Станция метро
Станция метро или станция метро — это железнодорожная станция системы скоростного транспорта , которую в целом обычно называют «метро» или «метро». Станция предоставляет пассажирам возможность приобрести билеты , сесть на поезд и эвакуироваться из системы в случае чрезвычайной ситуации. В Соединенном Королевстве они известны как станции метро , чаще всего используемые в отношении лондонского метрополитена .
Расположение
[ редактировать ]Местоположение станции метро тщательно планируется таким образом, чтобы обеспечить легкий доступ к важным городским объектам, таким как дороги, коммерческие центры, крупные здания и другие транспортные узлы .
Большинство станций расположены под землей, а входы/выходы ведут на уровень земли или улицы. Основная часть станции обычно расположена под землями, отведенными под общественные улицы или парки . Размещение станции под землей уменьшает занимаемую станцией внешнюю площадь, позволяя транспортным средствам и пешеходам продолжать использовать наземную территорию так же, как и до строительства станции. Это особенно важно там, где станция обслуживает густонаселенные городские районы, где пространство на первом этаже уже активно используется. [1]
В других случаях станция может быть поднята над дорогой или на уровне земли в зависимости от уровня железнодорожных путей. Физическое, визуальное и экономическое воздействие станции и ее деятельности будет значительнее. Планировщики часто выбирают линии метро или части линий на земле или над ней, где плотность города снижается, расширяя систему дальше с меньшими затратами. Метро чаще всего используется в городских городах с большой численностью населения. [2] Альтернативно, ранее существовавший железнодорожный сухопутный коридор перепрофилируется для скоростного транспорта. [3]
Удобства
[ редактировать ]На уровне улицы логотип метрополитена обозначает входы/выходы станции. Обычно на вывесках указывается название станции и описываются ее возможности и система, которую она обслуживает. Часто на одну станцию приходится несколько входов, что избавляет пешеходов от необходимости переходить улицу и уменьшает скопление людей. [1]
На станциях метро обычно имеются системы продажи билетов и системы проверки билетов. Станция разделена на неоплачиваемую зону, соединенную с улицей, и платную зону, соединенную с платформами поездов. Билетный барьер позволяет пассажирам с действительными билетами проходить между этими зонами. Барьер может управляться персоналом или, что чаще всего, с помощью автоматических турникетов или ворот, которые открываются при транзитного пропуска . сканировании или обнаружении [4] Некоторые системы метрополитена обходятся без платных зон и проверяют билеты у сотрудников вагонов. [5]
Доступ с улицы к билетной кассе и платформе поезда обеспечивается по лестницам , вестибюлям , эскалаторам , лифтам и туннелям. Станция будет спроектирована таким образом, чтобы свести к минимуму перенаселенность и улучшить поток, иногда за счет обозначения туннелей с односторонним движением. [2] Для управления толпой можно использовать постоянные или временные барьеры. Некоторые станции метро имеют прямое сообщение с важными близлежащими зданиями (см. Подземный город ).
В большинстве юрисдикций требуется, чтобы люди с ограниченными возможностями могли пользоваться станцией без посторонней помощи. Эту проблему можно решить с помощью лифтов, которые доставляют несколько людей с уровня улицы в зону бесплатной продажи билетов, а затем из платной зоны на платформу. Кроме того, будут действовать строгие требования в отношении чрезвычайных ситуаций: будут установлены и обслуживаться резервное освещение , запасные выходы и системы сигнализации . Станции являются важной частью маршрута эвакуации пассажиров, спасающихся из вышедшего из строя или проблемного поезда. [6]
Станция метро может предоставлять дополнительные удобства, такие как туалеты , киоски и удобства для персонала и служб безопасности, таких как транзитная полиция .
Пересадочные станции
[ редактировать ]Некоторые станции метро являются пересадочными , служащими для пересадки пассажиров между линиями или транспортными системами. Платформы могут быть многоуровневыми. Пересадочные станции обслуживают больше пассажиров, чем обычные станции, благодаря дополнительным соединительным туннелям и более просторным вестибюлям, позволяющим сократить время ходьбы и управлять потоками людей.
