Процедура законотворчества в Индии
Это краткое описание процедуры законотворчества в Индии .
Правительство
[ редактировать ]Законы Индии принимаются союзным правительством для всей страны и правительствами штатов для своих штатов, такими как Парламент Индии , т.е. Лок Сабха .
Учредительная власть Парламента
[ редактировать ]Процесс добавления, изменения или отмены любой части Конституции Парламентом в соответствии с его учредительными полномочиями называется поправкой к Конституции. [ 1 ] Процедура предусмотрена статьей 368 . Законопроект о поправках должен быть принят каждой палатой парламента большинством от общего числа членов этой палаты, когда не менее двух третей членов присутствуют и голосуют. В дополнение к этому, некоторые поправки, касающиеся федеральных и судебных аспектов Конституции, должны быть ратифицированы большинством законодательных собраний штатов. Не существует положения о совместном заседании двух палат ( Лок Сабха и Раджья Сабха ) Парламента для принятия законопроекта о поправках к конституции. Базовая структура Конституции Индии не может быть изменена или уничтожена путем внесения поправок в конституцию в соответствии с конституционными полномочиями Парламента без судебного рассмотрения Верховным судом . После принятия 24-й поправки парламент в своем конституционном качестве не может делегировать свои функции по внесению поправок в Конституцию другому законодательному органу или себе в своем обычном законодательном качестве. [ 2 ]
Объявление чрезвычайного положения в соответствии со статьей 352 (6) должно быть ратифицировано Парламентом так же, как и его учредительные полномочия. Когда президентское правление применяется в штате с использованием статьи 356 (c) , и его провозглашение содержит такие побочные и косвенные положения, приостанавливающие полностью или частично действие любых положений Конституции, касающихся любого органа или власти в штате для приведения в исполнение Согласно целям прокламации, прокламация должна быть одобрена Парламентом в соответствии с его учредительными полномочиями (т.е. не простым большинством) после 24-й поправки. [ 1 ] [ 2 ]
Законодательная власть
[ редактировать ]Законодательная власть штатов и центра определена в Конституции и разделена на три списка. Предметы, не упомянутые ни в одном из трех списков, известны как остаточные предметы. В соответствии с другими положениями Конституции, полномочия принимать законы по остальным вопросам принадлежат Парламенту или законодательному собранию штата, в зависимости от обстоятельств, согласно статье 245 . Предполагаемые поправки к Конституции , которые могли быть приняты законодательными полномочиями Парламента, больше не действительны после добавления статьи 368 (1) поправкой 24-й . [ 1 ]
Список профсоюзов
[ редактировать ]Список Союза состоит из 97 пунктов, по которым Парламент имеет исключительные полномочия принимать законы.
Государственный список
[ редактировать ]Список штата состоит из 61 пункта (ранее 66 пунктов), по которым законодательное собрание штата может устанавливать законы, применимые в этом штате. Но при определенных обстоятельствах Парламент также может временно принимать законы по вопросам, упомянутым в Государственном списке, когда Раджья Сабха целесообразно принять законы в национальных интересах. большинством в две трети приняла резолюцию о том, что в соответствии со статьями 249–252 Конституции .
Параллельный список
[ редактировать ]Параллельный список состоит из 52 (ранее 47) пунктов, по которым как Парламент, так и законодательное собрание штата могут принимать законы в своих сферах в соответствии со статьей 254 Конституции.
Характер народного мандата
[ редактировать ]Полномочия правящей партии или коалиции профсоюза зависят от объема мандата, который она получает в результате выборов на центральном уровне и уровне штата. Это:
- командование простым большинством в Лок Сабхе позволяет формировать правительство и управлять им только путем принятия денежных законопроектов. Президент не может издавать указы только по рекомендации союзного кабинета, поскольку существует вероятность того, что Раджья Сабха не согласится с ним. [ 3 ]
- командование простым большинством в Лок Сабхе и Раджья Сабхе (вместе или по отдельности) позволяет управлять правительством только с помощью его законодательных полномочий. Имея простое большинство в Раджья Сабхе, правящая партия или коалиция могут сместить вице-президента и избрать нового вице-президента в соответствии со статьей 67 (b).
