Религия


Латинский . термин religio , источник современной лексемы «религия» (через старофранцузский / среднелатинский язык) [2] ), имеет совершенно неясную этимологию. Это записано начиная с I века до нашей эры, то есть на классической латыни в конце Римской республики , особенно Цицероном , в смысле «скрупулезного или строгого соблюдения традиционного культа » . В классической античности это означало добросовестность, чувство права, морального долга или долга по отношению к чему-либо. [3] и использовался в основном в светском или обыденном контексте. [4] [5] В религиозном контексте это также означало чувство « трепета и тревоги », вызванное богами и духами, которые помогали римлянам «жить успешно». [6]
Этимология
[ редактировать ]Классическая этимология слова, восходящая к Цицерону , происходит от relegere : re (снова) + lego (читать), где lego означает «перебирать», «выбирать» или «тщательно обдумывать». [ нужна ссылка ] Современные ученые, такие как Том Харпур и Джозеф Кэмпбелл, утверждают, что religio происходит от religare : re (снова) + ligare (связывать или соединять), что было выделено Августином Гиппопотамом после интерпретации Лактанция в Divinae Institutions , IV, 28. [7] [8]
Новые исследования показывают, что в древнем и средневековом мире этимологический латинский корень religio понимался как индивидуальная добродетель поклонения в обыденном контексте; никогда как доктрина, практика или реальный источник знаний. [9] [10] В целом, религия относилась к широким социальным обязательствам по отношению ко всему, включая семью, соседей, правителей и даже к Богу. [4] Religio чаще всего употреблялась древними римлянами не в контексте отношения к богам, а как ряд общих эмоций, таких как колебание, осторожность, тревога, страх; чувство связанности, ограниченности, подавленности; которое возникло из-за повышенного внимания в любом обыденном контексте. [5] Этот термин также был тесно связан с другими терминами, такими как scrupulus связывали термин «суеверие» , который означал слишком много страха, беспокойства или стыда, с религией . , что означало «очень точно», а некоторые римские авторы иногда [5] Когда religio вошло в английский язык примерно в 1200-х годах как религия, оно приобрело значение «жизнь, связанная монашескими обетами» или монашескими орденами. [4] [11]
Примеры использования
[ редактировать ]Цицерон связал lego read, т.е. повторно (снова) с lego в смысле выбирать, перебирать еще раз или внимательно рассматривать. Определение религии , данное Цицероном , — этоcultum deorum , «надлежащее выполнение обрядов почитания богов». [12]
Юлий Цезарь использовал слово religio в значении «обязательство присяги», когда говорил о том, как пленные солдаты приносят клятву своим похитителям.
«Таким образом, террор, поднятый генералами, жестокость и наказания, новое обязательство присяги устранили на данный момент все надежды на капитуляцию, изменили сознание солдат и свели дело к прежнему состоянию войны». [13]
Римский натуралист Плиний Старший использовал термин «религия» для описания предполагаемого почитания слонами солнца и луны.
«Слон самый крупный из всех и по интеллекту приближается к человеку. Он понимает язык своей страны, подчиняется командам и помнит все обязанности, которым его научили. Он одинаково чувствителен к удовольствиям. любви и славы и, в редкой даже для людей степени, обладает понятиями о честности, благоразумии и справедливости, он также испытывает религиозное уважение к звездам и почитает солнце и луну». [14]
Св. Августин , следуя интерпретации, данной Лактанцием в Divinae Institutions , IV, 28, получил religio от re (снова) и ligare связывать, соединять, вероятно, от префикса. [7] [15]
Средневековое употребление чередуется с порядком при обозначении связанных общин, подобных монашеским орденам : «мы слышим о «религии» Золотого руна , о рыцаре «религии Ависа »». [11]
Значение в римской религии
[ редактировать ]В системе того, что сейчас называется « римской религией » (в современном смысле этого слова), термин religio первоначально означал обязанность перед богами, нечто ожидаемое ими от людей или предмет особой заботы или беспокойства, связанный с боги, [16] «благоговение перед Богом или богами, тщательное размышление о божественных вещах, благочестие ». [17]
В этом смысле слово religio лучше перевести как «религиозная щепетильность», чем как английское слово «религия». [18] Одно из определений религии , предложенное Цицероном, — этоcultus deorum , «надлежащее выполнение обрядов почитания богов». [19]
Религия у римлян основывалась не на « вере », а на знаниях, в том числе и особенно правильной практике . [20] Religio (множественные религии ) была благочестивой практикой традиционных культов Рима и краеугольным камнем mos maiorum . [21] традиционные социальные нормы, которые регулировали общественную, частную и военную жизнь. Для римлян их успех был, очевидно, обусловлен их практикой правильной, уважительной религии , которая давала богам то, что им причиталось, и которая была вознаграждена социальной гармонией, миром и процветанием.
Религиозный закон поддерживал соблюдение божественных почестей, жертвоприношений и ритуалов. Нечистое жертвоприношение и неправильный ритуал назывались vitia (недостатки, отсюда «порок», производное от английского языка); чрезмерная преданность, боязливое унижение божеств, а также неправильное использование или поиск божественного знания были суеверием ; игнорирование религий, связанных с традиционными богами, было атеизмом , обвинением, выдвинутым во времена Империи евреям, [22] Христиане и эпикурейцы. [23] Любое из этих моральных отклонений могло вызвать божественный гнев ( ira deorum ) и, следовательно, нанести вред государству. [24] См. Религия в Древнем Риме .
