Jump to content

Двадцать четвертая поправка к Конституции Индии

Закон о Конституции Индии (двадцать четвертая поправка) 1971 г.
Парламент Индии
  • Закон о внесении дальнейших поправок в Конституцию Индии.
Цитирование 24-я поправка
Территориальная протяженность Индия
Прошел мимо Лок Сабха
Прошедший 4 августа 1971 г.
Прошел мимо Раджья Сабха
Прошедший 11 августа 1971 г.
Согласен на 5 ноября 1971 г.
Началось 5 ноября 1971 г.
Законодательная история
Первая палата: Лок Сабха
законопроекта Название Законопроект о Конституции (двадцать четвертая поправка), 1971 г.
Представлено HR Гохале
Представлено 28 июля 1971 г.
Краткое содержание
Позволяет парламенту ослаблять основные права путем внесения поправок в Конституцию и уполномочивает его вносить поправки в любое положение Конституции. Также обязывает президента давать свое согласие, когда ему представляется законопроект о поправках к Конституции.
Статус: Действует

Двадцать четвертая поправка к Конституции Индии , официально известная как Закон о Конституции (двадцать четвертая поправка) 1971 года , позволяет парламенту ослаблять основные права путем внесения поправок в Конституцию . Он также внес поправки в статью 368, в которой прямо указано, что парламент имеет право вносить поправки в любое положение Конституции. Поправка также обязывает президента дать свое согласие , когда ему будет представлен законопроект о внесении поправок в Конституцию. [ 1 ]

24-я поправка была принята правительством Конгресса во главе с Индирой Ганди , чтобы отменить Верховного суда решение по делу Голакнатх против штата Пенджаб . Решение отменило предыдущее решение Верховного суда, которое подтвердило право парламента вносить поправки во все части Конституции, включая Часть III, касающуюся основных прав. Решение оставило парламент без полномочий ограничивать основные права. Чтобы отменить это постановление, правительство намеревалось внести поправки в статью 368, чтобы прямо указать, что парламент имеет право вносить поправки в любое положение Конституции, тем самым включив основные права в сферу своей процедуры внесения поправок и предотвратив пересмотр этих изменений судами.

24-я поправка вступила в силу 5 ноября 1971 года. Индийская пресса раскритиковала 24-ю поправку как слишком широкую по своему охвату и сомнительную законность. Против поправки также выступили юристы и все оставшиеся в живых члены Учредительного собрания того времени. Верховный суд подтвердил действительность 24-й поправки в деле Кешавананда Бхарати против штата Керала в 1973 году.

БУДЕТ он принят Парламентом в двадцать второй год существования Республики Индия следующим образом:

1. Краткое название Настоящий Закон может называться Законом о Конституции (двадцать четвертая поправка) 1971 года.

2. Изменение статьи 13. В статью 13 Конституции после пункта (3) вставляется следующий пункт, а именно:
«(4) Ничто в настоящей статье не применяется к любой поправке к настоящей Конституции, внесенной в соответствии со статьей 368».

3. Поправка к статье 368. Статья 368 Конституции должна быть переименована в пункт (2), и —

(a) маргинальный заголовок этой статьи заменяется следующим маргинальным заголовком, а именно:
«Право Парламента вносить поправки в Конституцию и порядок внесения изменений»;
(b) перед пунктом (2), измененным таким образом, должен быть вставлен следующий пункт, а именно:
«(1) Независимо от положений настоящей Конституции, Парламент может в порядке осуществления своих учредительных полномочий вносить поправки путем добавления, изменения или отмены любого положения настоящей Конституции в соответствии с процедурой, изложенной в настоящей статье.»;
(c) в пункте (2) с измененной нумерацией вместо слов «он должен быть представлен Президенту для его одобрения и после того, как такое согласие будет дано законопроекту», слова «он должен быть представлен Президенту, который дает свое согласие на законопроект, после чего» заменяется;
(d) После измененной нумерации пункта (2) должен быть вставлен следующий пункт, а именно:
«(3) Ничто в статье 13 не применяется к любой поправке, внесенной в соответствии с настоящей статьей». [ 2 ] [ 3 ]

Полный текст статьи 13 после 24-й поправки приведен ниже:

13. Законы, несовместимые с основными правами или ущемляющие их.

