Михаил Роллер
Михаил Роллер | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 21 июня 1958 г. | (50 лет)
Другие имена | Михай Роллер, Михаил Роля, Михаил Роля |
Академическое образование | |
Влияния | Friedrich Engels , Vladimir Lenin , Karl Marx , Joseph Stalin , Andrei Zhdanov |
Академическая работа | |
Эра | 20 век |
Школа или традиция | Marxism–Leninism , Zhdanov Doctrine |
Основные интересы | Марксистская историография , история Румынии , устная история |
Известные работы | Проигнорированные страницы истории современной Румынии (1945 г.) Педагогика в СССР (1947). История РПР (1947 и др.) Революционный 1848 год (1948) |
Место отдыха | Крематорий пепла , Бухарест |
Михаил Роллер (англ. Румынское произношение: [mihaˈil ˈrolər] , имя также Михай , также известный как Ролеа или Ролеа ; [1] 6 мая 1908 — 21 июня 1958) — румынский коммунистический активист, историк и пропагандист, осуществлявший жёсткий идеологический контроль над румынской историографией и культурой в первые годы коммунистического режима . Во время своего инженерного обучения он сплотился с коммунистическими ячейками в Румынии и за рубежом, вступив в Коммунистическую партию Румынии, когда она еще была подпольной группой. Он сотрудничал с Агитпропа лидерами Леонте Рэуту и Иосифом Кишиневским , провел время в тюрьме за свою коммунистическую деятельность и в конечном итоге сослал себя в Советский Союз , где обучался марксистской историографии .
Вернувшись в Румынию после окончания Второй мировой войны , Роллер выполнял коммунистические задания в области культуры. При Рауту он помог разработать официальный учебник истории, монополизировав историческое повествование более десяти лет. Отвлекая внимание от национальности и классовой борьбы , работа Роллера была направлена на перевоспитание традиционалистской общественности и изображала Румынию как тесно связанную со славянской Европой . Выдвигая такие тезисы, Роллер подвергал цензуре исторические события и, в одном случае, пересказал события, которые никогда не происходили в реальной жизни.
В конце 1950-х годов Роллер обнаружил, что его коллеги-коммунисты не поддерживают его. заклеймили его как уклониста Члены партийного руководства , вероятно, потому, что он невольно разоблачил их второстепенную роль в ранней коммунистической истории. Роллер погиб при загадочных обстоятельствах, не исключающих возможность самоубийства.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и деятельность
[ редактировать ]Роллер родился в Бухуши , тогдашней коммуне в уезде Нямц , в еврейской семье; как сообщил сам Роллер, его отец был раввином , [2] хотя некоторые источники идентифицируют его как функционера. [3] Среднее образование мальчик получил в Бакэу . [1] [2] и вскоре стал сторонником крайне левых взглядов. Дата его присоединения к запрещенной Румынской коммунистической партии (ПКДР), позже Рабочей партии (ПМР), остается спорной. Бывший писатель-коммунист Михай Стоян приводит 1926 год, отмечая, что он совпал с забастовкой в Бухуши. [1] Другие источники предполагают, что он присоединился только в 1931 году. [4] Историк Лучиан Бойя пишет, что Роллер, как и другие коммунисты его поколения, не мог быть членом партии на том этапе, поскольку это послужило бы вещественным доказательством заговорщической деятельности. Скорее всего, Роллер был привлечен к ответственности посредством устного заявления. [5]
Студент Берлинского технологического института и Парижского технологического института в период с 1925 по 1931 год, Роллер стал членом Roter Frontkämpferbund . [2] Он также вступил в Коммунистическую партию Германии в 1926 году и Коммунистическую партию Франции в 1928 году, работая над их публикациями. [4] [6] Согласно его автобиографическим заметкам, он также был лидером Румынской коммунистической группы во Франции. [2] По профессии он получил квалификацию начальника дорог и шоссейных дорог . [7] После возвращения в страну в 1931 году Роллер был назначен редактором главного вестника ПКДР « Scînteia» . [4] партии Роллер описал свое начало работы в секции Агитпропа (1931–1933) как начало своей жизни как « профессионального революционера ». [2]
Как позже заметил исследователь Виктор Фрунзэ, тайный характер ПКДР и внутренняя борьба не позволяют точно узнать, кто руководил Скинтеей на тот момент. Фрунзэ считает, что Роллер был одним из молодых людей, работавших под началом старшей активистки Аны Паукер ; другими были Рэуту, Кишиневский, Василе Лука , Георге Стойка , Сорин Тома , Георге Василички и Штефан Войку . [8] Другой коммунист, Белу Зильбер , позже отметил, что Роллер уже был назначен историком ПКДР, и пообещал официальный пост в случае коммунистического переворота. [1] Подобные историографические амбиции побудили историка Адриана Чорояну назвать Роллера «фантазером» в этой области. [9] По словам политолога Владимира Тисмэняну , Роллер также был одним из еврейских и бессарабских «деклассеров», занявших высшие позиции ПКДР во фракции Кишинёвского-Рэуту, и фактически ярым антиинтеллектуалом . [10]
Аресты и ухудшение здоровья
[ редактировать ]Известный как «инженер Роллер» или «Ролеа» в файлах, хранящихся в Королевства Румыния , секретной полиции Сигуранты он впервые привлек внимание властей после обнаружения секретной типографии в Бухаресте . [4] В первые месяцы 1933 года Роллер был идеологическим инструктором в Зелёном секторе и работал там до октября, когда был арестован. Освобожденный к ноябрю, он был отправлен в родной район Западной Молдавии . Сам Роллер вспоминал, что тогда он занимал должность регионального секретаря Олтении в марте – апреле 1934 года и июле 1934 года – мае 1935 года. [11] Он был снова арестован в 1934 и 1938 годах, но так и не был осужден из-за отсутствия доказательств. [4] Согласно документам ПКДР, между арестами Роллер вел переговоры об альянсах Народного фронта с другими социалистическими группами: в 1934 году он был одним из нескольких членов « антифашистского комитета», которые проводили переговоры о слиянии с Унитарной социалистической партией (ПСУ) Константина Поповича . [12]
Роллер, который также руководил созданием рабочих антифашистских секций в Бухаресте в сентябре 1934 г. [13] упоминается как один из активистов ПКДР и ПСУ, подписавших официальный протест против «многочисленных злоупотреблений и противоправных действий, совершаемых органами репрессий». [14] В мае – октябре 1935 года он занимал должность главного идеологического наставника коммунистической партии. [15] Его перевели на другую должность: он был партийным секретарем комитета Нижнего Дуная ( Галац ), после чего работал в Комитете защиты заключенных-антифашистов, входящем в сеть Международной красной помощи (MOPR). В этом качестве Роллер мобилизовала поддержку Паукер в то время, когда она предстала перед судом за подстрекательство к мятежу. [15]