Двери на краю платформы
[ редактировать ]На некоторых станциях, особенно там, где поезда полностью автоматизированы , вся платформа отделена от пути стеной, обычно стеклянной, с автоматическими дверями по краям платформы (PED). Они открываются, как двери лифта, только тогда, когда поезд остановлен, и таким образом устраняют опасность того, что пассажир случайно упадет (или намеренно прыгнет ) на рельсы и будет сбит или поражен электрическим током .
Также улучшен контроль над вентиляцией платформы, что позволяет нагревать или охлаждать ее без необходимости делать то же самое для туннелей. Двери увеличивают стоимость и сложность системы, и поездам, возможно, придется приближаться к станции медленнее, чтобы они могли остановиться в точном соответствии с ними.
Архитектурное проектирование
[ редактировать ]Станции метро, в большей степени, чем железнодорожные и автобусные станции, часто имеют характерный художественный дизайн, позволяющий идентифицировать каждую остановку. В некоторых есть скульптуры или фрески. Например, лондонская станция Бейкер-стрит украшена плиткой с изображением Шерлока Холмса . Туннель парижской станции « Конкорд» украшен плиткой с надписью « Декларация прав человека и граждан» . На каждой станции метро в Валенсии , Испания, на уровне кассы есть своя скульптура. Станция Аламеда украшена фрагментами белой плитки, как и доминирующий стиль Ciutat de les Arts i les Ciències . Каждая из четырех первоначальных станций Олимпийской зелени на линии 8 пекинского метро оформлена в олимпийском стиле, а станции в центре города традиционно украшены элементами китайской культуры. домашнем стадионе Станция метро «Тайн-энд-Уир» на Ньюкасл Юнайтед» « «Сент-Джеймс Парк» украшена знаменитыми черно-белыми полосами клуба. Каждая станция метро Красной и Пурпурной линий в Лос-Анджелесе была построена с использованием различных произведений искусства и схем оформления, таких как фрески, плиточные рисунки и скульптурные скамейки. Каждая станция г. Метро Мехико помимо названия имеет уникальный значок, поскольку неграмотности на момент разработки системы в городе был высокий уровень .
Некоторые системы метрополитена, например, Неаполя , Стокгольма , Москвы , Санкт-Петербурга , Ташкента , Киева , [7] Монреаль , Лиссабон , Гаосюн и Прага славятся своей красивой архитектурой и общественным искусством . Парижское метро известно своими в стиле модерн входами на станции ; а афинское метро известно выставкой археологических реликвий, найденных во время строительства.
Однако не всегда дизайнеры метрополитена стремятся сделать все станции художественно уникальными. сэра Нормана Фостера Новая система в Бильбао , Испания, использует одну и ту же современную архитектуру на каждой станции, чтобы облегчить пассажирам навигацию, хотя некоторые могут возразить, что это происходит в ущерб характеру.
На станциях метро обычно размещаются заметные плакаты и видеореклама, особенно в местах ожидания людей, что создает альтернативный источник дохода для оператора .
Типы конструкции
[ редактировать ]В этом разделе отсутствует информация о типах надземных и наземных станций. ( август 2023 г. ) |
Неглубокая колонная станция
[ редактировать ]Колонная станция мелкого залегания — разновидность конструкции станций метрополитена, отличительной особенностью которой является обилие дополнительных опор подземной полости. [8] В большинстве конструкций используются металлические колонны или бетонные и стальные колонны, расположенные параллельно длинной оси станции.
