Рождество Иисуса в искусстве


Рождество Иисуса было основным предметом христианского искусства с IV века.
Художественные изображения Рождества или рождения Иисуса , отмечаемые на Рождество , основаны на повествованиях Библии, Евангелий от Матфея и Луки и дополнительно развиты письменной, устной и художественной традицией. Христианское искусство включает в себя очень много изображений Девы Марии и Младенца Христа . Такие произведения обычно называют « Мадонна с младенцем » или «Богоматерь с младенцем». Обычно они не представляют собой конкретное изображение Рождества , но часто представляют собой религиозные объекты, представляющие определенный аспект или атрибут Девы Марии или Иисуса. рождественские С другой стороны, изображения носят исключительно иллюстративный характер и включают в себя множество повествовательных деталей; они являются обычным компонентом эпизодов, иллюстрирующих как Жизнь Христа , так и Жизнь Богородицы .
Рождество изображалось во многих различных средствах массовой информации, как живописных, так и скульптурных. Изобразительные формы включают фрески, панно , иллюминацию рукописей , витражи и картины маслом . Тема Рождества часто используется в запрестольных образах , многие из которых сочетают в себе как живописные, так и скульптурные элементы. Другие скульптурные изображения Рождества включают миниатюры из слоновой кости, резные каменные саркофаги, архитектурные элементы, такие как капители и дверные перемычки, а также отдельно стоящие скульптуры.
Отдельно стоящие скульптуры могут быть сгруппированы в вертеп (хлев, ясли или пресепе ) внутри или снаружи церкви, дома, общественного места или природы. Масштаб фигурок может варьироваться от миниатюрных до натуральных размеров. Эти рождественские сцены, вероятно, заимствованы из живых картин, разыгранных в Риме, хотя святой Франциск Ассизский дал этой традиции большой импульс. Эта традиция продолжается и по сей день: небольшие версии из фарфора , гипса, пластика или картона продаются для демонстрации дома. Разыгрываемые сцены переросли в Рождественский спектакль .
Более широкая история Рождества в искусстве.
[ редактировать ]
Объем темы, связанной с историей Рождества, начинается с генеалогии Иисуса , указанной в Евангелиях от Матфея и Луки. Эту родословную или генеалогическое древо часто изображают визуально в виде Древа Иессея , берущего начало со стороны Иессея , отца царя Давида .
Далее в Евангелиях рассказывается, что дева Мария была обручена с мужчиной Иосифом , но прежде чем она стала полностью его женой, ей явился ангел , возвестивший, что она родит младенца, который будет Сыном Божьим . Это событие, именуемое Благовещением, часто изображается в искусстве. В Евангелии от Матфея рассказывается, что ангел рассеял горе Иосифа, узнав о беременности Марии, и велел ему назвать ребенка Иисусом (что означает «Бог спасает»). [ 1 ] Эта сцена изображается лишь изредка.
В Евангелии от Луки Иосиф и Мария отправились в Вифлеем , семью предков Иосифа, чтобы внести их в налоговую перепись; Путешествие в Вифлеем — очень редкий сюжет на Западе, но показанный в некоторых крупных византийских циклах. [ 2 ] Там Мария родила младенца в конюшне, потому что в гостиницах не было свободных мест. В это время пастухам на склоне горы явился ангел, сообщивший им, что родился «Спаситель Христос Господь». Пастухи пошли в конюшню и нашли младенца, завернутого в пеленки и лежащего в кормушке, или «яслях», как описал ангел.
В богослужебном календаре за Рождеством следует Обрезание Христово 1 января, о котором в Евангелиях упоминается лишь вскользь. [ 3 ] и которое, как предполагается, произошло в соответствии с еврейским законом и обычаями, а также Сретение Иисуса в храме (или «Сретение»), отмечаемое 2 февраля и описанное Лукой. [ 4 ] Оба имеют иконографические традиции, которые здесь не рассматриваются.
