Jump to content

Мандалская комиссия

Комиссия Мандала , или Комиссия по социально и образовательно отсталым классам (SEBC), была создана в Индии в 1979 году правительством партии Джаната под руководством премьер-министра Морарджи Десаи с мандатом «выявлять отсталые в социальном или образовательном отношении классы» Индии. [1] Его возглавил Б. П. Мандал , член индийского парламента, чтобы рассмотреть вопрос о резервациях для людей для решения проблемы кастовой дискриминации и использовать одиннадцать социальных, экономических и образовательных показателей для определения отсталости. В 1980 году, основываясь на том, что OBC (« Другие отсталые классы »), определенные на основе кастовых, социальных и экономических показателей, составляют 52% населения Индии, в отчете комиссии рекомендовалось предоставить членам других отсталых классов (OBC) резервируется 27% рабочих мест на предприятиях центрального правительства и государственного сектора, в результате чего общее количество резервирований для SC, ST и OBC достигает 49,5%. [2] [1]

Хотя отчет был завершен в 1980 году, правительство вице-президента Сингха заявило о своем намерении реализовать отчет в августе 1990 года, что привело к массовым студенческим протестам. [3] Согласно Конституции Индии, статья 15 (4) гласит: «Ничто в этой статье или в пункте (2) статьи 29 не должно препятствовать штату принимать какие-либо меры для продвижения любых социально или образовательно отсталых классов граждан или для Зарегистрированные касты и зарегистрированные племена». Поэтому Комиссия Мандала подготовила отчет, используя данные переписи 1931 года, последней переписи населения с учетом каст, экстраполированных с помощью некоторых выборочных исследований. Вице-президента Сингха обвинили в использовании отчета Мандал, который был проигнорирован правительством Джанаты. Это была социальная революция и позитивные действия. Внезапно почти 75% населения Индии получили льготы при поступлении в учебные заведения и на государственную работу. Раньше было охвачено 25% населения Индии, относящегося к SC ST, а теперь более 50% другого отсталого класса попали под резервацию. [4] Молодежь в больших количествах вышла на массовую акцию протеста в кампусах страны, что привело к самосожжению многих студентов. [5]

Индира Сони оспорила решение Комиссии Мандала и решение правительства о ее реализации в Верховном суде перед коллегией из девяти судей. Выслушав обе стороны, коллегия приняла закон, предусматривающий, что максимальное резервирование может составлять 50% учебных мест или вакансий, а также будет применяться высокий уровень дохода. В настоящее время предел сливочного слоя составляет семейный доход в размере стерлингов 8 лакхов фунтов в год. Он был реализован в 1992 году. [6]

Историческая справка Индии

[ редактировать ]

Основная цель Комиссии Мандала в Индии заключалась в том, чтобы определить условия, касающиеся социальных и образовательных отсталых классов, чтобы рассмотреть вопрос о резервировании мест и квот.

К моменту формирования Комиссии Мандал индийское общество основывалось в основном на принципах Джаати и Варны и в этой степени являлось частично закрытой системой. В результате колониализма ремесленники и подобные им классы обеднели. Это создало социальное расслоение, которое сыграло доминирующую роль в индийском обществе, заложив основу для формирования Комиссии Мандал. Таким образом, в конце 1900-х годов в Индии касты и классы олицетворяли разные модели распределения собственности / занятий для людей. Это напрямую затронуло зарегистрированные касты и зарегистрированные племена , известные под общим названием « Другие отсталые классы» (OBC), которые представляли собой фокусные группы, испытавшие на себе тяжесть колониальной эксплуатации и возникшее в результате кастово-классовое расслоение внутри социальной организации, характерной для традиционной Индии.

