Махишья
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Президентский дивизион (тогда включал дивизион Кхулна ) • Дивизион Бурдван (включая дивизию Мединипур ) • Дивизион Раджшахи (включая дивизию Мальда ) • Дивизион Дакка | ~ 2,38 миллиона (около четверти индуистского населения провинции, около 1931 г. ) |
Языки | |
Бенгальский | |
Религия | |
![]() |
Махишья ( IAST : Māhiṣya ) — бенгальская индуистская традиционно аграрная каста , [ 1 ] [ 2 ] и образовали самую крупную касту в неразделенной Бенгалии . [ 3 ] Махисьи были и остаются чрезвычайно разнообразной кастой, состоящей из всех возможных классов по материальному положению и рангам. [ 4 ] [ 5 ]
Мифология
Согласно тексту «Брихаддхарма-пураны» XIII века , дети отцов-шудр и матерей-кшатриев — это даса, уттам-санкар (буквально «хорошие смешанные»), и их занятие — сельское хозяйство. [ 6 ] Согласно Брахма Вайварта Пуране , глава которой, описывающая смешанные касты, вероятно, была добавлена после 16 века: [ 7 ] Кайварта был рожден от отца-кшатрия и матери-вайшьи. [ 8 ] В некоторых древних или средневековых текстах, таких как «Ягьявалкья Смрити» и «Гаутама Дхармасутра», указывается идентичное происхождение, то есть , родился от отца -кшатрия и матери- вайшьи Махшья, который должен был заниматься астрономией или сельским хозяйством . [ 9 ] [ 10 ]
История
Группа, ныне известная как Махишьи, первоначально была известна как Кайбарта или Кайварта. С восьмого по тринадцатый век существует множество примеров, когда Кайбарта занимал должности администраторов и юристов. [ 11 ] Во время режима Палы многие Кайварты, попеременно со многими браминами, исполняли обязанности министров при королевских дворах. [ 12 ] В одиннадцатом веке в мятежной вражде Дивья, первоначально феодальный вождь ( Саманта ), убил Махипалу II , захватил Варендри и установил там режим. На короткое время Варендри подчинился верховной власти трёх царей Кайбарты — Дивьи, Рудока и Бхимы. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] По словам историка Ромилы Тапар , это, пожалуй, первое крестьянское восстание в истории Индии. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Во время своего правления Бхима лишил брахманов и других бенефициаров собственности, взимал с них налоги и отдавал приоритет интересам крестьян. [ 20 ] В одиннадцатом и двенадцатом веках некоторые Кайбарты владели санскритом и сочиняли стихи . [ 13 ]
В конце XIX века ученые разошлись во мнениях относительно ранга махишьев в бенгальском обществе. Санкритист и антиквар Раджендралал Митра, похоже, считал, что махисьи были кастой мелких фермеров и не могли позволить себе такие силы современности, как школьное образование. Но президент коллегии пандитов Надии Джогендранатх Бхаттачарья, опубликовавший в 1896 году большую книгу «Индуистские касты и секты», писал, что в районах Тамлук и Контай Миднапура, где население высших каст было очень малочисленным, а кайбартты были очень многочисленны, их можно причислить к местной аристократии, а в других округах их положение уступало только каястхам. [ 21 ] Движение Махишья в конце девятнадцатого века было делом рук успешных людей, которые захватили новые пути власти, открытые благодаря торговле, образованию и профессиям. В то время как самаджпати , которые, будучи крупными землевладельческими семьями, из поколения в поколение выступали в качестве социальных лидеров различных местных самаджей общины Кайбарта, в целом были против движения. [ 22 ] [ 23 ] До этого все эти люди были известны как Часи-кайбарта, что представляло собой невероятно разнообразную касту. Часи-кайбарта, составлявшие более половины населения восточной и южной частей Миднапура , освоили возделываемые пустоши и таким образом обеспечили себе во времена Великих Моголов