Культура Румынии
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Часть серии о |
Культура Румынии |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
Спорт |
Культура Румынии — это общий термин, используемый для обозначения идей, обычаев и социального поведения народа Румынии, которые развились благодаря особой геополитической истории и эволюции страны. Предполагается, что румыны и родственные им народы ( арумыны , мегленорумыны и истрорумыны ) образовались за счет примеси потомков римских колонистов. [ 1 ] и коренные палеобалканские народы, которые впоследствии были романизированы .
Фон
[ редактировать ]
История Румынии была полна подъемов: продуктивными в культурном отношении эпохами были эпохи стабильности, когда люди продемонстрировали впечатляющую изобретательность в преодолении менее благоприятных периодов и смогли воссоединиться с основным потоком европейской культуры . Это справедливо и для лет после фанариотско - османского периода, в начале 19 века, когда у румын был исторический контекст, а Румыния начала вестернизироваться, в основном под французским влиянием, которое они преследовали неуклонно и очень быстрыми темпами. С конца 18-го века сыновья высших классов начали получать образование в Париже , и французский язык стал (и был до коммунистических лет) настоящим вторым языком культуры для румын.
Модельная роль Франции, особенно в области политических идей, управления и права, а также в литературе, с середины XIX века до Первой мировой войны сопровождалась также немецкой культурой, которая также вызывала постоянные отношения с немецким миром не только на культурном уровне, но и в повседневной жизни. С приходом советского коммунизма в этот регион Румыния быстро переняла многие советские влияния, и русский язык в социалистические годы в Румынии также широко преподавали .
История
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]
До 14 века небольшие государства ( румынское : voievodate ) были разбросаны по территории Трансильвании , Валахии и Молдавии . Средневековые княжества Валахия и Молдавия возникли в середине 1300-х годов на территориях к югу и востоку от Карпат соответственно.
Молдавия и Валахия располагались на важных торговых путях, которые часто пересекали польские, саксонские, греческие, армянские, генуэзские и венецианские купцы, что хорошо связывало их с развивающейся культурой средневековой Европы. Григоре Уреке « Летопись Летописецул Цэрий Молдовей » ( «Хроники земли Молдавской» ), охватывающая период с 1359 по 1594 год, является очень важным источником информации о жизни, событиях и личностях в Молдавии. Это один из первых нерелигиозных румынских литературных текстов; благодаря своему размеру и содержащейся в нем информации, это, пожалуй, самый важный румынский документ 17 века.
Первая печатная книга — молитвенник на славянском языке — была выпущена в Валахии в 1508 году, а первая книга на румынском языке — катехизис — в Трансильвании в 1544 году. В конце 17 — начале 18 веков Европейский гуманизм оказал влияние на творчество Мирона Костина и Иона Некулце , молдавских летописцев, продолживших дело Уреке. Константин Брынковяну , князь Валахии, был великим покровителем искусств и местным деятелем эпохи Возрождения . Во время правления Шербана Кантакузино монахи монастыря Снагов , недалеко от Бухареста , опубликовали в 1688 году первую переведенную и напечатанную румынскую Библию ( Biblia de la Bucureşti – Бухарестская Библия ). Первые успешные попытки написания стихов на румынском языке были предприняты в 1673 году, когда Дософтей , молдавский митрополит в Яссах , опубликовал румынский метрический псалтырь .
Дмитрий Кантемир , молдавский князь, был важной личностью средневекового периода в Молдавии. Его интересы включали философию, историю, музыку, лингвистику, этнографию и географию. Его наиболее важными работами, содержащими сведения о румынских регионах, были Descriptio Moldaviae , опубликованные в 1769 году, и Hronicul vechimii a romano-moldo-valahilor (примерно, «Хроника древности романо-молдавцев-валахов »), первая критическая история Румынии. Его работы были также известны в Западной Европе, поскольку он написал сочинения на латыни: Descriptio Moldaviae (по заказу Берлинской академии, членом которой он стал в 1714 году) и Incrementa atque decrementa aulae othomanicae , которая была напечатана на английском языке между 1734–1734 гг. 1735 г. (второе издание 1756 г.), на французском языке в 1743 г. и на немецком языке в 1745 г.; последний был основным справочным изданием в европейской науке и культуре вплоть до XIX века.
Классический век
[ редактировать ]

В Трансильвании , хотя они и составляли большинство населения, австрийское руководство провинции считало румын просто «толерантной нацией». [ 2 ] и не были пропорционально представлены в политической жизни и Трансильванском сейме . В конце 18-го века было сформировано освободительное движение, известное как Трансильванская школа ( Řcoala Ardeleană ), подчеркивающее римский элемент румынского народа и добившееся значительных успехов в формировании современного румынского алфавита на основе латиницы (который в конечном итоге вытеснил более ранняя кириллица ). Он образовался после Акта об унии 1698 года, который провозгласил полное общение с Римским престолом Румынской Трансильванской церкви под руководством митрополита Атанасия Ангела . Таким образом, была образована Румынская греко-католическая церковь , официально оформленная синодом епископов 4 сентября 1700 года. Связи с Римом принесли румынским трансильванцам идеи эпохи Просвещения . В 1791 году Трансильванская школа подала петицию австрийскому императору Леопольду II под названием Supplex Libellus Valachorum, основанную на французской Декларации прав человека и гражданина , требующую равных политических прав с представителями других национальностей для румын в Трансильвании. Это движение, однако, больше склонялось к вестернизации в целом, хотя на самом деле происхождение румынского народа сложное, в нем переплетаются элементы народов бывшей Римской империи с народами древних даков, а также с добавлением 17-го и 19-го вв. Восточные влияния, подчеркнутые османами.
