Ноттингемский алебастр
Ноттингемский алебастр — это термин, используемый для обозначения английской скульптурной индустрии, в основном относящейся к относительно небольшим религиозным резным изделиям, которая процветала с четырнадцатого века до начала шестнадцатого века. Резчики по алебастру работали в Лондоне, Йорке и Бертон-он-Тренте , и многие, вероятно, работали очень близко к сельским шахтам, но наибольшая концентрация была вокруг Ноттингема . Это привело к тому, что всю английскую средневековую продукцию стали называть «Ноттингемским алебастром».
Алебастр — минерал, состоящий из гипса и различных примесей, гораздо мягче и легче обрабатывается, чем мрамор, и является хорошим материалом для массового производства, хотя и не пригоден для использования на открытом воздухе. Резные изображения выполнялись в виде отдельных фигур, сборок для надгробных памятников, включая изображения в полный рост, но наиболее распространенными сохранившимися являются панели высотой примерно до 20 дюймов или 50 см из наборов для алтарных образов, которые можно было относительно легко транспортировать и вставлять в архитектурное окружение местного производства из камня или дерева по прибытии в пункт назначения. Они были привлекательны для менее богатых церквей и частных часовен знати. Сохранились некоторые полные ансамбли, демонстрирующие разное количество панелей; Размеры изображенного Рождества типичны. Сюжеты были те же, что и в расписных запрестольных образах, часто включавшие короткие циклы Жизни Христовой , особенно Страстей Христовых или Жития Богородицы . Поскольку декорации, вероятно, обычно не делались по конкретному заказу, в отличие от картин, здесь меньше местных святых или покровителей.
На протяжении всего периода их производства алебастровые изображения из Ноттингема пользовались огромной популярностью в Европе и экспортировались в больших количествах, причем некоторые из них попадали даже в Исландию, Хорватию и Польшу. Но, безусловно, крупнейшим экспортным рынком для этих изображений была Франция, где даже сегодня некоторые церкви сохраняют на месте свои английские алебастровые алтари, в отличие от Англии, где их сохранившиеся крайне редки. Скульптуры обычно были ярко окрашены, иногда полностью, иногда частично, но большая часть краски часто была потеряна, а остатки многих произведений в прошлом были полностью удалены дилерами, коллекционерами или музеями. Большинство алебастровых алтарей и религиозных резных изделий, кроме церковных памятников, оставшихся в Англии, были уничтожены во время английской Реформации , после чего многим мастерским пришлось сменить свою продукцию, чтобы сосредоточиться на церковных памятниках.
История
[ редактировать ]Алебастр, используемый в промышленности, добывался в основном в районе Южного Дербишира, недалеко от Татбери и Челластона . Мастера были известны под разными именами, такими как алебастровщики , керверы , мраморщики и имиджмейкеры .
Могила Джона Элтема, графа Корнуолла , умершего в 1334 году, в Вестминстерском аббатстве , является ранним примером очень высокого качества. 6 июня 1371 года Питеру Мейсону из Ноттингема была произведена оплата остатка в 300 марок за стол (алтарь) из алебастра, сделанный им и помещенный на Главный алтарь в свободной часовне Святого Георгия Виндзорского . Выполнение этого заказа обошлось в 200 фунтов стерлингов и потребовало 10 телег, 80 лошадей и 20 человек для перевозки его до места назначения. Осенью 1367 года путешествие заняло семнадцать дней, а транспортные расходы составили 30 фунтов стерлингов. Церковь в Тонге, Шропшир, содержит особенно прекрасную последовательность гробниц семьи Вернон, относящихся к 15 и 16 векам. [1]
Алебастровые религиозные изображения в английских церквях, возможно, пережили роспуск монастырей в 1530-х годах, но большинство из них не пережили правление короля Эдуарда VI после Закона 1549 года об убрании книг и изображений, предписывающего уничтожить все изображения. Действительно, через восемь месяцев после этого акта, в январе 1550 года, английский посол во Франции сообщил о прибытии трех английских кораблей, нагруженных алебастровыми изображениями для продажи в Париже, Руане и других местах. Были ли это новые изображения или удалены из английских церквей, не совсем ясно.
