Jump to content

Религиозность и интеллект

Исследование религиозности и интеллекта исследует связь между религиозностью и интеллектом или уровнем образования (по странам и на индивидуальном уровне). Религиозность и интеллект — это сложные темы, включающие разнообразные переменные, и взаимодействие между этими переменными не всегда хорошо понимается. Например, интеллект часто определяется разными исследователями по-разному; [ 1 ] кроме того, все результаты тестов интеллекта являются лишь оценками интеллекта, поскольку невозможно достичь конкретных измерений интеллекта (как, например, массы или расстояния) из-за абстрактного характера концепции. [ 2 ] Религиозность также сложна, поскольку она включает в себя широкие вариации взаимодействия религиозных убеждений, практик, поведения и принадлежности в самых разных культурах. [ 3 ]

Мета-анализ и обновленный анализ, проведенные той же исследовательской группой, обнаружили измеримую отрицательную корреляцию между коэффициентом интеллекта (IQ) и религиозностью. [ 4 ] Было высказано предположение, что корреляция является результатом нонконформизма, более когнитивного и менее интуитивного стиля мышления среди менее религиозных людей и меньшей потребности в религии как механизме преодоления трудностей. [ 5 ] Другое исследование показало корреляцию между средним национальным IQ и уровнем атеизма в обществе. [ 6 ] Однако другие исследования поставили под сомнение эти объяснения и корреляции. [ 7 ] [ 8 ] и возражали, что любые корреляции обусловлены сложным набором социальных, экономических, образовательных и исторических факторов, которые по-разному взаимодействуют с религией и IQ. [ 9 ] [ 10 ] Менее развитые и бедные страны, как правило, более религиозны, возможно, потому, что религии играют более активную социальную , моральную и культурную роль. в этих странах [ 11 ]

Одно исследование предполагает, что интуитивное мышление может быть одним из многих источников, влияющих на уровень религиозности, и что аналитическое мышление может быть одним из многих источников, влияющих на неверие. [ 12 ] Однако другие, изучавшие исследования аналитического мышления и неверующих, предполагают, что аналитическое мышление не предполагает лучшего размышления о религиозных вопросах или неверии. [ 13 ]

Глобальное исследование уровня образования показало, что евреи, христиане, религиозно беспристрастные люди и буддисты в среднем имеют более высокий уровень образования, чем в среднем по миру. [ 14 ] Многочисленные факторы влияют как на уровень образования, так и на религиозность.

Определения и проблемы

[ редактировать ]

Интеллект

[ редактировать ]

Определения интеллекта противоречивы, поскольку в различных областях исследований было найдено не менее 70 определений. [ 15 ] Некоторые группы психологов предложили следующие определения:

Из « Mainstream Science on Intelligence » (1994), статьи в Wall Street Journal, подписанной пятьдесят двумя исследователями (из 131 приглашенного подписать). [ 16 ]

Очень общие умственные способности, которые, среди прочего, включают в себя способность рассуждать, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи, быстро учиться и учиться на опыте. Это не просто книжное обучение, узкие академические навыки или умение сдавать тесты. Скорее, оно отражает более широкую и глубокую способность понимать окружающее — «схватывать», «придавать смысл» вещам или «придумывать», что делать. [ 17 ]

Из доклада « Интеллект: известные и неизвестные » (1995), опубликованного Советом по научным вопросам Американской психологической ассоциации :

Люди отличаются друг от друга своей способностью понимать сложные идеи, эффективно адаптироваться к окружающей среде, учиться на опыте, участвовать в различных формах рассуждений, преодолевать препятствия с помощью мышления. Хотя эти индивидуальные различия могут быть существенными, они никогда не бывают полностью последовательными: интеллектуальные способности конкретного человека будут различаться в разных случаях, в разных областях, если оценивать их по разным критериям. Концепции «интеллекта» представляют собой попытки прояснить и систематизировать этот сложный набор явлений. Хотя в некоторых областях была достигнута значительная ясность, ни одна такая концептуализация еще не ответила на все важные вопросы, и ни одна из них не пользуется всеобщим согласием. Действительно, когда недавно двум дюжинам выдающихся теоретиков было предложено дать определение интеллекту, они дали два десятка, несколько разных определений. [ 1 ]

Интеллект — это свойство ума, которое включает в себя множество связанных способностей, таких как способность рассуждать, планировать , решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать идеи, использовать язык и учиться. Есть несколько способов более конкретно определить интеллект. В некоторых случаях интеллект может включать в себя такие черты, как творческие способности , индивидуальность , характер , знания или мудрость . Однако некоторые психологи предпочитают не включать эти черты в определение интеллекта. [ 1 ]

Широко исследуемый учеными показатель или классификация интеллекта — это коэффициент интеллекта (IQ). IQ — это суммарный индекс, рассчитываемый путем тестирования способностей людей в различных задачах и получения сводного балла для представления общих способностей, например, по шкале интеллекта взрослых Векслера . Он используется для прогнозирования результатов обучения и других переменных, представляющих интерес.