Его работы того времени включали политические статьи, такие как Fascismul şi baza sasocială («Фашизм и его социальная основа»). [16] В заметке Сигуранты от мая 1937 года упоминается публикация его первой отдельной брошюры под названием Din istoria drepturilor omului («Из истории прав человека»), предисловием которой выступил философ Константин Рэдулеску-Мотру . Во многом это была посмертная дань уважения активисту Константину Коста-Фору . [17] города Полиция упомянула, что она уже продавалась в книжных магазинах и у распространителей публикаций PCdR, и полагала, что она частично финансировалась баптистской общиной , которой была посвящена отдельная глава. [4] Как объяснил сам Роллер, брошюра была призвана проверить пределы румынской цензуры и была частью его работы в МОПР. [15] Din istoria» Полиция по-прежнему обнаружила, что « содержит «экстремистские» отрывки и покупается только лицами, «подозреваемыми в коммунизме». Как только они обнаружили, что книга не была одобрена аппаратом государственной цензуры, она была запрещена, а все продаваемые экземпляры были конфискованы. В октябрьской записке указывается, что Роллер планировал новую работу о всеобщей забастовке 1920 года , которая должна была финансироваться партией. [4] Как сообщает Роллер, произведение было опубликовано, хотя и «зарезано цензурой», а затем и вовсе изъято из обращения. [15] В том же году он выпустил еще один краткий трактат, Contribuție la istoriasocială a României («Вклад в социальную историю Румынии»). [1]
Посетив саммиты MOPR в Париже и Праге в 1937 и 1938 годах, Роллер всего три дня пробыл главой румынского отделения. [15] В 1938 году он провел короткий срок в тюрьме Джилава . В своей автобиографии Сорин Тома отмечает, что условия там были не такими плохими, как в Дофтане , но 26 заключенным давали в день по два ведра питьевой воды и два для использования в качестве ночных горшков . [4] Роллер, страдающий хроническим заболеванием, позже диагностированным как несахарный диабет , [15] сам осушал одно ведро и наполнил другое. [4] Сам Роллер утверждал, что 1938–1940 годы провел в основном в специализированных больницах, «совершенно бездеятельно». Его единственными работами в агитпропе были случайные статьи в Scînteia и фельетон по истории труда, опубликованные Deşteptarea , румынско-американской газетой. [15] В конце концов он выписался из больницы и возобновил подпольную работу вопреки советам коллег. Он вернулся к агитации среди рабочих «Зеленого сектора», а также был назначен соредактором нелегальной газеты Viaa Muncitoare . [18]
Советское изгнание и возвращение
[ редактировать ]В июле 1940 года Роллер, едва избежав повторного ареста румынскими властями, уехал в Бессарабию, недавно оккупированную Советским Союзом . Некоторое время он находился в Рени Украинской ССР . [19] Впоследствии Роллер переехал в Молдавскую ССР , в Кишинев , где начал работать на городской табачной фабрике. В июне 1941 года, всего за несколько дней до начала операции «Барбаросса» , он отправил свое резюме Борису Стефанову с просьбой рассмотреть его кандидатуру на членство в Коммунистической партии Советского Союза . [20] Вовлеченный в группу ПКДР в Москве, Роллер продолжал работать под руководством Паукера, который также присоединился к румынскому сообществу изгнанников. Он также учился на историческом факультете МГУ . [1] [3] [4] Мало что известно о деятельности Роллера в начале 1944 года, когда перемена судьбы на Восточном фронте ознаменовала победу Советского Союза над державами Оси . По общему мнению, он перестал платить членские взносы в ПКДР, что может свидетельствовать о том, что он был занят партийной работой и готовился к карьере в коммунистической Румынии. [1] Проведя некоторое время в институте № 205 (бывшая школа Коминтерна ), в декабре 1944 года он стал единственным уроженцем Румынии, обучавшим военнопленных в Красногорска Центральной антифашистской школе . Находясь здесь, он предложил нанять Александру Бырлэдяну и Хайю Гринберг для помощи ему в специализированных занятиях. [21]
После переворота лета 1944 года Роллер, используя свою советскую идеологическую подготовку в своих целях, смог присоединиться к партийным пропагандистским структурам. В 1945 году он стал заместителем начальника отдела науки и образования в Управлении агитпропа ЦК, возглавляемом Леонте Рэуту, и оставался на этом посту до 1955 года. [3] Команда, в которую входили Роллер, Рэуту, Кишиневский, Тома, Николае Морару и Офелия Маноле, фактически контролировала все управление до 1953 года и помогла реконфигурировать румынскую культуру в соответствии с доктриной Жданова . [22] По словам Тисмэняну, Роллер стал «писцом» румынского коммунизма. [23] один из нескольких «фанатиков» и «дилетантов», продвигающихся по службе PCdR. [24]
Михаил Роллер ознаменовал свое возвращение в румынскую историографию эссе 1945 года Pagini ignorate din istoria României Contemporarye («Страницы истории современной Румынии, игнорируемые»). В нем было объявлено, что коммунистические усилия по переосмыслению истории набрали силу: «Воззрение диалектического и исторического материализма также вооружает нас основными принципами научного исторического исследования». Далее Роллер заявил, что капиталистические историки превратили историю в оккультную науку, поскольку «в интересах зарубежного империализма и эксплуататорских классов внутри него, чтобы история народа и его борьба стали достоянием общественности». Этот процесс, по его мнению, был обратимым. [1]
Однако на том раннем этапе политическая пропаганда по-прежнему оставалась главной задачей Роллера; например, он написал серию статей в Scînteia, направленных на борьбу с Национальной крестьянской партией перед выборами 1946 года . [25] Его редакционные статьи в коммунистической прессе последовательно возвращались в сферу марксистско-ленинской историографии. В Contemporanul он изложил свои предложения по изменению хронологии румынской истории и по-новому интерпретировал плодотворные события, такие как объединение Румынии в 1859 году , через призму марксизма. [26] Другие подобные тексты помогли закрепить миф о «нелегалах» (тайных коммунистах 1930-х и 40-х годов) как борцах за свободу. [27] Тогда же, отмечает Фрунзэ, Роллер принял участие в полупринудительной кампании по русификации , выпустив агитационный лозунг «Сэ învătsăm лимба луй Ленин и Сталин!» («Давайте выучим язык Ленина и Сталина !»). [28] Просоветское предприятие Editura Cartea Rusă опубликовало его трактат «Педагогика в СССР» («Педагогика в СССР»), в котором рекомендовалось подражать советскому школьному образованию . [29]
