Jump to content

Федерализм в Индии

Конституция Индии устанавливает структуру индийского правительства, включая отношения между федеральным правительством и правительствами штатов. Часть XI индийской конституции определяет распределение законодательной, административной и исполнительной власти между союзным правительством штатами Индии и . [1] Законодательные полномочия подразделяются на Список Союза, Список штатов и Параллельный список, представляющие, соответственно, полномочия, предоставленные правительству Союза, полномочия, предоставленные правительствам штатов, и полномочия, разделенные между ними.

Этот федерализм симметричен в том смысле, что переданные полномочия составным единицам считаются одинаковыми. Исторически сложилось так, что штату Джамму и Кашмир был присвоен статус, отличный от других штатов, из-за явно временного положения Конституции Индии, а именно статьи 370 (которая была отменена парламентом в 2019 году). [1] Союзные территории относятся к унитарному типу и управляются непосредственно союзным правительством. Статья 1 (1) конституции предусматривает двухуровневое управление с дополнительным местным выборным правительством. Дели и Пудучерри получили законодательные органы в соответствии со статьями 239AA и 239A соответственно. [1]

  • Существует два или более уровней (уровней) власти.
  • Каждый уровень правительства имеет свою собственную юрисдикцию в вопросах законодательства, налогообложения и управления, даже если они управляют одними и теми же гражданами.
  • Полномочия и функции каждого уровня власти определены и гарантированы Конституцией.
  • Верховный суд получил право разрешать споры между правительствами штатов.

Законодательная власть

[ редактировать ]

Разделение властей определяется конституцией, а законодательные полномочия разделены на три списка: [2]

Список профсоюзов

[ редактировать ]

Союзный список состоит из 100 пунктов (ранее 97), по которым парламент имеет исключительные полномочия принимать законы. Сюда входят: оборона, вооруженные силы, оружие и боеприпасы, атомная энергия, иностранные дела, война и мир, гражданство, экстрадиция, железные дороги, судоходство и судоходство, воздушные пути, почта и телеграф, телефоны, беспроводная связь и радиовещание, валюта, внешняя торговля, межгосударственные связи. - государственная торговля и коммерция, банковское дело, страхование, контроль над промышленностью, регулирование и разработка шахт, минеральных и нефтяных ресурсов, выборы, аудит государственных счетов, создание и организация Верховного суда, высоких судов и профсоюзной комиссии по коммунальным услугам, подоходный налог. , таможенные и экспортные пошлины, акцизные сборы, корпоративный налог, налоги на капитальную стоимость активов, пошлину на наследство и терминальные налоги. [3] [1]

Государственный список

[ редактировать ]

Государственный список состоит из 61 пункта (ранее - 66 пунктов). Единообразие желательно, но не обязательно по пунктам этого списка: поддержание правопорядка, полиция, здравоохранение, транспорт, земельная политика, электричество в штате, деревенская администрация и т. д. Законодательный орган штата обладает исключительными полномочиями принимать законы по этим вопросам. В определенных обстоятельствах парламент может принимать законы по вопросам, упомянутым в Государственном списке, но для этого Раджья Сабха (Совет штатов) должен большинством в две трети принять резолюцию, которую целесообразно принять в законодательном порядке в национальных интересах. [1]

Хотя штаты обладают исключительными полномочиями принимать законы в отношении пунктов, включенных в Список штатов, в статьях 249, 250, 252 и 253 упоминаются ситуации, в которых правительство Союза может принимать законы. [3]

Параллельный список

[ редактировать ]

Параллельный список состоит из 52 (ранее 47) элементов. Единообразие по пунктам этого списка желательно, но не обязательно. В списке упоминаются: брак и развод, передача собственности, кроме сельскохозяйственных земель, образование, контракты, банкротство и неплатежеспособность, доверительные управляющие и трасты, гражданский процесс, неуважение к суду, фальсификация продуктов питания, лекарства и яды, экономическое и социальное планирование, профсоюзы. , охрана труда, электричество, газеты, книги и печатные станки Гербовые сборы NS. [3] [1]

Другое (оставшиеся предметы)

[ редактировать ]

Субъекты, не упомянутые ни в одном из трех списков, известны как остаточные субъекты. Однако многие положения конституции, не входящие в эти списки, позволяют парламенту или Законодательному собранию штата принимать законы. За исключением положений конституции, не входящих в эти списки согласно статье 245 , право принимать законы по таким вопросам принадлежит парламенту исключительно в соответствии со статьей 248. [4] Парламент принимает законы по остальным вопросам в соответствии с процедурой статьи 368 в виде поправок к конституции.