Другие пытались измерить интеллект косвенно, глядя на уровень образования отдельных лиц или групп, хотя это рискует привести к смещению из-за других демографических факторов, таких как возраст , доход , пол и культурное происхождение, каждый из которых может повлиять на уровень образования. [ 1 ]

Неудовлетворенность традиционными тестами IQ привела к развитию альтернативных теорий. В 1983 году Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта , которая расширяет общепринятое определение интеллекта, включив в него логический , лингвистический , пространственный , музыкальный , кинестетический , натуралистический, внутриличностный и межличностный интеллект. [ 18 ] Он решил не включать духовный интеллект в число своих «интеллектов» из-за сложности систематизации измеримых научных критериев. [ 19 ] но предположил, что «экзистенциальный интеллект» жизнеспособен. [ 20 ]

Религиозность

[ редактировать ]

Термин религиозность относится к степени религиозного поведения, убеждений или духовности . Измерение религиозности затруднено трудностями, связанными с определением того, что подразумевается под этим термином. Многочисленные исследования изучали различные компоненты религиозности, большинство из которых обнаружили определенные различия между религиозными убеждениями/доктриной, религиозной практикой и духовностью. Исследования могут измерять религиозную практику путем подсчета посещаемости религиозных служб, религиозные убеждения/доктрины, задавая несколько доктринальных вопросов, и духовность, спрашивая респондентов об их чувстве единства с божественным, или с помощью подробных стандартизированных измерений. При измерении религиозности важно указать, какие аспекты религиозности имеются в виду. [ 3 ]

По словам Марка Чавеса, десятилетия антропологических, социологических и психологических исследований установили, что «религиозное соответствие» (предположение о том, что религиозные убеждения и ценности тесно интегрированы в сознании человека или что религиозные практики и поведение следуют непосредственно из религиозных убеждений или что религиозные убеждения убеждения хронологически линейны и стабильны в разных контекстах) на самом деле встречается редко. Религиозные представления людей фрагментированы, слабо связаны и контекстно-зависимы, как и во всех других областях культуры и жизни. Убеждения, принадлежности и поведение любого человека представляют собой сложную деятельность, имеющую множество источников, включая культуру. В качестве примера религиозного несоответствия он отмечает: «Соблюдающие евреи могут не верить тому, что говорят в субботних молитвах. Христианские служители могут не верить в Бога. А люди, которые регулярно танцуют ради дождя, не делают этого в засушливый сезон». [ 21 ]

Демографические исследования часто показывают широкое разнообразие религиозных убеждений, принадлежности и обычаев как среди религиозного, так и нерелигиозного населения. Например, среди нерелигиозных и не ищущих религии американцев 68% верят в Бога, 12% — атеисты и 17% — агностики; Что касается самоидентификации религиозности, то 18% считают себя религиозными, 37% считают себя духовными, но не религиозными, 42% не считают себя ни духовными, ни религиозными, при этом 21% молятся каждый день и 24% молятся раз в месяц. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Глобальные исследования религии также показывают разнообразие. [ 25 ]

Религия и вера в богов не обязательно являются синонимами, поскольку нетеистические религии существуют, в том числе в рамках таких традиций, как индуизм и христианство . По словам антрополога Джека Дэвида Эллера, «атеизм является довольно распространенной позицией даже внутри религии» и что «удивительно, но атеизм не является противоположностью или отсутствием религии, не говоря уже о враге, а является наиболее распространенной формой религии». [ 26 ]

Исследования, сравнивающие религиозные убеждения и IQ

[ редактировать ]

