Jump to content

Религиозность и образование

Связь между уровнем религиозности и уровнем образования изучается со второй половины XX века.

Параметры двух компонентов разнообразны: «уровень религиозности » остается понятием, которое трудно дифференцировать с научной точки зрения , тогда как « уровень образования » легче составить, например официальные данные по этой теме, поскольку данные об образовании общедоступны во многих странах.

Различные исследования приводят к противоположным выводам относительно взаимосвязи, в зависимости от того, измеряется ли «религиозность» религиозными практиками (например, посещением мест отправления культа) или конкретными религиозными убеждениями (например, верой в чудеса), с заметными различиями между народами. Например, в одном международном исследовании говорится, что в некоторых западных странах интенсивность убеждений снижается по мере образования, но увеличивается посещаемость и религиозная практика. [1] Другие исследования показывают, что религиозные люди имеют более высокое образование, чем нерелигиозные. [2] Другие исследования показывают, что положительная корреляция с низкой или нерелигиозностью и образованием изменилась за последние несколько десятилетий. [3] [4]

Что касается профессоров университетов, одно исследование пришло к выводу, что в США большинство профессоров, даже в «элитных» университетах, были религиозными. [5]

Исследования

[ редактировать ]

Глобальные исследования

[ редактировать ]

Исследование Центра Пью о религии и образовании во всем мире, проведенное в 2016 году, показало, что евреи являются самой образованной религиозной группой в мире, в среднем они учатся в школе 13,4 года; [6] Евреи также имеют наибольшее количество дипломов о высшем образовании на душу населения (61%). [6] Согласно данным исследования, у индуистов самый низкий уровень формального образования среди всех основных религиозных деятелей. [6] 41% индуистов мира не имеют формального образования, что делает их наименее образованной религиозной группой в мире. [7] Около 36% мусульманского населения мира не имеют формального образования. [6] У мусульман самый низкий средний уровень высшего образования, чем у любой другой крупной религиозной группы: только 8% и 10% соответственно имеют ученые степени и аспиранты . [6]

Христиане считаются второй наиболее образованной религиозной группой в мире со средним сроком обучения 9,3 года. [6] Было обнаружено, что христиане занимают второе место по количеству ученых степеней и аспирантов на душу населения, тогда как в абсолютном выражении они занимают первое место (220 миллионов). [6] Согласно исследованию, христиане в Северной Америке , Европе , Ближнем Востоке , Северной Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе имеют высокий уровень образования, поскольку многие университеты мира были построены историческими христианскими церквями . [6] в дополнение к историческим свидетельствам того, что «христианские монахи строили библиотеки и, во времена, когда еще не было печатных станков, сохраняли важные более ранние сочинения, написанные на латыни, греческом и арабском языках». [6] Согласно тому же исследованию, христиане имеют значительное гендерное равенство в сфере образования. [6] и исследование предполагает, что одной из причин является поощрение протестантских реформаторов в содействии образованию женщин , что привело к искоренению неграмотности среди женщин в протестантских общинах. [6]

люди Религиозно неаффилированные , в число которых входят атеисты , агностики и те, кто описывает свою религию как «ничего особенного», заняли третье место среди самых образованных религиозных групп со средним стажем обучения 8,8 лет. [6] и около 16% неаффилированных лиц имеют ученые степени и аспирантуры. [6]

Буддисты в среднем учатся в школе 7,9 лет, и около 12% буддистов имеют ученые степени и аспиранты. [6] Согласно тому же исследованию, «существует большой и повсеместный разрыв в уровне образования между мусульманами и христианами в странах Африки к югу от Сахары », поскольку взрослые мусульмане в этом регионе гораздо менее образованы, чем их христианские коллеги. [6] ученые предполагают, что этот разрыв связан с образовательными учреждениями , созданными христианскими миссионерами в колониальную эпоху для единоверцев. [6]

Согласно глобальному опросу Gallup International , проведенному в 2015 году , наиболее религиозные люди имели более низкий уровень образования, однако религиозные люди в целом составляли большинство на всех уровнях образования. [8]

Исследование ЕС выявило положительную корреляцию между ранним окончанием школы и верой в Бога. [9]