Период с 1711 по 1821 год ознаменовался в Валахии и Молдавии правлением назначенных -фанариотов господарей ; таким образом, два княжества находились под сильным влиянием Османского и греческого мира. основали первую румынскую школу В княжествах появились греческие школы, а в 1818 году в Бухаресте Георге Лазэр и Ион Хелиаде Рэдулеску . В то время появились такие личности, как Антон Панн , успешный писатель: Иэначицэ Вэкэреску написал первую румынскую грамматику , а его племянник Янку Вэкэреску стал тем, что считается первым важным румынским поэтом. В 1821 году в Валахии произошло восстание против правления фанариотов. Это восстание возглавил румынский революционер и лидер ополчения Тудор Владимиреску и в конечном итоге привело к восстановлению румынских князей на тронах Дунайских княжеств . [ 3 ]
Революционный 1848 год имел отголоски также в Валахии, Молдавии и Трансильвании, и в результате революций возникла новая элита, представленная такими фигурами, как: Михаил Когэлничану (писатель, политик и первый премьер-министр Румынии), Василе Александри (политик , драматург и поэт), Андрей Мурешану (публицист и автор нынешнего государственного гимна Румынии ) и Николае Бэлческу (историк, писатель и революционер).
Союз Молдавии и Валахии в 1859 году привел к растущей консолидации румынской жизни и культуры. В Яссах и Бухаресте были открыты университеты , значительно выросло количество новых культурных учреждений. Новый принц 1866 года, а затем король Румынии , Карол I , был преданным королем, и он и его жена Элизабет были одними из главных покровителей искусств. Большое влияние в румынской литературе имело литературное общество «Юнимеа» , основанное в 1863 кружком литературного критика Титу Майореску . Он издавал свой культурный журнал Convorbiri Literare, в котором, среди прочих, Михай Эминеску , величайший поэт Румынии, Ион Крянгэ , гениальный рассказчик, и Ион Лука Караджале , писатель и величайший драматург Румынии, опубликовали большинство своих новаторских произведений. В тот же период Николае Григореску и Штефан Лучиан основали современную румынскую живопись; знаменитый композитор Чиприан Порумбеску также был родом из этого времени.
важная культурная организация под названием ASTRA ( Трансильванская ассоциация румынской литературы и культуры румынского народа была основана В Трансильвании освободительное движение стало лучше организовано, и в 1861 году в Сибиу под пристальным наблюдением румынских православных ). Митрополит Андрей Шагуна . Он помог издать большое количество книг и газет на румынском языке , а между 1898 и 1904 годами опубликовал румынскую энциклопедию. Среди величайших личностей этого периода — прозаик и публицист Иоан Славич , прозаик Панаит Истрати , поэт и писатель Барбу Штефанеску Делавранча , поэт и публицист Джордж Кошбук , поэт Штефан Октавиан Иосиф , историк и основатель румынской прессы в Трансильвания Джордж Барициу и Бадя Карцан , простой крестьянский пастух из Южной Трансильвании, который своими действиями стал символом освободительного движения.
-
Михай Эминеску , народный поэт Румынии и Молдовы
Золотой век
[ редактировать ]
Первую половину 20-го века многие считают золотым веком румынской культуры, и это период, когда она достигла своего основного уровня международного признания и прочной связи с европейскими культурными тенденциями. Важнейшим художником, оказавшим большое влияние на мировую культуру, был скульптор Константин Брынкуш (1876–1957), центральная фигура современного движения и пионер абстракции, новатор мировой скульптуры путем погружения в исконные истоки народного творчества. создание.
Отношения традиционных и западноевропейских течений были предметом ожесточенной полемики, и ее поддерживали выдающиеся личности. Драматург, поэт- экспрессионист и философ Лучиан Блага может быть упомянут как член традиционалистской группы, а литературный критик, основатель литературного кружка и культурного журнала Sburătorul , Евгений Ловинеску , представляет так называемую вестернизирующую группу, которая стремилась принести румынский культура ближе к западноевропейской культуре. Кроме того, Джордж Кэлинеску был более сложным писателем, который среди различных литературных произведений создал монументальную «Историю румынской литературы от ее истоков до наших дней» .
Начало 20-го века было также плодотворным периодом для румынской прозы с такими личностями, как писатель Ливиу Ребреану , который вдохновенно описывал борьбу в традиционном обществе и ужасы войны, Михаил Садовяну , автор романов эпического масштаба. из средневековой истории Молдавии, и Камил Петреску , более современный писатель, отличившийся своей аналитической прозой. В драматургии был влиятельным писателем, а по мере того , Михаил Себастьян как росло число театров, росло и число актеров, причем Лусия Стурдза Буландра была актрисой, представительницей этого периода.
Наряду с выдающимся поэтом Джорджем Топирчану , поэтом равной важности был Тудор Аргези , который первым за последние 50 лет произвел революцию в поэзии. Не следует пренебрегать стихами Джорджа Баковии , поэта -символиста неврозов и отчаяния, а также стихами Иона Барбу , блестящего математика, написавшего серию очень успешных загадочных стихотворений. Тристан Цара и Марсель Янко , основатели дадаистского движения, также были румынского происхождения.