- Наличие большинства в две трети как в Лок Сабхе, так и в Раджья Сабхе по отдельности позволяет управлять правительством посредством его учредительных и законодательных полномочий. Правящее правительство имеет полномочия объявить импичмент президенту и судьям Верховного суда/высоких судов, когда обвинения в нарушении Конституции установлены в ходе судебного расследования.
- обладая большинством в две трети в любой палате парламента, способным управлять правительством только с помощью своих законодательных полномочий. В соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 61(3) , 124(4 и 5) или 217(1.b) , Президент и судьи Верховного суда или высоких судов могут быть вынуждены уйти в отставку после того, как обвинения в неправомерном поведении или недееспособности будут установлены средства судебного расследования. [ 4 ]
На уровне штата простого большинства в законодательном собрании (Видхан Сабха) достаточно для осуществления всех своих конституционных полномочий, за исключением принятия решения о создании или упразднении законодательного совета в соответствии со статьей 169 . Согласно статье 252 , одобрение законодательного совета штата, если таковой существует, также требуется для того, чтобы позволить парламенту принимать законы, которые принадлежат исключительно законодательному собранию штата.
Разница между законопроектом и законом
[ редактировать ]Законодательные предложения вносятся в любую палату парламента Индии в форме законопроекта. Законопроект — это проект законодательного предложения, которое после принятия обеими палатами Парламента и одобрения Президента становится актом Парламента . Как только законопроект будет разработан, его необходимо опубликовать в газетах, а широкую общественность просят прокомментировать в демократической манере. Затем в законопроект могут быть внесены поправки, учитывающие общественное мнение конструктивным образом, а затем он может быть внесен в парламент министрами или частными членами. Первые называются правительственными законопроектами, а вторые — частными членскими законопроектами . Векселя также можно разделить на государственные и частные . Публичный законопроект относится к вопросу, касающемуся общественности в целом, тогда как частный законопроект относится к конкретному лицу, корпорации или учреждению. Законопроект о детских домах и благотворительных домах или законопроекты о мусульманских вакфах являются примерами частных законопроектов. Законопроект, внесенный в Лок Сабху и находящийся на рассмотрении по какой-либо причине, теряет силу после роспуска Лок Сабхи. [ 5 ] Однако законопроекты Раджья Сабхи никогда не теряют силу и могут оставаться на рассмотрении десятилетиями. [ 6 ]
Каждый законопроект, который будет принят Раджья Сабхой, должен быть рассмотрен вице-президентом на предмет его конституционной действительности на предмет отсутствия нарушения конституционных положений/процедур. Вице-президент не должен допускать принятия поправок к конституции в соответствии с обычным законодательством. Статья 71(1) конституции разрешает Верховному суду расследовать и выносить решения по конституционным нарушениям, совершенным вице-президентом. Любой гражданин Индии, нарушивший конституцию, не имеет права оставаться членом парламента или быть избранным членом парламента. Верховный суд может отстранить вице-президента от должности за нарушения на выборах или за то, что он не имеет права быть членом Раджья Сабхи в соответствии с Законом о народном представительстве 1951 года . [ 7 ]
Как законопроект становится актом в парламенте
[ редактировать ]Законопроект – это проект законодательного предложения. он должен пройти различные этапы Прежде чем он станет актом парламента, . [ 8 ] [ 9 ] в три этапа Законопроект должен пройти в одной палате парламента . Процедура аналогична для законодательных собраний штатов.
