [90] В 1931 и 1933 годах он был в Греции вместе со скульптором Маком Константинеску , собирая материал о художественных изображениях людей в микенский период . [91] В 1935 году он читал лекции в румынском Атенеуме о связях между платонизмом и современной наукой, и его представил там зоолог Константин Кирицеску (одна из нескольких популяризирующих конференций, которые Райнер проводил в Атенеуме, Даллес-холле и в различных провинциальных городах). [92] Он держал свою депрессию под контролем, совершая поездки в Турцию, а затем снова в Грецию, где посвятил себя изучению обычаев и классического искусства. [93] По возвращении Райнер открыл свою коллекцию костей для публики в качестве постоянного музея во время Бухарестского международного конгресса антропологии и доисторической археологии в 1937 году. Она насчитывала около 6000 костных реликвий и слепков. [94]

Последние годы

[ редактировать ]
Райнер в своем антропологическом исследовательском центре вместе с королем Михаилом I и королевой Еленой (осень 1940 г.)

Своей деятельностью в академических кругах Райнер выступал против кумовства , публично выступая против произвольных назначений в преподавании и разрушая свои отношения с истеблишментом. [95] В то время, когда румынская школа антропологии делилась между центристами и сторонниками фашистской « Железной гвардии» , [88] [96] он снова столкнулся с крайне правыми. Райнер был против фашистской молодежи, члены которой выступали за академическую цензуру в его университетской программе. Во время одного из таких инцидентов в начале 1938 года Райнер неподвижно стоял за своим столом, пока некоторые из его фашистских учеников, в том числе сын художника Николае Тоница , [50] зажгли петарды и швырнули в его сторону яйца. Однако он отказался просить о санкциях против них и в конце концов получил от них письмо с извинениями. [97]

После 1939 года, хотя Румыния формально присоединилась к нацистской Германии , Райнер выступил против нацистской расовой науки . В своих публичных лекциях он отверг утверждение нацистов о том, что головные указатели являются хорошим предиктором интеллекта. [98] Его опубликованные тексты, которые историк Адриан Маджуру считал «смелыми», принимали идею расы, но отрицали концепцию «чистой расы», отвергали научные утверждения арийства и утверждали, что европейская цивилизация обязана своим существованием семитским народам . [99] По мнению Райнера, расы были скорее фенотипическими изолятами только одного вида, homo sapiens recens , одного и того же генетического возраста; не существовало никакой расовой иерархии. [100]

В 1940 году, в разгар Второй мировой войны , Райнер помог основать антропологический исследовательский центр, почетным директором которого он был до самой смерти. [101] [102] В том же году он и его организация были приняты во Французское доисторическое общество. [103] В 1941 году, после вступления Румынии вместе с Германией в войну против Советского Союза , Райнер добился освобождения своей бригады врачей от призыва на военную службу. [50]

Позже в том же году Райнер ушел из преподавания, достигнув предельного возраста. Студенты потребовали и добились, чтобы ему разрешили читать дополнительные лекции по общим вопросам и биологии человека, несмотря на проблемную глухоту Райнера. [50] [104] Тем временем Г.Т. Попа, который продолжал анатомическую работу Райнера в Яссах между 1928 и 1942 годами, занял его кафедру в Бухаресте. [105] Напряженность между Попой и его наставником уже проявлялась публично. [106] при этом Попа парировал обвинения в том, что он взял на себя ответственность за работу Райнера над гипофизарной портальной системой . [107]

В мае 1943 года Райнер стал почётным членом Румынской академии . [108] Он продолжал публиковать антропологические материалы, в том числе описание 1942 года (в с Ионом Т. Симионеску соавторстве ) Чокловинского черепа , первой такой палеолитической находки на румынской земле. [109] Он также внес главу о «живом веществе» в синтез Виктора Вылковичи 1943 года « Materia şi viaa» («Материя и жизнь»). [110] Он по-прежнему оставался ярым противником нацистского режима. Поддерживая философскую переписку с медиевистом Альфонсом Дюпроном , который застрял в оккупированной Франции , он описал нацистскую эпоху как «империю страданий», подтвердив свою убежденность в «будущем человечества». [111] Он был среди тех, кто подписал письмо протеста, адресованное диктатору Иону Антонеску , в котором ставилось под сомнение участие Румынии в антисоветской войне. [112]