Также во время золотого века пришла эпоха румынской философии с такими фигурами, как Мирча Вулкэнеску , Димитрие Густи , Александру Драгомир и Василе Конта . В этот период доминировала выдающаяся личность историка и политика Николае Йорги , который при жизни опубликовал более 1250 книг и написал более 25 000 статей. композиторы Джордже Энеску и Константин Димитреску , а также пианист Дину Липатти В музыке мировую известность получили . Число выдающихся румынских художников также росло, и наиболее значительными из них были: Николае Тоница , Камил Рессу , Франциск Ширато , Игнат Беднарик , Лучиан Григореску и Теодор Паллади . В медицине большим вкладом в человеческое общество стало открытие инсулина румынским учёным Николае Паулеску . Георге Маринеску был выдающимся неврологом , а Виктор Бабеш был одним из первых бактериологов. В области математики Георге Цитейка был одним из величайших математиков Румынии, а также важной личностью был математик/поэт. Дэн Барбилиан .
Послевоенный период
[ редактировать ]В Румынии коммунистический режим ввел жесткую цензуру практически на все элементы жизни, а культурный мир использовался как средство лучшего контроля над населением. Свобода выражения мнений постоянно ограничивалась различными способами: период советизации был попыткой построить новую культурную идентичность на основе социалистического реализма и придать легитимность новому порядку путем отказа от традиционных ценностей. Появились два течения: одно, прославляющее режим, и другое, пытающееся избежать цензуры. Первый, вероятно, не представляет непреходящей культурной ценности, но второй сумел создать ценные произведения, успешно избежав цензуры и получив очень хороший прием широкой публики. Наиболее выдающимися личностями этого периода являются писатель Марин Преда , поэты Никита Стэнеску и Марин Сореску , а также литературные критики Николае Манолеску и Евгений Симион . Большинство диссидентов, которые предпочли не эмигрировать, жили под пристальным наблюдением режима: либо под «домашним арестом», либо в «принудительном проживании»; некоторые предпочли уйти в отдаленные монастыри. Большая часть их работ была опубликована после Революция 1989 года . Среди наиболее ярких примеров — философы Константин Нойка , Петре Цуцеа и Николае Стейнхардт .
Между официальной, коммунистической культурой и подлинной культурой существовала пропасть. С одной стороны, вопреки намерениям властей, выдающиеся произведения воспринимались как царство моральных истин, а выдающиеся представители подлинных культурных достижений пользовались большим уважением общественного мнения. С другой стороны, лозунги, распространявшиеся по всей стране через формы официальной культуры, способствовали распространению упрощенческих взглядов, которые имели относительной успех среди некоторых слоев населения. Напряженность между этими двумя направлениями все еще ощущается на уровне общества в целом.
Культура внутри коммунистической Румынии
[ редактировать ]
Активная редакционная деятельность велась во время коммунистического режима. С целью просвещения широких масс народов было издано огромное количество книг. Появились крупные издательства, такие как Cartea Românească , Editura Eminescu и другие, которые издавали огромные коллекции книг, например Biblioteca pentru Toţi («Библиотека для всех») с более чем 5000 наименований. Как правило, книга никогда не издавалась тиражом менее 50 000 экземпляров. Библиотеки появились в каждой деревне, и почти все были в курсе новейших изданных книг. Также из-за низких цен практически каждый мог позволить себе иметь дома собственную коллекцию книг. Отрицательным моментом было то, что все книги подвергались жесткой цензуре. Кроме того, из-за нормирования во всех аспектах жизни качество печати и бумаги было очень низким, и поэтому книги быстро портились.
В этот период значительно увеличилось количество театров, поскольку они появились даже в самых маленьких городах. Было построено множество новых учреждений, и в больших городах они стали важными достопримечательностями, как, например, здание Национального театра Бухареста , расположенное прямо в центре города, в непосредственной близости от нулевого километра Румынии . В небольших городах существовал так называемый «Рабочий театр» — полупрофессиональное учреждение. Отчасти из-за отсутствия других увеселительных заведений театр пользовался большой популярностью, и количество актеров увеличивалось. Все театры имели стабильный государственный бюджет. Однако недостатком снова был жесткий контроль со стороны режима: цензура присутствовала постоянно, и разрешались только идеологически принятые пьесы. Более прогрессивным театрам удалось выжить в некоторых отдаленных городах, которые стали излюбленными местами для молодых актеров, но в основном у них была только местная публика.
Кинотеатры развивались так же, как и театры; иногда одно и то же заведение служило обеим целям. Кино пользовалось большой популярностью, а с 1960-х годов зарубежные фильмы стали получать довольно широкое распространение. Западные фильмы при показе подвергались жесткой цензуре: целые отрывки вырезались, а диалоги переводились только идеологически принятыми словами. Основную часть фильмов в кинотеатрах составляли отечественные или «дружественные» зарубежные производства. сняты первые успешные короткометражные фильмы В этот период в Румынии начинает развиваться кинематограф, и по пьесам Караджале . При финансировании правительства в 1960-е годы в Буфте , городе недалеко от Бухареста , развивалась целая индустрия , и некоторые фильмы, особенно гангстерские, вестерн-жанры и исторические фильмы, были очень хорошо приняты публикой. Самым плодовитым режиссером был Серджиу Николаеску , а, вероятно, самым известным актером того периода был Амза Пеллеа .