В метаанализе 63 исследований, проведенном в 2013 году под руководством профессора Мирона Цукермана , корреляция от -0,20 до -0,25 между религиозностью и IQ была особенно сильной при оценке убеждений (которые, по их мнению, отражают внутреннюю религиозность), но негативные последствия были менее определены, когда изучались поведенческие аспекты религии (например, посещение церкви). Они отмечают ограничения в этом отношении, поскольку рассмотрение внутренней религиозности как связанной с религиозными убеждениями представляет американский протестантизм в большей степени, чем иудаизм или католицизм, оба из которых считают поведение столь же важным, как и религиозные убеждения. Они также отметили, что имеющиеся данные не позволяют адекватно учитывать роль типа религии и культуры в оценке взаимосвязи между религией и интеллектом. Большинство рассмотренных исследований были американскими, и 87% участников этих исследований были из США, Канады и Великобритании. Они отметили: «Очевидно, что нынешние результаты ограничены западными обществами». В метаанализе обсуждались три возможных объяснения: во-первых, умные люди с меньшей вероятностью подчиняются и, следовательно, с большей вероятностью сопротивляются религиозным догмам, хотя эта теория противоречила в основном атеистическим обществам, таким как скандинавские народы, где религиозность-IQ отношения все еще существовали. Во-вторых, умные люди склонны придерживаться аналитического (в отличие от интуитивного) стиля мышления, который, как было доказано, подрывает религиозные убеждения. В-третьих, умные люди могут иметь меньшую потребность в религиозных верованиях и практиках, поскольку вместо этого некоторые функции религиозности могут быть переданы интеллектом. Такие функции включают в себя представление ощущения того, что мир упорядочен и предсказуем, чувство личного контроля и саморегуляции, а также чувство повышения самооценки и принадлежности. [ 5 ]

Однако повторный анализ исследования Цукермана и др. в 2016 году показал, что негативные связи между интеллектом и религиозностью были более слабыми и менее поддающимися обобщению во времени, пространстве, выборках, измерениях и уровнях анализа, но все же устойчивыми. Например, отрицательная связь между интеллектом и религиозностью была незначительной в выборках, в которых использовались мужчины, участники доуниверситетского возраста, и принимались во внимание средний балл. Когда были приняты во внимание другие переменные, такие как образование и качество человеческих условий, положительная связь между IQ и неверием в Бога снизилась. [ 8 ] По словам Даттона и Ван дер Линдена, повторный анализ имел слишком строгий контроль (индекс качества жизни и близость стран), а также в некоторых выборках использовались проблематичные показатели религиозности, что уменьшало дисперсию корреляций. Таким образом, снижение значимости отрицательной корреляции, вероятно, отражает аномалию выборки. Они также заметили, что «слабая, но значимая» корреляция -0,20 интеллекта и религиозности из исследования Цукермана также была обнаружена при сравнении интеллекта с другими переменными, такими как образование и доход. [ 27 ]

Исследователь Хельмут Нюборг и Ричард Линн , заслуженный профессор психологии , Ольстерского университета сравнили веру в Бога и IQ. [ 6 ] Используя данные американского исследования, в котором приняли участие 6825 подростков, авторы установили, что средний IQ атеистов был на 6 пунктов выше, чем средний IQ неатеистов. Авторы также исследовали связь между верой в бога и средним национальным IQ в 137 странах. Авторы сообщили о корреляции 0,60 между уровнем атеизма и уровнем интеллекта, которая была признана «высоко статистически значимой». [ 6 ] («Вера в бога» не тождественна «религиозности». В некоторых странах высока доля людей, которые не верят в бога, но, тем не менее, могут быть очень религиозными, следуя нетеистическим системам верований, таким как буддизм или даосизм . )

Линн и др. Выводы статьи были обсуждены профессором Гордоном Линчем из лондонского колледжа Биркбек, который выразил обеспокоенность тем, что исследование не приняло во внимание сложный спектр социальных, экономических и исторических факторов, каждый из которых, как было показано, по-разному взаимодействует с религией и IQ. пути. [ 9 ] Опросы Gallup, например, показали, что беднейшие страны мира неизменно являются наиболее религиозными, возможно, потому, что религия играет более функциональную роль (помогая людям справляться с трудностями) в более бедных странах. [ 11 ] Даже в индивидуальном масштабе IQ не может напрямую вызвать еще большее неверие в богов. Доктор Дэвид Хардман из Лондонского Метрополитен-университета говорит: «Очень сложно провести настоящие эксперименты, которые бы объяснили причинно-следственную связь между IQ и религиозными убеждениями». Он добавляет, что другие исследования, тем не менее, коррелируют IQ с желанием или способностью подвергать сомнению убеждения. [ 9 ]

В выборке из 2307 взрослых в США было обнаружено, что IQ отрицательно коррелирует с самоотчетами о религиозной идентификации, частной практике или религии, внимательности, религиозной поддержке и фундаментализме, но не духовности. Отношения остались относительно неизменными после учета личности, образования, возраста и пола и, как правило, были скромными. Исследование ограничивалось только христианскими конфессиями. [ 10 ]