К лету 1947 года другая партийная работа Роллера заключалась в осуществлении прямого коммунистического контроля над левым студенческим движением (Фронт Демократического университета) и инициировании чистки « реакционных » профессоров. [30] По общему мнению, Роллер также несет ответственность за отказ принять в дар модернистские скульптуры Константина Брынкушь , тем самым лишив румынское государство крупной коллекции произведений искусства. [7] Он также внес неоднозначный вклад в область коммунистической цензуры , присоединившись к Кишиневскому для надзора за румынским кино . [31]
В ноябре 1948 года, после установления коммунистического режима , он был избран в Румынскую академию после чистки большого числа членов. Роллер был частью волны новых академиков; как отмечают различные авторы, большинство из них имели второстепенное значение в своих областях, но были убежденными приверженцами коммунизма и готовыми выступать в качестве идеологических силовиков. [1] [32] Избран вице-президентом Академии (поддерживает Траяна Сэвулеску ), [1] он также возглавлял секцию истории, философии, экономики и права с 1949 по 1955 год. Роллер считал, что академия должна перейти от своего прежнего положения «феодальной касты, замкнутого круга, изолированного от масс и потребностей народа» в « живой и активный фактор развития нашей науки и культуры». Более того, он призывал членов, независимо от их специальности, применять марксистско-ленинское учение об обществе и его развитии, пролетарских революциях, строительстве социализма и победе коммунизма. [33]
К марту 1952 года Роллер принимал непосредственное участие в проверке новых членов Академии, лично осуществляя прием Матея Сокора и продвижение по службе Штефана Венкова . Как он сообщил советскому дипломату Голиченкову, перестановки могут гарантировать, что Роллер «больше не будет одиноким среди старых реакционеров», таких как Сэвулеску (хотя он все еще одобрил вступление в должность жены последнего, Алисы Аронеску-Сэвулеску ). [34] Когда Сэвулеску предложил, чтобы публикации Академии не подвергались цензуре, Роллер вмешался и вновь ввел «контроль», отметив: «Я здесь, чтобы контролировать и вырезать те фрагменты, которые бросаются в глаза». [35] Даже самые традиционалистские представители коммунистического академического истеблишмента были раздражены вмешательством Роллера. Ученый Михай Раля якобы назвал его «некомпетентным и злым грубияном». [36]
Ранняя программа
[ редактировать ]Анализируя влияние таких директив, Лучиан Бойя называет Роллера «маленьким диктатором» румынской историографии, которому никто не оспаривается после того, как «землетрясение» 1948 года породило румынскую марксистскую традицию. [37] С 1948 по 1955 год Роллер был профессором, а также заведующим кафедрой истории Румынии Военно-политической академии . [3] В 1948 году он опубликовал свой собственный обзор революций 1848 года среди румын: Anul revolutionar 1848 («1848, год революции»). Этот исторический период, начиная с 1950-х годов, должен был быть в центре внимания его статей и разоблачений. [38] Роллер также был «историческим рецензентом» пропагандистского фильма, пересказывающего события 1848 года, Гео Богза . сценаристом которого выступил [39]
После выборов 1948 года Роллер стал членом Великого национального собрания . [40] В апреле 1949 года он и Рауту были делегатами Конгресса защитников мира под руководством Михаила Садовяну (который, по общему мнению, затмил их обоих). [41] В том же году Роллер возглавил комитет по образованию секции Агитпропа. Этому органу было поручено писать школьные учебники для использования в системе образования , большинство из которых были переведены с русского языка . Под его непосредственным руководством ученики начальной школы начали узнавать о «новых учителях рабочего класса» ( Марксе , Энгельсе , Ленине и Сталине), а русскоязычное образование началось с 4-го класса и продолжалось до третьего курса университета. [3] [4]
Чтобы укрепить свой контроль над румынской историографией, Роллер продвигал своих сторонников в исторических институтах академии, особенно в Бухарестском отделении , возглавляемом с 1953 года Виктором Черестешю и его заместителем Аурелом Романом. Его самого поддержал ряд молодых исследователей, которых он выдвинул и отправил учиться в Советский Союз. Он уделял большое внимание внедрению идеологии в высшее образование и партийному контролю над университетами, а в его общие обязанности входило руководство наукой в целом, а не только историей. Его функции и выполнение партийных приказов означали, что Роллер, по сути, контролировал всю историографию, созданную в период с 1948 по 1955 год. Его слова указывали на пределы, в которых историки могли практиковать свое ремесло. По мнению историка Ливиу Плеши, деятельность Роллера была направлена на «искоренение традиционных ценностей из румынского менталитета» и замену их пропагандистскими темами нового режима. [42]
Директивы Роллера печально известны тем, что подчеркивают предполагаемое величие Советского Союза при Сталине, но также и восхваляют царскую Россию и славянские народы . [43] Другие подчеркнутые идеи включали осуждение других иностранцев, особенно жителей Запада, начиная с Древнего Рима: французские, итальянские и американские библиотеки были закрыты, их покровители арестованы; осуждение прежде господствовавшего боярства («предателей» османов ) и буржуазии («космополитов» и «служащих империалистическим капиталистам»); и минимизация роли исторических румынских деятелей. [42] Описанная историками-традиционалистами как война за национальное единство Румынии, Роллер и другие марксисты-ленинисты трактовали Первую мировую войну как «империалистическую войну». [44] Таким образом, участие Румынии было «империалистической акцией», как и оккупация Бессарабии и интервенция в Венгрии . [45]
