Шестилистник
Шестилистник состоящую представляет собой конструкцию с шестигранной двугранной симметрией, из шести линз vesica piscis , расположенных радиально вокруг центральной точки, часто изображаемой заключенной в окружность еще шести линз. Его также иногда называют «ромашки». [1] Под этим именем иногда называют и вторую, совершенно другую конструкцию; см . альтернативный символ .
Этот дизайн встречается в виде розетки в произведениях искусства, относящихся как минимум к позднему бронзовому веку . [2]
Строительство
[ редактировать ]Сетка из семи перекрывающихся кругов образует треугольную решетку , показанную здесь с шестиугольными кольцами из 1, 7, 19, 37, 61, 91 круга. [3] |
Фигуру узора можно нарисовать ручкой и циркулем , создав семь взаимосвязанных кругов одинакового диаметра, соприкасающихся с центром предыдущего круга. Второй круг центрируется в любой точке первого круга. Все последующие круги центрированы на пересечении двух других кругов.
Дизайн иногда расширяется до регулярной сетки перекрывающихся кругов . Бартфельд (2005) описывает конструкцию: «Эта конструкция состоит из кругов радиусом 1 [дюйм], каждая точка пересечения которых служит новым центром. Эту конструкцию можно расширять до бесконечности в зависимости от количества раз нечетного числа». пронумерованные точки отмечены». [4]
Использование
[ редактировать ]Шестилистник очень широко использовался в европейском народном искусстве в течение очень длительного периода времени. Это засвидетельствовано, по крайней мере, с начала позднего бронзового века . [2] представлен, например, на декоративных золотых дисках, найденных в шахтной могиле III в Микенах (16 век до н.э.). [5] Он также встречается в некоторых кантабрийских стелах , датированных железным веком, а также в норвежских бронзовых котлах того же периода. [6]
Шестилепестковая розетка распространена в народном искусстве 17-20 веков по всей Европе.
В Португалии его часто можно встретить в средневековых церквях и соборах как выгравированную подпись каменщика; но также как украшение и символ защиты на дымоходах старых домов в Алентежу (иногда вместе с лаубуру или пентаграммой ) .
В Галисии (Испания) и во всех Кантабрийских горах шестилистники встречаются с железного века в наконечниках гривен и украшениях и до сих пор используются в народном искусстве. [7]
Его также можно найти в Пиренеях ( Наварра , Арагон и Каталония ). [8] С 2003 года шестилистник используется в качестве логотипа природного парка Альт-Пиринеу , крупнейшего в Каталонии. [9]
В Соединенном Королевстве шестилистник обычно встречается на церквях, а также в сараях и частных зданиях, а также на крестообразных плитах. [6] Использование шестилистника в качестве народного магического символа было привезено из Соединенного Королевства в Австралию поселенцами, где в домах, а иногда и в общественных зданиях находили шесть рисунков листьев с концентрическими кругами, которые служили знаком защиты. [10] [11]
Шестилистник также широко использовался на надгробиях в колониальной Америке , особенно популярен в некоторых частях Коннектикута, Массачусетса и Пенсильвании. Этот дизайн широко использовался с конца 17 века до начала 19 века.