Критический обзор исследований интеллекта и религиозности, проведенных Sickles et al. заметил, что выводы в литературе сильно различаются, поскольку в большинстве исследований используются противоречивые и неверные показатели как религиозности, так и интеллекта. Более того, они отметили, что различия в интеллекте, наблюдаемые между людьми разных религиозных убеждений и нетеистами, скорее всего, являются результатом различий в образовании, которые, в свою очередь, являются результатом приверженности фундаменталистским религиозным убеждениям, а не результатом врожденных различий в интеллекте между ними. [ 28 ]

По данным Даттона и др. отрицательные корреляции с религией могут коррелировать с аутистическим спектром специальных способностей к обучению, поскольку при сравнении членов одной и той же этнической группы в целом различий в IQ очень мало. [ 7 ]

В незападных странах, таких как Корея, где религия воспринимается иначе, чем на Западе, средний IQ нерелигиозных людей ниже, чем у религиозных людей. [ 29 ]

Исследования, изучающие теистический и атеистический когнитивный стиль

[ редактировать ]

Идея о том, что аналитическое мышление снижает вероятность того, что человек будет религиозным, поддерживается исследованием Жерве и Ноернзаяна. [ 12 ] Они заметили, что интуитивное мышление имеет тенденцию увеличивать внутреннюю религиозность, интуитивную религиозную веру и веру в сверхъестественные существа. Они также добавили причинный элемент, обнаружив, что тонкий запуск аналитического мышления может усилить религиозное неверие. Они пришли к выводу, что «в совокупности эти исследования показывают, что аналитическая обработка является одним фактором (предположительно среди нескольких), который способствует развитию религиозного неверия». Хотя эти исследования связали религиозное неверие с аналитическим, а не интуитивным мышлением, они призвали к осторожности в интерпретации этих результатов, отметив, что они не оценивают относительные преимущества аналитического и интуитивного мышления в содействии принятию оптимальных решений, а также достоинства или обоснованность религиозности. в целом.

Исследователи из Гарварда обнаружили доказательства того, что все религиозные убеждения становятся более уверенными, когда участники думают интуитивно (как атеисты, так и теисты становятся более убежденными). Таким образом, рефлексивное мышление обычно имеет тенденцию создавать более обоснованные и сомнительные убеждения. [ 30 ] Рефлексивное мышление также коррелировало с большими изменениями в убеждениях с детства: эти изменения были в сторону атеизма для наиболее рефлексивных участников и в сторону большей веры в бога для наиболее интуитивных мыслителей. Исследование контролировало личностные различия и когнитивные способности, предполагая, что различия обусловлены стилями мышления, а не просто IQ или чистыми когнитивными способностями. [ 30 ] Эксперимент в исследовании показал, что участники двинулись к большей вере в бога после написания эссе о том, как интуиция давала правильный ответ, а размышления давали неправильный ответ (и наоборот, к атеизму, если они были настроены думать либо о неудаче интуиции, либо об успехе эксперимента). отражение). Авторы утверждают, что все это свидетельствует о том, что важным фактором религиозных убеждений является стиль мышления. [ 30 ] Авторы добавляют, что даже если интуитивное мышление имеет тенденцию усиливать веру в бога, «из этого не следует, что полагаться на интуицию всегда иррационально или неоправданно». [ 30 ]

Исследование 2017 года повторно проанализировало взаимосвязь между интуитивным и аналитическим мышлением и его корреляцию с верой в сверхъестественное по трем параметрам (обстановка паломничества, атрибуция сверхъестественного, стимуляция мозга) и не обнаружило значимой корреляции. [ 31 ]

Анализируя психологические исследования атеистов, Мигель Фариас отметил, что исследования, в которых делается вывод о том, что аналитическое мышление приводит к снижению уровня религиозных убеждений, «не подразумевают, что атеисты более сознательны или отражают свои собственные убеждения или что атеизм является результатом сознательного опровержения ранее существовавших религиозных убеждений». убеждения», поскольку у них тоже есть варианты убеждений, например, в теориях заговора натуралистического типа. [ 13 ] Он отмечает, что исследования деконверсии показывают, что большая часть людей, покидающих религию, делает это по мотивационным, а не рациональным причинам, и большинство деконверсий происходит в подростковом и молодом возрасте, когда человек эмоционально нестабильен. [ 13 ] Более того, он отмечает, что атеисты неотличимы от людей Нью-Эйдж или гностиков, поскольку есть общие черты, такие как индивидуализм, нонконформизм, либерализм и ценение гедонизма и ощущений. [ 13 ]