Первое чтение
[ редактировать ]Законодательный процесс начинается с внесения законопроекта в любую из палат парламента, то есть в Лок Сабху или Раджья Сабху . Законопроект может быть внесен либо министром, либо частным членом. В первом случае он известен как правительственный законопроект, а во втором - как частный членский законопроект. Депутату, ответственному за законопроект, необходимо попросить разрешения выйти из дома, чтобы представить законопроект. Если отпуск предоставляется домом, вносится законопроект. Этот этап известен как первое чтение законопроекта. Если предложение о разрешении на внесение законопроекта отклонено, спикер может, по своему усмотрению, разрешить сделать краткое пояснительное заявление члену, который возражает против предложения, и ответственному члену, внесшему предложение. Если предложение о разрешении на внесение законопроекта отвергается на том основании, что законопроект инициирует законодательство, выходящее за рамки законодательной компетенции палаты, спикер может разрешить его полное обсуждение. После этого вопрос ставится на голосование палаты. Однако предложение о разрешении на внесение законопроекта о финансах или законопроекта об ассигнованиях немедленно ставится на голосование палаты. [ 10 ] Законопроекты о деньгах/ассигнованиях и финансовые законопроекты могут быть внесены только в Лок Сабха согласно статьям 109, 110 и 117 . Спикер Лок Сабхи решает, является ли законопроект денежным или нет. Вице-президент Индии, который по должности является председателем Раджья Сабхи , решает, является ли законопроект денежным или нет, когда законопроект вносится в Раджья Сабха. [ 11 ]
Публикация в официальном бюллетене
[ редактировать ]После внесения законопроекта он публикуется в The Gazette of India . Еще до внесения законопроект может быть опубликован в газете с разрешения спикера. В таких случаях разрешения на внесение законопроекта дом не запрашивает, и законопроект вносится сразу. [ 10 ]
Передача законопроекта в постоянную комиссию
[ редактировать ]После внесения законопроекта председатель соответствующей палаты (спикер Лок Сабхи или председатель Раджья Сабхи или кто-либо, действующий от их имени) может передать законопроект в соответствующую постоянную комиссию для рассмотрения и подготовки отчета. по этому поводу. Если законопроект передается в постоянную комиссию, комитет должен рассмотреть общие принципы и положения переданного им законопроекта и составить по ним отчет. Комитет также может запросить экспертное мнение или общественное мнение тех, кто заинтересован в этой мере. После рассмотрения законопроекта комитет представляет палате свой отчет. Доклад комитета, имеющий убедительную ценность, должен рассматриваться как продуманный совет. [ 10 ]
Второе чтение
[ редактировать ]Второе чтение состоит из рассмотрения законопроекта, которое происходит в два этапа.
Первый этап
[ редактировать ]Первый этап состоит из общего обсуждения законопроекта в целом, когда обсуждаются принципы, лежащие в основе законопроекта. На этом этапе палата может передать законопроект в специальный комитет палаты или совместный комитет двух палат, либо распространить его с целью выяснения мнения по нему, либо сразу же принять его во внимание. [ 10 ]
Если законопроект передается в избранный или совместный комитет, комитет рассматривает законопроект по пунктам так же, как это делает палата. Поправки могут вноситься в различные статьи членами комитета. Комитет также может собирать доказательства ассоциаций, государственных органов или экспертов, заинтересованных в этой мере. После рассмотрения законопроекта комитет представляет свой отчет палате, которая снова рассматривает законопроект в том виде, в котором он был представлен комитетом. Если законопроект распространяется с целью выяснения общественного мнения по нему, такие мнения собираются через правительства штатов и союзных территорий. Полученные таким образом мнения выносятся на рассмотрение палаты, и следующее предложение по законопроекту должно быть передано на рассмотрение избранного/объединенного комитета. На данном этапе обычно не разрешается вносить предложение о рассмотрении законопроекта. [ 10 ]
Второй этап
[ редактировать ]Второй этап второго чтения состоит из постатейного рассмотрения законопроекта в том виде, в котором он внесен или представлен выборочной или совместной комиссией. Обсуждение происходит по каждому пункту законопроекта, и на этом этапе могут быть внесены поправки в пункты. Поправки к пункту, внесенные, но не отозванные, ставятся на голосование палаты до того, как соответствующий пункт будет удален палатой. Поправки становятся частью законопроекта, если они приняты большинством присутствующих и голосующих членов. После того, как положения, приложения, если таковые имеются, пункт 1, формула принятия закона и полное название законопроекта были приняты палатой, второе чтение считается завершенным. [ 10 ]
Третье и последнее чтение
[ редактировать ]После этого ответственный член может предложить принять законопроект. Этот этап известен как третье чтение законопроекта. На этом этапе дебаты ограничиваются аргументами в поддержку или отклонении законопроекта, не затрагивая его деталей сверх того, что абсолютно необходимо. На этом этапе разрешено вносить только формальные, устные или косвенные поправки. Для принятия обычного законопроекта необходимо простое большинство присутствующих и голосующих членов. Но в случае законопроекта о внесении поправок в Конституцию требуется большинство от общего числа членов палаты и большинство в не менее двух третей присутствующих и голосующих членов в каждой палате парламента. [ 10 ] Если количество голосов за и против законопроекта одинаковое, то председательствующий член соответствующей палаты может отдать свой голос, что называется правом решающего голоса . [ 10 ]
Принятие законопроекта
[ редактировать ]Если в какой-либо момент во время собрания палаты не имеется кворума , составляющего минимум одну десятую общего состава палаты, председатель или спикер или лицо, действующее в этом качестве, обязаны либо прервать заседание, дом или приостановить собрание до тех пор, пока не будет достигнут кворум. [ 12 ] Законопроекты, принятые в рамках законодательной власти Парламента, считаются принятыми при условии, что большинство присутствующих в это время членов одобрили законопроект либо путем голосования, либо голосовым голосованием . Член также имеет право требовать голосования вместо голосового голосования. [ 13 ] требуется две трети от общего числа присутствующих и проголосовавших за законопроект, при этом более половины общего числа членов палаты присутствуют и голосуют в целом. В случае принятия законопроекта о внесении поправок в конституцию в соответствии со статьей 368 Конституции .
