Джордж Диаманди
Джордж Диаманди | |
---|---|
Рожденный | 27 февраля 1867 г. Идричи или Барлад |
Умер | 27 декабря 1917 г. Северное море , у Шетландских островов | (50 лет)
Псевдоним | Жорж Диаманди, Джорджио Диаманди, Gh. Деспина, Ион Марвила, Не ом |
Занятие | политик, социолог, журналист, дипломат, землевладелец |
Национальность | румынский |
Период | что. 1887–1916 гг. |
Жанр | эссе , дневник , драма , литература в жанре фэнтези , водевильная комедия , новелла , литература о путешествиях |
Литературное движение | Натурализм |
Джордж Ион Диаманди или Диаманди , имя также Георге или Жорж (27 февраля 1867 – 27 декабря 1917), был румынским политиком, драматургом, социологом и археологом. Хотя он был богатым землевладельцем аристократического происхождения, он был одним из пионеров революционного социализма во Франции и Румынии, получив международную известность как основатель журнала L'Ère Nouvelle . Он был одним из первых членов Румынской социал-демократической рабочей партии , но разочаровался в ее радикальной политике и, как член ее фракции «щедрой молодежи», сыграл важную роль в ее роспуске. Вместе с другими членами этой реформистской группы он присоединился к Национал-либеральной партии , выступая в качестве одного из ее представителей в палате .
Страдавший с детства болезнью сердца, Диаманди был вынужден вести себя сдержанно в политике, но был активным маргиналом в национал-либеральном истеблишменте. С 1910 года он вложил свою энергию в литературу и культурную деятельность, возглавив Национальный театр Бухареста , а затем Общество румынских писателей . Его выдвинули на передний план на ранних этапах Первой мировой войны , когда он поддержал союз с державами Антанты . Он консультировал премьер-министра Иона Брэтиану по этому вопросу и был отправлен с дипломатическими миссиями на Запад, помогая укрепить доверие Франции к Румынии. Он участвовал в злополучной кампании 1916 года и отступил в Яссы , вернув себе место в палате.
В последние годы своей жизни Диаманди стал сторонником демократического социализма в Яссах , основав Лейбористскую партию и стремясь к дружбе с русскими эсерами . Октябрьская революция застала его в России, но он бежал через Архангельск и погиб в море, пытаясь добраться до Франции.
Джордж Диаманди был братом и соратником дипломата Константина И. Диаманди и посмертным дедушкой писательницы Оаны Орлеа . Как драматург о нем почти забыли, но он остался в культурной памяти благодаря своей противоречивой политике и общей эксцентричности.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Джордж Диаманди, сын помещика Иона «Янку» Диаманди и Клеопатры Катарджиу, родился в Идричи , уезд Васлуй , [1] или, по его собственному признанию, в Барладе . [2] В нескольких источниках, включая собственный рассказ Диаманди, дата его рождения указана как 27 февраля 1867 года. [2] [3] ( Джордж Кэлинеску , историк литературы, — 27 октября). [1] Его брат Константин «Костикэ» родился в 1870 году. У Константина и Джорджа также была сестра Маргарета, которая позже вышла замуж за Попович-Ташка. [1]
Диаманды греческого происхождения. [4] медленно поднялся до аристократии Молдавии , а затем и Румынского королевства . Одна ветвь семьи, использовавшая вариант имени Эманди , произвела на свет дипломата Теодора Эманди . [4] Янку поднялся на высокий пост, работая в парламенте и в качестве префекта округа Тутова . [4] [5] Его жена Клеопатра принадлежала к высшему царству боярской аристократии и, по словам политика-мемуариста Константина Аргетояну , передала свою «гордость» и «высокомерие» обоим своим сыновьям. [6]
Георгий, который всегда говорил по-румынски с сильным и архаичным молдавским акцентом . [7] впервые был зачислен в школу в Бырладе. Однако, заразившись малярией , ему пришлось провести большую часть своего детства, лечась на море во Франции. [2] Затем он вернулся, чтобы учиться в средней школе Объединенного института в Яссах , где, в частности, выпускал подпольный студенческий журнал Culbecul («Улитка»). [3] [8] Как отметил Кэлинеску, он был «рассеянным и мятежным». [1] По его собственным словам, он был «посредственным», но «много читал вне учебной программы». Он не любил школу и утверждал, что она вызвала у него ревматизм и проблемы с сердцем. [2]
Его жизненный путь изменился благодаря открытию социализма и пролетарского интернационализма , и вскоре он стал их ярым пропагандистом. Его брат имел на этот счет совершенно иное мнение, называя социализм «фарсом». [9] Джордж и его лучший друг Артур Горовей основали собственный Социалистический клуб, который просуществовал всего несколько дней. [10] Диаманди также публиковал политические статьи в журнале Contemporanul (первый в 1887 году). [3] последовали аналогичные публикации в Мунки и Райку Ионеску- Риона Critica Socială . [11] Он пренебрег школьными занятиями и, по его собственным словам, получил степень бакалавра «больше всего потому, что профессора были щедрыми». [2]
Диаманди также увлекся археологией, особенно наслаждаясь книгами Габриэля де Мортилье и Теодора Моммзена . [12] Он ночевал лагерем с Николае Бельдичану в Кукутень , где помогал в инвентаризации Кукутень-трипольской культуры . [13] Диаманди также был членом Национального румынского комитета Барлада, который собирал средства и артефакты для румынской делегации на Всемирной выставке 1889 года . [14] Он работал над романом в манере Эмиля Золя , который, по мнению Горовея, был слишком подробным и скучным. [15]
По окончании учебы Диаманди пошел добровольцем на службу в Сухопутные войска Румынии , проработав полтора года артиллеристом. Нелюбимый из-за своих шалостей («которые я, например, нашел энергичными»), его перевели в 7-й артиллерийский полк в Калараше , и, поскольку там он жаловался на плохое обращение с регулярными офицерами, он провел несколько месяцев в дисциплинарной казарме. . [16] Он отмечает: «Как только я заканчивал свой срок в качестве волонтера, капитан, узнав, что я надел гражданский костюм для частной вечеринки, приказал поместить меня в изолятор. — Карантин означал отсутствие печи и окон, вот как я закончился пневмонией ». [17]
Новая Эра
[ редактировать ]Диаманди продолжил изучать право в Парижском университете , но учился очень плохо и получил только половину своей лицензии; остальное он закончил в Канском университете . [17] Он преследовал и другие научные интересы, став членом-корреспондентом Société Anthropologique . [17] Он опубликовал заметки о Кукутени, а также исследования болгарских ремесел и очерк румынской антропологической криминологии . [18] В 1891 году он также завершил по исторической демографии трактат Dépopulation et reuplement de la France («Депопуляция и повторная популяция Франции»). [19] Параллельно он возобновил свою работу в политической журналистике, публикуя статьи в Le Journal , La Petite République , La Justice , Le Socialiste и L'Art Social . [17]
Приняв на себя роль румынской «революционной социалистической» ячейки, основанной Мирчей и Винтилой Розетти , [20] он присоединился к «интернационалистической революционной студенческой группе» Латинского квартала под председательством Александра Зеваеса . Он был одним из ее делегатов на Международном социалистическом рабочем конгрессе 1891 года в Брюсселе . [21] По его собственным словам, он председательствовал на работе Конгресса. [3] [17] В декабре того же года Диаманди встал на сторону умеренного руководства Зеваеса против радикального революционного меньшинства. [22] В следующем году, в мае, будучи избранным председателем студенческой группы, он также был делегирован на социалистический феминистский конгресс, где добился номинального подчинения женщин-социалисток программе будущей интернационалистической партии. [23] Он и его коллега-румынский эмигрант Эмиль Раковицэ присутствовали на Социалистическом и Трудовом Конгрессе , созванном в Цюрихе в 1893 году. [17]