Religiosus — это что-то, принадлежащее богам или отмеченное ими как принадлежащее им, в отличие от sacer , который был чем-то или кем-то, данным им людьми. Следовательно, кладбище в первую очередь определялось не как sacer, а как locus religiosus , потому что те, кто лежал в его границах, считались принадлежащими ди Манесу . [25] Места, в которые ударила молния, были табу [26] потому что они были отмечены как религиозные самим Юпитером . [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ CIL VII.45 = 4920 шекелей .
- ↑ Средневековое употребление чередуется с порядком при обозначении связанных общин, таких как монашеские ордена : «мы слышим о «религии» Золотого руна , о рыцаре « религии Ависа »». Йохан Хейзинга , Угасание Средневековья (1919) 1924:75.
- ^ «Религия» . Инструмент для изучения латинских слов . Университет Тафтса.
- ^ Jump up to: а б с Морреалл, Джон; Сонн, Тамара (2013). «Миф 1: Во всех обществах есть религии». 50 великих мифов о религиях . Уайли-Блэквелл. стр. 12–17. ISBN 978-0-470-67350-8 .
- ^ Jump up to: а б с Бартон, Карлин; Боярин, Даниил (2016). «1. «Религия» без «Религии» ». Представьте, что нет религии: как современные абстракции скрывают древнюю реальность . Издательство Фордхэмского университета. стр. 15–38. ISBN 978-0-8232-7120-7 .
- ^ Грант, Майкл (3 апреля 2023 г.). «Римская религия» . Британская энциклопедия . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б В книге «Языческий Христос: возвращение утраченного света». Торонто. Томас Аллен, 2004. ISBN 0-88762-145-7
- ^ В силе мифа , с Биллом Мойерсом, изд. Бетти Сью Флауэрс, Нью-Йорк, Anchor Books, 1991. ISBN 0-385-41886-8
- ^ Харрисон, Питер (2015). Территории науки и религии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-18448-7 .
- ^ Робертс, Джон (2011). «10. Наука и религия». В Шанке, Майкл; Числа, Рональд; Харрисон, Питер (ред.). Борьба с природой: от предзнаменований к науке . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 254. ИСБН 978-0-226-31783-0 .
- ^ Jump up to: а б Хейзинга, Йохан (1924). Упадок Средневековья . Книги о пингвинах. п. 86.
- ^ Цицерон, De natura deorum II, 28.
- ^ Цезарь, Юлий (2007). «Гражданские войны - Книга 1». Произведения Юлия Цезаря: параллельный английский и латынь . Перевод Макдевитта, Вашингтон; Бон, WS Забытые книги. стр. 377–378. ISBN 978-1-60506-355-3 .
- ^ Плиний Старший. «Слоны: их возможности» . Естественная история, книга VIII . Университет Тафтса.
- ^ В силе мифа , с Биллом Мойерсом, изд. Бетти Сью Флауэрс, Нью-Йорк, Anchor Books, 1991. ISBN 0-385-41886-8
- ^ Ежи Линдерский , «Авгурационный закон», Взлет и падение римского мира II.16 (1986), с. 2180, и в том же томе Г. Дж. Семлер, «Священство и священническая карьера в Древнем Риме», с. 2322.
- ^ Макс Мюллер , Естественная религия , стр.33, 1889. Льюис и Шорт, Латинский словарь ; Макс Мюллер . Введение в науку о религии . п. 28.
- ^ Клиффорд Андо , Дело богов: религия и Римская империя (Калифорнийский университет Press, 2008), стр. 126.
- ^ Цицерон, De natura deorum 2.8
- ^ Андо, Дело богов , с. 13.
- ^ Николь Белайче, в Рюпке, Йорг (редактор), Спутник римской религии , Wiley-Blackwell, 2007, стр. 279: «Забота о богах, само значение религии, должна была [поэтому] пройти через всю жизнь, и таким образом можно понять, почему Цицерон писал, что религия «необходима». Религиозное поведение – pietas на латыни, eusebeia на греческом – принадлежало к действию, а не к созерцанию. Следовательно, религиозные действия происходили везде, где находились верующие: в домах, поселках, ассоциациях, городах, военных лагерях, кладбищах, в деревне, на лодках».
- ^ Джек Н. Лайтстоун, «Иудаизм римской диаспоры», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 360, 368.
- ^ Аделаида Д. Симпсон, «Эпикурейцы, христиане, атеисты во втором веке», Труды и труды Американской филологической ассоциации 72 (1941) 372–381.
- ^ Мэри Берд и др ., Грамотность в римском мире , Анн-Арбор, Мичиган: Журнал римской археологии, 1991, Vol. 1, 217.
- ^ Ф. Де Вишер «Религиозное место» Atti del Congresso internazionale di Diritto Romano , 3, 1951 г.
- ^ Уорд Фаулер считает возможным происхождение слова sacer в табу, применяемом к святым или проклятым вещам или местам, без прямой ссылки на божеств и их собственность. У. Уорд Фаулер «Первоначальное значение слова Sacer» Журнал римских исследований , I, 1911, стр.57-63.
- ^ Варрон. считалось место LL V, 150. См. также Festus, 253 L: «Когда-то религиозным » , которое выглядело так, как будто было посвящено ему богом :