Румыны в изгнании
[ редактировать ]Следствием коммунистического отношения к буржуазным элитам в целом стало создание впервые в истории Румынии диаспоры . Три человека стали самыми важными румынами за рубежом: драматург Эжен Ионеску (1909–1994) (который стал известен во Франции как Эжен Ионеско), создатель Театра абсурда и будущий член Французской академии ; религиозный историк и писатель Мирча Элиаде (1907–1986); и эссеист и философ Эмиль Чоран (1911–1996), величайший мастер стиля французского писателя после Паскаля. Его коллега из Румынии Иоан Петре Кулиану с большим успехом продолжил работу Элиаде в Соединенных Штатах. Еще одним отличившимся членом диаспоры был философ и логик Стефан Лупаско . Коммунистическое правление в Румынии, в отличие от большинства других стран Восточного блока, навсегда отвергло румын, покинувших свою страну, и заклеймило их как предателей Родины. Так что ни Мирча Элиаде, ни Эжен Ионеско, ни Эмиль Чоран, чьи произведения периодически издавались в этой стране после 1960 года, больше не смогли увидеть родную землю. Лишь после 1989 года можно было серьезно начать процесс восстановления ценностей диаспоры и реинтеграции ее личностей в культуру страны, процесс, отмеченный, в свою очередь, напряженностью и разногласиями.
Среди известных румынских музыкантов за пределами Румынии в этот период - дирижеры Серджиу Челибидаке - главный дирижер Берлинского филармонического оркестра , а затем Мюнхенского филармонического оркестра - и Константин Сильвестри , главный дирижер Борнмутского симфонического оркестра . Георге Замфир был виртуозом игры на свирели и сделал этот инструмент известным современной мировой аудитории, а также был композитором и интерпретатором множества фильмов. Композитор и архитектор Яннис Ксенакис родился в Румынии и провел там свое детство.
Джордж Эмиль Паладе , клеточный биолог и педагог, стал первым румыном, получившим Нобелевскую премию , выиграв Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1974 года за описание структуры и функции органелл в клетках . Эли Визель , получивший Нобелевскую премию мира в 1986 году, родился в румынском городе Сигету-Мармацияи .
Эволюция после 1989 года
[ редактировать ]Падение коммунизма советского типа в 1989 году воодушевило культурный мир, но этот опыт оказался нелегким из-за проблем переходного периода и принятия свободной рыночной экономики. Прекращение государственного и политического контроля над культурой привело к давно мечтавшейся свободе выражения мнений, но в то же время прекратились и государственные субсидии, а культура Румынии серьезно пострадала от побочных эффектов зарождающейся, все еще очень несовершенной, свободной рыночной экономикой и недостаточными материальными ресурсами. Культуре пришлось столкнуться с множеством проблем, одна из которых заключалась в смещении интереса людей в сторону других областей, таких как пресса и телевидение. Поиск новой культурной политики, опирающейся на децентрализацию, похоже, сейчас преобладает. Люди говорят о кризисе культуры в этой стране, но кризис культуры если и есть, то только на институциональном уровне.
После падения коммунизма в 1989 году почти сразу же произошел взрывной рост публикации книг, ранее подвергавшихся цензуре режима. Книги издавались огромными тиражами, продажи были высокими, появилось большое количество издательств. Однако вскоре это достигло точки насыщения, и издательства начали приходить в упадок из-за сочетания плохого менеджмента, быстрого падения продаж и отсутствия субсидий. Многие закрылись после публикации всего нескольких наименований; некоторые изменили свой профиль и начали печатать коммерческую литературу - в основном переводы - а государственные издательства вошли в «состояние летаргии». Последние выжили за счет государственного финансирования, но их издательская активность снизилась. Несмотря на это, некоторым издательствам удалось выжить и развиваться, проводя рыночную политику, улучшая качество и внешний вид издаваемых ими книг. Среди наиболее известных современных румынских издателей — Humanitas в Бухаресте, Polirom. в Яссах и Teora , специализирующаяся на технических темах и словарях. Некоторые издательства создали свои собственные сети или книжные магазины, а также открылись новые частные сети книжных магазинов, заменившие старые государственные.
Периодические издания из газетной бумаги, ориентированные на культуру, следовали аналогичной траектории бума и спада. Некоторым удалось выжить и сумели повысить свой уровень и сохранить критический дух, несмотря на трудности, с которыми они столкнулись. Dilema Veche ( «Старая дилемма» ) и Revista 22 ( «Журнал 22» ) остаются уважаемыми силами в румынской культуре, а Observator Culture — менее многочисленная, но также уважаемая еженедельная газета. Также существуют финансируемое государством радио ( Radio România Culture ) и телеканал ( TVR Culture ) с культурной программой, но они не пользуются большой популярностью.
Появилось много новых молодых писателей, но из-за финансовых ограничений только те, кто завоевал хорошую репутацию, могли получить финансовую поддержку для публикации своих произведений. Союз писателей , который, в принципе, должен поддерживать усилия этих писателей, не претерпел особых изменений с 1989 года, и вокруг его деятельности и целей ведется много споров. Самые успешные писатели, такие как Мирча Кэртэреску , Габриэла Адаметяну , Мирча Динеску , Ана Бландиана , Дойна Рушти , Раду Алдулеску , Клаудиу Комартин и др.
