Религиозность и интеллект
Исследование религиозности и интеллекта исследует связь между религиозностью и интеллектом или уровнем образования (по странам и на индивидуальном уровне). Религиозность и интеллект — это сложные темы, включающие разнообразные переменные, и взаимодействие между этими переменными не всегда хорошо понимается. Например, интеллект часто определяется разными исследователями по-разному; [ 1 ] кроме того, все результаты тестов интеллекта являются лишь оценками интеллекта, поскольку невозможно достичь конкретных измерений интеллекта (как, например, массы или расстояния) из-за абстрактного характера концепции. [ 2 ] Религиозность также сложна, поскольку она включает в себя широкие вариации взаимодействия религиозных убеждений, практик, поведения и принадлежности в самых разных культурах. [ 3 ]
Мета-анализ и обновленный анализ, проведенные той же исследовательской группой, обнаружили измеримую отрицательную корреляцию между коэффициентом интеллекта (IQ) и религиозностью. [ 4 ] Было высказано предположение, что корреляция является результатом нонконформизма, более когнитивного и менее интуитивного стиля мышления среди менее религиозных людей и меньшей потребности в религии как механизме преодоления трудностей. [ 5 ] Другое исследование показало корреляцию между средним национальным IQ и уровнем атеизма в обществе. [ 6 ] Однако другие исследования поставили под сомнение эти объяснения и корреляции. [ 7 ] [ 8 ] и возражали, что любые корреляции обусловлены сложным набором социальных, экономических, образовательных и исторических факторов, которые по-разному взаимодействуют с религией и IQ. [ 9 ] [ 10 ] Менее развитые и бедные страны, как правило, более религиозны, возможно, потому, что религии играют более активную социальную , моральную и культурную роль. в этих странах [ 11 ]
Одно исследование предполагает, что интуитивное мышление может быть одним из многих источников, влияющих на уровень религиозности, и что аналитическое мышление может быть одним из многих источников, влияющих на неверие. [ 12 ] Однако другие, изучавшие исследования аналитического мышления и неверующих, предполагают, что аналитическое мышление не предполагает лучшего размышления о религиозных вопросах или неверии. [ 13 ]
Глобальное исследование уровня образования показало, что евреи, христиане, религиозно беспристрастные люди и буддисты в среднем имеют более высокий уровень образования, чем в среднем по миру. [ 14 ] Многочисленные факторы влияют как на уровень образования, так и на религиозность.
Определения и проблемы
[ редактировать ]Интеллект
[ редактировать ]Определения интеллекта противоречивы, поскольку в различных областях исследований было найдено не менее 70 определений. [ 15 ] Некоторые группы психологов предложили следующие определения:
Из « Mainstream Science on Intelligence » (1994), статьи в Wall Street Journal, подписанной пятьдесят двумя исследователями (из 131 приглашенного подписать). [ 16 ]
Очень общие умственные способности, которые, среди прочего, включают в себя способность рассуждать, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи, быстро учиться и учиться на опыте. Это не просто книжное обучение, узкие академические навыки или умение сдавать тесты. Скорее, оно отражает более широкую и глубокую способность понимать окружающее — «схватывать», «придавать смысл» вещам или «придумывать», что делать. [ 17 ]
Из доклада « Интеллект: известные и неизвестные » (1995), опубликованного Советом по научным вопросам Американской психологической ассоциации :
Люди отличаются друг от друга своей способностью понимать сложные идеи, эффективно адаптироваться к окружающей среде, учиться на опыте, участвовать в различных формах рассуждений, преодолевать препятствия с помощью мышления. Хотя эти индивидуальные различия могут быть существенными, они никогда не бывают полностью последовательными: интеллектуальные способности конкретного человека будут различаться в разных случаях, в разных областях, если оценивать их по разным критериям. Концепции «интеллекта» представляют собой попытки прояснить и систематизировать этот сложный набор явлений. Хотя в некоторых областях была достигнута значительная ясность, ни одна такая концептуализация еще не ответила на все важные вопросы, и ни одна из них не пользуется всеобщим согласием. Действительно, когда недавно двум дюжинам выдающихся теоретиков было предложено дать определение интеллекту, они дали два десятка, несколько разных определений. [ 1 ]
Интеллект — это свойство ума, которое включает в себя множество связанных способностей, таких как способность рассуждать, планировать , решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать идеи, использовать язык и учиться. Есть несколько способов более конкретно определить интеллект. В некоторых случаях интеллект может включать в себя такие черты, как творческие способности , индивидуальность , характер , знания или мудрость . Однако некоторые психологи предпочитают не включать эти черты в определение интеллекта. [ 1 ]
Широко исследуемый учеными показатель или классификация интеллекта — это коэффициент интеллекта (IQ). IQ — это суммарный индекс, рассчитываемый путем тестирования способностей людей в различных задачах и получения сводного балла для представления общих способностей, например, по шкале интеллекта взрослых Векслера . Он используется для прогнозирования результатов обучения и других переменных, представляющих интерес.