Степень укоренения кастовой системы в Индии в сочетании с колониальным обнищанием, с которым сталкиваются многие группы, такие как зарегистрированные касты и зарегистрированные племена , проложила путь к тому, чтобы индийское государство признало или попыталось устранить кастовую дискриминацию. Другие отсталые классы исторически были исключены из возможностей и обязанностей, которые ведут к социально-экономическому прогрессу в индийском обществе. Ремесленники, крестьяне, фермеры и владельцы надомных предприятий несли на себе непосредственную тяжесть эксплуатации при британском владычестве. Многие самодостаточные надомные предприятия были разрушены для обслуживания колониальных нужд. Рост индустриализации и глобализации изменил экономические структуры сельской Индии и стал еще одним фактором, приведшим к обнищанию ремесленных классов. В сочетании с социальной мобильностью - социальность передается по наследству, и браки за пределами своей группы редки. [7]

Однако во время подготовки к созданию Комиссии Мандала преобладали два разных типа изменений: изменение относительного положения групп в кастовой иерархии и изменение тенденции ранжирования наследственных групп. Соответственно, первый тип не нанес ущерба кастовой системе как форме «социальной стратификации», а второй тип изменений привел к полной трансформации кастовой системы. Было обнаружено, что уровень образования и профессия между двумя поколениями напрямую коррелируют. Таким образом, образовательные учреждения играли решающую роль среди других отсталых классов , а возможности для тех, кто получил плохое/хорошее образование, способствовали общему социальному расслоению Индии. Кроме того, совпадение между кастой и экономикой стало более очевидным. [8]

Создание Мандалской комиссии

[ редактировать ]

Назначение комиссии по расследованию положения отсталых классов в Индии каждые 10 лет в целях статьи 15 (Запрет дискриминации по признаку религии, расы, касты, пола или места рождения). Первая комиссия по отсталым классам имела широкий членский состав, Вторая комиссия, казалось, была сформирована по партийному принципу и состояла только из членов отсталых каст. Из пяти его членов четверо были из OBC; оставшийся, Л. Р. Найк, был из общины далитов и был единственным членом комиссии из зарегистрированных каст. [9] Она широко известна как Комиссия Мандал, поскольку ее председателем является Шри. БП Мандал .

Политика бронирования

[ редактировать ]

Комиссия Мандала использовала различные методы и приемы для сбора необходимых данных и доказательств. Чтобы определить, кто квалифицируется как «другой отсталый класс», комиссия приняла одиннадцать критериев, которые можно сгруппировать по трем основным направлениям: социальные, образовательные и экономические. Для выявления ОВС разработано 11 критериев. [10]

Социальные

[ редактировать ]
  1. Касты/классы, которые другие считают социально отсталыми,
  2. Касты/классы, средства к существованию которых в основном зависят от ручного труда,
  3. Касты/классы, в которых не менее 25 процентов женщин и 10 процентов мужчин выше среднего по штату вступают в брак в возрасте до 17 лет в сельской местности и не менее 10 процентов женщин и 5 процентов мужчин делают это в городских районах.
  4. Касты/классы, в которых участие женщин в работе как минимум на 25 процентов превышает средний показатель по штату.

[11] [12]

Образовательный

[ редактировать ]
  1. Касты/классы, в которых количество детей в возрасте 5–15 лет, никогда не посещавших школу, как минимум на 25 процентов превышает средний показатель по штату.
  2. Касты/классы, в которых уровень отсева учащихся в возрастной группе 5–15 лет как минимум на 25 процентов превышает средний показатель по штату,
  3. Касты/классы, среди которых доля абитуриентов как минимум на 25 процентов ниже среднего показателя по штату,

[11] [12]

Экономический

[ редактировать ]
  1. Касты/классы, у которых средняя стоимость семейного имущества как минимум на 25 процентов ниже средней стоимости по штату,
  2. Касты/классы, в которых количество семей, живущих в домах кучча, как минимум на 25 процентов превышает средний показатель по штату,
  3. Касты/классы, в которых источник питьевой воды находится за пределами полукилометра для более чем 50 процентов домохозяйств,
  4. Касты/классы, в которых количество домохозяйств, взявших потребительские кредиты, как минимум на 25 процентов превышает средний показатель по штату.

