Испанская конфискация
Испанская конфискация представляла собой конфискацию и продажу собственности испанского правительства, в том числе католической церкви , с конца 18 века до начала 20 века. Это был долгий исторический, экономический и социальный процесс, начавшийся с так называемой «Конфискации Годой» в 1798 году (хотя прецедент был и раньше, во времена правления Карла III в Испании ) и завершившийся 16 декабря 1924 года.
Конфискация заключалась в принудительной экспроприации земли и собственности у « смертников » (т. е. католической церкви и религиозных орденов , которые накопили ее за счет грантов, завещаний и незавещаний ) и муниципалитетов. Затем правительство продало недвижимость на рынке или через публичные аукционы . [ 2 ] Подобное явление произошло и в других странах, например, в Мексике . [ примечание 1 ]
Основной целью в Испании было получение денег для погашения государственных долговых ценных бумаг, известных как vales reales, которые государство выпускало для финансирования самого себя. Правительство также надеялось увеличить национальное богатство, создать буржуазию и средний класс фермеров, владеющих землями, которые они обрабатывали, и создать капиталистические условия (например, приватизацию и сильную финансовую систему), чтобы государство могло собирать больше налогов. Конфискация была одним из политических орудий, с помощью которых испанские либералы изменили систему собственности Ancien Régime в первой половине XIX века.
Конфискация при старом режиме
[ редактировать ]Предложения Олавиде и Ховельяноса
[ редактировать ]Официальные лица объясняли трудности испанского сельского хозяйства во время Ancien Régime количеством амортизированной собственности, принадлежащей «mortmains» (в первую очередь церкви и муниципалитетам). Эти земли, как правило, плохо обрабатывались и оставались вне рынка, поскольку были неотчуждаемы , т. е. не могли быть проданы, заложены или подарены. Это привело к росту цен на «свободную» землю, а амортизированное имущество не подлежало налогообложению из-за привилегий его владельцев. [ 3 ] В отчете 1787 года Хосе Моньино , 1-й граф Флоридабланки и министр Карла III , жаловался на «серьезный ущерб от амортизации». [ 4 ]
Пабло де Олавиде и Гаспар Мельчор де Ховельянос предложили продать вышедшие из употребления солнечные батареи : невозделываемые и необитаемые муниципальные земли, которые обычно использовались в качестве пастбищ для скота.
Олавиде рассматривал защиту скота как причину отсталости сельского хозяйства и утверждал, что «все земли должны быть задействованы». По его предложению, вышедшие из употребления солнечные батареи будут продаваться в основном богатым, поскольку у них есть средства для обработки земли, а меньшее количество будет зарезервировано для фермеров, у которых есть две пары волов. Вырученные средства будут использованы для создания провинциального сберегательного банка , который будет предоставлять средства на общественные работы, такие как дороги, каналы и мосты. [ 5 ]
Предложение Ховельяноса было гораздо более радикальным, потому что в отличие от Олавиде, который призывал к продаже только вышедших из употребления солнечных батарей, тем самым уважая муниципальные ресурсы, он предлагал приватизировать «муниципальные земли», включая муниципальную собственность, приносящую налоговые поступления. Ховельянос, ярый сторонник экономического либерализма , защищал «свободную и абсолютную» продажу этой недвижимости без каких-либо различий между потенциальными покупателями. В отличие от Олавиде, его не беспокоила возможность того, что земля перейдет в руки нескольких магнатов, поскольку, как отмечал Франсиско Томас-и-Валиенте , он считал «освобождение» вышедших из употребления соляриев и муниципальных земель «хорошим шагом». сам по себе». Идеи Ховельяноса, получившие широкое распространение через его «Доклад об аграрном праве» 1795 года , оказали гораздо большее влияние на либералов, начавших конфискации XIX века, чем предложения Олавиде, которые не получили такой широкой огласки. [ 6 ]
Олавиде и Ховельянос не выступали за конфискацию церковной собственности, но предлагали мирными средствами ограничить приобретение большего количества земли для церковных учреждений. Это предложение было отвергнуто Церковью и большинством членов Королевского совета , когда оно было поставлено на голосование в июне 1766 года. Две листовки в защиту этого предложения были включены в Index Librorum Prohibitorum испанской инквизиции : Отчет об аграрном праве (1795 г.), Ховельяносом и Договором об уплате роялти и амортизации (1765 г.) Педро Родригеса, графа Кампоманеса . [ 7 ]
Карл III
[ редактировать ]Пытаясь подавить бунты в Эскилаче весной 1766 года, коррехидор - интендант Бадахоса , приказал сдавать городскую собственность в аренду «нуждающимся соседям», отдавая приоритет поденщикам которые могли обрабатывать землю. Десятый граф Аранда , недавно назначенный Карлом III, королевским указом распространил эту меру на всю Эстремадуру 2 мая 1766 года, а в следующем году - на все королевство. В последующем приказе 1768 года объяснялось, что эта мера была призвана служить беднейшим фермерам и рабочим, способствовать «общему благу». [ 8 ] Однако мера была отменена 26 мая 1770 года.