Другие пытались измерить интеллект косвенно, глядя на уровень образования отдельных лиц или групп, хотя это рискует привести к смещению из-за других демографических факторов, таких как возраст , доход , пол и культурное происхождение, каждый из которых может повлиять на уровень образования. [ 1 ]
Неудовлетворенность традиционными тестами IQ привела к развитию альтернативных теорий. В 1983 году Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта , которая расширяет общепринятое определение интеллекта, включив в него логический , лингвистический , пространственный , музыкальный , кинестетический , натуралистический, внутриличностный и межличностный интеллект. [ 18 ] Он решил не включать духовный интеллект в число своих «интеллектов» из-за сложности систематизации измеримых научных критериев. [ 19 ] но предположил, что «экзистенциальный интеллект» жизнеспособен. [ 20 ]
Религиозность
[ редактировать ]Термин религиозность относится к степени религиозного поведения, убеждений или духовности . Измерение религиозности затруднено трудностями, связанными с определением того, что подразумевается под этим термином. Многочисленные исследования изучали различные компоненты религиозности, большинство из которых обнаружили определенные различия между религиозными убеждениями/доктриной, религиозной практикой и духовностью. Исследования могут измерять религиозную практику путем подсчета посещаемости религиозных служб, религиозные убеждения/доктрины, задавая несколько доктринальных вопросов, и духовность, спрашивая респондентов об их чувстве единства с божественным, или с помощью подробных стандартизированных измерений. При измерении религиозности важно указать, какие аспекты религиозности имеются в виду. [ 3 ]
По словам Марка Чавеса, десятилетия антропологических, социологических и психологических исследований установили, что «религиозное соответствие» (предположение о том, что религиозные убеждения и ценности тесно интегрированы в сознании человека или что религиозные практики и поведение следуют непосредственно из религиозных убеждений или что религиозные убеждения убеждения хронологически линейны и стабильны в разных контекстах) на самом деле встречается редко. Религиозные представления людей фрагментированы, слабо связаны и контекстно-зависимы, как и во всех других областях культуры и жизни. Убеждения, принадлежности и поведение любого человека представляют собой сложную деятельность, имеющую множество источников, включая культуру. В качестве примера религиозного несоответствия он отмечает: «Соблюдающие евреи могут не верить тому, что говорят в субботних молитвах. Христианские служители могут не верить в Бога. А люди, которые регулярно танцуют ради дождя, не делают этого в засушливый сезон». [ 21 ]
Демографические исследования часто показывают широкое разнообразие религиозных убеждений, принадлежности и обычаев как среди религиозного, так и нерелигиозного населения. Например, среди нерелигиозных и не ищущих религии американцев 68% верят в Бога, 12% — атеисты и 17% — агностики; Что касается самоидентификации религиозности, то 18% считают себя религиозными, 37% считают себя духовными, но не религиозными, 42% не считают себя ни духовными, ни религиозными, при этом 21% молятся каждый день и 24% молятся раз в месяц. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Глобальные исследования религии также показывают разнообразие. [ 25 ]
Религия и вера в богов не обязательно являются синонимами, поскольку нетеистические религии существуют, в том числе в рамках таких традиций, как индуизм и христианство . По словам антрополога Джека Дэвида Эллера, «атеизм является довольно распространенной позицией даже внутри религии» и что «удивительно, но атеизм не является противоположностью или отсутствием религии, не говоря уже о враге, а является наиболее распространенной формой религии». [ 26 ]
Исследования, сравнивающие религиозные убеждения и IQ
[ редактировать ]В метаанализе 63 исследований, проведенном в 2013 году под руководством профессора Мирона Цукермана , корреляция от -0,20 до -0,25 между религиозностью и IQ была особенно сильной при оценке убеждений (которые, по их мнению, отражают внутреннюю религиозность), но негативные последствия были менее определены, когда изучались поведенческие аспекты религии (например, посещение церкви). Они отмечают ограничения в этом отношении, поскольку рассмотрение внутренней религиозности как связанной с религиозными убеждениями представляет американский протестантизм в большей степени, чем иудаизм или католицизм, оба из которых считают поведение столь же важным, как и религиозные убеждения. Они также отметили, что имеющиеся данные не позволяют адекватно учитывать роль типа