Хория-Роман Патапевич , Андрей Плешу , Габриэль Лийчану и Герта Мюллер — уважаемые личности в румынской жизни, но им приходится посвящать часть своего потенциального писательского времени другой деятельности, в основном журналистике. Связи с румынской диаспорой сейчас очень сильны, и даже румынские писатели-иностранцы, такие как Андрей Кодреску (который сейчас пишет преимущественно на английском языке), очень популярны.
Румынский театр также страдал от экономических трудностей, и его популярность резко упала из-за возросшей популярности телевидения и других развлекательных каналов. Некоторые театры выжили благодаря своему престижу (а некоторые продолжали субсидировать); другие выжили благодаря хорошему менеджменту, инвестициям в себя и завоеванию постоянной аудитории благодаря высокому качеству своей продукции. В университетских городах появились и пользуются большой популярностью экспериментальные или независимые театры. Uniter – Ассоциация театров Румынии – ежегодно вручает награды за лучшие спектакли. Одними из наиболее признанных критиками режиссеров современной Румынии являются Андрей Щербан , Сильвиу Пуркэрете , Михай Манюцю , Габор Томпа , Александру Дабижа , Виктор Иоан Фрунзэ , Раду Африм и Александру Дарие . Также среди наиболее уважаемых актеров, как нового, так и старого поколения, можно назвать Штефана Иордаке , Виктора Ребенджюка , Майю Моргенштерна , Марселя Юреша , Горациу Малэле , Иона Кэрамитру , Мирчу Дьякону , Мариуса Киву. и другие.
Из-за нехватки средств румынское кинопроизводство сильно пострадало в 1990-е годы; даже сейчас, по состоянию на 2005 год, вокруг государственной помощи кинематографу ведется много споров. Известные режиссеры, такие как Дэн Пита и Лучиан Пинтилие, добились определенного успеха, а более молодые режиссеры, такие как Кристиан Мунгиу , Наэ Каранфил , Кристи Пуйу , Корнелиу Порумбойу , Раду Джуде и Раду Мунтян , стали очень уважаемыми. Фильмы Каранфила «Филантропика» Пуйу и «Смерть господина Лазареску» были чрезвычайно хорошо приняты и получили награды на международных фестивалях в Париже и Каннах . Помимо внутреннего производства, Румыния стала излюбленным местом для международных продюсеров из-за низкой стоимости съемок там, а также в крупные студии были сделаны большие инвестиции.

За последние несколько лет количество культурных мероприятий, ежегодно проводимых в Румынии, увеличилось. Некоторые спорадические мероприятия, такие как « Парад коров в Бухаресте 2005 года », были хорошо приняты, а ежегодные мероприятия и фестивали постоянно вызывают интерес. Средневековые фестивали, проводимые в городах Трансильвании, которые сочетают уличный театр с музыкой и реконструкциями сражений, создавая очень оживленную атмосферу, являются одними из самых популярных мероприятий. В театре ежегодно проводится Национальный фестиваль, а одним из наиболее важных международных театральных фестивалей является «Театральный фестиваль в Сибиу», а в сфере кинопроизводства — кинофестиваль «TIFF» в Клуже , кинофестиваль «Дакино» в Бухаресте и Кинофестиваль «Анонимул» в дельте Дуная имеет все более широкое международное присутствие. В музыкальной сфере самым важным событием является Фестиваль классической музыки «Джордж Энеску», но такие фестивали, как Международный фестиваль «Jeunesses Musicales» и джазовые фестивали в Сибиу также ценятся , Клуже и Бухаресте. Важное событие произошло в 2007 году, когда город Сибиу вместе с Люксембург – культурная столица Европы .
Культура
[ редактировать ]Фольклор в Румынии
Южные традиционные румынские костюмы из Бухареста, конец 19 века.
Самое поразительное в румынской культуре — это сильные народные традиции, которые сохранились и по сей день благодаря сельскому характеру румынских общин, что привело к исключительно живой и творческой традиционной культуре. Богатые народные традиции Румынии питаются многими источниками, некоторые из которых возникли еще до римской оккупации. Традиционное народное искусство включает резьбу по дереву , керамику , ткачество и вышивку костюмов, украшения дома, танцы , богатую разнообразную народную музыку . Этнографы пытались собрать за последние два столетия как можно больше элементов: Музей румынского крестьянина и Румынская академия в настоящее время являются основными учреждениями, которые систематически систематизируют данные и продолжают исследования этих элементов.
Раньше основным строительным материалом была древесина, а в старых домах часто встречались сильно орнаментированные деревянные предметы. В Марамуреше дерево использовалось для создания впечатляющих сооружений, таких как церкви или ворота; в Добрудже ветряные мельницы делались из дерева, а в горных районах лиственные породы использовались даже для покрытия крыш. Чтобы сохранить традиционные дома, в прошлом веке по всей Румынии было создано множество деревенских музеев, таких как Деревенский музей в Бухаресте , Музей традиционной народной цивилизации ASTRA в Сибиу или Олтенский деревенский музей в Рымнику-Вылча .