Строго говоря, эта мера не была конфискацией, поскольку земля, о которой идет речь, не была продана; он был сдан в аренду и оставался собственностью муниципалитетов. Пришедший на смену королевский указ отдал приоритет аренде «рабочим одного, двух и трех иго», тем самым отказавшись от первоначальной социальной цели. Чтобы оправдать это изменение, правительство сослалось на «проблемы, возникшие в практике различных ранее изданных положений о распределении земель», ссылаясь на тот факт, что многие рабочие и беднейшие крестьяне, получившие земельные наделы, не могли обрабатывать землю. они должным образом и не имели средств для оплаты переписей, поскольку первоначальный указ не сопровождался кредитами.
Олавиде, который открыто критиковал первые меры, поскольку считал, что бенефициарам не хватает средств для полноценного использования земли, продолжил руководить проектами в Андалусии и регионе Сьерра-Морена , в рамках которых поселенцы получили достаточно денег, чтобы начать обрабатывать землю. они были предоставлены и первоначально были освобождены от налогов и переписей. [ 9 ]
Как отмечал Франсиско Томас-и-Валиенте, действия Карла III были вызваны скорее экономическими соображениями (необходимостью обрабатывать невозделываемые земли), чем стремлением к социальным реформам. Однако они были связаны с более широкой целью реформирования сельскохозяйственной экономики Испании. [ 10 ]
Конфискация Годоя
[ редактировать ]Во время правления Карла IV начали конфискацию Годоя. , в сентябре 1798 года, Мариано Луис де Уркихо и Мигель Каэтано Солер, министр финансов (занимавший эту должность во время правления Мануэля Годоя , отстраненного от власти на шесть месяцев), до). [ 11 ] Карл IV получил разрешение Святого Престола на экспроприацию земель, принадлежавших иезуитам и другим религиозным организациям, включая больницы, хосписы и колледжи-интернаты. В общей сложности конфискации составили шестую часть церковного имущества. [ 12 ]
Франсиско Томас-и-Валиенте назвал конфискацию Годоя поворотным моментом в связи конфискации с проблемами государственного долга, в отличие от подхода Карла III, который представлял конфискацию как способ реформирования (в очень ограниченной степени) аграрной экономики. Последующие либеральные конфискации XIX века продолжили подход конфискации Годоя, а не Карла III. [ 13 ]
Конфискация в 19 веке
[ редактировать ]Жозеф Бонапарт (1808–13)
[ редактировать ]18 августа 1809 года Жозеф Бонапарт приказал ликвидировать «все регулярные, монашеские, нищенствующие и клерикальные ордена», активы которых автоматически принадлежали нации. Таким образом, многие религиозные учреждения были распущены без учета канонического права .
Бонапарт также приказал провести меньшую конфискацию, при которой конфисковывалась не собственность, а доходы, полученные от собственности. Деньги пошли на поддержку французских войск в наполеоновских войнах . Эта конфискация закончилась в 1814 году. [ 14 ]
Кортесы Кадисские (1810–1814 гг.)