В случае, если вышеуказанные списки будут расширены или изменены, закон должен быть принят Парламентом в соответствии с его учредительными полномочиями в соответствии со статьей 368 с ратификацией большинства штатов. Федерализм является частью базовой структуры индийской конституции , которая не может быть изменена или уничтожена путем внесения поправок в конституцию в соответствии с конституционными полномочиями парламента без судебного рассмотрения Верховным судом .

Исполнительная власть

[ редактировать ]

Союз и штаты имеют независимые исполнительные органы, контролируемые соответствующими правительствами. В законодательных и административных вопросах союзное правительство не может отменять конституционные права/полномочия правительства штата, за исключением случаев, когда в штате объявляется президентское правление. Обязанность Союза состоит в том, чтобы обеспечить, чтобы управление каждым штатом осуществлялось в соответствии с положениями Конституции, как статьи 355 и 256 . Правительства штатов не могут нарушать центральные законы в административных вопросах. Когда государство нарушает Конституцию, президентское правление может быть введено в соответствии со статьей 356 , и президент берет на себя управление государством с ex post facto согласия парламента в соответствии со статьей 357.

Финансовые полномочия

[ редактировать ]

Статья 282 предоставляет финансовую автономию в расходовании финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении штатов, на общественные цели. [1] [5] Статья 293 позволяет штатам брать займы без ограничений без согласия правительства Союза. Однако правительство Союза может настаивать на соблюдении условий кредита, если у штата есть непогашенные кредиты, отнесенные к консолидированному фонду Индии, или кредит, гарантированный федеральным правительством. [6]

Президент Индии каждые пять лет образует Финансовую комиссию, чтобы рекомендовать передачу доходов Союза правительствам штатов.

Согласно статье 360 , президент может объявить чрезвычайное финансовое положение, когда финансовая стабильность или кредит страны или любой части ее территории находятся под угрозой. Однако никакие руководящие принципы не определяют «чрезвычайную финансовую ситуацию» для страны, штата или союзной территории, панчаята, муниципалитета или корпорации.

Подобная чрезвычайная ситуация должна быть одобрена парламентом в течение двух месяцев простым большинством и никогда не объявлялась. Чрезвычайное финансовое положение остается в силе на неопределенный срок, пока не будет отменено Президентом. Президент может снизить зарплаты всем государственным чиновникам, включая судей Верховного суда и высоких судов , в случае чрезвычайной финансовой ситуации. Все денежные законопроекты, принятые законодательными собраниями штатов, передаются на утверждение президенту. Он может поручить государству соблюдать меры экономии.

Разрешение споров

[ редактировать ]

Государства могут заключать соглашения между собой. Когда возникает спор с другими штатами, союзной территорией или союзным правительством, Верховный суд выносит решение в соответствии со статьей 131. Однако статья 262 исключает юрисдикцию Верховного суда в отношении разрешения споров в области использования, распределения или контроля межштатных речных вод .

В соответствии со статьей 263 президент может создать межгосударственный совет для координации/решения споров между штатами и Союзом. Штаты имеют свою собственную юрисдикцию.

Академические исследования и теории

[ редактировать ]

По мнению Кумарасингема, индийский федерализм имеет три отличительные черты. [7] Во-первых, его происхождение связано с разделом и княжескими государствами. Во-вторых, его конституционная власть над границами. В-третьих, ранний компромисс различных культурных элементов в первое десятилетие.

