Апотропная магия
Часть серии о |
Магия |
---|
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Апотропаическая магия (от греческого αποτρέπω , apotrépō «отражать») или защитная магия — это тип магии, предназначенный для отражения вреда или злых влияний, например, для отражения несчастья или предотвращения сглаза . Апотропные обряды также могут практиковаться из-за суеверий или традиций, как, например, в талисманах на удачу (возможно, какой-то знак на браслете-подвеске ), амулетах или жестах, таких как скрещенные пальцы или постукивание по дереву . На протяжении всей истории для защиты использовалось множество различных предметов и оберегов.
Символы и объекты
[ редактировать ]Древний Египет
[ редактировать ]Апотропные магические ритуалы практиковались на территории древнего Ближнего Востока и Древнего Египта . Грозные божества вызывались посредством ритуалов, чтобы защитить людей и отогнать злых духов. В Древнем Египте эти бытовые ритуалы (проводившиеся дома, а не в государственных храмах ) воплощались в божестве, олицетворяющем саму магию, Геке . [1] Двумя богами, наиболее часто вызываемыми в этих ритуалах, были гиппопотама в форме плодородия богиня Таверет и божество-льв Бес (которое произошло от раннего апотропного карликового бога Аха , буквально «боец»). [2]
В этих ритуалах часто использовались предметы, облегчающие общение с богами. Один из наиболее часто встречающихся магических предметов, апотропный жезл из слоновой кости ( родовой бивень ), получил широкую популярность в Поднебесной (ок. 1550 – 1069 гг. до н.э.). [3] Эти жезлы использовались для защиты будущих матерей и детей от злых сил и украшались процессиями апотропных солнечных божеств .
защитные амулеты с изображениями богов и богинь, таких как Таверет Точно так же обычно носили . Вода стала часто использоваться и в ритуалах, когда сосуды для возлияния в форме Таверета использовались для обливания человека целебной водой. В гораздо более поздние периоды (когда Египет попал под власть греческих Птолемеев ) стелы с изображением бога Гора в подобных ритуалах использовались ; воду поливали на стелу и после ритуального обретения целительной силы собирали в таз, чтобы его мог пить больной. [ нужна ссылка ]
Древняя Греция
[ редактировать ]У древних греков были различные защитные символы и предметы с разными названиями, такие как апотропайя, пробаскания, периаммата, периапта и профилактика . [4] [5] Греки приносили подношения « отвращающим богам » ( ἀποτρόπαιοι θεοί , apotropaioi theoi ), хтоническим божествам и героям , дарующим безопасность и отражающим зло. [6] а для защиты младенцев они носили на них амулеты с апотропной силой и отдавали ребенка на попечение куротрофных (воспитывающих детей) божеств. [7] Греки размещали в своих домах талисманы и носили амулеты, защищающие от сглаза . [8] Писистрат повесил фигурку кузнечика перед афинским Акрополем для защиты. [9]
Еще одним способом защиты от чар, использовавшимся древними греками, было сплевывание в складки одежды. [9]
У древних греков также существовал старинный обычай одевать мальчиков в девочек, чтобы отвести сглаз. [10]
Кресты
[ редактировать ]В Ирландии принято в День святой Бригитты плести из тростника крест Бригитты , который вешают над дверями и окнами, чтобы защитить дом от огня, молнии, болезней и злых духов. [11] существовал обычай В южной Ирландии раньше на Самайне плести крест из палочек и соломы, называемый «паршелл» или «паршалл», который закрепляли над дверным проемом, чтобы отогнать неудачу, болезнь и колдовство . [12]
Глаза
[ редактировать ]Глаза часто красили, чтобы отвести сглаз . Увеличенный апотропный глаз или пара глаз были нарисованы на греческих сосудах для питья, называемых киликами ( наглазники ), с VI века до нашей эры до конца классического периода . Увеличенные глаза, возможно, предназначались для предотвращения попадания злых духов в рот во время питья. [13] [14] Рыбацкие лодки в некоторых частях Средиземноморья до сих пор имеют на носу стилизованные глаза. Несуществующая турецкая бюджетная авиакомпания Fly Air приняла символ nazar boncuğu ( nazar bonjuk ) на вертикальном стабилизаторе (киле) своих самолетов. [ нужна ссылка ] Апотропное идишское выражение קיין עין הרע , kain ein horeh , «не сглазить» (на современном иврите , בלי עין הרע , bli ein ha'ra ), в некоторой степени эквивалентно выражению « no k on wood ». [15]
Лица