[ редактировать ]В марте 1811 года депутаты кортесов Кадиса (национального собрания Испании) признали огромный долг, накопленный в форме vales reales во время правления Карла IV — долг, который исполняющий обязанности министра финансов Хосе Канга Аргуэльес оценил в 7 миллиардов реалов. Отвергнув аргумент о том, что vales Reales следует признавать только по их рыночной стоимости, которая была значительно ниже их номинальной стоимости и привела бы к банкротству держателей и сделала бы невозможным получение новых кредитов, кортесы Кадиса одобрили предложение Аргуэльеса. . Предложение предусматривало конфискацию некоторых товаров из кладбищ, которые затем будут проданы с аукциона. Две трети аукционной цены пойдут на оплату государственных долговых ценных бумаг, которые включали в себя реалы предыдущего правления, а также новые «погашенные кредитные билеты», которые были выпущены с 1808 года для покрытия военных расходов . независимости Испании . Оставшаяся часть выручки от аукциона была направлена на выплату процентов и капитала государственного долга. [ 15 ]
Указ от 4 января 1813 года призывал конфисковать все вышедшие из употребления солнечные батареи, чтобы оказать «облегчение» гражданам, не владеющим землей, и «награду заслуженным защитникам родины». Для достижения сразу трёх целей — финансовой, патриотической и социальной — оно разделило конфискованное имущество пополам. Первая часть будет продана на аукционе, а вырученные средства пойдут на выплату государственного долга. Второй будет разделен на участки земли, которые будут отданы бесплатно людям, участвовавшим в войне, и за плату безземельным гражданам. Если последние получатели не уплатили пошлину, они теряли закрепленный за ней лот, что умаляло провозглашенную в указе социальную цель.
В указе от 13 сентября 1813 года, который включал предложение Аргуэльеса, термин «национальные блага» был применен к имуществу, которое подлежало конфискации. Объектами конфискации были сторонники Мануэля Годоя, французы, рыцари-госпитальеры и четыре испанских военных ордена ( Орден Сантьяго , Орден Алькантары , Орден Калатравы и Орден Монтеса ); монастыри и монастыри, закрытые или разрушенные во время войны; фермы Короны, за исключением мест, предназначенных для службы и отдыха короля; и половина вышедших из употребления муниципальных солнечных батарей. [ 16 ] По мнению Франсиско Томаса-и-Валиенте, этот указ так и не был выполнен из-за возвращения Фердинанда VII и абсолютного государства , но он установил правовые принципы и механизмы последующих конфискаций. [ 17 ]
Либеральное трехлетие (1820–23)
[ редактировать ]В 1820, после Конституции 1812 восстановления , «Триенио Либерал» вновь столкнулось с проблемой государственного долга, не решенной в течение шести лет абсолютистского правления (1814—20). 9 августа 1820 года новые суды подтвердили указ Кадисских кортесов от 13 сентября 1813 года, но добавили имущество, полученное испанской инквизицией, в список объектов конфискации. Новый указ отличался от предыдущих тем, что в нем измерялись vales reales по их номинальной стоимости, которая намного превышала рыночную стоимость. [ 18 ]
Поскольку рыночная стоимость долговых ценных бумаг была настолько низкой по сравнению с их номинальной стоимостью, денежные средства, уплаченные покупателями, были намного ниже оценочной цены — в некоторых случаях менее 15 процентов от номинальной стоимости. В результате в 1823 году некоторые депутаты предложили приостановить действие указа о конфискации и передать собственность арендаторам в собственность. Один из этих депутатов заявил, что «фермы были захвачены богатыми капиталистами, и они, как только они овладели ими, заключили новую аренду, обычно увеличивая арендную плату бедному фермеру, угрожая разориться, если они не платите вовремя». Но, несмотря на критику, процесс конфискации продолжился без изменений. [ 19 ]
Приказом от 8 ноября 1820 г. (который будет заменен другим указом от 29 июня 1822 г.) Триенио возобновил действие указа кортесов Кадиса от 4 января 1813 г. о продаже неиспользуемых земель и товаров муниципалитетов. [ 20 ] Указ от 1 октября 1820 года также предусматривал церковную конфискацию, о которой кортесы Кадиса не рассмотрели. Этот указ касался монастырей монашеских орденов; регулярные каноны , святого Бенедикта святого Августина и премонстрантов ; монастыри и коллегии военных орденов, рыцарей-госпитальеров, орденов Святого Иоанна Божия и братьев Вифлеемитов ; и «все другие больницы любого типа». Их имущество и недвижимое имущество «вносились в государственный кредит» как «национальное достояние», подлежащее немедленной конфискации. Несколько дней спустя, 11 октября 1820 года, был издан закон, запрещающий покупку недвижимости похоронными бюро - мера, впервые предложенная в 18 веке Родригесом и Ховельяносом. [ 21 ]
Конфискация Мендисабаля (1836–37)
[ редактировать ]Хуан Альварес Мендисабаль (премьер-министр королевы-регентши Марии Кристины ) и Паскуаль Мадос (министр финансов королевы Изабеллы II ) были ответственны за две наиболее важные либеральные конфискации. [ 12 ] в 1836 году В частности, церковная конфискация Мендисабаля имела серьезные последствия для экономической и социальной истории Испании.