Повествование поддержано в Евангелии от Матфея и повествует о том, что «мудрецы» с востока увидели звезду и последовали за ней, полагая, что она приведет их к новорожденному царю. По прибытии в Иерусалим они направляются во дворец, где можно было найти царя, и спрашивают у местного деспота, царя Ирода. Ирод обеспокоен тем, что его вытеснят, но отсылает их, прося вернуться, когда они найдут ребенка. Они следуют за звездой в Вифлеем, где дарят ребенку золото, ладан и смирну. Затем во сне мужчин предупреждают, что Ирод хотел убить ребенка, и поэтому они возвращаются в свою страну другим путем. Хотя в Евангелии не упоминается ни число, ни статус мудрецов, известных как «волхвы » , традиция экстраполирует, что, поскольку даров было три, то и было трое мудрецов, которым обычно также присваивался сан царя, и поэтому их еще называют «Три короля». Именно королями они почти всегда изображаются в искусстве примерно после 900 г. [ 5 ] Существует множество тем, но Поклонение волхвов , когда они преподносят свои дары и, в христианской традиции, поклоняются Иисусу, всегда было наиболее популярным.
Либо Благовещение пастырям ангелом, либо Поклонение пастухов , на котором изображены пастухи, поклоняющиеся младенцу Христу, издревле часто сочетались с собственно Рождеством и посещением волхвов. Первое представляло распространение вести Христа среди еврейского народа, а второе – среди языческих народов. [ 6 ]
-
Сант-Аполлинаре Нуово , Равенна , волхвы преподносят свои дары ( деталь мозаики ), конец VI века, в персидском платье и фригийском колпаке.
-
Сассетта , «Путешествие волхвов» , ок. 1432 –1436 гг.
-
Волхвы перед Иродом, французский витраж XV века.

Существует также множество подробных серий произведений искусства, от витражей до резных капителей и циклов фресок, изображающих каждый аспект истории, которая составляла часть двух самых популярных тем циклов: Жизнь Христа и Жизнь Христа . Девственник . Это также один из Двенадцати великих праздников , восточного православия популярный цикл в византийском искусстве .
История продолжается тем, что царь Ирод спрашивает своих советников о древних пророчествах, описывающих рождение такого ребенка. По их совету он посылает солдат убить каждого мальчика в возрасте до двух лет в городе Вифлеем. Но Иосиф был предупрежден во сне, и он бежит в Египет с Марией и младенцем Иисусом. Ужасная сцена резни невинных , как обычно называют убийство младенцев, особенно изображалась художниками раннего Возрождения и барокко . Бегство в Египет было еще одной популярной темой, изображавшей Марию с младенцем на осле во главе с Иосифом (заимствовав старую иконографию редкого византийского путешествия в Вифлеем ).

Начиная с 15-го века в Нидерландах , было более обычным изображать небиблейский персонаж Святого Семейства , отдыхающего в пути, Отдыхающего на пути в Египет , часто в сопровождении ангелов, а на более ранних изображениях иногда мальчика старшего возраста. который может представлять собой Иакова, Брата Господня , интерпретируемого как сын Иосифа от предыдущего брака. [ 7 ] Фон этих сцен обычно (до тех пор, пока Тридентский собор не ужесточил такие дополнения к Священному Писанию) включает в себя ряд апокрифических чудес и дает возможность для зарождающегося жанра пейзажной живописи . В « Кукурузном чуде» преследующие солдаты допрашивают крестьян, спрашивая, когда мимо проходило Святое Семейство. Крестьяне правдиво говорят, что это было тогда, когда они сеяли пшеницу ; однако пшеница чудесным образом выросла в полный рост. В « Чуде идола» языческая статуя падает с постамента, когда мимо проходит младенец Иисус, и из пустыни бьет источник (первоначально отдельные, но часто объединенные). В других, менее распространенных легендах группа грабителей отказывается от своего плана ограбить путешественников, и финиковая пальма наклоняется, чтобы позволить им сорвать плод. [ 8 ]
Другой сюжет — встреча младенца Иисуса с его двоюродным братом, младенцем Иоанном Крестителем , который, по преданию, был спасен из Вифлеема архангелом Уриэлем перед резней и присоединился к Святому Семейству в Египте. Эта встреча двух Святых Детей должна была быть написана многими художниками в период Возрождения, после того как ее популяризировали Леонардо да Винчи , а затем Рафаэль . [ 9 ]
История изображения
[ редактировать ]Раннее христианство
[ редактировать ]
Самые ранние графические изображения Рождества Иисуса происходят примерно в это же время из саркофагов в Риме и Южной Галлии . [ 10 ] Они более поздние, чем первые сцены Поклонения волхвов , появляющиеся в катакомбах Рима , где ранние христиане хоронили своих умерших, часто украшая картинами стены подземных ходов и сводов. Многие из них появились еще до легализации христианского богослужения императором Константином в начале IV века. Обычно волхвы движутся вместе, держа свои дары перед собой, к сидящей Деве с Христом на коленях. Они очень напоминают мотив носителей дани , который распространен в искусстве большинства средиземноморских и ближневосточных культур и в случае Египта восходит по крайней мере на два тысячелетия раньше; в современном римском искусстве побежденные варвары несут золотые венки к восседающему на троне императору. [ 11 ]