В те же месяцы Райнер диагностировал у себя рак легких , что стало еще одним вероятным следствием его длительного воздействия паров формальдегида. [108] Он пытался скрыть это от жены и друзей, утверждая, что его проблема — всего лишь случай пареза . [113] Его дом едва не пострадал во время бомбардировки в апреле 1944 года , и ему пришлось переехать в дом бывшего помощника Иона Цураи . Позже его перевели в больницу № 303, где у него появились метастазы в мозг. [114]

Райнер попросил, чтобы его перевели в его таунхаус, где он и умер утром 4 августа 1944 года. Он предсказал точное время своей смерти и написал точные инструкции по бальзамированию своего тела . [115] Это произошло всего за девятнадцать дней до дворцового переворота , положившего конец союзу Румынии с державами оси . С началом советской оккупации левая позиция Райнера была подчеркнута в его официальных поминках. Брэтеску, который также был активистом коммунистической молодежи , опубликовал такие почести в газете Tribuna Poporului и рассказал о Райнере в Студенческом обществе. [116] В последнем обращении он подчеркнул, что Райнер был антифашистом и читателем политических произведений Иосифа Сталина . [117]

Наследие

[ редактировать ]

Райнер в целом пользовался большим уважением со стороны коммунистического режима , существовавшего в Румынии до революции 1989 года . Его тексты о науке и обществе были собраны и сохранены вопреки последнему желанию Райнера сжечь их все. [66] Некоторые из них были опубликованы в первых выпусках журнала Contemporanul Review за сентябрь 1946 года. [118] В 1948 году корпус был опубликован академией в четырех томах вместе с критическими эссе и мемуарами под редакцией Марты Райнер и Михаила Севастоса . [119] Однако его антропологический музей, закрепленный за Попой, а затем за Милку, был плохо укомплектован коммунистическими руководителями и подлежал закрытию. Коммунистические руководители, такие как Михаил Роллер, подозревали, что Райнер создал антропологический исследовательский центр для пропаганды расизма, но Милку смог убедить их в обратном и даже получил средства для антропологического исследования румынского этногенеза . [120] Несмотря на другие политические препятствия и коммунистическое неприятие антропологии как «абстрактной интеллектуальной игры», культурный антрополог Василе Карамеля смог получить разрешение на дальнейшие исследования и расширил вклад института в социальные науки. [121]

Биография Райнера была опубликована Илие Т. Рига, 1966 год, Editura ştiințifică . Это открыло публике проблески дневников Райнера, которые сохранила Марта Райнер. [122] Другой панегирик, подписанный Т. Энэческу, увидел печать в академическом журнале «Антропологические исследования и исследования» в 1970 году. [123] В 1979 году в Editura Eminescu Брэтеску и Михай Нягу Басараб опубликовали дневники и письма Райнера, которые были встречены с большим интересом интеллектуальным сообществом, в том числе Гео Богза , Константином Нойкой и Николае Стейнхардтом . [124] но с меньшим энтузиазмом со стороны широкой публики. Как позже заметил Брэтеску, постоянные читатели сочли мысли Райнера о «связности Космоса» «претенциозными банальностями». [125]

