Сто пятая поправка к Конституции Индии
Закон о Конституции (сто пятая поправка) 2021 г. | |
---|---|
![]() | |
Парламент Индии | |
Территориальная протяженность | Индия |
Прошел мимо | Лок Сабха |
Прошедший | 10 августа 2021 г. |
Прошел мимо | Раджья Сабха |
Прошедший | 11 августа 2021 г. |
Согласен на | 18 августа 2021 г. |
Эффективный | 15 августа 2021 г. |
Законодательная история | |
Первая палата: Лок Сабха | |
законопроекта Название | КОНСТИТУЦИЯ (СТО ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ ПОПРАВКИ) ЗАКОН 2021 ГОДА |
Цитата Билла | Законопроект № 124 от 2021 года |
Представлено | Министр социальной справедливости и расширения прав и возможностей, доктор Вирендра Кумар |
Краткое содержание | |
Восстанавливает право правительств штатов признавать отсталые в социальном и образовательном отношении классы. | |
Ключевые слова | |
Резервация, социально и образовательно отсталые классы, другие отсталые классы, федерализм | |
Статус: Действует |
Сто пятая поправка (или 105-я поправка к Конституции) к Конституции Индии , официально известная как Закон о Конституции (Сто пятая поправка) 2021 года , восстановила право правительств штатов признавать отсталые в социальном и образовательном отношении классы (SEBC). . SEBC, в которые входят группы, широко известные как «Другие отсталые классы» (OBC), представляют собой сообщества, для которых штат может предоставить «специальные положения» или позитивные действия в Индии .
В мае 2021 года Верховный суд постановил, что 102-я поправка к Конституции 2018 года лишила правительства штатов полномочий признавать SEBC. [ 1 ] Эта власть осуществлялась штатами на протяжении десятилетий, и региональные и национальные партии почти единогласно требовали внесения поправки для восстановления этой власти. В августе 2021 года, всего за 3 дня, законопроект был внесен на рассмотрение и принят обеими палатами парламента . [ 2 ] 105-я поправка к Конституции получила одобрение президента 18 августа.
Фон
[ редактировать ]Часть серии о |
Конституция Индии |
---|
![]() |
Преамбула |
На протяжении десятилетий правительства штатов Индии признавали отсталые в социальном и образовательном отношении классы, предоставляя им льготы в сфере образования и занятости в государственном секторе. Например, Шахуджи, король маратхов, в июле 1902 года предоставил резервации для далитов и отсталых классов. [ 3 ] Тамилнад предоставил бронь еще в 1947 году. [ 4 ] В 1992 году правительство Союза ввело собственную отдельную схему для SEBC, признанных в Центральном списке, действующую на основе Комиссии Мандала .
Верховный суд постановил, что как Союз, так и правительства штатов имели право признавать SEBC и делать им оговорки в своем знаковом решении 1992 года по делу Индра Соуни и другие против Союза Индии . Это можно сделать с помощью отдельных списков штатов и центрального списка, которые будут применяться для получения льгот соответственно от правительства штата или Союза. В том же решении Суд также постановил, что прежде чем признать сообщество в качестве SEBC и предпринять какие-либо позитивные действия, правительство должно провести проверку, чтобы оценить, являются ли они отсталыми. Это должно было быть сделано через комиссии по отсталым классам как на уровне штата, так и на национальном уровне. В 1993 году парламент учредил для этой цели Национальную комиссию по делам отсталых классов (NCBC) в качестве официального органа. [ 5 ] С тех пор правительства штатов также создали свои собственные комиссии по отсталым классам для оценки отсталости и политики позитивных действий.
С 1992 года потребность в усилении защиты отсталых классов выросла. В 2018 году парламент принял 102-ю поправку к Конституции . Поправка сделала NCBC конституционным органом власти, с которым необходимо было консультироваться по любым политическим вопросам, касающимся SEBC, включая признание сообществ. Он также представил статью, которая давала право признавать SEBC президенту Индии, который уведомлял бы Центральный список SEBC. Этот список может быть изменен только Парламентом. Эта процедура была аналогична процедуре признания зарегистрированных каст и зарегистрированных племен.