Официальный взгляд на румынскую историю, представленный этими идеями, был разработан активистами Агитпропа и собственным Институтом истории ПМР и впоследствии стал догмой, когда был одобрен партийными пленарными заседаниями и съездами. К авторитетным текстам относились сочинения Сталина, «Краткий курс истории Коммунистической партии Советского Союза» , решения ЦК ПМР, а также сочинения и выступления Георгиу-Дежа. В первые годы режима ученые часто придавали своим работам идеологическую окраску, цитируя Сталина или, в меньшей степени, Ленина. Взяв за образец речь Андрея Жданова в 1946 году , Рэуту и Роллер стремились заменить «буржуазно-реакционную» и «антирумынскую» старую историографию диалектическим материализмом; последний предупредил, что неспособность написать новую историю «остала бы в руках классового врага идеологическое оружие против рабочего класса». [46]
История РПР
[ редактировать ]Его учебник истории, первый марксистский синтез румынской истории, появился в 1947 году, в одном издании для старших школьников, а в другом — для младших. Он изображал историю страны через призму марксистских этапов истории : первобытный коммунизм, рабство, феодализм, капитализм и социализм, продвигаясь все время через классовую борьбу . [4] Первоначально называвшаяся Istoria României («История Румынии»), а затем Istoria RPR («История Румынской Народной Республики»), она появилась между 1947 и 1956 годами и использовалась до 1961–1961 годов. 1962 учебный год. Появившись очень быстро («в рекордные сроки», по словам Стояна), [1] он не был написан Роллером и его сотрудниками на пустом месте, а скорее использовал документы периода нелегальности ПКР, особенно тезисы, принятые пятым съездом партии, состоявшимся под Москвой в 1931 году. В них критиковалась уния 1859 года, уния 1918 года , конституционная правительство, демократические реформы, монархия, парламентаризм, деятельность лидеров исторических партий и внешняя политика - все эти критические замечания вошли в учебник. [46]
«История РПР» принесла своему автору Государственную премию Румынии за 1949 год. [1] в то время как Агитпроп представил это как огромный успех. Ее претензии (мгновенно распроданные тиражи, миллионные тиражи) на самом деле не имели значения, поскольку реальной конкуренции в этой области не было. [47] описал его Единственный учебник истории, разрешенный в школах, Шербан Папакостя как «самую обширную работу по политической мистификации прошлого Румынии», сделав Роллер «символом усилий по адаптации румынского прошлого к императивам советской оккупации и « интернационалистический режим». В стране был установлен [46] Бойя также отмечает, что, особенно после включения в название аббревиатуры, «История…» перевернула логику предыдущего историографического дискурса, от «национальной идеи» к «интернационалистскому духу». [48] Стоян также предполагает, что «История…» неудачна с литературной точки зрения. Оно написано « деревянным языком », и его фразы имеют «вкус пены». [1]
Политические идеи учебника стали историографическими тезисами и быстро превратились в требования ко всему официальному историописанию того периода. Классовая борьба была представлена как движущая сила истории, а социальные конфликты были вырваны из контекста и преувеличены. Особым случаем является глава древней истории, посвященная Римской Дакии . Здесь, как отмечают комментаторы, Роллер отклоняется от псевдоистории , создавая повествование о социальных восстаниях среди даков , ни одно из которых на самом деле не произошло. [49] Исторические деятели были отнесены к эксплуататорским классам, подавление этих классов диктатурой пролетариата оправдывалось их многовековыми злодеяниями. [50] Советский Союз был расточен в похвалах, подчеркнут вклад славян в историю Румынии, от периода переселения народов до средневековья , до войны за независимость и по настоящее время. [51] Само происхождение румын рассказывалось иначе, чем раньше: сам Роллер пришел к выводу, что влияние славянских государств — Дунайской Болгарии , Киевской Руси , Галича — имело фундаментальное значение в формировании жизни ранних румын. [52] Классические западные ценности подверглись нападкам, причем в более поздних изданиях, по мере углубления холодной войны . [51]
Иконография национального пробуждения была сознательно изменена. Михаил Храбрый , ранее изображавшийся как национальный объединитель, был представлен как инструмент императора Священной Римской империи Рудольфа II . [53] Трансильванская школа была переименована в «Латинскую школу», ее руководителей обвинили в сокрытии славянского и русского влияния на румын и в пропаганде шовинизма . [51] Восстания 1848 года и, в частности, успешная Валашская революция были описаны как предшественники марксизма-ленинизма. [54] Из лидеров только Николае Бэлческу ценился за борьбу с феодализмом и поддержку царской России; на другом конце Аврама Янку упрекали за сотрудничество с Австрийской империей . [55] Взгляды Роллера на Бэлческу были почти полностью положительными и переросли в коммунистический культ личности Бэлческу : напротив, Роллер описал левый либерализм как высокоразвитую форму утопического социализма и протомарксизма. [56] 1859 года Союз княжеств принес пользу буржуазии только за счет расширения рынка сбыта ее продукции и был выгоден только ее классу, а не массам и нации в целом. [57] Александру Иоан Куза , правивший единым государством, подвергся критике как нерешительный реформатор. [58]
Создание Великой Румынии в 1918 году рассматривалось применительно к присоединению Бессарабии как «империалистическая интервенция против социалистической революции в России». Точно так же уния Трансильвании была «интервенцией против революции в Венгрии ». [57] Считалось, что новая эпоха началась не с унии 1918 года, а с Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года; палеолит стал «диким человеком», а неолит — «варварством». [1] [51] Коммунистические забастовки и демонстрации в межвоенный период были детализированы и чрезмерно раздуты, так что период 1917–1948 годов рассматривался в основном через призму истории ПКДР. Официальная история была упрощена за счет значительного преуменьшения роли Румынской Православной Церкви . Новейшая история представила в негативном свете политические партии, монархию (по словам Роллера, «наиболее реакционный образец своего политического класса и величайшего владельца латифундий »), демократический режим и его институты. [59] Межвоенная глава была озаглавлена «Усиление порабощения Румынии американским, английским и французским империализмом». [1] с «единственными словами презрения», предназначенными для семьи Брэтиану . [60]
