Николас Тоница
Николас Тоница | |
---|---|
Автопортрет (ок. 1923 г.) | |
Рожденный | |
Умер | 27 февраля 1940 г. Бухарест , Королевство Румыния | (53 года)
Место отдыха | Кладбище Генча , Бухарест |
Национальность | румынский |
Образование | Георге Попович Эммануэль Бардасаре |
Альма-матер | Ясская национальная школа изящных искусств Академия изящных искусств, Мюнхен |
Известный | Живопись, гравюра, литография, графика, керамика. |
Движение | Постимпрессионизм Экспрессионизм |
Супруг | Екатерина Климеску |
Покровитель(и) | Крикор Замбачян |
Военная карьера | |
Верность | Королевство Румыния |
Услуга/ | Румынская армия |
Лет службы | 1916–1918 |
Битвы/войны | Битва при Туртукае |
Награды | Орден Михаила Храброго |
Подпись | ![]() |
Николае Тоница (англ. Румынское произношение: [nikoˈla.e toˈnit͡sa] ; 13 апреля 1886 — 27 февраля 1940) — румынский художник, гравер , литограф , журналист и искусствовед. Черпая вдохновение из постимпрессионизма и экспрессионизма , [1] он сыграл важную роль во внедрении модернистских принципов в местное искусство .
Биография
[ редактировать ]Родившийся в Бырладе , он покинул свой родной город в 1902 году, чтобы поступить в Яссскую национальную школу изящных искусств , где среди его учителей были Георге Попович и Эманоил Бардасаре . [2] В следующем году он посетил Италию вместе со Бухарестского университета студентами- археологами под руководством Григоре Точилеску . [2] В этот период Тоница вместе с некоторыми из своих однокурсников расписал стены церкви Грозешть . [2]
В 1908 году он уехал в Мюнхен , где поступил в Королевскую академию изящных искусств ; он начал публиковать политические карикатуры в Furnica и публиковать искусствоведческие статьи в Arta Română . Следующие три года Тоница провел в Париже , где посещал мастерские художников и изучал известные картины. [2] Хотя творчество молодого художника изначально соответствовало преобладающему стилю, его дар цвета и индивидуальный подход в конечном итоге привели его к экспериментам. [3] Всю свою жизнь он оставался приверженцем Мюнхенской школы. [4] превознося его новаторский стиль над якобы «малоизвестными подражателями Матисса ». [5]
После возвращения Тоница расписывал фрески в нескольких церквях Молдавии и работал учителем рисования, а затем вместе с Цезарем Петреску редактором газеты «Яшул» . [6] В 1913 году он женился на Екатерине Климеску. [2] Коллекционер произведений искусства Крикор Замбачян , с которым Тоница подружился после 1925 года, указал, что во время ее существования Ягул встал на сторону Консервативной партии , выступая против вступления Румынии в Первую мировую войну . [4]
В 1916 году, после того как Румыния вступила в конфликт, Тоница был призван в армию и с 20 по 25 августа сражался в составе 84-го пехотного полка в битве при Туртукая . [7] Раненый, он попал в плен к болгарам и был отправлен в лагерь для интернированных в Кырджали вместе с коллегой-художником Севером Бурадой и скульптором Хорией Боамбэ. [8] Там он заболел малярией и ревматизмом , которые мучили его до самой смерти. [9] За боевую доблесть Тоница был награжден в ноябре 1916 года орденом Михаила Храброго 3-й степени. [10] Он был освобожден и вернулся в апреле 1918 года. [9] [7]
В 1920-е годы он был членом группы «Арта Романа» (вместе с Георге Петрашку и другими). [11] Его приверженность социальному комментированию лучше всего заметна в его графических работах, злых и иногда драматичных — он делал наброски для многих современных, обычно политических и левых , журналов: Socialismul (официальный голос недолговечной Социалистической партии Румынии ), Adevărul , Flacăra , Хиена , Рампа и Скарлата Каллимаки » «Клопотул — и в его статьях (в том числе в «Viaa Românească» и «Curentul» ), в которых в основном обсуждались культурные и социальные события. [12] Он сблизился с писательницей и активисткой Гала Галактион , чью книгу O lume nouă он проиллюстрировал в 1919 году и чей портрет («Человек нового мира») нарисовал годом позже. [4] Его первый каталог, выпущенный в 1920 году, предварял поэт и искусствовед Тудор Аргези . [4]
В 1921 году Тоница расширил свой ассортимент, нарисовав прототипы для керамической фабрики и организовав выставку керамики; в том же году он переехал в Валении де Мунте , [13] и решил прекратить сотрудничать с прессой. [4] Именно в то время он разработал свой характерный стиль и темы, которые, как утверждал Замбачян, были определены его отцовским опытом. [4]

Позже он стал редактором художественного журнала Artele Frumoase , а в 1922 году отправился в Трансильванию , где подружился с Аурелом Поппом . [14] В том же году он встал на защиту Камиля Рессу во время скандала, связанного с дизайном последнего занавеса Национального театра , нападая на художественные принципы, отстаиваемые культурным истеблишментом («[Румыния - это] страна, где ученые-историки сочиняют эротические пьесы и смущающие рифмы. , [...] где интеллектуальные женщины рисуют порывистые жесты дряхлых избирательных агентов , [...] где врачи втыкают свои ржавые шприцы в немыслимые мышечные ткани художников как средство для составления эстетических логарифмов »). [5] В 1926 году Тоница, Оскар Хан , Франциск Ширато и Штефан Димитреску организовались как Grupul celor patru («Группа четырёх»). [15] Он добился успеха в 1925 году после открытия большой выставки своих картин Валении де Мунте в Бухаресте , вызвав при этом споры (включая критику со стороны Рессу) по поводу его « плакатного » стиля. [4]