(1) Все законы, действовавшие на территории Индии непосредственно перед вступлением в силу настоящей Конституции, в той мере, в какой они несовместимы с положениями настоящей Части, должны быть в пределах такого несоответствия недействительными.
(2) Штат не может издавать никаких законов, которые отнимают или ограничивают права, предоставляемые настоящей Частью, и любой закон, принятый в нарушение настоящего пункта, в степени нарушения является недействительным.
(3) В настоящей статье, если из контекста не вытекает иное:

(a) «закон» включает в себя любой указ, приказ, подзаконный акт, правило, постановление, уведомление, обычай или обычай, имеющий на территории Индии силу закона;
(b) «действующие законы» включают законы, принятые Законодательным органом или другим компетентным органом власти на территории Индии до вступления в силу настоящей Конституции и ранее не отмененные, несмотря на то, что любой такой закон или любая его часть не может быть в то время в силе. деятельность либо вообще, либо в отдельных областях.

(4) Ничто в настоящей статье не применяется к любой поправке к настоящей Конституции, внесенной согласно статье 368. [ 4 ]

Полный текст статьи 368 после 24-й поправки приведен ниже:

Статья 368. Порядок внесения изменений в Конституцию. Полномочия Парламента вносить поправки в Конституцию и порядок их внесения.

(1) Независимо от положений настоящей Конституции, Парламент может в порядке осуществления своих конституционных полномочий вносить поправки путем добавления, изменения или отмены любого положения настоящей Конституции в соответствии с процедурой, установленной в настоящей статье.
(2) Поправка к настоящей Конституции может быть инициирована только путем внесения законопроекта с этой целью в любую Палату Парламента и когда законопроект принят в каждой Палате большинством от общего числа членов этой Палаты и большинством голосов. не менее чем двумя третями членов этой Палаты, присутствующих и участвующих в голосовании, он должен быть представлен Президенту для его одобрения, и после того, как законопроект будет дан, он должен быть представлен Президенту, который должен дать свое согласие на законопроект. Законопроект , и после этого в Конституцию вносятся поправки в соответствии с положениями законопроекта:

При условии, что если такая поправка направлена ​​на внесение каких-либо изменений в —

(а) статью 54, статью 55, статью 73, статью 162 или статью 241, или
(b) Главу IV Части V, Главу V Части VI или Главу I Части XI, или
(c) любой из Списков в Седьмом Приложении, или
(d) представительство штатов в Парламенте, или
(e) положения настоящей статьи, поправка также должна быть ратифицирована Законодательными собраниями не менее половины штатов, указанных в Частях A и B Первого приложения, резолюциями на этот счет, принятыми этими Законодательными собраниями ранее Законопроект, предусматривающий такую ​​поправку, представляется Президенту на одобрение. [ 4 ]

(3) Ничто в статье 13 не применяется к любой поправке, внесенной в соответствии с настоящей статьей.

24-я поправка была принята с целью отмены решения Верховного суда по делу Голакнатх против штата Пенджаб . Верховный суд вынес свое решение большинством в 6–5 голосов 27 февраля 1967 года. Суд постановил, что внесение поправок в Конституцию представляет собой законодательный процесс и что поправка в соответствии со статьей 368 является «законом» по смыслу статьи 13. Конституции, и поэтому, если поправка «отменяет или ограничивает» основное право, предоставленное Частью III, она является недействительной. Статья 13(2) гласит: «Государство не может издавать никаких законов, которые отнимают или ограничивают права, предоставляемые настоящей Частью, и любой закон, принятый в нарушение настоящего пункта, является недействительным в той степени, в которой оно противоречит». Суд также постановил, что основные права, включенные в Часть III Конституции, занимают «трансцендентное положение» в соответствии с Конституцией и остаются вне досягаемости парламента. Суд также постановил, что схема Конституции и характер предоставляемых ею свобод лишают парламент возможности изменять, ограничивать или умалять основные свободы в Части III. [ 5 ]