Таким образом, классовая борьба и особенно репрессии против высших классов были легитимизированы: если последние веками противостояли массам, то отнять у них собственность путем национализации и заключить их в тюрьму казалось справедливым. События конца Второй мировой войны были изображены следующим образом: переворот короля Михаила был «освобождением Советской Армии», защищавшей страну от империалистов; Северная Трансильвания была восстановлена благодаря Советам; СовРомы ; способствовали восстановлению экономики страны выгодные для Румынии положения Парижских мирных договоров принадлежали Советам, а карательные положения исходили от империалистов. [61] По словам Стояна, разделы политической истории в значительной степени основывались на сфабрикованных и датированных задним числом документах и оправдывали репрессии ПКДР/ПМР в отношении своих врагов, в том числе « правых социал-демократов » и сионистов . [1] Лукрециу Пэтрэшкану , который поддержал национал-коммунизм против своих просоветских коллег и был за это казнен, ретроспективно был определен как «предатель» и «носитель буржуазной идеологии». [62]
Критика со стороны румынских и особенно советских историков, действовавших по указанию Кремля, сочла текст недостаточно марксистско-ленинским. В 1950 году один из Советов выразил несогласие с тем, как была представлена Трансильванская школа, посчитав, что ее латинистская ориентация сделала ее «вассалом папства», и обвинив ее в шовинизме против славян и венгров . Советская делегация, посетившая Румынию в 1949 году, закончила критикой ряда элементов текста Роллера. [59]
Документальная, писательская и правоприменительная деятельность
[ редактировать ]По инициативе Роллера было опубликовано огромное количество исторических документов. Однако они были тщательно отобраны, чтобы соответствовать видению партии, особенно в томах, посвященных Войне за независимость и Румынскому крестьянскому восстанию 1907 года . По первому изымались документы, выставлявшие Россию в невыгодном свете, по второму не публиковались документы, не продвигающие стремление режима показать «жестокие репрессии буржуазно-помещичьих правительств». Другие коллекции были подделаны аналогичным образом. За работу над книгой о крестьянском восстании Роллер в 1951 году снова был удостоен Государственной премии первой степени. [4] [63] Плеша отдает должное Роллеру за заказ публикации документов средневекового периода страны, ранее почти полностью отсутствовавших в печати, а также указателя коллекции Хурмузачи , которая стала практически непригодной для использования. Хотя над этими проектами работали профессиональные историки, он также отмечает, что Роллер не давал согласия на публикацию документов в их первоначальном виде, особенно из-за необходимости работы в стахановском темпе, и что готовые продукты не достигли очень высокого уровня. . [64]
Он участвовал в планировании Румыно-Российского музея в Бухаресте и Института высшего образования имени Максима Горького, занимающегося подготовкой учителей русского языка и литературы. Журнал, главным редактором которого он был, Studii («Исследования»), впервые появился в 1948 году. Он выходил ежеквартально до 1955 года, затем раз в два месяца до 1974 года, когда он стал ежемесячным и его название было изменено на Revista de Istorie . В то же время были закрыты журналы на аналогичную тему: Revista Istorică , основанная Николае Йоргой , К. Джуреску Константина Revista Istorică Română , Виктора Папакостеа и Balcanica Revue des Études Sud-Est Européennes . [4]
Частой мишенью многих статей Роллера в журналах Scînteia , Lupta de Clasa и Studii была докоммунистическая историография, которую он обвинял в фальсификации роли рабочего класса и масс в более широком смысле. Он повторил, что докоммунистические историки служили «буржуазно-землевладельческим» режимам, в которых доминировали «иностранные империалисты», которые хотели, чтобы румынский народ оставался в неведении о своей истории, чтобы его было легче эксплуатировать. [64] Возвышение Роллера совпало с согласованными усилиями нового режима стереть следы предыдущих писателей, так что работы историков, в том числе Джуреску, Виктора Папакостя и Николае Бенеску, были исключены из учебной программы, а некоторые историки, такие как Георге Брэтиану и Ион Нистор умер в тюрьме, свои произведения скрывая от публики. [4]
Роллер также видел врагов среди учителей старшего возраста, которые, по его мнению, блокировали «культурную революцию» и способствовали «перевоспитанию преподавательского состава». Он стремился придать системе образования классовый характер и заставить ее служить интересам рабочих, крестьян и «прогрессивной интеллигенции», в том числе и тех, кто бросился на сторону нового режима. [64] Уже в 1947 году студентам было предложено сформировать марксистские «ячейки», проверяющие догматическую чистоту уроков истории и привлекающие к ответственности учителей. [65] В одном случае Роллер объяснил, что, пока старый преподавательский состав может включать в себя «военного преступника», такого как Ион Петрович , его собственные коллеги, Рэуту и Кишиневский, могут читать лекции по марксизму-ленинизму в Бухарестском университете . [29] Он продолжал иметь общий взгляд на образование и настаивал на том, чтобы музыка стала частью школьного образования. Непреднамеренно его позиция по этому вопросу позволила преподавателям и ученикам избегать политизации, по крайней мере, часть учебной недели. [66]
Время от времени Роллер выступал от имени некоторых историков, которых режим считал нежелательными, в том числе медиевиста П. П. Панайтеску . Когда тайная полиция Секуритате , обвиняя прошлое членство в « Железной гвардии» , арестовала археолога Владимира Думитреску во время раскопок в Хабэшешти , Роллер несколько раз вмешивался в дела руководства полиции, в частности Александру Дрэгича и Георгия Пинтилие , пока в конечном итоге не был освобожден. Другие историки после выхода из тюрьмы также обратились к Роллеру за помощью, чтобы снова начать работать. [67]
Влияние на археологию
[ редактировать ]Одной из областей, в которую Роллер внедрил коммунистическую идеологию, была румынская археология . Он сместил акцент с Римской Дакии на до- и послеримский периоды, отражая точку зрения Маркса и Энгельса на Римскую империю как на в высшей степени эксплуататорскую. Он также адаптировал замечания Сталина о «ненаучной позиции старых буржуазных историков», чье изучение России, как сообщается, началось с Киевской Руси и игнорировало то, что было раньше. В румынском контексте это означало отказ от «отрицания развития человеческого общества до завоевания Дакии » предыдущими историками. Он также подчеркнул позицию Георгиу-Дежа о том, что территория Румынии на протяжении более тысячелетия была разграблена римлянами и варварами, так же, как это было французскими, британскими или немецкими империалистами. [68]