Несмотря на свою известность, он продолжал вести бедное и беспокойное существование, что, вероятно, способствовало ухудшению его здоровья. [4] К 1931 году он делил свое время между Бухарестом и Констанцей , согласившись расписать стены церкви Святого Георгия в последнем городе. [4] Тоница был возмущен приемом его работ в Констанце, объявив себя оскорбленным после того, как его заставили продемонстрировать свои работы на конкурсе менее известных художников. [4] В конце концов, он получил заказ и провел следующие два года, работая над фресками, дистанцируясь при этом от Gruul celor patru . [4]
После смерти Димитреску в 1933 году Тоница занял свою кафедру в Академии изящных искусств в Яссах. [16] Участник нескольких национальных выставок и всемирных ярмарок , свои последние работы он написал в окрестностях Балчика .
По словам Замбачяна, ранняя связь Тоницы с социализмом отчасти была связана с интересом к нему со стороны левой прессы, которая была готова вознаградить его вклад в то время, когда «нельзя было жить исключительно живописью». [4] Тот же источник сообщил, что позже художник воздерживался от выражения политических взглядов и однажды в 1930-х годах в шутку называл себя «сторонником Петре П. Карпа ». [5] (лидер консерваторов умер в 1919 году). Тем не менее, он подписал вместе с рядом других видных деятелей культуры призыв об укреплении культурных связей между Румынией и Советским Союзом , приведший к созданию Общества по поддержанию культурных связей между Румынией и Советским Союзом (Советский Союз) в мае 1935 года ( см. Друзья СССР ). [17]
В 1937 году он тяжело заболел. [18] и умер три года спустя. Похоронен на кладбище Генча в Бухаресте.
Искусство
[ редактировать ]
Во многом благодаря искусству своего предшественника Штефана Лукиана , [19] Тоница была во многом вдохновлена импрессионизмом . [20] но в равной степени он восхищался открытиями, сделанными художниками -постимпрессионистами (их революцией в композиции и великолепием Belle Époque ). [21] Тоница особенно критично относился к Николае Григореску , главному законодателю моды в румынском искусстве, чей успех в «крестьянских мотивах», как он заявил, «побудил его остаться на всю оставшуюся жизнь в этой розовой и беззаботной атмосфере». ". [5] Он также возражал против влияния Григореску на молодое поколение, которое привело к « маньеризму » и « национализму » в выборе предметов. [5] и возникающее вежливое искусство («где человек будет представлять собой лишь декоративный и забавный аксессуар»). [5]
Подтверждая свою «мучительную жизнь» и «движимый фантазиями и богемный образ жизни», Замбачян задавался вопросом, не были ли они источником «гениального искусства Тоницы, полного хроматических радостей, которые, тем не менее, пронизаны меланхолией ». [4] Он провел прямое сравнение между новаторским присутствием художника в живописи и поэзией Джорджа Баковии символистской . [4]
Во время пребывания за границей Николае Тоница находился под влиянием произведений Рембрандта и Антонио да Корреджо . [4] Поклонник Франса Мазереля и Кете Кольвиц , [22] он также адаптировал принципы экспрессионизма , особенно присутствующие в его сатирических рисунках, но также представил большие работы, такие как Coadă la pâine («Очередь за хлебом», 1920). [22] По словам Замбачяна, Тоница не приняла четких принципов экспрессионизма (« Модильяни и Паскин предпочитали искривлять [формы], в то время как Тоница не отклонялась от природы и делала упор на чувство»); [4] эти двое продолжали противостоять друг другу по вопросу стиля Анри Матисса (которым восхищался Замбачьян и который горячо оспаривал Тоница). [4] Более отдаленное, но не менее прямое влияние оказало графическое искусство Оноре Домье , которое изучала Тоница. [23]
Раннее искусство, созданное под этим влиянием, было описано в Sburătorul Сирато, другом Тоницы, как «картины, которые [на самом деле] представляют собой рисунки с легким оттенком интеллектуализма»; [24] В тот период журнал Rampa приветствовал художника как «священника гуманитарных идей, идей, требующих внимания современных мировых лидеров, со все более ясным и смелым тоном». [25]
Большинство его работ имеют спокойные тона, в отличие от тех, которые выражают вовлеченность Тоницы в социальные проблемы. Они предложили классический эстетический идеал, рассматривая искусство как хранителя духовных ценностей. [26] Это послание наиболее очевидно в его Северной Добруджи пейзажах , его натюрмортах , портретах клоунов (прославившихся своим способом сублимировать комические и гротескные элементы в масках и гриме, чтобы раскрыть печальную человечность), [27] молодые женщины и дети. Так называемые «глаза Тоницы», одновременно остроконечные и выразительные, являются характерной чертой его детских портретов. [4] В отличие от их высокой оценки этих произведений, Замбачян и другие члены Grupu celor patru упрекали пейзажи Балчика: Замбачян заметил, что его работы «больше похожи на арабески в цветных тонах, [...] в то время, когда Сирато развивался вверх к нюансированным живопись прекрасной репрезентативности в светящемся пространстве». [4]
Работает
[ редактировать ]- Приморский
- Площадь Святого Спиридона в Яссах (1906 г.)