Что касается когнитивных исследований атеистов, Джонатан Ланман отмечает, что существуют скрытые и явные убеждения, которые различаются у разных людей. Атеизм и теизм человека могут быть связаны с количеством «проявлений, повышающих доверие» (CRED), которые человек испытывает, поскольку те, кто больше подвержен теистическому CRED, вероятно, будут теистами, а те, кто меньше подвержен теистическому CRED, вероятно, будут атеистами. [ 32 ]

Неврологические исследования механизмов веры и неверия с использованием христиан и атеистов в качестве субъектов, проведенные Харрисом и др. показали, что мозговые сети, участвующие в оценке правдивости как религиозных, так и нерелигиозных утверждений, в целом одинаковы, независимо от религиозности. Однако активность внутри этих сетей различалась в зависимости от религиозности утверждений: религиозные утверждения в большей степени активировали островок и переднюю поясную извилину, а нерелигиозные утверждения в большей степени активировали гиппокамп и верхние лобные области. Области, связанные с религиозными утверждениями, обычно связаны с ярко выраженной эмоциональной обработкой, тогда как области, связанные с нерелигиозными утверждениями, обычно связаны с памятью. Связь между сетью значимостей и религиозными утверждениями соответствует когнитивной теории, предложенной Бойером, согласно которой неправдоподобность религиозных утверждений компенсируется их значимостью. Одни и те же нейронные сети были активны и у христиан, и у атеистов, даже когда они имели дело с «кощунственными высказываниями» в адрес мировоззрения друг друга. Более того, это поддерживает идею о том, что «интуиция» и «разум» не являются двумя отдельными и обособленными видами деятельности, а переплетаются как у теистов, так и у атеистов. [ 33 ] [ 34 ]

Исследования, изучающие религиозность и эмоциональный интеллект

[ редактировать ]

Небольшое исследование, проведенное Эллен Пэк в 2004 году, изучило, в какой степени религиозность (в которой были опрошены только христиане), действующая как религиозная ориентация и религиозное поведение , связана с противоречивыми [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] идея эмоционального интеллекта (ЭИ). В исследовании изучалась степень, в которой религиозная ориентация и поведение были связаны с самооценкой ЭИ у 148 взрослых христиан, посещающих церковь. [ 38 ] (Нерелигиозные люди не участвовали в исследовании.) Исследование показало, что самооценка религиозной ориентации людей положительно коррелировала с их восприятием себя как людей с более высоким ЭИ. Хотя количество занятий религиозной группой было положительно связано с воспринимаемым ЭИ, количество лет посещения церкви не было связано с этим. Значительные положительные корреляции были также обнаружены между уровнем религиозной приверженности и воспринимаемым ЭИ. Таким образом, добровольцы-христиане с большей вероятностью считали себя эмоционально умными, если они проводили больше времени в групповой деятельности и проявляли большую приверженность своим убеждениям.

Тишлер, Биберман и Маккидж предупреждают, что в приведенных выше концепциях все еще существует двусмысленность. В своей статье 2002 года, озаглавленной «Связь эмоционального интеллекта, духовности и производительности на рабочем месте: определения, модели и идеи для исследований», они рассмотрели литературу как по эмоциональному интеллекту, так и по различным аспектам духовности. Они обнаружили, что и ЭИ, и духовность, по-видимому, приводят к схожим отношениям, поведению и навыкам, и что между этими двумя конструкциями часто возникает путаница, пересечение и связь. [ 39 ]

Недавно Ловицкий и Заженковский исследовали потенциальные связи между различными аспектами религиозных убеждений, способностями и чертами ЭИ. В своем первом исследовании они обнаружили, что способность ЭИ положительно коррелирует с общим уровнем веры в Бога или высшие силы. Их следующее исследование, проведенное среди польских христиан, повторило предыдущий результат и показало, что как черта, так и способность ЭИ отрицательно связаны с внешней религиозной ориентацией и негативным религиозным преодолением трудностей. [ 40 ]

Исследования, изучающие религиозность и уровень образования

[ редактировать ]

Взаимосвязь между уровнем религиозности и уровнем образования вызывает философскую, а также научную и политическую проблему со второй половины 20 века.

Параметры в этой области несколько отличаются от приведенных выше: если «уровень религиозности» остается понятием, которое трудно определить научно, то, напротив, «уровень образования» действительно легко подсчитать, официальные данные по этой теме общедоступны для всех в большинстве стран.