В 1950 году в статье о раскопках, сделанных в предыдущем году, он раскритиковал Эмиля Кондурачи , исследовавшего Истрию , за то, что он не изучил коренное население до «эксплуататорских» римлян, призывая сосредоточить внимание на сражениях между даками и непокоренными народами против римлян. . Он не согласился с Ионом Нестором за отказ заявить о наличии рабов в Монтеору : «некоторые боятся занять классовую позицию пролетариата». Вместе с Раду Вулпе он ругал за выпуск полевых отчетов, которые носили чисто технический, а не идеологически окрашенный характер, заключив, что «они не стремятся пролить свет, используя научные концепции, на проблемы древней истории Румынской Народной Республики». Кондурачи был отмечен тем, что не использовал свой отчет для нападок на Скарлата Ламбрино , предыдущего главного раскопщика в Хистрии, который, будучи изгнанником на Западе, был «преданным англо-американскому империализму». [69] термин « свободные даки Идеи Роллера о классовой борьбе в Римской Дакии ввели в археологическую номенклатуру ». Это имя неявно различало даков на римской территории, которые были «несвободными», и тех, кто бродил дальше на восток. [1]
Роллер поручил «беспощадно разоблачать врагов науки и лакеев бывшего буржуазно-помещичьего режима». Тем не менее, археология стала более упорядоченной областью, в отличие от индивидуальных и спорадических усилий, которые предпринимались раньше. Группа специалистов тщательно раскопала это место, и режим выделял средства на такие исследования. Особое внимание было уделено поиску следов славянского поселения, чтобы можно было показать, что этот народ сыграл важную роль в развитии румынского общества. [69]
Падение от благодати
[ редактировать ]В середине 1950-х годов позиции Роллера начали терять позиции. Смерть Сталина и « оттепель Хрущева» отозвались в Румынии: лидер страны Георге Георгиу-Деж , рассчитывая на членство в ООН , ослабил репрессивные меры. Коллективизация и индустриализация были замедлены, некоторые политические заключенные были освобождены, а новый климат оказал влияние и на культурную сферу. Среди освобожденных заключенных были интеллектуалы, которых постепенно вернули в университеты и научно-исследовательские институты. В 1955 году была создана секция партийной науки и культуры, которую возглавил Павел Цугуй и призвана противодействовать контролю над культурой со стороны секции Агитпропа Рэуту-Роллера. Георгиу-Деж выступил против «монополии и диктата Роллера», особенно в области истории, но также и в области культуры в целом, и обвинил их обоих в кризисе в этой области и плохих отношениях партии с интеллектуалами. [70]
Цуги, объяснив ошибки Роллера, сумел привлечь в качестве сторонников Георгия Апостола и Николае Чаушеску . Он также привлек на свою сторону членов Румынской академии Константина Дайковичу , Давида Продана и Андрея Оцетя , а также министра образования Илие Мургулеску , а позже и некоторых бывших сотрудников Роллера, в том числе Василе Мачу, Виктора Черестешю и Барбу Кампина. В начале 1956 года Оцетя, Дайковичиу и Кампина отправили Георгиу-Дежу документ, обвиняющий Роллера и его близких сотрудников в плагиате и ненаучных исследованиях. Одним из последствий действий против Роллера стало увольнение в 1955 году Аурела Романа с поста редактора Studii и его замена Осетеа (который в следующем году также сменил Черестешю на посту главы Института истории Бухареста ), так что статьи начали появляться без одобрения Роллера. [71] В 1955 году он также потерял должность в отделе Агитпропа и был переведен на должность заместителя директора Института истории ПМР, обладая большей властью, чем номинальный руководитель Константин Пырвулеску . [4] [72]
К тому времени Роллер руководил усилиями по сохранению образцов устной истории , брал интервью у бывших «нелегалистов» и собрал большую коллекцию записей на магнитной ленте . По общему мнению, эксперимент Роллера с устной историей невольно поставил коммунистического лидера в неловкое положение: он представил Георгиу-Дежа скорее второстепенной фигурой, чем «лидером-нелегалистом», как его изображают в официальных документах. [73] Весной 1958 года, когда партия отмечала 25-летие со дня Гривицкой забастовки 1933 года , в центре внимания была коллекция записей Института ПМР. Ряд «нелегалистов», особенно те, кто не получил ожидаемых постов после 1944 года, начали сомневаться в том, сыграл ли Георгиу-Деж ту ведущую роль, которую он требовал для себя во время забастовки, а также критиковать направление развития страны. Последний спешно созвал на 9–13 июня пленум ЦК, на котором была «разоблачена» группа уклонистов . Группа полностью состояла из членов, которые принадлежали к партии, когда она была запрещена, и включала таких видных деятелей, как Константин Донча и Григоре Рэчану . Официально к ним были применены санкции за критику руководства и методов его работы, а также за попытку организовать конференцию, на которой обсуждалась бы партийная деятельность. Основным мотивом чистки стала критика удушающей атмосферы в партии и культа личности, окружавшего Георгиу-Дежа. [74]
На пленарном заседании Роллер также подвергся критике, а затем Пол Никулеску-Мизил представил руководству партии доклад, в котором рекомендовалось отстранить от должности все руководство Института ПМР, за исключением директора. Одновременно с пленарным заседанием состоялась совместная встреча румынских и советских историков, на которой Оцетя резко раскритиковал Роллера за непрофессионализм, с которым он публиковал документы, и объявил, что они будут переизданы. Советы не защитили Роллера, что последний истолковал как потерю поддержки со стороны своих бывших союзников. [75]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Роллер умер 21 июня 1958 года, и Плеша считает, что он, скорее всего, покончил жизнь самоубийством. [75] Тисмэняну первоначально подтвердил этот слух в своих выступлениях на Радио Свободная Европа : [24] но позже отметил, что история самоубийства «неподтверждена». [76] Согласно как минимум двум сообщениям, Роллер также перенес инсульт или сердечный приступ во время сеансов «разоблачения». [77] Он умер, не оставив наследников. Он женился на Саре Зигельбойм, чьи братья Аврам и Штрул были коммунистическими активистами в 1930-е годы. [78] Она была родом из Бессарабии и вернулась туда в 1940 году, незадолго до самого Роллера. [19] Их дочь Сонела умерла в 1956 году, находясь с отцом на курорте: нырнув в бассейн, она получила смертельную травму головы. [4]