[ редактировать ]Среди древних греков наиболее широко используемым изображением, предназначенным для предотвращения зла, было изображение Горгоны , голову которой теперь можно назвать Горгонейоном , с дикими глазами, клыками и высунутым языком. Полная фигура Горгоны занимает вершину старейшего сохранившегося греческого храма, где ее окружают две львицы. Голова Горгоны была закреплена на эгиде и щите Афины . [16]
Люди верили, что дверные проемы и окна зданий особенно уязвимы для проникновения или прохода зла . В Древней Греции гротескные, похожие на сатиров бородатые лица, иногда с остроконечной шапкой рабочего, вырезали над дверцами печей и обжигов, чтобы защитить работу от огня и несчастных случаев. [17] Позже на церквях и замках или были вырезаны горгульи другие гротескные лица и фигуры, такие как шила-на-гис и работяги-панки, чтобы отпугнуть ведьм и других вредоносных влияний. [18] Фигуры также могли быть вырезаны на каминах или дымоходах; в некоторых случаях для них использовалась простая геометрическая или буквенная резьба. Когда для поддержки отверстия дымохода использовался деревянный столб, это часто был более простой материал для любительской резьбы. Чтобы препятствовать колдовству, рябины . для столба или каминной полки можно было выбрать древесину [19]
Точно так же гротескные лица, вырезанные на тыквенных фонарях (и их более ранних аналогах, сделанных из репы , брюквы или свеклы ) на Хэллоуин , предназначены для предотвращения зла: в этом сезоне был Самайн , кельтский новый год. Считалось, что это «время между временами», когда души умерших и другие опасные духи ходили по земле. У многих европейских народов были подобные ассоциации с периодом после сбора урожая осенью (например, в кельтском календаре ). [ нужна ссылка ]
Фаллосы
[ редактировать ]В Древней Греции считалось, фаллои что обладают апотропными свойствами. Часто над дверными проемами размещали каменные рельефы , а трехмерные версии возводились по всему греческому миру. Наиболее примечательными из них были городские памятники, найденные на острове Делос . Фаллос также был апотропным символом древних римлян. Они известны как фасцинум . [ нужна ссылка ]
Подобное использование фаллических изображений для защиты от сглаза остается популярным в современном Бутане . Оно связано с 500-летней буддийской традицией Друкпа Кюнле . [20]
Светоотражающие предметы
[ редактировать ]Считалось, что зеркала и другие блестящие отражающие предметы отводят сглаз. Традиционные английские «Plough Jags» (исполнители регионального варианта пьесы ряженых ) иногда украшали свои костюмы (особенно шляпы) блестящими предметами, вплоть до заимствования серебряной тарелки для этой цели . «Ведьмины шары» — это блестящие украшения из дутого стекла , такие как рождественские безделушки , которые вешали на окна. Точно так же китайское зеркало Багуа обычно устанавливается для отражения негативной энергии и защиты подъездов домов. [ нужна ссылка ]
Пример использования блестящих апотропных предметов в иудаизме можно найти в так называемых «Halsgezeige» или текстильных шейных повязках, используемых в родильных обычаях франко-германского пограничного региона. На шейную ленту или центральный амулет пришивали блестящие монеты или разноцветные камни, чтобы отвести сглаз . Эти шейные повязки носили роженицы и мальчики во время церемонии Брит Мила . Этот обычай сохранялся до начала 20 века. [21]
Подковы
[ редактировать ]В западной культуре подкову Подковы часто прибивали над дверными проемами или рядом с ними (см. « Окэма» ). Модельные подковы (из картона или пластика) дарят в качестве знаков удачи, особенно на свадьбах , а маленькие бумажные подковы украшают конфетти . [ нужна ссылка ]
Предметы, зарытые в стены
[ редактировать ]В Европе раннего Нового времени в стенах домов закапывали определенные предметы, чтобы защитить дом от колдовства . В их число входили специально приготовленные колдовские бутылки , черепа лошадей и тела высушенных кошек . [22] а также обувь (см. потайную обувь ). [23]
Маркировка на зданиях
[ редактировать ]Апотропные знаки, также называемые в Европе «знаками ведьм» или «знаками против ведьм», представляют собой символы или узоры, нацарапанные на стенах, балках и порогах зданий, чтобы защитить их от колдовства или злых духов. У них много форм; в Британии они часто представляют собой цветочные узоры из перекрывающихся кругов . [24] такие как шестилистники . Следы конусных ожогов на порогах зданий раннего Нового времени также считаются апотропными следами.
