Вольфссеген
В баварском фольклоре раннего Нового времени Вольфссеген апотропным ( [vɔlfs.ˈzeːɡn̩] ; также Вольфсеген, Вольф-Сеген ) был заклинанием против волков; и наоборот, Вольфбанн ( Вольф-Банн ) был злонамеренным заклинанием, вызывающим нападение волка.
Wolfssegen — это лишь один конкретный пример различных видов Segen («благословение; очарование, заклинание») в фольклоре немецкоязычной Европы. [1]
Хотя ранние образцы Вольфсегена сохранились с позднего средневековья , [2] Пик использования этих оберегов, кажется, пришелся на 17 век, когда их предлагали профессиональные «заклинатели волков» ( Вольфссегнер или Вольфбаннер ). Это соответствует холодному периоду, известному как Малый ледниковый период , для которого имеется достаточно исторических свидетельств существования популяций волков на большей части Баварских Альп . Не существует сохранившегося текста о Вольфбанне , злобной противоположности Вольфсегена ; однако есть текст заклинания, обращающего Вольфбанн , записанный в 1635 году (по сути, это снова Вольфсеген , но против конкретного волка, ранее вызванного Вольфбанном ) [3]
Вольфссегнеры , были в основном обездоленными пожилыми людьми , , или, в более общем смысле, Сегнеры которые зарабатывали на жизнь продажей чар и заклинаний. В XVI веке их в основном терпели, но с 1590-х годов их начали преследовать как ведьм . В начале 1600-х годов несколько Вольфссегнеров были осуждены и казнены как оборотни . Судя по всему, вольфссегнеры часто использовали мошеннические уловки, чтобы убедить крестьян в своей магической силе. [4]
Эти судебные процессы продолжались до 1650-х годов (хотя и без обвинений в оборотнях). Типичным примером является суд над неким Томасом Хейзером, 84 года. Согласно протоколу, Хейзер подвергся первой стадии пыток, прежде чем признался, что знает, как выполнять « Вольф-Зеген» , которому он научился у друга примерно пятьдесят лет назад. в Инсбруке и зарабатывал на жизнь, выполняя эту работу для крестьянства. Он утверждал, что может призывать волков напасть на конкретную голову крупного рогатого скота и делал это десять раз за 40 лет. Он признался, что ему пришлось пообещать свою душу дьяволу, чтобы научиться чарам. [5]
В Вене также был известен обычай, согласно которому текст Liber поколения Jesu Christi ( Мф. 1 , т. е. начало Евангелия) назывался Wolfssegen и пел особым образом после мессы в рождественскую ночь . Это должно было отметить запрет волкам петь Евангелие в прежние века, еще до того, как город был укреплен. [6]
В популярной культуре
[ редактировать ]В романе «Империя дикой природы» (2019; Penguin Random House Canada) Шери Дималин фигурирует Вольфссегнер . [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ Schweizerisches Idiotikon 7,444 "Sëgeⁿ" не содержит записей Wolfssegen , но среди многих других есть Vëchsëgen («оберег скота»).
- ^ например Cgm 796 фол. 1в (15 век); ГНМ 3227а л. 95в (конец 14 века).
- ^ Св. Л.А. Сонд.-Арх. Маркт Аусзее, Шуб. 193, 1635.Из признания (без пыток) некоего Блазиуса Пюрхингера из Байриш-Вайдхофена от 14 февраля 1635 года.К призванному волку обращаются по имени Гориди .
- ^ Эльмар М. Лори, Стереотип оборотня как нестабильный вариант суда над ведьмами ( 3.1 «Пастухи и благословения» ), Nassauische Annalen 112, 2001, 135–176.
- ^ Steiermärkisches Landesarchiv (EA 1657-XI-23), цитируется по hexenprojekte.at .
- ^ Александр Тилле , История немецкого Рождества (1893), глава 6 .
- ^ "к" . Случайный дом пингвинов в Канаде . Проверено 19 декабря 2020 г.
- Источники
- Вольфганг Франц фон Кобель , «История охоты на хищную дичь» в Бишоффе (ред.) Научные лекции, прочитанные в Мюнхене зимой 1858 г. , 1858 г., 204f.
- Фриц Билофф, Зигфрид Крамер (ред.), Фольклор из уголовных процессов в австрийских альпийских странах с особым вниманием к процессам над колдовством и ведьмами с 1455 по 1850 год , пункты 31 , 32 (1929).
- Иоганн Андреас Шмеллер , Баварский словарь св. « Вольф » (1837).
- «Волчье благословение» у Мейера (ред.), Краткий словарь немецких суеверий: Весы — Кипарис, Приложения , 1974, 800f.