В одном из анализов данных Всемирного исследования ценностей Эдвард Глейзер и Брюс Сасердот отметили, что в 65 бывших социалистических странах существует отрицательная связь между годами образования и верой в Бога, с аналогичными отрицательными корреляциями для других религиозных убеждений, тогда как, напротив, сильная положительная корреляция между годами образования и верой в Бога во многих развитых странах, таких как Англия, Франция и США. [1] Они пришли к выводу, что «эти различия во взаимоотношениях образования и убеждений между странами можно объяснить политическими факторами (такими как коммунизм), которые заставляют некоторые страны использовать контролируемое государством образование для дискредитации религии». В исследовании также делается вывод, что в Соединенных Штатах и ​​других развитых странах «образование повышает посещаемость религиозных обрядов на индивидуальном уровне», хотя «в то же время существует сильная отрицательная связь между посещаемостью и образованием между религиозными группами в США и других странах». ." Авторы предполагают, что «эта загадка объясняется тем, что образование одновременно увеличивает отдачу от социальных связей и уменьшает степень религиозных убеждений», заставляя более образованных людей отходить в менее пылкие конфессии. [1]

Статистический анализ Нобелевских премий , присужденных в период с 1901 по 2000 год, показывает, что 65,4% нобелевских лауреатов были христианами , более 20% — евреями и 10,5% — атеистами, агностиками или вольнодумцами. [10] Согласно исследованию, проведенному Университетом Небраски-Линкольна в 1998 году, 60% лауреатов Нобелевской премии по физике с 1901 по 1990 год имели христианское происхождение. [11] С 1901 по 2013 год 22% всех Нобелевских премий были присуждены евреям. [12]

По стране

[ редактировать ]

Британия

[ редактировать ]

Исследования в области нерелигии в Британии показали, что положительная взаимосвязь между образованием и нерелигией изменилась с течением поколений после 1955 года. Другими словами, нерелигиозное население, как правило, имеет меньше образования, а религиозное население, как правило, имеет высшее образование, даже несмотря на религиозную принадлежность. снизился у обоих. [3]

Опрос, проведенный Times of India, показал, что 22% выпускников ИИТ Бомбея не верят в существование Бога, а еще 30% не знают. [13]

Ирландия

[ редактировать ]

Исследование 2012 года показало, что в Ирландии нерелигиозные люди имеют более высокий уровень образования, чем религиозные. [14]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

По данным Общего социального исследования, которое собирает данные об американцах с 1972 года, образованные люди часто более религиозны по различным показателям. Например, по состоянию на 2010 год социолог Филип Швадель обнаружил, что с каждым дополнительным годом обучения вероятность посещения религиозных служб увеличивается на 15%, вероятность чтения Библии хотя бы изредка увеличивается на 9%. Вероятность перехода в основную протестантскую конфессию увеличилась на 13%. [15] Швадель сказал: «После большего количества лет образования у вас не будет большей вероятности сказать: «Я не верю в Бога». Но вы с относительно большей вероятностью скажете: «Я верю в высшие силы»». [15]

Различия в уровне образования религиозных групп в США, данные АРИС, 2001 г. [16]

Социолог Брэдли Райт проанализировал результаты исследования религиозного ландшафта США, проведенного Pew в 2008 году, и отметил, что религиозные группы обычно имеют более высокий уровень образования по сравнению с нерелигиозными группами. «Ирония, - утверждает он, - заключается в том, что некоторые из религиозно беспристрастных людей объясняют свое неприятие религии более высоким уровнем образования, но некоторые религиозные группы имеют гораздо более высокий уровень образования».

Он обнаружил, что индуисты , евреи , члены епископальной церкви , [17] [18] Пресвитериане , буддисты и православные христиане [19] имеют высший уровень образования. Католики , мормоны и мусульмане находятся примерно на среднем уровне по стране. Свидетели Иеговы имеют, безусловно, самое низкое образование. Число евангелистов несколько ниже среднего по стране. Уровень высшего образования у религиозно неаффилированных людей лишь немного выше среднего. [20] Социологические исследования Патрисии Снелл и Кристиана Смита по многим аспектам американской молодежи в целом показали, что более ранние исследования бэби-бумеров показали корреляцию, в которой высшее образование подрывает религиозность, однако исследования современной молодежи постоянно показывают, что это исчезло, и теперь студенты в колледжах более религиозны, чем люди, которые не ходят в колледж. [4]