Райнер продолжал пользоваться большим уважением после революции, когда был пролит свет на различные другие аспекты его работы. Выставка его коллекции черепов в 2001 году в Galeria Catacomba стала целью вновь представить его работы культурным кругам того времени. [126] Антропологический центр, который помог создать Райнер, был переименован в его честь в 2007 году. [101] улица в районе Котрочень Его именем также названа в Бухаресте.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Замфиреску, стр.155
  2. ^ Рига и Калин, стр. 21–22; Замфиреску, стр.155
  3. ^ Перейти обратно: а б Рига и Калин, стр.22
  4. ^ Рига и Калин, стр. 23–24; Замфиреску, стр.155
  5. ^ Рига и Калин, стр. 16–18, 22–26, 40, 121.
  6. ^ Маджуру, стр. 281–282; Рига и Калин, стр. 24, 28–32, 177; Замфиреску, стр.155
  7. ^ Перейти обратно: а б с Расширенный, стр. 282
  8. ^ Рига и Калин, стр. 29–32, 38–39, 137.
  9. ^ Рига и Калин, стр. 33, 35.
  10. ^ Рига и Калин, стр. 36, 177.
  11. ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр.35
  12. ^ Хигану, стр.157; Рига и Калин, стр. 24, 26–28, 35, 38–39.
  13. ^ Перейти обратно: а б Анаис Нерсесян, «Личность румынской медицины. Доктор Марта Транку Райнер (1)», в Арарате , №2/2006, стр.4.
  14. ^ Рига и Калин, стр. 32–34.
  15. ^ Николае Йорга , Переписка , т.3, стр.143. Издательство «Минерва» , Бухарест, 1991 г., ISBN   978-973210-168-1 ; Рига и Калин, стр. 31–34, 35–36.
  16. ^ Рига и Калин, стр. 35–36.
  17. ^ Рига и Калин, стр. 37–38, 107, 109; Хигану, с.158
  18. ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр. 39–40.
  19. ^ Рига и Калин, стр.46.
  20. ^ Рига и Калин, стр.47.
  21. ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр.47
  22. ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр.39
  23. ^ Вперед, стр.281.
  24. ^ Маджуру, стр. 281; Рига и Калин, стр.93
  25. ^ Рига и Калин, стр. 47–48.
  26. ^ Свидетели, стр.104.
  27. ^ Маджуру, стр. 288; Рига и Калин, стр. 90–91.
  28. ^ Рига и Калин, стр. 62–63.
  29. ^ Рига и Калин, стр. 60–61.
  30. ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр. 61–62.
  31. ^ Хигану, стр.158
  32. ^ Хигану, стр.158; Рига и Калин, стр.64
  33. ^ Рига и Калин, стр.67.
  34. ^ Хигану, стр. 158–159; Рига и Калин, стр. 65–67.
  35. ^ Хигану, стр. 158–159; Рига и Калин, стр. 68–70.
  36. ^ Рига и Калин, стр. 69, 72.
  37. ^ Перейти обратно: а б Анаис Нерсесян, «Личность румынской медицины. Доктор Марта Транку Райнер (3)», в Арарате , №4/2006, стр.6
  38. ^ Хигану, стр.159; Попа, стр. 230; Рига и Калин, стр. 69–70.
  39. ^ Рига и Калин, стр. 69–70, 180.
  40. ^ Рига и Калин, стр. 111–113.
  41. ^ Рига и Калин, стр. 72–75.
  42. ^ Рига и Калин, стр. 70–71.
  43. ^ Рига и Калин, стр.73.
  44. ^ Рига и Калин, стр. 74–75.
  45. ^ Рига и Калин, стр. 19–20.
  46. ^ Хэппи, стр.78
  47. ^ Рига и Калин, стр. 85–86, 150–151.
  48. ^ Бэлэчану-Стольничи, стр. 11–12, 13.
  49. ^ Рига и Калин, стр.19, 186.
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и (на румынском языке) Михай Нягу Басараб, «Доктор Наталья Нягу». Архивировано 6 октября 2014 г. в Wayback Machine , на Viata Medicală , № 3/2013.
  51. ^ (на румынском языке) CD Зелетин, «Vintila Ciocâlteu» , в «Литературной Румынии» , № 6/2002.
  52. ^ Рига и Калин, стр. 19, 129–130, 185–186; (на румынском языке) Франциск Шнайдер, «Evocări Timişorene» , в Realitatea Evreiască , n.360–361/2011, стр. 4
  53. ^ Брэтеску, стр. 102, 154; Рига и Калин, стр. 16–18, 43–46, 81–82, 90–93, 96–97, 110, 156–192; Витнер, стр. 101–102, 105–106.
  54. ^ Свидетели, стр.107.
  55. ^ Маджуру, стр. 287, 289; Рига и Калин, стр. 16, 18, 64, 110, 113, 122–123, 125–128, 131–132, 178.
  56. ^ Витнер, стр. 102–104. См. также Бэлэчану-Стольники, стр. 13; Маджуру, стр. 285; Рига и Калин, стр. 83–84, 103, 106–139.
  57. ^ Бэлэчану-Стольники, стр.13
  58. ^ Маджуру, стр.285; Рига и Кэлин, стр. 129–139; Уитнер, стр. 104–106.
  59. ^ Рига и Калин, стр. 137–139; Уитнер, стр. 104–106.
  60. ^ Рига и Калин, стр.138.
  61. ^ Вперед, стр.287
  62. ^ Брэтеску, стр. 74, 95, 97, 98, 101, 154, 285.
  63. ^ Брэтеску, стр.95
  64. ^ Свидетели, стр. 100–101.
  65. ^ Перейти обратно: а б с (на румынском языке) Ричард Константинеску, «Григоре Т. Попа и Виктор Папилян между «почетным жюри» и спорами» , в Revista Medicală Română , № 1/2011, стр. 39
  66. ^ Перейти обратно: а б Рига и Калин, стр.63
  67. ^ Маджуру, стр. 282–283, 284–285; Рига и Калин, стр.75, 186–191.
  68. ^ Маджуру, стр. 282–283, 286.
  69. ^ Рига и Калин, стр. 84, 150.
  70. ^ Рига и Калин, стр.94, 150–151.
  71. ^ Брэтеску, стр.125
  72. ^ Свидетели, стр.101.
  73. ^ Свидетели, стр. 107–108.
  74. ^ Букур, стр. 78–79, 110, 293–294. См. также Маджуру, стр. 285.
  75. ^ Брэтеску, стр. 102–103.
  76. ^ Букур, стр. 78–79, 143, 327, 356.
  77. ^ Уитнер, стр.105; Рига и Кэлин, стр. 147–149.
  78. ^ Рига и Калин, стр. 76, 77, 79–80.
  79. ^ Рига и Калин, стр. 113–117.
  80. ^ Рига и Калин, стр. 190–191.
  81. ^ Букур, стр. 15, 238–240; Шталь, стр.190
  82. ^ Букур, стр. 78; Маджуру, стр. 287; Рига и Калин, стр. 87–89, 152.
  83. ^ Цоне, стр.64, 65.
  84. ^ Маджуру, стр. 286–287; Шталь, стр. 48, 68–69, 88–90, 106, 148, 175; Один, пассим
  85. One, стр. 66, 71–72.
  86. ^ Сталь, стр.89
  87. ^ Бэлэчану-Стольники, стр. 18, 19.
  88. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) З. Орнеа , «Захватывающее интервью с Его Величеством Сталем». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , № 23/2001.
  89. ^ Михайлеску, стр. 210–211.
  90. ^ Рига и Калин, стр. 75–76, 189–190.
  91. ^ Хигану, стр.159; Рига и Калин, стр.76
  92. ^ Рига и Калин, стр. 15, 16, 90–94.
  93. ^ Рига и Калин, стр. 76–78.
  94. ^ Маджуру, с. См. также Riga & Călin, стр. 84–8.
  95. ^ Рига и Калин, стр.79-80.
  96. ^ Шталь, стр. 23, 143–144, 157, 185, 214–221, 299–300, 313–315, 332–333.
  97. ^ Рига и Калин, стр. 80–81.
  98. ^ Бэлэчану-Стольники, стр.16
  99. ^ Маджуру, с. См. также Riga & Călin, стр. 89, 145–1.
  100. ^ Рига и Калин, стр. 145–147.
  101. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) История. Архивировано 11 ноября 2013 г. на сайте Wayback Machine Института антропологии имени Франциска И. Райнера Румынской академии.
  102. ^ Хигану, стр.159; Маджуру, стр. 286; Михайлеску, стр. 210–211; Рига и Калин, стр. 84–87, 140.
  103. ^ «Совет директоров на 1940 и 1941 годы», в Bulletin de la Société Préhistoire de France , 38, № 1–2/1941, стр. 4.
  104. ^ Брэтеску, стр. 101–103, 106, 113–116; Рига и Калин, стр.91
  105. ^ Хигану, стр. 160–161.
  106. ^ Бэлэчану-Стольники, стр.18; Брэтеску, стр.105
  107. ^ Попа, пассим ; Рига и Калин, стр.138