религии и культуры в оценке взаимосвязи между религией и интеллектом. Большинство рассмотренных исследований были американскими, и 87% участников этих исследований были из США, Канады и Великобритании. Они отметили: «Очевидно, что нынешние результаты ограничены западными обществами». В метаанализе обсуждались три возможных объяснения: во-первых, умные люди с меньшей вероятностью подчиняются и, следовательно, с большей вероятностью сопротивляются религиозным догмам, хотя эта теория противоречила в основном атеистическим обществам, таким как скандинавские народы, где религиозность-IQ отношения все еще существовали. Во-вторых, умные люди склонны придерживаться аналитического (в отличие от интуитивного) стиля мышления, который, как было доказано, подрывает религиозные убеждения. В-третьих, умные люди могут иметь меньшую потребность в религиозных верованиях и практиках, поскольку вместо этого некоторые функции религиозности могут быть переданы интеллектом. Такие функции включают в себя представление ощущения того, что мир упорядочен и предсказуем, чувство личного контроля и саморегуляции, а также чувство повышения самооценки и принадлежности. [ 5 ]
Однако повторный анализ исследования Цукермана и др. в 2016 году показал, что негативные связи между интеллектом и религиозностью были более слабыми и менее поддающимися обобщению во времени, пространстве, выборках, измерениях и уровнях анализа, но все же устойчивыми. Например, отрицательная связь между интеллектом и религиозностью была незначительной в выборках, в которых использовались мужчины, участники доуниверситетского возраста, и принимались во внимание средний балл. Когда были приняты во внимание другие переменные, такие как образование и качество человеческих условий, положительная связь между IQ и неверием в Бога снизилась. [ 8 ] По словам Даттона и Ван дер Линдена, повторный анализ имел слишком строгий контроль (индекс качества жизни и близость стран), а также в некоторых выборках использовались проблематичные показатели религиозности, что уменьшало дисперсию корреляций. Таким образом, снижение значимости отрицательной корреляции, вероятно, отражает аномалию выборки. Они также заметили, что «слабая, но значимая» корреляция -0,20 интеллекта и религиозности из исследования Цукермана также была обнаружена при сравнении интеллекта с другими переменными, такими как образование и доход. [ 27 ]
Исследователь Хельмут Нюборг и Ричард Линн , заслуженный профессор психологии , Ольстерского университета сравнили веру в Бога и IQ. [ 6 ] Используя данные американского исследования, в котором приняли участие 6825 подростков, авторы установили, что средний IQ атеистов был на 6 пунктов выше, чем средний IQ неатеистов. Авторы также исследовали связь между верой в бога и средним национальным IQ в 137 странах. Авторы сообщили о корреляции 0,60 между уровнем атеизма и уровнем интеллекта, которая была признана «высоко статистически значимой». [ 6 ] («Вера в бога» не тождественна «религиозности». В некоторых странах высока доля людей, которые не верят в бога, но, тем не менее, могут быть очень религиозными, следуя нетеистическим системам верований, таким как буддизм или даосизм . )
Линн и др. Выводы статьи были обсуждены профессором Гордоном Линчем из лондонского колледжа Биркбек, который выразил обеспокоенность тем, что исследование не приняло во внимание сложный спектр социальных, экономических и исторических факторов, каждый из которых, как было показано, по-разному взаимодействует с религией и IQ. пути. [ 9 ] Опросы Gallup, например, показали, что беднейшие страны мира неизменно являются наиболее религиозными, возможно, потому, что религия играет более функциональную роль (помогая людям справляться с трудностями) в более бедных странах. [ 11 ] Даже в индивидуальном масштабе IQ не может напрямую вызвать еще большее неверие в богов. Доктор Дэвид Хардман из Лондонского Метрополитен-университета говорит: «Очень сложно провести настоящие эксперименты, которые бы объяснили причинно-следственную связь между IQ и религиозными убеждениями». Он добавляет, что другие исследования, тем не менее, коррелируют IQ с желанием или способностью подвергать сомнению убеждения. [ 9 ]
В выборке из 2307 взрослых в США было обнаружено, что IQ отрицательно коррелирует с самоотчетами о религиозной идентификации, частной практике или религии, внимательности, религиозной поддержке и фундаментализме, но не духовности. Отношения остались относительно неизменными после учета личности, образования, возраста и пола и, как правило, были скромными. Исследование ограничивалось только христианскими конфессиями. [ 10 ]