Самые ранние изображения самого Рождества очень просты: они просто изображают младенца, туго завернутого, лежащего у земли в корыте или плетеной корзине. Бык и . осел всегда присутствуют, даже если Марии или любого другого человека нет Хотя они не упоминаются в Евангелиях, они считались подтвержденными Священными Писаниями из некоторых стихов Ветхого Завета , таких как Исаия 1,3: «Вол знает хозяина своего, и осел кроватку господина своего» и Аввакума 3,2: « среди двух зверей будешь узнан ты», и их присутствие никогда не подвергалось сомнению богословами. [ 12 ] и другие считали их Августин , Амвросий представителями еврейского народа, отягощенного Законом (вол), и языческих народов, несущих грех идолопоклонства (осел). Христос пришел, чтобы освободить обоих от бремени. Мария показана только тогда, когда сцена Поклонения волхвов один из пастухов или пророк со свитком , но часто присутствует . С конца V века (после Эфесского собора ) Мария становится неотъемлемой частью сцены; затем, как и позже, Иосиф является более изменчивым элементом. Там, где показано здание, обычно это тугуриум , простая черепичная крыша, поддерживаемая столбами. [ 13 ]
Византийский образ
[ редактировать ]
Новая форма изображения, которая, судя по редким ранним версиям, была сформулирована в Палестине VI века , должна была установить основную форму восточно-православных изображений до наших дней. Местом действия теперь является пещера – или, скорее, конкретная пещера Рождества в Вифлееме, уже находящаяся под церковью Рождества зарекомендовавшая себя как место паломничества и с одобрения церкви . Над отверстием возвышается гора, изображенная в миниатюре. [ 14 ] Сейчас Мэри поправляется на большой мягкой подушке или кушетке («клин» по-гречески) рядом с младенцем, который находится на возвышении. [ 15 ] в то время как Иосиф кладет голову на руку. [ 16 ]
Он часто является частью отдельной сцены на переднем плане, где акушерки купают Иисуса (поэтому Иисус показан дважды). Несмотря на далеко не идеальные условия, Мария находится в лежачем положении — термин, обозначающий период принудительного постельного режима в послеродовом периоде после родов , который предписывался до наших дней. Акушерка или акушерки происходят из ранних апокрифических источников; главную обычно зовут Саломеей , и она имеет свое чудо иссохшей руки , хотя в искусстве это редкость. Они фигурировали в большинстве средневековых драм и мистерий Рождества Христова, которые часто влияли на нарисованные изображения. В нескольких апокрифических источниках говорится о великом свете, озаряющем сцену, который также принимается за звезду волхвов , и на это указывает круглый диск в верхней части сцены, с полосой, идущей прямо от него - оба часто темные. в цвете. [ 17 ]
Вверху слева можно показать приближающихся волхвов верхом на лошадях в странных головных уборах, похожих на доты, и пастухов справа от пещеры. Ангелы обычно окружают сцену, если есть место, включая верхнюю часть пещеры; часто сообщают пастырям благую весть о рождении Христа. Фигура старца, часто одетого в звериные шкуры, который на ранних изображениях начинается как один из пастырей, но позже иногда обращается к Иосифу, обычно интерпретируется как пророк Исайя , или отшельник, повторяющий свое пророчество, хотя и в более поздних православных изображениях. иногда его стали считать «Искусителем» («пастырем-искусителем»), православным термином, обозначающим сатану , который побуждает Иосифа усомниться в непорочном зачатии. [ 18 ]
Православная икона Рождества Христова использует определенные образы, параллельные образам эпитафии ( погребальной плащаницы Иисуса) и других икон, изображающих погребение Иисуса в Страстную пятницу . Это сделано намеренно, чтобы проиллюстрировать богословский тезис о том, что целью Воплощения Христа было сделать возможным Распятие и Воскресение . Рождества На иконе Христова изображен Младенец Христос , завернутый в пеленки, напоминающие его погребальные пелены. Ребенка часто изображают лежащим на камне, символизирующем Гроб Господень , а не ясли . Пещера Рождества также является напоминанием о пещере, в которой был похоронен Иисус. На некоторых иконах Рождества Дева Мария изображена стоящей на коленях, а не полулежащей, что указывает на традицию, согласно которой Богородица родила Христа без боли (что противоречит предполагаемой ереси в несторианстве ). [ 19 ]
Византийская и православная традиция
[ редактировать ]-
Сцены из жизни Иисуса Христа, триптих . Константинополь, конец X века, слоновая кость. Музей дю Лувр
-
Андрей Рублёв , 1405 год, в Московском Кремле.