Решение отменило ранее вынесенное Верховным судом решение, подтвердившее право парламента вносить поправки во все части Конституции, включая Часть III, касающуюся основных прав. Решение оставило парламент без полномочий ограничивать основные права. Чтобы отменить это постановление, правительство намеревалось внести поправки в статью 368, чтобы прямо указать, что парламент имеет право вносить поправки в любое положение Конституции, тем самым включив основные права в сферу своей процедуры внесения поправок. [ 6 ]

Предложение и принятие

[ редактировать ]

Законопроект о Конституции (Двадцать четвертая поправка) 1971 года (Законопроект № 105 от 1971 года) был внесен в Лок Сабху 28 июля 1971 года Х. Р. Гокхале, тогдашним министром права и юстиции. Законопроект направлен на внесение поправок в статьи 13 и 368 Конституции. [ 1 ] Полный текст Приложенного к законопроекту Заявления о целях и причинах приведен ниже:

Верховный суд в известном деле Голак Натха [1967, 2 SCR 762] незначительным большинством голосов отменил свои собственные предыдущие решения, подтвердившие право парламента вносить поправки во все части Конституции, включая Часть III, касающуюся основных прав. Результатом решения является то, что считается, что Парламент не имеет полномочий отнимать или ограничивать какие-либо основные права, гарантированные Частью III Конституции, даже если это становится необходимым для реализации Директивных принципов государственной политики и для достижения целей, изложенных в Преамбуле Конституции. Поэтому считается необходимым прямо предусмотреть, что Парламент имеет право вносить поправки в любое положение Конституции, чтобы включить положения Части III в сферу полномочий по внесению поправок.

2. Законопроект направлен на внесение соответствующих изменений в статью 368 и разъясняет, что статья 368 предусматривает внесение изменений в Конституцию, а также процедуру их внесения. Законопроект далее предусматривает, что, когда законопроект о внесении поправок в Конституцию, принятый обеими палатами парламента, представляется президенту на одобрение, он должен дать на него свое согласие. Законопроект также направлен на внесение поправки в статью 13 Конституции, чтобы сделать ее неприменимой к любым поправкам к Конституции согласно статье 368.

Х.Р. Гохале, «Законопроект о Конституции (двадцать четвертая поправка) 1971 года» . Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .

Законопроект был рассмотрен Лок Сабхой 3 и 4 августа и принят в первоначальной форме 4 августа 1971 года. [ 1 ] Внося законопроект на рассмотрение в Лок Сабху, Гокхале заявил, что опасения, что парламент «злоупотребит полномочиями по ограничению основных прав, как только он получит право вносить в них поправки, необоснованны». Гокхале далее заявил, что директивные принципы должны иметь преимущественную силу над основными правами в случае конфликта между ними. [ 6 ]

Министр образования Союза Сиддхартха Шанкар Рэй заявил, что допущение подобных решений по делу Голакнатха будет иметь «катастрофические последствия». Член Конгресса Дарбара Сингх считал, что «отношение Верховного суда должно меняться со временем». А. К. Гопалан , лидер Коммунистической партии (марксистской) (КПМ), поддержал законопроект во время дебатов в Лок Сабхе 3 августа. Гопалан заявил, что нынешняя Конституция представляет собой «сгусток противоречий», составленный «представителями княжеских домов и крупного бизнеса». [ 6 ]

В ответ на критику поправки премьер-министр Индира Ганди заявила: «Мы привержены защите фундаментальной свободы - собраний и вероисповедания - и наша приверженность светской демократии не подлежит обсуждению». [ 6 ]

Законопроект, принятый Лок Сабхой, был рассмотрен Раджья Сабхой 10 и 11 августа и принят 11 августа 1971 года. [ 1 ] Дебаты в Раджья Сабхе были краткими. [ 6 ]

Законопроект получил одобрение тогдашнего президента Варахагири Венката Гири 5 ноября 1971 года. Уведомление о нем было опубликовано в The Gazette of India , и он вступил в силу в тот же день. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]