Лен был наиболее распространенным материалом для одежды, в сочетании с шерстью в зимние или холодные периоды. Эту одежду из льна и шерсти затем вышивали традиционными мотивами, которые различались от региона к региону. Румынская традиционная одежда до сих пор носится и создается таким образом в сельских районах страны. Чаще всего используется черный цвет, но в некоторых областях преобладают красный и синий. Традиционно мужчины носили белую рубашку и брюки с широким кожаным ремнем, обычно поверх рубашки, а также жилетку, иногда сделанную из кожи и вышитую. Они носили либо сапоги, либо простые кожаные сандалии, называемые опинчи , и часто носили шляпы, отличающиеся по дизайну от региона к региону. Женщины также носили белую юбку и рубашку с жилетом. Они также традиционно носили вышитый фартук и различные головные платки; в особых случаях они носили более изысканные наряды.
Музыка и танцы представляют собой живую часть румынского фольклора , здесь существует большое разнообразие музыкальных жанров и танцев. Музыка для вечеринок очень живая и демонстрирует как балканское , так и венгерское влияние. Однако сентиментальная музыка ценится больше всего, и румыны считают свою дойну (грустную песню о доме или о любви, составленную в виде эпической баллады) уникальной в мире. Мария Тэнасе , Мария Лэтарецу , Мария Чобану и Илеана Сарарою считаются одними из величайших румынских народных певцов, а сегодня Григоре Леше и Тарафул Хайдучилор являются двумя наиболее значительными представителями таких стилей. Танцы очень живые и исполняются по всей Румынии большим количеством профессиональных и любительских групп, тем самым сохраняя традицию; Хора - один из самых популярных крестьянских групповых танцев, но более сложные танцы, такие как ритуальный танец Калуш , который первоначально танцевали Кэлусари, были объявлены ЮНЕСКО «шедеврами устного и нематериального наследия человечества».
Мифология
[ редактировать ]
У румын с незапамятных времен существовало множество обычаев, сказок и стихов о любви, вере, королях, принцессах и ведьмах. Этнологи, поэты, писатели и историки в последние столетия пытались собрать и сохранить сказки, стихи, баллады, старались как можно лучше описать обычаи и обычаи, связанные с различными событиями и временами года. Обычаи, связанные с определенным временем года, - это колинда , румынские рождественские гимны , соркова в канун Нового года или обычай Мэрцишора в первый день марта, отмечающий весну. Другие обычаи, предположительно, имеют дохристианское языческое происхождение, например , обычай заклинания дождя Папаруда летом или народный театр в масках или Урсула (медведя) и Капры (козла) зимой.
Пожалуй, самым успешным собирателем народных сказок был писатель и рассказчик Ион Крянгэ , который очень живописным языком облечил в ставшую теперь классической форму такие истории, как « Харап Алб» («Белый мавр») или Fata Babei şi fata mořului (примерно: « Дочь старухи и дочь старика»).
Кроме того, поэт Василе Александри опубликовал самую успешную версию баллады «Миорица» ( «Маленькая овца» ), грустной философской поэмы, в центре которой лежит простое действие: заговор двух пастухов с целью убить третьего пастуха, потому что они завидовали его богатству. Еще одним плодовитым редактором народных сказок был Петре Испиреску , который в XIX веке опубликовал впечатляющее количество томов, содержащих большое количество коротких романов и сказок из народной мифологии. Они сосредоточены на популярных персонажах, таких как принц Фэт-Фрумос (румынский « Прекрасный принц »), принцесса Илеана Косынзеана , злодей или монстр Змеу или Кэпкэун дракон Балаур , или фантастические сверхсущества, такие как добрая Зана и злая Мума Падурий. .
Духовность и религия
[ редактировать ]

Румынская духовность находится под сильным влиянием ее прочных связей с восточно-христианским миром. Современная национальная мифология утверждает, что румыны являются островом латинизма в славянском море и единственным православным христианским латинским народом . Есть лишь несколько румынских католиков (как римского, так и греческого обрядов) и небольшое количество протестантов , причем подавляющее большинство румын являются румынскими православными (более 81%). [ 4 ] Несмотря на уменьшение значения церкви в последние поколения, она остается институтом, пользующимся наибольшим доверием в Румынии. Посещаемость церкви высока в сельских общинах и среди старейшин в городах. Кроме того, несмотря на обвинения в коллаборационизме с коммунистическим режимом , которые продолжают преследовать Румынскую церковь, некоторые священнослужители, такие как Думитру Станилоаэ и Рихард Вурмбранд, открыто протестовали против политического вмешательства в религиозный бизнес. также проживают мусульмане В стране .

Румынские православные монастыри и церкви существуют по всей Румынии, но традиционно лишь немногие из них построены в монументальном масштабе. до сих пор сохранилось большое количество деревянных церквей В деревнях Карпатских гор , но, безусловно, наиболее впечатляющими являются деревянные церкви Марамуреша , которые доводят технику деревянного строительства до предела. Византийское влияние можно обнаружить в большинстве румынских церковных зданий, но домашние стили развивались в разные периоды времени и в разных регионах. В Молдавии особый стиль использовался при строительстве монастырей, из которых одними из наиболее важных являются церкви северной Молдавии – ЮНЕСКО объекты Всемирного наследия , такие как церкви Молдовицы , Путны , Сучевицы или Воронца . В Валахии был собор Куртя-де-Арджеш построен в византийском стиле с мавританским влиянием, а большое количество церквей демонстрируют греческое влияние, особенно построенные в 18 веке, такие как церковь Ставрополеос в центре Бухареста. Румыния также развила отличительную Стиль Брынковенеск : классическими примерами являются монастыри Снагов и Самбэта-де-Сус в Трансильвании.