Раздел земли был поручен муниципальным комитетам, которые воспользовались своей властью для создания крупных участков, доступных только очень богатым олигархам. [ 14 ] Мелкие фермеры не могли участвовать в конкурентных торгах, а землю покупали дворяне и городская буржуазия, препятствуя развитию настоящего среднего класса, который мог бы вывести Испанию из застоя. [ 22 ]
Поскольку конфискация распространялась только на рядовых священнослужителей, Церковь решила отлучить от церкви как продавцов, так и покупателей земли. В результате большинство людей предпочли не покупать лоты напрямую. Вместо этого они совершали покупки через посредников или подставных лиц . [ 12 ]
Конфискация Эспартеро (1841 г.)
[ редактировать ]2 сентября 1841 года вновь назначенный регент Бальдомеро Эспартеро приказал конфисковать поместья церкви и религиозных орденов на основании законопроекта, автором которого был министр финансов Педро Сурра Рулл. Закон был отменен три года спустя.
В 1845 году, во время Десятилетия умеренных , правительство попыталось восстановить отношения с Церковью, что привело к подписанию Конкордата 1851 года .
Конфискация Мадоза (1855 г.)
[ редактировать ]В период bienio progresista (в авангарде которого были Эспартеро и Леопольдо О'Доннелл ) министр финансов Мадос провел новую конфискацию, которая была проведена с большим контролем, чем у Мендисабаля. Приказ был опубликован в газете La Gaceta de Madrid 3 мая 1855 года, а указание выполнить его было дано 31 мая. Он включал земли и переписи штата; духовенства; военных орденов Сантьяго, Алькантары, Монтесы и Святого Иоанна Иерусалимского; братств , святилищ и святынь; бывшего инфанта ; Карлоса дона и о мертвецах. Религиозные школы и больницы Иоанна Божия были освобождены от налога, поскольку они сократили государственные расходы в этих областях.
Конфискация долгое время была предметом конфронтации между консерваторами и либералами, но наступил момент, когда все политические партии осознали необходимость использовать простаивающие активы для содействия экономическому развитию Испании. Применение закона Мадоса было приостановлено 14 октября 1856 г., но возобновилось два года спустя, 2 октября 1858 г., когда О'Доннелл был президентом Совета министров. Смена правительства не повлияла на аукционы, которые продолжались до конца века.
Хотя конфискация Мендисабаля привлекла больше внимания историков из-за ее продолжительности и социальных последствий, конфискация Мадоса привела к гораздо большему количеству продаж. [ 14 ] В 1867 году было продано 198 523 сельских и 27 442 городских имения. В период с 1855 по 1895 год государство собрало 7 856 000 000 реалов, что почти вдвое больше, чем было получено при конфискации Мендисабаля. Деньги шли в основном на покрытие дефицита бюджета, погашение государственного долга и общественные работы, при этом 30 миллионов реалов в год резервировались на «реконструкцию и ремонт» некоторых церквей.
Закон Мадоса называют гражданской конфискацией, но это неправильное название. Большое количество ферм, бывших общей собственностью народа, было фактически продано с аукциона, но гораздо больше проданной собственности принадлежало церкви, и особенно светскому духовенству . Тем не менее конфискация ферм, принадлежавших сельским испанцам, которые сильно от них зависели, обрекла миллионы людей на эмиграцию и пролетаризацию в городах. По оценкам, из всего имущества, проданного с аукциона, 35% принадлежало церкви, 15% - благотворительным организациям и 50% - муниципалитетам. [ нужна ссылка ]
Муниципальный статут 1924 года, выдвинутый Хосе Кальво Сотело , отменил законы о конфискации и, таким образом, положил конец конфискации Мадоса.
Последствия
[ редактировать ]Социальные
[ редактировать ]На момент конфискации Испанию можно было условно разделить на южную часть с преобладанием крупных поместий и северную часть мелких и средних ферм. По словам историка Ричарда Герра , одним из результатов конфискации стало то, что демография двух регионов резко разошлась в зависимости от размера лотов, выставленных на аукцион, и изменилась структура собственности на землю. [ 23 ] Небольшие участки обычно покупали жители близлежащих деревень, а более крупные – богатые испанцы, жившие в городах, часто далеко. [ 23 ] На юге очень немногие мелкие фермеры имели финансовые ресурсы, чтобы претендовать на покупку крупных поместий, что усиливало землевладение в регионе . Однако на севере этого обычно не происходило. [ 23 ]
Другим последствием стала приватизация коммунальной собственности, принадлежавшей муниципалитетам. Многие фермеры были лишены ресурсов, от которых зависело их выживание (например, дров и пастбищ), что способствовало эмиграции сельского населения в промышленно развитые районы страны или в Америку. Эта миграция достигла своего пика в конце 19 - начале 20 веков.