[11] [12]

Весовые показатели

[ редактировать ]

Поскольку семейство вышеупомянутых Дегиналов утверждает, что три группы не имеют равной важности для этой цели, индикаторам в каждой группе был присвоен отдельный вес. Всем социальным показателям был присвоен вес по 3 балла каждый, образовательным показателям – по 2 балла каждый, а экономическим показателям – по 1 баллу каждый. Экономические показатели, помимо социальных и образовательных, считались важными, поскольку они напрямую вытекали из социальной и образовательной отсталости. Это также помогло подчеркнуть тот факт, что классы, отсталые в социальном и образовательном отношении, также являются отсталыми и экономически. [12]

Таким образом, Комиссия Мандала оценивала классы по шкале от 0 до 22. Эти 11 показателей применялись ко всем кастам, охваченным опросом для конкретного штата. В результате этого заявления все касты, набравшие 50% (т.е. 11 баллов), были отнесены к отсталым в социальном и образовательном отношении, а остальные считались «продвинутыми». [12]

Наблюдения и выводы

[ редактировать ]

По оценкам комиссии, 52% всего населения Индии (исключая СК и СТ), принадлежащих к 3743 различным кастам и общинам, были «отсталыми». [1] [13] [14] , в 2006 году количество отсталых каст в центральном списке OBC увеличилось до 5 013 (без данных по большинству союзных территорий) По данным Национальной комиссии по отсталым классам . [15] [16] [17] Данные о кастовом составе населения за пределами страны недоступны. Поэтому комиссия использовала данные переписи 1931 года для подсчета количества ОБЦ. Население индуистских OBC было получено путем вычитания из общей численности индусов населения SC и ST, а также населения передовых индуистских каст и общин, и оно составило 52 процента. [18] Если предположить, что доля OBC среди неиндуистов примерно того же порядка, что и среди индусов, численность неиндуистских OBC будет считаться равной 52 процентам. [1]

  • Если предположить, что ребенок из семьи передового класса и семьи отсталого класса на момент рождения обладал одинаковым интеллектом, то из-за огромных различий в социальных, культурных и экологических факторах первый будет превосходить второго в любых отношениях. конкурентное поле. Даже если коэффициент интеллекта ребенка из продвинутого класса был намного ниже, чем у ребенка из отсталого класса, есть вероятность, что первый все равно победит второго в любом соревновании, где отбор производится на основе «заслуг».
  • Фактически, то, что мы называем «заслугами» в элитарном обществе, представляет собой смесь природных дарований и экологических привилегий. Ребенок из семьи передового класса и ребенок из семьи отсталого класса не являются «равными» в каком-либо справедливом смысле этого слова, и было бы несправедливо судить их по одной и той же шкале. Совесть цивилизованного общества и диктат социальной справедливости требуют, чтобы «заслуги» и «равенство» не превращались в фетиш, а элемент привилегий должным образом признавался и не учитывался, когда «неравных» заставляют участвовать в одной и той же гонке. [19]
  • Чтобы поместить смесь открытых кастовых конфликтов в правильный исторический контекст, говорится в исследовании, проведенном Бомбейским институтом социальных наук Тата. «Британские правители произвели множество структурных нарушений в индуистской кастовой структуре, и они были противоречивыми по своей природе и воздействию... Таким образом, различные воздействия британского правления на индуистскую кастовую систему, а именно, почти монополизацию рабочих мест, образования и профессий каст грамотных, западные концепции равенства и справедливости, подрывающие индуистскую иерархическую систему правления, феномен санскритизации, благородное реформаторское движение сверху и воинственное реформаторское движение снизу, появление кастовых ассоциаций с новой ролью подготовили почву для кастовых конфликтов в современной Индии. Еще два компонента, которые были очень слабы в британский период, а именно, политизация масс и всеобщее избирательное право взрослых, стали мощными движущими силами после обретения независимости. [20]

Во введении к разделу «Рекомендации» отчета приводится следующий аргумент: [21]