Согласно Индексу ведущих религиозных индикаторов США за 2002 год, составленному Gallup , взаимосвязь между образованием и религиозностью сложна. Например, есть небольшие различия в вере в Бога и членстве в общине: 88% людей с последипломным образованием верят в Бога или вселенский дух по сравнению с 97% людей со средним образованием или ниже; 70% обладателей последипломного образования говорят, что они являются членами общины, по сравнению с 64% тех, кто имеет среднее образование или меньше. [21]

Исследование, проведенное Барри Космином, показывает, что американцы с последипломным образованием имеют такое же религиозное распределение и принадлежность к населению в целом, с более высокой «общественной религиозностью» (т.е. членством в общинах и посещением богослужений), но немного меньшим «верой». Высшее образование в США, похоже, не вызывает особого религиозного скептицизма, поскольку очень много аспирантов являются религиозными верующими. [22]

Исследование, проведенное Барри Космином и Ариэлой Кейсар среди студентов колледжей, рассматривало три мировоззрения — религиозное, светское и духовное — и рассматривало студентов от первокурсников до аспирантов таких специальностей, как STEM (наука, технология, инженерия, математика), социальные науки. и поведенческие науки, искусство и гуманитарные науки и не определились. Религиозные представители составляли 31,8% от общей выборки (40% от STEM, 27% от социальных и поведенческих наук, 27% от искусств и гуманитарных наук и 5% от нерешительных); светские составляли 28,2% от общей выборки (38% от STEM, 29% от социальных и поведенческих наук, 30% от искусств и гуманитарных наук и 3% от нерешительных); Духовные составили 32,4% от общей выборки (29% от STEM, 36% от социальных и поведенческих наук, 31% от искусств и гуманитарных наук и 4% от нерешительных). [23]

Исследование Нила Гросса и Солона Симмонса, проведенное среди более чем 1400 профессоров из 20 дисциплинарных областей и религиозности, показало, что большинство профессоров, даже в «элитных» университетах, были религиозными верующими. В целом профессора университетов были менее религиозными, чем население США в целом, но вряд ли профессорский ландшафт характеризуется отсутствием религии. В исследовании 9,8% были атеистами, 13,1% были агностиками, 19,2% верили в высшие силы, 4,3% верили в Бога время от времени, 16,6% сомневались, но верили в Бога, 34,9% верили в Бога и не имели сомнений. . В «элитных» докторантах 36,5% были либо атеистами, либо агностиками, а 20,4% верили в Бога без каких-либо сомнений. Более того, отмечают авторы, «религиозный скептицизм представляет собой позицию меньшинства даже среди профессоров, преподающих в элитных исследовательских университетах». [5] Они также обнаружили, что профессора элитных докторских университетов гораздо менее религиозны, чем профессора, преподающие в других учебных заведениях, где больше атеистов и агностиков. Однако обе группы по-прежнему оставались в меньшинстве. [24]

Исследование отметило положительную корреляцию среди нерелигиозных американцев между уровнем образования и неверием в божество. [25]

Фрэнк Саллоуэй из Массачусетского технологического института и Майкл Шермер из Калифорнийского государственного университета провели исследование, которое показало, что в выборке «дипломированных» взрослых американцев (12% имели докторскую степень и 62% были выпускниками колледжей) 64% верили в Бога. , и существовала корреляция, показывающая, что религиозные убеждения уменьшались с уровнем образования. [26]

Социолог У. Брэдфорд Уилкокс заявил, что у людей с меньшим образованием в Америке снизилась религиозность. Их взгляды на семью и работу были связаны с этим эффектом. [27] Исследования светскости показали, что в Америке агностики имеют высокий уровень образования, в то время как атеисты имеют относительно низкий уровень образования. [28] Социолог Кристиан Смит провел исследование американских евангелистов и обнаружил, что в среднем самоидентифицированные евангелисты имеют больше лет образования, чем фундаменталисты, либералы, католики и нерелигиозные люди, но немного меньше, чем основные протестанты . [2] Он также обнаружил, что евангелисты с наименьшей вероятностью имели среднее или меньшее школьное образование, нерелигиозные люди, скорее всего, имели среднее или меньшее образование, и более высокая доля евангелистов получила высшее образование, чем фундаменталисты, либералы и нерелигиозные люди. . [2]

