Кафедральный собор Хака
Собор Святого Петра Апостола Хаки Собор Святого Апостола Петра | |
---|---|
![]() Боковой вход в собор Хака | |
Религия | |
Принадлежность | Католическая церковь |
Обряд | Римский обряд |
Церковный или организационный статус | Кафедральный собор |
Лидерство | Вакантный [ 1 ] |
Расположение | |
Расположение | Хака , Испания |
Географические координаты | 42 ° 34'13,8 дюйма с.ш. 0 ° 32'56,8 дюйма з.д. / 42,570500 ° с.ш. 0,549111 ° з.д. |
Архитектура | |
Тип | Церковь |
Стиль | романский стиль , готика , барокко , ренессанс |
Новаторский | 11 век |
Завершенный | 12 век |
Собор Святого Апостола Петра ( испанский : Catedral de San Pedro Apóstol ) — католическая церковь, расположенная в Хаке , в Арагоне , Испания . Это резиденция епархии Хака .
Это первый романский собор, построенный в Арагоне (1070-е – начало 12 века). [ нужна ссылка ] и один из старейших на Пиренейском полуострове. Его нынешний внешний вид является результатом более поздних дополнений и модификаций, внесенных, особенно в период раннего Нового времени (с конца 15 до конца 18 века). Собор был возведен по приказу короля Санчо Рамиреса , который после обновления в Риме своей вассальной присяги [ нужны разъяснения ] папе Александру II (1068 г.) получил от последнего право основать епископскую резиденцию в Хаке, тогдашней столице Арагонского королевства .
История
[ редактировать ]После того, как Хака стал столицей Арагона (1036 г.), в 1077 г. город получил статус епископской кафедры. Это сделало необходимым строительство соборной церкви. Дата начала строительства неизвестна, но обычно его считают примерно этой датой. Основная часть церкви была завершена около 1130 года. В 1395 году пожар уничтожил потолок собора, который в последующие годы был перестроен и существенно отремонтирован в начале 16 века. В тот же период были добавлены нефы и расширен центральный неф. В эпоху барокко были пристроены часовня Св. Горося, лоджия и монастырь, а интерьер получил алтарный образ и другие украшения.
В конце XVIII века одну из апсид снесли и перестроили, а центральную апсиду отремонтировали.
Описание
[ редактировать ]Собор имеет в целом романскую структуру, хотя некоторые элементы выполнены в стилях готики, ренессанса и барокко. План представляет собой неф и два нефа, с тремя апсидами и двумя внешними порталами, оба снабжены лоджиями (одна из которых в стиле ренессанс). Только одна из нынешних апсид является оригинальной. Из двух других центральный был отреставрирован в XVIII веке, а другой перестроен в то же время.

Неф и проходы разделены аркадами, поддерживаемыми опорами, которые попеременно имеют крестообразную и цилиндрическую форму - элемент, вдохновленный современными французскими постройками. Капители опор в коринфском стиле украшены декоративными мотивами с овощами и геометрическими фигурами. Потолок изначально был деревянным: в новое время его заменили крестовые своды . Большой купол на пересечении восьмиугольный. По четырем сторонам расположены несколько часовен, построенных с конца 15 до середины 17 века. Более ранние из них (посвященные Святому Кресту и Св. Августину) выполнены в стиле поздней готики, построенные в 16 веке (например, соборы Святого Михаила и Святого Иеронима) демонстрируют позднего Возрождения и маньеризма влияние ; часовня Св. Горося, полностью перестроенная в XVIII веке, выполнена в стиле барокко.
Произведения искусства в интерьере включают алтарный образ капеллы Святого Михаила, созданный Хилем Моралесом Младшим, Габриэлем Йоли, Хуаном де Саласом и флорентийцем Джованни де Морето (или Моретто ). Последний также руководил строительством часовни, которая считается одним из лучших образцов архитектуры эпохи Возрождения и Платереско в Арагоне . Алтарный образ главного алтаря был закончен в начале 17 века. Убранство центральной апсиды было расписано Мануэлем Байе , зятем Франсиско Гойи , в 1792–1793 годах.
-
Нефовые своды
-
Орган
-
Столицы
-
Часовня Святого Михаила
-
Часовня Святой Анны
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Архиепископ. Хесус Санс Монтес является Апостольским администратором с января 2010 года. [1]
- ^ Министерство культуры Испании, Церковь-Собор Сан-Педро, (RI)-51-0000627-00000, 03.06.1931.
Ссылки
[ редактировать ]
- Бартал, Рут (1987). «Сохранение раннехристианских символов в Испании XII века». Принц Вианы (48): 299–315.
- Моралехо Альварес, Серафин (1979). «Романская скульптура собора Хака. Состояние проблем». Les Cahiers de Saint-Michel de Cuxa (10): 79–106.
- Альварес Мартинес, Росарио (2002). «Музыкальная иконография романской скульптуры в свете методов работы скульпторов: собор Хака, Лас-Платериас в Сантьяго-де-Компостела и Сан-Исидоро-де-Леон». Музыка в искусстве: Международный журнал музыкальной иконографии . 27 (1–2): 13–45. ISSN 1522-7464 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница на сайте jaca.com (на испанском языке)
- Центр исследований романской скульптуры Адольфа Гольдшмидта. «Сан-Педро-де-Хака» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2010 г.
- Центр исследований романской скульптуры Адольфа Гольдшмидта. «Библиографические ссылки о Сан-Педро-де-Хака» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2010 г.
- Искусство средневековой Испании, 500–1200 гг. н.э. , каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о соборе Хака (№ 88).