Поскольку комиссия пришла к выводу, что 52 процента населения страны составляют OBC, она первоначально утверждала, что процент резервирования государственных услуг для отсталых классов также должен соответствовать этому показателю. Однако, поскольку это противоречило бы предыдущему решению Верховного суда Индии, согласно которому резервирование должностей должно быть ниже 50 процентов, предлагаемое резервирование для OBC должно было быть зафиксировано на цифре, которая при добавлении к 22,5 процентов для SC и ST, остается ниже предельного уровня в 50 процентов. Ввиду этого правового ограничения комиссия была вынуждена рекомендовать резервирование 27 процентов только для отсталых каст. [21] Перекрытие между кастой и экономической отсталостью стало еще более незначительным в результате того, что оно распространилось на OBC. [22]

Выполнение

[ редактировать ]

До создания Комиссии Мандал в Индии штат Индия сталкивался с кастовой дискриминацией с точки зрения социального, экономического и политического контекста. Уровень жизни, зарегистрированные касты, зарегистрированные племена и домохозяйства OBC считались значительно ниже, чем у основного населения, включая передовые индуистские касты и другие религиозные группы. [23] В декабре 1980 года Комиссия Мандала представила свой отчет, в котором описывались критерии, которые она использовала для обозначения отсталости, и излагали свои рекомендации в свете своих наблюдений и выводов. К тому времени правительство Джаната пало. Следующие правительства Конгресса под руководством Индиры Ганди и Раджива Ганди не пожелали действовать в соответствии с Отчетом из-за его политически спорного характера. После 10 лет игнорирования Отчет был принят правительством Национального фронта во главе с вице-президентом Сингхом. 7 августа 1990 года правительство Национального фронта заявило, что оно предоставит 27 процентов резервов для «отсталых в социальном и образовательном отношении классов» на рабочие места в центральных службах и на общественных предприятиях. Опубликовав постановление правительства 13 августа, вице-президент Сингх объявил о его юридической реализации в своей речи в День независимости два дня спустя. [24] [25]

В сентябре того же года в Верховный суд Индии было передано дело, в котором оспаривалась конституционная действительность постановления правительства о выполнении рекомендаций доклада Мандал. Индра Сони , истец по этому делу, выдвинул три основных аргумента против Приказа: [26] [27]

  • Продление оговорки нарушило конституционную гарантию равенства возможностей.
  • Каста не была надежным показателем отсталости.
  • Эффективность государственных институтов оказалась под угрозой.

Коллегия Верховного суда в составе пяти судей приостановила действие постановления правительства от 13 августа до окончательного рассмотрения дела. 16 ноября 1992 года Верховный суд в своем приговоре оставил в силе постановление правительства, посчитав, что каста является приемлемым показателем отсталости. [27] Таким образом, рекомендация о резервировании OBC в службах центрального правительства была наконец реализована в 1992 году. [28]

Однако, как сообщила газета «Таймс оф Индия» от 26 декабря 2015 года, только 12 процентов сотрудников министерств и государственных органов центрального правительства относятся к « Другим отсталым классам» . Данные показывают, что из 79 483 должностей сотрудники ОБЦ занимали только 9 040. [ нужна ссылка ]

Спустя десять лет после того, как комиссия представила свой отчет, вице-президент Сингх , тогдашний премьер-министр, попытался реализовать ее рекомендации в 1989 году. [29] Критика была резкой, и колледжи по всей стране провели против нее массовые протесты. 19 сентября 1990 года Раджив Госвами , студент Дешбандху колледжа в Дели , предпринял попытку самосожжения в знак протеста против действий правительства. Его поступок сделал его тогда лицом антимандальской агитации. Это еще больше спровоцировало серию самосожжений со стороны других студентов колледжей из высших каст, таких как он, чьи собственные надежды получить работу в правительстве теперь оказались под угрозой, и привело к огромному студенческому движению против резервирования рабочих мест для отсталых каст в Индии. [30] Всего около 200 студентов совершили самосожжение; из них 62 студента скончались от ожогов. [26] Первым студенческим протестующим, погибшим в результате самосожжения, был Суриндер Сингх Чаухан 24 сентября 1990 года. [31]

На севере Индии нормальный бизнес был приостановлен. Магазины были закрыты, а школы и колледжи были закрыты студенческими агитаторами. Они нападали на правительственные здания, организовывали митинги и демонстрации и вступали в столкновения с полицией. Случаи стрельбы со стороны полиции были зарегистрированы в шести штатах во время волнений, в результате чего погибло более 50 человек. [26]