Другие типы знаков включают переплетенные буквы V и M или двойную V (для защитницы Девы Марии , она же Virgo Virginum ) и перекрещивающиеся линии, чтобы сбить с толку любых духов, которые могут попытаться следовать за ними. [25]
В десятинном амбаре в Брэдфорде-на-Эйвоне цветочный узор из перекрывающихся кругов . на камне стены высечен [24] Подобные следы перекрывающихся кругов были найдены на подоконнике, датируемом примерно 1616 годом, в поместье Оулпен в Глостершире, а также следы конических ожогов на косяках средневековой дверной коробки.
Эти знаки чаще всего встречаются возле мест, куда, как считалось, могли проникнуть ведьмы, будь то двери, окна или дымоходы. [24] Например, во время работ в Ноле , недалеко от Севеноукса в Кенте, в 1609 году дубовые балки под полами, особенно возле каминов, были обожжены и на них были вырезаны нацарапанные ведьминские знаки, чтобы ведьмы и демоны не спускались по дымоходу. [26] [27]
Следы были обнаружены в таких зданиях, как Дом Ноул , место рождения Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне , Лондонский Тауэр , [28] и множество церквей. [24] Коллекция из более чем 100 знаков, ранее считавшихся граффити, была обнаружена в 2019 году на стенах сети пещер в Кресвелл-Крэгс в Ноттингемшире. [29]
ловцы снов
[ редактировать ]В некоторых индейских культурах ловец снов, сделанный из пряжи, напоминающей паутину, помещают над кроватью или спальным местом, чтобы защитить спящих детей от кошмаров. [ нужна ссылка ]
Другие
[ редактировать ]Считалось, что предметы и символы, такие как кресты, распятия , серебряные пули , дикие розы и чеснок , отгоняют или уничтожают вампиров .
Писистрат повесил фигурку кузнечика перед Афинским Акрополем в качестве апотропной магии. [9]
В римском искусстве считалось, что зависть приносит неудачу тому, кому завидуют. Чтобы избежать зависти, римляне стремились вызвать смех у своих гостей, используя юмористические образы. Такие изображения, как большие фаллосы (см. fascinus ), уродства, такие как горбуны или пигмеи , и другие неримские сюжеты были обычным явлением. Римляне считали уродство комичным и считали, что такие изображения можно использовать, чтобы отвести сглаз. [30]
В Европе апотропные носовые фигуры, вырезанные на носу парусных кораблей, считаются заменой жертвоприношения раба в эпоху вторжений саксонских и викингских моряков, чтобы избежать неудач в путешествии. Углубление Темзы под Лондонским мостом привело к обнаружению большого количества погнутых и сломанных ножей, кинжалов, мечей и монет, относящихся к современному периоду и относящихся к кельтским временам. Судя по всему, этот обычай был призван избежать неудач, особенно во время путешествия. Точно так же захоронение старого ботинка или туфли у перемычки задней двери дома, по-видимому, имело аналогичную цель. [ нужна ссылка ]
В Ирландии и Великобритании традиционно считается , что сороки приносят неудачу. Многие люди повторяли различные стишки или приветствия, чтобы их успокоить. [а]
Апотропные знаки, такие как инициалы Девы Марии, нацарапали возле проемов зданий в Англии, чтобы отогнать ведьм. [24]
Ритуалы и действия
[ редактировать ]Подвески
[ редактировать ]Жесты рук
[ редактировать ]Плевать на одежду
[ редактировать ]Древние греки и римляне плевали в складки одежды, чтобы защититься от чар. [9]
Одеваем мальчиков в девочек
[ редактировать ]У древних греков также был старинный обычай одевать мальчиков в девочек, чтобы отвести сглаз. Говорят, что в юности Ахиллес был одет девушкой при дворе Ликомеда, царя Скироса, чтобы отвести сглаз. [31]
Огненные ритуалы
[ редактировать ]Огонь использовался в защитных ритуалах во многих частях Европы вплоть до начала современной эпохи. Огонь нужды или огонь силы представлял собой особый огонь, разжигаемый для защиты от чумы и ящура (инфекционных заболеваний, поражающих домашний скот) в некоторых частях Западной, Северной и Восточной Европы. Его удалось разжечь только трением между дровами, группой определенных людей, после того как все остальные пожары в округе были потушены. Скот гоняли вокруг костра или по его углям, а все остальные костры разжигали от него. [32] В двух раннесредневековых ирландских текстах говорится, что друиды перегоняли скот между двумя кострами «с великими заклинаниями», чтобы защитить его от болезней. Почти 1000 лет спустя, в 19 веке, обычай перегона скота между двумя кострами все еще практиковался на большей части территории Ирландии и в некоторых частях Шотландии. [33]
Также в Ирландии и Шотландии костры зажигались во время фестивалей Белтейн и Самайн , а отчеты 18–19 веков предполагают, что огонь, дым и пепел считались обладающими защитной силой. В некоторых районах факелы из горящей ели или дерна от костра разносили по солнцу вокруг домов и полей, чтобы защитить их. [34] В Центральной и Северной Европе считалось, что костры, зажигаемые в Вальпургиеву ночь и в Иванов день, отгоняют зло.