-
Армянская миниатюра Рождества Спасителя, 1232 г.
Поздневизантийская традиция в Западной Европе
[ редактировать ]-
Мастер Педре , Богородица с младенцем в величии и поклонение волхвов , романская фреска, Испания, ок. 1100
-
Мозаика в византийском стиле, Палермо , 1150 г.
-
Средневековые мозаики Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме имеют более классический стиль.
Западный имидж
[ редактировать ]
Запад перенял многие из византийских иконографических элементов, но предпочел конюшню, а не пещеру, хотя , созданная Дуччо под византийским влиянием, версия Маэста пытается использовать и то, и другое. Акушерки постепенно выпали из западных изображений, поскольку латинские богословы не одобряли эти легенды; иногда остается ванна, либо уже готовая, либо Мария, купающая Иисуса. Акушерок до сих пор можно увидеть там, где сильно византийское влияние, особенно в Италии; как и в Джотто , можно передать Иисуса его матери. В период готики на Севере раньше, чем в Италии, развивается возрастающая близость между матерью и ребенком, и Мария начинает держать ребенка на руках, или он смотрит на нее. Сосание очень необычно, но иногда проявляется. [ 20 ]
На образ в позднесредневековой Северной Европе часто влияло видение Рождества святой Бригитты Шведской (1303–1373), очень популярного мистика. Незадолго до своей смерти она описала видение младенца Иисуса, лежащего на земле и самого излучающего свет, и описывает Деву как светловолосую; во многих изображениях другие источники света в сцене уменьшались, чтобы подчеркнуть этот эффект, и Рождество очень часто обрабатывалось светотенью вплоть до барокко. Другие детали, такие как единственная свеча, «прикрепленная к стене», и присутствие Бога-Отца наверху, также взяты из видения Бриджит:
...дева с великим благоговением преклонила колени в молитвенной позе, а ее спина была повернута к яслям... И пока она стояла так в молитве, я увидел, как ребенок в ее утробе двинулся и вдруг через мгновение она родила сына, от которого исходил такой неизреченный свет и великолепие, что солнце не могло сравниться с ним, и свеча, которую поставил там святой Иосиф, вообще не давала никакого света, божественный свет полностью уничтожал материальный свет свечи... Я увидел славного младенца, лежащего на земле обнаженного и сияющего. Его тело было чисто от всякой грязи и нечистоты. Потом я услышал и пение ангелов, которое было чудесной сладости и великой красоты... [ 21 ]
После этого Богородица становится на колени, чтобы помолиться своему ребенку, к которому присоединяется Святой Иосиф, и это (технически известное как «Поклонение Христу» или «Младенца») становится одним из самых распространенных изображений в 15 веке, во многом заменяя Лежащая Богородица на Западе. Версии этого изображения встречаются еще в 1300 году, задолго до видения Бриджит, и имеют францисканское происхождение. [ 22 ]

Святой Иосиф , традиционно считающийся стариком, часто изображается спящим в «Рождествах», а на некоторых изображениях он становится несколько комичной фигурой, неопрятно одетым и неспособным помочь в делах. На некоторых изображениях, преимущественно немецких, он носит еврейскую шапку . [ 23 ] В средневековых мистериях он обычно был комической фигурой, дружелюбной, но несколько неспособной, хотя иногда он разрезал свой чулок , чтобы сделать пеленку для ребенка. [ 24 ] или разжечь огонь.
Культ святого Иосифа все больше пропагандировался в позднем средневековье на Западе францисканцами и другими. Его праздник был добавлен в Римский Бревиарий в 1479 году. К 15 веку он часто становится более достойным, и это улучшение продолжалось в эпоху Возрождения и барокко , пока возрождение Марианского акцента в 17 веке снова часто не оставляет его на обочине. Рождественские композиции. Свеча, зажженная святым Иосифом в видении Бриджит, становится атрибутом, который он часто изображает держащим, зажженным или незажженным, средь бела дня.