Билл в другом доме
[ редактировать ]После того как законопроект принят одной палатой парламента, он направляется на согласование в другую палату с соответствующим сообщением и там также проходит описанные выше стадии, за исключением стадии внесения. [ 10 ] Если в законопроект, принятый одной палатой, вносится поправка другой палатой, он отправляется обратно в исходную палату для утверждения. Если инициирующая палата не согласна с поправками, это означает, что две палаты не согласились. Другая палата может хранить денежный вексель в течение 14 дней, а обычный вексель - в течение шести месяцев, не принимая (или не отклоняя) его. Если законопроект не возвращается в установленный срок, законопроект считается принятым обеими палатами и направляется на утверждение Президенту.
На уровне штата не обязательно, чтобы законопроект был принят законодательным советом (если он существует) согласно статьям 196–199 . Не предусмотрено проведение совместного заседания обеих палат для принятия законопроекта.
Совместное заседание обеих палат
[ редактировать ]В случае тупиковой ситуации в отношениях между двумя палатами или в случае, если в другой палате прошло более шести месяцев, Президент может созвать, хотя и не обязан, совместную сессию двух палат под председательством Спикера Палаты представителей. Лок Сабха и тупиковая ситуация разрешается простым большинством голосов. только три законопроекта - Закон о запрете приданого (1961 г.), Законопроект об отмене Комиссии по банковским услугам (1978 г.) и Закон о предотвращении террористической деятельности (2002 г.). На сегодняшний день на совместных заседаниях приняты [ 14 ]
одобрение президента
[ редактировать ]Когда законопроект принят обеими палатами в соответствии с описанной процедурой, он отправляется президенту на одобрение в соответствии со статьей 111 . Президент может одобрить или отказать в одобрении законопроекта или вернуть законопроект, за исключением денежного законопроекта , рекомендованного палатам самим Президентом. Однако в статье 255 говорится, что предварительная рекомендация президента или губернатора штата, если это предусмотрено, не является обязательной для акта парламента или законодательного органа штата, но обязательным является окончательное согласие президента или губернатора. Если президент считает, что конкретный законопроект, принятый в соответствии с законодательными полномочиями парламента, нарушает Конституцию, он может вернуть законопроект со своими рекомендациями принять законопроект в рамках конституционных полномочий парламента в соответствии с процедурой статьи 368. Президент не может отказать в принятии законопроекта о поправках к конституции, должным образом принятого Парламентом согласно статье 368 . Если президент дает свое согласие, законопроект публикуется в Газета Индии [ 15 ] и становится актом со дня его согласия. Если он откажется от своего согласия, законопроект отменяется, что известно как абсолютное вето. Президент может наложить абсолютное вето на помощь и рекомендации Совета министров согласно статьям 111 и 74 . [ 16 ] Президент может также эффективно отказать в своем согласии по своему усмотрению, что известно как карманное вето . Карманное вето было применено президентом Зейлом Сингхом только один раз в 1986 году в отношении Закона о почте, который позволял правительству открывать почтовые письма без ордера путем внесения поправок в Закон о почтовом отделении Индии 1898 года . Если Президент возвращает его на повторное рассмотрение, Парламент должен обсудить его еще раз, но если он будет принят повторно и возвращен Президенту, он должен дать на это свое согласие. Если парламент недоволен тем, что президент не одобрил законопроект, принятый им в соответствии с его законодательными полномочиями, этот законопроект может быть изменен как законопроект о поправках к конституции и принят в соответствии с его учредительными полномочиями для принуждения президента дать согласие. В случае, если закон о поправке к конституции нарушает основную структуру Конституции , конституционная коллегия Верховного суда отменит этот закон. Если парламент считает, что действия президента нарушают Конституцию, против президента может быть начата процедура импичмента с целью отстранения его от должности в соответствии с законом. Статья 61, согласно которой не менее двух третей от общего числа членов каждой палаты парламента должны проголосовать за импичмент, если обвинения против президента будут признаны обоснованными в ходе расследования.