В горном регионе (нынешний Уттаракханд ) штата Уттар-Прадеш произошли многочисленные протесты после создания резервации OBC в Уттар-Прадеше (охватывающей нынешний Уттаракханд ). В Хиллз была ужасная образовательная инфраструктура, и единственным выходом был правительственный Джобс. Хотя OBC составляли основную часть населения на равнинах Уттар-Прадеша, на холмах демография была совершенно иной. Население в Хиллз в основном состояло из представителей высшей касты , SC и ST, практически без присутствия OBC. Однако реализация означала, что 27% мест в школах/колледжах/государственных учреждениях теперь перейдут к людям из Плейнса. Реализация стала одной из причин активизации движения за государственность Уттаракханда. [32]

Однако, по словам Рамчандры Гухи, агитация не получила такого большого распространения на юге Индии, как на севере, по определенным причинам. Во-первых, жители Юга были более согласны с выполнением рекомендаций доклада Мандал, поскольку позитивных действий там уже давно существовали программы . Более того, если на Юге высшие касты составляли менее 10 процентов населения, то на Севере эта цифра превышала 20 процентов. Наконец, поскольку в регионе был процветающий промышленный сектор, образованная молодежь Юга не так зависела от государственной занятости, как молодежь Севера. [26]

** Исследование NFHS оценило только индуистское население OBC. Общая численность населения OBC получена исходя из предположения, что мусульманское население OBC находится в той же пропорции, что и индуистское население OBC.

По данным Национального выборочного обследования, эта цифра составляет 32%. [33] По поводу точного количества OBC в Индии ведутся серьезные споры, при этом данные переписи населения скомпрометированы партийной политикой. Обычно эта цифра оценивается как значительная, но ниже цифр, приведенных Комиссией Мандала или Национальным выборочным обследованием. [34]

Также ведутся споры о логике оценки, используемой Комиссией Мандала для расчета численности населения OBC. Йогендра Ядав , психолог, ставший политиком, согласен, что у фигуры Мандал нет никаких эмпирических оснований. По словам Ядава, «это мифическая конструкция, основанная на сокращении числа СК/СТ, мусульман и других, а затем на достижении определенного количества». [35] Ядав утверждает, что рабочие места в правительстве предоставлялись тем, кто получил высшее образование собственными силами, и что резервирование OBC было лишь одной из многих рекомендаций Комиссии Мандала, которые по большей части остаются невыполненными по прошествии 25 лет. [36]

По оценкам Национального выборочного обследования 1999–2000 годов, около 36 процентов населения страны относятся к другим отсталым классам (OBC). Эта доля падает до 32 процентов, если исключить мусульманские OBC. По данным опроса, проведенного в 1998 году Национальной статистикой здоровья семьи (NFHS), доля немусульманских OBC составляет 29,8 процента. [37]

Л. Р. Наик, единственный далит в Комиссии Мандал, отказался подписать рекомендации Мандал. [38] Найк утверждал, что промежуточные отсталые классы обладают относительной властью, в то время как депрессивные отсталые классы или большинство отсталых классов (MBC) остаются экономически маргинализированными.