Критический обзор исследований интеллекта и религиозности, проведенных Sickles et al. заметил, что выводы в литературе сильно различаются, поскольку в большинстве исследований используются противоречивые и неверные показатели как религиозности, так и интеллекта. Более того, они отметили, что различия в интеллекте, наблюдаемые между людьми разных религиозных убеждений и нетеистами, скорее всего, являются результатом различий в образовании, которые, в свою очередь, являются результатом приверженности фундаменталистским религиозным убеждениям, а не результатом врожденных различий в интеллекте между ними. [ 28 ]
По данным Даттона и др. отрицательные корреляции с религией могут коррелировать с аутистическим спектром специальных способностей к обучению, поскольку при сравнении членов одной и той же этнической группы в целом различий в IQ очень мало. [ 7 ]
В незападных странах, таких как Корея, где религия воспринимается иначе, чем на Западе, средний IQ нерелигиозных людей ниже, чем у религиозных людей. [ 29 ]
Исследования, изучающие теистический и атеистический когнитивный стиль
[ редактировать ]Идея о том, что аналитическое мышление снижает вероятность того, что человек будет религиозным, поддерживается исследованием Жерве и Ноернзаяна. [ 12 ] Они заметили, что интуитивное мышление имеет тенденцию увеличивать внутреннюю религиозность, интуитивную религиозную веру и веру в сверхъестественные существа. Они также добавили причинный элемент, обнаружив, что тонкий запуск аналитического мышления может усилить религиозное неверие. Они пришли к выводу, что «в совокупности эти исследования показывают, что аналитическая обработка является одним фактором (предположительно среди нескольких), который способствует развитию религиозного неверия». Хотя эти исследования связали религиозное неверие с аналитическим, а не интуитивным мышлением, они призвали к осторожности в интерпретации этих результатов, отметив, что они не оценивают относительные преимущества аналитического и интуитивного мышления в содействии принятию оптимальных решений, а также достоинства или обоснованность религиозности. в целом.
Исследователи из Гарварда обнаружили доказательства того, что все религиозные убеждения становятся более уверенными, когда участники думают интуитивно (как атеисты, так и теисты становятся более убежденными). Таким образом, рефлексивное мышление обычно имеет тенденцию создавать более обоснованные и сомнительные убеждения. [ 30 ] Рефлексивное мышление также коррелировало с большими изменениями в убеждениях с детства: эти изменения были в сторону атеизма для наиболее рефлексивных участников и в сторону большей веры в бога для наиболее интуитивных мыслителей. Исследование контролировало личностные различия и когнитивные способности, предполагая, что различия обусловлены стилями мышления, а не просто IQ или чистыми когнитивными способностями. [ 30 ] Эксперимент в исследовании показал, что участники двинулись к большей вере в бога после написания эссе о том, как интуиция давала правильный ответ, а размышления давали неправильный ответ (и наоборот, к атеизму, если они были настроены думать либо о неудаче интуиции, либо об успехе эксперимента). отражение). Авторы утверждают, что все это свидетельствует о том, что важным фактором религиозных убеждений является стиль мышления. [ 30 ] Авторы добавляют, что даже если интуитивное мышление имеет тенденцию усиливать веру в бога, «из этого не следует, что полагаться на интуицию всегда иррационально или неоправданно». [ 30 ]
Исследование 2017 года повторно проанализировало взаимосвязь между интуитивным и аналитическим мышлением и его корреляцию с верой в сверхъестественное по трем параметрам (обстановка паломничества, атрибуция сверхъестественного, стимуляция мозга) и не обнаружило значимой корреляции. [ 31 ]
Анализируя психологические исследования атеистов, Мигель Фариас отметил, что исследования, в которых делается вывод о том, что аналитическое мышление приводит к снижению уровня религиозных убеждений, «не подразумевают, что атеисты более сознательны или отражают свои собственные убеждения или что атеизм является результатом сознательного опровержения ранее существовавших религиозных убеждений». убеждения», поскольку у них тоже есть варианты убеждений, например, в теориях заговора натуралистического типа. [ 13 ] Он отмечает, что исследования деконверсии показывают, что большая часть людей, покидающих религию, делает это по мотивационным, а не рациональным причинам, и большинство деконверсий происходит в подростковом и молодом возрасте, когда человек эмоционально нестабильен. [ 13 ] Более того, он отмечает, что атеисты неотличимы от людей Нью-Эйдж или гностиков, поскольку есть общие черты, такие как индивидуализм, нонконформизм, либерализм и ценение гедонизма и ощущений. [ 13 ]