Религиозный
[ редактировать ]Конфискации также привели к эксклаустрации тысяч верующих правительством графа Торено . Королевский приказ о церковном исключении 1835 года, изданный 25 июля, запретил монастыри, в которых официально насчитывалось менее двенадцати членов. 8 марта 1836 года новый указ упразднил практически все монастыри (за некоторыми исключениями, такими как пиаристы и госпитальеры ), а указ от 29 июля 1837 года сделал то же самое для женских монастырей (кроме сестер милосердия ). [ 24 ]
Хулио Каро Бароха привлек внимание к фигуре старого, отчаявшегося священника, который — в отличие от молодых людей, многие из которых присоединились к карлистам или Национальному ополчению — жил, «терпя свои страдания, истощенный, преподавая латынь в школах или занимаясь другими делами». низкооплачиваемая случайная работа». [ 25 ] Таким образом, помимо экономических последствий, подавление религиозных орденов оказало «огромное влияние на социальную историю Испании». Каро Бароха цитирует либерального прогрессиста Фермина Кабальеро, который писал в 1837 году, вскоре после секуляризации, что «полное исчезновение религиозных орденов — это самый гигантский шаг, который Испания предприняла в настоящее время; это настоящий акт реформы и революции». ". [ 26 ]
Конфискации также изменили внешний вид городов Испании, секуляризовав их. Например, Салустиано де Олозага, баскский губернатор Мадрида , снес там 17 монастырей. [ 27 ]
Экономический
[ редактировать ]В результате конфискации с аукционов было выручено более 14 триллионов реалов, что улучшило состояние государственных финансов. Они также увеличили производительность сельского хозяйства страны и посевные площади, а также улучшили и специализировали сельскохозяйственные культуры за счет новых инвестиций землевладельцев. В Андалусии , например, значительно выросло производство оливок и вина. Однако эти достижения сопровождались негативными последствиями вырубки лесов . [ 28 ]
Кроме того, большинство простых испанцев пострадало из-за ущерба, нанесенного натуральному хозяйству , когда общинные земли, которые использовались в основном для выпаса скота, перешли в частные руки. [ 29 ]
Культурный
[ редактировать ]Многие картины (в том числе некоторые романские ) и монастырские библиотеки были проданы по низким ценам и в конечном итоге экспортированы в другие страны, хотя многие книги также поступали в публичные библиотеки или университеты. Другие попали в частные руки и пропали.
В результате конфискации многие здания, представляющие художественный интерес, такие как церкви и монастыри, были разрушены, но другие, такие как церковь Сан-Мартин в Куэльяре , были сохранены как музеи или другие общественные учреждения. [ 29 ]
Политический
[ редактировать ]Одной из целей конфискаций XIX века была консолидация либерального режима. Однако, хотя люди, купившие недвижимость на севере, сформировали новый класс мелких и средних землевладельцев, поддержавших режим, цель была подорвана приобретением крупными землевладельцами большей части конфискованных участков на юге Испании. [ 22 ]
Около половины конфискованных земель принадлежало крестьянам и другим сельским жителям, а сельские районы по-прежнему составляют 90% территории Испании. [ 30 ] Эти общинные земли поддерживали нестабильное хозяйство крестьян, а их конфискация означала разрушение крестьянского образа жизни и самоуправления. [ 31 ] [ 32 ]
Экологический
[ редактировать ]В результате конфискации миллионы гектаров леса попали в частные руки, были вырублены и распаханы, что нанесло огромный экологический ущерб, который виден и сегодня. Действительно, стоимость лесовосстановления , продолжающегося в течение 70 лет, намного превышает сумму, полученную от продажи.