Критики Комиссии Мандаля утверждают, что несправедливо предоставлять людям особые привилегии по признаку касты даже для того, чтобы исправить традиционную кастовую дискриминацию. Они утверждают, что те, кто заслужил это место своими заслугами, окажутся в невыгодном положении. Они размышляют о последствиях того, что неквалифицированные кандидаты займут критические позиции в обществе (врачи, инженеры и т. д.). По мере расширения дебатов по поводу оговорок OBC уже становятся очевидными несколько интересных фактов, которые поднимают соответствующие вопросы. Начнем с того, что цифры о доле OBC в населении Индии сильно различаются. По данным Комиссии Мандала (1980 г.), этот показатель составляет 52 процента. По данным переписи населения Индии 2001 года, из населения Индии, составляющего 1 028 737 436 человек, зарегистрированные касты составляют 166 635 700, а зарегистрированные племена - 84 326 240; это 16,2% и 8,2% соответственно. В переписи населения отсутствуют достоверные данные по OBC. [39] Однако, согласно данным национального выборочного обследования 1999–2000 годов, около 36 процентов населения страны отнесены к другим отсталым классам (OBC). Эта доля падает до 32 процентов, если исключить мусульманские OBC. По данным опроса, проведенного в 1998 году Национальной статистикой здоровья семьи (NFHS), доля немусульманских OBC составляет 29,8 процента. [40] Данные NSSO также показывают, что уже 23,5 процента мест в колледжах заняты OBC. По данным того же опроса, это всего на 8,6 процента меньше их доли в населении. Другие аргументы включают в себя то, что закрепление отдельного правового статуса OBC и SC/ST будет закреплять кастовую дифференциацию и поощрять конкуренцию между сообществами в ущерб национальному единству. Они полагают, что только небольшая новая элита образованных далитов , адиваси и OBC получает выгоду от резерваций, и что такие меры недостаточны для того, чтобы вывести массу людей из бедности.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Бхаттачарья, Амит. «Кто такие OBC?» . Архивировано из оригинала 27 июня 2006 года . Проверено 19 апреля 2006 г. Таймс оф Индия , 8 апреля 2006 г.
  2. ^ «Отчет комиссии Мандал - основные характеристики и краткое содержание» (PDF) . justdecoded.com . Проверено 7 февраля 2018 г.
  3. ^ «Воскресная история: отчет комиссии Мандала, 25 лет спустя» . Индийский экспресс . Сентябрь 2015 года . Проверено 18 января 2019 г.
  4. ^ Мандалская комиссия — оригинальные отчеты (части 1 и 2) — отчет комиссии отстающих классов . Нью-Дели: Национальная комиссия по делам отсталых классов, правительство Индии. 1 ноября 1980 года . Проверено 26 марта 2019 г.
  5. ^ «Комиссия Мандал, 25 лет спустя» . Индийский экспресс . Проверено 26 марта 2019 г.
  6. ^ «Воскресная история: отчет комиссии Мандала, 25 лет спустя» . Индийский экспресс. 1 сентября 2015 года . Проверено 26 марта 2019 г.
  7. ^ Чин, Эйми; Пракаш, Нишит (октябрь 2010 г.). «Перераспределительные эффекты политической резервации для меньшинств: данные из Индии» . Кембридж, Массачусетс. дои : 10.3386/w16509 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  8. ^ Шарма, Паван Кумар; Парти, Комила (июнь 2004 г.). «Услуги репродуктивного здоровья в Пенджабе: свидетельства доступа для зарегистрированных и незарегистрированных каст». Социальные изменения . 34 (2): 40–65. дои : 10.1177/004908570403400204 . ISSN   0049-0857 . S2CID   146674412 .
  9. ^ Махешвари, Шрирам (1991). Комиссия Мандала и мандализация: критика . Компания «Концепт Паблишингк». стр. 18–26. ISBN  9788170223382 .
  10. ^ «Перестройка резерваций: почему отмена кастовых квот не является решением» .
  11. ^ Перейти обратно: а б с «Мандалская комиссия» (PDF) . justdecoded.com .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Агравал, СП; Аггарвал, Дж. К. (1991). Образовательный и социальный подъем отсталых классов: какой ценой и как? : Комиссия Мандала и после . Концептуальное издательство. стр. 59–60. ISBN  9788170223399 .