Что касается когнитивных исследований атеистов, Джонатан Ланман отмечает, что существуют скрытые и явные убеждения, которые различаются у разных людей. Атеизм и теизм человека могут быть связаны с количеством «проявлений, повышающих доверие» (CRED), которые человек испытывает, поскольку те, кто больше подвержен теистическому CRED, вероятно, будут теистами, а те, кто меньше подвержен теистическому CRED, вероятно, будут атеистами. [ 32 ]
Неврологические исследования механизмов веры и неверия с использованием христиан и атеистов в качестве субъектов, проведенные Харрисом и др. показали, что мозговые сети, участвующие в оценке правдивости как религиозных, так и нерелигиозных утверждений, в целом одинаковы, независимо от религиозности. Однако активность внутри этих сетей различалась в зависимости от религиозности утверждений: религиозные утверждения в большей степени активировали островок и переднюю поясную извилину, а нерелигиозные утверждения в большей степени активировали гиппокамп и верхние лобные области. Области, связанные с религиозными утверждениями, обычно связаны с ярко выраженной эмоциональной обработкой, тогда как области, связанные с нерелигиозными утверждениями, обычно связаны с памятью. Связь между сетью значимостей и религиозными утверждениями соответствует когнитивной теории, предложенной Бойером, согласно которой неправдоподобность религиозных утверждений компенсируется их значимостью. Одни и те же нейронные сети были активны и у христиан, и у атеистов, даже когда они имели дело с «кощунственными высказываниями» в адрес мировоззрения друг друга. Более того, это поддерживает идею о том, что «интуиция» и «разум» не являются двумя отдельными и обособленными видами деятельности, а переплетаются как у теистов, так и у атеистов. [ 33 ] [ 34 ]
Исследования, изучающие религиозность и эмоциональный интеллект
[ редактировать ]Небольшое исследование, проведенное Эллен Пэк в 2004 году, изучило, в какой степени религиозность (в которой были опрошены только христиане), действующая как религиозная ориентация и религиозное поведение , связана с противоречивыми [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] идея эмоционального интеллекта (ЭИ). В исследовании изучалась степень, в которой религиозная ориентация и поведение были связаны с самооценкой ЭИ у 148 взрослых христиан, посещающих церковь. [ 38 ] (Нерелигиозные люди не участвовали в исследовании.) Исследование показало, что самооценка религиозной ориентации людей положительно коррелировала с их восприятием себя как людей с более высоким ЭИ. Хотя количество занятий религиозной группой было положительно связано с воспринимаемым ЭИ, количество лет посещения церкви не было связано с этим. Значительные положительные корреляции были также обнаружены между уровнем религиозной приверженности и воспринимаемым ЭИ. Таким образом, добровольцы-христиане с большей вероятностью считали себя эмоционально умными, если они проводили больше времени в групповой деятельности и проявляли большую приверженность своим убеждениям.
Тишлер, Биберман и Маккидж предупреждают, что в приведенных выше концепциях все еще существует двусмысленность. В своей статье 2002 года, озаглавленной «Связь эмоционального интеллекта, духовности и производительности на рабочем месте: определения, модели и идеи для исследований», они рассмотрели литературу как по эмоциональному интеллекту, так и по различным аспектам духовности. Они обнаружили, что и ЭИ, и духовность, по-видимому, приводят к схожим отношениям, поведению и навыкам, и что между этими двумя конструкциями часто возникает путаница, пересечение и связь. [ 39 ]
Недавно Ловицкий и Заженковский исследовали потенциальные связи между различными аспектами религиозных убеждений, способностями и чертами ЭИ. В своем первом исследовании они обнаружили, что способность ЭИ положительно коррелирует с общим уровнем веры в Бога или высшие силы. Их следующее исследование, проведенное среди польских христиан, повторило предыдущий результат и показало, что как черта, так и способность ЭИ отрицательно связаны с внешней религиозной ориентацией и негативным религиозным преодолением трудностей. [ 40 ]
Исследования, изучающие религиозность и уровень образования
[ редактировать ]Взаимосвязь между уровнем религиозности и уровнем образования вызывает философскую, а также научную и политическую проблему со второй половины 20 века.
Параметры в этой области несколько отличаются от приведенных выше: если «уровень религиозности» остается понятием, которое трудно определить научно, то, напротив, «уровень образования» действительно легко подсчитать, официальные данные по этой теме общедоступны для всех в большинстве стран.