В полностью иллюминированный Часослов было нормально включать страницы, иллюстрирующие все четыре из « Рождества» , « Вещения пастухам» , « Поклонения волхвов» и « Бегства в Египет» (и/или « Избиения невинных» ) как часть восемь изображений в последовательности Часов Богородицы . [ 25 ] Изображения Рождества становились все более популярными в панно в 15 веке, хотя на алтарях Святому Семейству часто приходилось делить пространство изображения с портретами дарителей . В ранней нидерландской живописи обычный простой сарай, мало изменившийся по сравнению с поздней античностью, превратился в тщательно продуманный разрушенный храм, изначально романский по стилю, который представлял собой ветхое состояние еврейского Завета закона Ветхого . Использование романской архитектуры для идентификации еврейской, а не христианской обстановки является постоянной чертой картин Яна ван Эйка и его последователей. [ 26 ] В итальянских произведениях архитектура таких храмов стала классической, отражая растущий интерес к древнему миру. [ 27 ] Дополнительной ссылкой на эти храмы была легенда, изложенная в популярном сборнике « Золотой легенды» , о том, что в ночь рождения Христа базилика Максенция в Риме, в которой, как предполагалось, находилась статуя Ромула , частично рухнула на землю. , оставив впечатляющие руины, которые сохранились до наших дней. [ 28 ]
Символика руин
[ редактировать ]Символика руин в картинах «Рождество» и «Поклонение волхвов» впервые возникла в раннем нидерландском искусстве примерно в середине пятнадцатого века в отчетливом романском стиле. [ 29 ] Ранние нидерландские художники начали ассоциировать этот стиль с архитектурой Святой Земли , в отличие от смутного ориентализма более ранних изображений. В этом контексте романские здания представляли собой иностранную, старую эпоху еврейского и/или языческого мира, противоположную родному готическому стилю того периода. Этот контраст между двумя хронологическими периодами – готским и романским – заменил прежний контраст между географическими сферами – западной и восточной. Главный посыл этих руин в этих картинах заключается в том, что древние здания должны были разрушиться, чтобы христианство восторжествовало. [ 30 ]

Действительно, включение развалин идеально подходило для образов «Рождества» и «Поклонения волхвов». Рождение Христа, представленное в Рождестве, символизирует рождение христианства, новой эры, которая пришла с «разрушением» старых эпох иудаизма и язычества. После этого « Поклонение волхвов » символизирует распространение и принятие христианства во всем мире, причем каждый из трех царей представляет один из трех континентов, известных в то время. Таким образом, разрушенные здания символизируют «падение неверия и спасение верующих через основание Христом Своей церкви». [ 31 ]
Однако Рождество и рождение Христа не означает полного отказа от старого. Хотя еврейский народ не признает Христа своим Спасителем, христианство считает, что израильтяне пророчествовали о пришествии Христа на протяжении всего Ветхого Завета . Этот парадокс оставался неразрешенным в средние века, когда отношения между иудаизмом и христианством были весьма двойственными. Эта двойственность была решена ранними нидерландскими художниками, которые начали использовать романский стиль, а затем символику руин, которые выражают продолжение между Ветхим и Новым Заветом . В конечном счете, рождение Христа под руинами романского периода символизирует гармонию и примирение настоящего с прошлым. [ 32 ] Таким образом, Рождество символизирует «переход между эпохой пророчества и эпохой его исполнения». [ 33 ]
Символика руин в картинах «Рождество» и «Поклонение волхвов» вскоре была перенята художниками итальянского Возрождения , которые начали писать руины классических зданий, а не романских. Та же идея преемственности Ветхого и Нового Завета присутствует и в творчестве итальянских художников, но здесь есть дополнительный усложняющий фактор: гуманистический идеал эпохи Возрождения . Художники должны были изображать победу христианства над язычеством, т. е. античным миром, несмотря на то, что они жили во времена античного возрождения. Поэтому, хотя здания, изображенные итальянскими художниками, были в плачевном состоянии, они все же сохранили «все величие классического содержания». [ 34 ] Целью художников эпохи Возрождения было переосмыслить постсредневековые отношения между античностью и христианством. [ 35 ] Таким образом, для итальянских художников того периода Рождество и, следовательно, рождение Христа стали слиты с «собственным представлением того периода о себе как о возрождении». [ 36 ] Образы «Рождества» и «Поклонения волхвов» в эпоху итальянского Возрождения были свидетельством исторического сознания, в котором руины служили документами славного языческого прошлого, ожидающими изучения и подражания. [ 37 ]
Средневековый
[ редактировать ]Раннесредневековые западные образы
[ редактировать ]-
Самая ранняя западная Мадонна с Младенцем из Келлской книги в начале Евангелия от Матфея. в. 800
-
Рождество и Благовещение пастухам из Бамбергского апокалипсиса 1000–20, Оттониан
-
Немецкая иллюминированная рукопись с двумя сценами волхвов, ок. 1220
-
Изображено в раннем английском Миссале ок. 13.10 –13.20
Готика
[ редактировать ]-
Стекло XII века из базилики Сен-Дени в Париже, с подходящим ложем для Марии.