доминирующее положение в аграрной экономике, пополнив все слои - заминдары, йотедары или богатые земледельцы, мелкие крестьяне вплоть до издольщиков и сельскохозяйственных рабочих. В районе Дакки все высшие и средние классы махишьев, которые также были известны как Парасар Дас или Халик Дас, были заминдарами и крупными землевладельцами со времен мусульманского правления. В таких округах, как Бурдван , Хугли , Надия и 24 Парганы , или в восточных областях, таких как Фаридпур , они занимали важное положение в сельском хозяйстве, некоторые из них были крупными землевладельцами, торговцами зерном и крестьянами-собственниками. [ 24 ] [ 25 ] проживало несколько крупных землевладельческих семей, В Калькутте таких как семья Марх в Джанбазаре и семья Бавали Мондал в Толлигунге. [ 26 ] [ 27 ] В городе проживал большой контингент махишьев, работавших торговцами, производителями и профессионалами, такими как юристы. [ 28 ] [ 22 ]
Хотя многие из них все еще заняты традиционным трудом в сельской местности, в течение одного поколения махишьи в большом количестве отказались от сельского хозяйства в пользу инженерного дела и квалифицированной рабочей силы в урбанизированных районах Ховра и Калькутта . В Хауре Махшьи - самые многочисленные и успешные бизнесмены. На рубеже 20-го века большая часть земли и фабрик принадлежала Каястхам ; но к 1967 году община Махисья владела 67 процентами машиностроительных предприятий в округе. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Роль в движении за независимость
Дигамбар Бисвас и Бишну Чаран Бисвас, мелкие заминдары и ростовщики Надии , организовали крестьян Надии и Джессора и собрали армию латиялов и копейщиков. Они возглавили восстание индиго в регионе и выплатили долги крестьян после восстания. В восстании против европейских плантаторов в значительной степени участвовали недовольные бывшие работники фабрик «Индиго», деревенские старосты (мандалы), а также члены некоторых других крестьянских общин. [ 32 ] [ 33 ]
Махишьи сыграли заметную роль в националистическом движении. [ 34 ] Дешапран Бирендранат Сасмаль [ 35 ] в 1919 году возглавил Махишья против налогов Союза, которые позже объединились с движением отказа от сотрудничества в Миднапуре. [ 36 ] Во время движения гражданского неповиновения (1930–34) махишьи проложили путь для будущих действий, ведущих к фактическому распаду британской администрации в районах Тамлук и Контай . [ 37 ] [ 38 ]
К 1940-м годам Махисьи составляли основу возглавляемого Конгрессом воинствующего националистического движения в Миднапуре и Южной Бенгалии в целом. Фактически, большинство лидеров и пехотинцев движения «Выход из Индии» в Миднапуре были махисьями. Они создали параллельное правительство Тамралипта Джатия Саркар. [ 39 ] в Тамлуке , который длился почти два года (1942–44). У него была собственная армия, судебная система и финансовый департамент. Биплаби, рупор параллельного национального правительства в Миднапуре, позже был опубликован на английском языке. [ 26 ] [ 40 ]
Статус оповещения
В Бенгалии XIX века Часи Кайбарта были идентифицированы как один из Сат Шудр (чистых Шудр), хотя Джалия Кайбарта и священники Кайбарта считались нечистыми. [ 41 ] Махшьи обычно считались «шудрами среднего ранга» в кастовой структуре Бенгалии. [ 42 ] [ 43 ] Как и в Южной Индии, социальные группы восточной Индии традиционно делились на две группы — брахманов и шудров. [ 44 ] В 1901 году махишьи заявили, что являются вайшьями, на этот статус также претендовали их священники Гаудадьи-брахманы для махишьев. В переписи 1931 года они утверждали, что их записывают как кшатрии или махишья-кшатрии. Историк Джьотирмойи Сарма высказал мнение, что статус Махишьев в Варне оспаривается. [ 45 ]
Социально-экономическое положение