Союзные территории

[ редактировать ]

В статье 1 (1) говорится, что Индия является Союзом штатов, как это определено в частях V (Союз) и VI (Штаты) Конституции. В статье 1 (3) говорится, что территории Индии составляют штаты, союзные территории и другие приобретенные территории. Понятие союзной территории было установлено Седьмой поправкой . [8]

Аберрации

[ редактировать ]

В штате Джамму и Кашмир действовал (до тех пор, пока он не был отменен правительством Союза 5 августа 2019 года) отдельный набор применимых законов в соответствии со статьей 370 ( временной статьей Конституции Индии) , прочитанной вместе с Приказом о Джамму и Кашмире 1954 года (Приложение I и II). Под юрисдикцией правительства Союза находились только вопросы, связанные с обороной, международными отношениями и коммуникациями Джамму и Кашмира . Законы, принятые парламентом Индии (включая поправки к конституции), применимые к остальной части Индии, не имели силы в Джамму и Кашмире, если они не были ратифицированы собранием штата. [9] Правительство Индии могло бы объявить чрезвычайное положение в Джамму и Кашмире и ввести правление губернатора при определенных условиях . В штате была собственная конституция, отличная от действующей конституции Индии. [10] Часть XII конституции штата Джамму и Кашмир предусматривала внесение поправок в ее конституцию большинством в две трети голосов ассамблеи штата. Часть VI (Штаты) и Часть XIV (Служба) индийской конституции не применялись к Джамму и Кашмиру согласно статьям 152 и статье 308 .

5 августа 2019 года правительство Индии в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Конституцией Индии , приняло предложение об отмене статьи 370 Конституции Индии для штата Джамму и Кашмир и разделило штат на две союзные территории: Джамму и Кашмир и Ладакх, представив Закон о реорганизации Джамму и Кашмира в парламенте Индии. [11]

Унитарные особенности

[ редактировать ]

Статья 1 (1) конституции гласит, что Индия должна быть союзом штатов. с поправками (в 1956 году) Статья 3 позволяет союзному правительству с предварительного согласия президента (общего главы штатов и союзных правительств) (a) сформировать новый штат/UT путем отделения территории любого штата или путем объединение двух или более штатов/ЮТ или частей штатов/ЮТ, или объединение любой территории с частью любого штата/ЮТ; (б) право создавать новые штаты/ЮТ (которые ранее не находились на территории Индии), которых раньше не существовало.

Назначение и роль губернаторов

[ редактировать ]

Назначение губернаторов является обязанностью центрального правительства через президента. Губернаторы, как правило, не являются резидентами штата.

Если конституционный механизм штата выйдет из строя, статья 356 допускает введение чрезвычайного положения, которое распускает правительство штата и устанавливает президентское правление. Никакая чрезвычайная ситуация в центре не может распустить правительство Союза. Злоупотребление статьей 356 широко распространено в течение десятилетий после ее принятия, в эпоху Индиры Ганди . [12] [13] [14] [15] В 1991 году Верховный суд вынес знаковое решение, признав злоупотребление этой статьей и установив принципы, которым должно следовать правительство Союза, прежде чем чрезвычайное положение в штате можно будет объявить .

Вице-губернаторы союзных территорий Индии предназначены для администраторов и назначаются президентом по рекомендации правительства Союза. Вице-губернаторы могут отменять политику местных властей только после получения согласия парламента. [16]

Экономический федерализм

[ редактировать ]

Штаты имеют право управлять своими финансами до тех пор, пока это не приведет к финансовому кризису в соответствии со статьей 360. Правительство Индии пытается ввести единообразное налогообложение по всей Индии и взять на себя механизмы сбора налогов штатов, не принимая во внимание последствия для отдельные государства. [17] [18] Недавно Верховный суд подтвердил конституционное право штатов взимать въездной налог , что противоречит принципу общего налога с продаж (GST). [19]

Контроль над отраслями промышленности, который был предметом параллельного списка в Законе 1935 года, был передан в Союзный список. Правительство Союза в 1952 году ввело политику выравнивания грузовых перевозок , которая нанесла ущерб многим индийским штатам, включая Западную Бенгалию, Бихар (включая современный Джаркханд), Мадхья-Прадеш (включая современный Чхаттисгарх) и Ориссу. Эти штаты потеряли свое конкурентное преимущество в обладании минеральными ресурсами, поскольку заводы теперь могли работать где угодно в Индии. Этого не было в эпоху до обретения независимости, когда такие деловые дома, как Татас и Далмиас, создавали предприятия в этих штатах, а большая часть машиностроительной промышленности располагалась в Западной Бенгалии. После окончания этой политики в начале 1990-х годов эти государства не догнали более промышленно развитые государства. В 1996 году министр торговли и промышленности Западной Бенгалии пожаловался, что «отмена политики выравнивания грузовых перевозок и лицензирования не может компенсировать уже причиненное зло». [20]