Различные доступные исследования показывают противоположные выводы. Анализ данных World Values Survey показал, что в большинстве стран нет существенной связи между образованием и посещением религиозных учреждений, при этом имеются некоторые различия между «западными» странами и бывшими социалистическими странами, которые авторы объясняют историческими, политическими и экономическими факторами. не интеллект. [ 41 ] Другие исследования отметили положительную взаимосвязь. [ 42 ] [ 43 ]
в 2016 году, Глобальное исследование Pew Center по религии и образованию во всем мире, проведенное показало, что евреи являются самыми образованными (13,4 года обучения), за ними следуют христиане (9,3 года обучения). Религиозно неаффилированные люди — категория, в которую входят атеисты , агностики и те, кто описывает свою религию как « ничего особенного » — заняли в целом третье место среди наиболее образованных религиозных групп (8,8 лет обучения), за ними следуют буддисты (7,9 лет обучения), мусульмане. (5,6 лет обучения) и индусы (5,6 лет обучения). [ 44 ] В самой молодой возрастной группе (25–34 года), евреи в среднем учились в школе 13,8 года, неаффилированная группа - в среднем 10,3 года обучения, христиане - в среднем 9,9 года обучения, буддисты - в среднем 9,7 года обучения, индуисты - в среднем 7,1 года обучения и Мусульмане в среднем учились в школе 6,7 лет. 61% евреев, 20% христиан, 16% беспартийных, 12% буддистов, 10% индуистов и 8% мусульман имеют ученые степени и аспиранты . [ 44 ] Исследование показало, что вероятность получения высшего образования в США выше для всех опрошенных религиозных меньшинств (возможно, отчасти из-за избирательной иммиграционной политики, отдающей предпочтение высококвалифицированным кандидатам), включая неаффилированную группу, которая занимает пятое место, будучи выше, чем средний показатель по стране 39%. [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]- Очерк человеческого интеллекта
- Психология религии
- Связь между религией и наукой
- Наследственность IQ
- Окружающая среда и интеллект
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Найссер, Ульрих ; Будо, Гвинет; Бушар, Томас Дж.; Бойкин, А. Уэйд; Броуди, Натан; Сеси, Стивен Дж.; Халперн, Дайан Ф.; Лоэлин, Джон К.; Перлофф, Роберт; Штернберг, Роберт Дж .; Урбина, Сусана (1996). «Разведка: известное и неизвестное» (PDF) . Американский психолог . 51 (2): 77–101. дои : 10.1037/0003-066x.51.2.77 . ISSN 0003-066X . Проверено 9 октября 2014 г.
- ^ Хайер, Ричард (28 декабря 2016 г.). Нейронаука интеллекта . Издательство Кембриджского университета. стр. 18–19. ISBN 9781107461437 .
- ^ Перейти обратно: а б Холдкрофт, Барбара (сентябрь 2006 г.). «Что такое религиозность?». Католическое образование: журнал исследований и практики . 10 (1): 89–103.
- ^ Цукерман, Мирон; Ли, Чен; Линь, Шэнсинь; Холл, Джудит А. (15 октября 2019 г.). «Отношения негативного интеллекта и религиозности: новые и подтверждающие доказательства». Бюллетень личности и социальной психологии . 46 (6): 856–868. дои : 10.1177/0146167219879122 . ПМИД 31610740 . S2CID 204702114 .
- ^ Перейти обратно: а б Цукерман, Мирон; Зильберман, Иордания; Холл, Джудит А. (2013). «Связь между интеллектом и религиозностью: метаанализ и некоторые предлагаемые объяснения». Обзор личности и социальной психологии . 17 (4): 325–354. дои : 10.1177/1088868313497266 . ПМИД 23921675 . S2CID 2815223 .
- ^ Перейти обратно: а б с Линн, Ричард ; Джон Харви; Хельмут Нюборг (2009). «Средний уровень интеллекта предсказывает уровень атеизма в 137 странах». Интеллект . 37 : 11–15. дои : 10.1016/j.intell.2008.03.004 .
- ^ Перейти обратно: а б Даттон, Эдвард; те Ниенхейс, Ян; Метцен, Дэниел; ван дер Линден, Дмитрий; Мэдисон, Гай (июнь 2020 г.). «Миф о глупом верующем: отрицательная связь между религиозностью и IQ не связана с общим интеллектом (g) и, вероятно, является продуктом взаимосвязи между IQ и чертами аутистического спектра». Журнал религии и здоровья . 59 (3): 1567–1579. дои : 10.1007/s10943-019-00926-3 . hdl : 1765/123177 .
Таким образом, мы пришли к выводу, что специализированные когнитивные способности и особенности тестов могут играть проспективно большую роль в смягчении наблюдаемых различий в способностях, чем g, когда используются этнически близкие группы населения.