Этот дизайн также известен как « Солнце Альп » ( Sole delle Alpi ) в Италии из-за его широкого использования в альпийском народном искусстве. [12] Это напоминает узор, часто встречающийся в этом районе на зданиях. [13] Он используется на гербе провинции Лекко . Он также использовался как эмблема паданского национализма на севере Италии с 1990-х годов. В 2001 году Editoriale Nord , издательская компания La Padania , зарегистрировала дизайн «зеленое на белом» в качестве товарного знака. [14]
В Норвегии его чаще всего можно найти на деревянных предметах, таких как пивные миски, доски для разглаживания одежды, окурки от молока, деревянные сундуки, кровати и т. д., но его также можно найти на дверях зданий. По-норвежски ее иногда называют «Олавсроза» (роза Олафа ), хотя это название используется и для другого символа. [6]
В Литве шестилистник встречался на деревянных пивных чашах, веретенах, а также на других деревянных предметах. По-литовски оно известно как «солнышко» (саулюте). [6]
В Татрах, на юго-востоке Польши и на западе Украины этот знак обычно вырезали на балках крыш внутри крестьянских хижин. На Украине он был известен как «символ Перуна» ( Перуна знак ) и «громовой знак» ( громовой знак ). [15]
На Русском Севере шестилистник вырезали у наружной крыши крестьянских домов, чтобы защитить их от молний. Символ был известен как громовой знак ( громовой знак ) или громовое колесо ( громовое колесо ) и был связан с богом-громовержцем Перуном . [16]
Галерея
[ редактировать ]- Орнаментированные золотые диски из шахтной могилы III в Микенах (16 век до н. э.), (Археологический музей, Стамбул)
- Непальский сикль (хасия) с носителем (хурпето), на котором вырезан арийской звезды/цветка жизни. символ
- Чашка с мотивом «Цветок жизни» из Идалиона, Кипр, VIII-VII века до н.э. (Лувр, Париж)
- Цветок Жизни на мозаике из Апаши (Эфес)
- Украшение пола дворца короля Ашшурбанипала, Северный Ирак, 645 г. до н. э. (Музей Лувр, Париж)
- Мозаичный пол бани во дворце Ирода , Иерусалим, I век до н.э.
- Мозаика римской эпохи, Domus dell'Ortaglia, Брешия, II век н.э.
- Кантабрийская стела в монастыре Иранзу , Наварра.
- Подборка резных фигурок из городища Санта-Трега, Галисия (период Ла Тена, ок. I век до н. э.)
- Фасад средневековой церкви в Гальдо дельи Альбурни , провинция Салерно
- Шестилистники занимали видное место на надгробии в колониальном стиле Новой Англии, вырезанном Обадией Уилером во Франклине, Коннектикут.
- Фасад церкви в Сан-Доменико, Лучера , провинция Фоджа (ок. 1300 г.)
- потолочная балка, выставленная в Музее сельской архитектуры Санока (Польша), датированная 1681 годом.
- Кладка в доме Федеричи, Эрбанно, Валь Камоника
- Настенная роспись на фасаде фермерского дома Рунката в Санкт-Ульрихе-ин-Грёдене, Ортизеи, Валь-Гардена , Южный Тироль
- Логотип природного парка Альт-Пиринеу , Каталония
Источник
[ редактировать ]Происхождение и значение символа неизвестны, но многие исследователи независимо друг от друга предполагают, что он имеет религиозное происхождение. [17] и весьма вероятно служил защитным символом. [18] [1] [16] Существуют две основные теории его значения и происхождения.
Солнечный символ
[ редактировать ]Перальта Лабрадор (1989) приводит предложение, согласно которому рисунок в период Ла Тена ( кельтский ) был солярным символом, связанным с богом Таранисом . [19] Другие исследователи также описали его как солярный символ. [20] [1] но никаких обоснований этому не было дано. Однако литовское («маленькое солнце») и итальянское («альпийское солнце») имена предполагают солнечное происхождение.