Социолог Филип Швадель обнаружил, что более высокий уровень образования «положительно влияет на участие в религии, религиозную деятельность и подчеркивает важность религии в повседневной жизни», образование не коррелирует с неверием в Бога и коррелирует с большей терпимостью к публичному противодействию атеистов религии. и больший скептицизм по отношению к «исключительным религиозным точкам зрения и библейскому буквализму». [29] [30]

Межнациональное социологическое исследование Норриса и Инглхарта отмечает положительную корреляцию между посещением религиозных учреждений среди более образованных людей в Соединенных Штатах. [31]

Согласно исследованию Pew Center , около 77% американских индуистов имеют высшее и последипломное образование, за ними следуют унитаристы-универсалисты (67%), евреи (59%), англиканцы (59%), представители епископальной церкви (56%) и пресвитериане. (47%) и Объединенная Церковь Христа (46%). [32] В то время как, согласно тому же исследованию, около (43%) американских атеистов , (42%) агностиков и (24%) тех, кто говорит, что их религия «ничего особенного», имеют ученую степень и аспирантуру .

В исследовании 2006 года, проведенном Барри Космином и Ариэлой Кейсар, три религиозные группы с наибольшим количеством высшего образования были оценены как унитаристы-универсалисты (72%), индуисты (67%) и евреи (57%). [16]

В конкретных религиозных конфессиях

[ редактировать ]

Американские христиане

[ редактировать ]

Согласно исследованию Pew Research Center , проведенному в 2017 году , высокообразованные христиане в США на несколько процентных пунктов чаще посещают церковь, чем христиане с более низким уровнем образования. [33] В целом американцы, получившие высшее образование, посещают религиозные службы с той же частотой, что и те, кто его не имеет. [33] Более того, 75% недавних выпускников колледжей отождествляют себя с организованной религией. [33] По шкале, измеряющей уровень религиозной приверженности, более 70% образованных христиан в Соединенных Штатах демонстрируют высокий уровень религиозности. [33] В частности, среди христиан-евангелистов 87% выпускников колледжей имеют высокий уровень религиозности, равно как и 62% выпускников колледжей, которые идентифицируют себя как христиане-католики , 54% основных протестантов и 89% черных протестантов . [33] Высокообразованные члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней имеют гораздо более высокий уровень религиозной приверженности (92%) по сравнению с теми, кто только окончил среднюю школу (78%). [33]

Исследования мормонов в США показывают, что мормоны с высшим образованием посещают церковь более регулярно, чем менее образованные мормоны. Исследование показало, что 41% мормонов, имеющих только начальное образование, регулярно посещают церковь, по сравнению с 76% мормонских выпускников колледжей и 78% мормонов, которые вышли за пределы своего высшего образования, чтобы учиться в аспирантуре и регулярно посещают церковь . [34]

Евангелические группы

[ редактировать ]

Эдвард Даттон изучил результаты, которые показывают, что университеты, которые являются особенно переходными и престижными, обычно имеют (в отличие от менее переходных университетов) сильно дифференцированные и «фундаменталистские» студенческие евангелические группы и более высокий уровень обращения во время учебы в университете. Он утверждал, что студенты Оксфордского университета, вероятно, будут не только более умными с точки зрения IQ, чем сопоставимые студенты, но и более творческими, более оригинальными в своем мышлении и более способными к приобретению знаний — факторы, которые, как обнаружил Даттон, повышают вероятность религиозного опыта у человека. [35]

В 1975 году Норман Пойтресс изучил выборку из 234 студентов колледжей США, сгруппировав их в относительно однородные религиозные типы на основе сходства их религиозных убеждений, и сравнил их личностные характеристики. Он обнаружил, что «буквально ориентированные религиозные верующие существенно не отличаются от мифологически ориентированных верующих по показателям интеллекта, авторитаризма или расовых предрассудков. Религиозные верующие как группа оказались значительно менее умными и более авторитарными, чем религиозные скептики». В этом исследовании он использовал результаты SAT в качестве меры интеллекта. [36]

Христианские фундаменталисты

[ редактировать ]