1 июля 1893 г. [24] Диаманди опубликовал первый номер «Ежемесячника за научный социализм ». [25] L'Ère Nouvelle («Новая эра»). Он рассматривал себя одновременно как литературный и социологический обзор: посвященный пропаганде литературного натурализма и исторического материализма , открыто провоцирующий читающую публику на изучение творчества Золя, он атаковал « реакционных » критиков. Он также гордо называл себя «эклектичным». [26] В L'Ère Nouvelle публиковались статьи мыслителей -марксистов из разных стран Европы: в первую очередь Фридриха Энгельса и Поля Лафарга , а также Георгия Плеханова , Клары Цеткин , Карла Каутского , Жана Жореса , Габриэля Девиля и Жюля Геда . [20] В число его постоянных участников входили Константин Доброжану-Гереа , румынский марксистский старейшина, Дюк-Керси , французский организатор забастовки, с дополнительным присутствием Раковицэ, Зеваеса, Виктора Жаклара , Александра Мильерана , Адольфа Табарана , Ильи Рубановича и Иоана Нэдейде ; Лео Франкель был секретарем редакции. [27]
В обзоре также упоминается Жорж Сорель , который был высокопоставленным синдикалистом Геда с марксистскими взглядами, не связанным ни с Французской рабочей партией (POF), ни с меньшим социалистическим кругом Мильерана. Диаманди и Лафарг призвали его расширить свои исследования в области критической социальной истории. [28] Согласно собственному утверждению Сореля, его присутствие там стало возможным только тогда, когда нереволюционные французские социалисты, такие как Мильеран, решили бойкотировать L'Ère Nouvelle . [29]
Журнал Диаманди был плохо оценен социологическим истеблишментом: в своей статье для Revue Internationale de Sociologie Андре Вуазен порицал его «насилие» и «довольно вопиющую пристрастность», но отмечал, что некоторые социологические статьи были «по крайней мере умеренными по форме». ". [30] Сам Сорель вспоминал: «Ж. Диаманди [...] был в то время яростным ортодоксальным марксистом [...]. Он проводил больше времени в тавернах Монмартра , чем в университете. Он был очень хорошим парнем, совершенно ненадежным. После этого я продолжал видеться с ним, он все еще был в Мормартре и, похоже, шел к алкоголизму». [31] Сообщается, что Диаманди устраивал розыгрыши и фарсы над своими коллегами-социалистами даже во время их общественных мероприятий. [32]
Однако сама публикация оказала значительное, хотя и косвенное, влияние на французских левых . Диаманди с гордостью отметил, что это «первый марксистский журнал во Франции». [17] Как пишет историк Лесли Дерфлер, это был «первый теоретический журнал во Франции» и ответ на Die Neue Zeit ; для учеников Сореля это также означало поворот к «более подлинному» и «латинскому» марксизму. [33] Как указал через некоторое время сам Сорель, это означало раскол с ортодоксальным марксизмом ради «обновления». [34] Диаманди невольно спровоцировал конфликты между Сорелем и Фронтом, когда написал в «Новой газете» , что, по мнению Геда, не обязательно читать Маркса, чтобы стать марксистом. [35]
PSDMR
[ редактировать ]L'Ère Nouvelle просуществовала всего несколько месяцев, опубликовав свой последний номер в ноябре 1894 года. [36] перед закрытием в начале 1895 года. [37] По словам Сореля, Диаманди просто «исчез, оставив свой журнал на мели». [38] Тем не менее, Диаманди сумел оказать свое прямое влияние на многих других румынских студентов-социалистов во Франции, от Раковицэ и Надейде до Александру Радовичи , Константина Гарофлида , Деодата Цэрану , Димитрия Войнова и Иоана Кантакузино . [39] Диаманди работал в новом журнале Le Devenir Social (1895–1896). [40]
Диаманди лично спонсировал зарождающееся социалистическое движение в Королевстве Румыния . Во время его возвращения в страну его приветствовали как знаменитость в управляемом социалистами зале «Сотир» в Бухаресте , прежде чем он присоединился к Румынской социал-демократической рабочей партии (СДМР). [41] Эта марксистская группа поддерживала основную Национал-либеральную партию (НЛП), поскольку последняя обещала введение всеобщего избирательного права для мужчин . [42] На 2-м съезде СДМР в апреле 1894 года Диаманди и Василе Морцун успешно боролись за включение таких избирательных требований в устав партии. [43] Когда НЛП пришла к власти и отказалась выполнить свое обещание, фракция СДМР агитировала в пользу оппозиционной Консервативной партии , хотя последняя была явно правой . В своей статье для Munca НЛП Диаманди поддержал эту точку зрения, предложив исключить ссылки на прогрессивизм из устава PSDMR. [42]
В партнерстве с Гарабетом Ибраиляну , [44] Диаманди некоторое время редактировал орган PSDMR Lumea Nouă , изучая возможность возвращения на родину. [3] [17] В Lumea Nouă он выпустил брошюру «Социалистическая доктрина и тактика» («Социалистическая доктрина и тактика»). [19] Участвуя в отделении PSDMR в Брэиле , он выдвинул свою кандидатуру на парламентских выборах 1895 года , но проиграл. [45] В 1898 году он представил румынским властям проект «румынской антропологической выставки» на Всемирной выставке 1900 года . [19] [46]
После смерти своего отца в 1898 году Диаманди окончательно вернулся в Румынию. [1] К этому времени в СДМР уже появились признаки раскола на реформистский , аграрный и ортодоксально-марксистский лагеря. Диаманди присутствовал на секретных встречах основателей PSDMR и аграрной группы Иона Т. Бангеряну. Также присутствовал Константин Стере , связной СДМР с левой фракцией НЛП под руководством Иона И.К. Брэтиану . Реформисты, не доверявшие постоянным усилиям Бангеряну по распространению социализма в сельской местности, настаивали на расколе: Морцун, Радовичи, а через некоторое время и сам Диаманди предложили всему руководству СДМР покинуть партию и стать членами НЛП. [47]
Как отмечает Диаманди, конфликт превратился в «серьезное разногласие» и заставил его выйти из партии и вернуться в Париж. [17] Оно усугубилось, когда премьер-министр приказал НЛП Дмитрий Стурдза арестовать Бангеряну по обвинению в подстрекательстве к мятежу. [48] Социализму также угрожали изнутри споры по поводу еврейской эмансипации , которые поляризовали СДМР между антисемитизмом и еврейским национализмом . Диаманди стал свидетелем ожесточенного спора в Яссах, где, как он утверждал, были слышны крики еврейских румынских филиалов: «Долой румын!» [49] Антисемитскую кампанию предположительно разжигало правительство НЛП, которое стремилось доказать, что крестьянские волнения были делом евреев. [50]
«Щедрая молодежь»
[ редактировать ]Умеренное руководство продолжало поддерживать политику НЛП, даже несмотря на то, что Бангеряну был заключен в тюрьму. [51] На 6-м Конгрессе СДМР в апреле 1899 года Диаманди и Морцун представили предложение о преобразовании партии в более умеренную единицу, названную «Национально-демократическая» или «Прогрессивная демократическая». По словам историка труда Константина Тителя Петреску , Конгресс был фикцией, на нем отсутствовали многие важные активисты, а еврейские члены были лишены права голоса по собственной инициативе Диаманди. [52] По его собственному мнению, Диаманди все еще был убежден, что «непримиримый» социализм может в конечном итоге сработать в Румынии, и рассматривал методы продления выживания PSDMR. [53] Выступая на Конгрессе, он предупредил, что СДМР уже является «антимарксистской» группой, приверженной «революции сверху вниз», которая сумела лишь создать «социалистический генеральный штаб» и не может претендовать на улучшение ситуации. жизни рабочих. [54] Альтернативой, утверждал он, было классовое сотрудничество , что означало привлечение «в наши ряды всех лучших элементов буржуазии » . [55]