Национальные законы разрешают частным/публичным компаниям с ограниченной ответственностью привлекать внутренние и внешние займы в пределах своих возможностей. Закон о бюджетной ответственности и управлении бюджетом 2003 года ограничивает государственные заимствования, даже если они не объявили дефолт или не столкнулись с финансовой чрезвычайной ситуацией. Расходы на зарплаты и пенсии сотрудников правительств многих штатов превышают их общий доход, при этом президент не объявляет чрезвычайное финансовое положение. Статья 47 Директивных основ государственной политики запрещает употребление опьяняющих напитков, вредных для здоровья, но не соблюдается. Вместо этого многие штаты поощряют и облагают налогом продажу спиртных напитков. [ нужна ссылка ]

Закон о правительстве Индии (1935 г.) против Конституции Индии (1950 г.)

[ редактировать ]
Закон о правительстве Индии 1935 года [21] Конституция Индии [22]
Определяет Индию как Федерацию штатов. Определяет Индию как Союз штатов.
Княжества могли по своему выбору присоединиться к федерации или выйти из нее посредством Инструмента о присоединении. Государства не имеют права на отделение. Документ о присоединении применяется только к штату J&K согласно статье 370 (до 5 августа 2019 года, поскольку он был аннулирован правительством Союза).
Княжества могли иметь собственную конституцию Только J&K имеет собственную конституцию (до 5 августа 2019 года, поскольку отдельная конституция J&K была отменена).
Многие штаты имели право чеканить дополнительные монеты, использовать государственные флаги, независимые гражданские и уголовные кодексы и содержать государственные военизированные формирования. За исключением J&K (до 5 августа 2019 г.), ни один штат не может следовать отдельному уголовному кодексу. Только в Гоа другой гражданский кодекс. Военизированные формирования контролируются только правительством Союза. Ни одно государство не может чеканить валюту.
Император Индии и генерал-губернатор Индии являются аполитичными главами государств. Президент Индии является непрямо избираемым главой государства.
Губернаторы провинций назначаются генерал-губернатором и аполитичны. Губернаторы назначаются президентом по рекомендации правительства Союза.
Губернаторы провинций не обязательно должны быть резидентами штата. Губернаторы штатов не обязательно должны быть резидентами штата.
Право создавать, изменять или распускать провинции принадлежит исключительно генерал-губернатору Индии. Право создавать, изменять или распускать штаты принадлежит исключительно парламенту Индии.
Полномочия разделены на федеральный, параллельный и провинциальный списки. Полномочия разделены на списки Союза, Параллельные и Государственные списки.
Остальные полномочия возложены на генерал-губернатора Индии. Остальные полномочия принадлежат Парламенту Индии .
Чрезвычайное положение в провинции объявляется генерал-губернатором, и в этот период только губернатор может принимать законы для провинции. Провинциальное собрание остается распущенным. Чрезвычайное положение в штате объявляется президентом по рекомендации правительства Союза, и только парламент имеет право принимать законы для штата в течение этого периода. Государственное собрание остается распущенным.
Чрезвычайное положение в центре объявляется генерал-губернатором, и только он может принимать законы для федерации в этот период. Центральное законодательное собрание остается распущенным. Не существует понятия чрезвычайной ситуации в центре или Союзе. Парламент всегда должен быть функциональным.
Судебные вопросы, такие как прошения о помиловании, решаются генерал-губернатором по рекомендации судебных советов. Судебные вопросы решаются Президентом по рекомендации правительства Союза.
Железные дороги и промышленность включены в параллельный список. Железные дороги и промышленность включены в Список Союза.
Свобода передвижения по всей Британской империи и право владеть собственностью и селиться только в соответствующих провинциях. Свобода передвижения по всей Индии и право владеть собственностью и селиться в любой точке Индии, кроме J&K. Но после 5 августа 2019 года свобода будет на всей территории Индии (включая J&K).
Внесение поправок в Закон невозможно, если они не внесены Парламентом Соединенного Королевства. Поправки ко многим статьям конституции могут быть внесены двумя третями голосов в парламенте. Для некоторых статей также потребуется согласие половины законодательных собраний штатов.