- ^ Перейти обратно: а б Вебстер, Грегори Д. и Райан Д. Даффи. «Потеря веры в связь интеллекта и религиозности: новые доказательства эффекта упадка, пространственной зависимости и посредничества образования и качества жизни». Интеллект 55 (2016): 15-27.
- ^ Перейти обратно: а б с Грэм, Патон (11 июня 2008 г.). «Умные люди «реже верят в Бога» » . Телеграф .
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, Гэри Дж.; Ричи, Стюарт Дж.; Бейтс, Тимоти К. (ноябрь 2011 г.). «Взаимосвязь между интеллектом и множеством областей религиозных убеждений: данные большой выборки взрослого населения США». Интеллект . 39 (6): 468–472. дои : 10.1016/j.intell.2011.08.002 .
- ^ Перейти обратно: а б Крэбтри, Стив; Пелхэм, Бретт (6 марта 2009 г.). «Религия обеспечивает эмоциональный подъем беднякам мира» . Опрос Гэллапа .
- ^ Перейти обратно: а б Жерве, WM; Норензаян, А. (26 апреля 2012 г.). «Аналитическое мышление способствует религиозному неверию» (PDF) . Наука . 336 (6080): 493–496. Бибкод : 2012Sci...336..493G . дои : 10.1126/science.1215647 . ПМИД 22539725 . S2CID 41484144 . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фариас, Мигель (2013). «30. Психология атеизма». В Булливанте, Стивен; Русе, Майкл (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. ISBN 978-0199644650 .
- ^ «Религия и образование во всем мире» (PDF) . Исследовательский центр Пью. 13 декабря 2016 г. с. 5.
- ^ С. Легг; М. Хаттер (2007). «Сборник определений интеллекта». Достижения в области общего искусственного интеллекта: концепции, архитектуры и алгоритмы . Том. 157. ИОС Пресс. стр. 17–24. ISBN 9781586037581 .
- ^ Готфредсон 1997 , стр. 17–20.
- ^ Готфредсон, Линда С. (1997). «Основная наука об интеллекте (редакционная статья)» (PDF) . Интеллект . 24 : 13–23. дои : 10.1016/s0160-2896(97)90011-8 . ISSN 0160-2896 .
- ^ Гарднер, Ховард (4 июля 2006 г.). Множественный интеллект . Основные книги. ISBN 978-0-465-04768-0 .
- ^ Гарднер, Ховард (январь 2000 г.). «Дело против духовного разума». Международный журнал психологии религии . 10 (1): 27–34. дои : 10.1207/S15327582IJPR1001_3 . S2CID 144359180 .
- ^ Гарднер, Ховард (1999). Переосмысление интеллекта: множественный интеллект в 21 веке . Основные книги. п. 53 . ISBN 9780465026104 .
- ^ Чавес, Марк (март 2010 г.). «Послание Президента СССР Танцы дождя в засушливый сезон: преодоление заблуждения религиозного соответствия». Журнал научного изучения религии . 49 (1): 1–14. дои : 10.1111/j.1468-5906.2009.01489.x .
- ^ «Американские ноны: профиль нерелигиозного населения» (PDF) . Американское исследование религиозной идентификации. 2008 год . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ «Религия и неаффилированные» . «Нет» на подъеме . Исследовательский центр Пью : Религия и общественная жизнь. 9 октября 2012 г.
- ^ «Большинство людей, не связанных с религией, по-прежнему сохраняют веру в Бога» . Исследовательский центр Пью . 15 ноября 2012 г.
- ^ «Глобальный религиозный ландшафт» . Исследовательский центр Пью . 18 декабря 2012 г.
- ^ Эллер, Джек (2010). «1. Что такое атеизм?». У Фила Цукермана (ред.). Атеизм и светскость Том 1: Проблемы, концепции, определения . Прегер. ISBN 9780313351839 .
- ^ Даттон, Эдвард; Ван дер Линден, Дмитрий (16 мая 2017 г.). «Почему интеллект отрицательно связан с религиозностью?» . Эволюционная психологическая наука . 3 (4): 392–403. дои : 10.1007/s40806-017-0101-0 . S2CID 148625003 .
- ^ Сиклс, Джули; Хаски, Алиса; Шранц, Кэтрин; Лак, Калеб (2015). «Отношения между интеллектом и религиозностью: критический обзор литературы» . Журнал научной психологии . Может .