Наиболее ярыми противниками плана «Национал-демократов» были Ч.З. Буздуган , Александру Ионеску и И.К. Фриму , представители городского низшего класса, которые увидели в этом «нападку» на марксистские взгляды СДМР. [56] Буздуган утверждал, что Диаманди исключил само понятие классового конфликта из своих чтений марксизма. Сам он расширил значение слова « пролетариат », охватив не только мелкий класс промышленных рабочих, но и массу «безземельных крестьян»; их интересам, заключил Буздуган, может служить только «рабочая партия». [57] Многие из тех, кто выбрал «рабочую партию», подали в отставку, а сторонники Диаманди объявили, что новая конференция в июне 1899 года превратит их конференцию в «искренне демократическую партию». [58]
Апрельский конгресс фактически уничтожил СДМР. Диаманди, Морцун и их последователи, которых все вместе называют «щедрой молодежью», подали в отставку и присоединились к НЛП. СДМР, просуществовавшая до июня, представляла собой неформальный политический клуб, в состав которого входили Буздуган, Ионеску и Панаит Зосин . [59] В более поздней социалистической историографии этот раскол рассматривался как победа Стере и его попоранской фракции, которые перенаправили голоса левых в сторону НЛП. [60] По мнению историка культуры З. Орнеа , «щедрый юноша» настолько успешно приспособился к новой среде, а Стере настолько плохо, что слухи следует не принимать во внимание. [61] Сам Диаманди пренебрежительно отнесся к своему вкладу: «Я вступил в ряды либеральной партии, где играл самую молчаливую и несущественную роль». [17]
После дела Халлиера , запятнавшего репутацию правящих консерваторов, Диаманди принял участие в несанкционированных демонстрациях, которые были разогнаны полицией . [62] Он зарегистрировался в 3-й избирательной коллегии, надеясь представлять крестьян Тутовского уезда . [19] Наконец избранный в Палату (Ассамблею) депутатов в гонке 1901 года , которая вернула НЛП к власти, Диаманди вызвал Петре П. Карпа , уходящего премьер-министра, на ораторскую дуэль в Палате по вопросу дефицитных расходов . [63]
Примерно в то же время он женился на Штефании (или Сафте), дочери Думитру Симионеску-Рымничану. [1] Последний был связан браком с писателем Дуилиу Замфиреску и, вероятно, послужил источником вдохновения для скупых и властолюбивых персонажей романов Замфиреску. [64] Диаманди унаследовал от Симионеску-Рымничану большое поместье Саскут , но также и конфликт из-за земли с местными крестьянами. В мае 1904 года местные власти вмешались, чтобы эвакуировать жителей деревни, проводивших демонстрацию на территории Диаманди. [65] Позже конфликт расследовал Горовей, сельскохозяйственный инспектор Тутовой. Он утверждает, что Диаманди эксплуатировал своих работников и нарушал все законы. [66]
Статус Диаманди как богатого поместья оставил неизгладимый след в памяти его современников. Историки и комментаторы отмечали его эксцентричность: Николае Йорга вспоминал «старый социализм» Диаманди как «барское приключение», [67] а Евгений Ловинеску просто отметил, что аристократическая манера Диаманди «неисправима». Также, по словам Ловинеску, Диаманди был «поздним пришедшим» среди энтузиастов -франкофилов , чей «разум продолжал жить в Париже». [68] Кэлинеску описывает его как «любительского и роскошного пролетария ». [1] То же самое позже заявил Лучиан Бойя , который упоминает Диаманди как «живописную фигуру» и «идеального франкофила», отмечая при этом его активность среди «салонных левых». [69]
Шансы ПНЛ
[ редактировать ]Социалистическое происхождение Диаманди и его связи с фракцией Брэтиану выдвинули его на передний план во время Крестьянского восстания 1907 года : четвертый кабинет Стурдзы, созданный для борьбы с восстанием, прибегнул к раздаче мест кругу Брэтиану, попоранистам и «щедрым молодежь» одинаково. [70] Диаманди был назначен префектом военной зоны округа Текучи с особым приказом не использовать Сухопутные войска против крестьян. [71] Вскоре он подал в отставку, сославшись на состояние здоровья. [1] Как он выразился в 1912 году: «Именно во время восстаний я заразился инфекционным гриппом , который до сих пор убивает меня примерно 6 раз в год. от скуки и раздражения своей болезнью я начал сотрудничать с [национал-либеральными газетами] Voinśa Naśională и Viitorul ». [72]
Интервал также побудил его работать над вымышленным Ne дневником om («Нет человека»), в котором фиксируется его тревога перед болезнью и надвигающейся гибелью. [3] Он был напечатан в 1908 году в редакции ежедневной газеты L'Indépendence Roumaine . [19] Он вел плодотворную публицистическую деятельность, публиковал статьи в центральной прессе, а также политические брошюры, которые подписывал разными псевдонимами — Г.Г. Деспина , Ион Марвила и Не ом . [3] После выборов 1907 года , подтвержденных в качестве депутата, Диаманди и другие «щедрые» парламентарии стали ключевыми игроками в переходе от кабинета Стурдзы к первой из семи администраций Брэтиану. [73] Когда оно появилось в 1908 году, консерваторы в основном рассматривали его как тайное социалистическое правительство, не в последнюю очередь из-за двусмысленных заявлений Стера и Диаманди. [74]
Страх перед радикальным социализмом достиг своего пика в декабре 1909 года, когда на Брэтиану напал и ранил Георге Стоэнеску, невменяемый рабочий, симпатизировавший анархистам . Оппозиция попросила Диаманди и Иоана Нэдейде уточнить, являются ли они по-прежнему марксистами; они подтвердили, что по-прежнему считают себя диалектическими материалистами , объясняя свою точку зрения своего рода « дарвинизмом ». [75] Диаманди поддержал проект земельной реформы Стере , которому сопротивлялись консерваторы, а также Брэтиану и Нэдейде. [76]
Диаманди также считал необходимым критиковать НЛП изнутри. Согласно ретроспективе 1911 года в Noua Revistă Română , он проявил себя « enfant ужасным в нашей политике»: «Он продолжал упрекать г-на Брэтиану, хотя именно он дал ему подходящее депутатское место. Либо г-н Брэтиану недостаточно демократичен; или то, что г-н Брэтиану не может организовать свою собственную партию, похоже, ни то, ни другое не нравилось г-ну Диаманди, и г-н Диаманди всегда старался высказать свое мнение в самый неподходящий момент». [77]
В 1910 году Диаманди опубликовал свои первые драматические произведения: четырехактную пьесу « Тот инаинте» («Продолжай») и «драматическую зарисовку» «Бестиа» («Чудовище»). [19] [78] Последний был поставлен Национальным театром Бухареста с Марией Филотти в центральной роли и привлек большое внимание своим «смелым сюжетом». [79] Диаманди не присоединился к Обществу румынских писателей , возражая против его антисемитизма и предполагая в письме к Noua Revistă Română , что профессиональная ассоциация допустила бездарных авторов. [80] В статьях, которые он написал для газет Facla и Semnalul , Диаманди открыто выступал за эмансипацию евреев, несмотря на националистические возражения. [81]
Журнал Румынская демократия
[ редактировать ]В 1910 году Диаманди основал еженедельник Revista Democrației Române («Обзор румынской демократии»), который как культурное и социологическое предприятие предложил программу этнографических исследований в румынских деревнях. [3] и напечатал издание «Бестии» . [19] [78] В политическом отношении Revista Democrati Române коагулировала диссидентство внутри НЛП, обвинив Брэтиану в том, что он стал реакционером . [82] Здесь были отражены мысли Диаманди о реформировании Конституции 1866 года : хотя он больше не требовал всеобщего избирательного права, он все еще видел в нем историческую необходимость в дальнейшем. [83] Также было упомянуто его индивидуалистическое предложение объединить отколовшуюся Консервативно-демократическую партию , младшего союзника, с НЛП. Эти идеи были высмеяны консерваторами-демократами в Noua Revistă Română , [77] который также отметил, что предложения Диаманди явно служат политически незначительной «щедрой молодежи». [83]