Урна с прахом Роллера находится в крематории Ченуша в Бухаресте. [4] Несмотря на то, что к моменту своей смерти он был отстранен от участия, он получил обычную награду PMR - некролог в Scînteia . [1] Интеллектуал-антикоммунист Г.Т. Кириляну записал в своем дневнике 22 июня, что Роллер «нанес большой вред румынской культуре». Кириляну подчеркнул еврейский компонент идентичности Роллера, назвав его «сыном раввина» и утверждая, что через него «евреи навязывают свою точку зрения на эволюцию румынской духовности». [79] Смерть Роллера не привела к кардинальному изменению выдвинутых им историографических идей. В школах продолжали преподавать классовую борьбу и диалектический материализм. Хотя после 1960 года в написании истории действительно произошли изменения: меньше внимания уделялось «величию» Советского Союза и критике Запада, а больше внимания уделялось историческим фигурам, которым раньше пренебрегали, это было связано не столько с исчезновением Роллера со сцены, сколько с исчезновением Роллера. изменившемуся международному положению Румынии и постепенному отчуждению от Советов. [80] Роль руководства коммунистической историографией выпала на профессиональных марксистов, в первую очередь Оцетя. [81]
Тисмэняну и историк Кристиан Василе отмечают, что падение Роллера было жертвой со стороны Леонте Рэуту, который пережил период «разоблачения» и все еще был культурным боссом при национальном коммунизме 1960-х годов . [82] Преемник Георгиу-Дежа Чаушеску разрешил молодым авторам — Илеане Вранча , Иону Кристою — или высокопоставленным деятелям — Йоргу Иордану — публиковать работы, критикующие доктрину Жданова. Хотя они упомянули Роллера по имени, Рауту был полностью освобожден от уплаты налогов. [83] Иордан называет Роллера «злым джинном» Румынской Академии и возлагает на него ответственность за более «фанатичные» решения, такие как предоставление посмертного членства в Академии поэту-марксисту Думитру Теодору Некулуцэ . [84] Причудливым исключением из этого правила стал официальный справочный сборник Enciclopedia istoriografiei româneşti 1978 года («Энциклопедия румынской историографии»). На Роллере есть запись, в которой нет никаких негативных комментариев, а Рэуту вообще отсутствует. [85]
Вклад Роллера был снова переоценен после того, как румынская революция 1989 года свергла коммунизм. Некоторые из первых монографий, посвященных карьере Роллера и ее влиянию на Румынию, были опубликованы Ромулом Русаном , Фондом Гражданского альянса и Мемориалом Сигета жертв коммунизма . [1] В 1999 году Михай Стоян назвал аномальным то, что в процессе восстановления членства тех, кто был свергнут режимом, Академия также не лишила Роллера посмертно звания. Он называет Роллера «красным призраком», преследующим «книжные шкафы, запыленные ложью и рабством». [1] Старший историк Флорин Константиниу вспомнил коммунистический период, создав популярный (но, по словам Кристиана Василе, мелодраматичный) образ Роллера как «могильщика подлинной румынской культуры». [86] На этом этапе некоторые авторы охарактеризовали влияние Роллера как преступное и объявили его антирумынским по убеждениям. В книгах антисемитского теоретика заговора Иосифа Константина Дрэгана случай Роллера приводится как доказательство того, что еврейский коммунизм работал против румын. [87] Несмотря на столь широкое осуждение его теорий, терминология Роллера не была полностью исключена из более поздних румынских исследовательских работ. Как отметил в 1998 году археолог Петре Диакону, «бессмысленная и пагубная» концепция « свободных даков » воспринималась многими учеными в этой области как нечто само собой разумеющееся. [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в (на румынском языке) Михай Стоян, «Михаил Роллер между «бессмертными» вчерашнего и сегодняшнего дня» , «Литературная Румыния» , 32/1999.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Варатик и др. , стр.450
- ^ Перейти обратно: а б с д и Плеша, стр.166
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р (на румынском языке) «Михаил Роллер, «красный призрак» румынской историографии» , Событие дня , 18 марта 2011 г.
- ^ Бойя, Ловушки истории , стр.87-8.
- ^ Балеша, стр.166; Варатик и др. , стр.450
- ^ Перейти обратно: а б Василий, стр.136
- ^ Лист, стр.241
- ^ Чорояну, стр.287
- ^ Тисмэняну, стр.102, 149-50, 212.
- ^ Варатик и др. , с.450-51
- ^ Василе Г. Ионеску, «Деятельность, осуществляемая в Румынии по созданию Единого рабочего фронта как основы широкого антифашистского патриотического фронта (1933–1936)», в Петре Константинеску-Яссе (ред.), Из антифашистской борьбы за независимость и суверенитет Румынии , Военное издательство , Бухарест, 1971, с.18. См. также Варатик и др. , стр.451
- ^ Джорджеску, стр.337
- ^ Петре Константинеску-Яссы , В годы победившего социализма , Политическое издательство , Бухарест, 1976, стр.193-4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Варатик и др. , стр.451
- ^ Джорджеску, стр.343
- ^ Бойя, Ловушки истории , стр.89.
- ^ Варатик и др. , стр.451-52
- ^ Перейти обратно: а б Варатик и др. , стр.452
- ^ Варатик и др. , с.450, 452
- ^ Варатик и др. , с.449, 450
- ^ Тисмэняну, стр. 148, 195, 212, 220, 304, 342-3. См. также Бойя, Ловушки истории , стр.326.
- ^ Тисмэняну, стр.148
- ^ Перейти обратно: а б Тисмэняну и Василе, стр.17
- ^ Плеша, стр.166, 171.
- ^ Бойя, Ловушки истории , стр.292.
- ^ Сорин Шербан, «Нелегалисты», в Бойя, Мифы... , стр.142
- ^ Лист, стр.377
- ^ Перейти обратно: а б Василий, стр.269
- ^ Г. Брэтеску , Что должно было быть. Автобиографические заметки , Humanitas , Бухарест, 2003, стр.188, 197. ISBN 973-50-0425-9
- ^ Василий, стр.222
- ^ Чорояну, стр.286-9; Бойя, Ловушки истории , с.111, 301-2.
- ^ Плеша, стр.166-7.
- ↑ Т. А. Покивайлова, «Один среди старых реакционеров», в журнале «Исторический» , октябрь 1998 г., стр. 17.
- ^ Бойя, Ловушки истории , стр.309.
- ^ Бойя, Ловушки истории , стр.334.
- ^ Бойя, История и миф... , стр.109.
- ^ Дрэгушану, стр. 101, 103, 108-9, 112, 115.
- ^ Николае Кабель, Виктор Илиу , Издательство «Меридиан» , Бухарест, 1997, стр.33, 57-8. ISBN 973-33-0366-6
- ^ Бойя, Ловушки истории , стр.310-1; Плеша, стр.166
- ^ (на румынском языке) Илие Рад, Мирча Малица , «Роллер и Рэуту не оставили слов Садовяну». Архивировано 1 июля 2015 года в Wayback Machine , Литературная Румыния , № 1. 14/2013
- ^ Перейти обратно: а б Плеша, стр.167
- ^ Балеша, стр.167; Тисмэняну, стр.220, 326
- ^ Лучиан Бойя , «Германофилы». Румынская интеллектуальная элита во время Первой мировой войны , Humanitas, Бухарест, 2010, стр.12-3. ISBN 978-973-50-2635-6
- ^ Плеша, стр.167-8.