-
Французское стекло XIII века в Кентерберийском соборе с полной историей волхвов и типологически связанными сценами.
-
Английский алебастр с Марией в постели в сопровождении акушерки.
-
Французский триптих из слоновой кости XIV века, изображающий Благовещение, Посещение, Рождество, где, что необычно, Иосиф держит младенца, пока Мария спит; Представление и волхвы.
Международная готика
[ редактировать ]-
Представление во Храме и Бегство, с легендами об идоле и весне, Мельхиор Бродерлам , Бургундия , ок. 1400
-
Чудеса пальмы и кукурузы во время бегства в Египет, из часослова , ок . 1400
-
На этом панно Конрада фон Зоста 1403 года Святой Иосиф готовит еду, пока Мария заботится об Иисусе.
-
Большую степень сентиментальной проработки демонстрирует эта немецкая миниатюра 1420 года.
Проторенессанс в Италии
[ редактировать ]-
кафедры Рельеф из Пизанского баптистерия работы Николы Пизано , 1260 год, по стилю основан на рельефах римских саркофагов.
-
«Рождество в капелле Скровеньи» по Джотто композиции и стилю очень близко к скульптуре в Пизе.
-
Бернардо Дадди находился под влиянием картин Джотто в сторону реализма.
-
Таддео Гадди написал первую большую ночную сцену в « Благовещении пастухам» .
Ренессанс и после
[ редактировать ]Начиная с XV века, « Поклонение волхвов» все чаще становилось более распространенным изображением, чем собственно Рождество, отчасти потому, что сюжет имел множество живописных деталей и богатую окраску, а отчасти потому, что картины становились больше и давали больше места для более людных людей. предмет. Эту сцену все чаще отождествляют с Поклонением пастухов, их иногда показывали вместе начиная с позднего средневековья, хотя со времен поздней античности . На Западе у волхвов образовались большие экзотически одетые свиты, которые иногда грозили перенять состав ко времени Возрождения; несомненно, в некоторых примерах наблюдается потеря концентрации на религиозном значении сцен, особенно во Флоренции XV века , где большие светские картины все еще были значительной новинкой. Большая и знаменитая настенная живопись «Шествие волхвов в капелле волхвов Палаццо Медичи» , написанная Беноццо Гоццоли в 1459–1461 годах и полная портретов семьи, раскрывает свой религиозный сюжет только благодаря своему расположению в часовне. , и его заявленное название. Практически нет указаний на то, что именно этому сюжету посвящена сама работа, хотя алтарный образ часовни был «Поклонение в лесу» Филиппо Липпи (ныне Берлин).
С XVI века простые «Рождества», в которых присутствует только Святое семейство, стали явным меньшинством, хотя Караваджо возглавил возвращение к более реалистичной трактовке «Поклонения пастухов» . Композиции, как и большинство религиозных сцен, становятся более разнообразными, поскольку художественная оригинальность становится более ценной, чем иконографическая традиция; работы, иллюстрированные Жераром ван Хонтхорстом , Жоржем де Латуром и Шарлем Лебреном из « Поклонения пастухов», демонстрируют разные позы и действия Марии, ни одно из которых не совпадает с традиционными. Эта тема становится на удивление редкой в художественном мейнстриме после XVIII века, даже несмотря на общий упадок религиозной живописи. Иллюстрации Уильяма Блейка к книге «Утро Рождества Христова» представляют собой типично эзотерическую трактовку акварелью . Эдвард Бёрн-Джонс , работая с Morris & Co. , создал крупные работы на эту тему, в том числе набор витражей в Троицкой церкви в Бостоне (1882 г.), гобелен « Поклонение волхвов». (десять экз., 1890 г.) и картина на ту же тему (1887 г.). Популярные религиозные изображения продолжают процветать, несмотря на конкуренцию со стороны светских рождественских изображений.