Громовое колесо
[ редактировать ]Гаршол (2021) предполагает, что розетка на самом деле представляет собой колесо со спицами и что первоначально она обозначала протоиндоевропейского бога грома Перквуноса , позже стала ассоциироваться с его различными воплощениями, такими как Перун , Таркунц , Таранис , Тор и Юпитер. . В качестве обоснования приводятся русское и украинское названия символа, а также другие более сложные аргументы. [6]
Альтернативный символ
[ редактировать ]Название «шестилистник» иногда также используется для обозначения другого геометрического рисунка, который используется как традиционный элемент готической архитектуры . [21] создан путем наложения шести круговых дуг, образующих изображение, похожее на цветок . [22] [23] Шестилистник создан по образцу шестилепестковой лилии , поскольку она символизирует чистоту и связь с Троицей . [24] Форма шестилистника создается из серии составных частей и существует как более сложная вариация одной и той же выдавленной фигуры. [25] Другие формы, похожие на шестилистник, включают трилистник , четырехлистник и лапчатку. [26]
Другой дизайн шестилистника реализован в различных готических зданиях, построенных в XII-XVI веках. Традиционный дизайн используется в монастырях , трифориях и витражах известных зданий, таких как Нотр-Дам , Солсберийский собор и Регенсбургский собор . [27] Вырезанные из камня шестилистники представлены в стиле ажурного узора в Солсберийском соборе, создавая узор вдоль трифория. [28]
Его также можно рассматривать как обрамление в библейском морализе . [29] Они часто изображаются в красном , синем , золотом или ярко- оранжевом цвете и окружают библейские сцены из Библии. [29] [30] Стиль обрамления шестилистника часто использовался в сочетании с архитектурным обрамлением, чтобы придать тексту большую глубину, креативность, изобретательность и объем. [29] Иллюстрации Ветхого Завета были окружены рамками из шестилистной фольги, а морализаторские изображения предпочитали архитектурные рамки. [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Истон, Тимоти (2016). «Апотропные символы и другие меры защиты зданий от несчастий». В Хаттоне, Рональд (ред.). Вещественные доказательства ритуальных действий, колдовства и колдовства в христианской Британии . Пэлгрейв Исторические исследования чародейства и магии. стр. 39–67. ISBN 978-1-137-44482-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Хойруп, Дж. (2000). «Геометрические узоры в доклассической Греции. Исследование границы между украшением, искусством и структурными исследованиями» (PDF) . Обозрение истории математики . 6 (1): 5–58.
- ^ Исламское искусство и геометрический дизайн: деятельность для обучения
- ^ Бартфельд, Марта (2005). Как создавать мандалы сакральной геометрии . Санта-Фе, Нью-Мексико: Mandalart Creations. п. 35. , цитируя Друнвало Мелхиседека, «Древняя тайна цветка жизни» (1999). Приписывание термина «Цветок Жизни» Мелхиседеку (1999) также встречается в Вольфрам, Стивен (2002), Новый вид науки , Wolfram Media, Inc. (опубликовано 14 мая 2002 г.), стр. 43 и 873–874 , ISBN 1-57955-008-8 и в Вайсштейн, Эрик В. (12 декабря 2002 г.), Краткая математическая энциклопедия CRC, второе издание , CRC Press (опубликовано в 2002 г.), стр. 1079, ISBN 1420035223 .
- ^ Раскопан Генрихом Шлиманом в 1876 году. Шлиман, Микены (1878), стр. 165–172.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гаршол, Ларс Мариус (2021). «Роза Олава, Метка Перуна, Колесо Тараниса» . Странствия . 7 (4): 121–151.
- ^ Ромеро, Биейто (2019). Магический символизм в Галиции . Ла-Корунья: Baía Editions. стр. 70–95. ISBN 978-84-9995-329-8 .
- ^ Ариэль Голан, Доисторическая религия: мифология, символизм , (2003), с. 54.
- ^ Абелла, Хорди; Гаррига, Марк (2023). «Дело о логотипе Природного парка Верхние Пиренеи». В Перарнау, Ксавье (ред.). Интеграция нематериального наследия в охраняемые природные территории. Сексафолия в Верхних Пиренеях (PDF) (на каталонском языке). Барселона: Силена. стр. 26–27.
- ↑ Загадочные отметки из шестилистной фольги в австралийских домах указывают на скрытое волшебное прошлое , Николь Дайер и Дэмиен Ларкинс, ABC News Online , 22 февраля 2017 г.
- ^ Эванс, Ян Дж (ноябрь 2013 г.). «Защита от дьявола: апотропные знаки в Австралии» . Траст Ньюс Австралия : 14.