В случае принятия законопроекта законодательным собранием штата согласие губернатора этого штата. необходимо получить [ 17 ] Иногда губернатор может передать законопроект президенту, ожидая коллизии между другими центральными законами или конституцией, и решение президента является окончательным в соответствии со статьями 200 и 201 .
Все решения Союзного кабинета должны быть одобрены Президентом для издания приказа о публикации в официальном бюллетене. В случае, если решения Кабинета министров не соответствуют действующему закону, Президент не согласовывает решения Кабинета министров. Он может указать, что Союзный кабинет должен принять парламентом необходимые законы для утверждения решения Кабинета министров. Министр не должен принимать какое-либо решение без рассмотрения Советом министров Союза в соответствии со статьей 78(c) .
Целью разработки Конституции Индии является честное, эффективное и беспристрастное служение на благо своих граждан людьми, которые возглавляют или представляют независимые институты, созданные Конституцией, такие как судебная, законодательная, исполнительная власть и т. д. Когда один или больше институтов не справляются со своими обязанностями, оставшиеся обычно берут на себя инициативу по исправлению ситуации, используя систему сдержек и противовесов в соответствии с положениями Конституции.
Вступление в силу
[ редактировать ]Как правило, большинство законов вступают в силу или приобретают юридическую силу в порядке, указанном в самом законе. Либо он вступит в силу с даты одобрения Президентом (в основном в случае постановлений, которые позже одобряются Парламентом), либо с конкретной даты, указанной в самом законе (в основном в случае финансовых законопроектов), либо дата по желанию центрального правительства или правительства штата, в зависимости от обстоятельств. В случае, если начало действия закона соответствует желанию правительства, публикуется отдельное уведомление в Бюллетене, которое обычно сопровождается правилами или подзаконными актами в другом уведомлении в Бюллетене.
Денежный счет
[ редактировать ]Законопроекты, которые содержат исключительно положения о введении и отмене налогов, об ассигновании денег из Консолидированного фонда и т. д., удостоверяются спикером Лок Сабхи как денежные законопроекты . Денежные законопроекты могут быть внесены в Лок Сабха только по рекомендации президента в соответствии со статьями 109, 110 и 117 . На каждый финансовый год годовой бюджет или годовой финансовый отчет с требованием о предоставлении грантов по рекомендации Президента в соответствии со статьями 112–116 принимается Лок Сабхой. Раджья Сабха не может вносить поправки в денежный законопроект, принятый Лок Сабхой и отправленный ему. Однако он может рекомендовать внести поправки в денежный вексель, но должен вернуть все денежные векселя в Лок Сабху в течение четырнадцати дней с даты их получения. Лок Сабха может принять или отклонить любую или все рекомендации Раджья Сабхи в отношении денежного законопроекта. Если Лок Сабха примет любую из рекомендаций Раджья Сабхи, денежный законопроект считается принятым обеими палатами с поправками, рекомендованными Раджья Сабхой и принятыми Лок Сабхой. Если Лок Сабха не принимает ни одну из рекомендаций Раджья Сабхи, денежный законопроект считается принятым обеими палатами в той форме, в которой он был принят Лок Сабхой, без каких-либо поправок, рекомендованных Раджья Сабхой. Если денежный законопроект, принятый Лок Сабхой и переданный Раджья Сабхе для рекомендаций, не возвращается в Лок Сабху в течение четырнадцати дней, он считается принятым обеими палатами по истечении срока в той форме, в которой он был принят Лок Сабхой. [ 10 ] Если законопроект о деньгах, внесенный правительством в Лок Сабха, не получает одобрения, правящая партия считается не пользующейся поддержкой большинства в Лок Сабхе, или должна быть отправлена в отставку Президентом, чтобы подготовить почву для нового правительства / новых выборов или оппозиция не вынесет вотума доверия .