Стере и «щедрые люди» были отмечены вкладчиками в журнал, как и Константин Бану , Иоан Биану , Георге Мыжеску, , Константин Алимэништяну и Иоан Александру Брэтеску-Войнешти некоторые убежденные марксисты. [84] За пределами этого круга Диаманди оказался изолированным на политической сцене, и его больше не выдвигали на участие в выборах 1911 года . [77] представление полного отчета о своей деятельности избирателям Тутовой. [19] Revista Democrației Române просуществовала до 1912 года, когда Диаманди решил держаться подальше от политической журналистики, «поскольку я считаю нужным писать только так, как велит мне моя совесть». [85]
Другая его пьеса, «Долороза» , была поставлена Национальным театром в 1911 году. [78] В том же году Диаманди опубликовал предисловие к собранию сочинений умершего поэта-социалиста Иона Паун-Пинчио . [19] [86] К 1912 году, когда его политическая сатира Ratiunea de stat («Причина государства») была опубликована в Flacăra. обзоре [3] и вошедший в состав труппы Comoedia, Диаманди был избран президентом Румынского театрального общества. [87] Однако Диаманди жаловался, что его произведения игнорировались Национальным театром, несмотря на хорошие рекомендации писателей Якоба Негруцци и Замфиреску. [85] Вместе с Раду Д. Розетти он сформировал литературный кружок при конкурирующей Comoedia. [88] В конце концов, вступив в Общество писателей в 1911 году, [3] он покинул его в 1913 году, но вернулся по многочисленным просьбам в 1914 году. [89]
Диаманди купил себе яхту « Спаржеваль» («Волна») и плавал по побережью Черного моря , сочиняя другие пьесы. [90] Вскоре его внимание сосредоточилось на « Восточном вопросе ». В 1910 году он вернулся из продолжительного путешествия по Османской империи , которое записано в его путеводителе « Впечатления от Турции» . [3] [19] По пути через Бабадаг , традиционный турецко - исламский центр в Румынии, Диаманди отремонтировал местный Текке , установив новую вотивную надпись над могилой Гази Али. [91]
Обращаясь к национализму во время Второй Балканской войны , Диаманди читал морально-поддерживающие лекции пехотинцам Сухопутных войск. [92] уже предисловие к учебнику военной педагогики полковника Георге Шуэра. [19] В июне 1913 г. он также написал предисловие к трактату по социальной географии майора Г. А. Дабиджи. Работа в целом была, вероятно, первой в истории, оправдывающей колонизацию Румынией Южной Добруджи , ранее входившей в состав Королевства Болгария . [93] Как позже заметил Дабиджа, «неофициальный» почерк Диаманди был необходим для того, чтобы отвлечь внимание от экспансионистской политики консервативного правительства. [94]
Режиссер Национального театра
[ редактировать ]В 1913 году при правительстве НЛП, возглавляемом Ионом И.С. Брэтиану, министр культуры Ион Г. Дука назначил Диаманди директором Национального театра. Как утверждал Дука в своих мемуарах, это было всего лишь «исполнением одной из мечтаний [Диаманди]» - у Диаманди, как пишет Дука, была «неисправимая мания быть или казаться оригинальным». [95] его заменил его коллега по Revista Democraties Române Он был директором Национального театра всего несколько месяцев, и перед концом сезона 1913–1914 Брэтеску-Войнешти; он вернулся на второй срок позже, в 1914 году. [96]
Время, которое он провел на своем посту, только раздражало его коллег по театральному бизнесу. [97] Один из них, Иоан Массофф , вспоминал, что Диаманди имел привычку ссылаться на свои проблемы с сердцем, чтобы не видеться с кем-либо из своих подчиненных, просто диктуя им свои реформаторские пожелания по доверенности. [98] Как сообщается, Диаманди уволил актера Василе Леонеску назло: Леонеску раскритиковал «Рацюня де Стат» как «недостойный постановки на главной площадке Румынии». [99] Другой актер, Ион Ливеску , вспоминал, что, хотя Диаманди был «просвещенным демократом» и «хорошо вдохновленным» в выборе репертуара, он играл роль авторитарного человека и общался только через своего секретаря Марина Симионеску-Рымничану . Однако Ливеску считает, что у Диаманди были веские причины игнорировать жалобы и избегать ссор. [100]
На этом этапе своей карьеры Диаманди подумывал о создании румынского « Народного театра » в интересах крестьян, новость о котором вызвала насмешки в городской прессе. [101] Его собственные работы на сцене претерпели смену стиля: также в 1914 году он опубликовал во «Флакаре» локализованную «героическую комедию» Chemarea codrului («Зов леса»), написанную в формате комедии в водевиле . [102] Премьера состоялась в его собственном Национальном театре с Филотти в главной женской роли. [103] и сразу же стал любимцем публики. [3] Фэнтезийный Hămăiă формат пьесы удовлетворил Диаманди, который впоследствии опубликовал другие пьесы и драматические фрагменты: Strună cucoane («Держись, Сир»), ( «Баркер»), Регина Лия («Королева Лия») и либретто . для детской оперы «Георгицэ Фэт-Фрумос» («Прекрасный принц Георгицэ») на музыку Альфонса Кастальди . [3]
После начала Первой мировой войны Румыния предпочла сохранить свой нейтралитет, при этом общественное мнение разделилось между франкофильскими и германофильскими группами, поддерживающими соответственно страны Антанты и центральные державы . Франкофилия проявилась в его статьях для различных литературных и политических обзоров, в том числе в его разовой публикации в журнале «Версури и проза» (1 сентября 1914 г.). [104] Эта политическая позиция, вероятно, сыграла решающую роль в его избрании в 1914 году президентом Общества писателей. [105] как и его статус менеджера театра. [89] Он совмещал обе задачи: собирал гранты для писателей через театральные льготы и продавал румынские книги через специальный киоск в фойе театра. [89]
Мандат Диаманди истек в августе 1915 года. [3] когда он передал свое место Александру Мавроди . [106] Как отмечает Ливеску: «когда ему казалось, что людей, которые могли бы его понять, будет не так много [...], он надел шляпу и, только что так страстно прочитав нам лекцию об этой своей Франции, покинул нас всем, с холодным и отрывистым приветствием с вершины лестницы: «Добрый день всем!»» [107]
Стратег и солдат Первой мировой войны
[ редактировать ]Энтузиазм Диаманди по поводу интервенции сдерживался сообщениями о том, что Румыния рискует вступить в войну без надлежащего оружия и боеприпасов. [108] Имея это в виду, он и Константин Истрати были отправлены в Италию премьер-министром Брэтиану и успешно заключили договор о взаимопомощи между двумя нейтральными странами. [109] Он также посетил традиционно враждебную Болгарию и заявил, что получил от премьер-министра Васила Радославова заверения , что она не присоединится к Центральным державам . [109] Его брат Константин Диаманди, известный своей очень оптимистичной боевой позицией и военной одеждой, [110] стал одним из доверенных лиц Брэтиану. Во время своих дипломатических миссий он также обнадеживающе информировал правительство о происходящем в Болгарии и выступал в качестве связующего звена с Российской империей . [111]
Некоторое время Диаманди был связан с транспартией «Национальное действие», которая под руководством Таке Ионеску и Николае Филипеску стремилась привлечь Румынию в Антанту. В январе 1915 года он был посланником группы во Франции. [112] но выступал в качестве неофициального делегата Брэтиану. [113] Его приветствовал Комитет франко-румынской дружбы и лично Поль Дешанель . Его бывший соратник Жорж Сорель заметил, что Дешанель, должно быть, была дезинформирована: «[Диаманди], должно быть, действительно думает, что Париж — столица для соискателей ренты, поскольку теперь они воспринимают его всерьез. Если бы у Румынии было честное намерение объявить забастовку, заключив сделку с нами, она наверняка выбрала бы себе другого переговорщика. Очевидно, П. Дешанель не знала о характере Диаманди». [38]