Станции могут быть двухпролетными с одним рядом колонн, трехпролетными с двумя рядами колонн и многопролетными. Типичная колонная станция мелкого заложения в России трехпролетная, собранная из бетона и стали, длиной от 102 до 164 метров при шаге колонн 4–6 м. [ нужна ссылка ] Наряду с типовыми станциями существуют и специально построенные станции. Например, один из пролетов может быть заменен монолитным сводом (как на станциях «Московская» Самарского метро или «Сибирская» Новосибирского метрополитена ). В некоторых случаях один из рядов колонн может быть заменен несущей стеной. Такая двухзаловая однопролетная станция « Каширская » была построена для обеспечения удобного межплатформенного перехода. В последнее время появились станции с монолитным бетоном и сталью вместо сборных частей, как «Площадь Тукая» в Казани .
Типичная станция неглубокой колонны имеет два вестибюля на обоих концах станции, чаще всего совмещенных с подуличными переходами.
Для многих систем метрополитена за пределами России типичной колонной станцией является двухпролетная станция с металлическими колоннами, как в Нью-Йорке, Берлине и других. В Чикаго станции метро Chicago L представляют собой трехпролетные станции, если они построены с центральной платформой.
В Московском метрополитене примерно половина станций малой глубины, построенных в 1960-1970-х годах, но в Санкт-Петербурге из-за сложных грунтовых условий и плотной застройки в центре города это было невозможно. Всего в петербургском метрополитене всего пять станций малой глубины, причем три из них имеют колонную конструкцию: «Автово» , «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов» . Первый из них менее типичен, так как залегает на значительной глубине и имеет только один надводный вестибюль.
Глубокая колонная станция
[ редактировать ]Глубокая колонная станция — разновидность станции метрополитена , состоящая из центрального зала с двумя боковыми залами, соединенными кольцевыми переходами между рядом колонн. [9] В зависимости от типа станции кольца передают нагрузку на колонны либо посредством «клиновых арок», либо через прогоны , образуя «колонно-прогонный комплекс».
Принципиальным преимуществом колонной станции является значительно большая связь между залами по сравнению с пилонной станцией .
Первая в мире колонная станция глубокого заложения — «Маяковская» , открытая в 1938 году в Москве.
Одной из разновидностей колонной станции является «колонна-стена». На таких станциях часть промежутков между колоннами заменена стенами. Таким образом, повышается устойчивость к давлению грунта в сложных грунтовых условиях. Примерами таких станций в Москве являются «Крестьянская застава» и «Дубровка» . В Санкт-Петербурге примером Комендантский проспект может служить .
Пилонная станция
[ редактировать ]Станция -пилон — это разновидность глубокой подземной станции метро . [10] Основной отличительной чертой станции-пилона является способ отделения центрального зала от станционных тоннелей.
Пилонная станция состоит из трех отдельных залов, отделенных друг от друга рядом пилонов с переходами между ними. Независимость залов позволяет архитектурную форму разграничить центрального и боковых залов. Это особенно характерно для железнодорожной станции Иерусалим-Ицхак Навон , расположенной вне метро , построенной как пилонная станция из-за ее 80-метровой глубины, где перронные залы построены так, чтобы внешне напоминать открытый железнодорожный вокзал.
Строительство станций пилонного типа предпочтительнее в сложных геологических ситуациях, так как такая станция лучше противостоит давлению грунта. Однако ограниченное количество узких проходов ограничивает пропускную способность между залами.
Станция с пилоном была самым ранним типом глубокой подземной станции. [ нужна ссылка ] Один из вариантов — так называемый вокзал в лондонском стиле. На таких станциях центральный вестибюль уменьшен до размеров вестибюля, ведущего к наклонному переходу или лифтам. В некоторых случаях вестибюль также является основанием эскалаторов. В странах бывшего СССР на данный момент существует только одна такая станция: «Арсенальная» в Киеве . Таким образом в Иерусалиме две запланированные подземные станции тяжелого железнодорожного транспорта: «Иерусалим-Центральный» и «Иерусалим-Хан» будут построены . В Москве такие станции были, но с тех пор их перестроили: «Лубянка» и «Чистые пруды» теперь являются обычными пилонными станциями, а «Павелецкая-Радиальная» — теперь колонной.