Вопреки ожиданиям исследователей, «обращенные» фундаменталисты оказались не менее образованными людьми. Однако слабая «негативная корреляция» между образованием и христианским фундаментализмом была обнаружена Бертоном и др. (1989), [37] исследование, сравнивающее религиозные убеждения и образовательные достижения белых протестантских жителей округа Делавэр, штат Индиана .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Сасердот, Брюс; Глезер, Эдвард Л. (январь 2001 г.). «Образование и религия» (PDF) . Национальное бюро экономических исследований. п. 29.
  2. ^ Jump up to: а б с Смит, Кристиан (1998). Американский евангелизм: в борьбе и процветании . Издательство Чикагского университета. стр. 76–77. ISBN  978-0226764191 .
  3. ^ Jump up to: а б Дэвид Воас и Шивон МакЭндрю (2014). «Три загадки нерелигии в Британии». В Арвеке, Элизабет; Булливант, Стивен; Ли, Лоис (ред.). Светскость и нерелигиозность . Лондон: Рутледж. ISBN  9780415710442 .
  4. ^ Jump up to: а б Смит, Кристиан; Снелл, Патрисия (2009). Души в переходном периоде: Религиозная и духовная жизнь молодых взрослых . Издательство Оксфордского университета. стр. 248–251. ISBN  9780195371796 . Однако, когда ученые недавно взглянули на этот вопрос, выяснилось кое-что очень интересное. Они обнаружили, что религиозно подрывающее влияние высшего образования на последнее поколение молодежи исчезло. Большая часть старых исследований проводилась на беби-бумерах, для которых колледж действительно разъедал религиозную веру и практику. Но многие исследования, проведенные в последнее время, показали, что общепринятые представления о бэби-бумерах неприменимы к сегодняшней молодежи. Высшее образование, кажется, больше не умаляет религию среди молодых людей». «В каждом случае молодые люди немного более религиозны, чем те, кто не учится в колледже, хотя статистически значимыми являются только различия в общей религиозности и посещаемости служб. Короче говоря, во всяком случае, именно не посещение колледжа связано с более низким уровнем религиозной практики, хотя эти различия невелики.
  5. ^ Jump up to: а б Нил Гросс и Солон Симмонс (2009). Религиозность профессоров американских колледжей и университетов . Социология религии , 70(2):101-129. doi : 10.1093/socrel/srp026 (EISSN 1759-8818, ISSN 1069-4404)
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Религия и образование во всем мире» (PDF) . Исследовательский центр Пью. 19 декабря 2011 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
  7. ^ «Индусы — наименее образованная религиозная группа в мире, говорится в опросе» . Индостан Таймс . 14 декабря 2016 г. Проверено 4 октября 2023 г.
  8. ^ «Теряем религию? Две трети людей все еще заявляют, что они религиозны» (PDF) . WIN/Gallup International . WIN/Gallup International. 13 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 30 апреля 2015 г.
  9. ^ Социальные ценности, наука и технологии (PDF) . Главное управление исследований Европейского Союза. 2005. стр. 7–11. Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2011 г. Проверено 9 апреля 2011 г.
  10. ^ Барух А. Шалев, 100 лет Нобелевской премии (2003), Atlantic Publishers & Distributors, стр. 57
  11. ^ Лауреаты Нобелевской премии по физике с 1901 по 1990 год.
  12. ^ «Еврейские биографии: лауреаты Нобелевской премии» . Еврейская виртуальная библиотека.
  13. ^ «Менее половины прошедшей партии ИИТ верят в существование Бога» . Таймс Индии . Проверено 29 сентября 2015 г.
  14. ^ «Профиль 7 – Религия, этническая принадлежность и ирландские путешественники» (PDF) . Статистическое управление переписи населения . Проверено 18 октября 2012 г.
  15. ^ Jump up to: а б Кавана, Джим (11 августа 2011 г.). «Исследование: более образованные люди, по некоторым показателям, более религиозны» .
  16. ^ Jump up to: а б Космин, Барри А.; Кейсар, Ариэла (2006). Религия на свободном рынке Религиозные и нерелигиозные американцы: кто, что, почему, где . Итака, Нью-Йорк: Paramount Market Publ. ISBN  978-0976697367 .
  17. ^ Обзор религиозного ландшафта США: разнообразный и динамичный (PDF) , The Pew Forum, февраль 2008 г., стр. 85 , получено 17 сентября 2012 г.