Магический круг
[ редактировать ]Магический круг — это круг пространства, отмеченный практикующими некоторые ветви ритуальной магии , который, как они обычно полагают, будет содержать энергию и формировать священное пространство, или обеспечит им форму магической защиты, или и то, и другое. Его можно пометить физически, нарисовать на таком материале, как соль, мука или мел, или просто визуализировать.
Апотропные имена
[ редактировать ]Апотропные имена евреям-ашкенази часто давались не при рождении, а во время тяжелой болезни. В случае, если семья уже потеряла ребенка, родители могут назвать следующего ребенка Альтер и Альте (оба означают «старый» на идише). [35] в попытке сбить с толку Ангела Смерти. [36] Другой пример - Некрас ( Некрас , по-русски «некрасивый»), который давали в надежде, что ребенок будет красивым. [37]
Среди сербских имен много апотропных имен ( zaštitna imena , «защитные имена»), таких как Вук («волк») (и его многочисленные производные) и Станиша. [38] ("камень").
Исторические китайские имена иногда имели апотропное значение, например, в случае Хо Цюбина (霍去病, «Цюбин», что означает «прочь болезнь») или Синь Цицзи (辛 棄疾, «Цицзи», что означает «отказ от болезни») . Некоторые традиционные тайваньские имена относятся к домашним животным, таким как «буйвол» (水牛) и «собака» (狗, 犬), или к скромным элементам ландшафта, таким как «почва» и «вода» (土, 水). Они выражали удовлетворенность мирной и скромной жизнью. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Анасырма
- Адзуса Юми
- Экзорцизм
- Глазное пятно (мимикрия)
- Юми вредитель
- Хамса
- кукла
- Джек-о-фонарь
- Мезуза
- Ноа-имя - слово, используемое вместо табу или опасного слова.
- Офуда
- Расписные камешки
- Пазузу
- Пейхайнен
- Синга (мифология)
- Скандола
- Симпатическая магия
- След ожога конуса
Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт Ритнер (1988). Механика древнеегипетской магической практики. Чикаго: Восточный институт Чикаго, 14–28.
- ^ Джеймс Ф. Романо (1978), Происхождение Ага (также называемого Бес). Нью-Йорк: Ассоциация искусств колледжей, 1978.
- ^ Хартвиг Атленмюллер (1965). Апотопея и Боги Среднего Египта. Мюнхен: Университет Людвига-Максимилиана.
- ^ Лесли А. Бомонт (2013). Детство в древних Афинах: иконография и социальная история . Рутледж. п. 62. ИСБН 978-0415248747 .
- ^ Луиза А. Госбелл (2018). Бедные, калеки, слепые и хромые: физическая и сенсорная инвалидность в Евангелиях Нового Завета . Мор Зибек. стр. 105–107. ISBN 978-3161551321 .
- ^ Гиллеланд, Майкл, изд. (26 июня 2008 г.). «Отвратители зла» . Переведено Джонсом, WHS. Архивировано с оригинала 15 июня 2013 года . Проверено 3 июля 2010 г.
Гиппократ , Режим 4.89: Итак, имея эти знания о небесных светилах, необходимо принять меры предосторожности, с переменой режима и молитвами богам; в случае хороших знаков – Солнцу, Зевсу Небесному, Зевсу, Защитнику дома, Афине, Защитнице дома, Гермесу и Аполлону; в случае неблагоприятных знаков — Отвратителям зла [apotropaioi], Земле и Героям, чтобы можно было предотвратить все опасности.
Павсаний 2.11.1 (Коринф): Перед жертвенником воздвигнут курган для самого Эпопея, а возле могилы — боги, отвращающие зло [ apotropaioi ]. греки совершают такие обряды, которые они привыкли делать, чтобы отвести несчастья. Рядом с ними{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Лесли А. Бомонт (2013). Детство в древних Афинах: иконография и социальная история . Рутледж. п. 64. ИСБН 978-0415248747 .
- ^ Алан Дандес (1992). Сглаз: История болезни . Университет Висконсина Пресс. п. 182. ИСБН 9780299133344 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Словарь греческих и римских древностей (1890 г.), Fascinum
- ^ Аполлодор, Библиотека, примечание 10.