In the Moscow Metro , typical pylon station are Kievskaya-Koltsevaya , Smolenskaya of the Arbatsko-Pokrovskaya line, Oktyabrskaya-Koltsevaya , and others.
In the Saint Petersburg Metro , pylon stations include Ploshchad Lenina , Pushkinskaya , Narvskaya , Gorkovskaya , Moskovskie Vorota , and others.
Односводчатая станция
[ редактировать ]Конструкция односводчатой станции состоит из одного широкого и высокого подземного зала, в котором имеется всего один свод (отсюда и название). [11] Первые односводчатые станции были построены в Ленинграде в 1975 году: «Политехническая» и «Площадь Мужества» . Вскоре после этого в 1976 году в Вашингтоне, округ Колумбия, были открыты первые двухуровневые пересадочные станции с одним сводом: L'Enfant Plaza , Metro Center и Gallery Place .
В Московском метрополитене есть только одна глубокая подземная односводчатая станция «Тимирязевская» , помимо нескольких односводчатых станций на небольшой глубине. В нижегородском метрополитене четыре таких станции: «Парк Культуры» , «Ленинская» , «Чкаловская» и «Канавинская» . В петербургском метрополитене все односводчатые станции находятся глубоко под землей, например «Озерки» , «Чёрная речка» , «Обухово» , «Чкаловская» и другие. Большинство станций метрополитена Вашингтона , округ Колумбия, имеют конструкцию с одним сводом, как и все однолинейные сводчатые станции монреальского метрополитена . В пражском метрополитене есть две односводчатые станции метро: Kobylisy и Petřiny . В метро бухарестском «Титан» таким методом построена станция .
Пещерная станция
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2022 г. ) |
Пещерная станция — это станция метро, построенная прямо внутри пещеры . Многие станции стокгольмского метро , особенно синей линии, были построены в искусственных пещерах; Вместо того, чтобы быть заключенными в туннель, эти станции построены таким образом, чтобы обнажить скальную породу, в которой они производятся. [12] [13] В метро Стокгольма также есть депо, построенное в системе пещер. [14]
В Гонконгском метрополитене примеры станций, встроенных в пещеры, включают станцию Тай Ку на острове Гонконг , [15] [16] [17] [18] Другие примеры в городе включают станции Сай Ван Хо, Сай Ин Пун, Гонконгский университет и станции Лей Тунг. [15]
Рекорды
[ редактировать ]- Первой и старейшей из сохранившихся станций метро является Бейкер-стрит, открывшаяся в 1863 году. [ нужна ссылка ]
- Самая большая и сложная станция метро - это парижское метро - RER станция Châtelet-Les Halles во Франции, с 20 платформами, обслуживающими восемь линий (три RER пригородных поезда и пять метро ). [19]
- Самая глубокая станция метро — Chongqing Rail Transit компании станция Hongyancun станции , расположенная в Китае. Верхняя часть рельсов линии 9 имеет глубину 106 метров (347 футов 9 дюймов). [20] а самая глубокая точка находится на глубине около 116 метров (380 футов 7 дюймов) под землей. [21]
- Самая высокая надземная станция - это Chongqing Rail Transit, компании станция Хуалунцяо расположенная на высоте 48 метров (157 футов) над землей. [22] [23]
- Самая северная станция метро — Хельсинкского метрополитена станция «Меллунмяки» в Финляндии. 60 ° 14'21 ″ с.ш. 25 ° 6'39 ″ в.д. / 60,23917 ° с.ш. 25,11083 ° в.д. . [24]
- Станция футов . метро Буэнос-Айреса в расположена на площади 1000 кв. Аргентине 34 ° 38'34,9 "ю.ш. 58 ° 27'41,8" з.д. / 34,643028 ° ю.ш. 58,461611 ° з.д. .