  18. ^ Леонхардт, Дэвид (13 мая 2011 г.). «Вера, образование и доход» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 мая 2011 г.
  19. ^ Вера, образование и доход
  20. ^ Райт, Брэдли Р.Э. (2010). Христиане - наполненные ненавистью лицемеры - и другая ложь, которую вам говорили: социолог разрушает мифы светских и христианских СМИ . Миннеаполис, Миннесота: Бетани Хаус. стр. 87–88. ISBN  9780764207464 .
  21. ^ Уинсман, Альберт Л. (4 февраля 2003 г.). «Действительно ли более образованный = менее религиозный?» . Опрос Гэллапа .
  22. ^ Космин, Барри. «Религия и интеллигенция: американцы с последипломным образованием, 1990–2008 годы» .
  23. ^ Космин, Барри; Кейсар, Ариэла (сентябрь 2013 г.). «Религиозное, духовное и светское: появление трех различных мировоззрений среди американских студентов» (PDF) . Тринити-колледж. стр. 8–9.
  24. ^ Гросс, Нил; Симмонс, Солон (2007). «Насколько религиозны профессора американских колледжей и университетов?» (PDF) . ССРК.
  25. ^ Цукерман, Фил (2009). «Атеизм, светскость и благополучие: как открытия социальных наук противодействуют негативным стереотипам и предположениям» (PDF) . Социологический компас . 3 (6): 949–971. дои : 10.1111/j.1751-9020.2009.00247.x . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2014 г.
  26. ^ Шермер, Майкл (1999). Как мы верим: наука, скептицизм и поиск Бога . Нью-Йорк: Уильям Х. Фриман. стр. 76–79 . ISBN  978-0-7167-3561-8 .
  27. ^ Фаулер, Дэниел. «Менее образованные американцы отвернулись от религии» . Американская социологическая ассоциация . Эврика.
  28. ^ Под редакцией Барри А. Космина и Ариэлы Кейсар. Секуляризм и секулярность: современные международные перспективы . Хартфорд, Коннектикут: Институт изучения секуляризма в обществе и культуре (ISSSC), 2007. с. 36.
  29. ^ Швадель, Филип (2011). «Влияние образования на религиозные обычаи, убеждения и принадлежность американцев». Обзор религиозных исследований . 53 (2): 161–182. дои : 10.1007/s13644-011-0007-4 . S2CID   144095630 .
  30. ^ Кавана, Джим (11 августа 2011 г.). «Исследование: более образованные люди, по некоторым показателям, более религиозны» . CNN . Имея больше лет образования, вы не с большей вероятностью скажете: «Я не верю в Бога», — сказал он. — Но вы с относительно большей вероятностью скажете: «Я верю в высшие силы».
  31. ^ Норрис, Пиппа; Инглхарт, Рональд (2011). Священное и светское: религия и политика во всем мире (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 267–268. ISBN  978-1-107-64837-1 . Влияние дохода становится незначительным, однако влияние образования в Соединенных Штатах фактически противоположное: церковь чаще всего посещают более образованные люди. Таким образом, оказывается, что типичный социально-экономический профиль посещения церкви в Соединенных Штатах действительно несколько отличается от других богатых стран.
  32. ^ «Самая и наименее образованная религиозная группа США» . Исследовательский центр Пью. 16 октября 2016 г.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж «В Америке больше образования означает меньше религии?» (PDF) . Исследовательский центр Пью.
  34. ^ Стэн Л. Альбрехт, «Последовательное измерение мормонской религиозности», Социальная жизнь Святых последних дней, Социальные исследования Церкви СПД и ее членов (Прово, Юта: Центр религиозных исследований BYU , 1998), 286.
  35. ^ Даттон, Эдвард. «Почему Иисус поступает в Оксфордский университет? Опыт обращения, творчество и интеллект» (PDF) . Журнал междисциплинарных исследований религии и науки . Проверено 16 марта 2012 г.
  36. ^ Пойтресс, Норман (1975). «Буквальные, антибуквальные и мифологические религиозные ориентации». Журнал научного изучения религии . 14 (3) (изд. № 3): 271–284. дои : 10.2307/1384909 . ISSN   0021-8294 . JSTOR   1384909 .
  37. ^ Рональд Бертон; Стивен Джонсон; Джозеф Тэмни, Образование и фундаментализм , Обзор религиозных исследований (1989)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9af8cb7fdbc48c66a5fbbbdc6565aaec__1719830820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/ec/9af8cb7fdbc48c66a5fbbbdc6565aaec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religiosity and education - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)