Jump to content

Религия

Посвящение из Римской Британии, объявляющее о том, что местный чиновник восстановил locus religiosus. [1]

Латинский . термин religio , источник современной лексемы «религия» (через старофранцузский / среднелатинский язык) [2] ), имеет совершенно неясную этимологию. Это записано начиная с I века до нашей эры, то есть на классической латыни в конце Римской республики , особенно Цицероном , в смысле «скрупулезного или строгого соблюдения традиционного культа » . В классической античности это означало добросовестность, чувство права, морального долга или долга по отношению к чему-либо. [3] и использовался в основном в светском или обыденном контексте. [4] [5] В религиозном контексте это также означало чувство « трепета и тревоги », вызванное богами и духами, которые помогали римлянам «жить успешно». [6]

Этимология

[ редактировать ]

Классическая этимология слова, восходящая к Цицерону , происходит от relegere : re (снова) + lego (читать), где lego означает «перебирать», «выбирать» или «тщательно обдумывать». [ нужна ссылка ] Современные ученые, такие как Том Харпур и Джозеф Кэмпбелл, утверждают, что religio происходит от religare : re (снова) + ligare (связывать или соединять), что было выделено Августином Гиппопотамом после интерпретации Лактанция в Divinae Institutions , IV, 28. [7] [8]

Новые исследования показывают, что в древнем и средневековом мире этимологический латинский корень religio понимался как индивидуальная добродетель поклонения в обыденном контексте; никогда как доктрина, практика или реальный источник знаний. [9] [10] В целом, религия относилась к широким социальным обязательствам по отношению ко всему, включая семью, соседей, правителей и даже к Богу. [4] Religio чаще всего употреблялась древними римлянами не в контексте отношения к богам, а как ряд общих эмоций, таких как колебание, осторожность, тревога, страх; чувство связанности, ограниченности, подавленности; которое возникло из-за повышенного внимания в любом обыденном контексте. [5] Этот термин также был тесно связан с другими терминами, такими как scrupulus связывали термин «суеверие» , который означал слишком много страха, беспокойства или стыда, с религией . , что означало «очень точно», а некоторые римские авторы иногда [5] Когда religio вошло в английский язык примерно в 1200-х годах как религия, оно приобрело значение «жизнь, связанная монашескими обетами» или монашескими орденами. [4] [11]

Примеры использования

[ редактировать ]

Цицерон связал lego read, т.е. повторно (снова) с lego в смысле выбирать, перебирать еще раз или внимательно рассматривать. Определение религии , данное Цицероном , — этоcultum deorum , «надлежащее выполнение обрядов почитания богов». [12]

Юлий Цезарь использовал слово religio в значении «обязательство присяги», когда говорил о том, как пленные солдаты приносят клятву своим похитителям.

«Таким образом, террор, поднятый генералами, жестокость и наказания, новое обязательство присяги устранили на данный момент все надежды на капитуляцию, изменили сознание солдат и свели дело к прежнему состоянию войны». [13]

Римский натуралист Плиний Старший использовал термин «религия» для описания предполагаемого почитания слонами солнца и луны.

«Слон самый крупный из всех и по интеллекту приближается к человеку. Он понимает язык своей страны, подчиняется командам и помнит все обязанности, которым его научили. Он одинаково чувствителен к удовольствиям. любви и славы и, в редкой даже для людей степени, обладает понятиями о честности, благоразумии и справедливости, он также испытывает религиозное уважение к звездам и почитает солнце и луну». [14]

Св. Августин , следуя интерпретации, данной Лактанцием в Divinae Institutions , IV, 28, получил religio от re (снова) и ligare связывать, соединять, вероятно, от префикса. [7] [15]

Средневековое употребление чередуется с порядком при обозначении связанных общин, подобных монашеским орденам : «мы слышим о «религии» Золотого руна , о рыцаре «религии Ависа »». [11]

Значение в римской религии

[ редактировать ]

В системе того, что сейчас называется « римской религией » (в современном смысле этого слова), термин religio первоначально означал обязанность перед богами, нечто ожидаемое ими от людей или предмет особой заботы или беспокойства, связанный с боги, [16] «благоговение перед Богом или богами, тщательное размышление о божественных вещах, благочестие ». [17]

В этом смысле слово religio лучше перевести как «религиозная щепетильность», чем как английское слово «религия». [18] Одно из определений религии , предложенное Цицероном, этоcultus deorum , «надлежащее выполнение обрядов почитания богов». [19]

Религия у римлян основывалась не на « вере », а на знаниях, в том числе и особенно правильной практике . [20] Religio (множественные религии ) была благочестивой практикой традиционных культов Рима и краеугольным камнем mos maiorum . [21] традиционные социальные нормы, которые регулировали общественную, частную и военную жизнь. Для римлян их успех был, очевидно, обусловлен их практикой правильной, уважительной религии , которая давала богам то, что им причиталось, и которая была вознаграждена социальной гармонией, миром и процветанием.

Религиозный закон поддерживал соблюдение божественных почестей, жертвоприношений и ритуалов. Нечистое жертвоприношение и неправильный ритуал назывались vitia (недостатки, отсюда «порок», производное от английского языка); чрезмерная преданность, боязливое унижение божеств, а также неправильное использование или поиск божественного знания были суеверием ; игнорирование религий, связанных с традиционными богами, было атеизмом , обвинением, выдвинутым во времена Империи евреям, [22] Христиане и эпикурейцы. [23] Любое из этих моральных отклонений могло вызвать божественный гнев ( ira deorum ) и, следовательно, нанести вред государству. [24] См. Религия в Древнем Риме .