Раннее Возрождение
[ редактировать ]-
Пьеро делла Франческа (незаконченный)
-
Доменико Гирландайо с классическими руинами
-
Боттичелли ; его покровители, семья Медичи , изображены в виде волхвов и их свиты.
Высокое Возрождение
[ редактировать ]-
На этом терракотовом рельефе Джованни делла Роббиа изображен Младенец Христос как часть Святой Троицы , которой поклонялись Мария, Иосиф и францисканские святые.
-
Это сложное «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи так и не было завершено.
-
Дони Тондо представляет собой Святое Семейство, отдыхающее на пути в Египет; Микеланджело .
-
Встреча Младенца Христа и Иоанна Крестителя была популярной темой Рафаэля .
Возрождение в Северной Италии.
[ редактировать ]-
Поклонение пастухов , Мантенья
-
Джорджоне , Рождество , ок. 1507
-
Лоренцо Лотто , 1523 год.
Северное Возрождение
[ редактировать ]-
Алтарь Эльхофена, Германия, по видению святой Бригитты.
-
Алтарь Варфоломеуса Брюйна, Святой Иоганн Креститель Эссен
-
Иоахим Патинир , Бегство в Египет . Справа чудо кукурузы , вверху слева падающий идол.
маньеризм
[ редактировать ]-
Поклонение пастухов , Бронзино
-
Дирк Барендс , 1565, Янскерк (Гауда)
-
Якопо Бассано , Поклонение волхвов
Барокко и Рококо
[ редактировать ]-
Эль Греко , Барокко Поклонение пастухов, освещенное Младенцем Христом
-
Поклонение волхвов , Рубенс , 1634 г.
-
Герард ван Хонтхорст «Поклонение пастухов» под влиянием Святой Бригитты.
-
Поклонение пастухов , Шарль Лебрен
После 1800 г.
[ редактировать ]-
Романтический отдых в полете , Филипп Отто Рунге , 1806 г.
-
Полет Карла Шпицвега , 1875-9 гг.
-
Британский -востоковед художник Эдвин Лонг , Anno Domini , 1883 год, показывает прибытие в Египет.
-
Витраж конца XIX века "Поклонение пастухов и волхвов" Кельнского собора .
-
Рождество Гюстава Доре 1891 г.
-
Путешествие волхвов» « Джеймс Тиссо , 1894 год. Как и большинство его библейских иллюстраций, трактуется в основном как ориентализм.
-
Поль Гоген , 1896 год, таитанская обстановка.
-
Адольф Хельцель , 1912 год.
Популярное искусство
[ редактировать ]-
, 17 век. Народная живопись Микаэля Топпелиуса
-
Вертеп Франческо Ландонио около 1750 года.
-
Иллюстрация к Библии c. 1900 г.
-
Рождественские ясли, сделанные Биллом Иганом из Флориды, 21 век.
См. также
[ редактировать ]- Рождество Иисуса в более поздней культуре для интерпретации в других формах искусства (музыке, опере, романах и т. д.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мэтью: 1:21. Имя Иисус является библейской греческой формой еврейского имени Джошуа, что означает «Бог, наше спасение».
- ^ Шиллер:58
- ^ Луки 2:21
- ^ Даты немного различаются в зависимости от церкви и календаря - см. соответствующие статьи. В частности, восточные православные церкви отмечают посещение волхвов, а также Рождество 25 декабря по литургическому календарю , то есть 7 января по обычному григорианскому календарю .
- ^ Шиллер:105
- ^ Шиллер:60
- ↑ Эта тема возникает только во второй половине XIV века. Шиллер: 124. В некоторых православных традициях старший мальчик защищает Иосифа от «пастыря-искусителя» в главном вертепе.
- ^ Шиллер: 117–123. Инцидент с финиковой пальмой также описан в Коране . Существуют две разные легенды о падающих статуях: одна связана с прибытием семьи в египетский город Сотина, а другая обычно изображается на открытой местности. Иногда показаны оба.
- ^ См., например, «Мадонну в скалах» Леонардо.