Кухня
[ редактировать ]





Кухня Румынии имеет то же влияние, что и остальная румынская культура; Со времен Римской империи до сих пор существует простой пирог, называемый по румынски - plăcintă и сохраняющий первоначальное значение латинского слова « плацента» . [ 5 ] Турки принесли фрикадельки (жареные мититеи или перишоаре в супе, называемом чорба ); у греков — мусака (мусака) и ковриги (горячие крендельки ); у болгар большое разнообразие овощных блюд типа закускэ ; у австрийцев — шницель ( шницель ); у венгров — их богато украшенная выпечка; и этот список можно продолжать.
Без сомнения, одним из самых популярных блюд в Румынии и, возможно, его можно назвать национальным блюдом, является Сармале , или Сарма в других культурах Балкан и Кавказа ; смесь свинины, говядины и баранины или просто свинина с луком и рисом, завернутая в полукислую капусту или виноградные листья, а затем помещенная обычно в фарфоровый горшок с томатной пастой и свиными нарезками. Затем это блюдо готовят на медленном огне и обычно подают с кукурузной мукой ( мэмэлигэ , разновидность поленты ). Одним из наиболее распространенных блюд является мэмэлигэ , кукурузная каша, долгое время считавшаяся «едой бедняка» ( N-are nici o mămăligă pe masă – «У него на столе нет даже мамэлигэ»), но в последнее время это стало очень цениться. Свинина является основным мясом, используемым в румынской кухне, но также употребляют в пищу говядину , и никогда нельзя отказываться от хорошего блюда из баранины или рыбы. В связи с особыми событиями или периодами готовятся разные рецепты.
Во время Рождества почти каждая семья забивает свинью и готовит ее по самым разным традиционным рецептам, например, «карнаци» — разновидность длинной колбасы с мясом; калтабоши – колбасы из печени и других внутренних органов; пифти – желе, приготовленное из таких частей, как ступни, голова и уши; точитура (разновидность тушеного мяса) - подается вместе с мэмэлигэ и вином («чтобы свинина могла плавать»); и тоба (сыр с головкой). Блюдо подслащивается традиционным козонаком (сладким хлебом с орехами, маком или лукумом – по-румынски рахат , известным на английском языке как рахат-лукум ).
Баранина является традиционным блюдом Пасхи ; Основные блюда — борш де миэль (кислый суп из баранины), жареная баранина и дроб — приготовленная смесь субпродуктов, мяса и свежих овощей, очень похожая на шотландский хаггис , подаваемая с паскэ (пирогом из творога), а подсластитель.
Вино является основным напитком и является традицией, насчитывающей более трех тысячелетий. Румыния в настоящее время является девятым по величине производителем вина в мире, и в последние годы экспорт увеличился. широкий выбор отечественных ( Граса , Тамайоасэ ) и мировых (итальянский Рислинг, Мерло , Совиньон блан , Каберне Совиньон , Шардоне , Мускат Оттонель Производится в мире ). Румыния является вторым по величине производителем слив , и почти все эти сливы становятся либо знаменитым цуйка (сливовица, очищенная однажды), либо палинка (сливовика дважды или более очищенной). пиво Также высоко ценится , в основном светлое пиво «пльзнер» в немецком стиле.
Вокруг еды сложилось множество пословиц и поговорок. От невинной детской благодарности: «Спасибо за еду, она была хорошей и вкусной, и повар был прекрасен », до более философской Мульцумеску – спасибо, Господи, я поел , но я снова голоден»), Любовь проходит через желудок («Любовь проходит через желудок»), простая Похоть приходит к еде («Аппетит приходит во время еды»), саркастическая Свинья ест все, но толстеет для других («Свинья ест все, кроме другим толстеет»), или выражение полного удовлетворения, Хорошо поешь, хорошо пей, утром проснулся мертвым («Хорошо ел, хорошо пил, утром проснулся мертвым»).
Румынский сценарий
[ редактировать ]
В 16 веке румынский язык впервые появился в письменной форме, обычно в религиозных текстах и других письменных документах. Письмо Неакшу из Кымпулунга мэру Брашова, датированное 1521 годом, считается самым ранним известным текстом, написанным на румынском языке. Письмо было написано шрифтом, который использовался в основном в Валахии и Молдавии до 1859 года. Этот шрифт представлял собой версию старославянского алфавита, версию кириллицы .
Вариант кириллицы использовался в Молдавской ССР до 1991 года, когда перешли на румынскую версию латиницы.
Вклад меньшинств
[ редактировать ]
Меньшинства внесли большой культурный вклад в Румынию. Влияние исходило, в первую очередь, от групп меньшинств, таких как немцы , греки , итальянцы и венгры . Секели . и саксы, живущие в Трансильвании, венгры в регионах Партиум и Банат , а также люди Яс и Чангуш в Западной Молдавии , внесли много важных архитектурных вкладов в регион, включая многочисленные церкви, укрепления и городские центры Кроме того, они сыграли роль в некоторых вехах в развитии этнической румынской культуры: первое письмо, написанное на румынском языке, было адресовано мэру Кронштадта (румынский: Брашов ), а первая книга, напечатанная на румынском языке, была в Германштадте (румынский: Сибиу ). Румыния когда-то была также колыбелью идишского театра , и по сей день в Бухаресте находится Государственный еврейский театр , несмотря на небольшое количество евреев, оставшихся в стране.