Хотя финансовый, социальный и политический успех Махишьев заметен, они часто подвергались стигматизации из-за своих аграрных корней. Махишьи не были против ручного труда, который элита «высших каст» часто считала унизительным. [ 29 ] Например, когда произошла битва между Субхасом Чандрой Босом и Бирендранатом Сасмалем за пост главного исполнительного директора Калькуттской муниципальной корпорации , которая тогда доминировала в политической жизни Бенгалии, Бозе ловко вышел победителем. [ 46 ] Хотя Читтаранджан Дас изначально предлагал вознаградить Сасмала за услуги, предложив ему эту работу, он вскоре отказался, когда узнал, что этот выбор оскорбит городскую клику Каястха. Один из них зашел так далеко, что прокомментировал: «Приедет ли кеот из Миднапура и будет править Калькуттой?» [ а ] Сасмаль задал своему наставнику Дасу два вопроса на заседании Комитета Конгресса Бенгальской провинции (BPCC): «(1) Субхас Бос был избран членом, а его брат Сарат Бос олдерменом Калькуттской корпорации партией Сварадж. Почему BPCC стремилась установить власть одной семьи над Корпорацией? (2) На высшем исполнительном посту Корпорации предлагалось обойти его и назначить другого человека. Было ли это потому, что его презирали за свою низкую касту?» Дас выразил недовольство первым вопросом и дал неадекватный ответ на второй, что не удовлетворило Сасмала. Сасмаль покинул BPCC в крайнем унижении и гневе и занялся своей юридической практикой и контролем над местной политикой в Контаи и Миднапуре . [ 47 ]
В переписи 1921 года махишьи были включены в список «депрессивных классов» как Часи-Кайбарта, но богатые люди отказывались принять статус депрессивного класса, поскольку считали, что это серьезно поставит под угрозу их претензии на статус «высшей касты индуистов». [ 26 ] [ 48 ] [ 49 ] Однако в 1946 году кастовая ассоциация махишьев указала, что они относятся к «промежуточным и депрессивным» кастам Бенгалии, которых систематически лишают законных притязаний и доли в службе. Они призвали британское правительство помочь им, предоставив избирателям отдельные от «кастовых индусов» и зарегистрированных каст, а также путем предоставления особых льгот в вопросах образования, назначения на все факультеты и т. д. [ 50 ]
По состоянию на конец двенадцатого века Партха Чаттерджи считал махишьев единственной наиболее важной группой «средней касты» на юго-западе Бенгалии, где они очень многочисленны и включают районы Миднапур, 24 Парганаса, Хугли, Ховра; тогда как Бич и Бич признали их доминирующей кастой в южной части бывших двух округов. Надия и Муршидабад - еще два округа, где махишьи составляют наиболее доминирующую по численности касту. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
В 1980-е годы у правительства Западной Бенгалии не было политической воли к признанию отсталых каст в штате. [ 5 ] Комиссия Мандал включила Часи-Кайбарту и Махишью в список 177 «отсталых классов» штата Западная Бенгалия. С 1989 года, после вступления в силу предложений комиссии, часть махисьев из низшего среднего и низшего класса развернула вялотекущую кампанию за статус OBC . Однако против этой инициативы выступили некоторые представители состоятельных слоев населения, которые даже обратились в суд против этой инициативы. В конце 1990-х годов комиссия Сена пришла к выводу, что Часи-Кайбарта представляет собой отсталый класс, а Махишья как таковой не является отсталым классом в штате. К началу 2000-х годов статус ОБЦ получил Часи-Кайбартас. Тогда любой, кто мог предъявить документы о своей принадлежности к касте Чаши-Кайбарта, имел право на получение статуса ОБК. С начала 2010-х годов более состоятельные махишья также проводят кампанию за статус OBC для касты в целом, но группа по имени Махишья по-прежнему относится к общей категории и продолжает формировать крупнейшую касту Западной Бенгалии . [ 55 ] [ 56 ] [ 26 ] [ 48 ] [ 57 ]