- ^ те Ниенхейс, Ян; Даттон, Эдвард; Чхве, Кю Ён; Чхве, Ю Ён; Ли, Чан Джэ; Со, Ын Хён; Ким, Ховон; Ли, Кун Хо (январь 2021 г.). «У пожилых религиозных людей в Южной Корее средний IQ ниже, чем у пожилых нерелигиозных людей?» . Личность и индивидуальные различия . 168 : 110298. doi : 10.1016/j.paid.2020.110298 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Шенхав, Амитай; Рэнд, Дэвид Г.; Грин, Джошуа Д. (2011). «Божественная интуиция: когнитивный стиль влияет на веру в Бога», Амитай Шенхав, Дэвид Г. Рэнд и Джошуа Д. Грин из Гарвардского университета» (PDF) . Журнал экспериментальной психологии .
- ^ Фариас, Майкл; ван Мулуком, Валери; Кахане, Гай; Креплин, Уте; Джойс, Анна; Соарес, Педро; Овьедо, Луи; Племянница Матильда; Рокита, Кэролайн; Савулеску, Джулиан; Мёттёнен, Риикка (8 ноября 2017 г.). «Вера в сверхъестественное не модулируется интуитивным стилем мышления или когнитивным торможением» . Научные отчеты . 7 (1): 15100. Бибкод : 2017NatSR...715100F . дои : 10.1038/s41598-017-14090-9 . ПМК 5678111 . ПМИД 29118434 .
- ^ Ланман, Джонатан (2013). «31. Атеизм и когнитивная наука». В Булливанте, Стивен; Русе, Майкл (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. ISBN 978-0199644650 .
- ^ Харрис, Сэм; Каплан, Йонас Т.; Куриэль, Эшли; Букхаймер, Сьюзен Ю.; Якобони, Марк; Коэн, Марк С.; Спорнс, Олаф (1 октября 2009 г.). «Нейронные корреляты религиозных и нерелигиозных убеждений» . ПЛОС ОДИН 4 (10):e7 Бибкод : 2009PLoSO...4.7272H . дои : 10.1371/journal.pone.0007272 . ПМЦ 2748718 . ПМИД 19794914 .
- ^ Миллер, Лиза (30 сентября 2009 г.). «Мозг обрабатывает факты и убеждения одинаково» . Newsweek .
- ^ Айзенк, HJ (2000). Интеллект: новый взгляд . Издатели транзакций. ISBN 978-0-7658-0707-6 .
- ^ Локк, Э.А. (2005). «Почему эмоциональный интеллект — неверная концепция». Журнал организационного поведения . 26 (4): 425–431. дои : 10.1002/job.318 .
- ^ Маттиуцци, Пол Г. «Эмоциональный интеллект? Я его не чувствую» . EverydayPsychology.com .
- ^ Пэк, Эллен (2006). «Религиозность и воспринимаемый эмоциональный интеллект христиан». Личность и индивидуальные различия . 41 (3): 479–490. дои : 10.1016/j.paid.2006.01.016 . ISSN 0191-8869 .
- ^ Тишлер, Л; Биберман, Дж.; Маккидж, Р. (2002). «Связь эмоционального интеллекта, духовности и производительности на рабочем месте: определения, модели и идеи для исследований». Журнал управленческой психологии . 17 (3): 203–218. дои : 10.1108/02683940210423114 . ISSN 0268-3946 .
- ^ Ловицкий, Павел; Заженковский, Марцин (2016). «Божественные эмоции: о связи между эмоциональным интеллектом и религиозными убеждениями» . Журнал религии и здоровья . 56 (6): 1998–2009. дои : 10.1007/s10943-016-0335-3 . ПМЦ 5653720 . ПМИД 27913977 .
- ^ Сасердот, Брюс; Глезер, Эдвард Л. «Образование и религия» (PDF) . Гарвардский институт экономических исследований. п. 29. Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2012 года . Проверено 6 января 2012 года .
- ^ Норрис, Пиппа; Рональд Инглхарт (2011). Священное и светское: религия и политика во всем мире (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 267–268. ISBN 978-1-107-64837-1 .
Влияние дохода становится незначительным, однако влияние образования в Соединенных Штатах фактически противоположное: церковь чаще всего посещают более образованные люди. Таким образом, оказывается, что типичный социально-экономический профиль посещения церкви в Соединенных Штатах действительно несколько отличается от других богатых стран.
- ^ «Образование и профессия участников» . Исследование NCLS . 2004.
- ^ Перейти обратно: а б с «Религия и образование во всем мире» (PDF) . Исследовательский центр Пью. 19 декабря 2011 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шермер, М. (2000). Как мы верим . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WH Freeman. ISBN 978-0-8050-7479-6 .