С середины шестнадцатого века мастерские сосредоточились вместо этого на лепке алебастровых гробниц или церковных памятников, на которые не повлияло протестантское аниконство . Действительно, они становились все больше и сложнее, и теперь ими пользовались более богатые купеческие классы, а также знать и дворянство. Вертикальные памятники, установленные у стен, обычно заменяли старые лежачие изображения. В Музее Виктории и Альберта есть тщательно продуманная рельефная панель с изображением Аполлона и муз , датированная примерно 1580 годом и вероятно английская. [2]
Промышленность выживала в меньших масштабах, поставляя церковные памятники, которые все чаще создавались скульпторами с академическим образованием, пока падение цен на мрамор и истощение большинства английских карьеров не сделали алебастр все более редким материалом для английских скульпторов к концу 18 века.
В Испании была следующая по величине средневековая алебастровая промышленность, изделия которой не всегда легко отличить от английских работ, но изделия также производились во Франции, Нидерландах и других странах Европы.
Формы
[ редактировать ]Индустрия скульптуры эволюционировала и начала производить две основные формы: панели и статуи. Тонкие панели с горельефом , обычно размером около 40 на 25 см, обычно происходят из серии, посвященной Страстям или Жизни Христа , которые были установлены в деревянном каркасе в качестве алтарей или использовались богатыми в качестве домашних религиозных произведений, установленных в деревянный триптих с закрывающимися дверцами. XV века Алтарь Найлу на юго-западе Франции является примером набора из пяти панелей, который сохранился на месте .
Многие статуи были меньше этой, но есть и более крупные. Примером гораздо более крупной статуи, высотой три фута, отдельно стоящей, но с плоской спиной, является Вестминстерская Богоматерь , которая сейчас находится в Лондоне, но найдена торговцами произведениями искусства во Франции. Обнаружение в 1863 году обезглавленного, но стилистически почти идентичного алебастрового изображения, захороненного на погосте Всех Святых, Бротона, Крейвена , позволяет предположить, что, как это, видимо, обычно и бывает, статуя представляла собой стандартную модель, несколько раз повторенную мастерской, и вероятно, производятся на склад, а не по получении определенной комиссии. Экспорт, как и лучше документированная современная экспортная торговля иконами критской школы , обычно производился оптом для продажи дилерам, которые затем находили покупателей на местном уровне.
Большинство сохранившихся экземпляров утратили большую часть лакокрасочного покрытия, но окраска резьбы была неотъемлемой частью производства. Цвета обычно были очень яркими: мантии раскрашивались в алые и синие цвета, волосы и аксессуары, такие как короны и скипетры, часто были позолочены, а пейзажи украшались характерными узорами ромашек, часто на темно-зеленом фоне. Формованный и позолоченный левкас также использовался для придания дополнительного богатства резным фигуркам, которые должны были быть ярко окрашены, поскольку в большинстве случаев их можно было увидеть только на расстоянии при свете свечей.
Сюжетами скульпторов служило обычное содержание запрестольных образов, чаще всего сцены из Жития Христа или Жития Богородицы . Существует предмет, по-видимому, уникальный для английских алебастров, Лоно Авраамовой Троицы , вариант Трона Милосердия , который встречается чаще, а Мадонна с Младенцем часто представляет собой более крупную отдельно стоящую статую, как, например, Вестминстерский пример. . Другие предметы включают жизнь святых, в том числе Томаса Беккета , и, в исключительных случаях, в музее Виктории и Альберта есть прекрасная отдельная голова Иоанна Крестителя . [3] предмет популярного религиозного культа со второй половины XV века вплоть до Реформации, который включал пост по средам для получения особых милостей.
Лоно Авраама Троицы
[ редактировать ]Редкой иконографией , по-видимому, уникальной для английского алебастра, является « Лоно Авраамовой Троицы », где в композиции типа «Трон Милосердия» группа крошечных фигурок видна в салфетке, которую держит или поддерживает между руками Бога-Отца. . [4] Известно пять примеров отдельно стоящих статуй: в Музее коллекции Баррелла в Глазго, Музее изящных искусств в Бостоне. [5] и еще девять панелей. Тема сочетает в себе элементы Западной Богородицы Милосердия и русских икон Покрова , хотя это не обязательно прямое влияние и, вероятно, было связано с посвящением Всех Святых .
Сцены из жизни Томаса Беккета
[ редактировать ]Есть панели, показывающие сцены из жизни Томаса Беккета:
- Посвящение Томаса Бекета в сан архиепископа.
- Встреча Святого Фомы с Папой в Сансе в 1164 году.
- Сент-Томас приземляется в Сэндвиче
- Мученичество святого Фомы
-
Святой Томас Беккет возведен на трон архиепископа Кентерберийского из ноттингемского алебастра в Музее Виктории и Альберта.