- ^ Перейти обратно: а б с Плеша, стр.168
- ^ Василе, стр.263-4, 270-1.
- ^ Бойя, История и миф... , стр.109-10.
- ^ Боя, История и миф... , стр.110, 154-5; Плеша, стр.169
- ^ Бойя, История и миф... , стр.110-1; Плеша, стр.169
- ^ Перейти обратно: а б с д Плеша, стр.169
- ^ Бойя, История и миф... , стр.166-7.
- ^ Бойя, История и миф... , стр.208-9; Плеша, стр.169
- ^ Дрэгушану, стр.101.
- ^ Дрэгушану, стр.108-9; Плеша, стр.169
- ^ Дрэгушану, стр.103, 108-12; Кристиан Илие, «Антикоммунист Николае Бэлческу», Исторический магазин , июль 2010 г., стр.38-40.
- ^ Перейти обратно: а б Боя, История и миф... , с.110, 209; Плеша, стр.169
- ^ Бойя, История и миф... , стр.328
- ^ Перейти обратно: а б Плеша, стр.170
- ^ Иоан Скурту, «Политика: (...) вы пожинаете больше несправедливости, чем награды». Политическая роль братьев в истории Румынии», Dosarele Istoriei , выпуск 1 (53), 2001, стр.19
- ^ Плеша, стр.169-70.
- ^ Флорин Мюллер, «С книгами на столе. Политика и историография: Лукрециу Пэтрэшкану», Dosarele Istoriei , выпуск 2, 1996, стр.62
- ^ Плеша, стр.170-1.
- ^ Перейти обратно: а б с Плеша, стр.171
- ^ Василий, стр.263
- ^ Василий, стр.292-3.
- ^ Плеша, стр.172-3. См. также Бойя, Ловушки истории , стр.316.
- ^ Плеша, стр.171-2.
- ^ Перейти обратно: а б Плеша, стр.172
- ^ Плеша, стр.173-74.
- ^ Плеша, стр.174
- ^ Плеша, стр.174-5.
- ^ Тисмэняну и Василе, стр.50, 106.
- ^ (на румынском языке) Кристина Диак, «Чаушеску разобрался с нелегалами» , Адевэрул , 20 февраля 2012 г.; Плеша, стр.174-5
- ^ Перейти обратно: а б Плеша, стр.175
- ^ Тисмэняну, стр.342
- ^ Тисмэняну, стр. 342; Тисмэняну и Василе, стр.106
- ^ (на румынском языке) Кристина Диак, «Хор сапожников и кожевников под руководством Чаушеску» , Адевэрул , 10 августа 2011 г.
- ^ (на румынском языке) Анди Михалаке, «Девиктимизация евреев: воображаемые причинно-следственные связи и объяснительные модели в антисемитском дискурсе после Второй мировой войны (1945–1950)» , в Caietele Echinox , выпуск 13, 2007 г.
- ^ Чорояну, стр. 319-25, 345-80; Плеша, стр.175-76. См. также Дрэгушану, стр. 116-7.
- ^ Бойя, История и миф... , стр.114; Тисмэняну, стр. 198, 220, 335.
- ^ Тисмэняну и Василе, стр.31-2.
- ^ Тисмэняну и Василе, стр.31-2, 45-6, 53-4.
- ^ Тисмэняну и Василе, стр.46
- ^ Тисмэняну и Василе, стр.53-4.
- ^ Василий, стр.303-4.
- ^ Бойя, История и миф... , стр.258-9.
Ссылки
[ редактировать ]- Люциан Бойя ,
- История и миф в румынском сознании , Humanitas , Бухарест, 2000. ISBN 973-50-0055-5
- Подводные камни истории. Румынская интеллектуальная элита между 1930 и 1950 годами , Humanitas, Бухарест, 2012. ISBN 978-973-50-3533-4
- Адриан Чорояну , На плечах Маркса. Введение в историю румынского коммунизма , Издательство Curtea Veche , Бухарест, 2005. ISBN 9736691756
- Адриан Дрэгушану, « Николае Бэлческу в коммунистической пропаганде », в Лучиане Бойе (ред.), Мифы румынского коммунизма , Издательство Nemira , Бухарест, 1997–1998, стр. 98–132. ISBN 9735692090
- Виктор Фрунзэ, История сталинизма в Румынии , Humanitas, Бухарест, 1990. ISBN 973-28-0177-8
- Титу Георгеску, «Деятельность Национального антифашистского комитета (1933–1934)», в сб. Исследования. Исторический журнал , №1. 2/1961, стр. 323–53.
- Ливиу Плеша, «Михаил Роллер и «сталинизация» румынской историографии», в Алба-Юлии от 1 декабря Университета серии Historica , 10/I, 2006, стр. 165-77.
- Владимир Тисмэняну , Сталинизм на вечность , Полиром , Яссы, 2005. ISBN 973-681-899-3
- Владимир Тисмэняну, Кристиан Василе, «Идеальный акробат». Леонте Рауту, маски зла , Humanitas, Бухарест, 2008. ISBN 978-973-50-2238-9
- Виталий Вэратич, Лаурентиу Константиниу, Илие Шипор, Владимир Ивановичи Коротаев, Владимир Николаевичи Кузеленков (ред.), румынские военнопленные в Советском Союзе. Документы: 1941–1956 гг ., Румынский военный институт, Российский государственный военный архив и официальный мониторинг , Бухарест, 2013 г. ISBN 978-973-567-852-4
- Кристиан Василе, Литература и искусство в коммунистической Румынии. 1948-1953 , Хуманитас, Бухарест, 2010. ISBN 978-973-50-2773-5
- 1908 рождений
- 1958 смертей
- Румынские историки ХХ века
- эссеисты 20-го века
- Румынские эссеисты
- Румынские авторы учебников
- Редакторы румынских журналов
- Политики Коммунистической партии Румынии
- Редакторы Spark
- писатели-коммунисты
- Румынские историки-марксисты
- Устные историки
- Румынские цензоры
- Цензура в Румынии
- Титульные члены Румынской Академии
- Румынские государственные служащие ХХ века
- Члены Великого Национального Собрания
- Люди из Бухуши
- Румынские евреи
- Молдавские евреи
- Румынские правозащитники
- Румынские пленные и задержанные
- Люди, задержанные Сигурантой
- Румынские пропагандисты
- Румынский народ Второй мировой войны
- Румынские эмигранты в Советский Союз
- Выпускники МГУ
- Заключенные тюрьмы Джилава