Продолжительность (философия)
Продолжительность (фр. la durée ) — теория времени и сознания , выдвинутая французским философом Анри Бергсоном . Бергсон стремился исправить недостатки, которые он заметил в философии Герберта Спенсера , вызванные, по его мнению, непониманием Спенсером механики , что привело Бергсона к выводу, что время ускользает от математики и науки. [1] Бергсон осознал, что в тот момент, когда кто-то попытается измерить момент, он исчезнет: измеряют неподвижную, полную линию, тогда как время подвижно и неполно. Для человека время может ускоряться или замедляться, тогда как для науки оно остается прежним. Поэтому Бергсон решил исследовать внутреннюю жизнь человека, которая представляет собой своего рода длительность, а не единство и не количественную множественность . [1] Продолжительность невыразима и может быть показана только косвенно через образы, которые никогда не смогут раскрыть полную картину. Его можно постичь только посредством простой интуиции воображения. [2]
Бергсон впервые представил свое понятие продолжительности в своем эссе « Время и свободная воля : очерк о непосредственных данных сознания» . Он используется в качестве защиты свободы воли в ответ Иммануилу Канту , который считал, что свободная воля возможна только вне времени и пространства. [3]
Ответы Канту и Зенону
[ редактировать ]Зенон Элейский считал реальность несотворенным и неразрушимым неподвижным целым. [4] Он сформулировал четыре парадокса, чтобы представить мобильность невозможной. Мы никогда не сможем, сказал он, пройти мимо одной точки, потому что каждая точка бесконечно делима, и невозможно пересечь бесконечное пространство. [5] Но для Бергсона проблема возникает только тогда, когда мобильность и время, то есть продолжительность, ошибочно принимаются за лежащую в их основе пространственную линию. Время и мобильность ошибочно рассматриваются как вещи, а не как прогрессии. Они рассматриваются ретроспективно как пространственная траектория вещи, которую можно делить до бесконечности , тогда как по сути они представляют собой неделимое целое. [6]
Ответ Бергсона Канту заключается в том, что свобода воли возможна в пределах продолжительности, внутри которой находится время. Свобода воли на самом деле не проблема, а просто распространённое замешательство среди философов, вызванное неподвижным временем науки. [7] Чтобы измерить продолжительность ( durée ), ее необходимо перевести в неподвижное пространственное время ( temps ) науки, перевод непротяженного в расширенное. Именно благодаря этому переводу возникает проблема свободы воли. Поскольку пространство представляет собой однородную количественную множественность , в отличие от того, что Бергсон называет гетерогенной качественной множественностью, [8] длительность сопоставляется и превращается в последовательность отдельных частей, следующих одна за другой и, следовательно, «обусловленных» друг другом. Ничто внутри продолжительности не может быть причиной чего-либо еще внутри нее. Следовательно, детерминизм , вера в то, что все определяется предшествующей причиной, невозможен. Человек должен принять время таким, какое оно есть на самом деле, поместив себя в продолжительность, где свобода может быть определена и ощущена как чистая мобильность. [9]
Изображения продолжительности
[ редактировать ]Первый состоит из двух катушек: одна разворачивается, чтобы представить непрерывный поток старения по мере того, как человек чувствует, что приближается к концу жизни, а другая сворачивается, чтобы представить непрерывный рост памяти, которая, по Бергсону, равна сознанию. Никакие два последовательных момента не являются идентичными, поскольку один всегда будет содержать память, оставленную другим. Человек без памяти может пережить два одинаковых момента, но, по словам Бергсона, сознание этого человека, таким образом, будет находиться в постоянном состоянии смерти и возрождения, которое он отождествляет с бессознательным состоянием. [10] Однако образ двух катушек представляет собой однородную и соизмеримую нить, тогда как, по Бергсону, не может быть двух одинаковых моментов, следовательно, длительность неоднородна.
Затем Бергсон представляет образ спектра из тысячи постепенно меняющихся оттенков, через которые проходит линия чувства, одновременно испытывающая влияние каждого из оттенков и поддерживающая его. Однако даже этот образ неточный и неполный, ибо он представляет длительность как фиксированный и полный спектр со всеми пространственно сопоставленными оттенками, тогда как длительность неполна и непрерывно растет, ее состояния не начинаются и не заканчиваются, а смешиваются. [10] [11]
Вместо этого давайте представим себе бесконечно малый кусок упругой ткани, сжатый, если это возможно, до математической точки. Будем вытягивать ее постепенно так, чтобы вывести из точки линию, которая будет постепенно удлиняться. Зафиксируем внимание не на линии как таковой, а на очерчивающем ее действии. Будем считать, что это действие, несмотря на свою продолжительность, неделимо, если предположить, что оно продолжается без остановки; что, если мы вставим в него остановку, мы совершим из него два действия вместо одного и что каждое из этих действий будет тогда неделимым, о котором мы говорим; что не само движение никогда не является неделимым, а неподвижная линия, которую оно прокладывает под собой, как дорожка в пространстве. Давайте отвлечемся от пространства, охватывающего движение, и сосредоточимся исключительно на самом движении, на акте напряжения или растяжения, короче говоря, на чистой подвижности. На этот раз мы получим более точное представление о нашем развитии во времени.