Ратификация

[ редактировать ]

Закон был принят в соответствии с положениями статьи 368 Конституции и ратифицирован более чем половиной законодательных собраний штатов, как того требует пункт (2) указанной статьи. Законодательные собрания штатов, ратифицировавшие поправку, перечислены ниже: [ 1 ]

The Hindu в своей редакционной статье от 6 августа 1971 года заявила: «Все изменения и рост, будь то политические или биологические, должны соответствовать основным законам своей провинции, иначе такой рост вскоре будет признан раковым и саморазрушительным. И даже если некоторые срочно необходимые социально-экономические изменения потребуют урезания и ограничения права собственности, широкие полномочия, предоставленные Парламенту 24-й поправкой, позволяющей вмешиваться во все права, включая право на свободу объединений и религии, таковы. что неудивительно, что некоторые лидеры меньшинств и некоторые «убежденные» социалисты были встревожены мрачными возможностями». [ 9 ] В редакционной статье 1971 года о поправке газета The Statesman написала: «Последствия захватывают дух. Парламент теперь имеет право отказать в семи свободах , отменить конституционные средства правовой защиты, доступные гражданам, и изменить федеральный характер Союза». [ 10 ]

Эксперт по правовым вопросам В. Г. Рамачандран в своей статье в «Журнале дел Верховного суда» в 1971 году заявил, что 24-я и 25-я поправки «не «изменяют» Конституцию. Это настоящая резня Конституции». [ 9 ] Он чувствовал, что 25-я поправка «попахивает тоталитаризмом и спешкой мгновенно достичь социализма». [ 9 ]

Махоммедали Куррим Чагла , бывший председатель Верховного суда Бомбея , выступил против 24-й поправки. [ 6 ] Бывший генеральный прокурор М.К. Сеталвад охарактеризовал 24-ю поправку как «полное отрицание верховенства закона» и подчеркнул, что помимо воздействия на индийский народ, поправка ставит под угрозу само правительство. [ 10 ] Известные юристы Кастуриранга Сантанам и Нанабхой Палхивала также выступили против поправки. Против 24-й поправки выступили также Б. Шива Рао , Фрэнк Энтони и все оставшиеся в живых члены Учредительного собрания . [ 9 ]

24-я поправка получила мало внимания со стороны широкой общественности на момент ее принятия, поскольку их внимание было сосредоточено на напряженных отношениях между Индией и Пакистаном из-за продолжающейся Освободительной войны Бангладеш , которая позже привела к Индо-Пакистанской войне 1971 года . [ 10 ]

Последствия

[ редактировать ]

24-я поправка была первой из серии мер, предпринятых Индирой Ганди для увеличения своей власти и установления однопартийного правления. [ 10 ] За этим последовало несколько поправок к конституции, призванных ослабить судебную власть и повысить авторитет парламента и канцелярии премьер-министра . Наиболее заметными среди них были 25-я, 38-я и 39-я поправки, кульминацией которых стала 42-я поправка в 1976 году во время чрезвычайного положения , которая привела к самым радикальным изменениям в Конституции в истории. [ 6 ]

Дело Кешавананды Бхарати

[ редактировать ]

Верховный суд пересмотрел свое решение по делу Голакнатх против штата Пенджаб в 1971 году по делу Кесавананда Бхарати против штата Керала и рассмотрел действительность 24-й, 25-й, 26-й и 29-й поправок. Дело рассматривалось крупнейшей в истории Конституционной коллегией в составе 13 судей. Суд вынес одиннадцать решений, которые по некоторым пунктам совпали, а по другим разошлись. [ 11 ] Суд постановил с перевесом в 7 голосов против 6, что, хотя ни одна часть Конституции, включая основные права, не выходит за рамки полномочий парламента по внесению поправок (таким образом, отменив дело 1967 года), «базовая структура Конституции не может быть отменена». даже путем внесения поправки в конституцию». [ 12 ]