Различные доступные исследования показывают противоположные выводы. Анализ данных World Values ​​Survey показал, что в большинстве стран нет существенной связи между образованием и посещением религиозных учреждений, при этом имеются некоторые различия между «западными» странами и бывшими социалистическими странами, которые авторы объясняют историческими, политическими и экономическими факторами. не интеллект. [ 41 ] Другие исследования отметили положительную взаимосвязь. [ 42 ] [ 43 ]

в 2016 году, Глобальное исследование Pew Center по религии и образованию во всем мире, проведенное показало, что евреи являются самыми образованными (13,4 года обучения), за ними следуют христиане (9,3 года обучения). Религиозно неаффилированные люди — категория, в которую входят атеисты , агностики и те, кто описывает свою религию как « ничего особенного » — заняли в целом третье место среди наиболее образованных религиозных групп (8,8 лет обучения), за ними следуют буддисты (7,9 лет обучения), мусульмане. (5,6 лет обучения) и индусы (5,6 лет обучения). [ 44 ] В самой молодой возрастной группе (25–34 года), евреи в среднем учились в школе 13,8 года, неаффилированная группа - в среднем 10,3 года обучения, христиане - в среднем 9,9 года обучения, буддисты - в среднем 9,7 года обучения, индуисты - в среднем 7,1 года обучения и Мусульмане в среднем учились в школе 6,7 лет. 61% евреев, 20% христиан, 16% беспартийных, 12% буддистов, 10% индуистов и 8% мусульман имеют ученые степени и аспиранты . [ 44 ] Исследование показало, что вероятность получения высшего образования в США выше для всех опрошенных религиозных меньшинств (возможно, отчасти из-за избирательной иммиграционной политики, отдающей предпочтение высококвалифицированным кандидатам), включая неаффилированную группу, которая занимает пятое место, будучи выше, чем средний показатель по стране 39%. [ 44 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Найссер, Ульрих ; Будо, Гвинет; Бушар, Томас Дж.; Бойкин, А. Уэйд; Броуди, Натан; Сеси, Стивен Дж.; Халперн, Дайан Ф.; Лоэлин, Джон К.; Перлофф, Роберт; Штернберг, Роберт Дж .; Урбина, Сусана (1996). «Разведка: известное и неизвестное» (PDF) . Американский психолог . 51 (2): 77–101. дои : 10.1037/0003-066x.51.2.77 . ISSN   0003-066X . Проверено 9 октября 2014 г.
  2. ^ Хайер, Ричард (28 декабря 2016 г.). Нейронаука интеллекта . Издательство Кембриджского университета. стр. 18–19. ISBN  9781107461437 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Холдкрофт, Барбара (сентябрь 2006 г.). «Что такое религиозность?». Католическое образование: журнал исследований и практики . 10 (1): 89–103.
  4. ^ Цукерман, Мирон; Ли, Чен; Линь, Шэнсинь; Холл, Джудит А. (15 октября 2019 г.). «Отношения негативного интеллекта и религиозности: новые и подтверждающие доказательства». Бюллетень личности и социальной психологии . 46 (6): 856–868. дои : 10.1177/0146167219879122 . ПМИД   31610740 . S2CID   204702114 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Цукерман, Мирон; Зильберман, Иордания; Холл, Джудит А. (2013). «Связь между интеллектом и религиозностью: метаанализ и некоторые предлагаемые объяснения». Обзор личности и социальной психологии . 17 (4): 325–354. дои : 10.1177/1088868313497266 . ПМИД   23921675 . S2CID   2815223 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Линн, Ричард ; Джон Харви; Хельмут Нюборг (2009). «Средний уровень интеллекта предсказывает уровень атеизма в 137 странах». Интеллект . 37 : 11–15. дои : 10.1016/j.intell.2008.03.004 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Даттон, Эдвард; те Ниенхейс, Ян; Метцен, Дэниел; ван дер Линден, Дмитрий; Мэдисон, Гай (июнь 2020 г.). «Миф о глупом верующем: отрицательная связь между религиозностью и IQ не связана с общим интеллектом (g) и, вероятно, является продуктом взаимосвязи между IQ и чертами аутистического спектра». Журнал религии и здоровья . 59 (3): 1567–1579. дои : 10.1007/s10943-019-00926-3 . hdl : 1765/123177 . Таким образом, мы пришли к выводу, что специализированные когнитивные способности и особенности тестов могут играть проспективно большую роль в смягчении наблюдаемых различий в способностях, чем g, когда используются этнически близкие группы населения.