- ^ «Значение символа Солнца Альп» (на итальянском языке). Северная лига. Архивировано из оригинала 12 января 2014 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ Ивано Дорболо (6 июня 2010 г.). «Церковь С.Эджидио и символ Солнца Альп» . История границ – долины Натисоне . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Итальянское ведомство по патентам и товарным знакам , регистрация символа Солнца Альп . По словам Розанны Сапори из Radio Padania Libera , товарный знак по состоянию на август 2010 года принадлежал Сильвио Берлускони , который получил бы его в обмен на спасение обанкротившегося Credieuronord банка «Я скажу вам, почему Босси — пленник Берлускони» Il Riformista 28 августа 2010 г.
- ^ Арета Ковальска (10 октября 2018 г.). «Символ защиты дома: шестилепестковая розетка на перекладинах Галиции» . Забытая Галиция . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иваниц, Линда Дж. (1989). Русское народное поверье . Я Шарп . п. 17.
- ^ Симонетт, Кристоф (1965). Фермерские дома кантона Граубюнден . Издательство Швейцарского общества фольклора. стр. 224–226.
- ^ Вайзер-Аалл, Лили (1947). «Магические знаки на норвежских деревянных судах». Город и деревня . 5 : 127.
- ^ Эдуардо Перальта Лабрадор, Las Discoidea stelae de Cantabria в: Discoidea stelae de la Peninsula Iberica (1989), стр. 425–466, цитируя мнение Хосе Марии Бласкеса Мартинеса.
- ^ Остмое Коствейт, Оста (1997). Крест в торте, деревянный сарай (на норвежском языке). Ландбруксфорлагет. стр. 58.
- ^ Хартоп, Кристофер; Нортон, Джонатан (2008), Геометрия и серебряных дел мастер: Коллекция Домчи , Джон Адамсон , ISBN 9780952432289 ,
Трилистник, четырехлистник, шестилистник и восьмилистник, важные элементы готической архитектуры, все выполнены из средневекового серебра.
- ^ Пассмор, Августин К. (1904), Справочник технических терминов, используемых в архитектуре и строительстве, а также смежных с ними профессиях и предметах , Скотт, Гринвуд и компания, стр. 178.
Геометрическая фигура, используемая в узоре; он состоит из шести долей или частей кругов, соединяющихся друг с другом.
- ^ Ругофф, Милтон (1976), Британская энциклопедия американского искусства: специальное образовательное приложение к Британской энциклопедии , Британская энциклопедия Образовательной корпорации, стр. 636.
Геометрическая фигура с шестью лепестками, используемая в виде серебряного блюда или деревянной декоративной панели.
- ^ Лакстон, Уильям (1856). Журнал инженера-строителя и архитектора . Опубликовано для владельца.
- ^ Гриффит, Уильям Петтит (1845). Естественная система архитектуры в отличие от искусственной системы наших дней . Гилберт и Ривингтон.
- ^ Чиффриллер, Джо (2002). «Советы и рекомендации по готической геометрии» (PDF) . Нью-Йорк Карвер – через PBworks.
- ^ «Лучшие в мире фотографии шестилистника — Flickr Hive Mind» . hiveminer.com . Проверено 12 ноября 2018 г.
- ^ «Собор Солсбери» . Ханская академия . Проверено 17 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Муж Тимоти Б. (2008 г.). Искусство освещения: братья Лимбург и Belles Heures Жана де Франса, герцога Беррийского . Метрополитен-музей, издательство Йельского университета. п. 282 . ISBN 9781588392947 .
шестилистник в архитектуре.
- ^ Перейти обратно: а б «База данных микрофильмов и фасимили // Библиотека Института средневековья // Университет Нотр-Дам» . средневековые-микрофильмы-и-факсимиле.library.nd.edu . Архивировано из оригинала 28 июля 2019 г. Проверено 12 ноября 2018 г.