  13. ^ «Британская Колумбия, округ Колумбия или ЕС? Что ждет впереди списки опасностей переписи населения и многочисленные определения могут создать препятствия в установлении идентичности во время подсчета каст» . Архивировано из оригинала 16 мая 2010 года.
  14. ^ «OBC: кто они? - Политика резервирования для OBC: кто выиграет и каковы связанные с этим затраты» . Проверено 17 июля 2006 г.
  15. ^ «Время обуздать число отсталых каст» . Индус .
  16. ^ «Мусульманские OBC и позитивные действия - ОТЧЕТ КОМИТЕТА САХАР» .
  17. ^ «SECC 2011: Почему мы стремимся к квотам на Мандал 2 и более до 2019 года» . 17 июля 2015 г.
  18. ^ Рамайя, А. (6 июня 1992 г.). «Идентификация других обратных классов» (PDF) . Экономический и политический еженедельник : 1203–1207. Архивировано из оригинала (PDF) 30 декабря 2005 года . Проверено 27 мая 2006 г.
  19. Отчет Комиссии Мандал, том I, стр. 23.
  20. ^ Отчет Комиссии Мандала, Том I, стр. 31.
  21. ^ Перейти обратно: а б Отчет комиссии Мандала, Vol. 1, Рекомендации . стр. 57–60.
  22. ^ Борооа, Вани Кант, автор. (18 июня 2019 г.). Неравенство и дискриминация на рынке труда в Индии: количественный анализ неравенства . ISBN  978-3-030-16263-4 . OCLC   1108737729 . {{cite book}}: |last= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  23. ^ Парчюр, Раджас (1 декабря 2011 г.). «Предисловие» Артха Виджняна: Журнал Института политики и экономики Гохале 53 (4). дои : 10.21648/arthavij/2011/v53/i4/117540 . ISSN   0971-586X .
  24. ^ «Как вице-президент Сингх взбудоражил осиное гнездо комиссией Мандал» . Квинт . Проверено 4 ноября 2017 г.
  25. ^ Гелот, Н.С. (1998). Современные тенденции в индийской политике . Глубокие и глубокие публикации. стр. 264–265. ISBN  9788171007981 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Гуха, Рамчандра (2017). Индия после Ганди: издание к 10-летию . Нью-Дели: Пикадор Индия. стр. 602–604. ISBN  9789382616979 .
  27. ^ Перейти обратно: а б «Анализ дела Индиры Сони против UOI» . Юридические укусы — закон и не только . 15 сентября 2016 года . Проверено 4 ноября 2017 г.
  28. ^ «Через 20 лет после Мандаля менее 12% OBC занимают должности в центральном правительстве - Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 4 ноября 2017 г.
  29. ^ «Мандал против Мандира» . 23 марта 2015 г.
  30. ^ «Телеграф - Калькутта: Первая страница» . www.telegraphindia.com . Архивировано из оригинала 29 мая 2004 года . Проверено 30 октября 2017 г.
  31. ^ Кумар, Ану (29 сентября 2012 г.). «Мандальские воспоминания» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 10 ноября 2017 г. .
  32. ^ «Злые холмы: состояние ума Уттаракханда - Химал, Южная Азия» . Ноябрь 1994 года.
  33. ^ Неги, СС (10 июня 2006 г.). «Ответ на СК, непростая задача для правительства» . Трибуна . Проверено 23 ноября 2011 г.
  34. ^ Ананд, Арун (24 мая 2007 г.). «Какова численность населения других отсталых классов в Индии?» . Yahoo! Новости Индии. Архивировано из оригинала 27 июня 2007 года.
  35. ^ «36% населения составляют OBC, а не 52%» . Стандартные новости бизнеса . 8 мая 2006 г. Проверено 18 января 2019 г.
  36. ^ «25 лет спустя Комиссия Мандала так и не начала свою работу: Йогендра Ядав» . Архивировано из оригинала 16 августа 2015 года.
  37. ^ 36% населения составляют OBC, а не 52%. Архивировано 18 мая 2011 года в Wayback Machine . Южноазиатская ассоциация свободных СМИ (8 мая 2006 г.). Проверено 27 мая 2006 г.
  38. ^ «Истинные наследники Мандалы» . Таймс оф Индия . 12 декабря 2006 года . Проверено 12 декабря 2006 г.
  39. ^ «Население» . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 26 мая 2006 года . Проверено 27 мая 2006 г.
  40. ^ «36% населения составляют OBC, а не 52%» . Южноазиатская ассоциация свободных СМИ. 8 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 18 мая 2011 г. . Проверено 27 мая 2006 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a935f8c475eb80c6c14ff80d68a28734__1721352360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/34/a935f8c475eb80c6c14ff80d68a28734.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mandal Commission - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)