Сравнение с США и ЕС

[ редактировать ]
Индийский федерализм по сравнению с федерализмом Соединенных Штатов Америки (США) и Европейского Союза (ЕС)
олень Евросоюз Индия
Штаты не могут в одностороннем порядке выйти из Союза. Любое государство-член может в любой момент покинуть единый рынок. Для этого обычно необходимо заключить соглашение о выходе и может существовать переходный период. Территориальная целостность не является частью базовой структуры Конституции. Территория передана Бангладеш в соответствии с 9-й и 100-й поправками к конституции. [23] [24] Согласно статьям с первой по четвертую Конституции Индии, ни один штат не может выйти из Союза.
Слияние или разделение штатов не допускается, кроме как с согласия Конгресса США и затронутых штатов. Слияние или разделение государств-членов возможно только с согласия граждан соответствующего государства-члена. Статья третья Конституции Индии предусматривает слияние или разделение штатов. Такая власть принадлежит исключительно правительству Индии .
Президент Соединенных Штатов избирается гражданами Соединенных Штатов через Коллегию выборщиков . США – президентская республика. Власть ЕС коллективно осуществляется Европейским Советом , коллегиальным органом, который определяет общие приоритеты и политические направления Европейского Союза. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, президент Европейского совета и президент Европейской комиссии (два последних не имеют права голоса). Президент Индии избирается косвенным путем. Премьер -министр обычно является лидером либо партии большинства, либо самой крупной партии в Лок Сабха (Народной палате) и может быть избран либо прямым голосованием гражданами определенного избирательного округа Лок Сабха, либо косвенно избран членом Палаты представителей. Раджья Сабха .
Граждане отдельных штатов напрямую избирают своего губернатора . Выборы главы государства варьируются от государства-члена к государству-члену. Президент назначает губернаторов штатов по рекомендации правительства Союза. Главными министрами (главами правительств штатов ) обычно являются лидеры партии большинства или самой крупной партии в Законодательных собраниях штата (Видхан Сабха), которые либо избираются напрямую гражданами от определенного избирательного округа Законодательного собрания, либо косвенно избираются в качестве членов. ( законодательных советов штатов Видхан Паришад).
Между штатами разрешено свободное перемещение рабочей силы и товаров. Основная цель ЕС – свободное перемещение рабочей силы и товаров между государствами-членами. Свободное перемещение рабочей силы и товаров разрешено между штатами согласно статьям 301 и 303 Конституции Индии . [25] Интересы трудящихся-мигрантов защищены Законом о трудовых мигрантах между штатами 1979 года .
Существует единая валюта, внешняя политика и вооруженные силы, находящиеся под контролем федерального правительства. Существует единая валюта для всех стран-членов ЕС, входящих в еврозону ; внешняя политика и вооруженные силы являются ответственностью отдельных государств-членов. Существует единая валюта, внешняя политика и вооруженные силы под контролем правительства Индии.
Каждый штат имеет конституционное право взимать налоги и увеличивать долги. ЕС сам по себе не имеет полномочий повышать налоги и увеличивать долг, но Европейский центральный банк может косвенно влиять на фискальную политику. Каждый штат имеет конституционное право вводить определенные налоги и увеличивать долги. Часть доходов правительства Союза передается штатам на общественные нужды.
В целом, в соответствии со светской конституцией люди говорят на одном языке и исповедуют несколько религий. В соответствии со светскими конституциями, как правило, многоязычные люди исповедуют одну религию. В соответствии со светской конституцией многоязычные люди исповедуют несколько религий.
Высокоразвитая демократическая страна. Союз высокоразвитых демократических стран. Крупнейшая развивающаяся демократическая страна.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Конституция Индии» . Lawmin.nic.in . Архивировано из оригинала 2 апреля 2012 года . Проверено 21 марта 2012 г.