Диаманди также встретился с Раймоном Пуанкаре президентом Франции . Возможно, он сообщил ему об обещаниях Радославова, которые Диаманди все еще воспринимал как должное и которые могут объяснить слишком уверенную поддержку Пуанкаре Румынии на последующих конференциях Антанты. [113] Однако в разговоре был затронут и вопрос недовольства Румынии по отношению к России, которая все еще мешала ей вступить в войну. Он представил Пуанкаре эту загадку: «Румыния с нетерпением ждет победы Франции и поражения России» ( см. Франко-российский союз ). [114] На одном из банкетов в его честь Диаманди сообщил о существовании параллельного франко-румынского союза . [115] и подчеркнул, что «вступление Румынии в войну приведет к окончанию конфликта». [116]
Диаманди выступил с публичным докладом о мировом конфликте и о том, как он соответствует национальным интересам Румынии в Центре исследований Национальной либеральной партии. [19] Он был опубликован в 1916 году при содействии Румынской академии . [6] В том же году он сделал предисловие (как Джорджо Диаманди ) к монографии Федерико Валерио Ратти «Латинская Румыния», опубликованной во Флоренции издательством I Libri d'Oggi. [117] Другие подобные статьи были опубликованы в различных газетах и журналах, в том числе Universul , L'Indépendence Roumaine и Rampa . [3] Он также выпустил полное собрание своих новелл . [3] [19]
Вернувшись в Палату после выборов 1914 года , Диаманди участвовал в горячих сессиях декабря 1915 года. Он озвучил основное мнение НЛП в открытых спорах с консерватором Петре П. Карпом . Он отверг опасения Карпа о том, что победившая Россия, похоже, собирается оккупировать дельту Дуная , но также отметил, что у него самого есть резервы относительно вовлечения Румынии в войну, и объявил о своем выходе из «Национального действия». [118] Это фактически вернуло его в мейнстрим НЛП, где он продолжил кампанию в пользу начала войны. [119] Тем не менее, Диаманди также поддержал своего бывшего союзника Стере, которого другие депутаты критиковали за предположение, что союз против России пойдет на пользу Румынии. [118] [120]
В конце концов, летом 1916 года премьер Брэтиану отказался от своих оговорок, и Румыния вступила в войну как страна Антанты . В то время как Константину было поручено обеспечить прямое военное вмешательство России и военную помощь Румынскому фронту , [121] Джордж снова пошел добровольцем на военную службу. По общему мнению, он был зачислен рядовым, но был замечен путешествующим со своим денщиком . [122] Его направили в командование Второй армии в Южных Карпатах , где он провел совещание с генералом Александру Авереску и другими офицерами. Авереску запомнил его как сомнительную фигуру, не заслуживающую его доверия, и особо отметил идеи Диаманди об использовании расширяющихся пуль против австро-венгерской армии (которая, как сообщается, инициировала их использование в бою). [123] Диаманди участвовал в боевых действиях на передовой, но его все еще мучили проблемы с легкими и сердцем, и в конце концов его отправили в госпиталь в тылу. [124] К тому времени прогнозы Диаманди о нейтралитете Болгарии и готовности Румынии к войне оказались ошибочными: Румыния потерпела сокрушительное поражение в битве при Туртукая . [125]
Лейбористская партия
[ редактировать ]После поражения в битве при Бухаресте в декабре 1916 года румынские сухопутные войска отошли в Молдавию , которую с помощью России они защищали от возобновления наступления центральных держав. Диаманди также был перенесен в Яссы, временную столицу, куда переехали правительство Брэтиану и парламент. Он вернул себе место в Палате представителей и, поскольку плохое управление войной ослабило поддержку Брэтиану, публично выступил со своей критикой. [126]
Февральская революция в России вновь открыла путь к радикальным социализирующим реформам и подтолкнула Диаманди обратно в социалистическую политику. Брэтиану пообещал земельную реформу и новый закон о выборах, но Диаманди и другие несогласные члены НЛП не успокоились: они утверждали, что правительство потеряло свое «моральное право» применять такое законодательство, и неоднократно препятствовали этому. [127] Согласно враждебному мнению Дуки, Февральская революция дала Диаманди иллюзию, что пришло время ему «сыграть большую роль» и что «тиранический» Брэтиану позорил российскую демократию . [128] Дука также утверждает, что, несмотря на свои «смехотворные выступления» в пользу земельной реформы, Диаманди никогда не мог подумать о полном перераспределении собственности от землевладельцев к крестьянам. [129]
Диаманди сформировал собственную парламентскую партию , названную Лейбористской партией . К апрелю 1917 года был радикальный аграрник Николае Л. Лупу Сопредседателем , а также Григоре Юнян , Иоан Кантакузино , Григоре Трынку-Яссы , Константин Ион Паргон , Михаил Макавей , Григоре Филипеску. [130] [131] и Александру Слэтинеану [132] в качестве постоянных членов. Сам Диаманди является автором центрального манифеста, опубликованного в виде брошюры. [19] Как пишет Дука, больной драматург шествовал в социалистической форме: «что-то вроде русской рабочей блузы, в сапогах, совсем как настоящий товарищ, только что прибывший из какого-то совета ». [128] Он был «явно смешным», «острой манией величия», доведенным до «патологического состояния» неотложной болезнью сердца. [133] Министр сельского хозяйства . Георгий Григорьевич Мажеску был также обеспокоен поведением Диаманди, написав: «Джордж Диаманди, думая о путях поддержки идей Лейбористской партии, рожденных из личных амбиций, подогреваемых русской революцией, воображал, что он должен обязательно появиться в Палате в костюме Толстого . Эта оперетта сделана в пользу крестьян». [132]
В своих личных дневниках генерал Авереску вспоминает свою встречу с встревоженным королем Фердинандом в маленьком городке Мойнешти . Монарх обратил внимание на «рост социалистического движения в нашей стране» и покинул Яссы, потому что «социалисты и молодые либералы под руководством Г. Диаманди предположительно находятся в контакте с русскими революционерами». [134] Учетная запись также поддерживается Duca. По его словам, Диаманди и Лупу возобновили контакты со старыми социалистами, а также с русскими эсерами , при поддержке которых они намеревались создать румынское «демократическое правительство»; их проект революции застопорился, когда «прагматичные» русские обнаружили, что Лейбористская партия политически незначительна и «олигархична». [135] Фракция Лейбористской партии также распространилась на соседнюю Бессарабию , используя революционного агента Илие Кэтэрэу в качестве эмиссара. [131] Тем не менее, лейбористы поддержали призывы к порядку, реагируя на российских солдат и румынских мирных жителей, которые требовали «румынской республики». [136]
По мнению Артура Горовея , Лейбористскую партию следует рассматривать как «последнюю шутку» Джорджа Диаманди. [137] В июне 1917 года, после возобновления наступления Центральных держав, Диаманди стал беженцем в России. [138] где его брат Константин был послом Румынии . Он оказался в ловушке на территории России во время Октябрьской революции , событий, которые его брат преуменьшил в своих отчетах Брэтиану. [139] Революция вывела Россию из войны и ознаменовала начало русско-румынской дипломатической войны : Константин был взят в плен Советом Народных Комиссаров и в конце концов изгнан. [4] [140]
Смерть и последствия
[ редактировать ]Георгий Диаманди бежал в беломорский порт Архангельск , где сел на корабль «Курск» , направлявшийся во Францию. Курск также перевез около 3000 вернувшихся членов Чехословацкого легиона и около 300 французских гувернанток. [1] В бурную ночь 27 декабря 1917 года у берегов Шетландских островов у Диаманди случился смертельный приступ стенокардии. [1] [3] (или инфаркт миокарда ). [141] Как отметил Кэлинеску: «его гроб был похоронен в море , а хор, состоящий из сотен чехов, пел в знак почтения». [142]
Смерть Диаманди была встречена безразлично германофилами и утомленными интеллектуалами в Бухаресте. В некрологе для «Сцена» журнала драматург А. де Герц назвал покойного непатриотичным человеком «свирепого эгоизма», заявив, что его руководство Национальным театром было «мрачным». [143] Настроение изменилось вскоре после перемирия в ноябре 1918 года , которое закрепило победу Антанты на Западном фронте и вернуло румынским франкофилам высокую благосклонность. Последняя пьеса Диаманди, Una dintr-o mie («Один из тысячи»), была поставлена Национальным театром в 1919 году. [3] [144]
Лейбористская партия под председательством Лупу продолжала активно действовать в оппозиции, боролась против подписания мира с центральными державами и выдвинула собственных кандидатов на выборах 1918 года . [145] Некоторые из ее членов уже перешли в Народную лигу или вновь присоединились к НЛП, в то время как лейбористское руководство рассматривало возможность союза с Социалистической партией . [146] Стере В конечном итоге она объединилась с Крестьянской партией , которая стала одним из ведущих противников НЛП в начале межвоенного периода. [147] Сам Стере возродил воспоминания о Диаманди, сделав его второстепенным персонажем, «Раулем Дионидом», в романе 1930-х годов « În preajma revoluției » . [148]
В браке Джорджа и Штефании Диаманди родился сын Ион «Янкушор» (1905–1935). [1] [4] и две дочери, Джорджета и Анка. Необычно то, что они оба были последовательно женаты на одном и том же человеке: летчике Константине «Базу» Кантакузино , сыне консервативного политика Михаила Г. Кантакузино и Маруки Розетти . [1] [4] В браке Джорджеты с Кантакузино родилась дочь, писательница Оана Орлеа (Мария-Иоана Кантакузино). [1] [4] [149]
Пьесы и проза
[ редактировать ]Диаманди часто считают очень незначительным автором румынской литературы . По словам Ловинеску, он здесь был таким же «дилетантом», как и в археологии и социализме, «умным», но лишенным «художественной интуиции». [150] То же самое отметил писатель Флорин Файфер , который считает, что Диаманди «на самом деле не был виртуозом» драмы, погружаясь в размышления, которые варьируются «от искусства до политики и экономики». [3] К. Джорджеску Мунтяну из Лучафэрул осудил Ratiunea de stat как «бессмысленную работу», инсценировку такого «обыденного факта», что общественность не смогла заставить себя аплодировать ей. [87] Una dintr-o mie также свидетельствует об этом проблемном стиле. По словам Фейфера, его юмористический замысел был «замучен, отягощен пошлостью». [3] Как отметил в 2007 году историк Михай Сорин Рэдулеску, драматург Диаманди был «полностью забыт». [4]
Вдохновленный произведениями Генрика Ибсена , [1] Tot înainte изображает жизнь вымышленной оружейной промышленности Феррана Клермон- . Молодой промышленник Жан Эке вмешивается, чтобы спасти средства к существованию своих сотрудников, переняв управление у своего непримиримого отца. [3] В качестве политического манифеста он, по-видимому, выступает за классовое сотрудничество , но, как отмечает Кэлинеску, «кажется, носит скорее коммунистический характер». [1] По словам Массоффа, это было прочитано как «пьеса с социалистическим подтекстом». [151] В «Бестии» , которую Кэлинеску назвал «интеллектуальной пьесой с запутанной экспозицией», [1] разведенная Нинетта Коман демонстрирует свою, казалось бы, интуитивную мизандрию . Ее порочности противостоит муж-идеалист, который (как отмечает Файфер) является «искусственным» персонажем. [3] Ближе к концу пьесы выясняется, что Нинетта стала многострадальной жертвой сексуального насилия и перенесла добровольную гистерэктомию . [152] В Долорозе Ловинеску читает отголоски Д'Аннунцио . [68] На нем изображена дуэль умов двух художников и женщины из их компании: она любит того, кто не отвечает ей взаимностью. [3] [153]
Критики в целом были более снисходительны к Chemarea codrului . Массофф называет ее «одной из хороших румынских пьес». [154] Ловинеску приветствовал его неточность, которая расходилась с основами исторической драмы, сохраняя при этом «национальную атмосферу»; в результате получилась « легенда гайдука », признающая «поэзию и идеализм». [155] Кэлинеску считает «Чемарею » «единственно обоснованной пьесой Диаманди», но «ложной» по содержанию и «смущающей» изображением сексуальных противоречий. [1] Локализованный в средневековой Радеане , он намекает на изнасилование Анки, добродетельной молодой женщины, мародерствующими татарами . Несмотря на то, что она опозорена культурой стыда того периода, ее защищает молодой дворянин Ионицэ, который сбегает с ней в окружающий лес. [3] [156]
По словам Фейфера, другие произведения Диаманди демонстрируют склонность к «живописному» и «непредвиденному». [3] К ним относятся Неом , а также его рассказы о путешествиях, охотничьи рассказы и новеллы. Последние работы показывают богемное общество и сельскую элиту в наиболее упадочном состоянии, подверженную иллюзиям и бурным страстям. [3]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кэлинеску, стр. 657.
- ^ Jump up to: а б с д и Диаманди, с. 69
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С (на румынском языке) Флорин Файфер , «Moşierul». Архивировано 22 мая 2014 г. в Wayback Machine , в «Литературных беседах» , апрель 2002 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час (на румынском языке) Михай Сорин Рэдулеску, «Дипломатия и письмо: семья Диаманди» , в Ziarul Financiar , 23 февраля 2007 г.
- ^ Бутнару I, стр. 135.
- ^ Jump up to: а б Бутнару I, стр. 146.
- ^ Ливеску, с. 130; Массофф, стр. 320–321.
- ^ Байкулеску и др. , стр. 779; Кэлинеску, стр. 657.
- ^ Горовей, с. 152.
- ^ Горовей, с.
- ^ Диаманди, стр. 69; Петреску, стр. 80–81, 90–91.
- ^ Горовей, стр. 151, 153.
- ^ Кэлинеску, стр. 657; Горовей, стр. 44–45, 48, 152–153.
- ^ Жорж Бибеско, Универсальная выставка 1889 года. Румыния до-во время-после , Imprimerie Typgraphique J. Kugelmann, Париж, 1890, стр. 370, 385
- ^ Горовей, с. 153.
- ^ Диаманди, стр. 69–70
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Диаманди, с. 70
- ^ (на французском языке) Бюллетени Парижского общества антропологии, серия IV °. Том 1, 1890 г. , стр. 406–408, 964–970 (переиздано Persée Scientific Journals )
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Тамара Теодореску, Родика Фоки, Флорента Сэдяну, Лиана Миклеску, Лукреция Ангелуцэ, Современная румынская библиография (1831–1918). Том II: Д–К , Научно-энциклопедическое издательство , Бухарест, 1986, стр. 84. ОСЛК 462172635
- ^ Jump up to: а б Константин Петкулеску, «Революционная и демократическая борьба румынских студентов. Молодые люди, достойные своей молодости», в журнале «Исторический» , июнь 1975 г., стр. 36.
- ^ Жизнь, стр. 567–568.
- ^ Жизнь, стр. 566.
- ^ Чарльз Сауервайн, Сестры или граждане?: Женщины и социализм во Франции с 1876 года , Cambridge University Press , Кембридж, 1982, стр. 68–69. ISBN 0-521-23484-0
- ^ Кэлинеску, стр. 657; Дерфлер, стр. 169; Ливет, стр. 583.
- ^ Я мог бы, стр. 405.
- ^ Вуазен, с. 405. См. также Дерфлер, с. 169; Ливет, с. 583
- ^ Ливет, с. 583. См. также Диаманди, с. 70, Петреску, стр. 80, 89.
- ^ (на французском языке) Мадлен Ребериу , «Критические заметки. Начало 20 века: французские социалисты и профсоюзные деятели» , в Annales , Nr 5/1964, стр. 986, 989–990 (переиздано Persée Scientific Journals ); Штернхелл, стр. 68–69
- ^ Стернхелл, с. 69
- ^ Я мог бы, стр. 406.
- ^ Сорель, стр. 165–166
- ^ Горовей, стр. 153–155.
- ^ Дерфлер, стр. 169–170.
- ^ Стернхелл, стр. 72–73.
- ^ Стернхелл, с. 72
- ^ Петреску, стр. 89.
- ^ Жизнь, стр. 584.
- ^ Jump up to: а б Сорель, с. 166
- ^ Диаманди, с. 70; Кирическу, с. 15
- ^ Шаблон: Fr Le Devenirsocial (Париж) , Интернет-каталог BNF.
- ^ Кирическу, стр. 14-15
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Виктор Дурня, «К. Стере и его дуэль 1894 года». Архивировано 21 мая 2014 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 1/2008
- ^ Петреску, стр. 111–112.
- ^ Кирическу, с. 17
- ^ Петреску, стр. 121.
- ^ «Информация», в Epoca , 21 июня 1898 г., стр. 1.
- ^ Орнеа I, стр. 244–248, 260–262, 268; Петреску, стр. 131–134.
- ^ Орнеа I, стр. 244–248, 261–262; Петреску, стр. 134–136.
- ^ Надежда, стр. 390.
- ^ Петреску, стр. 136.
- ^ Петреску, стр. 142–143.
- ^ Петреску, стр. 144–145.
- ^ Надежда, стр. 398.
- ^ Петреску, стр. 145.
- ^ Петреску, стр. 146.
- ^ Орнеа I, стр. 267–268; Петреску, стр. 146–150.
- ^ Петреску, стр. 146–148.
- ^ Петреску, стр. 149–150.
- ^ Петреску, стр. 150.
- ^ Орнеа I, стр. 268; Петреску, стр. 143–144, 150–151.
- ^ Орнеа I, стр. 268–269.
- ^ Константин Бакалбаша , Бухарест прошлых лет. Том II: 1885—1901 , Издательство Ziarului Universul , Бухарест, 1928, стр. 280–281.
- ^ (на румынском языке) "Din Camera României" , в Tribuna Poporului , 20 февраля 1902 г., стр. 1–2 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ Рамона Мирон, «Семья Дуилиу Замфиреску в записках И. М. Димитреску », в Хории Думитреску (редактор), Vrancei XV Chronicle , Издательство Pallas, Фокшани, 2013, стр. 247–250. ISBN 978-973-7815-51-4 ; (на румынском языке) Михай Сорин Рэдулеску, «Письмо художника Джорджа Деметреску Миря». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 19/2008
- ^ «Информация», в Адевэруле , 2 июня 1904 г., стр. 2.
- ^ Горовей, стр. 156–158.
- ^ Бутнару II, стр. 178.
- ^ Jump up to: а б Ловинеску, с. 267.
- ^ Буй, с. 103
- ^ Орнеа I, стр. 402–405.
- ^ Орнеа I, стр. 404–405.
- ^ Диаманди, стр. 70–71
- ^ Орнеа I, с. 427–428
- ^ Орнеа I, с. 476
- ^ Орнея I, стр. 522, 538.
- ^ Орнея II, стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б с АКК, «Новости. Два ужасных ребенка в нашей политике», в Noua Revistă Română , No. 7/1911, с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Кэлинеску, стр. 1014.
- ^ Ливеску, стр. 102, 125
- ^ «Актуальные проблемы. Евреи и литература», в Noua Revistă Română , No. 16/1910, стр. 245–246.
- ^ Николае Йорга , Военные действия Румынии. В Болгарии с нашими солдатами , Издательство Соцец , Бухарест, 1914, стр. 19.
- ^ (на румынском языке) Сорин Раду, «Либералы и проблема избирательной реформы в Румынии (1866–1914) (I)». Архивировано 25 апреля 2012 г. в Wayback Machine , в Университете Альбы, 1 декабря. Юлия Annales Universitatis Apulensis, Серия «Историка» , No. 4–5, 2000–2001, стр. 140, 142–143.
- ^ Jump up to: а б М., «Новости. Слух о пересмотре Конституции», в Noua Revista Română , No. 8/1910, стр. 105–106.
- ^ Байкулеску и др. , с. 532
- ^ Jump up to: а б Диаманди, с. 71
- ^ Петреску, стр. 114.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) К. Джорджеску Мунтяну, «Заметки» , в Luceafărul , No. 28/1912, стр. 567 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ «Празднование маэстро Караджале. Фестиваль в Teatrul Comoedia», в Романуле (Арад) , No. 26/1912, стр. 7.
- ^ Jump up to: а б с Виктор Ион Попа , «Общество румынских писателей», в «Зернах пшеницы» , No. 10/1934, с.
- ^ Кэлинеску, стр. 657; Горовей, стр. 158–159. См. также Диаманди, стр. 71.
- ↑ Горан И. Чаликов, примечания к «Из описания путешествия Эвлии-Челеби», в Архиве Доброгея , Том II, 1919, стр. 143.
- ^ Байкулеску и др. , стр. 467; Бутнару I, стр. 142–143.
- ^ Я ухожу, с. 76–80
- ^ Я ухожу, с. 76, 79
- ^ Бутнару II, стр. 178; Дьюк, стр. 211.
- ^ Массофф, стр. 215–218. См. также Ливеску, стр. 127, 129.
- ^ Бойя, с. 236; Массофф, с. 320
- ^ Массофф, стр. 320–321.
- ^ Массофф, стр. 333–334.
- ^ Ливеску, стр. 129–130
- ^ Кириак Нападарджан , «Театрул ла сат», в Фурнике , №. 32/1907, стр. 2.
- ^ Кэлинеску, стр. 657, 1014.
- ^ Ливеску, с. 131
- ^ Анджело Митчиевичи , Декаданс и декадентизм в контексте румынской и европейской современности , Издательство Curtea Veche , Бухарест, 2011, стр. 145. ISBN 978-606-588-133-4
- ^ Палач, стр. 102–104
- ^ Массофф, с. 219
- ^ Ливеску, с. 130
- ^ Бутнару I, стр. 143, 146; Дюк, стр. 134.
- ^ Jump up to: а б Бутнару I, стр. 143.
- ^ Бутнару I, стр. 136, 146; Дюк, стр. 11.
- ^ Бутнару I, пассим
- ^ Орнея II, с. 77
- ^ Jump up to: а б Бутнару I, стр. 143–144.
- ^ Франсуа Фейто , Реквием по погибшей империи. История разрушения Австро-Венгрии , ÉDIMA/Lieu Commun & Éditions du Seuil , Париж, 1993, с. 57. ISBN 2-02-014674-6
- ^ Бутнару I, стр. 144.
- ^ «Думает, что Румыния закончит войну» , в The Boston Globe , 11 января 1915 г., стр. 5
- ^ Бюллетень Нью-Йоркской публичной библиотеки, Том. 23. Январь-декабрь 1919 г. , Фонды Астора, Ленокса и Тилдена, Нью-Йорк, 1919 г., с. 68
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) «Из румынской палаты» , в Unirea , 1 января 1916 г., стр. 3 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ Орнея II, стр. 103–107.
- ^ Орнея II, стр. 104–107.
- ^ Бутнару I, стр. 147–149.
- ^ Горовей, стр. 159–160.
- ^ Авереску, стр. 15–16, 88–89.
- ^ Бутнару I, стр. 148.
- ^ Бутнару I, стр. 147.
- ^ Дюк, стр. 133–137
- ^ Орнея II, стр. 167–168. См. также Горовей, с.161.
- ^ Jump up to: а б Дюк, с. 172
- ^ Бутнару II, стр. 178; Дьюк, стр. 196, 198, 200–201.