Суд оставил в силе разделы 2(a) и 2(b), а также первую часть раздела 3 25-й поправки. Однако вторая часть, а именно: «и ни один закон, содержащий заявление о том, что он предназначен для реализации такой политики, не может быть подвергнут сомнению в каком-либо суде на том основании, что он не приводит в действие такую ​​​​политику», была объявлена ​​неконституционной. [ 5 ] [ 13 ]

Правительство Индиры Ганди не одобрило это подразумеваемое ограничение его полномочий со стороны суда. 26 апреля 1973 года судья Аджит Натх Рэй , который был среди несогласных, был назначен главным судьей Индии, заменив трех старших судей, Шелата, Гровера и Хегде, что было беспрецедентным явлением в истории индийского права. Адвокат С. К. Дафтари назвал этот инцидент «самым черным днем ​​в истории демократии». Судья Мохаммад Хидаятулла (бывший главный судья Индии) заметил, что «это была попытка создать не «дальновидных судей», а «судей, которые с нетерпением ждут» должности главного судьи». [ 14 ]

В 1976 году правительство приняло 42-ю поправку, отменяющую постановление Кешавананды Бхарати.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж RC Бхардвадж, изд. (1 января 1995 г.). Поправка к Конституции в Индии (Шестое изд.). Нью-Дели: Северный книжный центр. стр. 41–42, 180, 317–318. ISBN  9788172110659 . Проверено 7 декабря 2013 г.
  2. ^ «Тексты актов о внесении изменений в Конституцию» (PDF) . Секретариат Лок Сабхи . стр. 446–447. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года . Проверено 7 декабря 2013 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  3. ^ «Закон о Конституции (двадцать четвертая поправка) 1971 года» . Проверено 7 декабря 2013 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  4. ^ Jump up to: а б «Конституция Индии (1949 г.)» (PDF) . Секретариат Лок Сабхи . стр. 905–906. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года . Проверено 30 ноября 2013 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  5. ^ Jump up to: а б «Поправка к Конституции: характер и масштаб процесса внесения поправок» (PDF) . Секретариат Лок Сабхи . стр. 14–17. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года . Проверено 7 декабря 2013 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Г.Г. Мирчандани (1 января 1977 г.). Подрыв Конституции . Публикации Абхинава. стр. 34–37, 182. ISBN.  9788170170570 . Проверено 7 декабря 2013 г.
  7. ^ «Поправка к конституции Индии» (PDF) . Секретариат Лок Сабхи . п. 112. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года . Проверено 7 декабря 2013 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  8. ^ «Акты Конституции (поправки)» . Конституция.org . Проверено 5 декабря 2013 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  9. ^ Jump up to: а б с д В. Г. Рамачандран (1971). «Закон о 24-й поправке к Конституции и законопроект о 25-й поправке» . Дела Верховного суда . 2 (11) . Проверено 7 декабря 2013 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Скотт, Пол (23 ноября 1971 г.). «Индира Ганди стремится увеличить свою власть» . Бангор Дейли Ньюс . Вашингтон . Проверено 7 декабря 2013 г.
  11. ^ «Поправка к Конституции: характер и масштаб процесса внесения поправок» (PDF) . Секретариат Лок Сабхи . стр. 16–17. Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2013 года . Проверено 1 декабря 2013 г. Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  12. ^ Остин, Гранвилл (1999). Работа над демократической конституцией - история индийского опыта . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. стр. 258–277. ISBN  019565610-5 .
  13. ^ Сатья Пратик (2008). «Сегодняшнее обещание, завтрашняя конституция: «базовая структура», конституционные преобразования и будущее политического прогресса в Индии» (PDF) . Обзор права NUJS . 1 (3). Западно-Бенгальский национальный университет юридических наук . Проверено 17 июля 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  14. ^ «Коллегия адвокатов Верховного суда» . Архивировано из оригинала 4 октября 2009 года . Проверено 8 декабря 2013 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a76a037e10fec22185aa3481be383267__1688027400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/67/a76a037e10fec22185aa3481be383267.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Twenty-fourth Amendment of the Constitution of India - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)