  2. ^ Роберт Л. Хардгрейв и Стэнли А. Коачанек (2008). Индия: Правительство и политика в развивающейся стране (Седьмое изд.). Томсон Уодсворт. п. 146. ИСБН  978-0-495-00749-4 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Фадия, Бабулал (1984). Государственная политика в Индии Том I. Издательство Radiant, Нью-Дели. стр. 92–122.
  4. ^ «Страницы 311 и 312 книги AK Roy и т. д. против Союза Индии и Анра, 28 декабря 1981 г.» . Indiankanoon.org . Проверено 23 августа 2014 г.
  5. ^ «Решение Верховного суда: Бхим Сингх против UOI и Орса, 6 мая 2010 г.» . Indiankanoon.org . Проверено 21 марта 2012 г.
  6. ^ «Статья 293 и ее применение» (PDF) . Fincomindia.nic.in . Проверено 21 марта 2016 г.
  7. ^ Кумарасингхам, Харшан (2013). Политическое наследие Британской империи: власть и парламентская система в постколониальной Индии и Шри-Ланке . ИБ Таурис. стр. 91–92. ISBN  9781780762289 .
  8. ^ «Закон о Конституции (Седьмая поправка) 1956 года» . Архивировано из оригинала 1 мая 2017 года . Проверено 17 сентября 2017 г.
  9. ^ «Центральные законы, применимые к штату J&K» (PDF) . Jklaw.nic.in . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июня 2014 года . Проверено 23 августа 2014 г.
  10. ^ «Конституция штата J&K» (PDF) . Jklegislativeassembly.nic.in . Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2014 года . Проверено 23 августа 2016 г. .
  11. ^ «Центральные акты, применимые к штату J&K» . livemint.com . 5 августа 2019 года . Проверено 5 августа 2019 г.
  12. ^ Сингх, Прабхат (11 февраля 2015 г.). «Артикул 356 — это АК-56 Центра?» . Livemint.com . Проверено 18 октября 2017 г.
  13. ^ «Проверка фактов использования и злоупотреблений президентским правлением в Индии» . Thequint.com . Апрель 2016 года . Проверено 18 октября 2017 г.
  14. ^ Хегде, Санджай. «Судебная власть может остановить злоупотребление статьей 356, если решит действовать – The Wire» . Thewire.in . Проверено 18 октября 2017 г.
  15. ^ «Статья 356. Ее использование и неправомерное использование» . Jagranjosh.com . 1 апреля 2016 года . Проверено 18 октября 2017 г.
  16. ^ «Верховный суд отказывается оставить в силе постановление об объявлении начальником LG Юнга Дели» . Hindustantimes.com . 9 сентября 2016 года . Проверено 18 октября 2017 г.
  17. ^ «Гуджарат выступает против режима GST» . Timesofindia.indiatimes.com . Проверено 21 марта 2016 г.
  18. ^ «Аргументы Джаялалитаа против законопроекта о GST имеют смысл, — говорит Субраманиан Свами» . 15 июня 2016 г. Проверено 20 июня 2016 г.
  19. ^ «Верховный суд постановил, что государства имеют право взимать ввозной налог с ввозимых товаров» . Dnaindia.com . 11 ноября 2016 года . Проверено 13 ноября 2016 г. .
  20. ^ Синха, Асима (2005). Региональные корни политики развития в Индии: разделенный Левиафан . Издательство Университета Индианы . стр. 114–. ISBN  978-0-253-34404-5 . Проверено 15 февраля 2013 г.
  21. ^ Правительство Индии (18 октября 2017 г.). «Закон о правительстве Индии 1935 года» . Интернет-архив . Проверено 18 октября 2017 г.
  22. ^ «КОНСТИТУЦИЯ ИНДИИ» (PDF) . Lawmin.nic.in . Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2016 года . Проверено 18 октября 2017 г.
  23. ^ «През согласен: Закон о Конституции (сотая поправка) 2015 года» . Юридическая улица, 1. Архивировано из оригинала 22 августа 2015 года . Проверено 3 июня 2015 г.
  24. ^ «Акт о конституции (девятая поправка) 1960 года» . Indiacode.nic.in . Проверено 23 марта 2014 г.
  25. ^ «Свобода торговли, коммерции и сношений в Индии» . Desikanoon.co.in . Проверено 23 марта 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df1c7fcbb3fae864bf582a3098e54f63__1709958720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/63/df1c7fcbb3fae864bf582a3098e54f63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Federalism in India - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)