Известные люди
- Рани Рашмони , индийская заминдар , бизнесвумен, филантроп, основательница храма Дакшинешвар Кали [ 58 ] [ 59 ]
- Диван Моханлал , индуистский король и один из главных командиров Наваба Сираджуддаулы [ 60 ]
- Бирендранат Сасмаль , борец за свободу, адвокат и политик [ 61 ] [ 62 ]
- Хемчандра Канунго , один из первых революционеров, поехавших за границу, чтобы научиться делать бомбы, один из создателей первого неофициального флага Индии. [ 63 ]
- Басанта Кумар Бисвас , борец за свободу, один из самых молодых мучеников, покушавшийся на лорда Хардинджа. [ 64 ] [ 65 ]
- Матангини Хазра , борец за свободу, мученик движения за выход из Индии , широко известный как «Леди Ганди». [ 66 ] [ 67 ]
- Сатиш Чандра Саманта , борец за свободу, преданный Ганди , создал параллельное правительство в Тамлуке во время британского владычества. [ 66 ] [ 68 ]
- Сушил Кумар Дхара , борец за свободу, создал параллельное правительство в Тамлуке во время британского владычества. [ 66 ] [ 68 ]
- Аламохан Дас , промышленник-новатор и основатель India Machinery Co., тезка Даснагара. [ 69 ] [ 70 ]
- Шарат Кумар Рой , индийско-американский геолог и искатель приключений. [ 71 ]
- Суриндра Мохан Сиркар , индийский ботаник [ 72 ]
- Сунил Джана , левый фотожурналист и фотограф-документалист. [ 26 ]
- Мани Лал Бхаумик , индийско-американский физик, предприниматель, всемирно известный автор бестселлеров и филантроп. [ 73 ]
- Анил Кумар Гейн , индийский математик и статистик, основатель Университета Видьясагар [ 74 ]
- Динеш Дас , бенгальский поэт, борец за независимость, марксист [ 63 ] [ 75 ]
- Абха Маити , борец за свободу, политик, министр помощи беженцам и реабилитации Западной Бенгалии (1962–1967), государственный министр промышленности правительства Индии с 1977 по 1979 год. [ 76 ] [ 77 ]
См. также
Примечания
- ^ См. Моханти, Ниведита (2005). Национализм Ории В поисках объединенной Ориссы 1866-1956 гг . Прафулла. Страница 263: «В 1924 году, когда Бирендранат Сасмаль претендовал на пост главного исполнительного директора Калькуттской корпорации, произошла неприятная ситуация. Газета сообщила, что его встретили уничижительными лозунгами из-за его происхождения из Ория, и его претензии на этот пост были отклонены».
Ссылки
- ^ Общество, Индийское антропологическое (2005). Журнал Индийского антропологического общества . Общество. стр. 187–191.
- ^ Человек и Жизнь . Институт социальных исследований и прикладной антропологии. 1992.
- ^ Сарма, Джьотирмойи (1980). Кастовая динамика среди бенгальских индуистов . Фирма КЛМ. п. 119. ИСБН 978-0-8364-0633-7 .
- ^ Пфеффер, Георг; Бехера, Дипак Кумар (1997). Современное общество: проблемы развития, переход и изменения . Концептуальное издательство. ISBN 978-81-7022-642-0 .
- ^ Jump up to: а б Бандиопадхьяй, Сехар (12 июля 2023 г.). «Каста и политика в (Западной) Бенгалии» . Современная Южная Азия : 4. doi : 10.1080/09584935.2023.2229751 . S2CID 259862847 .
- ^ Фуруи, Рёске (2 июля 2019 г.). Земля и общество в ранней Южной Азии: Восточная Индия, 400–1250 гг . Тейлор и Фрэнсис. п. 228. ИСБН 978-1-000-08480-1 .
- ^ Хазра, Раджендра Чандра (1975). Исследования пуранических записей индуистских обрядов и обычаев . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 166–67. ISBN 978-81-208-0422-7 .
- ^ Сур, Атул. Бангалир Нритатвик Поричой (на бенгали). Калькутта: Джигасса Агентства Лтд. стр. 38–39.
- ^ Агарвалла, Шьям. С. (1998). Религия и кастовая политика . Публикации Равата. п. 133. ИСБН 9788170334682 .
- ^ Кумар, Сангит (2005). Изменение роли кастовой системы: критика . Джайпур, Индия: Публикации Равата. п. 48. ИСБН 8170338816 .