Когда закон рассматривался парламентом, члены оппозиции выразили обеспокоенность по поводу того, означает ли это, что государственные списки SEBC больше не будут действительными. Министр социальной справедливости и расширения прав и возможностей пояснил, что это не было намерением. Поправка лишь изменит то, как Союз признает SEBC и списки штатов. [ 6 ] Большинство политических партий почти единогласно высказались за сохранение государственной власти. Поправка была принята после этого разъяснения. [ 2 ]
Дело о резервациях маратхов
[ редактировать ]В мае 2021 года Верховный суд вынес решение по делу Джаишри Лакшманрао Патил против главного министра штата Махараштра. [ 1 ] В ноябре 2018 года законодательный орган штата Махараштра принял закон о признании маратхов SEBC и предоставлении им оговорок при приеме на работу в государственном секторе и высшем образовании. Закон был оспорен, среди прочего, на том основании, что штат не имел полномочий признавать SEBC после 102-й поправки к Конституции.
Большинством в 3:2 суд согласился и отменил закон. По мнению большинства, текст Конституции является основным источником ее толкования. Таким образом, несмотря на то, что в парламентских протоколах указывалось, что не было никакого намерения лишить штаты права признавать SEBC, буквальная интерпретация измененной Конституции заключалась в том, что только правительство Союза имело эти полномочия. [ 7 ]
Решение удивило политическое сообщество. Многие государственные и национальные партии хотели восстановить полномочия штатов. Правительство Союза немедленно обратилось в суд с просьбой пересмотреть его решение, поскольку это может привести к потере многими общинами статуса SEBC. [ 8 ] Однако 28 июня суд вынес постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о пересмотре. [ 9 ] После этого правительство Союза в августе представило 127-й законопроект о поправках к конституции, который позже стал 105-м законом о поправках к конституции.
Законодательная история
[ редактировать ]9 августа 2021 года министр социальной справедливости и расширения прав и возможностей д-р Вирендра Кумар представил в Лок Сабха законопроект о Конституции (сто двадцать седьмая поправка) 2021 года. [ 10 ] В «Целях и причинах законопроекта» говорится, что он вносится для «адекватного разъяснения того, что правительство штата и союзные территории уполномочены составлять и поддерживать свой собственный список SEBC штата/союзной территории». В нем также говорится, что «законодательное намерение на момент принятия Закона о Конституции (Сто вторая поправка) 2018 года заключалось в том, чтобы он касался Центрального списка социально и образовательно отсталых классов (SEBC). Он признает тот факт, что даже до объявления Центрального списка SEBC в 1993 году многие штаты / союзные территории имели свой собственный список штатов / список союзных территорий OBC». [ 11 ]
Законопроект обсуждался 10 августа 2021 года. Все члены парламента высказались в поддержку законопроекта, используя возможность обсудить различные политики в отношении SEBC или OBC. Многие оппозиционные партии особенно сосредоточились на требовании проведения кастовой переписи населения наряду с переписью населения Индии 2022 года . Некоторые члены просили внести поправку, которая также сняла бы 50-процентный лимит на резервирование, который был подтвержден в деле о резервировании маратхов. В тот же день законопроект был принят единогласно 380 голосами за и 0 против. [ 12 ]
Затем законопроект был внесен в Раджья Сабху 11 августа 2021 года. Он был обсужден и принят в тот же день, снова получив единогласную поддержку. [ 13 ]
18 августа 2021 года президент одобрил законопроект, сделав его законом, принятым как 105-й Закон о поправках к Конституции 2021 года. Закон был опубликован в газете Индии 19 августа 2021 года. [ 14 ] 15 сентября 2021 года Министерство юстиции и юстиции опубликовало уведомление, в котором говорилось, что 105-я поправка к Конституции будет считаться вступившей в силу с 15 августа 2021 года. [ 15 ]