На уровне штата денежные законопроекты также могут вноситься в законодательное собрание только в соответствии со статьями 198, 199 и 207 по рекомендации губернатора. Если денежный законопроект, внесенный правительством штата в законодательное собрание, не получает одобрения, правящая партия считается не пользующейся поддержкой большинства в законодательном собрании или должна быть отклонена губернатором, чтобы подготовить почву для нового правительства / новых выборов. или оппозиция не вынесет вотума доверия .
Постановления
[ редактировать ]Когда обе палаты парламента не заседают, существующие положения закона кажутся неадекватными, а при наличии неотложных обстоятельств и президент удовлетворен необходимостью немедленных действий, он/она может издать такие постановления, необходимые в соответствии со статьей 123 Конституции. [ 18 ] Постановление имеет ту же силу и действие, что и акт парламента. Каждое постановление прекращает действовать, если оно не будет принято Парламентом до истечения шести недель с момента его повторного собрания. Президент не может издавать никаких указов, требующих внесения поправок в Конституцию или нарушающих Конституцию. Когда собрание штата не заседает, губернатор штата может издавать указы в соответствии со статьей 213 при условии одобрения президентом.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Страницы 311 и 312 первоначального решения: А. К. Рой и др. против Союза Индии и Анра, 28 декабря 1981 г.» . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Пункт 506e дела Кешавананда Бхарати против штата Керала (AIR 1973 SC 1461)» . 1973 год . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ «Повторное обнародование постановлений из-за того, что законопроект задерживается в Раджья Сабхе, является нарушением конституционных принципов» . Проверено 27 сентября 2016 г.
- ^ «Закон о судьях (дознании) 1968 года» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2022 года . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ «Поправка о гражданстве, срок действия законопроектов о тройном талаке» . Экономические времена . 27 мая 2019 года . Проверено 4 июля 2020 г.
- ^ Гош, Абантика (22 июня 2019 г.). «Истечение срока действия законопроектов является пустой тратой времени Лок Сабхи, переосмысление положения: Венкая Раджья Сабха» . Индийский экспресс . Проверено 4 июля 2020 г.
- ^ «Разделы 7 и 8k, Закон о народном представительстве, 1951 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 мая 2015 года . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ «Парламентская процедура» . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ «Правила процедуры и ведения бизнеса в Раджья Сабхе» (PDF) . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Как законопроект становится законом» . Архивировано из оригинала 16 мая 2015 года . Проверено 8 мая 2015 г. В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Законопроект штата Андхра-Прадеш — финансовый законопроект, — говорит заместитель председателя Раджья Сабха» . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ «Справочник по Раджья сабхе» . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ «Голосование и разделение в Лок Сабхе» (PDF) . Проверено 3 мая 2016 г.
- ^ «Возможен ли какой-либо тупик между двумя домами?» . rajyasabha.nic.in . раджьясабха. Архивировано из оригинала 24 июля 2013 года . Проверено 24 июля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Поправки к Закону о Себи получили одобрение президента» . Пресс Траст Индии. 18 сентября 2013 года . Проверено 23 сентября 2013 г.
В настоящее время он опубликован в «Вестнике Индии», Чрезвычайный, Часть II, Раздел 1, от 13 сентября 2013 года как Закон № 22 от 2013 года.
- ^ «Право президента отказывать в согласии» . Проверено 23 сентября 2015 г.
- ^ Гупта, вице-президент (26 августа 2002 г.). «Роль президента» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 16 июня 2012 года . Проверено 4 января 2012 г.
- ^ «Повторное обнародование фальсификаций постановлений о Конституции: ВС» . Проверено 3 января 2017 г.