- ^ Рэй, Нихарранджан (1994). История бенгальского народа: древний период . Ориент Лонгман. п. 207. ИСБН 978-0-86311-378-9 .
- ^ Сарма, Джьотирмойи (1980). Кастовая динамика среди бенгальских индуистов . Фирма КЛМ. п. 7. ISBN 978-0-8364-0633-7 .
- ^ Jump up to: а б Рэй, Нихарранджан (1994). История бенгальского народа: древний период . Ориент Лонгман. п. 179. ИСБН 978-0-86311-378-9 .
- ^ Сур, Атул Кришна; Сур, Атул Кумар (1963). История и культура Бенгалии . Чакервертти, Чаттерджи.
- ^ МАЖУМДАР, RC (1971). ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ БЕНГАЛИИ . Г. БХАРАДВАДЖ, КАЛЬКУТТА.
- ^ Тапар, Ромила (14 октября 2013 г.). Прошлое перед нами . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-72651-2 .
- ^ Тапар, Ромила (февраль 2004 г.). Ранняя Индия: от истоков до 1300 года нашей эры . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24225-8 .
- ^ Маджумдар, Рамеш Чандра (1977). Древняя Индия . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-0436-4 .
- ^ Шарма, РС; Шарма, Рам Шаран (2003). Раннесредневековое индийское общество (pb) . Ориент Блэксван. стр. 221–226. ISBN 978-81-250-2523-8 .
- ^ Шарма, РС; Шарма, Рам Шаран (2003). Раннесредневековое индийское общество (pb) . Ориент Блэксван. п. 224. ИСБН 978-81-250-2523-8 .
- ^ Сенгупта, Сасвати (30 ноября 2020 г.). Мутирующие богини: бенгальский лаукика-индуизм и гендерные права . Издательство Оксфордского университета. п. 109. ИСБН 978-0-19-099325-2 .
- ^ Jump up to: а б Рэй, Раджат Канта; Рэй, профессор и заведующий кафедрой истории Раджат Канта (1984). Социальный конфликт и политические волнения в Бенгалии, 1875-1927 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 75, 76. ISBN. 978-0-19-561654-5 .
- ^ Ахир, Раджив (2018). Краткая история современной Индии . Спектр Букс (П) Лимитед. п. 839. ИСБН 978-81-7930-688-8 .
- ^ Бандиопадхьяа, Шекхара (1990). Каста, политика и радж: Бенгалия, 1872–1937 гг . КП Багчи и компания. ISBN 978-81-7074-066-7 .
- ^ Бхаумик, Сударшана (26 августа 2022 г.). Меняющийся мир каст и иерархии в Бенгалии: изображение из Мангалкавья ок. 1700–1931 . Тейлор и Фрэнсис. стр. 37–38. ISBN 978-1-000-64143-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Махисьи и новый кастовый вопрос в политике Западной Бенгалии» . Индия сегодня . 18 марта 2021 г. Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Басу, Дебашис (1990). Калькутта Праката (на бенгали). Калькутта: Книги Бипанья. пп. 71, 78. ISBN 978-81-85471-01-3 .
- ^ Чакрабарти, Бидют (1997). Местная политика и индийский национализм, Миднапур, 1919–1944 гг . Издатели и дистрибьюторы Manohar. ISBN 978-81-7304-158-7 .
- ^ Jump up to: а б Лессингер, Джоанна М. (1982). « Новые Вайшьи ». Экономическое развитие и культурные изменения . 30 (4): 920–924. дои : 10.1086/452603 .
- ^ Тимберг, Томас А. (1978). Марвари: от торговцев до промышленников . Викас. ISBN 978-0-7069-0528-1 .
- ^ Другие (1991). Читатель по городской социологии . Ориент Блэксван. ISBN 978-0-86311-152-5 .
- ^ Клинг, Блэр Б. (1966). Голубой мятеж: беспорядки индиго в Бенгалии, 1859–1862 гг . Издательство Пенсильванского университета. стр. 84–86, 95. ISBN. 978-1-5128-0349-5 . JSTOR j.ctv513101 .