- Анри Бергсон , Творческий разум: введение в метафизику , страницы 164–165.
Даже этот образ неполен, потому что при его упоминании забывается богатство красок. [10] Но, как иллюстрируют эти три изображения, можно утверждать, что продолжительность качественна, непродолжительна, множественна, но в то же время едина, подвижна и постоянно взаимопроникает. Однако эти концепции, поставленные рядом, никогда не смогут адекватно представить саму продолжительность;
Истина в том, что мы меняемся, не переставая... нет существенной разницы между переходом из одного состояния в другое и сохранением в том же состоянии. Если состояние, которое «остается тем же самым», более разнообразно, чем мы думаем, то, с другой стороны, переход одного состояния в другое напоминает — больше, чем мы воображаем, — продлеваемое единственное состояние: переход непрерывен. Именно потому, что мы закрываем глаза на непрерывное изменение каждого физического состояния, мы вынуждены, когда изменение становится настолько огромным, что привлекает наше внимание, говорить так, как если бы новое состояние было помещено рядом с предыдущим. Об этом новом состоянии мы предполагаем, что оно, в свою очередь, остается неизменным, и так до бесконечности. [12]
Поскольку качественная множественность неоднородна и в то же время взаимопроникающа, ее нельзя адекватно представить с помощью символа; действительно, для Бергсона качественная множественность невыразима. Таким образом, чтобы постичь длительность, нужно перевернуть привычные способы мышления и интуитивно поместить себя в пределы длительности. [2]
Влияние на Жиля Делёза
[ редактировать ]На Жиля Делеза глубоко повлияла теория длительности Бергсона, особенно в его работе «Кино 1: Изображение движения» , в которой он описал кино как предоставление людям непрерывности движения (длительности), а не разбросанных вместе неподвижных изображений. [13]
Физика и идеи Бергсона
[ редактировать ]Бергсон переписывался с физиком Альбертом Эйнштейном в 1922 году и обсуждал теорию относительности Эйнштейна и ее последствия. [14] Для Бергсона основное разногласие касалось метафизических и эпистемологических утверждений теории относительности, а не спора о научных доказательствах за или против теории. Бергсон, как известно, заявил о теории, что это «метафизика, привитая к науке, а не наука». [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Анри Бергсон, Творческий разум: введение в метафизику , страницы 11–14.
- ^ Jump up to: а б Анри Бергсон, Творческий разум: введение в метафизику , страницы 165–168.
- ^ Стэнфордскую энциклопедию философского времени и свободной воли следует рассматривать как атаку на Канта, для которого свобода принадлежит сфере вне пространства и времени.
- ^ Парменид, О природе .
- ^ Аристотель, Физика , VI:9, 239b10.
- ^ Анри Бергсон, Материя и память , страницы 191–192.
- ^ Анри Бергсон, Время и свободная воля: Очерк непосредственных данных сознания , Предисловие автора.
- ^ Бергсон, Анри (3 июня 2014 г.). Время и свободная воля . п. 122. дои : 10.4324/9781315830254 . ISBN 9781315830254 .
- ↑ Стэнфордская энциклопедия философии Для Бергсона — и, возможно, это его величайшее открытие — свобода — это мобильность.
- ^ Jump up to: а б с Анри Бергсон, Творческий разум: введение в метафизику , страницы 164–165.
- ^ Анри Бергсон, Творческий разум: Введение в метафизику , стр. 163: Строго говоря, они не составляют множественных состояний до тех пор, пока я уже не вышел за их пределы и не оборачиваюсь, чтобы наблюдать за их следом. ... В действительности ни одно из них не начинается и не заканчивается; все они переплетаются друг с другом.
- ^ Анри Бергсон, Творческая эволюция (1911) тр. Артур Митчелл, Генри Холт и компания
- ^ Делёз, Жиль (1989). Кино 1: Изображение движения . Лондон и Нью-Йорк: Атлон Пресс. стр. Страница 5.
- ^ Каналес, Химена (04 октября 2016 г.). Физик и философ: Эйнштейн, Бергсон и дебаты, изменившие наше понимание времени (четвертое издание, первое издание в мягкой обложке). Принстон, Нью-Джерси. п. 4. ISBN 978-0-691-17317-7 . OCLC 942707420 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Каналес, Химена (04 октября 2016 г.). Физик и философ: Эйнштейн, Бергсон и дебаты, изменившие наше понимание времени (четвертое издание, первое издание в мягкой обложке). Принстон, Нью-Джерси. п. 6. ISBN 978-0-691-17317-7 . OCLC 942707420 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )