Jump to content

Интуиция (Бергсон)

Анри Бергсон в 1927 году.

Интуиция — философский метод французского философа Анри Бергсона .

В «Введении в метафизику» Бергсон вводит два способа познания объекта: абсолютно и относительно. К каждому виду познания относится метод, с помощью которого его можно получить. Метод последнего — это то, что Бергсон называет анализом, тогда как метод интуиции принадлежит первому. [1]

Интуиция — это своего рода опыт, который позволяет нам в каком-то смысле проникнуть в вещи сами по себе. Поэтому он называет свою философию истинным эмпиризмом . [2] В следующей статье анализ и относительное будут объяснены как предварительное понимание интуиции, а затем будут подробно рассмотрены интуиция и абсолют.

Анализ и относительное

[ редактировать ]

Анализ — это всегда анализ до бесконечности, и никогда нельзя достичь абсолюта. Он заключается в разделении объекта на основе выбранной точки зрения и переводе разделенных фрагментов в символы, в которых можно восстановить призрак оригинала. Эти символы всегда искажают ту часть объекта, которую они представляют, поскольку они обобщены и включают в себя и его, и любую другую часть, которую они представляют. Таким образом, они игнорируют уникальность объекта. [3]

Однако это естественно, поскольку язык является продуктом здравого смысла, который никогда не бывает бескорыстным. Так, например, подвижность переводится в линию траектории и рассматривается как ряд делимых неподвижных точек. Символы вообще всегда пространственны и неподвижны. Это позволяет науке быть прогнозирующей, а нашим действиям — утверждать себя в определенных точках. [4]

Однако внутри философии возникают проблемы, когда символы рассматриваются как объекты, которые они представляют, и когда посредством композиции ожидается, что оригинал будет найден внутри симулякра . Примером этого является субстанции рационалистов и теория расслоения эмпириков теория . Эмпирики, ища содержание в пробелах композиции, заполняют их еще большим количеством символов. Не желая продолжать заполнять пробелы до бесконечности, они отказываются от существования субстанции и утверждают, что свойства или символы, которые не следует путать с частями, — это все, что существует. Рационалисты, с другой стороны, не желают отказываться от сути. Таким образом, они превращают его в непознаваемый контейнер, в котором находятся свойства. Пытаясь добиться единства объекта, они позволяют своей субстанции содержать все больше и больше свойств, пока в конечном итоге она не сможет содержать все, включая Бога и природу. Бергсон сравнил это с куском золота, за который невозможно компенсировать сдачу. [1] [5]

Интуиция и Абсолют

[ редактировать ]

Анри Бергсон определил метафизику как науку, которая обходится без символов, чтобы постичь абсолют. [1] Следовательно, метафизика предполагает переворот привычных способов мышления и нуждается в своем собственном методе, который он определил как интуицию.

Анри Бергсон определил интуицию как простой, неделимый опыт симпатии, посредством которого человек проникает во внутреннюю сущность объекта, чтобы уловить то, что в нем уникально и невыразимо . Постигнутый абсолют всегда совершенен в том смысле, что он совершенно тот, что он есть, и бесконечен в том смысле, что его можно постичь как целое посредством простого, неделимого акта интуиции, но при анализе он поддается бесконечному перечислению. [1] [примечания 1]

Два образа, которые Анри Бергсон дал в своем эссе «Введение в метафизику», могут помочь нам постичь идеи интуиции, анализа, абсолютного и относительного. Первое изображение представляет собой город, реконструированный с помощью сопоставленных фотографий, сделанных со всех точек зрения и ракурсов. Реконструкция никогда не сможет дать нам объемную ценность прогулки по реальному городу. Это можно понять только посредством простой интуиции. То же самое касается и опыта чтения одной строчки Гомера . Если вы хотите объяснить этот опыт кому-то, кто не говорит по-древнегречески, вы можете перевести строку и дать комментарий к комментарию, но этот комментарий никогда не сможет уловить всю ценность переживания стихотворения на языке оригинала. [1]

Таким образом, можно видеть, что интуиция — это метод, целью которого является возвращение к самим вещам и познание их во всей их уникальности и невыразимой оригинальности. Единственное, что можно с уверенностью понять изнутри посредством сочувствия, — это свое «я». Поэтому интуиция начинается с помещения себя в Продолжительность . [6]