- ^ Бхаттачарья, Субхас (1977). «Восстание индиго в Бенгалии» . Социолог . 5 (12): 16–18. дои : 10.2307/3516809 . ISSN 0970-0293 . JSTOR 3516809 .
- ^ Чакрабарти, Бидют (1997). Местная политика и индийский национализм, Миднапур, 1919–1944 гг . Издатели и дистрибьюторы Manohar. ISBN 978-81-7304-158-7 .
- ^ ".:: Наследие Миднапура (Мединипур, Миднапур, Пурба Мединипур, Пашим Мединипур, Восточный Миднапур, Западный Миднапур)::" . www.midnapore.in . Проверено 29 сентября 2021 г.
- ^ Бандйопадхьяна, Шекхара (2004). От Плесси до раздела: история современной Индии . Ориент Блэксван. стр. 307–308. ISBN 978-81-250-2596-2 .
- ^ Дасгупта, Тапати; Чаттопадхай, Р.Н. (1999). Сельское развитие в Индии: социально-исторический подход . Национальная книжная организация. ISBN 978-81-85135-98-4 .
- ^ Махотсав, Амрит. «Крестьянское движение Махишья» . Азади Ка Амрит Махотсав, Министерство культуры правительства Индии . Проверено 12 августа 2023 г.
- ^ Саркар, Сумит (24 января 1989 г.). Современная Индия 1885–1947 гг . Спрингер. ISBN 978-1-349-19712-5 .
- ^ Сарбадинаяк: история жизни Шри Сатиса Чандры Саманты, первого сарбадинаяка Тамралипты Джатии Саркара . Комитет Тамралипта Свадхината Санграм Итихас. 1982.
Тамралипта Джатия Саркар.
- ^ МАЖУМДАР, RC (1971). ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ БЕНГАЛИИ . Г. БХАРАДВАДЖ, КАЛЬКУТТА. п. 422.
- ^ Николас, Ральф В. (2003). Плоды поклонения: практическая религия в Бенгалии . ООО "Ориент Лонгман" с. 53. ИСБН 978-8180280061 .
- ^ Шах, Ганшьям (2004). Каста и демократическая политика в Индии . Ориент Блэксван. п. 114. ИСБН 978-8-178-24095-4 .
- ^ СИРКАР, округ Колумбия (1959). ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА И УПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ VOL. 1 . ФИРМА КЛ МУХОПАДХАЙ, КАЛЬКУТТА. п. 115.
- ^ Сарма, Джьотирмойи (1980). Кастовая динамика среди бенгальских индуистов . Фирма КЛМ. стр. 100-1 118–120. ISBN 978-0-8364-0633-7 .
- ^ Майти, Сачиндра (1975). Движение за свободу в Миднапуре . Калькутта: Фирма, КЛ.
- ^ Рэй, Раджат Канта (1984). Социальный конфликт и политические волнения в Бенгалии, 1875-1927 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 330–331. ISBN 978-0-19-561654-5 .
- ^ Jump up to: а б «В Бенгалии битва за голоса Махишьи и политика превращения OBC» . Индостан Таймс . 5 апреля 2021 г. Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Чандра, Удай; Хейерстад, Гейр; Нильсен, Кеннет Бо (25 сентября 2015 г.). Политика каст в Западной Бенгалии . Рутледж. п. 35. ISBN 978-1-317-41477-3 .
- ^ Бхаумик, Сударшана (26 августа 2022 г.). Меняющийся мир каст и иерархии в Бенгалии: изображение из Мангалкавья ок. 1700–1931 . Тейлор и Фрэнсис. п. 253. ИСБН 978-1-000-64143-1 .
- ^ Тропический человек . Э. Дж. Брилл. 1972.
- ^ Бич, Роберт Пол; Бич, Мэри Джейн (1969). Бумага серии «Южная Азия» . Центр азиатских исследований Мичиганского государственного университета. п. 107.
- ^ Чаттерджи, Гурипада (1986). Миднапур, предшественник борьбы за свободу Индии . Публикации Миттала. п. 158.