Religiosus — это что-то, принадлежащее богам или отмеченное ими как принадлежащее им, в отличие от sacer , который был чем-то или кем-то, данным им людьми. Следовательно, кладбище в первую очередь определялось не как sacer, а как locus religiosus , потому что те, кто лежал в его границах, считались принадлежащими ди Манесу . [25] Места, в которые ударила молния, были табу [26] потому что они были отмечены как религиозные самим Юпитером . [27]

  1. ^ CIL VII.45 = 4920 шекелей .
  2. Средневековое употребление чередуется с порядком при обозначении связанных общин, таких как монашеские ордена : «мы слышим о «религии» Золотого руна , о рыцаре « религии Ависа »». Йохан Хейзинга , Угасание Средневековья (1919) 1924:75.
  3. ^ «Религия» . Инструмент для изучения латинских слов . Университет Тафтса.
  4. ^ Jump up to: а б с Морреалл, Джон; Сонн, Тамара (2013). «Миф 1: Во всех обществах есть религии». 50 великих мифов о религиях . Уайли-Блэквелл. стр. 12–17. ISBN  978-0-470-67350-8 .
  5. ^ Jump up to: а б с Бартон, Карлин; Боярин, Даниил (2016). «1. «Религия» без «Религии» ». Представьте, что нет религии: как современные абстракции скрывают древнюю реальность . Издательство Фордхэмского университета. стр. 15–38. ISBN  978-0-8232-7120-7 .
  6. ^ Грант, Майкл (3 апреля 2023 г.). «Римская религия» . Британская энциклопедия . Проверено 12 мая 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б В книге «Языческий Христос: возвращение утраченного света». Торонто. Томас Аллен, 2004. ISBN   0-88762-145-7
  8. ^ В силе мифа , с Биллом Мойерсом, изд. Бетти Сью Флауэрс, Нью-Йорк, Anchor Books, 1991. ISBN   0-385-41886-8
  9. ^ Харрисон, Питер (2015). Территории науки и религии . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-18448-7 .
  10. ^ Робертс, Джон (2011). «10. Наука и религия». В Шанке, Майкл; Числа, Рональд; Харрисон, Питер (ред.). Борьба с природой: от предзнаменований к науке . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 254. ИСБН  978-0-226-31783-0 .
  11. ^ Jump up to: а б Хейзинга, Йохан (1924). Упадок Средневековья . Книги о пингвинах. п. 86.
  12. ^ Цицерон, De natura deorum II, 28.
  13. ^ Цезарь, Юлий (2007). «Гражданские войны - Книга 1». Произведения Юлия Цезаря: параллельный английский и латынь . Перевод Макдевитта, Вашингтон; Бон, WS Забытые книги. стр. 377–378. ISBN  978-1-60506-355-3 .
  14. ^ Плиний Старший. «Слоны: их возможности» . Естественная история, книга VIII . Университет Тафтса.
  15. ^ В силе мифа , с Биллом Мойерсом, изд. Бетти Сью Флауэрс, Нью-Йорк, Anchor Books, 1991. ISBN   0-385-41886-8
  16. ^ Ежи Линдерский , «Авгурационный закон», Взлет и падение римского мира II.16 (1986), с. 2180, и в том же томе Г. Дж. Семлер, «Священство и священническая карьера в Древнем Риме», с. 2322.
  17. ^ Макс Мюллер , Естественная религия , стр.33, 1889. Льюис и Шорт, Латинский словарь ; Макс Мюллер . Введение в науку о религии . п. 28.
  18. ^ Клиффорд Андо , Дело богов: религия и Римская империя (Калифорнийский университет Press, 2008), стр. 126.
  19. ^ Цицерон, De natura deorum 2.8
  20. ^ Андо, Дело богов , с. 13.
  21. ^ Николь Белайче, в Рюпке, Йорг (редактор), Спутник римской религии , Wiley-Blackwell, 2007, стр. 279: «Забота о богах, само значение религии, должна была [поэтому] пройти через всю жизнь, и таким образом можно понять, почему Цицерон писал, что религия «необходима». Религиозное поведение – pietas на латыни, eusebeia на греческом – принадлежало к действию, а не к созерцанию. Следовательно, религиозные действия происходили везде, где находились верующие: в домах, поселках, ассоциациях, городах, военных лагерях, кладбищах, в деревне, на лодках».
  22. ^ Джек Н. Лайтстоун, «Иудаизм римской диаспоры», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 360, 368.
  23. ^ Аделаида Д. Симпсон, «Эпикурейцы, христиане, атеисты во втором веке», Труды и труды Американской филологической ассоциации 72 (1941) 372–381.
  24. ^ Мэри Берд и др ., Грамотность в римском мире , Анн-Арбор, Мичиган: Журнал римской археологии, 1991, Vol. 1, 217.
  25. ^ Ф. Де Вишер «Религиозное место» Atti del Congresso internazionale di Diritto Romano , 3, 1951 г.
  26. ^ Уорд Фаулер считает возможным происхождение слова sacer в табу, применяемом к святым или проклятым вещам или местам, без прямой ссылки на божеств и их собственность. У. Уорд Фаулер «Первоначальное значение слова Sacer» Журнал римских исследований , I, 1911, стр.57-63.
  27. ^ Варрон. считалось место LL V, 150. См. также Festus, 253 L: «Когда-то религиозным » , которое выглядело так, как будто было посвящено ему богом :
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5eb39cfea1bb4dd16ffba9b4efaf50d5__1715019900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/d5/5eb39cfea1bb4dd16ffba9b4efaf50d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religio - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)