Положения
[ редактировать ]В поправке добавлено, что SEBC будет определяться для целей центрального правительства или штата или союзной территории, в зависимости от обстоятельств. В частности, он добавил пункт, в котором говорится, что каждый штат или союзная территория может иметь свой собственный список SEBC, который может отличаться от Центрального списка для своих целей. В нем также говорилось, что полномочия и обязанности Национальной комиссии по отсталым классам (включая требование консультироваться по всем политическим вопросам и признание SEBC) не распространяются на отдельные списки штатов. Фактически это будет означать, что государствам не нужно консультироваться с Национальной комиссией. [ 16 ]
Судебное рассмотрение
[ редактировать ]В феврале 2021 года законодательный орган штата Тамилнад принял закон, который стремился предоставить оговорки для сообщества Ваннияр как подкласса внутри SEBC. Это было оспорено на том основании, что, поскольку он был принят до принятия 105-го Закона о поправках к Конституции, штат не имел полномочий принимать закон в то время. Штат утверждал, что 105-я поправка лишь разъясняла 102-ю поправку и поэтому имела ретроспективный эффект. [ 17 ] Верховный суд не согласился с этим: поправка не будет считаться ретроспективной, если об этом прямо не будет сказано. В тексте 105-й поправки нет никаких указаний на то, что она имеет ретроспективную силу. Однако закон о резервациях Ваннияра лишь изменил количество и классификацию сообщества, которое уже было признано SEBC в 1994 году. Таким образом, он не осуществлял полномочия по признанию SEBC. Государства по-прежнему сохраняли за собой право определять размер и характер оговорок. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Резервация маратхов» . Наблюдатель Верховного суда . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Р, Михир (24 августа 2021 г.). «Почему парламенту пришлось принять 105-ю поправку к Конституции?» . Наблюдатель Верховного суда . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Сиддхартх (5 мая 2018 г.). «Шаху джи Махарадж: король-спаситель отсталых и далитов» . Пресс вперед . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Штат Мадрас против Чампакама Дорайраджана , AIR 1951 SC 226 (Верховный суд Индии)
- ^ Закон о Национальной комиссии по делам отсталых классов, 1993 г.
- ^ Отчет Специального комитета по законопроекту о Конституции (сто двадцать третья поправка), Раджья Сабха, 2017 г. (19 июля 2017 г.).
- ^ Джайшри Лакшманрао Патил против главного министра Махараштры . 5 мая 2021 г. (Верховный суд Индии).
- ^ Вадекар, Диша; Кисана, Равикант (30 июня 2021 г.). «Промахнувшись по следу» . Караван . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Р, Михир (2 июля 2021 г.). «Отзыв Маратхи отклонен: что дальше?» . Наблюдатель Верховного суда . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Дебаты Лок Сабхи. Семнадцатая серия, Том. XIII № 15 (9 августа 2021 г.). Доступно в «Тексте дебатов», Лок Сабха .
- ^ Законопроект о Конституции (сто двадцать седьмая поправка), Лок Сабха 2021 г. (9 августа 2021 г.).
- ^ Дебаты Лок Сабхи. Семнадцатая серия, Том. XIII № 16 (10 августа 2021 г.). Доступно в «Тексте дебатов», Лок Сабха .
- ^ «Законопроект о Конституции (сто двадцать седьмая поправка), 2021 год» . PRS Законодательное исследование . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Чрезвычайный выпуск The Gazette of India № 52, часть II - раздел 1. CG-DL-E19082021-229155 (19 августа 2021 г.).
- ^ Уведомление Министерства социальной справедливости и расширения прав и возможностей SO 4020 (E) (19 сентября 2021 г.).
- ^ Закон о Конституции (сто пятая поправка), 2021 г. .
- ^ «Резервация Ваннияр в Тамилнаде» . Наблюдатель Верховного суда . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ↑ Паттали Маккал Катчи против Майилируперумала , 31 марта 2022 г. (Верховный суд Индии)