- ^ Чаттерджи, Парта (1997). Современная история Западной Бенгалии: очерки политической критики . Издательство Оксфордского университета. стр. 73, 75. ISBN. 978-0-19-563945-2 .
- ^ «Седьмой отчет» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Национальная комиссия по отсталым классам» . www.ncbc.nic.in. Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ «Правительство Бенгалии опасается реализации отчета Мандал, - говорит группа OBC» . Индийский экспресс . 10 января 2010 г. Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Саркар, Сумит (1997). Написание социальной истории . Нью-Йорк. п. 226. ИСБН 978-0-19-564024-3 .
- ^ Патхак, доктор Инду Прабха; Хурана, доктор Паял. Стеклянный потолок: влияние на женщин . Публикации Шанлакса. п. 38. ISBN 978-93-94899-94-0 .
- ^ Гальдер, Нароттам (1988). Гангариди: Алочона или Парджалохона (на бенгали). Калькутта: Книжный магазин Dey. стр. 51, 52.
- ^ Рэй, Раджат Канта (1984). Социальный конфликт и политические волнения в Бенгалии, 1875-1927 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 290. ИСБН 978-0-19-561654-5 .
- ^ Хардиман, Дэвид (1 марта 2021 г.). Несотрудничество в Индии: ненасильственная стратегия и протест, 1920-22 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 165. ИСБН 978-0-19-758056-1 .
- ^ Jump up to: а б Маити, Сисиркумар (1988). Коврик Кичу, путь кичу (на бенгали). Публикация Асавари. п. 83.
- ^ Сенгупта, Субодх Чандра (1960). Сансад Бангали Чаритабхидхан (на бенгали). Калькутта: Сахитья Сансад. стр. 329.
- ^ Сен, Банким Чандра (1973). Локмата Рани Рашмони (на бенгали). Калькутта: Бхавна пракасана. п. 55.
- ^ Jump up to: а б с Гош, ГК (2000). Легенды о происхождении каст и племен Восточной Индии . Фирма КЛМ. п. 49. ИСБН 978-81-7102-046-1 .
- ^ Гош, Читра (1991). Политика женского движения в Бенгалии . Издательство Чаттерджи. п. 72. ИСБН 978-81-85089-04-1 .
- ^ Jump up to: а б Басу, Саджал (1990). Фракции, идеология и политика: коалиционная политика в Бенгалии . Minerva Associates (Публикации). п. 20. ISBN 978-81-85195-26-1 .
- ^ Бандйопадхьяй, Ритаджьоти (10 ноября 2022 г.). Улицы в движении: создание инфраструктуры, собственности и политической культуры в Калькутте двадцатого века . Издательство Кембриджского университета. п. 22. ISBN 978-1-009-27674-0 .
- ^ Митра, Иман Кумар; Самаддар, Ранабир; Сен, Самита (29 июля 2016 г.). Накопление в постколониальном капитализме . Спрингер. п. 193. ИСБН 978-981-10-1037-8 .
- ^ Бисвас, Локеш Чандра. «Забытый бенгальский учёный». Кришти : 41, 44.
- ^ «Суриндра Мохан Сиркар». Дишари : 100, 101. 2001.
- ^ Бандиопадхьяй, Ранджан. Маниканчан (на бенгали). Калькутта: Ananda Publishers Pvt Ltd. стр. 3, 5.
- ^ Гуха, Абхиджит (1 апреля 2013 г.). «Видьясагар вишвавидьяслой бисмрита протистата» . Видьясагар Вишвавидьяслой Бисмрита Протистата . 4 (12): 13.
- ^ Рэй, Судхир (2007). Марксистские партии Западной Бенгалии в оппозиции и в правительстве, 1947–2001 гг . Прогрессивные издательства. п. 255. ИСБН 978-81-8064-135-0 .
- ^ Энлайт . Легкие публикации. 1968. с. 8.
- ^ Сен, Удити (30 августа 2018 г.). Гражданин-беженец: формирование индийской нации после раздела . Издательство Кембриджского университета. стр. 31, 61–65. ISBN 978-1-108-42561-2 .