- мультфильм 1919 года
- мультфильм 1920 года
- Человек нового мира , портрет Галы Галактион (1920)
- мультфильм 1922 года
- Дочь лесника (1924)
- Портрет ребенка (1926)
- Сад в Валенах (1926)
- Обнаженная (1927)
- Портрет девушки (19хх)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дрэгуц и др. , с.191, 192, 193; Григореску, стр.432; Сорбан, стр.14-26
- ^ Jump up to: а б с д и Шорбан, стр.73
- ^ Шорбан, стр. 13-14, 30.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Замбакский
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тоница, на замбакском языке
- ^ Сорбан, стр. 73-74; Замбакский
- ^ Jump up to: а б Лаура Синзиана Кучук Романеску (2013). «Николае Тоница, художник из Туртукая» . Румынский журнал евразийских исследований . 9 (1/2): 53–61.
- ^ «Художнику Николае Тонице «рассказывает» правнучка Андра Тоница» . www.orizonturiculturale.ro (на румынском языке) . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Шорбан, стр.74
- ^ Министерство Рэсбойу, Ежегодник офицеров и флагов румынской армии, награжденных орденом «Михай Витязул» , графические мастерские «Socec & Co», Бухарест, 1930, стр.69
- ^ Сорбан, стр. 74-75; Замбакский
- ^ Дрэгуц и др. , стр.192-196; Григореску, стр.464; Сорбан, стр.15-30, 74; Замбакский
- ^ Сорбан, стр. 35, 74; Замбакский
- ^ Шорбан, стр.75
- ^ Сорбан, стр.75; Замбакский
- ^ Сорбан, стр.76; Замбакский
- ^ Ионита, стр.61
- ^ Шорбан, стр.76-77.
- ^ Дрэгуц и др. , с.193, 196; Сорбан, стр.32-33; Замбакский
- ^ Суп, стр. 18-20.
- ^ Шорбан, стр.20-21, 24.
- ^ Jump up to: а б Драгут и др. , стр.193; Григореску, стр.432
- ^ Дрэгуц и др. , стр.192; Сорбан, стр.24, 26-28
- ^ Ширато, на замбачском языке
- ^ Рампа , на замбачском языке
- ^ Дрэгуц и др. , с.193-195, 196; Сорбан, стр.30, 66
- ^ Дрэгуц и др. , стр.194-195; Григореску, стр. 110, 286, 432; Сорбан, стр.44-45
Ссылки
[ редактировать ]- Василе Дрэгуц, Василе Флоря, Дан Григореску , Марин Михалаке, Румынская живопись в изображениях («Румынская живопись в изображениях»), Издательство «Меридиан» , Бухарест, 1970 г.
- Дэн Григореску, История потерянного поколения: экспрессионисты , Издательство Эминеску , Бухарест, 1980 г.
- Г. И. Ионицэ, «Успех духа солидарности», в журнале «Исторический» , октябрь 1972 г.
- Рауль Сорбан , Николае Тоница , издательство «Меридиан», Бухарест, 1965 г.
- (на румынском языке) Крикор Замбачян , «Глава XII: Тоница», в «Записях любителя искусства» , опубликованных и размещенных LiterNet
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на французском языке) Иллюстрированная биография
- Румынские художники
- Румынские карикатуристы
- Румынские редакционные карикатуристы
- Румынские иллюстраторы
- Румынские литографы
- румынские монументалисты
- Румынские акварелисты
- Художники-экспрессионисты
- Художники-постимпрессионисты
- Академический состав Национального университета искусств Джордже Энеску
- Румынские искусствоведы
- Румынские обозреватели
- Румынские эссеисты
- Редакторы румынских газет
- Персонал Сухопутных войск Румынии
- Румынские военнослужащие Первой мировой войны
- Люди из Бырлада
- Члены Румынской Православной Церкви
- Выпускники Академии изящных искусств Мюнхена
- румынские социалисты
- Военнопленные Первой мировой войны, удерживаемые Болгарией
- Румынские военнопленные
- 1886 рождений
- 1940 смертей
- эссеисты 20-го века
- Похороны на кладбище Генча
- Выпускники Национального университета искусств Джордже Энеску
- Кавалеры ордена Михаила Храброго.
- Литографы 20 века