Изнутри Длительности можно увеличить ее, включив в нее другие Длительности, в которые можно войти. Словно бесконечный спектр оттенков, постепенно переходящих друг в друга, мы оказываемся внутри оранжевого цвета, застряв между его самыми темными и самыми светлыми оттенками. Можно двигаться вверх к желтому или вниз к красному, точно так же, как можно двигаться вверх к духу или вниз к материи. [7]

Тогда метод состоит в том, чтобы поместить себя в Продолжительность, которая всегда содержит в себе смысл всех других Длительностей внутри абсолютной Длительности. Отсюда следует расширить их Продолжительность до непрерывной неоднородности. Как только это будет сделано, человек различает две крайности внутри Продолжительность, чтобы создать дуализм, точно так же, как различают красный и желтый цвет в цветовом спектре, прежде чем показать, что они на самом деле являются одним. [8]

Теперь можно понять, что Анри Бергсон был недоволен кантианством , которое ограничивало границы разума до такой степени, что считало познание абсолютного невозможным. Его метод интуиции фактически можно рассматривать как ответ Иммануилу Канту , который считал, что мы можем познать мир только таким, каким он нам кажется, а не таким, какой он есть сам по себе. Он утверждал, что попытка познать абсолют всегда приводила к антиномиям , своего рода философскому парадоксу, вызванному пределами разума. [9] [10]

Бергсон отвечает, говоря, что антиномии являются результатом анализа, а не интуиции. [11] [примечания 1] Примером этого является сама Продолжительность, которая, как утверждает Бергсон, не является множественностью или единством. [4] В зависимости от точки зрения, с которой он начинает, он либо реконструирует абсолютную Продолжительность как единство, либо как множественность. Отсюда антиномия субстанционального плюрализма и субстанционального монизма , которую можно разрешить, только показав, что они являются двумя репрезентациями одной и той же вещи посредством простого акта интуиции. Таким образом, настоящая философия состоит в том, чтобы поставить себя над схваткой оппозиционных школ мысли. [2] [примечания 1]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Чтобы узнать об использовании Уайтхедом бергсоновской интуиции, см. » Мишеля Вебера «Панкреативизм Уайтхеда . Основы . Предисловие Николаса Решера , Франкфурт/Париж, Ontos Verlag, 2006.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Анри Бергсон, Творческий разум: введение в метафизику , страницы 159–162.
  2. ^ Перейти обратно: а б Анри Бергсон, Творческий разум: введение в метафизику , стр. 175–176.
  3. ^ Анри Бергсон, Творческий разум: введение в метафизику , страницы 165–168.
  4. ^ Перейти обратно: а б Анри Бергсон, Творческий разум: введение в метафизику , страницы 12–17.
  5. ^ Анри Бергсон, Творческий разум: введение в метафизику , страницы 169–176.
  6. ^ Анри Бергсон, Творческий разум: введение в метафизику , страницы 162–163.
  7. ^ Анри Бергсон, Творческий разум: введение в метафизику , страницы 187–188.
  8. ^ Стэнфордская энциклопедия философии Именно эта серия действий объясняет, почему Бергсон называет интуицию методом. Первый акт представляет собой своего рода скачок, и идея скачка противоположна идее воссоздания после анализа. Следует приложить усилия, чтобы обратить вспять привычный образ мышления и немедленно настроиться на продолжительность. Но затем, во-вторых, нужно приложить усилия, чтобы превратить свою продолжительность в непрерывную неоднородность. В-третьих, следует попытаться дифференцировать (как в случае с оранжевым цветом) крайности этой неоднородности. [...] Затем показывается, что двойственность на самом деле является монизмом, как две крайности «сшиваются» вместе посредством памяти в непрерывной неоднородности длительности.
  9. ^ Иммануил Кант, Критика чистого разума и пролегомены к любой метафизике будущего .
  10. ^ Стэнфордская энциклопедия философии Как мы уже отмечали, мысль Бергсона следует рассматривать как попытку преодолеть Канта. В глазах Бергсона философия Канта скандальна, поскольку она устраняет возможность абсолютного знания и погрязает метафизику в антиномиях. Собственный метод интуиции Бергсона призван восстановить возможность абсолютного познания (здесь следует видеть родство бергсоновской интуиции с тем, что Кант называет интеллектуальной интуицией) и метафизикой.
  11. ^ Анри Бергсон, Материя и память , страницы 183–185.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e0ec8901d327c759a51fd48dd0057189__1678736040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/89/e0ec8901d327c759a51fd48dd0057189.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Intuition (Bergson) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)