  8. ^ Перейти обратно: а б Вебстер, Грегори Д. и Райан Д. Даффи. «Потеря веры в связь интеллекта и религиозности: новые доказательства эффекта упадка, пространственной зависимости и посредничества образования и качества жизни». Интеллект 55 (2016): 15-27.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Грэм, Патон (11 июня 2008 г.). «Умные люди «реже верят в Бога» » . Телеграф .
  10. ^ Перейти обратно: а б Льюис, Гэри Дж.; Ричи, Стюарт Дж.; Бейтс, Тимоти К. (ноябрь 2011 г.). «Взаимосвязь между интеллектом и множеством областей религиозных убеждений: данные большой выборки взрослого населения США». Интеллект . 39 (6): 468–472. дои : 10.1016/j.intell.2011.08.002 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Крэбтри, Стив; Пелхэм, Бретт (6 марта 2009 г.). «Религия обеспечивает эмоциональный подъем беднякам мира» . Опрос Гэллапа .
  12. ^ Перейти обратно: а б Жерве, WM; Норензаян, А. (26 апреля 2012 г.). «Аналитическое мышление способствует религиозному неверию» (PDF) . Наука . 336 (6080): 493–496. Бибкод : 2012Sci...336..493G . дои : 10.1126/science.1215647 . ПМИД   22539725 . S2CID   41484144 . Проверено 24 января 2016 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Фариас, Мигель (2013). «30. Психология атеизма». В Булливанте, Стивен; Русе, Майкл (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. ISBN  978-0199644650 .
  14. ^ «Религия и образование во всем мире» (PDF) . Исследовательский центр Пью. 13 декабря 2016 г. с. 5.
  15. ^ С. Легг; М. Хаттер (2007). «Сборник определений интеллекта». Достижения в области общего искусственного интеллекта: концепции, архитектуры и алгоритмы . Том. 157. ИОС Пресс. стр. 17–24. ISBN  9781586037581 .
  16. ^ Готфредсон 1997 , стр. 17–20.
  17. ^ Готфредсон, Линда С. (1997). «Основная наука об интеллекте (редакционная статья)» (PDF) . Интеллект . 24 : 13–23. дои : 10.1016/s0160-2896(97)90011-8 . ISSN   0160-2896 .
  18. ^ Гарднер, Ховард (4 июля 2006 г.). Множественный интеллект . Основные книги. ISBN  978-0-465-04768-0 .
  19. ^ Гарднер, Ховард (январь 2000 г.). «Дело против духовного разума». Международный журнал психологии религии . 10 (1): 27–34. дои : 10.1207/S15327582IJPR1001_3 . S2CID   144359180 .
  20. ^ Гарднер, Ховард (1999). Переосмысление интеллекта: множественный интеллект в 21 веке . Основные книги. п. 53 . ISBN  9780465026104 .
  21. ^ Чавес, Марк (март 2010 г.). «Послание Президента СССР Танцы дождя в засушливый сезон: преодоление заблуждения религиозного соответствия». Журнал научного изучения религии . 49 (1): 1–14. дои : 10.1111/j.1468-5906.2009.01489.x .
  22. ^ «Американские ноны: профиль нерелигиозного населения» (PDF) . Американское исследование религиозной идентификации. 2008 год . Проверено 30 января 2014 г.
  23. ^ «Религия и неаффилированные» . «Нет» на подъеме . Исследовательский центр Пью : Религия и общественная жизнь. 9 октября 2012 г.
  24. ^ «Большинство людей, не связанных с религией, по-прежнему сохраняют веру в Бога» . Исследовательский центр Пью . 15 ноября 2012 г.
  25. ^ «Глобальный религиозный ландшафт» . Исследовательский центр Пью . 18 декабря 2012 г.
  26. ^ Эллер, Джек (2010). «1. Что такое атеизм?». У Фила Цукермана (ред.). Атеизм и светскость Том 1: Проблемы, концепции, определения . Прегер. ISBN  9780313351839 .
  27. ^ Даттон, Эдвард; Ван дер Линден, Дмитрий (16 мая 2017 г.). «Почему интеллект отрицательно связан с религиозностью?» . Эволюционная психологическая наука . 3 (4): 392–403. дои : 10.1007/s40806-017-0101-0 . S2CID   148625003 .
  28. ^ Сиклс, Джули; Хаски, Алиса; Шранц, Кэтрин; Лак, Калеб (2015). «Отношения между интеллектом и религиозностью: критический обзор литературы» . Журнал научной психологии . Может .