- ^ Дьюк, стр. 174–175, 180, 187–189; Орнея II, стр. 167; Петреску, стр. 312; Попеску, стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Раду Петреску, «Enigma Ilie Cătărău (II)». Архивировано 9 октября 2013 года в Wayback Machine , в Контрафорте , № 1. 7–8/2012 г.
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Георге И. Флореску, «Ежедневные заметки лет Первой мировой войны». Архивировано 8 марта 2009 г. в Wayback Machine , в «Литературных беседах» , ноябрь 2004 г.
- ^ Герцог, с. 176
- ^ Авереску, стр. 156.
- ^ Дюк, стр. 173, 176–178, 180
- ^ Горовей, стр. 160–161.
- ^ Горовей, стр. 161.
- ^ Бутнару II, стр. 178; Дюк, стр. 205.
- ^ Бутнару II, стр. 179.
- ^ Бутнару II, стр. 180–182.
- ^ Бутнару II, стр. 179; Дюк, стр. 205.
- ^ Кэлинеску, стр. 657. См. также Бутнару II, стр. 179.
- ^ Буй, с. 236
- ^ Кэлинеску, стр. 1014; Массофф, стр. 225.
- ^ Орнея II, стр. 209, 212–213.
- ^ Петреску, стр. 313. См. также Попеску, стр. 22–24.
- ^ Орнея II, стр. 213–214; Петреску, стр. 313; Попеску, стр. 22.
- ^ Овидий Кромэлничану , Румынская литература между двумя мировыми войнами , Том I, Издательство Минерва , Бухарест, 1972, стр. 379. ОСЛК 490001217
- ^ (на румынском языке) Алекс. Штефанеску , «Кто такая Оана Орлеа?» [ постоянная мертвая ссылка ] , в «Литературной Румынии» , №. 42/2011
- ^ Ловинеску, стр. 267, 268.
- ^ Массофф, с. 320
- ^ Кэлинеску, стр. 657; Ловинеску, с. 267.
- ^ Ловинеску, стр. 267–268.
- ^ Массофф, с. 321
- ^ Ловинеску, стр. 268.
- ^ Кэлинеску, стр. 657; Ловинеску, с. 268.
Ссылки
[ редактировать ]- Александру Авереску , Ежедневные заметки о войне , Издательство Cultura Nacială , Бухарест, [ny]
- Джордже Байкулеску, Джорджета Рэдуйка, Неонила Онофрей, румынские периодические издания (газеты, газеты, журналы). Том II: Алфавитный каталог 1907–1918 гг. Приложение 1790–1906 , Издательство «Академия» , Бухарест, 1969.
- Лучиан Бойя , «Германофилы». Румынская интеллектуальная элита во время Первой мировой войны , Humanitas , Бухарест, 2010. ISBN 978-973-50-2635-6
- (на румынском языке) Адриан Бутнару, «Файлы из жизни семьи. Братья Константин и Джордж Диаманди вокруг и во время Первой мировой войны»: Часть I , в журнале «Румынская военная мысль» , № 1. 1/2013, стр. 135–149; Часть II , №. 2/2013, стр. 177–188.
- Джордже Кэлинеску , История румынской литературы от истоков до наших дней , Издательство Минерва , Бухарест, 1986 г.
- Лесли Дерфлер, Поль Лафарг и расцвет французского социализма, 1882–1911 , издательство Гарвардского университета , Гарвард, 1998. ISBN 0-674-65912-0
- Джордж И. Диаманди, «Автобиография», в Альманахе Общества румынских писателей за 1912 год , издательство Flacăra , Бухарест, 1912, стр. 69–71.
- Ион Г. Дука , Политические воспоминания, II , Йон Думитру-Верлаг, Мюнхен, 1981
- Артур Горовей , Другое время. Литературные воспоминания , Дж. Бендит, Фэлтичени, 1930 г.
- Константин Кирическу , « Жизнь, мир, эпоха : годы ученичества в социалистическом движении», в журнале «Исторический» , сентябрь 1977 г., стр. 12–17, 34.
- (на румынском языке) Стойка Ласку , «Региональная геополитика - Южная Добруджа в контексте 1913 года. Свидетельства эпохи », в Annales Universităit Ovidius, Том 4. Архивировано 24 мая 2014 г. в Wayback Machine , 2007, стр. 43– 105
- Ион Ливеску , Воспоминания и сочинения о театре , Литературное издательство , Бухарест, 1967 г.
- (на французском языке) Альберт Ливе, «Социалистическое движение в Латинском квартале» , в La Revue Socialiste , Nr. 155/1897, стр. 560-592 (оцифровано Bibliothèque nationale de France Gallica цифровой библиотекой )
- Евгений Ловинеску , История современной румынской литературы , Издательство Минерва, Бухарест, 1989. ISBN 973-21-0159-8
- Иоан Массофф , История Национального театра в Бухаресте: 1877—1937 , Алкали , Бухарест, [Нью-Йорк]
- Иоан Нэдейде , «Провал социализма в Румынии», в Noua Revistă Română , No. 33/1901, стр. 385–401.
- З. Орнеа , Жизнь К. Стере , Тт. I–II, Румынская книга , Бухарест, 1989. ISBN 973-23-0099-X и ISBN 973-23-0268-2
- Константин Титель Петреску , Социализм в Румынии. 1835 – 6 сентября 1940 , Дачия Траяна, Бухарест, [Нью-Йорк]
- (на румынском языке) Андрей Попеску, « Григоре Н. Филипеску (1886–1938): Биографические вехи », в Анналах Бухарестского университета. Серия «Политология» , том 14 (2012), выпуск 2, стр. 17–46.
- (на французском языке) Жорж Сорель , «Письма Жоржа Сореля Жану Бурдо. Вторая часть: 1913–1921» , в Mille Neuf Cent , Nr 15/1997, стр. 127–214 (переиздано Persée Scientific Journals )
- Зеев Стернхелл , Ни справа, ни слева: фашистская идеология во Франции , Princeton University Press , Принстон, 1986. ISBN 0-691-00629-6
- (на французском языке) Андре Вуазен , «Обзор периодических изданий. Новая эра » , в Revue Internationale de Sociologie , Vol. II, 1894, стр. 405–406 (оцифровано Gallica )
- Члены Палаты депутатов (Румыния)
- Префекты Румынии
- румынские дипломаты
- Председатели Национального театра Бухареста
- Румынские марксисты
- Политики Национал-либеральной партии (Румыния)
- Лидеры политических партий Румынии
- Румынские антропологи
- румынские археологи
- Румынские социологи
- Марксистские журналисты
- Румынские дневники
- Румынские драматурги и драматурги XX века
- Румынские драматурги и драматурги-мужчины
- эссеисты 20-го века
- Румынские эссеисты
- Румынские эссеисты-мужчины
- Румынские писатели ХХ века
- Румынские писатели-мужчины
- Румынские писатели-фантасты
- Румынские юмористы
- Румынские писатели рассказов XX века
- Румынские писатели рассказов мужского пола
- Румынские писатели рассказов
- Румынские писатели на французском языке
- Журналисты XIX века
- Редакторы румынских журналов
- Основатели румынского журнала
- Румынские детские писатели
- Румынские писатели-путешественники
- Либреттисты
- Румынские моряки
- Румынские филантропы
- Люди из уезда Васлуй
- Румынский народ греческого происхождения
- Румынское дворянство
- Румынские эмигранты во Франции
- Выпускники Кано-нормандского университета
- Персонал Сухопутных войск Румынии
- Румынский народ Второй Балканской войны
- Румынские военнослужащие Первой мировой войны
- Румынские эмигранты в России
- Беженцы в России
- Люди русской революции
- Люди, погибшие в море
- Похороны в море
- 1867 рождений
- 1917 смертей
- Румынские военнослужащие ХХ века
- Румынские военнослужащие XIX века
- Люди из Барлада
- Выходцы из Объединённых княжеств Молдавии и Валахии.