-
Встреча Святого Фомы с Папой в Сансе
-
Мученичество Святого Фомы из Британского музея
-
Мученичество святого Фомы
Другие панели и статуи
[ редактировать ]-
Полихромное распятие , английский язык, конец 15 века, Национальный музей в Варшаве.
-
Испанцы были другими главными средневековыми резчиками по алебастру в средневековой Европе . Эта Троица либо английская, либо испанская.
-
Необычайно изысканная статуя Святого Георгия и Дракона.
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]Скульпторы по алебастру добились такого успеха, что это превратилось в важную экспортную торговлю. Работы по-прежнему можно найти в церквях и музеях по всей Европе, а также в таких отдаленных местах, как Хорватия, Исландия и Польша. [6]
В Музее Виктории и Альберта и Музее Ноттингемского замка хранятся две основные коллекции Ноттингемского алебастра в Соединенном Королевстве. Коллекция в Ноттингеме включает три алебастровые фигуры, изображающие Деву Марию, Святого Петра и епископа. Они были обнаружены на месте церкви Св. Петра во Флоуфорде в 1779 году. В Институте парикмахеров в Бирмингеме есть очень большая одиночная рамка с изображением Коронации Богородицы.
Некоторые части, такие как Алтарь Найлу, остаются на своих местах в континентальных церквях. Полные алтари с серией сцен имеются в музее собора Сантьяго-де-Компостела и в Музее Каподимонте в Неаполе.
Исключительно большую Богоматерь с Младенцем (36 дюймов в высоту), известную как Вестминстерская Богоматерь , созданную около 1450 года в Ноттингеме и экспортированную оттуда во Францию, можно найти в Часовне Леди Вестминстерского собора в Лондоне, откуда она была установлена после покупки. на Парижской выставке 1954 года. Это изображение до сих пор несет в себе многочисленные следы своей первоначальной полихромии, такие как характерный «ромашка» на темно-зеленом фоне в основании, красный и синий цвета в складках одежды и позолота на застежках короны и мантии. . Это изображение стилистически очень похоже на изображение, найденное на кладбище Бротон-ин-Крэйвен, и, возможно, оно было сделано из той же мастерской. Было обнаружено более дюжины английских алебастровых статуй Мадонны с Младенцем, в основном найденных во Франции; самый маленький из них имеет высоту 16 дюймов и соответствует размеру Вестминстерской статуи. [7]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дженкинс, Саймон , Тысяча лучших церквей Англии , стр. 582-583, 1999, Аллен Лейн, ISBN 0-7139-9281-6
- ^ Аполлон и музы, Виктория и Альберта [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Глава Виктории и Альберта Иоанна Крестителя [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Найджел Рамзи в: Джонатан Александр и Пол Бински (редакторы), Age of Chivalry, Art in Plantagenet England, 1200–1400 , стр. 514–515, Королевская академия / Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1987 г.
- ^ Рэмси, цитата; Изображение Бостона [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Из страны льда и огня: исландские иммигранты в Мидлендсе в пятнадцатом веке , Скотт К. Ломакс, История Мидленда, 2023 г.
- ^ Вестминстерский собор: От тьмы к свету , Патрик Роджерс, с. 37, Международная издательская группа Continuum, 2003, ISBN 0-86012-358-8
Источники
[ редактировать ]- Отчеты района Ноттингем, Ноттингем, Thomas Forman & Sons, 1914 г.
- Средневековая английская резьба по алебастру в замковом музее Ноттингема, Фрэнсис Читам , Комитет художественных галерей и музеев Ноттингема, 1973 г.
- Английские средневековые алебастры: С каталогом коллекции Музея Виктории и Альберта, Фрэнсис Читам , Phaidon Christie's, 1984, ISBN 978-0-7148-8014-3
- Алебастровые люди: священные изображения из средневековой Англии, Фрэнсис Читам , Дэниел Кац Ltd, 2001 г.
- Алебастровые изображения средневековой Англии (Лондонский музей средневековых находок (1150–1450), Фрэнсис Читам , The Boydell Press, 2003, ISBN 978-1-84383-028-3
- Английские средневековые алебастры: с каталогом коллекции Музея Виктории и Альберта, Фрэнсис Читам , второе издание, The Boydell Press 2005, ISBN 978-1-84383-009-2
- Английские алебастровые мадонны позднего средневековья, Карин Ланд, Издательство Дюссельдорфского университета, 2011, ISBN 978-3-940671-57-8