  108. ^ Перейти обратно: а б Рига и Калин, стр.99
  109. ^ Думитру Берчу , «Примечания. Брат Райнер и И. Симионеску, Sur le premier crâne d'homme paléolithique trouvé en Roumanie », в Revista Istorică , № 7–12/1943, стр. 297–298; Рига и Калин, стр. 144, 150.
  110. ^ Н. Барбулеску, «Хроники. Материя и жизнь », в Гандирее , № 4–5/1944, стр. 239; Рига и Калин, стр.195
  111. ^ Рига и Калин, стр.96.
  112. ^ Рига и Калин, стр.18.
  113. ^ Рига и Калин, стр. 99–100.
  114. ^ Рига и Калин, стр.100.
  115. ^ Рига и Калин, стр. 100, 101.
  116. ^ Брэтеску, стр. 122–124, 134.
  117. ^ Брэтеску, стр.134
  118. ^ Иоан Лакуста , «В Бухаресте, 50 лет назад», в журнале Magazin Istoric , сентябрь 1996 г., стр.31.
  119. ^ Витнер, стр.100. См. также Riga & Călin, стр. 5–6, 14–15.
  120. ^ Бэлэчану-Стольничи, стр. 15–16.
  121. ^ Михайлеску, стр.212.
  122. ^ Рига и Калин, стр. 5–6.
  123. ^ Брэтеску, стр.318
  124. ^ Брэтеску, стр. 343, 365.
  125. ^ Брэтеску, стр.344
  126. ^ (на румынском языке) Павел Шусарэ , «Un patrimoniu de scăfîrlii». Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , № 9/2001.
  • Константин Бэлэчану-Стольнич , «Штефан Милку, модель», в книге Андрея Козмы, Кристианы Главце, Константина Бэлэчану-Стольнич (ред.), Антропология и междисциплинарность . Издательство Никулеску , Бухарест, 2014, стр. 7 и далее. , ISBN   978-973-748-855-8
  • Георге Брэтеску , Что должно было быть. Автобиографические заметки . Humanitas , Бухарест, 2003 г., ISBN   973-50-0425-9 ОСЛК   54985202
  • Мария Букур , Евгеника и модернизация в межвоенной Румынии . Полиром , Яссы, 2005 г., ISBN   973-681-806-3
  • М. Хигану, «Франциск Йозеф Райнер», Евгений Тырковяну, Константин Романеску, Михай Лицу (ред.), 125 лет высшего медицинского образования в Яссах . Эд гр. Т. Попа, Яссы, 2004 г., ISBN   978-973790-670-0
  • Адриан Маджуру, «Райнер. Биография универсальной личности», в Revista Medicală Română , № 4/2013, стр. 281 и далее.
  • Винтила Михайлеску , «Наследие «этнологии национального строительства»: Румыния», в книге Дорле Дракле, Иэна Р. Эдгара , Томаса К. Шипперса (ред.), «Истории образования европейской социальной антропологии» . Berghahn Books , Нью-Йорк и Оксфорд, 2003, с. 208 и далее. , ISBN   1-57181-905-3
  • Григоре Т. Попа , «Заметки. Об открытии портальной системы гипофиза», в журнале Royal Foundations , № 1/1945, стр. 229 и далее.
  • Илья Т. Рига, Георгий Калин, д-р о. И. Райнер . Научное издательство , Бухарест, 1966 г.
  • Анри Х. Шталь , Воспоминания и мысли из социологических монографий старой школы . Издательство Минерва , Бухарест, 1981 г.
  • Флорентина Цоне, «Восстановительные упражнения: Санитарный портрет коммуны Фундул Молдова летом 1928 года», в Трансильвании , № 11–12/2012, стр. 64 и далее.
  • Ион Витнер , «Научная философия профессора Франциска Дж. Райнера», в «Исследованиях». Журнал «Наука-философия-искусство» , I, № 1/1948, стр. 100 и далее.
  • Ион Замфиреску, «Отец Дж. Райнер (1874–1944)», в Revista Română de Sociologie , IX, n.1–2/1998, стр. 155 и далее.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 705ab409f8a02eed5e019ae151637b2e__1713387600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/2e/705ab409f8a02eed5e019ae151637b2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Francisc Rainer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)