См. также
[ редактировать ]- « На станции метро » (стихотворение)
- Список систем метро
- Схема транспорта
- Железнодорожная платформа
- Быстрый транзит
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тумлин, Джеффри (2012). Планирование устойчивого транспорта: инструменты для создания ярких, здоровых и устойчивых сообществ . Уайли. п. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, Джек (1990). Гражданское строительство подземного железнодорожного транспорта . Баттерворт и Ко.
- ^ «Ориентиры на городском транспорте» . Нексус. 2015. Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ Бенц, Г.; и др. (1987). Инструменты планирования и скоростного железнодорожного транспорта . Национальный исследовательский совет, Вашингтон, округ Колумбия, Совет транспортных исследований.
- ^ «Наличные тарифы на метро Мидленда» . Национальный экспресс . 2016. Архивировано из оригинала 26 мая 2016 года . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ Сюй, Сяохуэй; Сон, Бо; Ли, Чунься; Ху, Сюйцзюнь (2010). «Исследование системы знаков безопасности и предотвращения стихийных бедствий в метро на основе исследования объектов в стране и за рубежом» (PDF) . Университет науки и технологий Пекина, Китай. Архивировано из оригинала (PDF) 9 июня 2016 года . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ «Метроискусство и архитектура» . Биты Метро . Архивировано из оригинала 2 декабря 2006 года . Проверено 4 декабря 2006 г.
- ^ "Строительство станций мелкого заложения | Московское метро" . nashemetro.ru . Retrieved 13 April 2021 .
- ^ "Строительство колонных станций | Московское метро" . nashemetro.ru . Retrieved 13 April 2021 .
- ^ "Строительство пилонных станций | Московское метро" . nashemetro.ru . Retrieved 13 April 2021 .
- ^ "Строительство односводчатых станций глубокого заложения | Московское метро" . nashemetro.ru . Retrieved 13 April 2021 .
- ^ Моррисон, Джеффри. «Метро Стокгольма: самое красивое метро в мире?» . Форбс . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ «Езда на Туннельбане — нарисованные пещеры стокгольмского метро» . Я еду по Гарлемской линии . 18 сентября 2015 г. Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ «Депо метро Норсборг – Шведское метро» . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Разработка пещер — Разработка пещер» .
- ^ «Перетаскивание Гонконга» .
- ^ Шарп, Джей Си; Смит, MCF; Томас, И.М.; Тернер, В.Д. (1987). «Пещера Тай Ку, Гонконг - Проведение больших раскопок метро в частично выветрившейся горной массе. Большие каменные пещеры - Материалы международного симпозиума, Хельсинки, Финляндия, 25-28 августа 1986 г. Том 1» . Публикация: Pergamon Press Limited .
- ^ «Скальные пещеры – скрытая земля Гонконга» .
- ^ «Réaménagement du pôle RER Chatelet-les-Halles» (PDF) (на французском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2008 года . Проверено 13 марта 2008 г.
- ^ China Construction Tunnel Construction Co., Ltd. (31 марта 2020 г.) «Завершены первоначальные раскопки основного корпуса станции Хунъяньцунь, самой глубокой станции метро в стране» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2022 г. Проверено 3 февраля 2022 г. .
- ^ «Первая очередь 9-й железнодорожной транзитной линии Чунцина официально открыта для пробной эксплуатации» . cq.news.cn Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ «Все, что вы хотите знать о первом этапе строительства 9-й железнодорожной линии, здесь!_Веб-сайт муниципального народного правительства Чунцина» www.cq.gov.cn Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ «Открытие первой очереди линии 9 Чунцина на станции Хуалунцяо вновь открывает «путь, проходящий через здание» - Китайская сеть науки и технологий» www.stdaily.com Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ «Меллунмяки. Самая северная станция метро в мире, в Хельсинки» . Финляндия.fi . Архивировано из оригинала 28 апреля 2018 года . Проверено 28 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- UrbanRail.Net — описания всех систем метрополитена мира, каждая со схематической картой, показывающей все станции.