Конфискации XIX века стали одной из крупнейших экологических катастроф для Пиренейского полуострова за последние столетия. Конфискация Мадоса, в частности, привела к приватизации огромных участков государственных лесов. Олигархи, купившие землю, расплачивались большей частью полученной с нее древесиной. Большая часть вырубки лесов на Пиренейском полуострове произошла в то время, что привело к исчезновению многих видов растений и животных в регионе. [ 33 ]
Другой
[ редактировать ]Конфискация монастырей способствовала модернизации испанских городов, превратив их из городов, в которых доминировали религиозные структуры, в буржуазные города с более высокими зданиями и новыми общественными пространствами. Многие бывшие монастыри стали общественными зданиями, включая музеи, больницы, офисы и казармы. Другие были снесены, чтобы освободить место для улиц, площадей и даже многоэтажных автостоянок. Третьи стали приходами или через аукционы перешли в частные руки. [ 34 ]
Многие старые достопримечательности, в основном в Кастилии и Мадриде, были снесены во время или в результате либеральных конфискаций.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, в Мексике был издан Закон о конфискации сельской и городской собственности гражданских и религиозных корпораций Мексики , получивший прозвище «закон лердо» 25 июня 1856 года президентом Игнасио Комонфортом . [1] 500 лет Мексики в документах: Закон Лердо. Закон о конфискации имущества церкви и корпораций
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Замок Велес-Бланко. История кражи». historia-y-arte.com
- ^ Франсиско Томас и Валиенте (1972). Политическая основа конфискации в Испании . п. 44.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 12-15.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 15.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 16-18.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 20-23.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 23-31.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 31-32.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 34-36.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 36-37.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 116-117.
- ^ Перейти обратно: а б с Эскудеро, Хосе Антонио (1995). Курс истории права . Мадрид.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 46-47.
- ^ Перейти обратно: а б с Томас и Брэйв, Ф.; Донеза, Дж; Колесо, Г; Моро, Дж. М. (1985). «Обесценивание» История ноутбуков . 16 (8). ISBN 84-85229-76-2 .
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 48-52.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 52.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 53-54.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 66-67.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 69.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 67-68.
- ^ Томас и Валиенте (1972) , с. 70-71.
- ^ Перейти обратно: а б Истории 20-го века. «Экономическая и социальная эволюция. Начало рабочего движения (1833–1875)» .
- ^ Перейти обратно: а б с Ричард Херр: Современная Испания , Marcial Pons, Ediciones de Historia SA, Мадрид, 2004 г. , ISBN 84-95379-75-9 .
- ^ Хулио Каро Бароха (1980). Введение в современную историю испанского антиклерикализма . стр. 160–161.
- ^ Хулио Каро Бароха (1980). Введение в современную историю испанского антиклерикализма . п. 161.
- ^ Хулио Каро Бароха (2008) [1980]. Введение в современную историю испанского антиклерикализма . п. 159.
- ^ Хулио Каро Бароха (2008). Каро Бароха . п. 160.
- ^ Франсиско Томас и Валиенте: Процесс конфискации земли в Испании , Сельское хозяйство и общество, ISSN 0211-8394, № 7, 1978, стр. 11-33
- ^ Перейти обратно: а б Франсиско Марти Гилаберт : Испанская конфискация , Ediciones Rialp SA, 2003, ISBN 84-321-3450-3
- ^ Министерство окружающей среды, сельских и морских дел. КОАГ. Публикация UAP (12 февраля 2009 г.). «Сельское население и общество» (PDF) .
- ^ «Права Страны Басков. Автор FEDHAV» (PDF) . 2004. ISSN 1699-5376 .
- ^ Маргарита Серна Вальехо. Журнал Юра Васкония, FEDHAV (2004). «Очерк коммунальной собственности» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 ноября 2014 года.
- ^ Институт Сааведры Фахардо. www.murciaeduca.es. «Пункт 11: Двойная гражданская и церковная конфискация (Изабель II)» (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Институт Сааведры Фахардо. www.murciaeduca.es. «Пункт 11: Двойная гражданская и церковная конфискация (Изабель II)» (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
Библиография
[ редактировать ]- Томас-и-Валиенте, Франциско (1972), Политические рамки конфискации в Испании (2-е изд.)
- Каро Бароха, июль (2008 г.), История испанского антиклерикализма (2-е издание) (в 1980 году было опубликовано 1-е изд.), Мадрид: Каро Раджио, ISBN 978-84-7035-188-4
- Хименес Лопес, Энрике (1996), Конец старого режима. Правление Карла IV , Мадрид: История 16 – Сегодняшние проблемы, ISBN 84-7679-298-0