- ^ Данахер, Кевин. Год в Ирландии: обычаи ирландского календаря . Мерсье Пресс, 1972. стр. 22-25.
- ^ Данахер, Кевин. Год в Ирландии: обычаи ирландского календаря . Mercier Press, 1972. стр. 207–208.
- ^ Хильдбург, Уолтер Лео (1946), Апотропаизм в греческих вазах
- ^ «апотропный глаз (искусство)» . Британская энциклопедия . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ «стучать по дереву» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Харрисон 1908 , стр. 196 и далее.
- ^ Харрисон 1908 , стр. 187 и далее, «Кер в роли Горгоны».
- ^ Чен-Эммонс, Дж. Б. (2015). Артефакты средневековой Европы . Повседневная жизнь через артефакты. АВС-КЛИО. п. 72. ИСБН 978-1-61069-622-7 . Проверено 11 мая 2018 г.
- ^ Эйрес, Джеймс (2003). Домашние интерьеры: британские традиции, 1500–1850 гг . Издательство Йельского университета. п. 24. ISBN 0-300-08445-5 .
- ^ «Фаллосы Бутана отгоняют зло» . Новости Би-би-си . 25 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2009 г. Проверено 1 января 2010 г.
- ^ Любрич, Наоми, изд. (2022). Культура рождения. Еврейские свидетельства из сельской Швейцарии и окрестностей (на немецком и английском языках). Базель. стр. 34–35. ISBN 978-3796546075 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хоггард, Брайан (2004). «Археология борьбы с колдовством и народной магией», в книге Beyond the Witch Trials: Witchcraft and Magic in Enlightenment Europe , Manchester University Press. стр.167
- ^ « Артефакт ». Журнал археологии . Ноябрь/декабрь 2016 г. Стр. 68.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кеннеди, Маев (31 октября 2016 г.). "Ведьмины метки: общественность попросили найти древние царапины на зданиях" . Хранитель . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ антласско (29 октября 2013 г.). «Здесь находится колдовство - ЛАССКО - главный ресурс Англии по архитектурному антиквариату и раритетам» . ЛАССКО . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Райт, Джеймс (19 октября 2015 г.). «Ритуальные знаки защиты и колдовство в Ноле, Кент» . Грешем-колледж .
- ^ Кеннеди, Маев (5 ноября 2014 г.). «Ведьмины знаки, достойные короля, обманывают археологов в Ноле» . Хранитель . Проверено 5 ноября 2014 г.
- ^ «Сотрудники Лондонского Тауэра «использовали магию, чтобы отразить силы Дьявола» » . Независимый . 16 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2022 г. . Проверено 31 октября 2016 г.
- ^ «Скалы Крессвелла: следы ведьм, найденные в сети пещер» . 15 февраля 2019 г.
- ^ Джон Р. Кларк (2003), Искусство в жизни простых римлян
- ^ Аполлодор, Библиотека, примечание 10.
- ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (1922). Золотая ветвь: исследование магии и религии . Глава 62, Раздел 8: Огонь Нужды . Интернет-архив священных текстов .
- ^ Хаттон, Рональд. Станции Солнца: история ритуального года в Британии . Издательство Оксфордского университета, 1996. стр. 218–225.
- ^ Хаттон, Рональд . Станции Солнца: история ритуального года в Британии . Издательство Оксфордского университета, 1996. стр. 365–369.
- ^ Александр Бейдер (29 октября 2015 г.). Происхождение диалектов идиш . ОУП Оксфорд. стр. 183–. ISBN 978-0-19-105981-0 .
- ^ Джозеф, Джейкобс (1908). Еврейская энциклопедия . Проверено 24 декабря 2022 г.
- ^ Александр Бейдер (2009). Справочник ашкеназских имен и их вариантов . Авотайну. ISBN 978-1-886223-43-1 .
- ^ Гркович, Милица (1977). Словарь личных имен у сербов . Белград: Вук Караджич.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Харрисон, Джейн Эллен (1908). Пролегомены к изучению греческой религии (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрейзер, сэр Джеймс (1890). Золотая ветвь .
- Грейвс, Роберт (1848). Белая Богиня .
- Тайлор, сэр Эдвард (1871). Первобытная культура .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сью Дьюсбери, «Народные пьесы - январь 2004 г. - Колби Плуг Джэг». Архивировано 3 ноября 2013 г. в Wayback Machine , фотографии ряженых, Исследовательская группа традиционной драмы.
- Апотропная защита в замке Килбирни-Плейс , Северный Эйршир, Шотландия.