Архитектура и инженерия
[ редактировать ]В технической области можно отметить достижения в области авиации Траяна Вуя , Аурела Влайку , Аурела Персу и Анри Коанды , а также работы Джорджа Константинеску в области инженерии и звука . Кроме того, многие достижения были достигнуты в архитектурной и инженерной сфере; таким образом, Бухарест стал известен как маленький Париж . Самый длинный мост в Европе был построен Ангелом Салиньи , соединяющим Добруджу с остальной частью Румынии; Замок Пелеш стал одним из самых красивых и современных замков Европы.
-
Древние дакийские руины в Сармизегетуза Регия
-
Дворец Могошоая , вид из сада
-
Мост короля Карола I
-
Ранняя модель самолета - A Vlaicu III.
СМИ и телевидение
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]Народная музыка — старейшая форма румынского музыкального творчества, отличающаяся большой жизненностью; это определяющий источник культурного музыкального творчества, как религиозного, так и светского. Сохранению румынской народной музыки способствовала большая и постоянная аудитория, а также многочисленные исполнители, которые способствовали распространению и дальнейшему развитию народного звучания. Двое из них, Василе Панделеску и Думнитру Замфира, являются одними из самых известных образцов румынских народных музыкантов.
До широкого внедрения более современных инструментов, которые нашли свое применение в румынской народной музыке, использовались старые инструменты, такие как Тоба (двуглавый барабан, также известный как Табул или Давул), Сурла (также известный как Зурна в других частях румынской народной музыки). Балканы), Кавал (древняя пастушья свирель), Кобза (древний инструмент, родственный арабскому уду), Виоара (скрипка), Чимпой (балканская волынка) и Тамбурина (бубен, чаще использовавшийся во времена фанариотов и османского влияния). ), также широко использовались в народной музыке до появления некоторых более современных элементов, таких как широко используемый аккордеон и кларнет. Народная музыка часто акцентируется аплодисментами, криками, перекатыванием языка, криками и свистками.
Религиозное музыкальное творчество, родившееся под влиянием византийской музыки, адаптированной к интонациям местной народной музыки, пережило период расцвета между 15-17 веками, когда в румынских монастырях развивались известные школы литургической музыки. Влияние России и Запада привело к появлению в 18 веке полифонии в религиозной музыке - жанра, разработанного рядом румынских композиторов в 19 и 20 веках.
См. также
[ редактировать ]- Языки Румынии
- Литература Румынии
- Архитектура Румынии
- Кино Румынии
- Известные румынские люди
- Румынский юмор
- Византия после Византии , культурное движение, возникшее в средневековой румынской истории.
- Спорт в Румынии
- Культура Молдовы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Габор, Векони (2000). Даки, римляне, румыны (1-е английское изд.). Маттиас Корвинус. ISBN 1882785134 . OCLC 45414663 .
- ^ Ильинка., Зарифополь-Джонстон (2009). В поисках Чорана . Джонстон, Кеннет Р. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253003454 . OCLC 536278659 .
- ^ «Тудор Владимиреску | Валахский лидер» . Британская энциклопедия . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ «Стабильное население по вероисповеданию – округа, муниципалитеты, города, коммуны» . Национальный институт статистики (на румынском языке).
- ^ «Румынская кухня. История румынской гастрономии» . Хенди (на румынском языке) . Проверено 9 сентября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Международный театральный фестиваль в Сибиу: https://www.youtube.com/watch?v=VSfSH16tFXU
- cIMeC – Институт культурной памяти , ключевое учреждение культуры Румынии.
- https://web.archive.org/web/20071231125142/http://www.itcnet.ro/folk_festival/cultural.htm Румыния - Культура на itcnet.ro
- Биографические заметки Константина Брынкузи на сайте brancusi.com
- Культурные аспекты , обширный сайт на ici.ro о румынской культуре.
- Официальный сайт румынской информации о путешествиях и туризме
- Sibiul.ro , обширный сайт о Сибиу (на румынском языке)
- Onlinegallery.ro Новости, события, места проведения и обширное освещение румынских культурных мероприятий
- Мануэла Преотеаса, Телевидение в Румынии – преобладают развлечения и неновости («Телевидение в Румынии – доминируют развлечения и неновости»), 30 ноября 2005 г., на смеси румынского и английского языков.
- Румынская духовность (в основном на румынском языке, некоторые части переведены на английский)
- Калусул в Lista Capodoperelor Omenirii (« Танец калуса в списке шедевров устного и нематериального наследия человечества») (на румынском языке)
- Доверие церкви и армии (на румынском языке)
- Румынские рецепты
- SOS Румыния Новости
- Румынские народные костюмы
- Традиционный костюм в Румынии. Архивировано 26 сентября 2013 г. в Wayback Machine.
- На веб-сайте Lost Trails можно бесплатно скачать румынскую народную музыку и фотографии многих румынских деревень.
- Румыния – культурные и региональные различия
- Роландия - Туристическое агентство, ведущее блог о культуре и традициях Румынии.