- ^ Шиллер:59
- ^ Шиллер:100
- ^ Шиллер: 60. Фактически этот смысл Аввакума можно найти в еврейской и греческой Библии, но Иеронима латинская Вульгата , за которой следует Авторизованная версия , переводится иначе: «О Господь, оживи дело Твое среди лет, среди годы дают знать» в AV
- ^ Шиллер: 59–62.
- ^ Гора соответствует библейским стихам, таким как Аввакум 3.3 «Бог [пришел] с горы Фаран» и титулу Марии как «Святая гора». Шиллер:63
- ^ отчасти отражающее расположение в церкви Рождества Христова, где паломники уже заглядывали под алтарь в настоящую пещеру (сейчас алтарь значительно выше). Иногда показывают настоящий алтарь. Шиллер:63
- ^ Шиллер: 62-3
- ^ Шиллер: 62–63.
- ^ Шиллер:66. В поздних делах молодой человек может отразить искусителя. См.: Леонид Успенский. Значение икон , с. 160, 1982, Свято-Владимирская семинария , ISBN 0-913836-99-0 . На стр. 157–160 содержится полное описание позднейшей православной иконографии Рождества Христова.
- ^ Успенский, Леонид ; Лосский, Владимир (1999), Значение икон (5-е изд.), Крествуд, штат Нью-Йорк: Свято-Владимирской семинарии Издательство , с. 159, ISBN 0-913836-99-0
- ^ Шиллер:74
- ^ Цитируется Шиллер: 78
- ^ Шиллер: 76-8
- ^ Например Шиллер, рис. 173 и 175, оба из Нижней Саксонии между 1170 и 1235 годами, и рис. 183, немецкий язык 14 века.
- ^ примерно с 1400; видимо эта деталь взята из популярных песен. Шиллер:80
- ^ Хартан, Джон, Часослов , стр.28, 1977, Thomas Y Crowell Company, Нью-Йорк, ISBN 0-690-01654-9
- ^ Шиллер, стр. 49–50. Пёртл, Кэрол Дж. Вашингтонское «Благовещение» Ван Эйка: время повествования и метафорическая традиция , стр. 4 и примечания 9–14, Art Bulletin , март 1999 г. Ссылки на страницы относятся к онлайн-версии. онлайн-текст . Также см. «Иконография Храма в искусстве Северного Возрождения» Йоны Пинсон. Архивировано 26 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Шиллер: 91-82.
- ^ Ллойд, Кристофер , Картины королевы, Королевские коллекционеры на протяжении веков , стр.226, Публикации Национальной галереи, 1991, ISBN 0-947645-89-6 . На самом деле базилика была построена в IV веке. Некоторые более поздние художники использовали останки как основу для своих изображений.
- ^ Панофски, Эрвин (1971). Ранняя нидерландская живопись: ее истоки и характер . Лекции Чарльза Элиота Нортона, 1947–1948 гг. Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 131–141.
- ^ Хуэй, Эндрю (2015). «Рождение руин в адорационных картинах кватроченто» . Я Татти. Исследования итальянского Возрождения . 18 (2): 319–48. дои : 10.1086/683137 . S2CID 194161866 .
- ^ Хэтфилд, Раб (1976). Уффици Боттичелли «Поклонение»: исследование в живописном содержании . Принстонские очерки об искусстве, 2. Принстон (Нью-Джерси): Издательство Принстонского университета. п. 33.
- ^ Панофски, Ранняя нидерландская живопись: ее истоки и характер , стр. 137–139.
- ^ Герброн, Кирилл (2016). «Христос - камень: о поклонении ребенку Филиппо Липпи в Сполето». Я Татти. Исследования итальянского Возрождения . 19 (2): 257–83. дои : 10.1086/688500 . S2CID 192182697 .
- ^ Хэтфилд, Уффици Боттичелли «Поклонение»: исследование иллюстрированного содержания, с. 65.
- ^ Хуэй, «Рождение руин в поклонении кватроченто», 348.
- ^ Хуэй, «Рождение руин в поклонении кватроченто», 323.
- ^ Цукер, Пол (1961). «Руины. Эстетический гибрид» . Журнал эстетики и художественной критики . 20 (2): 119–130. дои : 10.2307/427461 . ISSN 0021-8529 . JSTOR 427461 .
Ссылки
[ редактировать ]
Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Vol. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, стр. 58–124 и рисунки 140–338, ISBN 0-85331-270-2