  29. ^ те Ниенхейс, Ян; Даттон, Эдвард; Чхве, Кю Ён; Чхве, Ю Ён; Ли, Чан Джэ; Со, Ын Хён; Ким, Ховон; Ли, Кун Хо (январь 2021 г.). «У пожилых религиозных людей в Южной Корее средний IQ ниже, чем у пожилых нерелигиозных людей?» . Личность и индивидуальные различия . 168 : 110298. doi : 10.1016/j.paid.2020.110298 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с д Шенхав, Амитай; Рэнд, Дэвид Г.; Грин, Джошуа Д. (2011). «Божественная интуиция: когнитивный стиль влияет на веру в Бога», Амитай Шенхав, Дэвид Г. Рэнд и Джошуа Д. Грин из Гарвардского университета» (PDF) . Журнал экспериментальной психологии .
  31. ^ Фариас, Майкл; ван Мулуком, Валери; Кахане, Гай; Креплин, Уте; Джойс, Анна; Соарес, Педро; Овьедо, Луи; Племянница Матильда; Рокита, Кэролайн; Савулеску, Джулиан; Мёттёнен, Риикка (8 ноября 2017 г.). «Вера в сверхъестественное не модулируется интуитивным стилем мышления или когнитивным торможением» . Научные отчеты . 7 (1): 15100. Бибкод : 2017NatSR...715100F . дои : 10.1038/s41598-017-14090-9 . ПМК   5678111 . ПМИД   29118434 .
  32. ^ Ланман, Джонатан (2013). «31. Атеизм и когнитивная наука». В Булливанте, Стивен; Русе, Майкл (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. ISBN  978-0199644650 .
  33. ^ Харрис, Сэм; Каплан, Йонас Т.; Куриэль, Эшли; Букхаймер, Сьюзен Ю.; Якобони, Марк; Коэн, Марк С.; Спорнс, Олаф (1 октября 2009 г.). «Нейронные корреляты религиозных и нерелигиозных убеждений» . ПЛОС ОДИН 4 (10):e7 Бибкод : 2009PLoSO...4.7272H . дои : 10.1371/journal.pone.0007272 . ПМЦ   2748718 . ПМИД   19794914 .
  34. ^ Миллер, Лиза (30 сентября 2009 г.). «Мозг обрабатывает факты и убеждения одинаково» . Newsweek .
  35. ^ Айзенк, HJ (2000). Интеллект: новый взгляд . Издатели транзакций. ISBN  978-0-7658-0707-6 .
  36. ^ Локк, Э.А. (2005). «Почему эмоциональный интеллект — неверная концепция». Журнал организационного поведения . 26 (4): 425–431. дои : 10.1002/job.318 .
  37. ^ Маттиуцци, Пол Г. «Эмоциональный интеллект? Я его не чувствую» . EverydayPsychology.com .
  38. ^ Пэк, Эллен (2006). «Религиозность и воспринимаемый эмоциональный интеллект христиан». Личность и индивидуальные различия . 41 (3): 479–490. дои : 10.1016/j.paid.2006.01.016 . ISSN   0191-8869 .
  39. ^ Тишлер, Л; Биберман, Дж.; Маккидж, Р. (2002). «Связь эмоционального интеллекта, духовности и производительности на рабочем месте: определения, модели и идеи для исследований». Журнал управленческой психологии . 17 (3): 203–218. дои : 10.1108/02683940210423114 . ISSN   0268-3946 .
  40. ^ Ловицкий, Павел; Заженковский, Марцин (2016). «Божественные эмоции: о связи между эмоциональным интеллектом и религиозными убеждениями» . Журнал религии и здоровья . 56 (6): 1998–2009. дои : 10.1007/s10943-016-0335-3 . ПМЦ   5653720 . ПМИД   27913977 .
  41. ^ Сасердот, Брюс; Глезер, Эдвард Л. «Образование и религия» (PDF) . Гарвардский институт экономических исследований. п. 29. Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2012 года . Проверено 6 января 2012 года .
  42. ^ Норрис, Пиппа; Рональд Инглхарт (2011). Священное и светское: религия и политика во всем мире (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 267–268. ISBN  978-1-107-64837-1 . Влияние дохода становится незначительным, однако влияние образования в Соединенных Штатах фактически противоположное: церковь чаще всего посещают более образованные люди. Таким образом, оказывается, что типичный социально-экономический профиль посещения церкви в Соединенных Штатах действительно несколько отличается от других богатых стран.
  43. ^ «Образование и профессия участников» . Исследование NCLS . 2004.
  44. ^ Перейти обратно: а б с «Религия и образование во всем мире» (PDF) . Исследовательский центр Пью. 19 декабря 2011 года . Проверено 13 декабря 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23347a35355d2be3283e7fcb27720cfe__1716179820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/fe/23347a35355d2be3283e7fcb27720cfe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religiosity and intelligence - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)